Научная статья на тему 'Использование инструментов индикативного управления при разработке программ развития жилищно-коммунального комплекса муниципальных образований'

Использование инструментов индикативного управления при разработке программ развития жилищно-коммунального комплекса муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ / ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаев Н. Н., Шадейко Н. Р., Колыхаева Ю. А., Селиверстов А. А.

Статья посвящена применению инструментов индикативного управления при разработке программ развития жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) муниципальных образований. Значительные сложности, которые необходимо преодолевать в процессе развития ЖКК, требуют применения новых методик управления. Кроме того, при планировании развития жилищно-коммунальной инфраструктуры региона целесообразно использование инструментов, позволяющих учитывать местные условия и ресурсы. В качестве таких инструментов обосновано применение индикативного планирования, которое должно учитывать возможность предварительного анализа ситуации в ЖКК, позволять оценивать ожидаемый эффект от реализации муниципальных программ развития жилищно-коммунальной инфраструктуры. В настоящей работе приведена авторская трактовка системы индикаторов и регуляторов управления ЖКК, включающей индикаторы прямого и косвенного управления, а также неуправляемые регуляторы. Обосновано, что важнейшей задачей в построении системы индикаторов является поиск ограниченного количества наиболее важных индикаторов, влияющих на качественные процессы в ЖКК. При разработке системы индикаторов развития ЖКК необходимо также исходить из приоритетных направлений развития данного комплекса в конкретном муниципальном образовании, обозначенных в соответствующих программах социально-экономического развития, что позволит наиболее полно отразить индивидуальные особенности муниципалитета в разрабатываемой системе индикаторов развития жилищно-коммунальной инфраструктуры. В работе сделан вывод, что система ограниченного количества индикаторов обеспечивает представление о результатах и последствиях внедрения моделей управления ЖКК. При этом реализуются возможности вариантного моделирования, которое учитывает нелинейные взаимосвязи, восприятие нескорректированных первичных данных, а также способность к динамической трансформации выработанной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минаев Н. Н., Шадейко Н. Р., Колыхаева Ю. А., Селиверстов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование инструментов индикативного управления при разработке программ развития жилищно-коммунального комплекса муниципальных образований»

РЕФОРМА ЖКХ

УДК 338.46

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ*

Н.Н. МИНАЕВ, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления городским хозяйством E-mail: [email protected]

Н.Р. ШАДЕЙКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления городским хозяйством E-mail: [email protected]

Ю.А. КОЛЫ ХАЕВ А, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления городским хозяйством E-mail: [email protected]

А.А. СЕЛИВЕРСТОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления городским хозяйством E-mail: [email protected] Томский государственный архитектурно-строительный университет

Статья посвящена применению инструментов индикативного управления при разработке программ

* Статья подготовлена при финансовой поддержке и в рамках выполнения гранта РГНФ «Вариантно-сценарные подходы при разработке муниципальных программ реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Томской области», № 14-12-70002, 2014 г.

развития жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) муниципальных образований. Значительные сложности, которые необходимо преодолевать в процессе развития ЖКК, требуют применения новых методик управления. Кроме того, при планировании развития жилищно-коммунальной инфраструктуры региона целесообразно использование инструментов, позволяющих учитывать местные условия и ресурсы.

В качестве таких инструментов обосновано применение индикативного планирования, которое должно учитывать возможность предварительного анализа ситуации в ЖКК, позволять оценивать ожидаемый эффект от реализации муниципальных программ развития жилищно-коммунальной инфраструктуры. В настоящей работе приведена авторская трактовка системы индикаторов и регуляторов управления ЖКК, включающей индикаторы прямого и косвенного управления, а также неуправляемые регуляторы. Обосновано, что важнейшей задачей в построении системы индикаторов является поиск ограниченного количества наиболее важных индикаторов, влияющих на качественные процессы в ЖКК. При разработке системы индикаторов развития ЖКК необходимо также исходить из приоритетных направлений развития данного комплекса в конкретном муниципальном образовании, обозначенных в соответствующих программах социально-экономического развития, что позволит наиболее полно отразить индивидуальные особенности муниципалитета в разрабатываемой системе индикаторов развития жилищно-коммунальной инфраструктуры. В работе сделан вывод, что система ограниченного количества индикаторов обеспечивает представление о результатах и последствиях внедрения моделей управления ЖКК. При этом реализуются возможности вариантного моделирования, которое учитывает нелинейные взаимосвязи, восприятие нескорректированных первичных данных, а также способность к динамической трансформации выработанной модели.

