Научная статья на тему 'Разработка обучающей программы «Экономика предприятия»'

Разработка обучающей программы «Экономика предприятия» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
216
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ / ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА / ENTERPRISE ECONOMICS / EDUCATIONAL PROBLEM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ультан Александр Ефимович, Ультан Светлана Ивановна, Романашин Борис Сергеевич

В данной работе излагаются основные идеи, положенные авторами в основу компьютерной программы обучающей студентов решению задач по курсу «Экономика предприятия». Аналоги подобной программы не обнаружены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ультан Александр Ефимович, Ультан Светлана Ивановна, Романашин Борис Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the education program «Enterprise economics»

The basic concepts of computer educational program are presented in the current article. In the current paper the basic concept of the computer educational program are stated. The program is developed by the authors for students of higher education and teachers on the subject of enterprise economics.

Текст научной работы на тему «Разработка обучающей программы «Экономика предприятия»»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

УДК 378.016:004.45:338

А. Е. УЛЬТАН С. И. УЛЬТАН Б. С. РОМАНАШИН

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

РАЗРАБОТКА

ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»______________________________

В данной работе излагаются основные идеи, положенные авторами в основу компьютерной программы обучающей студентов решению задач по курсу «Экономика предприятия». Аналоги подобной программы не обнаружены.

Ключевые слова: экономика предприятия, обучающая программа.

В настоящее время все более остро встает проблема повышения качества вузовского образования. При этом с каждым годом увеличивается вовлеченность вычислительной техники в образовательный процесс. Но если с самой техникой дело обстоит нормально, то об обучающих программах этого сказать нельзя, хотя в настоящее время на рынке образовательных программ представлено достаточно большое количество различных самоучителей, электронных учителей и просто сборников образовательных материалов в электронном виде.

Основным отличием обучающей программы «Экономика предприятия» является то, что она разрабатывается в рамках единого комплекса обучающих программ «Учитель».

Программный комплекс «Учитель» является компьютерной информационной системой, состоящей из одноименной программы «Учитель» и различных модулей к ней, являющихся самостоятельными обучающими программами по различным дисциплинам — алгебра, физика, химия, экономика и т.д. «Учитель» позволяет пользователю запускать различные модули и работать с ними, обеспечивая тем самым единую среду работы с этими модулями.

Каждый модуль также является комплексом и состоит из трех функциональных блоков:

Учебник. Электронный учебник, составленный посредством специально разработанной программы «Конструктор». Эта программа позволяет, с одной стороны, используя визуальные средства создавать хранилище знаний по курсу «Экономика предприятия» и соответствующие тесты к нему, а с другой — позволяет использовать это хранилище знаний, для разработки собственных учебников необходимой структуры, используя уже готовые материалы.

Сборник задач. Сборник задач, содержащий задачи по курсу «Экономика предприятия» с учетом тематики и сложности задач. Преподавателю предоставляется возможность формулировать и сохранять в сборнике различные задачи.

Учитель — решатель. Программа, позволяющая пользователю взять задачу из сборника или сформулировать ее самостоятельно и организовать ее решение в различных режимах отличающихся уровнем педагогики. По умолчанию студенту будет

предоставлена возможность решать выбранную задачу самостоятельно. Если при этом будут делаться ошибки, то программа на них укажет, а если все будет правильно, то просто зачтет решение задачи. Если же студент не знает, как решать задачу, и запросит помощь, то она будет оказана со всеми необходимыми пояснениями.

Так же «Учитель» реализует общие для всех модулей функции, такие как заполнение базы данных информацией о текущем уровне знаний обучаемого.

Многие задачи курса «Экономика предприятия» аналогичны текстовым задачам по алгебре для школьников и решаются аналогично тому, как это делается в модуле «Решение текстовых задач по алгебре». Однако есть и другие задачи. Нами создан удобный интерфейс для создания спецификации производства изделий на производственных предприятиях, для последующего расчета их себестоимости.

В начале указываются общезаводские затраты, затем создаются цеха-папки и указываются общецеховые затраты (рис. 1).

Далее с помощью простого интерфейса в каждой папке-цехе можно создать и описать операции, выполняемые в цехе. Описывая операции, указываем наименование и характеристики материалов и полуфабрикатов, т. е. результатов других операций на входе и выходе операции, а так же нормы расходов входных материалов и полуфабрикатов на производство выходных полуфабрикатов. Таким же образом описывается технологический процесс производства продукции. Полуфабрикат, получаемый на выходе конечной операции, является производимым изделием.

После внесения и сохранения в сборнике задач всех данных можно вычислить постоянные затраты предприятия, а также прямые, косвенные и полные переменные затраты как на все полуфабрикаты, так и на все изделия. После этого можно определить себестоимость продукции (рис. 2). Это и должен сделать студент с помощью учителя-решателя, который, с одной стороны, окажет ему всю необходимую помощь, а с другой — фиксирует в базе данных все сделанные ошибки.

В настоящий момент программа позволяет рассчитывать себестоимость продукции и планировать количество выпускаемых изделий и их цену с целью максимизации маржинальной прибыли.

