УДК 796.011.3
ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛА, КАК СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ» В ЛЕСОТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Левон Адибегович Джагинян, главный тренер, Волейбольный клуб «Воронеж», Воронеж
Аннотация
В статье представлены результаты обоснования возможности применения волейбола, как средства профессионально-прикладной физической подготовки бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Технологические машины и оборудование» на основе факторного анализа их профессионально значимых качеств и сравнения элементов профессиограммы данного направления и спортограммы волейбола. Для реализации поставленной в исследовании цели был проведен опрос специалистов в области механизации лесного хозяйства и проектирования машин по выявлению профессионально значимых физических и психических качеств работников соответствующей отрасли. Представлены результаты сравнительного анализа условий работы, деятельности инженера в области машиностроительных технологий с условиями и характерными особенностями тренировочной и соревновательной деятельности в волейболе. Также описаны физические и психические качества и функции, требования к индивидуальным особенностям специалиста бакалавра направления «Технологические машины и оборудование».
Ключевые слава: профессионально-прикладная физическая подготовка бакалавры, обучающиеся по направлению «Технологические машины и оборудование», волейбол, профессионально значимые качества, факторный анализ.
JUSTIFICATION OF THE POSSIBILITY OF APPLYING THE VOLLEYBALL AS A MEANS OF PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL PREPARATION OF BACHELORS WITH PROFILE "TECHNOLOGICAL MACHINES AND EQUIPMENT» IN FORESTRY UNIVERSITY
Levon Adibegovich Jaghinyan, the head coach, Volleyball club "Voronezh", Voronezh
Annotation
The article presents the results justifying the possibility of the applying of volleyball as a means of the professionally-applied physical preparation of bachelors enrolled in the direction "Technological machines and equipment", based on the factor analysis of the professionally significant qualities and comparing the elements of professiogram of this direction and sportogramm of volleyball. To accomplish the goal of the study the survey of experts in the field of forestry mechanization and engineering machines has been conducted with the aim to identify the professionally significant physical and mental qualities of the relevant industry professionals. The authors' results have been presented covering the comparative analysis of the operating conditions connected with the engineering activities in the field of the engineering technology with the conditions and characteristics of the training and competitive activities in volleyball. The physical and mental qualities and functions, the requirements to the individual characteristics of the professional bachelor studying under the direction «Technological machines and equipment» have also been described.
Keywords: professional-applied physical preparation of bachelors enrolled in the direction "Technological machines and equipment", volleyball, sportogramm of volleyball, professionally significant quality, factor analysis.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях модернизации высшего образования значимая роль отводится профессионально-прикладной физической подготовке студентов в вузе, которая должна обеспечивать не только развитии общих физических качеств и повышение функ-
ционального состояния всех систем организма, но и формировать профессионально значимые умения и навыки, специфические физические качества, способствующих более эффективной деятельности будущих работников.
Профессионально-прикладная физическая подготовка в технических вузах является предметом исследований в педагогике физической культуры и спорта, но результаты таких исследований зачастую расплывчаты, носят рекомендательный характер и мало подкреплены практикой. В частности, разработаны профессиограммы для большинства технических специальностей, в теории и методике физической культуры и спорта (в волейболе в том числе) раскрыто содержание физической, технической, тактической и психологической подготовки, но отсутствует чёткая корреляция между профессионально-значимыми качествами специалистов и конкретными средствами и методами их развития в рамках физического воспитания в вузе.
Профессиональная деятельность бакалавров в области механизации лесного хозяйства и проектирования машин (направление подготовки «Технологические машины и оборудование») содержит элементы умственного, ручного, механизированного и автоматизированного труда. В этой связи психофизиологическая подготовка специалистов в этой области должна быть разносторонней.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Цель настоящего исследования - обоснование возможности использования средств волейбола в качестве средства профессионально-прикладной физической подготовки бакалавров, обучающихся по направлению «Технологические машины и оборудование». Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:
1) Провести опрос студентов лесотехнической академии о наиболее эффективных, по их мнению, видах физической подготовки;
2) Выявить профессионально значимые физические и психические качества специалистов в области механизации лесного хозяйства и проектирования машин на основе опроса экспертов;
3) Провести сравнительный анализ условий работы, деятельности инженера в области машиностроительных технологий с условиями и характерными особенностями тренировочной и соревновательной деятельности в волейболе.
Был проведен опрос студентов лесотехнической академии г. Воронежа, обучающихся по направлению «Технологические машины и оборудование», с целью выявления их отношения к профессионально-прикладной физической подготовке спортивно-ориентированной направленности. Было опрошено 50 студентов.