Ключевые слова: жилищно-коммунальный комплекс, индикаторы развития, индикативное планирование, развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры

Неоднократные попытки реформирования ЖКК сталкиваются с трудностями при их реализации и, как следствие, не приносят ожидаемых результатов. В итоге ЖКК Российской Федерации превратился сегодня в источник угроз для социального и экономического развития страны. Предоставление жилищно-коммунальных услуг потребителям сопряжено в настоящее время с комплексом еще не решенных проблем, среди которых особую важность имеют:

- низкая инвестиционная привлекательность отраслей, входящих в ЖКК;

- слабо развитый уровень конкуренции на рынке жилищных услуг;

- низкий кадровый потенциал;

- высокий уровень износа инфраструктуры (в особенности коммунальной).

Причем уровень данных проблем варьируется в зависимости от муниципалитета. Высокая значимость и масштабность рынка жилищно-коммунальных услуг объясняют остроту и сложность процессов управления в ЖКК России, техническое и экономическое состояние которого до сих пор продолжает оставаться на весьма низком уровне.

Сложности реформирования данной сферы экономики обусловлены во многом непростой структурой взаимоотношений, происходящих внутри ЖКК. Это совокупность социальных, экономических, финансовых, организационно-управленческих, технико-технологических отношений, охватывающих процессы строительства, эксплуатации и ремонта инженерного комплекса. Кроме того, необходимо отметить, что жилищно-коммунальный комплекс выступает в четырех социально-экономических ипостасях:

- инструмент социальной политики;

- фактор развития институтов местного самоуправления;

- элемент регионального рынка услуг;

- фактор территориального развития.

В связи с этим при планировании развития ЖКК региона представляется целесообразным использование инструментов, позволяющих учитывать местные условия и ресурсы. Таким инструментом может быть индикативное планирование - важнейший элемент стратегии развития региона.

Порядок применения индикаторов оценки социально-экономического положения региона представлен в работах Г.Ю. Ветрова, Д.В. Визга-лова, П.А. Ореховского, Н.И. Шевырова, Т.К. Рут-каускаса и ряда других авторов, но исследуемые методы недостаточно полно отражают проблемы развития ЖКК муниципального образования [1, 5, 7, 8]. Авторами также был проведен ряд исследований в данной области. Однако некоторые вопросы, касающиеся построения эффективной системы индикаторов состояния и развития ЖКК региона, требуют дальнейшего изучения и актуализации, что подтверждает актуальность проблемы и научную новизну исследования.

При разработке системы индикативного планирования развития ЖКК региона необходимо учитывать, что с ее помощью должен осуществляться предварительный анализ ситуации в ЖКК. Круг проблем с большей или меньшей степенью глубины необходимо описать набором формализованных показателей. Анализ этих показателей в динамике

и сравнение их с аналогами в других регионах или с определенными нормативными значениями позволят выявить проблемные сферы и потенциальные резервы роста [3].

Разрабатываемая система индикаторов позволит оценивать ожидаемый эффект от реализации муниципальных программ развития ЖКК. Сделать это можно на основе сопоставления с другими муниципалитетами, где аналогичные меры уже реализованы. Такой подход позволяет произвести оценку эффекта от внедрения программ.

Важнейшей задачей в построении системы индикаторов является поиск ограниченного количества наиболее важных индикаторов, отражающих качественные процессы в ЖКК и влияющих на них [9]. Таким образом, данная система не будет перегружена информацией, но вместе с тем будет достаточной для первичного анализа ситуации в ЖКК для сравнения с аналогичными показателями в других муниципальных образованиях, а также с нормативными их значениями, что позволит выявить проблемные сферы жилищно-коммунальной инфраструктуры и определить возможные пути ее дальнейшего развития.

