Научная статья на тему 'Разработка модели формирования педагогической компетенции будущих мастеров производственного обучения в соответствии со стандартами третьего поколения'

Разработка модели формирования педагогической компетенции будущих мастеров производственного обучения в соответствии со стандартами третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова И. И.

Данная статья посвящена разработке теоретико-прикладной модели формирования педагогической компетенции будущих мастеров производственного обучения в процессе изучения гуманитарных дисциплин и этапам ее практической апробации в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка модели формирования педагогической компетенции будущих мастеров производственного обучения в соответствии со стандартами третьего поколения»

УДК 378:377

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО

ОБУЧЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТАМИ ТРЕТЬЕГО

ПОКОЛЕНИЯ

И.И.Соколова

Данная статья посвящена разработке теоретико-прикладной модели формирования педагогической компетенции будущих мастеров производственного обучения в процессе изучения гуманитарных дисциплин и этапам ее практической апробации в образовательной организации.

Ключевые слова: педагогическая компетенция, мастер производственного обучения, теоретико-прикладная модель формирования педагогической компетенции.

Вопросам формирования профессионально-педагогической компетенции в масштабах системы профессионального образования посвятили свои работы В.И.Кудзоева, И.В.Волвенко, А.К.Карельская и другие авторы. Но, в силу их обобщенного характера, в них не была учтена специфика общегуманитарной подготовки педагогов профессионального образования. К таким исследованиям следует отнести работу Т.В.Ульяницкой [5] по педагогическим условиям ориентации будущих учителей на саморазвитие педагогической компетенции в условиях педагогического колледжа, однако и она не отражает всю специфику специальности мастера п/о.

Безусловно, при создании нашей модели (см. таблицу 1) мы учли отечественный и зарубежный научно-педагогический опыт формирования педагогической компетенции. Вместе с тем мы расширили компоненты педагогической компетенции и их содержание с учетом специфических требований, предъявляемых к будущему мастеру п/о; новизны нашей модели, в том числе разработки критериев сформированности педагогической компетенции будущего мастера п/о, и направленных на их формирование комплекса образовательных интерактивных технологий, методов, форм и средств.

Таблица 1. Теоретико-прикладная модель формирования педагогической компетенции будущих мастеров производственного обучения в процессе изучения гуманитарных дисциплин

1. Функционально-целевой блок

Социальный заказ:

мастер профессионального обучения - носитель и транслятор культуры, конкурентоспособный специалист, обладающий необходимыми компетенциями

Цель - формирование педагогической компетенции будущих мастеров п/о в процессе изучения гуманитарных дисциплин

Задачи: - формирование стойкой мотивации к будущей педагогической деятельности

- формирование готовности и способности к осуществлению педагогической деятельности

- формирование необходимых знаний, умений, навыков и приемов педагогической деятельности

- формирование общегуманитарной культуры будущих мастеров п/о

Функции формирования педагогической компетенции:

1) Личностно-развивающая

2) Деятельностная

3) Адаптивная

4) Прогностическая

2. Методологический блок

Подходы

Личностно-ориентированный

Деятельностный

Компетентностный

Принципы

1. Принцип персонализации

2. Принцип личностного развития

3. Принцип образовательной рефлексии

1. Принцип профессиональной направленности обучения

2. Принцип практико-ориентированности

1. Принцип модульности

2. Принцип комплексного формирования компетенций

3. Принцип интеграции

4. Принцип единства профессиональной и гуманитарной подготовки

5. Принцип вариативности_

3. Содержательно-технологический блок

Дисциплины общегуманитарного цикла: Философия, Психология общения, История, Иностранный язык Интегрированный гуманитарный практико-ориентированный спецкурс «Формирование педагогической компетенции у будущих мастеров производственного обучения»_

Технологии

Методы

Формы

Средства

- технологии обучения в сотрудничестве

- игровые технологии обучения

- информационные мультимедийные технологии

- технология проектного обучения

-ролевые и деловые игры, -диалоги,

-учебные дискуссии,

-case-study,

-творческие задания,

-решение педагогических ситуаций и

задач методом мозгового штурма,

-методы самооценки своих личных

качеств и сформированности

компетенций на основе тестов, анкет,

авторских методик,

-метод проектов

лекция-семинар,

лекция-дискуссия,

лекция с

применением

обратной связи,

интерактивная

лекция,

конференции,

работа в группе,

команде,

самостоятельная

работа

- мультимедийные и технические средства обучения

- аудиоматериалы

- учебное кино

- наглядные пособия

- методические разработки

- глобальная сеть Интернет

4. Оценочно-результативный блок

Критерии сформированности педагогической компетенции

Мотивационно-ценностный блок

Когнитивно-деятельностный блок

Коммуникативный блок

Рефлексивно-оценочный блок

Мотивационный

Организационный

Коммуникативный

Рефлексивный

Самообразовательный

Конструкторский

Культурный

Оценочный

Исследовательский

Здоровьесберегающий

Уровни сформированности педагогической компетенции | Средний |

Низкий

Высокий

Результат: сформированная педагогическая компетенция будущих мастеров п/о

В рамках нашего исследования под теоретико-прикладной моделью формирования педагогической компетенции будущих мастеров производственного обучения в процессе изучения гуманитарных дисциплин мы понимаем целостный педагогический процесс, в котором совокупность подходов, способов, приемов обучения направлена на приобретение студентами знаний, умений, навыков, приемов и опыта педагогической деятельности, а также на развитие личности студента как будущего субъекта профессиональной деятельности.

