Научная статья на тему 'Разработка интерактивных материалов для тестирования и обучения студентов органической химии'

Разработка интерактивных материалов для тестирования и обучения студентов органической химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
504
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩИЙ САЙТ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / DISTANCE LEARNING / INFORMATION AND TRAINING SITE / TESTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пожарская Наталья Анатольевна, Иванов Иван Викторович, Акчурин Игорь Олегович, Бабёркина Елена Петровна, Щекотихин Андрей Егорович

На базе интерактивного шаблона тестирования программы Microsoft Power Point разработан интерактивный материал для визуализации теоретического материала, мотивации и контроля успеваемости студентов при изучении курса органической химии. Контроль знаний осуществляется с помощью тестовых заданий, сочетаемых c иллюстративно-демонстрационными материалами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пожарская Наталья Анатольевна, Иванов Иван Викторович, Акчурин Игорь Олегович, Бабёркина Елена Петровна, Щекотихин Андрей Егорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of interactive work-materialS for testing and training of students in organic chemistry

Based on interactive template testing for Microsoft Power Point soft-ware, work-materials for visualization, motivation and monitoring of students' progress in the study of organic chemistry were designed. Testing of the knowledge is carried out in the form of tests which were combined with illustration and demonstration materials.

Текст научной работы на тему «Разработка интерактивных материалов для тестирования и обучения студентов органической химии»

УДК 378.16

Н.А. Пожарская, И.В. Иванов, И.О. Акчурин, Е.П. Бабёркина, А.Е. Щекотихин

Российский Химико-Технологический Университет им. Д.И. Менделеева. Москва. Россия. 125047, Москва, Миусская пл. 9. *e-mail: [email protected]

i. РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

И

На базе интерактивного шаблона тестирования программы Microsoft Power Point разработан интерактивный материал для визуализации теоретического материала, мотивации и контроля успеваемости студентов при изучении курса органической химии. Контроль знаний осуществляется с помощью тестовых заданий, сочетаемых c иллюстративно-демонстрационными материалами.

.Ключевые слова: дистанционное обучение, проверка знаний, информационно-обучающий сайт, интерактивная презентация

Интенсивное развитие компьютерной техники, локальных и глобальных компьютерных сетей, а также информатизация общества приводят к тому, что процесс информатизации всё глубже проникает в образовательную сферу. Идёт тотальная модернизация отечественного образования. В настоящее время началось обучение студентов по системе бакалавр-магистр, осуществляется пересмотр учебных программ, в том числе, и по химико-технологическим специальностям.

Одним из основных этапов информатизации1 предполагался перевод учебных и информационных фондов в электронную форму - создание компьютерных учебников, задачников, практикумов, электронных справочников и учебных баз данных. В связи с этим нами уже была проведена работа по созданию электронной базы тестирования по органической химии, а затем и внедрение ее посредством публикации на сайте кафедры2,3. -

В свою очередь не менее остро стоит настоящее время проблема мотивации студентов, поскольку неполный уровень усвоения такой дисциплины как химия в школе приводит к несоответствию между запросом на качественное образование и недостаточной мотивацией студентов на получение данного образования. В результате проведенной исследовательской работы4, путём социологического опроса нами было установлено, что одним из успешных путей мотивации является проведение «интересных занятий». То есть занятий с привлечением современных интерактивных и информационных средств.

В связи с этим было принято решение о внедрении в обучающий курс информационно-интерактивных иллюстрационных материалов.

Помимо положительного опыта с тестированием, также имеется опыт по подготовке к лекциям раздаточного материала по курсу «Основы биохимии» в виде иллюстраций в среде программы 5.

Таким образом, очевидным становится преимущество объединения двух указанных

ресурсов, а именно тестовой базы и презентаций.

Открытое применение макросов, созданных на языке программирования VBA (Visual Basic for Applications) для Microsoft Power Point, используется для подготовки интерактивных занятий в школах. В нашей работе мы использовали разработку Комаровского А.Н.6 Разработанный автором шаблон с регулируемыми настройками позволяет создавать, как обучающие, так и контролирующие (с защищенными паролем ответами) тесты, с выводом результатов (правильные, неправильные ответы, баллы, время прохождения теста) на последнем листе презентации, либо в отдельный файл Excel.

Нами ведётся разработка иллюстрационного материала к лекциям по органической химии, который по сути является обучающим и контролирующим инструментом.

Презентации содержат информационные слайды и слайды с заданиями следующих типов: с выбором единственного правильного ответа (с переключателями);

Укажите правильное определение анергии свази |

О11 Средняя величина анергии, требуемая дли сования ковалентнай связи

2 | Средняя величина аверпш. требуемая для гемолитического разрыва связи Qî | ('.реднни кеиичина анергии, трейуим.зя дня гятершштичмзлиааряармна пита)

r j 4 I Средняя величина энергии, треСуемая дал совдепия химической связи

Зааэнке 1 чя Дагна

Рис. 1 Тестовое задание с выбором одного варианта ответа. Выбор определения понятия.

- с выбором нескольких правильных ответов (с флажками);

Качественные ргщ.цн, ил концевую тройную связь

Алкнпид серебра

Рис. 2 Информационный блок. Демонстрационный

-с вводом ответа без возможности выбора каких-либо вариантов

I Гипотетический процесс смешении разных (5, р, с1, Г) орбиталей центральною атома многоатомной молекулы с возникновением одинаковых орбиталей, эквивалентных по своим характеристикам |

Введите ответ:

1 идроксид дииыинссрсири

ivcr со следующими углеводородами:

£[1_ СН=СН Щг" CHfC^C-CHj □l СН]-СН=СН; S« снгс=сн

зацяпяе 4 | I

Рис. 3. Тестовое задание с выбором нескольких ответов

на установление соответствий (с перемещаемыми объектами);

Соответствие между фрагментами молекул и формальными зарядами на атомах углерода

о I *1 ! +2 I I -1 -2

tfl М

Перетащите фрагмент молекулы на соответствующий блок с зарядом

Задание 2 1"" | Вибори-t! ос:

L.

