АМИРХАНОВА Лилия Рифовна
Доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга
Уфимский государственный авиационный технический университет
450000, РФ, г. Уфа, ул. К. Маркса, 12 Контактные телефоны: (347) 248-66-68, (962) 519-25-47 e-mail: [email protected]
ТЕРЕШИН Олег Валерьевич
Аспирант кафедры менеджмента и маркетинга
Уфимский государственный авиационный технический университет
450000, РФ, г. Уфа, ул. К. Маркса, 12
Контактные телефоны: (347) 254-54-44, (917) 412-82-22
e-mail: [email protected]
Разработка методики прогнозирования объемов закупок запасных частей для кузовного центра автосервисного предприятия
Ключевые слова: планирование; прогноз; автосервисное предприятие; накопленное количество автомашин; запасные части; аварийное событие; вероятность возникновения аварийной ситуации; кузовной центр; стратегия обслуживания клиента; обслуживание под заказ; отложенный спрос; страховые компании.
Аннотация. Статья посвящена разработке методики прогнозирования ожидаемого спроса на запасные части для кузовных работ автомобиля модели Renault Logan. Методика прогнозирования состоит из двух этапов. Первый этап посвящен расчету ожидаемого количества аварийных событий на основе прогноза общего количества проданных автомашин, вероятности возникновения аварийной ситуации и доли одноименных запасных частей в общем количестве комплектующих, предназначенных для кузовных работ. Второй - разработке аналитических моделей для определения ожидаемого спроса на запасные части с учетом особенностей поведения клиентов и деятельности страховых компаний.
Прогнозирование является неотъемлемым этапом планирования деятельности предприятия, поскольку назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия. План продаж, основанный на прогнозировании спроса, обеспечивает механизм для согласования планов предприятия в области оказания услуг, снабжения, финансов.
Основными направлениями деятельности предприятия ООО «Автофорум» (дилер компании «Renault») являются: продажа автомобилей модели Renault Logan; продажа оригинальных запасных частей для автомобилей данной модели, а также аксессуаров; гарантийное, послегарантийное обслуживание и ремонт.
Фирма использует стратегию равномерного оказания авторемонтных услуг, при этом на складе обычно хранится определенное количество комплектующих (от 1 до 10 шт. в зависимости от типа запасной части). Согласно этой стратегии ремонтные работы производятся, если на складе имеются комплектующие. Если спрос на
© Амирханова Л. Р., Терешин О. В., 2010
комплектующие опережает предложение, то клиенты должны сделать заказ и ждать подвоза запасных частей на предприятие. На сегодняшний день такая стратегия обслуживания клиентов себя уже не оправдывает, так как это приводит к длительным ожиданиям клиентами начала ремонта. Опрос клиентов, обратившихся в кузовной центр, позволил выявить, что одним из основных критериев оценки качества обслуживания является срок выполнения работы. Необходимо менять стратегию обслуживания клиентов, что в первую очередь отразится на системе планирования производства ремонтных работ и потребностей в ресурсах. Требуется такая система обслуживания клиентов, которая обеспечивала бы своевременный ремонт автомобиля. Это возможно, если на складе предприятия имеется требуемое количество комплектующих. Возникает вопрос, сколько запасных частей хранить на складе? Найти ответ поможет прогноз спроса на запасные части для кузовного ремонта.
Для разработки метода прогнозирования спроса на комплектующие для кузовного ремонта автомобиля Renault Logan рассмотрим динамику продаж накопленного (кумулятивного) количества автомобилей (рис. 1). Динамика продаж свидетельствует о нарастающем спросе на автомобили модели Renault Logan. Не отстает от динамики продаж автомобилей и динамика продаж комплектующих для кузовного ремонта. Число заказов за последние годы существенно возросло (рис. 2). Кузов автомобиля - это та его часть, которая первой принимает на себя удар во всех дорожно-транспортных происшествиях (ДТП).
З GGG 2 5002 0001 500-l GGG 5GG
0-1—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—.
Январь Март Май Июль Сентябрь Ноябрь Январь Март Май Июль
Рис. 1. Динамика продаж кумулятивного количества автомобилей модели Renault Logan
за 2008-2009 гг., шт.
Рис. 2. Динамика продаж крыла переднего правого автомобиля модели Renault Logan
за 2008-2009 гг., шт.
Спрос на комплектующие для кузовного ремонта зависит не только от динамики продаж кумулятивного количества автомобилей, но и от такого фактора, как количество дорожно-транспортных происшествий. В свою очередь, количество ДТП связано с погодными условиями, качеством дорожного покрытия, опытом вождения клиентов и т. д. Эти факторы определяют возникновение аварийных ситуаций, что приводит к повреждению определенных элементов кузова автомобиля. Если говорить о влиянии накопленного количества автомобилей, или общего количества автомашин, которые на момент прогноза уже проданы и находятся на дорогах, то это также увеличивает число ДТП.