На вопрос: «Какой вид физической подготовки вы считаете наиболее приемлемым и эффективным в развитии профессионально-прикладных физических и психических качеств, и является для вас наиболее интересным?» были получены следующие ответы: спортивно-ориентированная подготовка на основе спортивных игр - 57,4%, среди них волейбол - 43,5%; баскетбол - 27,3%; футбол - 22,2%; настольный теннис - 7%; спортивно-ориентированная подготовка на основе различных единоборств - 27,8%; на основе циклических видов спорта - 11,3%; только на основе ОФП - 3,4%.
С целью выявления профессионально значимых физических и психических качеств, проводился опрос 33-х специалистов в области механизации лесного хозяйства и проектирования машин. Проверка истинности ответов показала достаточно высокую точность и достоверность полученных результатов опроса по всем перечисленным критериям. Коэффициент конкордации W=0,819.
Математическая обработка результатов опроса специалистов заключалась в расчете корреляционных взаимосвязей и проведении на их основе факторного анализа (таблица 1). Выявлялась взаимосвязь между успешностью в профессиональной деятельности и
психофизиологическими, психическими, личностными и физическими качествами, функциональными показателями, характеризующими, по мнению специалистов, являющимися профессионально значимыми (профессионально-прикладными).
Таблица 1
Матрица факторных нагрузок для профессионально значимых качеств бакалавров
в области механизации лесного хозяйства и проектирования машин
№ Профессионально значимые качества бакалавров в области механизации лесного хозяйства и проектирования машин Факторы после вращения
1 2 3 4
1 Функциональное состояние нервной системы 0,722 0,121 0,081 0,601
2 Рациональность действий 0,238 0,424 0,821 0,115
3 Помехоустойчивость 0,721 0,324 0,228 0,307
4 Уровень функционирования анализаторов 0,819 0,121 0,293 0,401
5 Работоспособность и устойчивость к утомлению 0,855 0,121 0,122 0,605
6 Быстрота реакции 0,708 0,266 0,034 0,234
7 Концентрация внимания 0,356 0,856 0,206 0,134
8 Объём внимания 0,332 0,713 0,213 0,013
9 Способность быстрого переключения внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую 0,344 0,811 0,111 0,098
10 Память 0,265 0,719 0,119 0,119
11 Уровень восприятия и развитая наблюдательность 0,301 0,788 0,134 0,139
12 Практическое мышление 0,244 0,783 0,251 0,288
13 Логическое и абстрактное мышление 0,342 0,803 0,255 0,298
14 Пространственное мышление 0,215 0,813 0,213 0,301
15 Эмоциональная устойчивость 0,692 0,229 0,058 0,201
16 Стрессоустойчивость 0,846 0,13 0,709 0,309
17 Решительность 0,259 0,149 0,568 0,167
18 Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы 0,241 0,045 0,114 0,606
19 Координация движения 0,233 0,145 0, 434 0,776
20 Тонкая моторика рук 0,287 0,118 0,363 0,782
21 Способность при внезапно изменившихся условиях быстро перестроить двигательные действия 0,755 0,217 0,133 0,709
22 Способность к рациональному передвижению в ограниченном пространстве 0,575 0,306 0,793 0,409
23 Способность прогнозирования 0,139 0,189 0,811 0,109
24 Способность планирования деятельности во времени 0,199 0,123 0,799 0,117
25 Умение принимать ответственные решения 0,209 0,144 0,823 0,129
26 Способность работать в команде 0,167 0,206 0,523 0,236
27 Точный глазомер 0,795 0,145 0,213 0,178
28 Сила 0,084 0,056 0,113 0,831
29 Выносливость 0,132 0,078 0, 234 0,521
30 Волевые качества 0,168 0,089 0,776 0,345
31 Физическое здоровье 0,018 0,133 0,055 0,821
32 Проприоцептивная чувствительность (мышечное чувство) 0,737 0,777 0,512 0,078
Вклад в общую дисперсию (%) 35,28 28,34 14,13 12,08
Задача факторного анализа заключалась в выявлении сущности получающихся факторов и определении на этой основе их интерпретации. Для этого анализировалась неравномерность в распределении факторных нагрузок по факторам.
В результате факторизации 32 профессионально значимых качеств бакалавров в области механизации лесного хозяйства и проектирования машин было выявлено 4 фактора.