При разработке системы индикаторов необходимо провести идентификацию процессов управления ЖКК муниципалитета и их классификацию. В связи с этим представляется целесообразным выделить три группы индикаторов (см. рисунок).

При разработке системы индикаторов развития ЖКК необходимо также исходить из приоритетных направлений развития данного комплекса в конкретном муниципальном образовании, обозначенных в соответствующих программах социально-экономи-

л

Группы индикаторов

Г \ \

Индикаторы прямого

управления Индикаторы косвенного

(технические и экономические управления (обобщающие

показатели функционирования показатели состояния ЖКК)

V ЖКК) V , _)

—■—___ '__-—-—■

Регуляторы (неуправляемые показатели)

Группировка индикаторов состояния ЖКК

ческого развития. Данное обстоятельство позволит наиболее полно отразить индивидуальные особенности муниципалитета в разрабатываемой системе индикаторов развития жилищно-коммунальной инфраструктуры. На основе анализа программ социально-экономического развития, а также муниципальных программ развития жилищно-коммунальной инфраструктуры в качестве базовых можно выделить восемь приоритетных направлений развития ЖКК.

1. Повышение уровня благоустройства жилищного фонда и территорий населенных пунктов, а также комфорта проживания населения. Одним из индикаторов состояния и развития всей жилищно-коммунальной сферы муниципального образования является уровень благоустройства территории муниципалитета в целом и жилищного фонда в частности. Однако реалии таковы, что большинство муниципальных образований России имеют довольно низкий уровень благоустройства, не отвечающий современным стандартам проживания. Развитие данного направления позволит поднять ЖКК муниципалитета на более высокий качественный уровень, а также приведет к увеличению рынка сбыта ЖКУ в населенном пункте.

2. Обеспечение комплексной модернизации и снижение износа объектов ЖКК. Современная ситуация такова, что недостаток средств в жилищно-коммунальной сфере негативно сказывается на состоянии оборудования и основных фондов, которое в целом по РФ характеризуется высокой степенью физического и морального износа. Планирование потребностей в обновлении основных фондов должно базироваться на прогнозе социально-экономического развития муниципального образования, а также на анализе текущих и перспективных потребностей и платежеспособности потребителей, состояния рынка энергетических ресурсов и т.д. [2]. При этом программы модернизации основных фондов ЖКК должны составляться с учетом выбора приоритетных объектов с точки зрения инвестиционной привлекательности.

3. Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания. В настоящее время состояние отраслей ЖКК характеризуется невысоким качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг. Причем положительных сдвигов в этом направлении не наблюдается. Данное обстоятельство объясняется достаточно тяжелой ситуацией, сложившейся в этой сфере экономики страны [4]. Преодоление сложившейся негативной тенденции в области показателей качества предоставления ЖКУ должно быть центральным в стратегии развития жилищно-коммунального комплекса муниципального образования.

4. Снижение темпов роста цен и тарифов на ЖКУ. Совершенствование ценообразования и определение рациональной тарифной политики в жилищно-коммунальном комплексе - одна из ключевых задач, которую необходимо решить в процессе экономических преобразований. Цены должны играть роль регулятора экономических преобразований в ЖКК [10]. Сегодняшнее понимание тарифа - компромисс между финансовыми возможностями потребителей и необходимостью поддержания производства в рабочем состоянии и его дальнейшего технического развития. На практике формирование экономически обоснованного тарифа сводится к простейшему суммированию затрат на производство той или иной услуги для потребителя, следствием чего является отсутствие серьезного инвестирования в отрасль. Последнее не дает возможности осуществлять техническое перевооружение и модернизацию объектов жилищно-коммунального комплекса, снижать издержки и производить качественные услуги.

В настоящее время тарифообразование не стимулирует производителей к снижению себестоимости на предоставляемые услуги и к повышению эффективности использования ресурсов (материальных, трудовых и пр.).

