Научная статья на тему 'Особенности и выбор инструментария реализации системы дистанционного обучения для наукоемких специальностей'

Особенности и выбор инструментария реализации системы дистанционного обучения для наукоемких специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / НАУКОЕМКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ВИДЕОСВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чванова М. С., Храмова М. В., Самохвалов А. В., Скворцов А. А., Молчанов А. А.

Рассматриваются особенности подготовки специалистов наукоемких специальностей в системе открытого образования. Изложены результаты анализа достоинств и недостатков существующего инструментария для реализации особенностей наукоемких дистанционных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чванова М. С., Храмова М. В., Самохвалов А. В., Скворцов А. А., Молчанов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и выбор инструментария реализации системы дистанционного обучения для наукоемких специальностей»

сетях [Электронный ресурс]. URL: http://

introweb.ru

8. Социальные сети и блоги популярнее, чем электронная почта. [Электронный ресурс]. URL: http://main.turometr.ru

9. Старов М.И. Формирование системы отношений в процессе профессиональной подготовки учителя. М.-Тамбов, 1996.

10. Старов М.И., Чванова М.С., Вислобоко-ва М.В. Психолого-педагогические проблемы общения при дистанционном обучении // Дистанционное образование. 1999. № 2. С. 26-31.

11. Старов М.И., Чванова М.С., Вислобоко-ва М.В. Психолого-педагогические проблемы общения при дистанционном обучении [Электронный документ]. URL: http://www.e-joe.ru

12. Чванова М.С., Храмова М.В. Факторы перехода дистанционных технологий подготовки специалистов на новый уровень развития // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 5(85). С. 222-235.

13. Чванова М.С., Храмова М.В. Психологопедагогические особенности общения в сети: де-

сять лет спустя... // Открытое образование. 2010. № 3. С. 82-91.

14. Чванова М.С., Храмова М.В. Дистанционные технологии подготовки специалистов наукоемких специальностей: некоторые аспекты внутреннего фактора перехода на новый этап развития // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Технические и естественные науки. Тамбов, 2010. Т. 15, вып. 6. С. 1943-1949.

15. Юрьев В.М. «Третья миссия» университета - инновационность // Державинский вестник. Тамбов, 2010. № 2. С. 4.

16. Юрьев В.М., Чванова М.С. Кластерный подход к подготовке специалистов наукоемких специальностей // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Технические и естественные науки. Тамбов, 2009. Т. 14, вып. 5. С. 872-876.

17. Facebook по-русски. [Электронный документ]. URL: http://www.interfax.ru

18. «Global Faces and Networked Places» [Электронный документ]. URL: http://blog.nielsen.com

19. Pekker M. Odnoklassniki.Ru как социальное явление. URL: http://ru-odnoklassniki.blogspot.com/

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ И ВЫБОР ИНСТРУМЕНТАРИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ НАУКОЕМКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ*

М.С. Чванова, М.В. Храмова, А.В. Самохвалов, А.А. Скворцов, А.А. Молчанов

Рассматриваются особенности подготовки специалистов наукоемких специальностей в системе открытого образования. Изложены результаты анализа достоинств и недостатков существующего инструментария для реализации особенностей наукоемких дистанционных курсов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, технологии дистанционного обучения, наукоемкие специальности, особенности дистанционных технологий, инструментарий для дистанционных технологий, видеосвязь.

Подготовка специалистов наукоемких специальностей в системе открытого образования имеет свои особенности, которые обусловлены высокой динамикой научных знаний изучаемой предметной области и необходимостью постоянной связи обучения с включением студентов в реальную (актуальную) проектно-ориентированную профессиональную деятельность.

Эти особенности накладывают отпечаток, прежде всего, на организацию диалога в сети. Подсистема коммуникаций системы

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Разработка инновационной информационно-коммуникационной системы для дистанционного обучения специалистов наукоемких специальностей», проект № 12-06-12006/12.