Таким образом, требуемое количество запасных частей х.. _/-го вида в г-м месяце определяется в первую очередь количеством ДТП, а количество ДТП - суммарным количеством проданных машин. В связи с этим оценка ожидаемого спроса на запасные части х.. будет проводиться в два этапа. На первом этапе необходимо определить ожидаемое количество ДТП с учетом вероятности возникновения рисковой ситуации. На втором - разработать аналитические модели для определения ожидаемого спроса на запасные части х.. с учетом поведения клиентов.
Спрос на запчасти х.. зависит как от кумулятивного количества автомашин МА(г), так и от количества ДТП. Количество ДТП определяется общим количеством проданных машин, так как чем их больше на дорогах, тем больше возможно случаев ДТП.
Найдем зависимость количества ДТП от накопленного количества проданных автомобилей МА(г).
Количество и степень тяжести ДТП напрямую зависят от погодных условий на дороге: летом вероятность возникновения происшествия меньше, чем зимой, но степень его тяжести больше; зимой вероятность возникновения происшествия больше, чем летом, но степень его тяжести меньше. С апреля по сентябрь каждого года дороги освобождаются ото льда и вождение становится достаточно безопасным. В связи с этим многие водители предпочитают скоростную езду, что приводит к более тяжелым дорожно-транспортным последствиям (число поврежденных элементов кузова увеличивается). С октября по март качество дорог ухудшается, что увеличивает вероятность возникновения ДТП. Однако это подталкивает многих водителей к осторожному поведению на дорогах, поэтому степень тяжести повреждений от столкновения для автомашин меньше.
Влияние качества летних или зимних дорог на увеличение ДТП уместно связать с человеческим фактором: неопытность покупателя автомобиля; изменение самочувствия водителя ввиду влияния погодных условий; лихачество водителей и т. д. Вероятность возникновения сезонного транспортного происшествия Р(г) с учетом человеческого фактора в зависимости от г-го месяца изменяется от 0,01 до 0,1:
• апрель-сентябрь - 0,01-0,07;
• октябрь-март - 0,08-0,1.
Кузовной ремонт осуществляется с использованием различных запасных частей, уровень спроса на которые принимает разные значения, так как частота повреждения комплектующих неодинакова. Сравнение общего количества продаж запасной части «Крыло переднее правое» с общим количеством продаж по каждой запасной части показывает, что величина спроса на комплектующую «Крыло переднее правое» отличается от спроса на остальные комплектующие. Это связано с правосторонним движением автомобилей и особенностями расположения комплектующих на кузове. Необходимо определить долю каждого .-го наименования запчасти й. в общем количестве комплектующих для кузовного ремонта (табл. 1) по формуле
X
4 =-., (1)
> ъу
где X - количество проданных .-х запасных частей за исследуемый период времени,
] = 1, п; п - количество видов комплектующих для кузовного ремонта; W - общее количество запасных частей, реализованных авторемонтным предприятием за исследуемый период времени.
Запишем выражение для определения ожидаемого количества ДТП в г-м месяце, в котором будет повреждена -я запасная часть:
Г(у) = МА(г) х й. хР(г), (2)
где Г(у') - количество ДТП в г-м месяце, в котором будет повреждена .-я запасная часть; МА(г) - кумулятивный объем продаж автомашин в г-м месяце; 4. - доля .-го наименования запчастей в общем количестве комплектующих для кузовного ремонта, получивших повреждение в ДТП за исследуемый период времени; Р (г) - вероятность возникновения ДТП из-за влияния погодных условий (сезонный фактор) в г-м месяце с учетом человеческого фактора.
Таблица 1
Доля типов комплектущих в общем объеме продаж запасных частей для кузовного ремонта автомобиля модели Renault Logan
Запасная часть Количество продаж Доля каждой запчасти d. в общем объеме продаж W
Фонарь левый 141 0,080
Фонарь правый 152 0,086
Дверь передняя левая 55 0,032
Дверь передняя правая 46 0,026
Дверь задняя левая 49 0,028
Дверь задняя правая 36 0,020
Дверь багажника 41 0,023
Фара передняя левая 49 0,028
Фара передняя правая 35 0,020
Стекло лобовое 186 0,106
Бампер передний 274 0,156
Бампер задний 164 0,093
Крыло переднее левое 220 0,125
Крыло переднее правое 208 0,118
6 5 7 II W
В формуле (2) используется кумулятивное значение объема проданных машин MA(i), так как риску подвержены автомашины, купленные в разные периоды времени. Для осуществления расчетов по формуле (2) необходимо найти прогнозное значение MA(i). Для этого воспользуемся средствами табличного процессора MS Excel (рис. 3).
Рис. 3. Динамика кумулятивного объема продаж автомобиля Renault Logan в 2008-2009 гг., шт.
Таким образом, получено аналитическое выражение для осуществления прогноза кумулятивного объема продаж автомашин (y = MA(i), x = i).
MA(i) = 128,16 x i + 38,84. (3)
Далее прогнозные значения MA(i) используются для определения количества ожидаемых ДТП по формуле (2). Результаты записываем в табл. 2.