В условиях реформирования ЖКК фактор эффективной тарифной политики является одним из главенствующих. Он в значительной степени определяет принципиальную возможность финансового оздоровления ЖКХ и его выхода на самоокупаемость.

5. Формирование и развитие муниципальной системы содействия капитального ремонта многоквартирных домов. В 2007 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйс-

тва»1. Закон установил правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Цель такой поддержки - проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ. Развитие данного направления позволит снять остроту проблем, связанных с высоким износом многоквартирных домов, а также приведет к развитию процессов ресурсосбережения в ЖКК муниципалитета.

6. Формирование благоприятных инвестиционных условий развития жилищно-коммунального комплекса. Поддержание сложившегося уровня снабжения жилищно-коммунальными услугами и обеспечение их качества требуют от предприятий ЖКК стабильного экономического развития. Сложившаяся к настоящему времени низкая инвестиционная привлекательность объектов жилищно-коммунального комплекса является следствием ряда объективных причин. Система управления функционированием и развитием ЖКК муниципалитета должна быть ориентирована на привлечение необходимых финансовых ресурсов для восстановления и развития инфраструктуры, а также обеспечения потребителей минимально необходимым уровнем жилищно-коммунальных услуг. В противном случае все усилия, направленные на развитие данной сферы экономики муниципалитета, окажутся неэффективными.

7. Развитие кадрового потенциала отраслей жилищно-коммунального комплекса. Негативный имидж, который закрепился за жилищно-коммунальной сферой еще с советских времен, обусловил низкие требования к профессиональным качествам персонала. Процесс ликвидации кадрового голода и повышения эффективности работы персонала жилищно-коммунального комплекса зависит от согласованности усилий органов местного самоуправления, самих предприятий ЖКК, а также профильных образовательных учреждений. Развитие кадрового потенциала ЖКК обусловлено необходимостью привлечения квалифицированных специалистов для восстановления и развития жилищно-коммунальной инфраструктуры, а также повышения качества и уровня предоставляемых услуг.

1 О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: Федеральный закон от 11.07.2007 № 185-ФЗ (ред. от 28.06.2014).

8. Повышение энергоэффективности объектов отраслей ЖКК, внедрение схем и моделей управления процессами энергосбережения. Повышение энергоэффективности ЖКК является основой реформирования жилищно-коммунальной сферы и, соответственно, должно учитываться в приоритетных направлениях развития. При этом производство и предоставление жилищно-коммунальных услуг должно быть основано на ресурсосберегающих технологиях, которые в перспективе позволят решить ряд проблем, касающихся высоких затрат на предоставление ЖКУ и повышения их качества.

Основываясь на указанных приоритетных направлениях развития жилищно-коммунальной инфраструктуры, можно предложить систему управляемых и неуправляемых индикаторов. К управляемым относятся индикаторы, охватывающие объекты

прямого и косвенного управления состоянием ЖКК.

Неуправляемые индикаторы учитывают приоритетные направления развития ЖКХ (см. таблицу). Индикаторы прямого управления отражают:

- уровень технического состояния объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры (индикаторы под номерами 10, 11, 15-17);

- исходную ситуацию в системе тарифного регулирования (индикаторы под номерами 13, 22);

- инвестиционные процессы в жилищно-коммунальном комплексе (индикаторы под номерами 7-9, 20);

- уровень благоустройства жилищного фонда и территории муниципального образования (индикаторы под номерами 1-6);

- процессы кадрового обеспечения отраслей ЖКК (индикаторы под номерами 12, 21);

Система индикаторов управления состоянием ЖКК Группы индикаторов Номер, название индикатора

Управляемые индикаторы:

- прямого управления А. Жилищное хозяйство

1. Доля жилых помещений, оборудованных одновременно водопроводом, водоотведением (канализацией), отоплением, горячим водоснабжением, газом, %.

2. Площадь жилых помещений, оборудованных центральным водопроводом, %.

3. Площадь жилых помещений, оборудованных центральным водоотведением (канализацией), %.

4. Площадь жилых помещений, оборудованных центральным горячим водоснабжением, %.

