УДК 378
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ
В.И. Пенина, О.Ю. Афанасьева
Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]
В настоящее время человеку необходимо иметь профессионализм и интеллект для принятия компетентных решений в разных ситуациях, во все более усложняющихся социально-экономических условиях. Все это повышает требования к выпускникам образовательных учреждений. В этих условиях объективность оценки знаний учащихся становится одним из важнейших критериев качества образования. Это имеет значение не только для всей системы образования, но и лично для каждого учащегося. Поэтому значительное внимание необходимо уделять тестированию. Существуют разнообразные виды педагогических тестов. Огромный интерес представляет изучение вопросов тестирования в соответствии с целями и задачами обучения на различных этапах учебного процесса. Авторами проведен анализ литературы по теме тестирования и разработки различных видов тестовых заданий, подходов к тестированию учащихся, повышения эффективности этого процесса. Наряду с этим разработаны варианты тренировочных и контролирующих тестов по общей, неорганической и органической химии и рабочая программа в соответствии с содержанием общегосударственных тестов по химии для поступающих в вузы. Программа дополнена такими основополагающими разделами химии, как классы неорганических соединений, особенности процесса гидролиза солей, электролиз расплавов и растворов солей и др., знание которых необходимо при обучении в технических вузах. Также приводится анализ состояния проблемы, проанализированы виды тестов. Представлен один из вариантов тренировочного теста по химии по теме «Классы неорганических соединений», приведены обобщенные результаты многолетнего тестирования учащихся МБОУ СОШ№ 129 г.о. Самара (классы «Роснефть») по профильным и обязательным предметам.
Ключевые слова: образование, тестирование, ЕГЭ, тесты, тестовый контроль.
В настоящий момент существуют различные подходы к средствам контроля, оценки, самоорганизации и саморазвития учащихся, также значительное внимание уделяется тестированию. Это обусловлено значительным вкладом тестовой методики оценки знаний в повышение качества педагогического контроля.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно выделить множество разнообразных теоретических положений и подходов, которые реализуются в практике общего среднего образования и позволяют решить проблему эффективности подготовки будущих выпускников средней общеобразовательной школы к централизованному тестированию.
Это следующие положения, теории и подходы:
- идея определения базового и регионального компонентов образования (А.В. Даринский, Н.Д. Никандров и др.);
Вера Ивановна Пенина, кандидат химических наук, доцент кафедры общей и неорганической химии.
Ольга Юрьевна Афанасьева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и неорганической химии.
- модульный подход к структурированию учебного материала (Т.В. Васильева, В.М. Гареев, Г.В. Лаврентьев, П.А. Юцявичене и др.);
- деятельностный подход (А.Н. Леонтьев [1], И.С. Якиманская [2], П.Я. Гальперин и др.);
- системный подход (В.П. Беспалько [3], Г.К. Селевко [4] и др.).
Исследовав методы повышения эффективности подготовки выпускников средней общеобразовательной школы к централизованному тестированию, можно заключить, что на подготовительном этапе имеются различные недостатки. Одним из них является множество учебников и учебных программ по химии, однако малоизученными остаются требования к качеству образования. Необходимо создавать базу для дифференцированного подхода к ученикам при подготовке выпускников образовательных учреждений к централизованному итоговому тестированию.
Педагогический тест - это инструментальное средство контроля знаний, при использовании которого можно с заданной точностью определить надежность и достоверность проводимых измерений [5]. Существуют разнообразные виды педагогических тестов. По целям применения выделяют тесты учебных достижений:
- суммативные, которые проверяют большой объем информации и делятся на итоговый (за курс обучения по теме) и итоговый рубежный (за курс начальной, основной и средней школы);
- формативные (локальные, маленькие), которые делятся на базовые и диагностические.
Проблеме повышения эффективности подготовки выпускников средней общеобразовательной школы к централизованному тестированию уделяется много внимания в работах известных педагогов.