Цех 4

Рис.1. Окно для указания общецеховых затрат

1 РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ р—“4 Л»

3

5 Жигулёвское 0.5 литра

6

7 Из расчета: 1 тыс. дал - 20 000

8

10 Вид затрат Кол-во Цена Сумма на 1 бут

11 Прямые затраты

12 'Голод русский і 656,2 9 19,53 32 350,60 1.62

13 Хмель Селект 6,10 289,75 1 767,49 0.09

14 Экстракт Магнум 1,00 457,10 457,10 0,02 =

15 Итого сырье 34 575,19 1,73

16 Молочная кислота 8,30 50,42 418,52 0.02

17 Брейкбрайт 0,70 444,92 311,44 0,02

18 Целлюлаза 0,40 449,96 179,98 0.01

19 Сульфат кальция 1,40 74,54 104,36 0.01

20 Хлорид кальция 1,70 87,25 148,32 0,01

21 Кизельгур 14,00 27,81 389,27 0,02

22 Стабиквик 6,00 95,59 573,56 0.03

23 Антиокс стабильный 0,25 700,17 175,04 0.01

24 Фиброклар 0,50 424,85 212,43 0.01

25 Грануколь 0,30 162,00 48,60 0.00

26 Трап-фильтр 0,18 8 564,97 1 498,87 0,07

27 Кроненпробка '’Жигулёвское" 20 400,00 0,14 2 938,98 0,15

28 Этикетка "Жигулёвское" 0,5 20 280,00 0,19 3 781,02 0,19

29 Стеклобутыяка ЧУАЯЭНА'ША 20 700,00 1,69 35 084,75 1,75

30 Оксоний 0,50 118,44 59,22 0.00

31 Клей 10,00 75,42 754,24 0.04

32 Растворитель для дат 0,08 693,53 55,48 0.00

33 Чернила для дат 0,01 5 932,20 59,32 0.00

34 Конвейерная смазка 1,50 63,98 95,97 0.00

35 Углекислота 400,00 4,95 1 979,60 0.10

36 Итого 48 868,97 2,44

37 Моющие 4 520,34 0,23

38 Упаковка 7 438,53 0,37

39 Итого вспомогательные 60 827,83 3,04

40 Всего переменные 95 403,02 4,77

41 Энергоресурсы 9 919,97 0,50

42 Доставка материалов, сырья 302,32 0,02

43 Заработная плата 52 902,72 2,65

44 Адм-управленч расходы 15 369,75 0,77

45 Проценты по кредитам 23 311,19 1,17

46 Всего постоянные 101 805,96 5,09

47 Итого с прямыми затратами 197 208,97 9,86 -

Рис. 2. Таблица расчета себестоимости

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

203

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

Программа позволит существенно повысить вовлеченность вычислительной техники в образовательный процесс и облегчить работу преподавателей, предоставляя учебный материал, возможность пошагового решения задач как самим пользователем, так и программой, а также подробные пояснения на каждом шаге решения, что позволяет более быстро и полно освоить необходимый материал.

Библиографический список

1. Левинская, М.А. Продукционная модель интерактивной компоненты обучающей системы [Текст] // Математика. Компьютер. Образование : сб. науч. тр. — Москва — Ижевск : Науч.-изд. центр «Регулярная и хаотическая динамика», 2003. — Вып. 10, часть 1. — С. 81—93.

УЛЬТАН Александр Ефимович, кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной информатики в экономике Сибирской автомобильно-дорожной академии.

УЛЬТАН Светлана Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. РОМАНАШИН Борис Сергеевич, аспирант кафедры прикладной информатики в экономике Сибирской автомобильно-дорожной академии.

Email: [email protected]

Дата поступления статьи в редакцию: 01.06.2009 г.

© Ультан А.Е., Ультан С.И., Романашин Б.С.

УДК 37 / 034 Э. Е. АРКИН

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

РАЗВИТИЕ И ЭКОЛОГИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ МОЛОДЕЖИ В ИНФОРМАЦИОННОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются социально-культурные аспекты развития и экологии духовнонравственной сферы молодежи в процессе информационно-просветительской деятельности. На основе поликультурного подхода к анализу духовного развития молодежи исследуются закономерности инновационного поведения в контексте уровней духовно-нравственного развития как стадий возвышения личности, отражающихся в нравственной структуре личности, определяющей, в свою очередь, компоненты информационно-просветительской деятельности, которая обладает определенными свойствами и некоторыми принципами передачи культуротворческого начала.

Ключевые слова: экология духовно-нравственной сферы, уровни духовно-нравственного развития, нравственная структура личности, информационно-просветительская деятельность, поликультурный подход, духовность.

Постижение духовного мира культуры молодыми людьми помогает понять менталитет народа, его характер, обычаи и нравы. Этот процесс начинается с «чувственного познания родного духа, души народа, и далее — постижения народов мира» [1]. Таким образом, через духовное наследие России реализуется поликультурный подход в духовно-нравственном развитии молодого поколения. Бездуховность прочно вошла в быт, а вместе с ней безнравственность, пошлость, непристойность. Все это неизбежно приводит к распаду различных сообществ, разрушению культуры, духовности. Снижается вера в духовные идеалы добра, справедливости, красоты. Причины этих явлений в процессах, связанных со сменой ценностей в сознании народов.

Духовный вакуум сопровождается разрушением лучших черт российского менталитета, отсутствие

системного подхода к руководству социально-культурной деятельностью молодежи серьезно сказывается на их духовно-нравственном развитии, связанном с формированием культурной идентичности. Благодаря системе ценностей, формирующей духовно-нравственный и культурный потенциал молодежи через фольклор, классическое искусство и литературу, педагог создает условия понимания другими своего народа, формирует чувстве глубокого уважения к культурно-историческому и нравственному наследию своего народа через общечеловеческие принципы, ценности, категории.

В контексте духовности поколений происходит становление духовного мира личности. В современных условиях духовное состояние молодежи оставляет желать лучшего по причине кризиса социальных институтов, снижается мера моральной ответствен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.