5. Площадь жилых помещений, оборудованных центральным отоплением, %.

6. Площадь жилых помещений, оборудованных газом, %.

7. Доля многоквартирных домов с заключенными энергосервисными контрактами (перфо-манс-контракты), %.

8. Ежегодный объем финансовых средств для осуществления капитального ремонта МКД (бюджетные и внебюджетные источники), млн руб.

9. Ежегодный объем инвестиций в жилищное хозяйство, млн руб.

10. Удельный вес жилищного фонда с износом свыше 65%.

11. Доля многоквартирных домов с износом 31-65%, в отношении которого проведен капитальный ремонт (нарастающий итог).

12. Доля прошедших обучение по профессиональным образовательным программам среди работников (руководящий состав) жилищно-эксплуатационных организаций, %.

13. Динамика роста тарифов на жилищные услуги, %.

14. Удовлетворенность населения ЖКУ, %

Б. Коммунальное хозяйство

15. Уровень износа основных средств генерирующих производств, %.

16. Уровень износа основных средств сетевого хозяйства, %.

17. Удельный вес объектов сетевого хозяйства, нуждающихся в замене, %.

18. Эффективность использования генерирующих производств (КПД), %.

19. Эффективность использования сетевого хозяйства / потери в сетевом хозяйстве

(интегральные значения), %.

20. Ежегодный объем инвестиций в коммунальное хозяйство (бюджетные и внебюджетные источники), млн руб.

21. Доля прошедших обучение по профессиональным образовательным программам среди работников (руководящий состав) коммунального хозяйства, %.

22. Динамика роста тарифов на коммунальные услуги, %

Окончание таблицы

Группы индикаторов Номер, название индикатора

- косвенного управления А. Жилищное хозяйство 1. Жилищный фонд, тыс. м2 2. Обеспеченность населения жильем в среднем на 1 жителя, %. 3. Доля населения (количество семей), пользующегося субсидиями на оплату ЖКУ, %. Б. Коммунальное хозяйство 1. Ежегодный ввод в эксплуатацию сетей водоотведения (канализации), км. 2. Ежегодный ввод в эксплуатацию водопроводных сетей, км. 3. Ежегодный ввод в действие сетей газоснабжения, км. 4. Ежегодный ввод в эксплуатацию сетей теплоснабжения, км

Неуправляемые индикаторы (регуляторы) 1. Природно-климатические условия. 2. Инфляция, %. 3. Темпы роста цен на энергоносители, %

- показатели эффективности (индикаторы под

номерами 14, 18, 19).

Индикаторы косвенного управления являются, по сути, обобщающими показателями, характеризующими состояние жилищно-коммунального комплекса. Они показывают главным образом прирост жилищно-коммунальной инфраструктуры муниципального образования (индикаторы под номерами 1, 2, 4-7), а также уровень субсидирования потребителей ЖКУ (индикатор под номером 3).

Регуляторы, в отличие от рассмотренных групп индикаторов, не управляются человеком, а являются непреодолимой данностью. Центральным звеном являются регуляторы, характеризующие природно-климатические условия местности, которые обусловливают параметры строительства объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, а также влияют на их эксплуатационно-производственные характеристики. Регуляторы инфляции и темпов роста цен на энергоносители обусловливают формирование величины себестоимости производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг, и следовательно, оказывают существенное влияние на рост тарифов в ЖКХ.

Важное значение имеет определение и использование пороговых значений индикаторов, призванных сигнализировать о приближении критического состояния объекта управления и необходимости изменения стратегии развития объекта [6].

Предложенная система ограниченного количества индикаторов дает представление о результатах и последствиях внедрения моделей управления ЖКК. При этом реализуются возможности вариантного моделирования, которые учитывают нелинейные взаимосвязи, восприятие нескорректированных первичных данных, а также способность к динамической трансформации выработанной модели.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. ВолчковаИ.В. Разработка системы индикаторов социально-экономического развития городской агломерации // Интеграл. 2013. № 4. С. 79.