Значению, месту, целям, задачам и функциям тестового контроля учебных достижений уделяли большое внимание С.И. Архангельский, М.С. Бернштейн, Г.А. Бе-рулава, В.П. Беспалько [3], К.М. Гуревич, О.Ф. Кабардин, Т.Е. Климова, Э.А. Крас-новский, Н.Ф. Талызина, В.С. Аванесов [6], А.Н. Майоров [7], П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый [8] и др.
К нерешенным проблемам, влияющим на качество отслеживания, например, относят отсутствие банка сертифицированных измерителей, методики их сертификации, недостаточное использование программного обеспечения для обработки результатов тестирования [10].
В педагогике в настоящее время не пришли к единой терминологии в связи со слабой методической обеспеченностью в области тестирования.
У разных авторов под тестом может пониматься и проба, испытание (Советский энциклопедический словарь), и инструмент, который состоит из задания на деятельность данного уровня, позволяющего выявить факт усвоения (В.П. Беспалько [3]), и метод педагогической диагностики (К. Ингекамп [9]). У В.С. Аванесова [6] это стандартизированный метод диагностики уровня и структуры подготовленности. Е.А. Михайлычев [10] называет тестом систему специально составленных заданий, решение которых имеет однозначно правильные ответы.
Тест - это инструмент, состоящий из системы стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов. Через тесты удается реализовать все основные функции контроля: обучающую, развивающую, мотивационную, диагностическую и прогностическую.
Для контроля уровня знаний по предмету, степени их усвоения, уровня освоения материала традиционно используются два основных способа: текущее наблюдение за учебной деятельностью учащихся (тренировочные тесты) и проверка их знаний,
умений и навыков (контролирующие тесты). Традиционные методы контроля очень часто субъективны, даже если осуществляются самым беспристрастным педагогом. Необходимость в научно обоснованных методах объективного контроля, позволяющих реально определить, в какой мере достигнуты цели образования, очень велика. В качестве современного, достаточно объективного и эффективного способа контроля используется педагогическое тестирование. Результаты тестирования можно легко подвергнуть обработке.
Тестовые задания с выбором (закрытые задания) состоят из основной части, содержащей постановку проблемы, и готовых ответов, сформулированных преподавателем. Правильным зачастую бывает только один, хотя не исключается и присутствие вариантов с выбором нескольких правильных ответов.
Для быстрой диагностики обычно используются задания с двумя-тремя ответами, например в контрольно-обучающих программах или для оперативного выявления пробелов в собственных знаниях. Однако такого рода тесты не включают в итоговые испытания, т. к. велика вероятность угадывания правильного ответа. Преимуществами заданий с выбором являются быстрота их выполнения, простота подсчета баллов учеников, возможность автоматизированной проверки ответов и, следовательно, уменьшение влияния субъективного фактора при оценивании результатов тестирования. Это дает повышение достоверности теста и охват большего объема материала проверяемой дисциплины. Также одним из несомненных достоинств заданий с выбором является их универсальность, пригодность практически для любого учебного предмета.
Наряду с достоинствами задания с выбором имеют и недостатки. Ученики, имеющие слабую подготовку, да и не только они, иногда пытаются угадать ответы в заданиях, вызывающих затруднения. Для минимизации возможности угадывания специалисты, разрабатывающие тесты, используют различные методы, такие как использование специальных инструкций, ориентирующих учащихся на пропуск трудного задания, добавление специальных весовых коэффициентов, близких к нулю, при подсчете баллов слабых учеников, полученных по заданиям повышенной сложности, увеличение числа тестовых заданий. Может быть использована формула корректировки индивидуального балла, учитывающая возможность угадывания правильного ответа.
Определенные трудности могут возникнуть при использовании заданий с выбором для проверки умений продуктивного уровня, требующего поиска и нахождения нового знания, применения его в нестандартных случаях, творческих аспектов подготовки, а также когда необходимо изменить условия поставленных задач. В таком случае нецелесообразно использование заданий с выбором готовых ответов. В рамках поголовного аттестационного тестирования, когда привлекаются эффективные компьютерные технологии подсчета баллов учащихся, достоинства заданий с выбором преобладают над возможными недостатками. При этом могут быть получены достаточно объективные результаты. Поэтому данная форма заданий тестового контроля зачастую преобладает в итоговых тестах.
