Научная статья на тему 'Планирование потребности в комплектующих изделиях для производства авторемонтных работ'

Планирование потребности в комплектующих изделиях для производства авторемонтных работ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗ / АВТОСЕРВИСНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ОТЛОЖЕННЫЙ СПРОС / СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терешин Олег Валерьевич

Предложен подход для прогнозирования ожидаемого спроса на комплектующие изделия для авторемонтных работ с двухэтапной методикой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to elaboration of forecasting methods of the waited demand for car's body spares of the Renault Logan model. Forecasting methods consists of two stages

Текст научной работы на тему «Планирование потребности в комплектующих изделиях для производства авторемонтных работ»

лах максимально ожидаемого прироста выручки привлекать экономически не выгодно.

Таким образом, для повышения результативности функционирования и развития промышленных предприятий одновременное привлечение краткосрочного и долгосрочного кредитов позволяет на базе статистических данных рассчитывать наиболее эффективные размеры кредитов с точки зрения получения наилучших ко-

нечных результатов деятельности предприятия на базе укрупненной схемы его баланса. Увеличение внеоборотных и оборотных активов по наиболее предпочтительным направлениям развития предприятий вследствие реализации данных кредитов приведет к долговременному росту выручки и прибыли, а значит - к повышению их конкурентоспособности и финансовой устойчивости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Градов А.П., Ильин И.В., Сулоева С.Б. Стратегия промышленного предприятия: структура, функции, процессы, внешняя среда: СПб.: Изд.-во Поли-техн. ун-та, 2008. 551 с.

2. Кузин Б.И., Юрьев В. Н., Шахдинаров Г.М. Методы и модели управления фирмой. СПб.: Питер, 2001. 432 с.

3. Экономическая стратегия фирмы: Изд. 4-е. / Под ред. А.П. Градова. СПб.: Спец. лит-ра, 2003. 959 с.

УДК 69.002.5:519.711

Терешин О. В.

Планирование потребности в комплектующих изделиях для производства авторемонтных работ

Прогнозирование как необходимый этап планирования любой деятельности позволяет заблаговременно учесть все факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия [1, 3]. Для разработки моделей прогнозирования воспользуемся в наших исследованиях рассмотрением деятельности предприятия ООО «Автофорум» (дилер компании «Renault»), основными направлениями которой являются: продажа автомобилей модели Renault Logan; продажа оригинальных запасных частей для автомобилей данной модели, а также аксессуаров; гарантийное, послегарантийное обслуживание и ремонт.

Фирма использует стратегию равномерного оказания авторемонтных услуг, при этом на складе обычно хранится определенное количество комплектующих (от 1 до 10 в зависимости от типа запасной части). Согласно этой стратегии ремонтные работы производятся при наличии на складе комплектующих. Если спрос на эти ком-

плектующие опережает предложение, клиенты должны сделать заказ и ждать подвоза запасных частей на предприятие. Сегодня такая стратегия обслуживания себя уже не оправдывает, так как приводит к длительным ожиданиям клиентами начала ремонта. Изменение стратегии обслуживания в первую очередь отразится на системе планирования производства ремонтных работ и потребностей в ресурсах. Опрос клиентов, обратившихся в центр, позволил выявить один из основных критериев оценки качества обслуживания - срок выполнения работы. Система обслуживания клиентов, которая обеспечивала бы своевременный ремонт автомобиля, возможна, если на складе предприятия имеется требуемое количество комплектующих. Вопрос о количестве запасных частей на складе можно решить прогнозированием спроса на запасные части для кузовного ремонта.

С этой целью для автомобиля Renault Logan проанализирована динамика продаж накоплен-

-I-

ного (кумулятивного) количества автомобилей, которая свидетельствует о нарастающем спросе на автомобили это модели. Существенно возросла по числу заказов за последние годы и динамика продаж комплектующих для кузовного ремонта.

Спрос на комплектующие для кузовного ремонта зависит не только от динамики продаж кумулятивного количества автомобилей, но и от количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В свою очередь, ДТП происходят из-за неблагоприятных погодных условий, качества дорожного покрытия, опыта вождения автомобиля, т. е. факторов, способствующих возникновению аварийных ситуаций и приводящих к повреждению определенных элементов кузова автомобиля. Накопленное количество автомобилей или общее количество автомашин, которые на момент прогноза уже проданы и находятся на дорогах, также влияет на число ДТП.

Делаем вывод, что требуемое количество запасных частей х. определяется в первую очередь количеством ДТП, а количество ДТП -суммарным количеством проданных машин. В связи с этим оценка ожидаемого спроса на запасные части ху будет проводиться в два этапа. На первом этапе необходимо определить ожидаемое количество ДТП с учетом вероятности возникновения рисковой ситуации, на втором - разработать аналитические модели для определения ожидаемого спроса на запасные части ху с учетом поведения клиентов. Спрос на запчасти х. зависит как от кумулятивного количества автомашин МА(г), так и от количества ДТП. Количество ДТП определяется общим количеством проданных машин, находящихся на дорогах. Найдем зависимость количества ДТП от накопленного количества проданных автомобилей МА(г).