Структура данной теоретико-прикладной модели представлена следующими взаимосвязанными блоками: функционально-целевым, методологическим, содержательно-технологическим, оценочно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

результативным. Их основными компонентами являются: социальный заказ, цель, задачи, интерактивные технологии, методы, формы, средства, критерии и уровни сформированности, взаимосвязь которых делает процесс формирования педагогической компетенции будущих мастеров п/о в процессе изучения гуманитарных дисциплин более эффективным.

Функционально-целевой блок теоретико-прикладной модели обеспечивает формирование педагогической компетенции через умение постановки цели, определения задачи как результата, которого должен достичь студент, как деятельности, которую он сможет выполнять в процессе изучения гуманитарных дисциплин [1, с.163].

На первом этапе создания модели проектирования содержания образования мы выяснили реальные и перспективные потребности сферы труда в компетенции будущего мастера п/о. В результате обработки полученной информации и интерпретации данных нами был сформулирован социальный заказ работодателей, образовательных организаций среднего профессионального образования. Итак, мастер производственного обучения -

это носитель и транслятор культуры, конкурентоспособный специалист, обладающий необходимыми компетенциями.

Целью разработанной нами модели является формирование педагогической компетенции будущих мастеров производственного обучения в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Данная цель конкретизирована следующими задачами: формирование стойкой мотивации к будущей педагогической деятельности; формирование готовности и способности к осуществлению педагогической деятельности; формирование необходимых знаний, умений, навыков и приемов педагогической деятельности; формирование общегуманитарной культуры будущих мастеров п/о.

Процесс формирования педагогической компетенции будущих мастеров производственного обучения предполагает выполнение личностно-развивающей, деятельностной, адаптивной и прогностической [3] функций. Разработанная теоретико-прикладная модель формирования педагогической компетенции будущих мастеров п/о в процессе изучения гуманитарных дисциплин рассматривается нами с позиции личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов и определяющих их принципов. На основе личностно-ориентированного подхода, подразумевающего профессиональное развитие личности будущего мастера п/о в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности, мы выделили следующие принципы: 1) принцип персонификации); 2) принцип личностного развития; 3) принцип образовательной рефлексии.

В составе деятельностного подхода к подготовке мастера п/о мы выделяем 1) принцип профессиональной направленности обучения; 2) принцип практико-ориентированности.

Входящий в основу федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения компетентностный подход включает в себя комплекс методологических, парадигмальных структурных компонентов, направленный на формирование компетентностей и компетенций, основанных на оптимальном соотношении теоретических знаний, умений, способностей, профессионально значимых и личностных качеств, обеспечивающих эффективную подготовку профессионала-специалиста. Принципы компетентностного подхода, включенные нами в модель формирования педагогической компетенции будущих мастеров производственного обучения: 1) принцип модульности; 2) принцип комплексного формирования компетенций; 3) принцип интеграции; 4) принцип единства профессиональной и гуманитарной подготовки; 5) принцип вариативности [2].

Содержательно-технологический блок теоретико-прикладной модели формирования педагогической компетенции будущих мастеров производственного обучения в процессе изучения гуманитарных дисциплин включает содержательную часть - это дисциплины общегуманитарного цикла (Философия, Психология общения, История, Иностранный язык), интегрированный практико-ориентированный гуманитарный спецкурс «Формирование педагогической компетенции у будущих мастеров п/о» и технологическую часть - технологии, формы, методы и средства обучения.

Формирование педагогической компетенции будущих мастеров производственного обучения осуществлялось нами в процессе реализации разработанного для студентов колледжа спецкурса «Формирование педагогической компетенции у будущих мастеров п/о», в основу которого легла структура модульной учебной программы Р.Г.Сахиевой [4].

Данный интегративный практико-ориентированный курс направлен на освоение студентами сущности, структуры педагогической деятельности, знакомит студентов с идеями гуманизма, общегуманитарной культуры

педагога с приемами построения учебных занятий, элементами рефлексии и самооценки, интерактивными технологиями. Курс включает 26 часов аудиторных занятий, состоящих из лекций и практических занятий, 8 часов индивидуального тьюториала и предполагает изучение трех модулей.

Основная цель спецкурса отражает цель нашего исследования в целом и соответственно направлена на формирование педагогической компетенции у будущих мастеров п/о. Поэтому в ходе изучения данного курса студенты должны научиться адаптироваться в различных социально-педагогических ситуациях, применять техники и приемы общения в профессиональной деятельности; критически оценивать историко-педагогическое и философское наследие, извлекать из него ценностно-смысловые ориентиры собственной педагогической деятельности; конструировать эффективный учебный процесс при помощи создания своих вариантов учебной информации и наглядных дидактических пособий, подбора методов и приемов обучения; организовывать различные виды урочной и внеурочной деятельности; оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся и свои собственные.