Следовательно, на данном этапе в системе образования необходимо не только готовить обучаемых к процессу централизованного тестирования, но и обучать преподавателей разрабатывать и применять педагогические материалы.
Повышение мотивации выпускника средней общеобразовательной школы при подготовке его к централизованному тестированию является необходимым условием повышения эффективности этого процесса. На наш взгляд, это объясняется тем, что мотивация и положительное отношение к предмету способствуют активизации про-
цесса учения, вследствие чего субъект учебного процесса становится именно «учащимся», т. е. учащим себя. В этом случае обучение и учение становится целесообразным, формирующим у учащегося систему ценностных ориентаций.
Работа осуществлялась нами в естественных условиях педагогического процесса в ходе подготовки выпускников средней общеобразовательной школы к централизованному тестированию по дисциплине «Химия». Подготовка выпускников проводилась в профильных инженерно-технических классах в МБОУ СОШ № 129 г. Самары в течение ряда лет (с 2002 по 2013 гг.). Всего в эксперименте участвовало 172 учащихся.
Тестирование учащихся профильных инженерно-технических классов как сравнительно новый прогрессивный способ оценки и контроля знаний получает все большее распространение. Цель тестирования - наиболее полное выявление глубины знаний учащихся профильных инженерно-технических классов по оцениваемой дисциплине, в том числе и по химии, которая является одной из фундаментальных наук естествознания.
Тестирование позволяет определить готовность учащихся профильных инженерно-технических классов к обучению в высшей школе, систематизировать их знания. Поэтому подготовка выпускников школ к вступительному тестированию, а также к дальнейшему тестированию в процессе обучения в высшем учебном заведении является актуальной задачей современного обучения.
Разработана рабочая программа в соответствии с содержанием общегосударственных тестов по химии для поступающих в вузы. В нее включены разделы общегосударственной программы для вступительных экзаменов по химии. Также программа дополнена такими основополагающими разделами химии, как классы неорганических соединений, особенности процесса гидролиза солей, электролиз расплавов и растворов солей и др.
По каждому разделу (теме) предлагаются обучающие (тренировочные) и контролирующие тесты, по форме соответствующие общегосударственным. Тесты содержат типовые и комбинированные задачи, в том числе задачи среднего и повышенного уровня сложности.
Выполнение тестов позволяет учащимся профильных инженерно-технических классов проверить свою способность ориентироваться в полной мере во всем объеме общей, неорганической и органической химии, оценить свое умение систематизировать знания, выявить аналогию и применить это при решении конкретной задачи или составлении уравнения реакции.
Таким образом, в результате изучения химии учащийся профильных инженерно-технических классов должен:
1) знать:
- роль и значение химии;
- теоретические основы современной химии;
- взаимосвязь химии с другими дисциплинами (физика, математика, биология и др.);
- химические аспекты экологии;
2) уметь:
- применять химическую терминологию и понятия;
- описывать структуру и химические связи конкретных веществ и целых классов соединений;
- составлять уравнения химических реакций в ионном и молекулярном виде, уравнения окислительно-восстановительных реакций;
- ориентироваться в периодической системе элементов Д.И. Менделеева;
- на основании периодического закона и периодической системы составлять электронные формулы атомов элементов, описывать их свойства и свойства их соединений (оксидов, гидроксидов, кислот и солей);
- применять основные законы химии для решения задач как по общей, неорганической, так и по органической химии;
- проводить взаимосвязь между классами неорганических и органических соединений.
Изучение химии учащимися профильных инженерно-технических классов предусматривается в форме практических (аудиторных) занятий и самостоятельной работы.
Ниже приведен тренировочный тест по теме «Классы неорганических соединений». Он состоит из трех частей, которые содержат разные типы заданий. Первая часть теста включает 9 заданий (А1-А9). К каждому из них даны четыре варианта ответа, из которых нужно выбрать один, правильный.
