ВестникВТУИТ/Proceedings of VSUET, Т. 80, № 4, 2018-
Оригинальная статья/Original article_
УДК 332.8
DOI: http://doi.org/10.20914/2310-1202-2018-4-456-462
Разработка программы комплексного развития коммунальной _инфраструктуры_
Татьяна К. Руткаускас 1 [email protected] _Екатерина В. Шукшина 1 [email protected]
1 Российский государственный профессионально-педагогический университет, ул. Машиностроителей,! 1, г. Екатеринбург,
620000, Россия_
Аннотация. Коммунальные услуги важная часть жизнеобеспеченности населения. Качество и надежность предоставления коммунальных услуг определяет уровень жизни населения. Предоставление качественных услуг населению является одним из индикаторов развития региона. Именно поэтому так важно грамотно спрогнозировать и разработать Программы, влияющие на показатели оказания коммунальных услуг. Главной составляющей успешного развития жилищно-коммунальной сферы является грамотная управленческая среда. Управление в коммунальном хозяйстве представляет собой процесс достижения субъектами управления поставленных целей и заявленных задач, посредством реализации мероприятий над объектами управления. Для реализации этих мероприятий и повышения уровня предоставляемых услуг разрабатываются Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры территории. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры представляет собой механизм реализации полномочий муниципальных образований в сфере обеспечения потребителей качественными и доступными коммунальными услугами, а также ключевой документ, определяющий вектор развития инженерной инфраструктуры на долгосрочную перспективу (в соответствии со сроком действия генерального плана). Реализация программ комплексного развития коммунальной и социальной инфраструктуры является механизмом осуществления Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации. Разработка программ комплексного развития систем коммунальной и социальной инфраструктуры необходима для обеспечения ресурсосбережения, формирования рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса, повышения уровня качества и доступности услуг здравоохранения и образования Выявлены определяющие признаки, на которые стоит обратить внимание при разработке Программы, учесть их и ключевые особенности каждой территории. Путем реализации заложенных в Программу мероприятий, является возможным достижение высоких показателей уровня жизни, качества коммунальных услуг и максимального уровня доступности услуг в жилищно-
коммунальной сфере._
Ключевые слова: жилищно-коммунальная сфера, реформирование, управление, методы, факторы, комплекс мероприятий,
The development of the program of complex development of communal infrastructure
Tatiana K. Rutkauskas 1 [email protected] Ekaterina V. Shukshina 1 [email protected]
1 Russian state vocational pedagogical University, Mashinostroiteley str., 11, Ekaterinburg, 620000, Russia__
Abstract. Utilities are an important part of the population's livelihood. The quality and reliability of public services determines the standard of living of the population. The provision of quality services to the population is one of the indicators of the region's development. That is why it is so important to correctly predict and develop Programs that affect the performance of public services. The main component of the successful development of housing and communal services is a competent management environment. Management in the municipal economy is a process of achieving the objectives and stated objectives by the subjects of management, through the implementation of measures on the objects of management. To implement these measures and improve the level of services provided, programs are being developed for the integrated development of municipal infrastructure systems in the territory. Program of complex development of systems of municipal infrastructure is a mechanism for the implementation of the powers of municipalities in the field of providing consumers with quality and affordable utilities, as well as a key document that determines the vector of development of engineering infrastructure in the long term (in accordance with the term of the master plan). The implementation of programs for the integrated development of municipal and social infrastructure is a mechanism for the implementation Of the strategy for the development of housing and communal services in the Russian Federation. Development of programs of complex development of systems of municipal and social infrastructure is necessary for ensuring resource saving, formation of market mechanisms of functioning of housing and communal complex, increase of level of quality and availability of services of health care and education the defining signs which should be paid attention at development of the Program, to consider them and key features of each territory are Revealed. Through the implementation of the measures included in the Program, it is possible to achieve high standards of living,
the quality of public services and the maximum level of availability of services in the housing and communal sector._
Keywords: housing and communal services, reformation, management, methods, factors, set of measures, development, features, safety, quality_
Для цитирования Руткаускас Т.К., Шукшина Е.В. Разработка программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры // Вестник ВГУИТ. 2018. Т. 80. № 4. С. 456-462. doi: 10.20914/2310-1202-20184-456-462
For citation
Rutkauskas T.K., Shukshina E.V. The development of the program of complex development of communal infrastructure. Vestnik VGUIT [Proceedings of VSUET]. 2018. vol. 80. no. 4. pp. 456-462. (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2018-4-456-462
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных составляющих успешной экономики страны, именно поэтому неотъемлемой частью всех муниципалитетов является развитие этой отрасли.
