ВЕСТНИК о/ОП^/1
2/2014
УДК 338.465
А.Ю. Бутырин, А.В. Чернышев, К.П. Грабовый
ФГБОУ ВПО «МГСУ»
ХАРАКТЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА КАК СЛОЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
В настоящее время система жилищно-коммунального хозяйства функционирует недостаточно эффективно. Предоставление жилищно-коммунальных услуг не соответствует существующим требованиям российских стандартов. Задачи предоставления качественных услуг населению и формирование системы их объективной стоимостной оценки могут быть решены посредством реформирования жилищно-коммунальной сферы с возможностью привлечения средств частных инвесторов.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, организационно-экономическая система, стратегическое планирование, финансирование жилищно-коммунального хозяйства, жилищно-коммунальные услуги, жилищно-коммунальный комплекс.
Теоретические и практические исследования в области эффективных механизмов управления жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ), особенностей привлечения инвестиций, стратегического планирования и других аспектов его функционирования требуют постоянного мониторинга и систематизации. Все чаще авторами используется инновационные подходы и методы к определению сущности ЖКХ и описанию особенностей его функционирования. При этом в российской и зарубежной практике принято ЖКХ рассматривать как систему с различных позиций. Одним из направлений исследования ЖКХ является всесторонний анализ системы с точки зрения отраслевой специфики как:
отрасль территориальной инфраструктуры, которая формирует жизненную среду человека;
достаточно автономные предприятия различных сфер деятельности; одной из подотрасли сферы услуг.
Ряд известных российских экономистов (А.М. Саралидзе, С.А. Тарана, Е.В. Чекалина, Д.М. Жукова, Р.Т. Акчурина) под ЖКХ понимают сложную многоотраслевую и многофункциональную социально-экономическую систему предприятий и организаций различных форм собственности, разнообразные результаты труда которых выступают в форме товаров и услуг, формирующих комфортную жизненную среду человека с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах.
Анализ различных точек зрения позволил авторам сформулировать собственное определение ЖКХ: комплекс ЖКХ — сложная многоуровневая организационно-экономическая система, содержащая в себе совокупность подотраслей и функционирующая с целью обеспечения условий комфортного проживания граждан. ЖКХ помимо того, что является сложной функциональной,
технико-технологической и организационной структурой, имеет четкую социальную направленность функционирования.
Таким образом, авторами определена цель функционирования ЖКХ — формирование комфортных условий жизнедеятельности населения путем гарантированного предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), необходимых для поддержания уровня благоустройства жизнедеятельности потребителей услуг.
Для достижения данной цели реализуются соответствующие приоритеты в сфере развития ЖКХ, направленные на предоставление качественных ЖКУ: использование экономических методов стимулирования предоставления качественных ЖКУ;
проведение реформирования в сфере ЖКХ, направленного на формирование дифференцированной системы оплаты ЖКУ;
совершенствование механизмов сбора и расчетов в сфере ЖКХ; сокращение взаимозадолженностей и перекрестного субсидирования в жилищно-коммунальной сфере;
четкий контроль органов власти в вопросах ценового регулирования естественных монополий;
стимулирование и расширение сфер энерго- и ресурсосбережения в ЖКК; формирование единого стандарта (на государственном и муниципальном уровнях) стоимости и качества оказываемых услуг; развитие конкурентных отношений в сфере ЖКХ;
внедрение системы страхования рисков в жилищно-коммунальном комплексе.
Анализируя понятие жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) авторы пришли к выводу, что ЖКК — система, включающая набор экономических, технических и иных взаимосвязанных объектов, обеспечивающих функционирование и развитие муниципального образования посредством жилищно-коммунального обслуживания населения и прочих потребителей.
Таким образом, устойчивое функционирование муниципального образования достигается путем решения следующих задач;
формирование единой нормативной базы, обеспечивающей прозрачность расчетов за ЖКУ;
усовершенствование системы мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятий, оказывающих ЖКУ;
проведение экспертизы процесса формирования стоимости услуг; совершенствование системы договорных отношений при оказании услуг населению жилищно-коммунальными предприятиями.
ЖКК состоит из следующих элементов: тепло-, электро- и газоснабжение; ремонтно-эксплуатационные службы; муниципальный транспорт; внешнее городское благоустройство: дорожное хозяйство, уличная уборка, домовая очистка с утилизацией твердых бытовых отходов и т.д., озеленение городов; гостиничное хозяйство; предприятия бытового обслуживания. Элементы ЖКК отличаются как взаимозависимостью, так и достаточной автономностью и большим разнообразием.