Вторая часть теста состоит из 6 заданий (В1-В6) двух типов: выбрать правильный ответ из предложенных, найти соответствия между вариантами ответов. Третья часть (С1-С2) содержит 2 задания, в которых необходимо выполнить расчет и записать ответ.
Тренировочный тест по теме «Классы неорганических соединений».
Часть 1
А1. Два кислотных оксида могут реагировать друг с другом, если:
1) один из оксидов соответствует сильной кислоте, а другой - слабой;
2) оба оксида соответствует сильным кислотам;
3) при этом протекает окислительно-восстановительная реакция;
4) реакция протекает в водной среде.
А2. Приведите по три примера: а) солеобразующих; б) несолеобразующих оксидов:
1) а) ^А MgO, N2O5; б) H2O, N2O, Ш;
2) а) CuO, РА5, Ш; б) H2O, Ш2, ТО2;
3) а) CaO, F2O, SOз; б) Ш, a2O7, Ag2O;
4) а) F2O2, BаO, N2O; б) Ш2, a2O; SiO2. А3. К числу амфотерных оксидов относятся:
1) SiO2, ZnO, a2O7; 2) BeO, Al2Oз, N2O5; 3) Cr2Oз, F2O, a2O; 4) Cr2Oз, Al2Oз, ZnO. А4. Самая характерная реакция для оснований:
1) самоокисления-самовосстановления;
2) нейтрализации;
3) этерификации;
4) элиминирования.
А5. Растворы щелочей способны реагировать со следующими простыми веществами: 1) а2, S, Br2, Fe; 2) C, O3, P, F2, Si; 3) Ь, Zn, ^ S, Mn; 4) Br2, S, P, Si, Zn. А6. Гидроксид меди (II) можно получить в лаборатории по реакции:
1) ^ + 2H2O = Cu(OH)2 + ^Т;
2) CuO + H2O = Cu(OH)2;
3) Cua2 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2№0;
4) Cua + NaOH = CuOH + Naa. А7. Гидроксид цинка:
1) взаимодействует с раствором КОН с образованием K2ZnO2;
2) взаимодействует с раствором КОН с образованием К^ПРЩ^;
3) не взаимодействует с раствором KOH;
4) взаимодействует с расплавом КОН с образованием К^ПРЩ^.
А8. Из перечисленных веществ к кислотам относятся:
1) И28е04; И28, А1С13, ИС104, БР3;
2) И2804; И3Р04, КС1, ИБ, РИ3;
3) И2803; И3РО3, ИС10, ИБ, ИзА804;
4) ИШ3; Ба(0И)2, С120, ИБ, Си0ИС1.
А9. Приведите формулы кислотных оксидов серной, хлорной, дихромовой и орто-фосфорной кислот:
1) 803, СЪ07, Сг03, Р205;
2) 803, С120, Сг203, Р205;
3) 802, С1207, Сг03, Р203;
4) 802, С1203, Сг0, Р205.
Часть 2
В1. Какая соль образуется при взаимодействии гидроксида железа (II) и серной кислоты при стехиометрическом соотношении реагентов 1:2?
1) средняя соль, сульфат железа (II);
2) кислая соль, сульфат железа (II);
3) основная соль, гидроксосульфат железа (II);
4) кислая соль, гидросульфат железа (II).
В2. Реакция протекает по схеме 2№0И + И3Р04 ^ + ... . Продуктом взаимодействия является:
1) гидроксофосфат натрия;
2) гидрофосфат натрия;
3) дигидрофосфат натрия;
4) фосфат натрия.