2. Елисеев А.М., Волчкова И.В., ПодопригораЮ.В. Комплексное развитие экономики сельских территорий как фактор повышения эффективности производства // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. «Экономика». 2009. № 7. С. 47-53.

3. Лукьянец А.А., Ротарь В.Г., Шумский А.А. Анализ факторов риска при разработке программ развития коммунальной инфраструктуры муниципальных образований // Экономика и управление. 2008.№ 2.С. 134-138.

4. Лукьянец А.А., Ротарь В.Г., Шумский А.А., ЕрофеевЕ.Л., ЧерновА.Г. Планирование как важнейший этап регулирования рынка коммунальных услуг в муниципальном образовании // Альманах современной науки и образования. 2008. № 3. С. 110-114.

5. Лукьянец А.А., Чернов А.Г., Ротарь В.Г. Система сбалансированных показателей для управления региональным коммунальным комплексом // Регион: Экономика и Социология. 2010. № 4. С. 275-292.

6.МинаевН.Н., СеливерстовА.А., ШадейкоН.Р. Сценарные варианты управления жилищно-коммунальным комплексом города // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 5. С. 178-181.

7. Руткаускас Т.К., Сироткин В.А. Система индикаторов воспроизводства жилищного фонда // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 5. С.90-96.

8. Руткаускас Т.К., Сироткин В.А. Система индикаторов в оценке возможных состояний жилищного фонда муниципальных образований. Использование индексов при оценке рисков в не-

движимости // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2012. № 7-8. С. 99-111.

9. Уфимцева Е.В. Универсальная система показателей как инструмент управления оценкой эффективности деятельности жилищно-коммунального

комплекса // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-1. С. 602-609.

10. Цыренжапов Ч.Д. Финансы в жилищно-коммунальном хозяйстве: финансово-правовой аспект // Проблемы учета и финансов. 2011. № 2. С. 60-61.

Regional economics: theory and practice Reform of housing and communal services

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

USE OF THE TOOLS OF THE INDICATIVE MANAGEMENT OF PROGRAM DEVELOPMENT OF HOUSING AND MUNICIPAL COMPLEX

OF MUNICIPAL ENTITIES

Nikolai N. MINAEV, Nikolai R. SHADEIKO, Yuliya A. KOLYKHAEVA, Aleksei A. SELIVERSTOV

Abstract

The work deals with the issues of indicative management tools for program development of the housing and municipal complex of municipalities. Significant challenges that must be overcome in the process of development of the housing and municipal complex require the application of new management techniques. In addition, when planning the development of housing and communal infrastructure in the region, it is a good practice to use the instruments to take account of local conditions and resources. As such, the author is recommending the application of indicative planning tool, which should take into account the possibility of a preliminary analysis of the situation in the housing and municipal complex and allow assessing the expected impact of the municipal development programs of housing and municipal infrastructure. In the present work, there is the author's interpretation of the system of indicators and controls, including the direct and indirect administration, as well as the unmanaged regulators. It is proved, that the biggest challenge in building a system of indicators is the search for a limited number of the most important indicators, reflecting and influencing the quality processes in the housing and municipal complex. When designing systems of indicators of development, one should also consider the priority directions of the development of the complex in a particular municipality set out in relevant programs of socio-economic development that will most fully reflect the individual characteristics of the municipal-

ity in the developed system of housing and municipal infrastructure. The paper concludes that the system of a limited number of indicators provides a view of the results and consequences of the introduction of housing and municipal services management models. Thus, one realizes a possibility variant of modeling that takes into account the non-linear relationship, perception of unadjusted raw data, as well as the ability to dynamically change of the model.

Keywords: housing and municipal services, sustainable, development, indicators, indicative planning, infrastructure

References

1. Volchkova I.V. Razrabotka sistemy indikatorov sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya gorodskoi aglomeratsii [Development of the system of indicators of social and economic development of a city agglomeration]. Integral, 2013, no. 4, pp. 79.