ВЕСТНИК о/ОП-1/1
2/2014
Существуют различные организационные формы предприятий ЖКК, такие как товарищества, кооперативные общества, государственные и муниципальные. В связи с реализацией программ приватизации возрастает роль частных предприятий при сокращении государственных и муниципальных.
Предприятия ЖКХ имеют существенный потенциал по снижению расходов на их содержание. В связи с этим существует высокая экономическая заинтересованность в проведении технической модернизации предприятий ЖКХ. Однако на сегодняшний день отсутствуют соответствующие резервы у органов государственной и муниципальной власти. В связи с этим существует ряд схем привлечения заемных средств сторонних частных инвесторов, среди них: 1) передача коммунальных предприятий и объектов инженерной инфраструктуры в доверительное управление; 2) формирование концессионных схем привлечения денежных средств.
Первое направление предполагает следующие этапы:
передача имущества управляющему без наделения его полномочиями собственника, т.е. управляющий осуществляет полномочия по управлению имуществом лишь в отведенном для него объеме;
срочность отношений на основании заключенного договора на управление; осуществление финансово-хозяйственной деятельности управляющего лишь в пределах получаемых им вознаграждений от доходов при использовании имущества.
К преимуществам второго направления относятся:
приток дополнительных источников внебюджетного финансирования в регионы или муниципальные образования;
создание дополнительных рабочих мест за счет использования прибыли, полученной от грамотного управления предприятием;
передача в управление возможна как для всего предприятия в целом, так и отдельных объектов инженерной инфраструктуры;
строительство, реконструкция и модернизация объектов коммунального назначения в результате реализации проекта;
обновление основных фондов после истечения срока действия договора на возвратной основе.
На протяжении последних десятилетий отрасль ЖКХ в РФ характеризуется как кризисная и находится в состоянии реформирования системы управления и формирования устойчивых основ функционирования. Последние годы экономических реформ в сфере ЖКХ позволили осуществить передачу общедомового имущества и обязательств по его содержанию и надлежащей эксплуатации в управление жильцам. В основе проводимых государством реформ лежат экономические принципы и закономерности:
формирование рынка частных экономических интересов на рынке услуг в ЖКХ;
фиксированная плата за ЖКУ;
наличие договорных механизмов, регулирующих отношения в сфере производства и потребления ЖКУ;
экономическая дифференциация и социальная защита граждан-плательщиков за ЖКУ.
Однако данный подход к реформированию имел ряд недостатков:
в ходе реформы сохранился затратный механизм функционирования ЖКК, однако при этом все обязательства по оплате ЖКУ перенесены с государства на население;
концепция реформирования не акцентировала внимание на научно-техническом прогрессе и инновационной деятельности как основе повышения эффективности функционирования ЖКК;
внедрение рыночных механизмов в сферу функционирования ЖКК не связывалось должным образом с повышением качества услуг и социальной защитой населения;
в финансировании ЖКК реализовывалась консервативная политика, предусматривающая не наращивание вложений, а передел собственности, изменение структуры и источников финансирования, а также соотношения между средствами бюджетов и населения.
Отсутствие грамотной политики в области развития ЖКХ в ходе реформирования привело к тому, что в комплексе наметился ряд негативных тенденций, основными из которых, по мнению авторов, являются существенное недофинансирование комплекса, рост необоснованных потерь коммунальных ресурсов и, как следствие, — увеличение себестоимости ЖКУ.
Таким образом, ЖКК является специфической организационно-экономической системой, обладающей характерными свойствами открытости, нелинейности и прозрачности. В связи с этим обоснованный подход к разработке программ развития ЖКК должен предполагать необходимость учета принципов системности, целенаправленности и комплексности, а также должен быть основан на существующей в теории и практике методологии управления сложными организационно-экономическими системами.
В настоящее время развитие ЖКК и финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса должно осуществляться государством с попыткой использования инновационных путей повышения энергоэффективности в жилищно-коммунальной среде и снижения изношенности фондов за счет разработки эффективных механизмов привлечения частных средств инвесторов.
Библиографический список
1. Смолина Л.Ф. Научные аспекты разработки организационно-экономического механизма реформирования жилищно-коммунальной политики регионов Крайнего Севера // Сб. науч. тр. Воронеж : ВГУРУ 2005. С. 32—38.