открытого образования предусматривает различные составляющие взаимодействия участников образовательного процесса. Некоторые из них уже стали неотъемлемой частью систем дистанционного обучения. Основной задачей данных составных элементов подсистемы является компьютерная «имитация» общения в традиционных системах обучения в вузе:

«Традиционные» элементы:

- коммуникация студент - преподаватель;

- коммуникация преподаватель - студент;

- коммуникация преподаватель - группа студентов;

- коммуникация студент - студент;

- коммуникация студент - студенты;

- коммуникация преподаватель - преподаватель;

- коммуникация преподаватели - преподаватели.

Поскольку речь идет о подготовке специалистов наукоемких специальностей, в систему необходимо встраивание дополнительных элементов, позволяющих решать профессиональные задачи и осуществлять специфические виды коммуникации. Такими элементами являются:

- коммуникация студент - профессионально-ориентированное сообщество (связи данного уровня позволяют осуществлять поиск потенциальных проблем в профессиональном поле для постановки задач разрабатываемых проектов, а также находить потенциальных партнеров для выполнения проекта);

- коммуникация студент - мировое информационное пространство (на данном уровне происходит взаимодействие в глобальном интеллектуальном сообществе профессионалов, запрашиваются и осуществляются консультации по поиску решений профессиональных проблем и потенциальных участников проекта);

- коммуникация студент - инновационные инфраструктуры (характерной особенностью наукоемких отраслей является исследовательская деятельность, при этом соответствующие работники должны обладать навыками, приемами прогнозирования, готовностью работать в новых сферах и направлениях деятельности. От специалиста необходимы умения «продавать» соответствующий товар, доступно, экономически грамотно и целесообразно объясняя выгоды и соответствующие риски при разработке наукоемкой продукции. Это заставляет включить в разрабатываемую нами модель не только «классические» элементы педагогической системы - преподавателя и обучаемого, но также и инновационные инфраструктуры: центры трансфера технологий; центры маркетинговых исследований, бизнес-инкубаторы. «Открытость» системы подразумевает взаимодействие с внешними компонентами системы - венчурными фондами, представителями академического сообщества, электронными библиотеками).

Задачей средств ИКТ, встраиваемых в открытое образовательное пространство, является обеспечение интерактивного диалога

потенциальных участников коммуникации. По нашему мнению, можно выделить три уровня технической организации диалога.

На первом, самом простом уровне возможно осуществление простых информационных коммуникаций (синхронных и асинхронных) участников диалога. Технической базой здесь могут быть электронная почта, списки рассылки, чаты, комментарии в форумах и блогах.

Следующий уровень обеспечивает интерактивность общения участников диалога. Это обеспечивается путем встраивания мультимедийных средств в традиционные ресурсы диалога (добавление графики, фото, видео, звука), а также использованием специальных сервисов сети (интернет-телефония, видео-связь, вебинары и др.).

На самом «высоком» уровне необходимы сервисы, позволяющие осуществлять совместную деятельность непосредственно в сети. Это возможно путем интеграции соответствующих ресурсов веб 2.0 в систему обучения специалистов наукоемких специальностей (технологии вики, коллективные блоги, совместные документы - графики, презентации, тексты, схемы, интеллектуальные карты).

Предусмотрены различные степени общения - приватные и публичные.

Подсистема коммуникаций должна предусматривать возможность создания рассылок по электронной почте (новостей, сообщений форумов, новых событий, оценок, комментариев преподавателя). Желательно предусмотреть организацию смс-рассылок.

Проанализируем коммуникационные подсистемы технической составляющей современных систем дистанционного обучения -системы управления обучением LMS (от англ. Learning Managment System), используемые для разработки, управления и распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа. Создаются данные материалы в визуальной учебной среде с заданием последовательности изучения. Отметим, что в литературе анализ систем управления обучения представлен достаточно широко, однако один из главных акцентов при анализе подобного рода систем делается на техническую составляющую и потенциальные возможности разработки учебных курсов.