2. Eliseev A.M., Volchkova I.V., Podoprigora Yu.V. Kompleksnoe razvitie ekonomiki sel'skikh territorii kak faktor povysheniya effektivnosti proizvodstva [Complex development of the economy of rural territories as a factor of the increase of production efficiency]. Vestnik INZHEKONa - Bulletin of ENGECON, 2009, no. 7, pp. 47-53.

3. Luk'yanets A.A., Rotar' V.G., Shumskii A.A. Analiz faktorov riska pri razrabotke programm razvitiya kommunal'noi infrastruktury munitsipal'nykh obra-

zovanii [The analysis of risk factors when developing programs of development of municipal infrastructure of municipalities]. Ekonomika i upravlenie - Economics and management, 2008, no. 2, pp. 134-138.

4. Luk'yanets A.A., Rotar' V.G., Shumskii A.A., Erofeev E.L., Chernov A.G. Planirovanie kak vazh-neishii etap regulirovaniya rynka kommunal'nykh uslug v munitsipal'nom obrazovanii [Planning as the most important phase of regulation of the market of utilities in municipality]. Al 'manakh sovremennoi nauki i obra-zovaniya - Almanac of modern science and education, 2008, no.3, pp. 110-114.

5. Luk'yanets A.A., Chernov A.G., Rotar' V.G. Sistema sbalansirovannykh pokazatelei dlya uprav-leniya regional'nym kommunal'nym kompleksom [A system of the balanced indicators for management of a regional municipal complex]. Region: Ekonomika i Sotsiologiya - Region: Economics and Sociology, 2010, no.4,pp.275-292.

6. Minaev N.N., Seliverstov A.A., Shadeiko N.R. Stsenarnye varianty upravleniya zhilishchno-kommunal'nym kompleksom goroda [Scenario options of management of a city housing and municipal complex]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika -Regional economics: theory and practice, 2007, no. 5, pp.178-181.

7. Rutkauskas T.K., Sirotkin V.A. Sistema in-dikatorov vosproizvodstva zhilishchnogo fonda [A system of indicators of reproduction of housing stock]. Gumanitarnye i sotsial 'nye nauki - Humanities and social sciences, 2012, no. 5, pp. 90-96.

8. Rutkauskas T.K., Sirotkin V.A. Sistema in-dikatorov v otsenke vozmozhnykh sostoyanii zhilishch-nogo fonda munitsipal'nykh obrazovanii. Ispol'zovanie indeksov pri otsenke riskov v nedvizhimosti [A system of indicators in assessing the possible conditions of housing stock of municipalities. The use of indexes when assessing risks in real estate]. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra - Economy: yesterday, today, tomorrow, 2012, no. 7-8, pp. 99-111.

9. Ufimtseva E.V. Universal'naya sistema pokazatelei kak instrument upravleniya otsenkoi effek-

tivnosti deyatel'nosti zhilishchno-kommunal'nogo kompleksa [The universal system of indicators as a management instrument of the assessment of efficiency of a housing and municipal complex]. Ekonomika i predprinimatel'stvo - Economics and business, 2013, no. 12-1, pp. 602-609.

10. Tsyrenzhapov Ch.D. Finansy v zhilishchno-kommunal'nom khozyaistve: finansovo-pravovoi aspekt [Finance in housing and communal services: a financial and legal aspect]. Problemy ucheta i finansov -Problems of accounting and finance, 2011, no. 2, pp.60-61.

Nikolai N. MINAEV

Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk, Russian Federation [email protected]

Nikolai R. SHADEIKO

Tomsk State University of Architecture and Building, Settlement Kyrgyz, Tomsk Region, Russian Federation [email protected]

Yuliya A. KOLYKHAEVA

Tomsk State University of Architecture and Building, City of Sharypovo, Krasnoyarsk Krai, Russian Federation

[email protected] Aleksei A. SELIVERSTOV

Tomsk State University of Architecture and Building,

Tomsk, Russian Federation

[email protected]

Acknowledgments

The article is prepared with the financial support and the grant of RHSF "Alternate-scenario approaches when designing municipal programs of reform and modernization of housing and municipal complex of the Tomsk region", No. 14-12-70002, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.