2. Руководство по оценке экономической эффективности инвестиций в энергосберегающие мероприятия / А.Н. Дмитриев, И.Н. Ковалев, Ю.А. Табунщиков, Н.В. Шилкин. М. : АВОК-ПРЕСС, 2009.
3. Костышак М.М. Капитальный ремонт жилищного фонда как элемент экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. М. : 2010. № 9 (66). С. 16—20.
4. Рубцов Ю.Ф., Хузягалиев А.Х. Факторы, определяющие финансовую инвестиционную политику в жилищно-коммунальном хозяйстве // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2009. № 5. С. 28—31.
5. Руткаускас Т.К. Исследование конкурентной среды рынка жилищно-коммунальных услуг // Экономика строительства. 2009. № 9. С. 11—19.
6. Ряховская А.Н., Таги-Заде Ф.Г. Тарифная политика в сфере ЖКХ в начале XXI века // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2008. № 10. С. 37—39.
7. Ряховская А.Н., Таги-Заде Ф.Г. Тарифная политика в жилищной сфере // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2009. № 2. С. 27—33.
8. Симионова Ю.Ф. Экономика жилищно-коммунального хозяйства. Ростов н/Д : МарТ, 2004.
9. Круглик С.И. Инвестиции в ЖКХ: выбор пути // Национальные проекты. 2007. № 9. С. 38—39.
10. Иванова Ю.В. Развитие жилищно-коммунального комплекса: аспект экономико-математического моделирования // Экономика строительства. 2006. № 3. С. 2—13.
11. Hammer M., Champy J. Reengineering the Corporation: A Manifestó for Business Révolution. N.Y. : Harper Collins, 1994.
12. Kerzner H.R. Project Management : a System Approach to planning, Scheduling and Controlling. N.Y., 1995.
13. Kliem R.L., Ludin I.S. Project management practitioner's book. N.Y. : American Management Association, 1998.
Поступила в редакцию в феврале 2014 г.
Об авторах: Бутырин Андрей Юрьевич — доктор юридических наук, профессор кафедры организации строительства и управления недвижимостью, Московский государственный строительный университет (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337,
г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8(499)183-85-57, [email protected];
Чернышев Алексей Валентинович — аспирант кафедры организации строительства и управления недвижимостью, Московский государственный строительный университет (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе,
д. 26, 8(499)183-85-57, [email protected];
Грабовый Кирилл Петрович — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры организации строительства и управления недвижимостью, Московский государственный строительный университет (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8(499)183-85-57, [email protected].
Для цитирования: Бутырин А.Ю., Чернышев А.В., Грабовый К.П. Характерные аспекты жилищно-коммунального комплекса как сложной организационно-экономической системы // Вестник МГСУ 2014. № 2. С. 196—202.
A.Yu. Butyrin, A.V. Chernyshev, K.P. Grabovyy
CHARACTERISTIC ASPECTS OF THE HOUSING AND UTILITIES COMPLEX AS A DIFFICULT ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC SYSTEM
The existing system of housing and utility services functioning is carried out for providing the relevant living environment standards to the population by means of effective functioning of the system of uninterrupted providing housing and utility services according to existing requirements of the Russian standards. Today there is a number of problems, which doesn't allow housing and utility services to function effectively. The main of them is providing high-quality housing and utility services to the population and system of their objective cost assessment. This problem is solved by means of reforming the housing and utility sphere with the possibility of attracting financial resources from private investors. Housing and Utility of the Russian Federation, the basis of which is the housing stock, has a very high specific weight in fixed assets of all the economy.
Thus, Housing and Utility is a typical difficult organizational and economic system possessing characteristic features of openness, nonlinearity and dissipativity. In this re-
gard, the reasonable approach to Housing and Utility development assumes the need to account for the principles of systemacity, focus and complexity, and also can be based on the existing in the theory and practice of management methodology by difficult organizational and economic systems.
Now Housing and Utility development and financing investment programs of the municipal complex organizations is carried out according to the relevant Federal law, according to which the establishment system of limit indexes of change of tariffs and investment extra charges to tariffs for services of the organizations of a municipal complex. Also, innovative ways of energy efficiency increase and decrease in wear of funds is an attempt of the state to develop effective mechanisms of attracting private funds from investors.
Key words: housing and utility services, organizational and economic system, strategic planning, housing and utility services financing, housing and utility complex.