В состав большинства таких систем входят различного рода индивидуальные задания, проекты для работы в малых группах и учебные элементы для всех студентов, основанные как на содержательной компоненте, так и на коммуникативной. Современная система LMS должна работать с поддержкой технологии веб 2.0. Веб 2.0 - методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становится тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью веб 2.0 является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента.

При подготовке кадров, особенно для наукоемких отраслей, важным является создание условий, способствующих развитию специалистов нового формата - «инноваторов». Профессиональные задачи, которые приходится решать такому специалисту, непрерывно трансформируются, а для их решения требуется использование новых средств, что приводит к улучшению качественных (появление новых методов и технологий) и количественных (увеличение скорости выполнения, объема задач) результатов.

Профессиональные задачи могут как трансформироваться из старых, приспосабливаясь к новым условиям научно-технического прогресса, так и быть принципиально новыми, не решаемыми ранее и требующими принципиально новых средств решения. Это в свою очередь вынуждает в процесс подготовки специалистов наукоемких специальностей постоянно вносить изменения, как в содержание, так и организацию учебного процесса. Необходимым становятся знания основ проектной, исследовательской, инновационной деятельности, введение предпринимательских идей в содержание существующих курсов.

Различные педагогические технологии (метод проектов, проблемное обучение и т.д.) позволяют некоторым образом решать поставленные задачи. Вместе с тем, в условиях информационного общества их использование без опоры на современные средства ИКТ не позволит полноценно модернизировать подготовку специалистов наукоемких специальностей.

Таким образом, существующие технологии обучения трансформируются, интегри-

руются в системы дистанционного обучения, становясь как площадкой для выполнения учебных проектов, и, вместе с тем, средой, позволяющей перевести учебные проекты и учебную деятельность на новый уровень.

Однако для перевода учебных проектов в профессиональное поле существующих методов и технологий оказывается недостаточно. Коммуникации, активно используемые в повседневной жизни, оказываются маловостребованными на профессиональном уровне.

Вышесказанное заставляет нас иначе рассмотреть организацию проектной деятельности и коммуникаций в информационно-коммуникационной образовательной среде подготовки специалистов наукоемких специальностей, прежде всего, с позиций формирования проектных компетенций и подбора средств для решения профессионально-ориентированных задач.

Для этого нам необходимо: во-первых, остановиться на задачах, возникающих перед будущим специалистом наукоемких отраслей, во-вторых, рассмотреть «окружение проекта», оказывающее воздействие на его участников, ход выполнения и результаты деятельности, и, в-третьих, рассмотреть организацию проектной деятельности в процессе подготовки специалистов.

Останавливаясь на первом вопросе, отметим, что проектная деятельность будущего специалиста должна включать в себя действия, позволяющие в дальнейшем не только разрабатывать «научный продукт» (теоретические и практические исследования, компьютерные программы - в зависимости от направления подготовки), но и доводить соответствующие исследования (разработки) до опытного образца. Для этого специалистам наукоемких специальностей (СНС) необходимо иметь опыт разработки проектных решений и их реализации в определенной среде; использовать информационные технологии в проектно-конструкторской деятельности; обладать развитой способностью к творческим подходам в решении профессиональных задач; решать формализуемые и трудноформализуемые задачи; формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных

знаний; осуществлять планирование проекта на всех этапах его осуществления; решать задачи управления проектами с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования; владеть навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности и применять их в рамках своего проекта; обладать устойчивым позитивным отношением к своей профессии, к повышению квалификации.

На различные этапы проектной деятельности, на ее существование и развитие оказывают воздействие внешняя среда или окружение.

В традиционной (в рамках учебного заведения) системе обучения можно выделить ближнее (лаборатории, центры оказывают прямое, наиболее сильное воздействие на проектную деятельность) и дальнее окружение (представители регионального сообщества (предприятия, организации, учреждения, бизнес, непосредственно не оказывающие влияния на проектную деятельность, но ощутимые по воздействию).