На втором этапе разрабатываем модели для определения ожидаемого спроса на запасные части xij с учетом поведения клиентов.
Таблица 2
Прогнозные значения спроса на комплектующую «крыло переднее правое»
на 2009 г.
Месяц Ожидаемое значение спроса на комплектующую, x j Ожидаемое количество ДТП с учетом особенностей поведения клиентов, Т' (у) Ожидаемое количество ДТП, T(ij) Ожидаемый кумулятивный объем продаж автомашин, мА0)
Январь 7 7 16 1 700
Февраль 16 16 21 1 800
Март 21 21 23 1 920
Апрель 23 23 17 2 060
Май 17 17 18 2 200
Июнь 18 18 19 2 320
Июль 9 9 20 2 440
Август 5 5 21 2 563
Сентябрь 30 30 22 2 690
Октябрь 32 32 30 2 820
Ноябрь 36 36 35 2 950
Декабрь 35 35 36 3 076
Анализ статистики ДТП за 2008-2009 гг. показал, что часть владельцев автомобиля модели Renault Logan при незначительных повреждениях комплектующих кузовной части обращаются в автоцентр по истечении двух-трех летних месяцев (с июня по август) из-за отпусков [1; 2]. При этом сервисный центр испытывает наплыв клиентов с сентября по ноябрь (см. рис. 2).
Также необходимо учесть, что на сегодняшний день технология автострахования позволяет владельцам автомашин обращаться в кузовной центр для осуществления кузовного ремонта с опозданием на месяц [1; 2].
В связи с этим предлагается разработать три прогнозные модели для разных периодов: 1) с декабря по май; 2) с июня по август; 3) с сентября по ноябрь. Во второй и третьей моделях необходимо учесть особенность поведения клиентов, которая заключается в запоздалом обращении (отложенный спрос) в автосервисный центр из-за начала летних отпусков, т. е. во второй модели предусмотреть, что определенная часть клиентов не придет, а в третьей модели - что они обратятся за услугами в сервисный центр с опозданием в два-три месяца.
Также в каждой модели требуется учесть лаг между ДТП и началом ремонтных работ из-за длительного оформления страховки.
Аналитическое выражение для первого случая должно учитывать особенность поведения клиентов, которая заключается в непреднамеренном запоздалом обращении в автосервисный центр из-за оформления страховки в течение одного месяца. Это отразится на значениях ожидаемого спроса на комплектующие. И тогда скорректированное значение числа дорожно-транспортных происшествий T'(ij) будет определять ожидаемое значение спроса на комплектующие.
xij = T'(ij) = T(i -1, j). (4)
Чтобы получить аналитическое выражение прогнозной модели для второго случая, необходимо учесть особенность поведения клиентов, которая заключается в преднамеренном запоздалом обращении в автосервисный центр в связи с началом летних отпусков, т. е. во второй модели предусмотреть, что определенная часть клиентов не придет через месяц в кузовной центр. Это отразится на значениях ожидаемого количества
обращений в кузовной центр за ф-й запасной частью. Тогда скорректированное значение числа дорожно-транспортных происшествий Т'(іф) будет определять ожидаемое значение спроса на комплектующие.
хф = Т'(іф) - Т(і -1, ф) - Т(і -1, ф) X г-!, (5)
где г - доля клиентов, попавших в ДТП в (і - 1)-м месяце, находящихся в отпуске и не обратившихся в і-м месяце в кузовной центр [1; 2].
Полученные результаты расчетов помещаем в табл. 2 в строках с июня по август.
При получении аналитического выражения прогнозной модели для третьего случая также необходимо учесть особенность поведения клиентов, которая заключается в преднамеренном запоздалом обращении в автосервисный центр в связи с началом летних отпусков, т. е. в третьей модели предусмотреть, что клиенты, попавшие в ДТП в (і - 1)-м, (І - 2)-м и (І - 3)-м месяце, придут в і-м месяце в кузовной центр за ф-й запасной частью.
Хф = Т'(ф = Т(і -1, ф) + Т(і - 2, ф) х г-2 + Т(і - 3, ф) х г-3, (6)
где г - доля клиентов, попавших в ДТП в ( і - 2)-м месяце, находящихся в отпуске и обратившихся в і-м месяце в кузовной центр; г - доля клиентов, попавших в ДТП в (і - 3)-м месяце, находящихся в отпуске и обратившихся в і-м месяце в кузовной центр [1; 2].
Полученные результаты расчетов помещаем в табл. 2 в строках с сентября по ноябрь. Тогда значения скорректированных случаев дорожно-транспортных происшествий Т'(іф) и будут определять ожидаемые значения спроса на комплектующую «Крыло переднее правое» х.. (см. табл. 2).
Ошибка прогноза оценивалась на ретроспективном материале 2008-2009 гг. и составила 7%.
Источники
1. Официальный сайт «Яепаиіі». Режим доступа : http://www.renault.ru.
2. Сайт журнала «Новости авторемонта». Режим доступа : http://www.remontauto.ru.