Особенность развития жилищно-коммунального хозяйства обусловлена его социальной и экономической значимостью, а также сложной системой взаимосвязей хозяйствующих субъектов и потребителей услуг, в первую очередь, населения.
Кризисное состояние жилищно-коммунальной отрасли, проблемы реформирования и модернизации в настоящее время по-прежнему актуальны.
К слабым сторонам жилищно-коммунального хозяйства можно отнести:
• недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством;
• неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;
• низкое качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
• низкий уровень инвестиционной привлекательности отрасли;
• высокий физический износ коммунальной и инженерной инфраструктуры;
• низкая эффективность работы объектов внешнего благоустройства и инженерного оборудования;
• неразвитость инфраструктуры в сфере обращения с ТКО;
• неудовлетворительное техническое состояние очистных сооружений, полный физический износ оборудования.
Низкое качество предоставляемых услуг ЖКХ - это комплексная проблема, которая включает в себя изношенность коммунальных фондов и недостаток мощностей. Старые коммуникации (водопровод, канализация, газопровод, электросети) работают неэффективно, с большими энергозатратами и потерями ресурсов, которые включены в тариф, а следовательно, и оплачиваются потребителями. По всем видам жилищно-коммунальных предприятий Свердловской области степень износа основных фондов превышает среднероссийский уровень. Самый высокий уровень износа наблюдается на предприятиях, осуществляющих производство, передачу и распределение пара и горячей воды
(тепловой энергии) - 59,0% (показатель по Российской Федерации - 43,4%). Уровень износа на предприятиях, осуществляющих работы по сбору, очистке и распределению воды составляет 56,1% (по Российской Федерации -55,3%); удалению сточных вод и отходов -51,8% (по Российской Федерации - 37,2%); управлению жилым фондом - 46,6% (по Российской Федерации - 27,4%); управлению нежилым фондом - 31,1% (по Российской Федерации -22,1%) (постановление Правительства Свердловской области от 22 12 2008 г. № 1354-ПП «О концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2009-2020 годы»).
На отдельных территориях качество поставляемых услуг не соответствует установленным стандартам и нормативам (например, несоответствующие характеристики воды).
Растущие потребности жителей в энергоносителях превосходят заложенный потенциал мощности сетей на многих территориях. Большая нагрузка приводит к сбоям в процессе эксплуатации и отключениям.
Одним из основных документов территории, ориентированной на рост социального уровня жизни населения, устранения проблем коммунальной инфраструктуры, является «Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры».
«Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры» (далее - Программа) представляет собой механизм реализации полномочий муниципальных образований в сфере обеспечения потребителей качественными и доступными коммунальными услугами.
Помимо этого, Программа - это документ, отражающий основные направления деятельности органов управления в коммунальной сфере.
Разработка Программы производится на основе генерального плана развития муниципального образования, схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и т. д., а также муниципальных программ.
На данный момент существуют методические рекомендации по разработке Программы, общие для всех территорий. Следует помнить, что каждому муниципалитету при формировании Программы стоит рассматривать ее с учетом его специфических особенностей.
Именно поэтому нами была разработана классификация территорий с учетом их особенностей на примере Свердловской области.
Основываясь на вышеуказанных нормативно-правовых актах, выделяем такой классификационный признак, как численность населения.
Все анализируемые муниципальные образования распределены в 6 типологических групп по численности населения:
1 группа - до 10 000 чел.;
2 группа - от 10 001 до 30 000 чел.;
3 группа - от 30 001 до 50 000 чел.;
4 группа - от 50 001 до 100 000 чел.;
5 группа - от 100 001 до 500 000 чел.;
6 группа - свыше 500 001 чел. - муниципальное образование «город Екатеринбург», выполняющий функции административного центра субъекта РФ.
Безусловно, данный признак является значимым критерием при разработке Программы, так как играет важную роль при планировке застройки территории, а, следовательно, подключения абонентов к вновь проложенным сетям.