В системе открытого образования границы «ближнего» и «дальнего» окружения размываются. Их воздействие на проектную деятельность будущего специалиста может меняться местами по степени воздействия.

Рассмотрим организацию проектной деятельности в информационно-коммуникационной образовательной среде. На начальном этапе происходит социальный заказ на реализацию проекта, формирование целей и требований к нему. Социальный заказ, определяющий цель возникновения, существования и развития проектной деятельности, формируется на основе взаимодействия участников образовательного процесса с внешней средой.

Преподаватель как руководитель проекта обозначает для студентов проблемное поле. После чего студенты как потенциальные исполнители проекта, общаясь и взаимодействуя с профессионально-ориентированным сообществом, находят заинтересованных заказчиков для решения задач из проблемного поля, выдвигают идеи проектной деятельности.

В информационно-коммуникационной образовательной среде студенту необходимо выйти в профессионально-ориентированные сообщества для поиска актуальных задач в проблемном поле, обозначенном руководителем интересующей его или смежных отраслей.

После мониторинга «информационного поля» потенциальный список задач обсуждается с преподавателем, научным руководителем. После этого либо формулируется цель работы, либо возникает необходимость дополнительных консультаций в среде профессионально-ориентированного сообщества.

Сотрудники профильных кафедр, а также представители специальных подразделений университета могут оказывать консультации по поиску потенциальных партнеров и взаимодействию с ними при написании предварительного технического задания.

Идеи и предварительный план работы согласовываются с руководителем, который утверждает тему проекта и примерный план работы. Контроль на данном этапе осуществляется кафедрой, деканатом и учебным управлением.

Средства ИКТ на данном этапе должны повысить эффективность поиска потенциальных партнеров и участников проекта. С одной стороны, это могут быть как стандартные ресурсы - поисковые системы, с помощью которых студент ищет потенциальных заказчиков, сайты предприятий и организаций с информацией об их деятельности, материалы конференций, так и современные ресурсы - профессиональные сообщества (социальные сети), в которых обозначаются проблемы заинтересованных предприятий, представлены новейшие научные публикации соответствующего раздела науки.

Следующая фаза предполагает построение организационной модели проектной деятельности. Анализируется техническое задание и задачи проекта, происходит его декомпозиция на отдельные мероприятия. В случае его межпредметности задания распределяются между соответствующими кафедрами или структурным подразделениями университета (подзадачи проекта).

Кафедры, участники проектной деятельности, обрабатывают полученную информа-

цию и вырабатывают задачи и планы по выполнению своих мероприятий (минипроекты). Задания передаются кафедральному руководителю, который формирует соответствующую проектную команду из студентов, дипломников, аспирантов, в зависимости от сложности и масштабности деятельности.

Если подключения дополнительных кафедр не требуется, кафедра согласовывает план выполнения работ с заказчиками. Результатом такой работы становится план и объем работы, согласованный с заказчиком и утвержденный сторонами (официально утвержденное и согласованное техническое задание), которые докладываются на кафедре.

Мониторинг проектной деятельности на данном этапе выполняется соответствующими подразделениями. Средства ИКТ на данном этапе позволяют организовать эффективную коммуникацию с внутренними (лабораториями и центрами университета) и внешними (бизнес-сообществом, организациями, предприятиями, научно-исследовательскими организациями, фондами) партнерами.

Следующий этап предполагает непосредственную реализацию проектной деятельности согласно плану и техническому заданию.

Научный руководитель формирует проектные группы на основании технического задания с учетом интересов студентов. Декомпозицию мини-проектов, разделение их на подзадачи, выделение студентов, ответственных за их решение, осуществляется под руководством научного руководителя. Каждый участник проекта совместно с руководителем разрабатывает собственный план своей деятельности. При подготовке специалиста в информационно-коммуникационной образовательной среде руководителем студента является преподаватель кафедры, имеющий ученую степень или звание. При необходимости для реализации отдельных задач в проектной деятельности может быть соруководитель - специалист, представитель профессионального сообщества, заинтересованный в выполнении некоторой задачи и способный оказать соответствующее консультирование в рамках своей компетенции.