При апробации интегративного практико-ориентированного спецкурса в одной из образовательных организаций Казани нами была разработана целостная методика формирования педагогической компетенции у будущих мастеров п/о в процессе изучения гуманитарных дисциплин, состоящая из четырех этапов. На первом этапе формирования педагогической компетенции были использованы: «Методика диагностики сформированности педагогической компетенции у будущих мастеров п/о в процессе изучения гуманитарных дисциплин» с целью измерения исходного уровня сформированности педагогической компетенции, «Журнал успеха», представляющий собой инструмент, который позволяет осуществлять контроль и самоконтроль выполнения ключевых заданий, способствующих

формированию того или иного компонента педагогической компетенции. На втором этапе мы применяли совокупность интерактивных технологий, которые были тщательно отобраны в ходе опытно-экспериментальной работы: активную учебную лекцию, технологию «жужжащих» групп, мозговой штурм («брейнсторминг»), технологию обратной связи, эссе, публичное выступление с PowerPoint презентацией, игры, мастер-класс. На третьем этапе, подразумевающем проверку уровня сформированности педагогической компетенции будущих мастеров п/о и ее компонентов, нами использовалась технология анализа ситуаций. На завершающем этапе эксперимента нами проводился итоговый контроль усвоения знаний и уровня сформированности педагогической компетенции будущих мастеров п/о с участием экспертов.

Оценочно-результативный блок теоретико-прикладной модели формирования педагогической компетенции будущих мастеров п/о в процессе изучения гуманитарных дисциплин, представленный в таблице 1, позволил установить обратную связь преподавателей со студентами и получить информацию об уровне развития педагогической компетенции - низкий, средний, высокий. В качестве критериев оценки эффективности процесса формирования педагогической компетенции будущих мастеров п/о мы рассматриваем мотивационный, самообразовательный, организационный, конструкторский, исследовательский, здоровьесберегающий, рефлексивный и оценочный.

Практическая реализация разработанной нами модели формирования педагогической компетенции у будущих мастеров п/о в процессе изучения гуманитарных дисциплин подтвердила свою эффективность, так как результатом явилась сформированная педагогическая компетенция.

Представленная нами теоретико-прикладная модель отличается гибкостью и вариативностью, что позволяет быстро реагировать не только на изменения, происходящие в обществе, но и на требования, предъявляемые

обществом к уровню подготовки специалистов, а также позволяет обеспечить эффективное формирование педагогической компетенции будущих мастеров производственного обучения в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

Источники :

1. Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: ИЦ «Академия», 2001. 193с.

2. Матушанский Г.У., Кудаков О.Р. Методологические принципы компетентностного подхода в профессиональном образовании // Казанский педагогический журнал, 2009. № 11-12. С.41-47.

3. Методология и опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования: коллективная монография / Г.В.Мухаметзянова, Н.Б.Пугачева, Г.А.Шайхутдинова [и др.] / под ред. Г.В.Мухаметзяновой. Казань: Медицина, 2011. 406с.

4. Сахиева Р.Г. Модульно-компетентностные учебные программы в контексте международной интеграции // Стратегия качества в промышленности и образовании: Материалы VI Международной конференции. Часть I. Том 2. Варна, Болгария, 2010. С. 275279.

5. Ульяницкая Т.В. Ориентация будущего учителя начальных классов на саморазвитие педагогической компетенции. Дисс. ... кандидата педагогических наук. Казань, 2008. 211с.

References:

1. Kodjaspirova G.M., Kodjaspirova A.YU. Pedagogicheskiy slovar': dlya stud. vy'ssh. i sred. ped. ucheb. zavedeniy. M.: IC «Akademiya», 2001. 193s.

2. Matushanskiy G.U., Kudakov O.R. Metodologicheskie principy' kompetentnostnogo podhoda v professional'nom obrazovanii // Kazanskiy pedagogicheskiy jurnal, 2009. № 11-12. S.41-47.

3. Metodologiya i opy't innovacionnoy deyatel'nosti v sisteme professional'nogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya / G.V.Muhametzyanova, N.B.Pugacheva, G.A.SHayhutdinova [i dr.] / pod red. G.V.Muhametzyanovoy. Kazan': Medicina, 2011. 406s.

4. Sahieva R.G. Modul'no-kompetentnostny'e uchebny'e programmy' v kontekste mejdunarodnoy integracii // Strategiya kachestva v promy'shlennosti i obrazovanii: Materialy' VI Mejdunarodnoy konferencii. CHast' I. Tom 2. Varna, Bolgariya, 2010. S. 275-279.

5. Ul'yanickaya T.V. Orientaciya budusch'ego uchitelya nachal'ny'h klassov na samorazvitie pedagogicheskoy kompetencii. Diss. ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2008. 211s.

Зарегистрирована : 09.09.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.