РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ИНДИКАТИВНЫХ ПЛАНОВ
В. Ф. БАЛАБАЙКИН, доктор экономических наук, профессор, Т. П. КОЖЕВНИКОВА, аспирант, Челябинская ГАА
454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 75
Ключевые слова: стратегии развития, индикативные планы, молокоперерабатывающие предприятия, ресурсоем-кость, оптимизация индикативных показателей.
Keywords: strategy of development, indicative plans, milk-processing enterprises, resources capacity, optimization of indicative indicators.
Разработка стратегий развития для молокоперерабатывающих предприятий является необходимым условием оптимального функционирования в условиях конкурентной борьбы за определенные рынки сбыта молочной продукции. В настоящее время конкурентная борьба усиливается, учитывая поставки молочной продукции из Белоруссии и предстоящее вхождение России в ВТО. В этих условиях целесообразно разрабатывать различные стратегии развития на основе индикативных планов. Необходимо учитывать особенности индикативных показателей, входящих в индикативный план.
Системный подход предполагает использование индикативного плана, в котором содержится характеристика всем основным элементам, влияющим на конечный результат молокоперерабатывающих предприятий.
Индикативное планирование выступает в качестве инструмента, дающего предприятиям ориентиры на будущее и позволяющего отслеживать процесс достижения этих ориентиров.
В отличие от абсолютных показателей, дающих лишь количественную оценку, относительный показатель позволяет определить нужное направление изменения исходного показателя. Индикатор характеризует граничные (минимальные и максимальные) значения, например, в отношении уровня трудоемкости, материалоемкости, энергоемкости. Рассчитанный интервал изменения анализируемого показателя является базой, на основании которой можно варьировать принимаемыми управленческими решениями. В определенном интервале можно принимать управленческие решения, обеспечивающие функционирование предприятия в режиме, отличном от кризисного.
Если значения индикаторов приближаются к граничным значениям, то это означает, что предприятие приближается к критическому состоянию и необходимо корректировать разработанную стратегию развития предприятия.
Каждое предприятие разрабатывает собственные индикативные планы, ориентируясь на планы самого значимого предприятия на данном рынке. Поэтому индикативный план значимого предприятия целесообразно трактовать как систему ориентирующих показателей для предприятий, функционирующих на данном рынке. В результате отдается предпочтение традиционным рыночным механизмам саморегулирования, понимая важность объективной необходимости планирования молокоперерабатывающей отрасли в целом. Будем анализировать функционирование трех ведущих молокоперерабатывающих предприятий в Челябинской области за три года (2008-2010 гг.): Челябинского городского
молочного комбината, Чебаркульского молочного завода, Магнитогорского молочного завода.
Определяющее значение на разработку стратегий развития для молокоперерабатывающих предприятий играют два основных агрегированных фактора:
а) индикативный план, построенный на основе рациональных индикаторов;
б) ситуация на рынках молочной продукции, средств производства для молокоперерабатывающих предприятий и рабочей силы.
Рассмотрим подробнее каждый из этих агрегированных факторов.
Индикативный план. В общем виде индикативный план характеризуется следующей функцией:
(1)
IR (ж,,
ж
ж
В план входят 12 индикативных показателей:
ж1
ж2
ж
- фондоемкость;
■ материалоемкость; трудоемкость;
удельный вес транспортных затрат;
ж6 — энергоемкость; ж7 — водоемкость;
8 — зарплатоемкость;
9 — удельный вес амортизационных отчислений;
X,
X
10 — налогоемкость;
Х11 — удельный вес прочих затрат;
х12 — затратоемкость.
Каждый из этих показателей отражает вклад определенного ресурса в производство молочной продукции. Последний показатель отражает общую ситуацию с затратами на производство — затратоемкость.
Ситуация на рынках молочной продукции, средств производства для молокоперерабатывающих предприятий и рабочей силы.
Данная ситуация характеризуется следующими показателями:
Ес — эластичность спроса по ьму молочному продукту;
— коэффициент вариации спроса по ьму молочному продукту;
— коэффициент вариации предложения по ьму молочному продукту;
Р Т — потребительский потенциал по ьму молочному п родукту;
Р г- — производственный потенциал по ^му молочному продукту;
— оценка коммерческого риска по ^му молочному продукту.