При застройке территории, прокладке коммунальных сетей, подключении новых абонентов необходимо точно знать динамику численности населения, плотность застройки территории, чтобы грамотно рассчитать строительство объектов коммунальной инфраструктуры. Мероприятия по реконструкции, модернизации и постройке отражаются в Программе. Формируя Программу, разработчик должен основываться на генеральном плане и схемах, действующих на территориях, в которых также отражены ключевые мероприятия, реализуемые на территории в ближайшее время. Именно поэтому необходимо планомерно актуализировать Программы в зависимости от численности населения, учитывая уровень миграции населения, динамику роста населения или его снижения.
Например, по данным Управления федеральной службы государственной статистики по Свердловской и Курганской области в январе-сентябре 2017 г. в Свердловской области:
- родилось 40,2 тыс. детей (88,1% к уровню января-сентября 2016 г.);
- умерло 43,8 тыс. чел. (96,0% к уровню января-сентября 2016 г.).
Естественная убыль населения составила 3551 человек.
Анализ Программ, разработанных на территориях Свердловской области, показывает, что многие запланированные мероприятия через 2-3 года могут быть неактуальны. Численность населения каких-либо территорий может упасть либо наоборот возрасти и в прокладке новых сетей уже не будет необходимости, либо наоборот вопрос подключения новых абонентов будет стоять крайне остро.
Следующий критерий, которому следует уделить особое внимание при формировании Программы, - уровень доходов населения, проживающего на территории.
В январе-сентябре 2017 г. среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу организаций Свердловской области, по данным Управления федеральной службы государственной статистики по Свердловской и Курганской области, составила 33635,1 р. (105,8% к соответствующему периоду 2016 г.). Это общие статистические данные, а если рассмотреть МО «город Екатеринбург» и любое другое муниципальное образование, принадлежащее Свердловской области, мы увидим, что разница в доходах населения будет значительна. Именно поэтому при формировании Программы необходимо учитывать индекс потребительских цен и рост тарифов.
В сумме плата за все виды коммунальных услуг, которая будет отражена в квитанциях для населения ежемесячно, должна быть соразмерна с уровнем дохода населения на данной территории. На территории Свердловской области подписан указ об установлении максимальных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги на 2018 г. Данные индексы устанавливаются ежегодно. Они определяют, до какого предела предприятия ЖКХ могут поднять плату за коммунальные услуги. Если не возникнет острой необходимости, то предприятия ЖКХ имеют полное право полностью отказаться от повышения платы за коммунальные услуги.
Согласно указу губернатора Свердловской области «Об установлении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, на 2018 год» от 20.11.2017 г. № 589-УГ с 1 июля по 31 декабря 2018 г. предельный индекс роста тарифов составил 7%. Изменение (прирост) размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по всем муниципальным образованиям, расположенным на территории Свердловской области, не превышает значения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Свердловской области в размере 0% в первом полугодии 2018 г. и 4,5% -во втором полугодии 2018 г., утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 г. № 2353-р.
Следуя вышесказанному, при разработке Программы на каждой территории Свердловской области необходимо понимать, что, например, установка несоразмерно дорогостоящих приспособлений для очистки воды на территории, где низкий уровень доходов населения, сможет привести к неоправданно завышенному росту тарифов, что является невозможным в соответствии с указом губернатора.
Другая ситуация складывается с территорией города Екатеринбурга, либо другими передовыми муниципальными образованиями Свердловской области, где, например, при ранней разработке муниципальных программ, схем была заложена реконструкция (модернизация) сетей. Но на данном этапе развития стало очевидным, что при более плотной загрузке населением старые, пусть и реконструируемые сети или
Экономическое развитие региона во многом определяется уровнем инвестиционной активности. Инвестиционная привлекательность одна из необходимых составляющих экономики территории, повышения конкурентоспособности региона, обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста.
Мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности являются одним из ключевых моментов разработанных на территории стратегий и программ. В настоящее время все более распространенным становится заключение концессионного соглашения.
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое
модернизируемые котельные, могут не в полной мере обеспечить жителей необходимой коммунальной услугой. В данной ситуации будет более рациональна прокладка новых сетей, либо строительство новой, более мощной, котельной с учетом этого мероприятия в сумме платы населения за коммунальные услуги. Учитывая уровень доходов населения и предельный индекс размера платы, данное мероприятие должно грамотно отразиться в Программе и принести больший вклад в повышение уровня удовлетворенности качеством предоставляемых коммунальных услуг среди населения.
