Научная статья на тему 'Разработка модели специалиста горного профиля для определения его профессионально важных физических качеств'

Разработка модели специалиста горного профиля для определения его профессионально важных физических качеств Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
318
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА / ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОГРАММА / MODEL OF THE EXPERT / MINE ENGINEER / PROFESSIONAL PHYSICAL PREPARATION / PROFESSIOGRAM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Панченко Илья Александрович, Руденко Геннадий Викторович

В статье рассмотрен путь создания модели специалиста горного профиля, учитывающей специфику его трудовой деятельности, необходимых физических и психологических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Панченко Илья Александрович, Руденко Геннадий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the expert model with mine profile for definition of his professionally important physical qualities

The article analyzes the way of creation of expert model with mine profile taking into account his labor activity, necessary physical and psychological qualities.

Текст научной работы на тему «Разработка модели специалиста горного профиля для определения его профессионально важных физических качеств»

нию боевых и других задач в соответствии с их предназначением.

При этом под физической готовностью понимается конкретное физическое состояние военнослужащих, обеспечивающее успешное выполнение боевых задач и характеризующееся соответствующей телесной развитостью, оптимальным функциональным состоянием и уровнем двигательной готовности (Учебник ТОФП, 2006). Отсутствие у личного состава физической готовности к боевым действиям не может быть в современных условиях компенсировано высоким уровнем развития других показателей их общей готовности к боевой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция совершенствования физической подготовки в Вооруженных силах Российской Федерации до 2016 года (утверждена Министром обороны Российской Федерации 6 мая 2008 года)

2. Теория и организация физической подготовки : учебник / под ред. проф. В.В. Миронова ; М-во обороны Рос. Федерации, Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2006. - 594 с.

3. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология : учебное пособие /

Н.В. Басова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 199. - 416 с.

4. Поташник, М.М. Как оптимизировать процесс воспитания / М.М. Поташник. - М. : Знание, 1984. - 80 с. - (Сер. “Педагогика и психология”).

5. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических институтов / под ред. Ю.К. Бабанского. - М. : Просвещение, 1983. - 608 с.

6. Обвинцев, А.А. Анализ физической подготовки в вузах МО РФ / А.А. Об-винцев, А.А. Щепелев, С.В. Удовик // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2009. - № 2. - С. 3-10.

Контактная информация: [email protected]

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИСТА ГОРНОГО ПРОФИЛЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ

КАЧЕСТВ

Илья Александрович Панченко, преподаватель,

Геннадий Викторович Руденко, кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой,

Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (Технический университет) (СПГГИ)

Аннотация

В статье рассмотрен путь создания модели специалиста горного профиля, учитывающей специфику его трудовой деятельности, необходимых физических и психологических качеств.

Ключевые слова: модель специалиста, горный инженер, профессиональная физическая подготовка, профессиограмма.

DEVELOPMENT OF THE EXPERT MODEL WITH MINE PROFILE FOR DEFINITION OF HIS PROFESSIONALLY IMPORTANT PHYSICAL QUALITIES Ilia Aleksandrovich Panchenko, the teacher,

Gennady Viktorovich Rudenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Department chairman,

The St-Petersburg State Mining Institute (Technical University)

Annotation

The article analyzes the way of creation of expert model with mine profile taking into account his labor activity, necessary physical and psychological qualities.

Key words: model of the expert, mine engineer, professional physical preparation, professi-

ogram.

ВВЕДЕНИЕ

Каждая профессия имеет свою двигательную специфику, отличающуюся условиями труда, психофизиологическими характеристиками и предъявляющую различные требования к уровню развития физических качеств, психофизиологических функций и психологических свойств и качеств личности.

Необходимость построения модели специалиста диктуется рядом обстоятельств: во-первых, модель дает представление о целостном содержании профессиональной деятельности и ее внутренней структуре, во-вторых, разработка модели позволяет выделить личностные характеристики специалиста. Эти особенности обязательно предполагают разработку модели специалиста той или иной профессии.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Разработка модели специалиста горного профиля требует разработки структуры модели, для чего и обращаемся к исследованиям ученых.

Сам процесс моделирования - это процесс построения и изучения моделей реально существующих предметов и явлений, а модель - это такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая способна замещать ее так, что ее изучение дает информацию об этом объекте. Можно выделить две составляющие модели: профессиональные знания и личностные качества.

Модель специалиста как характеристика совокупности психофизиологических, деловых и нравственных качеств предполагает выделение: а) профессиограммы, б) профессионально-должностных требований, в) квалификационного профиля (требования по категориям).

При построении модели специалиста выделяют:

1. Модель реально действующего «готового специалиста», куда входят: а) модель деятельности (цель, задачи, действия, операции), б) модель личности специалиста («личностные профили», личностные качества, необходимые для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

2. Модель подготовки специалиста.

Особое внимание следует уделить первому компоненту - профессиограмме специалиста. Профессиограмма - это модель специалиста, в которой представлены основные качества личности специалиста горного производства и необходимые знания, умения и навыки для выполнения функциональных обязанностей. Обратимся к физической готовности выпускника горного вуза, что требует моделирования на основе изучения целого ряда таких факторов, как:

- формы (виды) труда специалиста данного профиля,

- условия и характеристика труда,

- режим труда и отдыха,

- особенности динамики работоспособности в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

С этой целью мы обратились к опыту работы горных организаций.

По результатам проведенного опроса руководителей разного уровня СевероЗападного региона РФ, «Воркутуголь», «Интауголь», объединения «Аппатит», качество специальной теоретической подготовки выпускников горных вузов соответствует современным требованиям горного производства. Однако уровень физической подготовленности молодых специалистов с каждым годом отстает от требований горнотехнических условий при подземных работах, что, в свою очередь, ведет к повышению уровня профессиональных заболеваний и травматизма на производстве. Это подтверждает и изучение динамики результатов контрольных испытаний среди студентов горного факультета СПГТИ им. Плеханова за последние 8 лет.