4
5
Производство молочных продуктов разделим на 5 этапов: прием сырья; сепарация молока; пастеризация молока; производство молочной продукции; фасовка готовой продукции. Перечислим основные виды оборудования, используемые в производстве молочной продукции:
— 2^. 5 — аппарат фасовочно-упаковочный, приобретенный на j-м рынке, используемый на 5-м технологическом этапе;
т(3'
(3) "ш 5
электронные весы, приобретенные на j-м
рынке, используемые на 1-м технологическом этапе;
г (2) ■
приборы по определению жирности и кислотности, приобретенные на j-м рынке, используемые на
1-м технологическом этапе;
— г. — ванны по приему молока, приобретенные на j-м рынке, используемые на 1-м технологическом
этапе; (4)
— 2;1 — охладительные системы, приобретенные на j-м рынке, используемые на 1-м технологическом
этапе;
Д5)
— ^;1 — молокопровод, приобретенный на j-м
рынке, (6)1 ользуемый на 1-м технологическом этапе;
— 2;1 — насос центробежный, приобретенный на j-м рынк(7) используемый на 1-м технологическом этапе;
— 2;1 — насос роторный, приобретенный на j-м рынке, используемый на 1-м технологическом этапе;
— г (12) — сепаратор-сливкоочиститель, приобретен-
■ ' 2
ный на j-м рынке, используемый на 2-м технологическом этапе; _(2)
— 2 — электросепаратор «Сибирь-2», приобретенный на j-м рынке, используемый на 2-м технологи- RS = RS (Ес ,ЖР, РТ, PR, R, К, L)
ческом этапе;
2 (3)
.2
установка бактерицидной обработки молока, приобретенная на j-м рынке, используемая на
2-м технологическом этапе;
— г р"1 — сепаратор для высокожирных сливок, приобретенный на j-м рынке, используемый на 2-м технологическом этапе;
— г (52) — сепаратор для холодной очистки молока, приобретенный на j-м рынке, используемый на 2-м технологическом этапе;
— г(6) — сепаратор-молокоочиститель, приобретен-
■ ' 2
ный на j-м рынке, используемый на 2-м технологическом этапе;
сепаратор-осветлитель, приобретенный на j-м рынке, используемый на 2-м технологическом этапе;
— г (13) — пастеризатор-охладитель, приобретенный на j-м рынке, используемый на 3-м технологическом этапе;
(2)
— 2 .3 — ванна для пастеризации, приобретенная на j-м рын 1(3) используемая на 3-м технологическом этапе;
— 2.3 — танк универсальный, приобретенный на j-м рынке, ользуемый на 3-м технологическом этапе;
— 2.3 — охладитель молока, приобретенный на j-м рынке, используемый на 3-м технологическом этапе;
г(1)
І 4
комплекс для производства творога КПТ-
02, приобретенный на j-м рынке, используемый на 4-м технологическом этапе;
— г(4) — маслоизготовитель, приобретенный на j-м рынке, используемый на 4-м технологическом этапе;
— г (34) — ванны созревания кисломолочных продуктов, приобретенные на j-м рынке, используемые на 4-м технологическом этапе;
(4)
— г. 4 — заквасочник, приобретенный на j-м рынке, используемый на 4-м технологическом этапе;
— — аппарат для фасовки сливочного масла, приобретенный на j-м рынке, используемый на 5-м технологическом этапе;
линия для фасовки и упаковки молочных продуктов, приобретенная на j-м рынке, используемая на 5-м технологическом этапе;
— г^4'1 — автомат для розлива и упаковки молока, приобретенный на j-м рынке, используемый на 5-м технологическом этапе.
Для удобства будем рассматривать агрегированный показатель, характеризующий использование молокоперерабатывающего оборудования: К. = К (г.) — молокоперерабатывающее оборудование для производства молочной продукции ьго вида, приобретенное на j-м рынке.
Для эксплуатации вышеперечисленного молокоперерабатывающего оборудования необходимы специалисты соответствующей квалификации.
Для удобства не будем проводить детальную классификацию рабочей силы, а будем рассматривать показатели, характеризующие в целом использование рабочей силы.
Ь. — объем рабочей силы, приобретенный на j-м рынке для производства ^го вида молочной продукции.
Тогда рыночная ситуация в некотором смысле будет функцией от перечисленных параметров и можно записать:
(2)
Параметры представлены без индекса, их следует рассматривать как агрегированные показателе по всем видам молочной продукции, например, ус = ^ ус .