Рис. 4 Тестовое задание на установление соответствия.

- на установление правильной

последовательности.

Восстановите изображение из фрагментов_|

Зада " в I

Рис. 5 Тестовое задание на установление последовательности.

Рис. 6 Тестовое задание с вводом ответа.

На приведённых скриншотах показаны страницы с образцами слайдов. Как видно на рис. 2 и 3 тест с несколькими вариантами ответов по химическим свойствам алкинов идёт после демонстрации тематических опытов на предыдущем информационном слайде. Стоит отметить, что время пребывания на информационных слайдах не учитывается в результате тестирования. Также, как показано на скриншоте (рис. 5), возможно включать тестовое задание в игровой форме в виде пазла. Такой вариант задания позволяет проверить, например, понимание последовательности сборки лабораторной посуды в необходимый для синтеза прибор или знание этапов проведения синтеза.

Слайды-приложения к практическим занятиям по органической химии призваны показать студентам те опыты, которые необходимы для успешного освоения теоретической части курса, но не входящие непосредственно в программу практических занятий. Так, например, в презентацию включены видеоматериалы по способам получения углеводородов и их химическим свойствам, качественным реакциям и др.

Тесты могут включать задания на узнавание, сопоставление и логическое применение химической посуды и оборудования в ходе проделывания студентом лабораторных работ (опытов), а также проверочные вопросы по методам идентификации и очистки органических соединений.

Также планируется создать отдельный блок по проверке и подготовке к сдаче зачета по правилам техники безопасности при работе в химической лаборатории. Игровая и наглядная форма преподнесения информации по технике безопасности позволит акцентировать внимание студентов на особо важных моментах и избежать аварийных и несчастных случаев во время проведения лабораторных работ. Расширенные возможности последней версии Microsoft Power Point 2013 позволяют включать звуковые и видео-файлы, а также работать с презентацией на планшетах и смартфонах работающих на различных операционных системах (Android и iOS).

опыт.

Использование дополнительных

возможностей БкуБпу (OneDrive) обеспечит удобный доступ к разрабатываемому ресурсу и совместному его использованию (преподаватель-студенты).

Описываемые интерактивные презентации создаются по наиболее сложным для понимания

студентами разделам, а также для лабораторного практикума.

Таким образом, разрабатываемый нами ресурс обеспечит не только мотивацию студентов, «украсит» читаемый курс, но и позволит проводить обучающее и контролирующее тестирование в доступной всем программе.

Пожарская Наталья Анатольевна к.х.н., доц. кафедры органической химии РХТУ

им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Иванов Иван Викторович к.х.н., доц. кафедры органической химии РХТУ

им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Акчурин Игорь Олегович, старший преподаватель кафедры органической химии РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Баберкина Елена Петровна к.х.н., доц. кафедры органической химии РХТУ

им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Щекотихин Андрей Егорович д.х.н., проф. кафедры органической химии РХТУ

им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. Щербаков В.В. // Педагогические технологии информационного общества. Электронное учеб. пособие /РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2003. -М., 2004 URL:http://www.muctr.ru/actinf/tso/ (дата обращения:10.05.14)

2. Е.П. Бабёркина, В.Н. Шкилькова, Н.А. Кондратова, В.Ф. Травень, Разработка информационно -обучающего сайта по органической химии // Повышение ресурсо- и энергоэффективности: наука, технология, образование. Тез.док.: Международного симпозиума, посвящённого 175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева. Том1.-М: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2009, 226с. 160162

3. Н.А. Кондратова, Е.П. Баберкина, В.Ф. Травень, Актуальные проблемы химико-технологического образования. Опыт реализации магистерских программ. Четырнадцатая межвузовская учебно-методическая конференция: материалы конф. - М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2012. - 136 с. (стр.48)

4. Н.А. Кондратова, Н.С. Ефимова, Проблемы мотивации студентов неорганических специальностей к изучению органической химии // Успехи в химии и химической технологии: сб. науч. Тр. Том XXVI, У78 №10 (139) - М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2012. - с.23-27.

5. Илюстрационный материал по курсу «Биохимия». URL:http://organic.distant.ru/biochim.htm (дата обращения:10.05.14)

6. А.Н. Комаровский, Разработка шаблона для подготовки тестов в MS PowerPoint // Информатика, №20, 2009, (http://xn--80aawbk)giswr.xn--1-btbl6aqcj8hc.xn--p1ai/view_article.php?ID=200902004) (дата обращения:10.05.14).

Pozharskaia Natalia Anatol'evna, Ivanov Ivan Victorovich, Akchurin Igor Olegovich, Baberkina Elena Petrovna, Shchekorikhin Andrey Egorovich *

D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. *e-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF INTERACTIVE WORK-MATERIALS FOR TESTING AND TRAINING OF STUDENTS IN ORGANIC CHEMISTRY

Abstract

Based on interactive template testing for Microsoft Power Point soft-ware, work-materials for visualization, motivation and monitoring of students' progress in the study of organic chemistry were designed. Testing of the knowledge is carried out in the form of tests which were combined with illustration and demonstration materials.

Key words: distance learning, testing, information and training site

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.