УДК 796.07
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
КУРСАНТОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА ПРИ ВАХТОВОМ МЕТОДЕ
ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
Юрий Михайлович Пастушков, старший преподаватель,
Амурский филиал морского государственного университета (АфМГУ),
г. Благовещенск
Аннотация
Статья посвящена проблеме использования разработанных подходов к организации физического воспитания с профессиональной направленностью курсантов учебных заведений морского транспорта, обеспечивающих повышение уровня их двигательных способностей и эффективность выполнения профессиональной деятельности с вахтовым методом организации труда.
Ключевые слова: вахтовый метод организации труда, профессионально важные качества, направленная физическая подготовка.
PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING OF THE MARITIME TRANSPORT CADETS WORKING ON A ROTATIONAL BASIS
Jury Mihajlovich Pastushkov, the senior teacher,
The Amur Branch of Marine State University,
Blagoveshchensk
Annotation
This article is dedicated to the problem of using the worked out approaches to organization of physical education with professional direction for the maritime transport institutions cadets, providing the increase in their motor abilities and effectiveness of the professional occupation at working on a rotational basis.
Keywords: work on a rotational basis, professionally important qualities, directed physical training.
Для успешного выполнения производственных функций специалисты флота должны обладать не только суммой знаний, умений и навыков, но и комплексом профессионально важных качеств, которые должны быть развиты до необходимого уровня за время обучения. Поэтому создание рациональной методики процесса физического воспитания, обеспечивающего возможность успешной реализации подготовки специалистов флота к трудовой деятельности, является одним из главных направлений исследований в данной области.
Вопрос о специальной направленности физической подготовки судовых специалистов не является новым. Несмотря на определенное внимание со стороны ученых и практиков к этой проблеме [2,3] группы профессий судов не достаточно изучены, что значительно снижает эффективность подготовки специалистов в учебных заведениях морского транспорта. Однако работ, исследующих особенности профессиональной подготовки судоводителей с учетом современных требований в экстремальных условиях морского плавания при вахтовой организации труда, нет.
Проблема научного обоснования и практического применения системы физических упражнений, особенности их влияния на организм курсантов при вахтовом методе организации труда, связанных с неблагоприятными факторами рабочей обстановки и низкой двигательной активностью в свободном времени, остается до настоящего времени неразработанной. Научное обоснование системы применения физических упражнений в организации воспитания курсантов судоводительской специальности во взаимосвязи берег-море имеет не только локальное значение, но и является одной из важных проблем теории и практики профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).
Актуальность нашего исследования состоит в несоответствии возросших требований подготовки специалистов морского флота к их профессиональной деятельности с вахтовой организацией труда и уровнем физической подготовленности курсантов судоводительской специальности в условиях учебного заведения, снижением уровня здоровья и физического состояния подрастающего поколения.
Целью нашего исследования явилось совершенствование учебно-педагогического процесса путем направленного использования средств физической культуры при подготовке в морских вузах техников-судоводителей. При постановке исследования предполагалось, что повысить качество подготовки техника-судоводителя можно, совершенствуя взаимосвязь ППФП на берегу и в море.
Анализ анкетных данных (а всего было опрошено 84 высококвалифицированных специалиста плавсостава флота Дальневосточного морского пароходства) по выявлению специфики трудовой деятельности судоводителей и особенностей развития, важных для профессии качеств показал, что основные трудовые процессы судоводителя обеспечиваются за счет малых и средних действий руками с сопровождением легких и точных движений кисти. Рабочая поза, преимущественно стоя (71,9%), иногда производственная деятельность проходит при смешанном режиме (стоя-сидя - 22,7%). Специфика профессии накладывает отпечаток на характер движений нижних конечностей. 63,6% судоводителей отмечают малую амплитуду таких движений, 35,7% - среднюю. Судоводительский состав флота отмечает значительное утомление мышц ног - 73%, боль в глазах - 61,2%, головы - 39,1%, усталость мышц спины ощущают 23,2% опрошенных. Анализ проведенного анкетирования показал, что для успешной трудовой деятельности судоводителю необходим высокий уровень развития выносливости (82,1%), быстроты в действиях (46,4%) и ловкости (14,3%).
Залог успеха в своей трудовой деятельности с вахтовым методом организации труда судоводители видят в развитии психологических качеств: умение ориентироваться и быстро принимать решения в изменяющейся обстановке, психической выносливости, сенсомоторных двигательных реакций с преимущественным развитием реакции на двигающийся объект, способности к быстрому переключению внимания, его объема, оперативного мышления и памяти.