Студенту, выполняющему свое задание в проекте, необходимо взаимодействовать как с ближним, так и дальним окружением, по-

скольку задачи, которые ставятся для специалистов наукоемких специальностей, могут не решаться традиционным способом. В ходе дискуссии выстраивается алгоритм реализации основных задач проектной деятельности, происходит «вычленение» подзадач, а это вновь возвращает нашего будущего специалиста в профессиональное сообщества для поиска дополнительных участников команды для решения задач. ИКТ, позволяющие выполнить такую работу, могут быть различными. Но, по-нашему мнению, они должны способствовать виртуальной дискуссии в социальной сети. Это могут быть блог, позволяющий излагать суть работы и позволяющий получать комментарии от специалистов, вики-страницы или совместные документы, например, документы гугл, позволяющие всем участникам микрогруппы не только создавать единое представление своей работы в сети, но и «защищать», отстаивать его в комментариях и ходе совместной работы над документами. Коммуникация должна предусматривать возможность организации системы оперативных сообщений внутри группы, работающей над проектом.

В ходе проектной деятельности студент-руководитель взаимодействует со всеми участниками команды, их роли в ходе выполнения заданий могут меняться.

Мониторинг проводят научные руководители, сотрудники кафедры, Центры инновационного развития кафедр; на данном этапе важным является самоконтроль участников по выполнению проектной деятельности и соответствующего этапа работы. Для выполнения проектов используются ресурсы университета, а также начинается поиск дополнительных научных, организационных, технических и финансовых ресурсов. На данном этапе при необходимости подключаются службы инновационной инфраструктуры для поиска дополнительных материальных, интеллектуальных и финансовых ресурсов.

Взаимодействие с внешними партнерами может происходить напрямую, путем соответствующей системы коммуникации, либо при необходимости через Управление по образовательной политике и инновациям (Координационный центр инновационного развития). Совместно с соответствующими

структурами на кафедрах, причастных к выполнению проектной деятельности, создаются благоприятные условия для устойчивого развития инновационно-образовательной деятельности на выпускающих кафедрах университета, формируется инновационная среда, в которой становится возможной быстрая и эффективная адаптация образовательных программ, учебно-методической и научноисследовательской работы к меняющимся условиям российского и международного образовательного пространства.

Происходит налаживание связей с региональным и мировым сообществом, в том числе с бизнес-структурами, на предмет заключения договоров на разработку и реализацию задач проектной деятельности, привлечение инвестиции в инновационную и образовательную деятельность.

Обязательным является предварительный отчет на кафедре и устранение соответствующих недочетов.

Следующая задача - выбор ресурсов для реализации технологий дистанционного обучения специалистов наукоемких специальностей. С этой целью проведен анализ ресурсов создания систем дистанционного обучения: Moodle, JoomlaLMS, eLearning Server, Claroline LMS, СДО «Прометей». Сравнительный анализ позволил прийти к выводу о том, что система Moodle имеет больший ряд преимуществ по сравнению с аналогичными системами, она имеет гибкую структуру и может применяться для выполнения различных задач дистанционного обучения специалистов.

Вместе с тем, функций стандартной системы дистанционного обучения недостаточно для организации специфических видов коммуникаций и организации проектной деятельности специалистов наукоемких специальностей. Приходится использовать дополнительные средства коммуникаций, такие как видео-лекции и видеоконференции. Преимущества данных средств коммуникаций заключается в следующем:

- визуальный контакт преподавателя со студентом;

- использование общей рабочей доски с возможностью создания заметок и записей;

- экспорт и импорт офисных документов;

- контакты с научными сообществами, бизнес партнерами, экспертами различных территориальных расположений.