Табличные данные указаны в обобщенном формате, выступают в роли примера расчетных показателей по какой-либо территории. В Программе совокупный объем платы за коммунальные услуги отражается в таблице 1-3.
Таблица 1. Table 1.
имущество или недвижимое и движимое имущество, технологически связанное между собой и предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О концессионных соглашениях»).
Расчет совокупного платежа граждан по принятым данным в 2016 г.
Calculation of total payment of citizens according to the received data in 2016
Наименование услуги Service name Принятые значения Values Норматив Norm Средний тариф Average Стоимость услуг, руб./в месяц Cost of services, RUB / month
Теплоснабжение Heat supply Площадь 45 м2 0,02 Гкал/кв. м 1420,73 р. / Гкал 426,219
Холодное водоснабжение Cold water supply Проживает 3 чел. 4,6 куб. м/1 чел. 13,96 р./куб. м 192,65
Водоотведение Water disposal Соответствует водоснабжению 4,6 куб. м/1 чел. 12,12 р./куб. м 167,26
Электроснабжение Electrosupply Проживает 3 чел. 130 кВт-ч/1 чел. 2,10 р./кВт-ч 819,00
Газоснабжение Gas supply Проживает 3 чел. 12 куб. м/1 чел. 5,25 р./куб. м 189,00
Итого совокупный платеж в месяц | Total comprehensive payment per month 1794,13
6 0
Таблица 2.)
Расчет изменения совокупного платежа граждан до 2026 года в соответствии с прогнозным размером индексации совокупного платежа граждан Т
за коммунальные услуги, установленный Правительством РФ н
Table 2.^
Calculation of the change of total payment of citizens up to 2026 year in accordance with the forecast PThe index of total payment of Citizens ©
for utility services, established by the Government of the Russian Federation
Наименование услуги Service name 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г. 2026 г.
Теплоснабжение Heat supply 426,219 447,52995 469,90645 493,40177 518,07186 543,975451 571,17422 599,73294 629,71958 661,20556 694,265839
Холодное водоснабжение Cold water supply 192,65 202,2825 212,39663 223,01646 234,16728 245,875643 258,16943 271,0779 284,63179 298,86338 313,80655
Водоотведение Water disposal 167,26 175,623 184,40415 193,62436 203,30558 213,470854 224,1444 235,35162 247,1192 259,47516 272,448915
Электроснабжение Electrosupply 819 859,95 902,9475 948,09488 995,49962 1045,2746 1097,5383 1152,4152 1210,036 1270,5378 1334,0647
Газоснабжение Gas supply 189 198,45 208,3725 218,79113 229,73068 241,217215 253,27808 265,94198 279,23908 293,20103 307,861084
Итого | Total 1794,13 1883,8355 1978,0272 2076,9286 2180,775 2289,81376 2404,3045 2524,5197 2650,7457 2783,2829 2922,44709
e
S5>
o f S
Доступность коммунальных услуг в течение периода реализации Программы Availability of utility services during the period of the program implementation
Таблица 3.. Table 3.J§
Наименование критерия Уровень доступности в 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г. 2026 г.
The name of the criterion 2016 г.
Доля расходов на коммунальные услуги
в совокупном доходе семьи, % The share of expenses on utilities in the cumulative 19,2 >8,6 >8,6 >8,6 7,2-8,6 7,2-8,6 7,2-8,6 7,2-8,6 7,2-8,6 5,3-6,2 5,3-6,2
income of a family, %
Доля населения с доходами ниже
прожиточного минимума, % Share of population with incomes below the subsistence minimum, % 14 >12 >12 >12 8-12 8-12 8-12 8-12 8-12 7,7-8,1 7,7-8,1
Уровень собираемости платежей за коммунальные услуги, % Level of collection of payments for utilities, % 88,1 85-92 85-92 85-92 85-92 85-92 95,9-97,2 95,9-97,2 95,9-97,2 95,9-97,2 95,9-97,2
Доля получателей субсидий на оплату коммунальных
услуг в общей численности населения, % Share of recipients of subsidies for utilities 25,7 >15 >15 >15 >15 >15 >15 10-15 10-15 10-15 10-15
in the total population, %
N)
8 Эо
Другими словами, концессионное соглашение - это форма государственно-частного партнерства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказании услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях. Далеко не все территории могут называться инвестиционно-привлекательными. Изношенные объекты коммунальной инфраструктуры, недостаточность финансирования сферы ЖКХ способствовали снижению инвестиционной привлекательности территорий.