Причем исходной информации достаточно, чтобы провести обратную процедуру к конкретному виду молочной продукции ьго вида.
Будем предполагать, что разрабатываемые стратегии должны удовлетворять следующим требованиям:
— стратегии должны быть внутренне целостными, рассчитанные оптимальные индикативные показатели должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены;
— должен быть обеспечен баланс между целями и ресурсами.
В конечном итоге после разработки стратегий развития молокоперерабатывающих предприятий необходимо ответить на основные вопросы:
1. Каковы оптимальные значения индикативных показателей?
2. Какова потребность в молокоперерабатывающем оборудовании?
3. Какова потребность в рабочей силе заданной квалификации?
4. Какова возможная эффективность после реализации данной стратегии?
Прежде чем приступать к решению задач, следует определиться с выбором стратегий. Множество возможных ситуаций на рынках молочной продукции и множество производственных возможностей молокоперерабатывающих предприятий предопределяют множество соответствующих стратегий развития.
Для примера рассмотрим с точки зрения предельных значений параметров наиболее типичную стратегию производителей на рынках молочной продукции.
1. Стратегия максимальной атаки.
1.1. Благоприятная рыночная ситуация.
1.2. Благоприятные производственные возможности.
Т. е. все параметры, характеризующие рыночную ситуацию, принимают предельные значения, а предприятия имеют реальные возможности удовлетворить спрос рынка.
При этих условиях производитель принимает решение:
— максимизировать цену реализации готовой продукции;
— максимизировать выпуск готовой продукции.
Используя регрессионный анализ, можно определить
зависимость выпуска молочной продукции от значений индикативных показателей.
V = /г (Х1, Х2 , ..., Х12 ) ,
Где Vг — объем молочной продукции ьго вида;
/г — функция, описывающая зависимость выпуска молочной продукции ьго вида от 12 индикативных показателей.
Введем дополнительные переменные:
Vг — объем ьго вида молочной продукции;
р — цена реализации единицы ьго вида молочной продукции;
(tzv) — транспортные затраты на единицу ьго вида молочной продукции к j-му рынку;
( РК )г. — стоимость единицы ^го вида оборудования, приобретенного на j-м рынке;
(ХхК). — транспортные затраты по транспортировке единицы ьго вида оборудования с j-го рынка;
( рЬ)г. — средняя ставка единицы трудовых ресурсов, необходимых для работы на ьм виде оборудования, приобретенных на j-м рынке;
^Ь). — транспортные затраты на единицу трудовых ресурсов, необходимых для работы на ^м виде оборудования, приобретенных на j-м рынке.
Для каждого молокоперерабатывающего предприятия возникает задача максимизации следующего функционала:
(3)
Ё Ріуі-Ё V Ё ({2у)ч МЁЁ( рк )їкї+ЁЁ)чкь і=1 І = 1I і=1 І = 1 і=1 І = 1
ЕЕ ( рЬ) Ь + ЕЕ Ь
^ =1' .=1 г=1 .=1
Данный функционал состоит из трех основных составляющих.
Первая составляющая — выручка от реализации молочной продукции за минусом затрат на транспортировку молочной продукции к потребителям.
Таблица 1
Оптимальные значения индикативных планов
показатели Магнитогорский молочный завод Чебаркульский молочный завод Челябинский молочный комбинат
2008 2009 2010 среднее 2008 2009 2010 среднее 2008 2009 2009 среднее
фондоемкость; 0,1031 0,0768 0,0603 0,0801 0,0736 0,0629 0,0569 0,0645 0,0793 0,0604 0,0661 0,0686
Х2 — материалоемкость 0,5513 0,6202 0,5298 0,5671 0,5653 0,5995 0,5267 0,5638 0,5783 0,6437 0,5467 0,5896
х3 — трудоемкость 1,3689 1,1526 1,0206 1,1807 1,0671 0,7903 0,7408 0,8661 1,0339 0,8971 1,1528 1,0279
Х4 — удельный вес транспортных затрат 0,0327 0,0261 0,0201 0,0263 0,0404 0,0292 0,0162 0,0286 0,0538 0,0324 0,0177 0,0346
Х5 — топливоемкость 0,0023 0,0076 0,0089 0,0062 0,0143 0,0133 0,0125 0,0134 0,0041 0,0042 0,0115 0,0066
х6 — энергоемкость; 0,01 0,0118 0,0141 0,0119 0,0126 0,010 0,0096 0,0107 0,0122 0,0122 0,0138 0,1273
Х7 — водоемкость; 0,0047 0,0051 0,0052 0,005 0,0058 0,0075 0,0059 0,0064 0,0069 0,0054 0,061 0,0061
Х8 — зарплатоемкость 0,1287 0,1385 0,1375 0,1349 0,0972 0,1059 0,097 0,1 0,0833 0,0969 0,1377 0,1059
Х9 — удельный вес амортизационных отчислений 0,0168 0,0143 0,0142 0,0151 0,0165 0,0168 0,0145 0,0157 0,0144 0,0129 0,0156 0,0124
Х10 — налого емкость; 0,0046 0,0042 0,0052 0,0046 0,0059 0,0033 0,0044 0,0045 0,0042 0,0046 0,0048 0,0045
Хл 11 — удельный вес прочих затрат 0,0286 0,0148 0,0123 0,0186 0,0669 0,0673 0,0487 0,0609 0,1647 0,0886 0,0784 0,1106
Х12 — затратоемкость 0,7797 0,8426 0,7473 0,7899 0,8249 0,8531 0,7758 0,8179 0,9219 0,9009 0,8872 0,9033
Вторая составляющая — затраты на приобретение и транспортировку молокоперерабатывающего оборудования к местам потребления.