В3. Установите соответствие:
Класс Вещество
A) кислотный оксид 1. КИ4С№ Б) основной оксид 2. С02
B) кислота 3. Мп0 Г) основание 4. ИЮ3 Д) соль 5. КИ40И
В4. Установите соответствие:
Реагенты Один из продуктов
A) (№4)2804 + КОН ^ 1. Слабая кислота
Б) ИС1 + МаМ02 ^ 2. Нерастворимая соль
B) БаС12 + И2804 ^ 3. Слабое основание
Г) Си804 + №ОН ^ 4. Малорастворимое основание
В5. Установите соответствие между веществом и классом (группой) неорганических соединений, к которому оно принадлежит:
Вещество Класс (группа) неорганических соединений
A) хромат калия 1. Кислые соли Б) гидроксид бериллия 2. Средние соли
B) оксид кремния (II) 3. Амфотерные гидроксиды Г) гидрофосфат калия 4. Несолеобразующие оксиды
В6. Установите соответствие между формулой вещества и его принадлежностью к определенному классу (группе) неорганических соединений:
Химическая формула Класс (группа) неорганических соединений
A) Сг03 1. Амфотерный оксид Б) Си(0И) 2. Кислотный оксид
2 3. Кислота
B) ИБ 4. Кислая соль Г) ^0И^04 5. Основная соль
6. Нерастворимое основание
Часть 3
С1. Вычислите массу фосфора, необходимого для получения 500 л раствора фосфорной кислоты (р = 1,254 кг/л) с массовой долей, равной 40 %. Производственными потерями необходимо пренебречь.
С2. Смесь хлоридов натрия и калия массой 3 г растворили в воде и осадили избытком нитрата серебра. Масса осадка после фильтрования и высушивания стала равна 7,1 г. Рассчитайте массовый состав исходной смеси и мольные отношения солей в ней.
Тренировочные и проверочные тесты составлены нами по всем темам школьного курса химии: общая [11], неорганическая и органическая химия. Тесты можно использовать не только при подготовке, но и для проверки сформированности понятий и умений. Разработаны и готовятся к изданию учебные пособия, содержащие не только разного рода тесты и задания, но и тщательно отобранный и проработанный теоретический материал.
Как показывают данные таблицы, средний балл за ЕГЭ по химии учеников технических классов из года в год неуклонно растет. Если сравнивать результаты тестирования по химии с результатами тестирования по другим предметам, то можно заметить, что баллы по химии несколько выше.
Результаты ЕГЭ в МБОУ СОШ № 129 г.о. Самара (классы «Роснефть») по профильным и обязательным предметам
Учебный год Математика Физика Химия Русский язык
2002/2003 77,7 63,8 67,9 61,7
2003/2004 74,0 58,4 67,8 61,4
2004/2005 75,0 64,1 64,3 67,7
2005/2006 73,7 71,7 72,4 63,7
2006/2007 71,0 59,8 69,6 59,8
2007/2008 68,0 70,0 76,9 71,5
2008/2009 11-й класс отсутствовал
2009/2010 69,9 56,6 75,6 74,3
2010/2011 75,9 79,9 81,7 79,0
2011/2012 54,5 56,8 80,7 72,2
2012/2013 70,0 62,6 87,0 79,0
Таким образом, тестирование выпускников общеобразовательных учреждений имеет огромное значение. В соответствии с приказом Министерства образования РФ результаты очного тура тестирования, подтвержденные сертификатом единого образца, засчитываются в качестве результатов итоговой аттестации, а также в качестве результатов вступительных испытаний в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Поэтому так важно максимально показать свои знания. Многолетний опыт тестирования показал, что данный метод оценки качества знаний достаточно перспективен. Тестовая методика оценки качества обучения в школе признана объективной, поэтому она может использоваться для реализации требований Государственного образовательного стандарта среднего образования.
Таким образом, можно заключить, что применение тренировочных и контролирующих тестов на всех этапах обучения - при ознакомлении с темой, при закреплении материала, при контроле полученных знаний - интенсифицирует взаимодействие учащихся и педагогов, что проявляется в эффективности подготовки учеников средних общеобразовательных школ не только к самому процессу централизованного тестирования, но и к всестороннему усвоению материала
дисциплины. Выполнение тестов позволяет учащимся профильных инженерно-технических классов проверить свои знания по общей, неорганической и органической химии, оценить способности применять их при решении конкретных задач или составлении уравнений реакций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
2. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2002. - 96 с.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование,
1998. - 256 с.
5. Шестернинов Е.Е. Управление качеством образования на муниципальном уровне (опыт, проблемы, перспективы). - Тверь: Лилия Принт, 2003. - 336 с.