References
1. Smolina L.F. Nauchnye aspekty razrabotki organizatsionno-ekonomicheskogo mekh-anizma reformirovaniya zhilishchno-kommunal'noy politiki regionov Kraynego Severa [Scientific Aspects of Management and Economic Mechanism Development for Reforming Housing and Utility Policy of the Far North Regions]. Sbornik nauchykh trudov [Collection of Scientific Works]. Voronezh, VGURU Publ., 2005, pp. 32—38.
2. Dmitriev A.N., Kovalev I.N., Tabunshchikov Yu.A., Shilkin N.V. Rukovodstvo po ot-senke ekonomicheskoy effektivnosti investitsiy v energo-sberegayushchie meropriyatiya [Guidance for Estimating Economic Efficiency of Investments into Energy Saving Measures]. Moscow, AVOK-PRESS Publ., 2009.
3. Kostyshak M.M. Kapital'nyy remont zhilishchnogo fonda kak element ekonomicheskoy bezopasnosti [Major Repairs of the Housing Stock as an Element of Economic Security]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' [National Interests: Priorities and Safety]. 2010, no. 9 (66), pp. 16—20.
4. Rubtsov Yu.F., Khuzyagaliev A.Kh. Faktory, opredelyayushchie finansovuyu investitsi-onnuyu politiku v zhilishchno-kommunal'nom khozyaystve [The Factors Determining Financial Investment Policy in Housing and Utility Services]. Zhilishchnoe i kommunal'noe khozyaystvo [Housing and Utility Services]. 2009, no. 5, pp. 28—31.
5. Rutkauskas T.K. Issledovanie konkurentnoy sredy rynka zhilishchno-kommunal'nykh uslug [Research into the Competitive Environment of the Housing and Utilities Market]. Eko-nomika stroitel'stva [Construction Economics]. 2005, no. 9, pp. 11—19.
6. Ryakhovskaya A.N., Tagi-Zade F.G. Tarifnaya politika v sfere ZhKKh v nachale XXI veka // Zhilishchnoe i kommunal'noe khozyaystvo. 2008. № 10. S. 37—39.
7. Ryakhovskaya A.N., Tagi-Zade F.G. Tarifnaya politika v zhilishchnoy sfere [Pricing Policy in the Housing Sphere]. Zhilishchnoe i kommunal'noe khozyaystvo [Housing and Utility Services]. 2009, no. 2, pp. 27—33.
8. Simionova Yu.F. Ekonomika zhilishchno-kommunal'nogo khozyaystva [Housing and Utility Services Economy]. Rostov on Don, MarT Publ., 2004.
9. Kruglik S.I. Investitsii v ZhKKh: vybor puti [Investments into Housing and Utility Services: Way Choice]. Natsional'nye proekty [National Projects]. 2007, no. 9, pp. 38—39.
10. Ivanova Yu.V. Razvitie zhilishchno-kommunal'nogo kompleksa: aspekt ekonomiko-matematicheskogo modelirovaniya [Housing and Utility Complex Development: Aspect of Economic and Mathematical Modeling]. Ekonomika stroitel'stva [Construction Economy]. 2006, no. 3, pp. 2—13.
11. Hammer M., Champy J. Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution. N. Y., Harper Collins, 1994.
12. Kerzner H.R. Project Management: a System Approach to Planning, Scheduling and Controlling. N. Y., 1995.
12. Kliem R.L., Ludin I.S. Project Management Practitioner's Book. N.Y., American Management Association, 1998.
About the authors: Butyrin Andrey Yur'evich — Doctor of Juridical Science, Professor, Department of Construction and Property Management, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, 129337, Moscow, Russian Federation; +7 (499) 183-85-57; [email protected];
Chernyshev Aleksey Valentinovich — postgraduate student, Department of Construction and Property Management, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, 129337, Moscow, Russian Federation; +7 (499) 183-85-57; osun_kaf@ mgsu.ru;
Grabovyy Kirill Petrovich — Doctor of Economical Sciences, Professor, Department of Construction and Property Management, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, 129337, Moscow, Russian Federation; +7 (499) 183-8557; [email protected].
For citation: Butyrin A.Yu., Chernyshev A.V., Grabovyy K.P. Kharakternye aspekty zhil-ishchno-kommunal'nogo kompleksa kak slozhnoy organizatsionno-ekonomicheskoy sistemy [Characteristic Aspects of the Housing and Utilities Complex as a Difficult Organizational and Economic System]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2014, no. 2, pp. 196—202.