Полученные в ходе исследования основных функциональных систем организма результаты свидетельствуют о нарастании утомления к концу работы, особенно в ночную вахту, что выразилось в ухудшении психофизических показателей судоводителей морского транспорта. Снижение физической работоспособности, возникновение постоянно накапливающегося утомления, не компенсируемого отдыхом, происходит в результате неупорядоченного режима труда и отдыха, наличия гиподинамии, действия неблагоприятных условий внешней среды и стрессогенных факторов. Для достижения высокого уровня физической работоспособности курсантов в море необходима дозированная физическая нагрузка, которая достигается регулярными практическими занятиями физической культурой в свободное от вахт время с целью активного отдыха. И в первую очередь необходимо акцентировать внимание на развитие общей выносливости и силовых качеств. С этой целью проведено наблюдение за деятельностью курсантов судоводительской специальности в процессе всего профессионального обучения их в учебном заведении.
В процессе профилированного физического воспитания курсантов-судоводителей мы придерживались мнения об акцентированном внимании развитию выносливости с использованием скоростно-силовых упражнений в режиме круговой тренировки [1]. Выбор данной методики обусловлен тем, что по нашим данным, у абитуриентов нашего учебного заведения отстающим физическим качеством является выносливость, в то же время профессиональная деятельность судоводителей, с учетом вахтовых особенностей организации труда, требует повышенного внимания к развитию данных способностей.
Для обоснования эффективности предложенной программы ППФП для техников-судоводителей с вахтовым методом организации труда нами был проведен педагогический эксперимент. В педагогическом эксперименте, который проводился с 2007 по 2010 год, участвовали 2 группы: экспериментальная и контрольная по 30 человек в каждой. Эксперимент проводился с одними и теми же курсантами с первого курса. Между испытуемыми группами различия заключались в направленности процесса физического воспитания. Испытуемые экспериментальной группы занимались профилированной физической подготовкой в объеме шести часов в неделю, использовав помимо обязательных и факультативных занятий двух часовые занятия самостоятельно как в условиях учебного заведения, так и судна.
Внедрение разработанной методики в программу физического воспитания учебного заведения морского транспорта позволило курсантам экспериментальной группы к концу исследования превзойти лица, находящиеся в контроле. Статистически значимые изменения произошли в показателях мышечной силы и статической выносливости. Подтягивание из положения в висе на перекладине (кол-во раз) увеличилось с 6,4±0,12 до 9,8±0,25. Прирост составил 34,7% (Р<0,05). Сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа (кол-во раз) возросло с 32,0±2,06 до 37,4±3,71. Прирост составил 14,4% (Р<0,05). Увеличилась статическая выносливость: время удержания статической позы выросло на 14,8%. Существенно возросли показатели общей выносливости испытуемых по времени пробегания дистанции 1000 метров. Средние результаты пробегания дистанции 231,0±3,17 (сек.) до начала и 207,0±2,03 (сек.) на завершающем этапе эксперимента. Прирост составил 10,4% (Р<0,05). Сдвиги результатов в плавательной подготовленности испытуемых достоверны с более высокой вероятностью различий в экспериментальной группе. В плавании на 100 метров результаты возросли с 146,15±2,47 (сек.) до 124,12±1,37 секунд. Прирост составил 7,8% (Р<0,05). Динамика функций внимания, психомоторных процессов и успешность решения логических задач с пространственной ориентировкой имели аналогичную тенденцию в группах, что и по показателям общей физической подготовленности.
В нашем исследовании специализированный процесс физического воспитания курсантов судоводительской профессии предусматривал дифференцированный подход к поэтапному формированию профессионально важных качеств техника-судоводителя, с учетом уровня психофизического состояния обучающихся, что в целом обеспечило качественную подготовку испытуемых к успешности выполнения ими профессиональной деятельности на модельном уровне, превышающем высококвалифицированных специалистов на 4,2%. Результаты эксперимента выявили возможность направленного воздействия на организм в целях поддержания более высокого уровня работоспособности в море при вахтовом методе организации труда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гуревич, И. А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / И. А. Гуревич. - Минск : Вышэйшая школа, 1985. - 147 с.
2. Данченко, С.А. Профессиональная направленность моряков : учеб. пособие / С. А. Данченко : Морской гос. ун-т. - Владивосток : [б.и.], 2005. - 56 с.
3. Чумичев, А.В. Методика формирования профессионально-прикладной физической культуры учащихся техникума водного транспорта : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Чумичев Александр Викторович ; Дальневосточ. гос. акад. физ. культуры. - Хабаровск, 2011. - 24 с.
Контактная информация: ра81шЬиг@гатЪ1ег.т