Средствами реализации коммуникаций видеосвязи являются различные программы, порталы и сервера. Был проведен анализ наиболее распространенных систем организации видеосвязи.

1. ОрепМеей^8 - это бесплатный сервер совместных видеоконференций с открытыми исходными кодами и файлами, кроме этого позволяющий проводить обмен документами, совместную удаленную работу, осуществлять коллективный доступ к выбранным компьютерам. Технически ядро продукта базируется на ЫА-фрейморке OpenLaszlo и медиа-сервере Red5. Все общение проводится в различных комнатах для встреч, в рамках которых различные группы могут настроить свои отдельные режимы работы видео, списки участников, возможности для обмена сопутствующей информацией и политики безопасности.

Плюсы - бесплатность и низкая нагрузка на канал. Для каждого пользователя, подключенного к видео, требуется минимальная пропускная способность всего в 64 КЬ8. Из недостатков - высокая нагрузка на процессор пользователя, так как каждый клиент самостоятельно декодирует видеопотоки (что одновременно и плюс, так как снимает всю нагрузку с сервера). Также из минусов хочется отметить неудобное отображение участников видеоконференции [1].

OpenMeetings интегрируется как отдельный модуль в систему Moodle с возможностью создания приватных комнат в каждом курсе. Также возможно использование OpenMeetings как самостоятельного сервера, как внутри локальной, так и сети Интернет.

2. BigBlueButton [2] является разработкой с открытым исходным кодом для видеоконференций, которая специально создана для дистанционного обучения, но может быть использована и для простого общения или проведения брифингов и презентаций. Приложение многопользовательское, позволяет использовать свою камеру, можно получать изображение с рабочего стола и использовать его как презентацию, очень много настроек для презентаций. Это идеальное

решение для проведения обучения удаленных учебных групп, пользователи могут загружать PDF или офисные документы и держать все в актуальном состоянии с текущей страницы конференции. Кроме того, можно обмениваться файлами с другими. Вся работа происходит через браузер и не требует установки дополнительного софта на пользовательские компьютеры.

Плюс системы, по сравнению с Open Meetings, заключается в трансляции своего рабочего стола.

Недостатки связаны в первую очередь с тем, что система работает через сторонний сервер, что в свою очередь нарушает целостность защиты информации. При интеграции BigBlueButton как модуля в Moodle требуется приобрести ключ доступа.

3. ooVoo [3] - публичный сервис для организации видеоконференций и мгновенного обмена сообщениями в Интернете. ooVoo не использует компьютер пользователя в качестве промежуточного узла, она пользуется своей собственной инфраструктурой для управления всеми телефонными и видео-звонками. Компьютер абонента используется исключительно для поддержания деятельности программы-клиента. При установке программа производит попытку автоматически определить видеокамеру и пропускную способность канала подключения к интернет, исключая, таким образом в ряде случаев необходимость вводить параметры вручную. Площадь видеоокна увеличена в четыре раза по сравнению с видеоокнами других аналогичных программ. Количество пикселей в изображении удвоено, что делает его более четким.

Основные недостатки данной системы связаны со следующим: сервис платный, текстовый чат до шести пользователей, ви-деочат с 6-8 пользователями, нет возможности интегрировать систему в Moodle.

4. ВидеоМост - программный продукт для проведения высококачественных (HD) многоточечных веб-видеоконференций на персональных компьютерах и мобильных устройствах через интернет, разработанный компанией SPIRIT DSP в 2009 г. [4]. Применяется для проведения совещаний, деловых встреч, переговоров, обеспечения видеосвязи в территориально распределенных организациях, создания ситуационных центров и кон-

такт-центров, дистанционного обучения. Используется провайдерами услуг связи в качестве сервиса видеоконференций (SaaS).

