Бюджет времени студентов 2 курса в осеннем семестре
6 4
время
2 0
Таблица 2. Среднее количество времени, затраченное студентами на самостоятельную работу за
последние три года.
Курс Учебный год Учебный план Реальное время
1 (осень) 2004/2005 25 43,1
1 (весна) 2005/2006 25 25,55
2(осень) 2006/2007 26 22,08
Полученные результаты исследования позволили дать количественную оценку затрат времени на самостоятельную работу студентов в динамике: затраты на самостоятельную работу немного уменьшаются, что связано с тем, что студенты научились правильно организовывать свою учебную деятельность.
Выводы. Представления зависимостей фактических временных затрат позволяет рационально распределять учебную нагрузку. Самостоятельная работа зависит от индивидуальных особенностей студентов и степени их предварительной подготовки. Регулярный учет времени УМУ РХТУ им. Д.И. Менделеева позволяет более точно определять время необходимое для выполнения каждого вида самостоятельной работы и правильно распределять время, затрачиваемое на самостоятельную работу студентов. Своевременное информирование кафедр с результатами исследований бюджета времени студентов дает возможность кафедрам рационально распределять время, отведенное на подготовку студентов, что видно из положительной динамики сравнительной характеристики времени, затраченном студентами на самостоятельную работу в 2004/2005,2005/2006 и 2006/2007 учебных годах. Успехи в учебной деятельности определяются правильной организацией самостоятельной работы. Это возможно только при условии четкого планирования всех видов учебной деятельности с учетом имеющегося бюджета времени. Планирование эффективно лишь в том случае, если учет времени ведется регулярно.
УДК 378.16
В.В. Величко, Н.Г. Новикова, МП. Паркина, Д.В. Щербаков Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия
РАЗРАБОТКА НОВЫХ ФОРМ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
С использованием системы интернет-тестирования разработаны тестовые задания по неорганической химии, позволяющие проверить умения студентов составлять уравнения химических реакций и
АХ Физика Философия ИЯ
дисциплины
ПУР ПМ
□ уч.план □ реальное время
ОХ
расставлять стехиометрические коэффициенты. Предложен также вариант задания, в котором используется не два, а три множества, между элементами которых необходимо установить соответствие.
В настоящее время для компьютерного контроля знаний по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам высшего профессионального образования широко используются тестовые задания различных типов. К числу этих тестовых заданий относятся открытые тестовые задания, в которых ответ в виде числа или слова вводится с помощью клавиатуры, закрытые тестовые задания (или задания с выбором ответа), задания на установление правильной последовательности и на соответствие.
Для работы в режиме самоконтроля была создана специальная система Интернет-тестирования. Web-сценарий страниц с тестами написан с помощью языка JavaScript. Редактирование Web-страниц проводилось в программе Macromedia Dreamweaver MX 2004. Разработанный тест представляет собой одну динамическую страницу, которая открывается в окне Web-обозревателя различных типов браузеров.
HTML-код документа включает в себя две основные части: скрипт и тело страницы. Тело страницы содержит текст заданий и ответов теста. В скрипте описывается функция, которая сравнивает ответы, введенные пользователем, с правильными ответами и выдает оценку, процент правильно решенных заданий, количество и номера вопросов, на которые тестируемый дал неверные ответы.
Каждое тестовое задание (любое из всех четырех типов) представляет собой форму, которая в документе является отдельным объектом. На нее можно ссылаться по имени, поэтому каждой форме соответствует свое имя. Имя не должно повторяться для отдельных заданий на странице, например, для удобства можно использовать порядковые номера заданий в сочетании с буквой или словом.
Важнейшим навыком, которым должны обладать студенты, изучающие курс неорганической химии, является умение определять продукты химических реакций и расставлять стехиометрические коэффициенты в этих реакциях. Для развития этих навыков предлагается использовать обучающие тесты, один из вариантов которых представлен на рис. 1.
Следующим этапом после определения продуктов химических реакций является проверка умения расставлять стехиометрические коэффициенты в уравнениях химических реакций. Для этого предлагается следующий вариант тестового задания, рис. 2. Для каждого из веществ, участвующих в химической реакции обучающийся производит выбор соответствующего стехиометрического коэффициента (рис. 2). Предлагаемый способ позволяет проверить умения расставлять коэффициенты в любых химических реакциях -соединения, разложения, обмена, окисления-восстановления и др. Необходимо отметить, что угадать значение коэффициента не представляется возможным, поскольку в химических реакциях принимают участие, как правило, несколько веществ, а возможные значения коэффициентов изменяются от единицы до нескольких десятков.
Другой вариант проверки умения расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций, который реализован в системе тестирования, показан на рис. 3. В рассматриваемом случае в отведенное поле тестируемый с помощью клавиатуры вводит необходимый стехиометрический коэффициент. В разработанной системе тестирования предусмотрена также возможность не ввода, а выбора стехиометрического коэффициента, рис. 4. Представленные на рис. 3 и рис. 4 варианты реализации тестового задания по проверке умений определять коэффициенты в уравнениях химических реакций по своему смыслу очень близки. Отличие этих вариантов заключается лишь в том, что в первом случае (рис.3) используется ввод варианта ответа с помощью клавиатуры, а во втором (рис. 4) - для выбора варианта ответа применяется мышь. Необходимо отметить, что первый вариант, рис. 3, является более предпочтительным при рассмотрении химических реакций с большими значениями стехиометрических коэффициентов.