Изменения в подготовке специалистов следует начать с определения требований к личности специалиста, которые обеспечат его готовность к профессиональной

деятельности. Спектр этих требований достаточно многообразен. Но, прежде всего, это - профессионализм, который определяется как совокупность теоретической, практической подготовки в единстве с личностными характеристиками человека. Основу профессионализма горного дела, прежде всего, составляет личностная готовность к профессиональной деятельности, которая зависит, как мы убедились, от уровня специальной подготовки и от уровня физической культуры.

Особенности технологических процессов и условия труда на горных предприятиях, безусловно, сказываются на требованиях к профессиональной подготовке специалистов. Речь идет не столько о количестве трудовых ресурсов, сколько об их качественной подготовке.

С целью выявления основных физических умений и навыков, качеств и свойств личности были изучены условия профессиональной деятельности специалистов, что и позволило разработать модель выпускника горного вуза, основанную на профессио-грамме специалиста горного профиля.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ и обобщение литературных источников и документов, опрос (анкетирование и ин-тервьирование), хронометраж, наблюдения, методы профессиограмм и спортограмм, метод экспертных оценок.

Методы профессиограмм и спортограмм использовались для составления полной характеристики специфики труда горных мастеров, а также видов спорта, «адекватных» профессиям обучающихся. Проводились комплексные наблюдения за их производственной и спортивной деятельностью. Полученные данные заносились в соответствующие карты и протоколы для последующего сравнения и выбора схожих и отличительных физических и психических качеств, умений и навыков, а также прикладных знаний, необходимых исследуемой категории специалистов.

Метод опроса дал возможность выявить содержание, специфику, условия и характер труда и отдыха работника горнодобывающей промышленности. Анкетирование позволило получить сведения, характеризующие влияние трудовой деятельности исследуемых категорий специалистов и условий окружающей среды на утомляемость организма человека, а также мнения и пожелания специалистов по вопросам общей и профессионально-прикладной физической подготовки студентов горных факультетов. Ответы на вопросы анкеты помогли выяснить степень значимости физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха специалистов горнодобывающего производства. Материалы опроса были использованы при анализ условий и содержания трудовой деятельности горного мастера.

Хронометражные наблюдения позволили получить сведения о содержании, характере и интенсивности труда рабочих в шахте и соотношении временных затрат на основные и вспомогательные виды работ.

В содержание хронометражных наблюдений на практике входило:

- наблюдение и измерение времени продолжительности отдельных видов работ;

- наблюдение и измерение продолжительности времени на выполнение отдельных рабочих операций;

- измерение времени консультаций работников шахт с вышестоящим руководством;

- измерение времени перехода до очередного места работы, приведения инструмента в рабочее положение;

- измерение времени отдыха и простоя.

Хронометражные наблюдения велись как по бригадам, так и по каждому члену бригады в отдельности.

При обработке и анализе записей хронометражей были исключены ошибки, усреднено время на выполнение трудовых операций. Всего прохронометрировано 6 бригадо/дней.

ВЫВОДЫ

Проведенные профессиографические исследования условий и характера труда горных мастеров и результаты оценки тяжести труда позволили создать модель специалиста горного профиля, которой свойственны следующие основные требования, предъявляемые к организму при работе в подземных условиях:

1. Устойчивость к утомлению при выполнении рабочих операций и продолжительных пеших переходов по горным выработкам.

2. Устойчивость к высоким и низким температурам внешней среды.

3. Развитие дыхательного аппарата.

4. Устойчивость к утомлению при нервно-эмоциональных нагрузках.

5. Устойчивость к неблагоприятным факторам горного производства (перепадам давления, шуму, вибрации, недостаточной освещенности).

Контактная информация: [email protected]

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ТЕХНИКА-СУДОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Юрий Михайлович Пастушков, старший преподаватель,

Амурский филиал морского государственного университета (АфМГУ),

г. Благовещенск

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования профессионально важных качеств техника-судоводителя в процессе специально организованной физической подготовки. В ней представлена система специальной физической подготовки курсантов судоводительской профессии на этапах профессионального обучения в морском вузе.

Ключевые слова: профессионально важные качества, направленная физическая подготовка, двигательный режим.

EFFICIENCY OF FORMING THE PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES AMONG THE MECHANIC-NAVIGATORS DURING THE PROCESS OF SPECIALLY ORGANIZED PHYSICAL TRAINING

Jury Mihajlovich Pastushkov, the senior teacher,

The Amur Branch of Marine State University,

Blagoveshchensk

Annotation

This article is devoted to the problem of forming among the mechanic-navigators the professionally important qualities during the process of specially organized physical training. It also contains the system of special physical exercises for navigating students during their professional education in marine institute.

Key words: professional values, directed physical training, motion regime.

Современный морской флот предъявляет повышенные требования к физической и психической подготовленности выпускников морских вузов. Поэтому создание рациональной методики процесса физического воспитания, обеспечивающего возможность успешной реализации подготовки специалистов флота к трудовой деятельности, является одним из главных направлений исследований в данной области.

Специальность техника-судоводителя является ведущей, и от развития у них профессионально важных качеств зависит безопасность мореплавания, живучесть личного состава экипажей, выполнения производственного задания [1].

Научное обоснование системы применения физических упражнений в организации воспитания курсантов судоводительской специальности во взаимосвязи берег-море имеет не только локальное значение, но также является одной из важных про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.