Количество ДТП зависит от сезонности: летом вероятность возникновения происшествия меньше, чем зимой, но степень ее тяжести больше, и наоборот.

Влияние качества дорог на увеличение ДТП уместно связать с человеческим фактором: неопытность покупателя автомобиля как водителя; зависимость самочувствия водителя от атмо-

Экономико-математические методы и модели

»

сферных явлений и т. д. Вероятность возникновения сезонного транспортного происшествия с учетом человеческого фактора в г-м месяце Р() выглядит следующим образом [5, 6]:

апрель - сентябрь .............................. 0,01-0,07

октябрь - март.................................... 0,08-0,1

Кузовной ремонт осуществляется с использованием различных запасных частей, уровень спроса на которые тоже принимает различные значения, так как частота повреждения комплектующих неодинакова. Например, сравнение общего количества продаж запасных частей «крыло переднее правое» с таковым по каждой запасной части показывает, что величина спроса на данное комплектующее отличается от величины спроса на остальные комплектующие. Это обусловлено правосторонним движением автомобилей и особенностями расположения комплектующих на кузове. Поэтому необходимо определить долю каждого у-го наименования запчасти й. в общем количестве комплектующих для кузовного:

й. = Z /W, (1)

1 1 ' 4 '

где Zj - количество проданных у-х запасных частей за исследуемый период времени, у = 1, п; п -количество видов комплектующих для кузовного ремонта; W - общее количество запасных частей, реализованных авторемонтным предприятием за исследуемый период времени.

Запишем выражение для определения ожидаемого количества ДТП в г-м месяце, в котором будет повреждена .-я запасная часть:

Т (у) = МА (О)й.Р, (г), (2)

где т(у) - количество ДТП в г-м месяце, в котором будет повреждена у-я запасная часть; Р5(г) -вероятность возникновения ДТП из-за влияния погодных условий (сезонный фактор) в г-м месяце с учетом человеческого фактора; й. - доля у-го наименования запчастей в общем количестве комплектующих для кузовного ремонта, получивших повреждение в ДТП за исследуемый период времени; МА(г) - кумулятивный объем продаж автомашин в г-м месяце.

В формуле (2) используется кумулятивное значение объема проданных машин МА(г), так как

риску подвержены автомашины, купленные в разные периоды времени. Для осуществления расчетов по формуле (2) необходимо найти прогнозное значение ЫА(И). На основе имеющейся статистики получено аналитическое выражение для осуществления прогноза кумулятивного объема продаж автомашин [2, 4]:

MA (i) = 128,16i + 38,84.

(3)

Далее прогнозные значения MA(i) используются для определения количества ожидаемых ДТП по формуле (2).

На втором этапе разработаем модели для определения ожидаемого спроса на запасные части xij с учетом поведения клиентов.

Анализ статистики ДТП за 2007-2009 годы показал, что часть владельцев автомобилей модели Renault Logan при незначительных повреждениях комплектующего кузовной части из-за отпусков обращаются в автоцентр по истечении трех летних месяцев [5, 6], вследствие чего сервисный центр с сентября по ноябрь бывает перегружен. При этом необходимо учесть, что сегодня технология автострахования позволяет обращаться владельцам автомашин в кузовной центр для осуществления кузовного ремонта с опозданием лишь на месяц [5, 6].

В связи с этим предлагается разработать три прогнозные модели: первая - для периода с декабря по май, вторая - с июня по август, третья -с сентября по ноябрь. Во второй и третьей моделях необходимо учесть такую особенность поведения клиентов, как запоздалое обращение (отложенный спрос) в автосервисный центр из-за начала летних отпусков, т. е. во второй модели -что определенная часть клиентов не придет, а в третьей - что они обратятся за услугами в сервисный центр с опозданием в три месяца.

Также в каждой модели требуется учесть лаг между ДТП и началом ремонтных работ из-за длительного оформления страховки.