Третья составляющая — затраты на приобретение и транспортировку рабочей силы к местам потребления.
При этом должны выполняться следующие ограничения*
' /г(х, х2, ..., х12) < (Шр)г (5)
Объем выпускаемой молочной продукции ьго вида не может быть больше емкости рынков по данному виду молочной продукции.
±УгX^), < Т2 (6)
1=1
Транспортные затраты по доставке готовой продукции к местам реализации не могут превосходить предельной величины TZ.
п тК
п тК
X X ( РК), К, ^К), К, < ФН
>=1 ,=1 >=1 ,=1 (7)
Общие затраты на приобретение оборудования и его транспортировку не должны превосходить заданной величины ФН.
тЬ
тЬ
(8)
XX ( рЦ) ,Ь, + XX «Ь, Ь, < ФП
1=1 ,=1 I=1 ,=1
Затраты на рабочую силу не могут превышать заданной величины ФП.
В результате решения данной модели системы уравнений определяются значения индикативных показателей ( х1, х2, х12) и К и Ь в данный момент времени.
Удерживая значения индикативных показателей на рассчитанном уровне, анализируемые предприятия имеют реальную возможность получить максимальную прибыль. В данной статье мы рассмотрели индикативный план, включающий только 12 показателей. Нет никаких принципиальных ограничений для расширения данного плана дополнительными показателями. Системный подход позволяет управленческим структурам молокоперерабатывающих предприятий управлять всей совокупностью индикативных показателей, следовательно, и всем молокоперерабатывающим предприятием в целом.
Рассчитанные значения индикативных показателей, а также значение затрат на молокоперерабатывающее оборудование и затрат на рабочую силу позволяют дополнительно повысить рентабельность трех рассмотренных молокоперерабатывающих предприятия от 4-х до 6-ти процентов.
Таблица 2
Оптимальные значения основных производственных показателей
Показатели ОАО «Магнитогорский молочный завод» ОАО «Чебаркульский молочный завод» ОАО «Челябинсский городской молочный комбинат»
Стоимость основных средств
2008 60273 63890 58711
2009 58523 74764 67413
2010 53085 81427 86263
Выручка от реализации молочной продукции
2008 584337 867751 737623
2009 761734 1186773 932644
2010 879882 1312035 897766
Себестоимость реализованной продукции
2008 457226 692677 575899
2009 565321 865146 711879
2010 642921 896596 669273
Прибыль от реализации молочной продукции
2008 127111 175074 161724
2009 196413 321627 220765
2010 236961 415439 228493
Численность работающих
2008 400 463 406
2009 439 469 436
2010 449 486 588
Фонд оплаты труда
2008 60144 75316 51986
2009 85443 112531 75009
2010 99123 113064 112773
Средняя заработная плата
2008 12530 13484 10670
2009 16219 19995 14336
2010 18397 19287 15982
Литература
1. Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М. : Прогресс, 1975.
2. Ланкастер К. Математическая экономика. М. : Советское радио, 1972.
3. Агапцов С. А. [и др.]. Индикативное планирование как основа стратегического развития промышленного предприятия. М. : Высшая школа, 2002.