Первый фактор (вклад в общую дисперсию - 35,28%) отображает психофизиологические и функциональные параметры организма, поскольку связан с такими признаками, определяющими профессиональную успешность, как уровень функционирования анализаторов, работоспособность и устойчивость к утомлению, помехоустойчивость, функциональное состояние нервной системы, стрессоустойчивость, способность быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с внезапно изменившимися услови-
ями, точный глазомер, проприоцептивная чувствительность. Эти признаки связаны с наиболее высокими значениями коэффициентов веса с данным фактором. В связи с этим первый фактор интерпретируется нами как фактор «психофизиологического и функционального обеспечения профессиональной успешности».
Второй фактор (вклад в общую дисперсию - 28,34%). Наиболее высокие положительные коэффициенты весов соответствуют признакам: концентрация, объём внимания, способность быстрого переключения внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую, логическое и абстрактное мышление, уровень восприятия и развитая наблюдательность, пространственное мышление, практическое мышление, про-приоцептивная чувствительность. С учетом сказанного данный фактор назван нами фактором «восприятия и переработки информации».
Третий фактор (вкладом в общую дисперсию - 14,13%), включает признаки, характеризующие личностные качества работника: умение принимать ответственные решения, способность планирования деятельности во времени, способность прогнозирования, волевые качества, стрессоустойчивость, рациональность действий. Данный фактор интерпретируется нами как «самоорганизация профессиональной деятельности».
Четвертый фактор (вклад в общую дисперсию - 12,08%) определяется тесно взаимосвязанными признаками: сила, физическое здоровье, способность быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с внезапно изменившимися условиями, координация движения, тонкая моторика рук. В связи с этим представляется, что названные признаки характеризуют качественные особенности профессиональной деятельности, которые обеспечиваются уровнем физического состояния. Соответственно, данный фактор определен нами как «физическое состояние».
К основным факторам, определяющим содержание ППФП студентов, рассматриваемой специальности и направления подготовки, относятся: формы учебной деятельности на факультете, особенности динамики работоспособности и утомления, условия учебной и будущей трудовой деятельности, требуемые физические, психические и психофизиологические качества, обеспечивающие оптимальное осуществление трудовой деятельности.
В таблице 2 приведено сравнение элементов профессиограммы бакалавров направления подготовки «Механизации лесного хозяйства и проектирования машин» и спортограммы волейбола.
Таблица 2
Сравнение элементов профессиограммы бакалавра направления подготовки
Условия работы, деятельность инженера в области машиностроительных технологий Условия и характерные особенности тренировочной и соревновательной деятельности волейболистов Физические и психические качества и функции, требования к индивидуальным особенностям бакалавра
Малоподвижная статическая работа с интенсивной умственной деятельностью Деятельность-антипод: тренировки и соревновательная деятельность характеризуются с одной стороны высоким темпом игры, с другой - её продолжительностью, которая требует как общей, так и эмоциональной выносливости Общая выносливость, надёжное функционирование ЦНС, сердечнососудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, устойчивость к гиподинамии,
Работа у кульмана, станка с тонкими инструментами, чертёжными принадлежностями Постоянный зрительный контроль действий игроков, технически совершенное владение мячом в условиях единоборства с другими игроками, связанное с обманными движениями, поворотами, предъявляет высокие требования к функциям зрительного, двигательного анализаторов Высока острота зрения и точность глазомера, тактильная и кинестетическая чувствительность
Условия работы, деятельность инженера в области машиностроительных технологий Условия и характерные особенности тренировочной и соревновательной деятельности волейболистов Физические и психические качества и функции, требования к индивидуальным особенностям бакалавра
Переключение в режимы статической и динамической работы при интенсивной интеллектуальной деятельности Высокая степень развития мышечного чувства, дополненная зрительной оценкой пространства, повышает точность ударов по мячу, передач его партнеру. Развитие соответствующих свойств внимания, сила, скорость, гибкость, ловкость, чувство формы, скорости
Точностные движения рук, пальцев Специальные упражнения в волейболе для развития подвижности в суставах Подвижность суставов, развитая тонкая моторика рук, концентрация внимания
Отсутствие стереотипности в двигательных действиях Небольшое количество технических приёмов в разнообразных условиях их реализации Хорошо развитое пространственное мышление, воображение
Деятельность в условиях дефицита времени Двусторонняя игра в волейбол с выполнением различных тактических и эвристических заданий; игра через закрытую сетку Быстрота реакции, оперативное мышление
Одновременное восприятие нескольких объектов, выполнение нескольких действий Своевременное и эффективное выполнение сложнокоординированных приемов во внезапно изменяющейся обстановке поединка Переключение и распределение внимания, помехоустойчивость
Быстрый анализ поступающей информации, быстрая реализация ответных действий Верхняя передача волейбольного мяча в парах, тройках, с перемещением вдоль площадки Оперативное, практическое мышление, быстрота реакции
Умственный труд бакалавров в области механизации лесного хозяйства и проектирования машин сопряжён с ограниченной подвижностью, что ведёт к статическому перенапряжению отдельных групп мышц, в частности поддерживающих позвоночник, мышц кистей рук. Следствием долгого вынужденного сидения в статичной позе является деформация позвоночника в различных плоскостях, атрофия некоторых групп мышц, уменьшения жизненной ёмкости лёгких, выработка поверхностного дыхания, развитие гипертонии, снижение уровня обмена веществ. В этой связи следует учитывать, что ППФП должна содействовать не только развитию специфических для определённой профессий физических и психических качеств, но и профилактике профессиональных заболеваний, служить элементом оздоровления и разгрузки после или вовремя напряжённой трудовой деятельности. Развитие физических качеств - антиподов привычной профессиональной деятельности: скоростно-силовой выносливости, динамической выносливости, взрывной силы и т.д. будет способствовать преодолению негативного воздействия статического напряжения инженеров в области технологии машиностроения.