ВидеоМост поддерживает групповые видеоконференции на контролируемых выделенных серверах, обеспечивая информационную и коммуникационную безопасность и отвечая, в отличие от распространенных программ для видеоконференций, всем требованиям СОРМ (комплекс технических средств и мер, предназначенных для проведения оперативно-розыскных мероприятий в сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и радиосвязи (согласно Закону «О связи» и приказу Министерства связи № 2339 от 9 августа 2000 г.) [5]), что является одним из приоритетов при обмене информацией в государственных учреждениях и крупных организациях.

К основным недостаткам относится, то, что система имеет только коммерческую версию, конвертация и вещание видео происходит через Adobe Flash Media Server, который также является коммерческим программным продуктом. Интеграция в систему Moodle в виде отдельного модуля невозможна.

5. Skype - бесплатное программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее шифрованную голосовую связь и видеосвязь через Интернет между компьютерами (VoIP), а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программа также позволяет совершать конференц-звонки (до 25 голосовых абонентов, включая инициатора), видеозвонки (в том числе видеоконференции до 10 абонентов), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и передачу файлов. Есть возможность вместо изображения с вебкамеры передавать изображение с экрана монитора [6].

Skype позволяет пользователям общаться не только с помощью голоса, но и более традиционным способом - с помощью текстовых сообщений (IM-чата). Голосовой чат позволяет разговаривать как с одним пользователем, так и устраивать конференцсвязь. Он использует собственные кодеки. Skype-чат позволяет устраивать групповые чаты, посылать смайлики, хранить историю. Также предоставляются обычные для IM-чатов возможности - профили пользователя, индика-

торы состояния (статус) и т.д. Кроме того, Skype предоставляет возможность обмена файлами без ограничения размера и со стандартными опциями временной остановки пересылки и автоматического возобновления при подключении после потери связи или выключения программы Skype до конца передачи файла.

6. COMDI - прикладное программное обеспечение для организации онлайн-трансляций российской разработки и одноименный онлайн-сервис, работающий по адресу www.comdi.com, предоставляющий посетителям по модели SaaS возможность проводить онлайн-встречи с аудиторией от 1 до 1500 человек (онлайн-семинары).

Сравнительная характ

Сервис работает через веб-браузер, является кроссплатформенным. Пользовательский интерфейс реализован на технологии Flash и доступен из любого браузера с установленным Flash-плеером (версии 10 и выше), имеет инструменты интеграции (API). Программное обеспечение COMDI предлагается как тиражное ПО (по лицензии) и как встраиваемый компонент для веб-сайтов, при этом функциональность сервиса используется для предоставления дополнительных услуг посетителям [7].

Рассмотрев системы видеосвязи и ознакомившись с достоинствами и недостатки, результаты нашего анализа представлены ниже (табл. 1).

Таблица 1

гика систем видеосвязи

Название ^системы Критерий OpenMeetings BigBlueButton ooVoo ВидеоМост Skype COMDI

Лицензия бесплатная коммерческая бесплатная/ коммерческая коммерческая бесплатная/ коммерческая коммерческая

Установка системы на собственном сервере да да да нет нет нет

Интеграция в систему МооШе да нет нет нет нет нет

Количество пользователей одной комнаты З2 25 6 16 l0 8

Виртуальная аудиторная доска да да нет да нет да

Ввод текстовой информации с клавиатуры да да нет да да да

Пересылка файлов да нет нет да да да

Администрирование сервером да нет да нет нет нет

Трансляция рабочего стола нет да нет да да да

Операционные системы Windows, Mac OS X, Linux Ubuntu, Cent OS, ОС Windows, OS X Windows 2000, XP, Vista, MacOS Windows XP, Windows Vista, Windows 7, Mac OS X. Windows, Mac OS X, Linux, iOS, Windows Phone 7, Windows Mobile Windows XP, 7; Linux; Mac OS X Tiger, Leopard, Windows Vista; Mac OS X Snow Leopard