Если стехиометрические коэффициенты в химической реакции не велики (до 10) можно использовать и второй вариант задания, рис. 4. Наконец, в заданиях этого типа необходимо учитывать тот факт, что в уравнениях химических реакциях тестируемый обязан вводить единицу в качестве стехиометрического коэффициента, в то время как при написании химических уравнений коэффициент 1 перед веществом не ставится.
Рис. 1. Определение продуктов химических реакций с помощью обучающего теста
Рис. 2. Проверка умений расставлять стехиометрические коэффициенты в уравнениях химических
реакций с помощью обучающего теста
В обучающем тестировании обычно используются тестовые задания различного уровня сложности. Первому уровню сложности как правило соответствуют закрытые тестовые задания с выбором одного правильного ответа. На втором уровне сложности обычно используются закрытые тестовые задания с множественным выбором. Третий, повышенный уровень сложности, требует применения заданий на соответствие и на установление правильной последовательности.
Щ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Microsoft Internet Explorer
|j File Edit View Favorites Tools Help rffl |
-7 13. Проставьте стехнометрические коэффициенты в химической реакции: \m-Mg + ЕЮгоГОз (оч раз6авленная) &g(No3)z + Пш4Ш3 + Юн2о J
fel Done | |J | J [ || |' j My Computer Ш
Рис. 3. Вариант расстановки коэффициентов в уравнении химической реакции
3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ - Microsoft Internet Explorer I-1-1-
| J File Edit View Favorites -Tools Help | ДО
13. Проставьте стехиометрииескне коэффициенты в химической реакции: ШИмз + ПШ11шо3 (оч раз6авленная) Н1м8.ыо3)2 + Ю1кн4ыо3 + тт 1 2 н2о
А 5 6 8 10
Рис. 4. Выбор коэффициентов в уравнении химической реакции
Для повышения уровня сложности предлагается вариант тестового задания на соответствие с использованием не двух как обычно, а трех множеств, рис. 5. Первым множеством в данном задании являются химические формулы кислот. Этому множеству необходимо подобрать соответственно названия этих кислот. А третье множество требует установить соответственно первым двум множествам название солей этих кислот. Решение данного тестового задания производится путем выбора различных предлагаемых вариантов и его результаты показаны на рис. 5.
Рис. 5. Тестовое задание на соответствие с использованием трех множеств
Отличительными характеристиками разработанной системы Интернет-тестирования является возможность: использования в этой системе всех рассмотренных выше типов тестовых заданий - заданий с выбором одного или нескольких элементов ответа, заданий на соответствие, на последовательность и открытых тестовых заданий; введения в данную систему неограниченного числа тестовых заданий; получения результатов тестирования в любой момент процесса тестирования; получения ответа на задания открытого типа только после попытки ввода варианта этого ответа; получения оценки после окончания тестирования с перечнем % выполненных заданий и заданий, на которые дан неверный ответ; исправления неверно решенных заданий до момента получения 100 % положительного результата.
Последняя возможность очень важна, поскольку в этом режиме реализуется обучающая функция тестирования.
Настоящая работа выполнена при поддержке программы «У.М.Н.И.К.» (Участник Молодежного Научно-инновационного конкурса), проект № 7010.
УДК 371.26 : 378.146
Н.А. Карташева, Е.А. Нестерова, В.М. Лазарев
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ОСНОВАМ ХИМИИ, МАТЕМАТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ И ЛИНЕЙНОЙ АЛГЕБРЕ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
Исследована зависимость между результатами Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по химии и математике и итогами первой (зимней) сессии по курсам «Теоретические основы химии», «Математический анализ» и «Линейная алгебра». Приведены возможные причины плохой взаимосвязи между результатами ЕГЭ и экзаменационными и зачетными баллами по данным дисциплинам.
В РХТУ им. Д.И. Менделеева в течение трех последних лет принимали в качестве результатов вступительных испытаний не только результаты олимпиад и вступительных экзаменов, но и результаты ЕГЭ по химии, математике и русскому языку.
В таблице 1 представлены сведения об успеваемости студентов 1-го курса РХТУ им. Д.И. Менделеева, поступивших по различным видам вступительных испытаний в 2006/07 учебном году, по следующим дисциплинам: Теоретические основы химии, Математический анализ, Линейная алгебра.
Таблица 1. Расчет средних баллов по «Теоретическим основам химии», «Математическому анализу» и «Линейной алгебре» среди студентов первого курса 2006/07 учебного года
№п/п Дисциплина Результаты студентов, сдававших ЕГЭ (средний балл по пятибалльной шкале) Результаты студентов, сдававших вступительные экзамены (средний балл по пятибалльной шкале)
1 Теоретические основы химии 3,84 3,73
2 Математический анализ 3,59 3,32
3 Линейная алгебра 3,91 3,67
Результаты успеваемости показывают, что в 2006/07 учебном году успеваемость студентов, принятых по результатам ЕГЭ оказалась выше успеваемости остальных студентов. Существенную роль в отборе лучших абитуриентов сыграла правильная шкала перевода оценок ЕГЭ из стобалльной в десятибалльную систему (более жесткая, чем школьная шкала).
Попытка сопоставления уровня исходной подготовки студентов, поступивших по результатам ЕГЭ и успехов на экзамене по курсам «Теоретические основы химии» («ТОХ») и «Математический анализ» и на зачете по курсу «Линейная алгебра» показала, что хорошей взаимосвязи здесь не наблюдается. На рисунках 1-3 точками показана зависимость между вступительными баллами ЕГЭ и баллами, полученными в пер-