Аналитическое выражение для первого случая должно учитывать особенность поведения клиентов, которая заключается в непреднамеренном запоздалом обращении в автосервисный центр из-за оформления страховки в течение одного месяца. Это отразится на значениях ожидаемого спроса на комплектующие. И тогда скорректированное значение числа дорожно-

транспортных происшествий Т'(у) будет определять ожидаемое значение спроса на комплектующие:

Ху = Т(у) = Т(г _1, у). (4)

Чтобы получить аналитическое выражение прогнозной модели для второго случая необходимо учесть преднамеренное запоздалое обращение клиентов в автосервисный центр из-за начала летних отпусков, т. е. то, что определенная часть клиентов не придет в кузовной центр через месяц. Это отразится на значениях ожидаемого количества обращений в кузовной центр за у-й запасной частью. Тогда скорректированное значение числа дорожно-транспортных происшествий Т'(у) будет определять ожидаемое значение спроса на комплектующие:

хп = T'(ij) = T(i -1, j) - T(i -1, j)r - „

(5)

где V _ 1 - доля клиентов, попавших в ДТП в (г _ 1)-м месяце, находящихся в отпуске и не обратившихся в г-м месяце в кузовной центр [5, 6].

В аналитическом выражении для третьего случая необходимо учесть преднамеренное запоздалое обращение клиентов в автосервисный центр из-за начала летних отпусков, т. е. то, что клиенты, попавшие в ДТП в (г - 1), (г - 2) и (г - 3)-м месяце, придут в г-м месяце в кузовной центр за у-й запасной частью:

Xj = T'(ij) = T(i -1, j) + T(i - 3, j)r - 3 +

+ T(i - 2, j)r. - 2,

(6)

где V _ 2 _ доля клиентов, попавших в ДТП в (г _ 2)-м месяце, находящихся в отпуске и обратившихся в г-м месяце в кузовной центр; гг _ 3 _ доля клиентов, попавших в ДТП в (г _ 3)-м месяце, находящихся в отпуске и обратившихся в г-м месяце в кузовной центре [5, 6].

Тогда полученные по формуле (6) значения скорректированных случаев дорожно-транспортных происшествий Т'(у) и будут определять

ожидаемые значения спроса на комплектующее «крыло переднее правое» Ху с сентября по ноябрь.

Ошибка прогноза оценивалась на ретроспективном материале 2008-2009 годов и составила

7 %.

Экономико-математические методы и модели

»

Ремонт автомобилей представляет главную статью дохода автосервисного предприятия лишь в том случае, если он удовлетворяет потребительскому спросу. Вкладывая денежные средства в приобретение запасных частей, предприятие подвергается определенному риску, и оправдать этот риск может только прибыльный оборот капитала. Размер прибыли должен покрывать затраты труда и времени на осуществление автосервисных услуг. Поэтому для получения прибыли необходимо

постоянное и гибкое приспособление автосервисного предприятия к требованиям рынка (выявление необходимого количества комплектующих, своевременное оказание сервисных услуг).

Разработанные модели прогнозирования позволяют определить необходимое количество запасных частей для клиентов автосервисного предприятия, т. е. своевременно их обслужить, что в целом повышает эффективность планирования потребных ресурсов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2004. 260 с.

2. Орлова И.В., Половников В.А. Экономико-математические методы и модели: компьютерное моделирование: Учеб. пособие. М.: Вузовский учебник, 2009. 365 с.

3. Прогнозирование и планирование в условиях

рынка: Учеб. пособие для экон. вузов / Морозова Т. Г., Пикулькин А. В., Тихонов В. Ф. и др.; Под ред. Морозовой Т. Г., Пикулькина А.В. М.: Юнити-Дана, 2000. 318 с.

4. Эконометрика: Учебник для вузов / Под ред. И.И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2002. 344 с.

5. URL: www.renault.ru

6. URL: www.remontauto.ru

УДК 657.421.32

Александров В.Т.

К вопросу о совершенствовании модели дисконтирования денежных потоков в задачах оценки стоимости имущества

Прошло десять лет с момента выхода официального издания «Методическии рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» с предупреждением об ошибочности традиционных расчетов методом анализа дисконтированных денежных потоков (далее - ДДП-анализ) в части отрицательных денежных потоков. В частности писалось [1, с. 117]: «Необходимо отметить также, что расчет, основанный на поправке к норме дисконта, одинаковой для положительных и отрицательных денежных потоков, не вполне соответствует российской интерпретации риска: он может приводить к неоправданному завышению как эффективности проекта "в целом", так и, особенно, эффективности участия в проекте. Однако полностью отказаться от этого метода расчета сегодня нельзя, так как дру-

гие методы учета риска неполучения предусмотренных проектом доходов, в большей степени соответствующие российским экономическим реалиям, недостаточно разработаны, чтобы его заменить. В тех же случаях, когда риск адекватно учитывается путем соответствующей корректировки притоков и оттоков денежных средств, при задании различных сценариев осуществления проекта или каким-либо другим корректным способом, дополнительно вводить поправку на риск в норму дисконта не следует, так как это привело бы к двойному учету рисков» (курсив мой - В. А.).

Приведенное из [1] полностью применимо к моделям денежных потоков при оценке недвижимости и бизнеса. Речь идет об отрицательных денежных потоках как в начале расчетного пе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.