По данным коллегии Мининвеста, объем инвестиций организаций Свердловской области в 2017 г. вырос на 4%. Объем инвестиций в 2017 г. по полному кругу организаций составил 337, 8 млрд р.
В 2018 г. Министерство инвестиций и развития Свердловской области планирует заключить не менее пяти соглашений на принципах государственно-частного партнерства в сфере образования, жилищно-коммунального хозяйства и социального развития.
В данный момент совсем не просто найти инвесторов, готовых вложиться в реконструкцию и модернизацию коммунальной сферы, объясняя это неудовлетворительным состояниям ее объектов. Очевидно, что получение прибыли от использования этих объектов очень медленный процесс, который продлится на период действия концессионного соглашения.
Стоит отметить, что плата за реконструкцию объектов также отразится и на тарифах для населения. Таким образом, мы подошли к определяемому критерию - инвестиционной привлекательности территории. Если объекты коммунальной инфраструктуры находятся в удовлетворительном состоянии, тогда и речь может идти о привлечении инвесторов в коммунальную сферу данной территории, а следовательно, и о включении в Программу передовых
ЛИТЕРАТУРА
1 Аболин А.А. Основные направления реформирования ЖКХ муниципальных образований // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Часть 1. 2015. № 2. С. 37-40.
2 Авдеева Л.И. Менеджмент организации: теория и практика. 2002. 271с.
3 Аверченко В.А. ЖКХ России: состояние и перспективы // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Часть 1. 2014. № 11. С. 9-11.
4 Башмаков И.А., Папушкин В. Разработка программ развития, модернизации и реабилитации систем теплоснабжения // Альманах «Современные проблемы социальной политики в России». 2015. Т. 9.
5 Губина А.С. Риски инвестирования в жилищно-коммунальный комплекс // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. Часть 1. 2006. № 3. С. 45-48
мероприятий, отражающих модернизацию оборудования, его замену на более качественное. Также может идти речь и о строительстве или прокладке новых сетей, строительстве, а не реконструкции нового полигона ТКО и т. д. В случае если объекты коммунальной инфраструктуры на территории ненадлежащего качества, то и сложно говорить о ее инвестиционной привлекательности. Основным источником финансирования мероприятий на данной территории будет муниципальный или региональный бюджет, а следовательно, и мероприятия будут направлены на устранение экстренных неполадок, модернизацию или реконструкцию первостепенных для использования объектов. Не стоит забывать, что мероприятия в Программе должны быть реальные, выполнимые, исходя из технической возможности и финансовой обеспеченности территории.
В настоящее время политика государства должна быть нацелена на преодоление затянувшегося кризиса в коммунальной сфере, обеспечение ее стабильного развития. Коммунальная сфера обеспечивает функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий населенных пунктов, создавая удобства и комфортность проживания и нахождения в них населения предоставляя им широкий спектр коммунальных услуг.
При составлении Программы стоит обращать внимание на характерные черты территории, особенно при разработке мероприятий, включенных в ее состав. От того как разработчик составит, а исполнитель реализует Программу на территории, будет зависеть успешность коммунальной сферы данного муниципалитета. Грамотный подход при разработке и исполнении Программы позволит улучшить состояние коммунальной сферы как отдельной территории, так и страны в целом.
6 Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 559 с.
7 Ильина И.Н. Экономика городского хозяйства: учебное пособие. Москва: КНОРУС, 2013. 248 с.
8 Коцюбинский В.А. Особенности экономического роста и его моделирования. М.: Дело, 2013. 596 с.
9 Руткаускас Т.К. Формирование рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Теория, методология и практика: монография. Саарбрюккен: LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. 494 с.
10 Симионов Ю.Ф. Жилищно-коммунальное хозяйство: справочник. М.: Феникс, 2010. 843 с.
11 Юркин М.О., Николаева П.С. Состояние и преспективы развития национальной платежной системы на федеральном и субфедеральном уровне // Вестник НГИЭИ. 2016. № 7 (62). С. 130-140.
12 Хорев А.И., Овчинникова Т.И., Кобелева С.В. Развитие конкурентоспособных инновационных производств на основе интенсификации труда // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2014. № 2 (7). С. 9-16.