Для работы исследуемой группы бакалавров характерно чередование периодов незначительной динамической физической нагрузки и периодов её активизации, что требует от инженеров высокоразвитой способности к переключению на различные режимы физической нагрузки - статической и динамической различной интенсивности.
Волейбол способствует достижению высокого уровня функционирования и надёжности нервной системы, опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем, формирует навыки коллективной деятельности, обеспечивает развитие сложной сенсорно-моторной координации, внимания, восприятия, оперативного мышления, общей и эмоциональной выносливости, ловкости, точности движений рук, пальцев, быстроту реакции. Т.е. тех качеств, которые, которые являются профессионально значимыми для бакалавров направления подготовки «Технологические машины и оборудование».
ВЫВОДЫ
Полученные результаты выявления и оценки профессионально значимых качеств бакалавров направления подготовки «Технологические машины и оборудование», их сопоставление с условиями и характерными особенностями тренировочной и соревнова-
тельной деятельности в волейболе, позволили сделать важный вывод о том, что, во-первых, в профессионально-прикладной физической подготовке специалистов необходимо развивать не только те мышечные группы, которые участвуют в профессиональных движениях, которые зачастую реализуются в статическом режиме и асимметрично, но и мышцы не участвующие в специфических движениях, а статические мышцы необходимо, в этой связи, нагружать динамической, симметричной работой. Волейбол, как весьма динамичный и относительно симметричный вид спорта оптимален в данном контексте по выше приведённым параметрам. Во-вторых, к наиболее значимым психическим качествам бакалавров направления подготовки «Технологические машины и оборудование» относятся: концентрация внимания, точный глазомер, способность быстрого переключения внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую. В-третьих, среди физических качеств наиболее значимыми определены координационные способности.
Таким образом, приведенные результаты исследования позволяют констатировать, что в процессе занятий волейболом развивается большинство качеств, которые являются профессионально значимыми для специалистов в области механизации лесного хозяйства и проектирования машин, а, следовательно, данный вид спорта следует рассматривать, как средство профессионально-прикладной физической подготовки бакалавров, обучающихся по направлению «Технологические машины и оборудование».
ЛИТЕРАТУРА
1. Васельцова, И. А. Логика структурирования содержания профессионально-прикладной физической подготовки студентов технических вузов / И.А. Васельцова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 12 (46). - С. 7-11.
2. Романова, Е.С. 147 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы / Е.С. Романова. - М. : Изд-во «Аспект Пресс», 2011. - 416 с.
3. Руденко, Г.В. Обоснование формы профессионально-прикладной физической подготовки студентов горных специальностей на основе избранного вида спорта / Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 11 (81). - С. 133-137.
REFERENCES
1. Vaseltsova, I.A. (2008), "The logic of structuring the content of professionally-applied physical preparation of students of technical colleges", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 46, No. 12, pp. 7-11.
2. Romanova, E.S. (2011), 147 popular professions: Psychological analysis and professiogram, publishing house Aspect Press, Moscow
3. Rudenko, G.V. (2011), "Rationale form is professional-applied physical preparation of students of mining specialties based on the chosen", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 81, No. 11, pp 133-137.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.07.2016
УДК 378
ГОТОВНОСТЬ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ильнар Ильдарович Ихтисанов, адъюнкт, Алексей Владимирович Петкин, адъюнкт, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические аспекты содержания готовности к управленческой деятельности курсантов военных институтов. Раскрывается сущность и структура педагогических