Клиент или браузер Internet Explorer б или выше, Firefox browser З.б или выше, Chrome, Safari 5.0 или выше или Opera (Windows). Internet Explorer б или выше, Firefox browser З.б или выше, Chrome, Safari 5.0 или выше или Opera (Windows). Клиентская установка Internet Explorer б или выше, Firefox browser З.б или выше, Chrome, Safari 5.0 или выше или Opera (Windows). Клиентская установка Internet Explorer 8 и выше Google Chrome 10.0.648.204 и выше Mozilla Firefox З.6Л2 и выше Opera ll.l и выше Safari 5.0.4 и выше

Средством связи или коммуникацией, причем любого ее типа, будет выступать сервер OpenMeetings, который интегрируется в систему Moodle и не нарушает целостности системы дистанционного обучения. При проектировании системы дистанционного обучения важен этап системы связи обучающегося и преподавателя. Положительный показатель эффективности предполагает установление наиболее целесообразного способа взаимодействия преподавателя и студента, при котором результирующая характеристика учебного процесса достигает наивысшего показателя.

Видеосвязь имеет широкий ряд функций и может применяться при проведении дорогостоящих физических, химических, биологических опытах, которые в online режиме транслируются по всему миру, тем самым осуществляется связь с научными сообществами, бизнес-партнерами, экспертами различных областей наук.

Таким образом, эффективный выбор имеющихся инструментальных ресурсов позволяет достаточно быстро и с наименьшими затратами реализовать компоненты дистанционного обучения, специфичные для наукоемких специальностей. Вместе с тем, эти технологии сами позволяют иначе посмотреть на традиционную подготовку специалистов наукоемких специальностей в вузе. Именно автоматизация рутинных про-

цедур и возможность общаться с мировым профессиональным сообществом в конкретных профессионально-ориентированных проектах позволяет «успевать за движением отрасли», включаться в решение актуальных проблем.

Литература

1. OpenMeetings - официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.openmeetings.de/

2. BigBlueButton - официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www. bigblu-ebutton.org/

3. ooVoo - Бесплатный групповой видеочат [Электронный ресурс]. URL: http://www.oovoo. com/home.aspx/

4. ВидеоМост - Сервис веб-видео-конференций [Электронный ресурс]. URL: http://www. videomost.com/

5. О порядке внедрения системы техниче-

ских средств по обеспечению оперативнорозыскных мероприятий: приказ № 130 от

25.07.2000 г.

6. Skype / Википедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Skype

7. COMDI - Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.comdi.com/

8. Чванова М.С., Храмова М.В., Самохвалов A3. Развитие средств решения профессионально-ориентированных задач в информационно-коммуникационной образовательной среде при подготовке специалистов наукоемких специальностей // Гаудеамус. Тамбов, 20ll. № 1(l7). С. 50-56.

УДК 004.738.5

СИСТЕМЫ РАЗРАБОТКИ ONLINE ТЕСТОВ И ОРГАНИЗАЦИИ ТЕСТИРОВАНИЯ

Ю.Ю. Черноскова

В статье рассмотрены основные некоторые системы разработки online тестов и организации тестирования: с помощью среды дистанционного обучения Moodle, программы Hot Potatoes, портала «Твой тест».

Ключевые слова: интернет-тестирование, Moodle, Hot Potatoes, портал «Твой тест».

Тестирование прочно вошло в практику организации контроля качества знаний учащихся. В связи с тем, что в настоящее время многие школьники постоянно находятся в сети Интернет, учитель может использовать их интерес, организуя процесс online тестирования.

В сети Интернет на разных сайтах предлагаются уже готовые тесты по разным те-

мам. Но для творческого учителя важно создавать свои методические материалы, тестировать детей на основе «своих вопросов», с учетом конкретных особенностей преподавания предмета.

Один из способов организации online тестирования - это создание тестов в среде дистанционного обучения Moodle. Тестовые задания могут быть с несколькими вариан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.