REFERENCES
1 Abolin A.A. The Main directions of reforming housing and communal services of municipalities. ZhKKh: zhurnal rukovoditelya i glavnogo buhgaltera [Housing and utilities: chief and chief accountant magazine. Part 1]. 2015. no. 2. pp. 37-40. (in Russian).
2 Avdeeva L.I. Menedzhment organizacii: teoriya i praktika [Management of the organization: theory and practice]. 2002. 271 p. (in Russian).
3 Averchenko V.A. housing and communal services of Russia: status and prospects. ZhKKh: zhurnal rukovoditelya i glavnogo buhgaltera [Housing and utilities: chief and chief accountant magazine. Part 1]. 2014. no. 11. pp. 9-11. (in Russian).
4 Bashmakov I.A., Papushkin V. Development of programs of development, modernization and rehabilitation of heat supply systems. Al'manah "Sovremennye problemy social'noj politiki v Rossii" [Almanac "Modern problems of social policy in Russia"]. 2015. vol. 9. (in Russian).
5 Gubina A.S. The risks of investing in housing and communal complex. ZhKKh: zhurnal rukovoditelya i glavnogo buhgaltera [Housing and utilities: chief and chief accountant magazine. Part 1]. 2006. no. 3. pp. 45-48. (in Russian).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Татьяна К. Руткаускас д.э.н., профессор, кафедра государственного и муниципального управления, Российский государственный профессионально-педагогический университет, ул. Машиностроителей,^, Екатеринбург, 620000, Россия, [email protected]
Екатерина В. Шукшина аспирант, кафедра государственного и муниципального управления Российский государственный профессионально-педагогический университет, Российский государственный профессионально-педагогический университет, ул. Машиностроителей, 11, Екатеринбург, 620000, Россия, [email protected]
КРИТЕРИЙ АВТОРСТВА Татьяна К. Руткаускас консультация в ходе исследования Екатерина В. Шукшина написала рукопись, корректировала её до подачи в редакцию и несёт ответственность за плагиат
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ПОСТУПИЛА 30.10.2018 ПРИНЯТА В ПЕЧАТЬ 19.11.2018
6 Doyle P. Menedzhment: strategiya i taktika [Management: strategy and tactics]. St. Petersburg, Peter, 2009. 559 p. (in Russian).
7 Ilyin I.N. Ehkonomika gorodskogo hozyajstva [Economics of urban economy]. Moscow, KNORUS, 2013. 248 p. (in Russian).
8 Kocyubinskij V.A. Osobennosti ehkonomicheskogo rosta i ego modelirovaniya [Features of economic growth and its modeling]. Moscow, Business, 2013. 596 p. (in Russian).
9 Rutkauskas T.K. Formirovanie rynochnyh otnoshenij v zhilishchno-kommunal'nom hozyajstve. Teoriya, metodologiya i praktika [Formation of market relations in housing and communal services. Theory, methodology and practice: monograph]. Saarbrucken, LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. 494 p. (in Russian).
10 Simionov Yu.F. Zhilishchno-kommunal'noe hozyajstvo [The Housing and communal services]. Moscow, Feniks, 2010. 843 p. (in Russian).
11 Yurkin M.O., Nikolaeva P.S. The state and prospects of development of the national payment system at the federal and subfederal level. Vestnik NGIEHI [Herald NGIEI]. 2016. no. 7 (62). pp. 130-140. (in Russian).
12 Horev A.I., Ovchinnikova T.I., Kobeleva S.V. The development of competitive innovative industries based on the intensification of labor. Ehkonomika. Innovacii. Upravlenie kachestvom [Economy. Innovation. Quality control]. 2014. no. 2 (7). pp. 9-16. (in Russian).
INFORMATION ABOUT AUTHORS Tatiana K. Rutkauskas Dr. Csi. (Econ.), professor, state and municipal management department, Russian state vocational pedagogical University, Mashinostroiteley str., 11, Ekaterinburg, 620000, Russia, [email protected]
Ekaterina V. Shukshina graduate student, state and municipal management department, Russian state vocational pedagogical University, Mashinostroiteley str., 11, Ekaterinburg, 620000, Russia, [email protected]
CONTRIBUTION Tatiana K. Rutkauskas consultation during the study Ekaterina V. Shukshina wrote the manuscript, correct it before filing in editing and is responsible for plagiarism
CONFLICT OF INTEREST The authors declare no conflict of interest. RECEIVED 10.30.2018 ACCEPTED 11.19.2018