6. АванесовВ.С. Композиция тестовых заданий. - М.: Адепт, 1998. - 217 с.
7. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). - М.: Интеллект-центр, 2001. - 296 с.
8. Подласый И.П. Педагогика. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - М.: ВЛАДОС,
1999. - 576 с.
9. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1999. - 238 с.
10. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. - М.: Народное образование, 2001. - 432 с.
11. Пенина В.И., Афанасьев Ю.В., Лаврентьева О.В. Общая химия для поступающих в вузы. - Самара: СамГТУ 2014. - 115 с.
Поступила в редакцию 29.11.2014; в окончательном варианте 29.11.2014
UDC 378
PRACTICE TESTS AS A CONDITION OF THE EFFICIENCY OF TRAINING STUDENTS FOR THE CENTRALIZED TESTING
V.I. Penina, O. Yu. Afanasyeva Samara State Technical University 244, Molodogvardeiskaya Str., Samara, 443100 E-mail: [email protected]
Currently, a person must have the professionalism and intelligence to make informed decisions in different situations, in an increasingly complex socio-economic conditions. All this increases the demand for graduates of educational institutions. In these circumstances, an objective assessment of students' knowledge is becoming one of the most important criteria for the quality of education. This has implications not only for the entire education system, but also personally for each student. Therefore, considerable attention must be paid to testing. There are very different kinds ofpedagogical tests. Of great interest is the study of the issues of testing in accordance with the goals and objectives of education in various stages of the learning process. The authors analyze the literature on testing and development of various kinds of tests, approaches to testing of students, improve the efficiency of the process. Along with these options are designed the training and supervising tests in general, inorganic and organic chemistry and work program in accordance with the content of national tests in chemistry for University. The program is supplemented by such basic fields of chemistry, as classes of inorganic compounds, especially the hydrolysis of salts, electrolysis of melts and solutions of salts, etc., The knowledge of which is necessary for training in technical colleges. Also an analysis of the current state of the problem is carried out, the types of tests are analyzed. This article illustrates
one embodiment of the training test in chemistry on "classes of inorganic compounds", summarizes the results of many years of testing students MBOU school № 129 GO Samara (Ros-neft classes) for core and compulsory subjects. Key words: education, testing, exam, test, test control.
Original article submitted 29.11.2014; revision submitted 29.11.2014
Vera I. Penina, Candidate of Chemistry, Associate professor of the general and inorganic chemistry.
Olga Yu. Afanasyeva, Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the general and inorganic chemistry.
УДК 377
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ССУЗА Ф.В. Повшедная1, А.Е. Канакова2
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
(Мининский университет)
603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1
E-mail: [email protected]
2Нижегородский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (НФ МЭСИ)
603090, г. Нижний Новгород, ул. Космонавта Комарова, 2/а E-mail: [email protected]
Проанализированы понятия «самоопределение» в широком смысле как центральный механизм становления личности и «профессиональное самоопределение» как личностно-ориентированный процесс, направленный на формирование индивидуальной позиции по отношению к профессиональной деятельности. Даны характеристики низкого, среднего и высокого уровней развития профессионального самоопределения студентов ссузов, отмечено преобладание студентов со средним и низким уровнем развития профессионального самоопределения. Авторы выделяют основные педагогические условия, необходимые для успешного развития профессионального самоопределения студентов ссузов. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию основных компонентов профессионального самоопределения: мотивационного, оценочного, знани-евого, деятельностного и личностно-волевого. Так, в мотивационном компоненте происходит смена мотивации с внешних факторов профессии на ее сущностные характеристики. Существенные изменения в оценочном компоненте профессионального самоопределения проявились в способности студентов адекватно анализировать и оценивать себя и будущую профессиональную деятельность. Знаниевый компонент обогатился возросшей осведомленностью о профессии, повысилась успеваемость. Возрос интерес студентов к качественному выполнению профессионально направленных заданий и прохождению практики, что говорит о развитии деятельностного компонента.
Фаина Викторовна Повшедная, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики.
Анна Евгеньевна Канакова, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, преподаватель среднего специального учебного заведения.