Т. В. Пархоменко
РАЗРАБОТКА ЛОГИСТИЧЕСКОГО ФОРСАЙТИНГА ПРОЕКТОВ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Аннотация
В статье представлена проблематика разработки форсайт-проектов энергосбережения, рассмотрены технологии регулирования свободного рынка электроэнергии, показаны возможности научно-прикладного инструментария логистики в процессе реализации проектов энергосбережения в региональном электроэнергетическом комплексе, представлена специфика использования возобновляемых источников энергии в процессе генерации.
Ключевые слова
Логистика, электроэнергетический комплекс, форсайтинг, региональная энергосистема.
T. V. Parkhomenko DEVELOPMENT OF LOGISTICS FORSITING ENERGY SAVING PROJECTS
Annotation
The article presents the development of forsight issues of energy efficiency projects, control technologies considered free electricity market, the possibility of scientific application toolkit logistics, the implementation of energy efficiency projects in the electricity sector of the regional, presented specificity of renewable energy in the generation process.
Keywords
Logistics, power generation complex, forsiting, regional energosystem.
Для эффективного управления электроэнергетическим комплексом региона требуется максимальная координация электрических, финансовых и различных ресурсных потоков, образуемых на разных уровнях и фазах существования электроэнергетики. Решая эту проблему на основе логистического подхода и форсайтингового исследования, мы объективно выходим на необходимость создания соответствующей логистической интеллектуальной системы, которая является обязательным компонентом логистической системы электроэнергетического комплекса региона.
В результате необходимых рыночных преобразований в качестве наиболее значимых стратегических направлений развития электроэнергетики России обозначены следующие:
• техническо-технологическое перевооружение генерирующих и организационно-управленческих систем, модернизация логистики, продление срока службы и обеспечение работоспособности действующих передающих мощностей и ввод в эксплуатацию новых электростанций;
• образование и запуск в действие новых энергоблоков, образование действующих электростанций с использованием альтернативных нетрадиционных технологий, энергии возобновляемого типа (солнечные, гелио-, приливные и ветровые); усиление позиций экологически чистых технологий применения угля для производства электроэнергии (приблизительно 65 % общего объема производства приходится именно на данный вид генерации); повышение эф-
фективности конечного использования энергии;
• системообразующее развитие Единой энергосистемы России и ее основной логистической сети; обеспечение целостности концентрации, диверсификации поставщиков энергоресурсов, методов генерации, их интеграция с энергообъединениями в рамках внешнеэкономических операций;
• развитие сотрудничества в рамках внешнеэкономической деятельности с энергосистемами стран СНГ и Балтии, европейских и других стран евроазиатского континента;
• формирование долгосрочных планов развития электроэнергетики с целью повышения эффективности ее функционирования и развития, а также значимости привлечения инвестиций в отрасль;
• соблюдение предприятиями отрасли требований, предусматривающих сокращение атмосферных выбросов на предприятиях отрасли, решение вопросов защиты окружающей среды, в том числе и путем реконструкции и модернизации действующих электростанций.
Можно сказать, что с точки зрения форсайтинга наиболее полной информацией о запасах мощностей электростанций, структуре и функциональных возможностях генерирующих, электросетевых и сбытовых предприятий, а также локальном потреблении электроэнергии будет обладать система, в которой появляется уверенность в возможности подачи электроэнергии в нужное время и нужное место. Это делает информационный поток дополнительным ресурсом логистической системы. Полноценная информация как бы заменяет реальные запасы электроэнергии.
Как известно, появление логистических систем вызвано революцией в средствах связи и информационных технологиях, которая позволила создавать различные автоматизированные системы управления производственны-
ми, социальными и коммерческими структурами в реальном масштабе времени. Этот вопрос не обошел стороной электроэнергетику и даже более того — современная электроэнергетическая отрасль просто не способна существовать вне автоматизированных систем управления. В частности, наличие интеллектуальной системы учета энергопотребления или ее упрощенного аналога является одним из условий выхода предприятия на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ).
Для перехода на энергосберегающие технологии и развитие электросетевого хозяйства необходимо внедрение интеллектуальной системы учета энергопотребления. Без нее практически невозможно эффективно контролировать и управлять энергопотреблением, оперативно проводить коммерческие расчеты с поставщиками электроэнергии и ее потребителями. Именно с помощью интеллектуальной системы учета энергопотребления органично связывается технологическая и коммерческая составляющая электросбытовой деятельности, которая на конечном этапе реализуется на свободном конкурентном рынке.
На современном этапе развития в электроэнергетике исследуемого региона осуществляется дозагрузка и модернизация имеющихся энергоблоков. Завершается строительство нефтепродук-топровода «Юг» и модернизация нефтеналивного терминала г. Новороссийска. Значительное внимание будет уделено реализации потенциала энергосбережения, преимущественно структурного (за счет более быстрого развития сферы услуг и неэнергоемких отраслей промышленности). К 2030 г. значительно возрастет энергоэффективность экономики Южного федерального округа: в структуре топливно-энергетического баланса региона увеличится доля атомной и гидроэнергетики, а также местных энергоресурсов, на основе развития энерготранспортной ин-
фраструктуры будет не только обеспечена энергетическая безопасность региона, но и повышена его роль как тран-зитно-экспортного узла, обеспечивающего поставки российских энергоресурсов на мировой рынок [2].
Деятельность их может финансироваться за счет части полученной экономии, которая должна стать основным ресурсом для электроэнергетического комплекса региона:
• продолжения реализации программы «Оснащение приборами учета и регулирования энергоресурсов различных сфер производственной и коммерческой деятельности»;
• функционирования региональной системы технического обслуживания приборов учета;
• мониторинга энергоэффективности в различных сферах народнохозяйственной деятельности;
• реализации системных и комплексных механизмов эффективного использования энергоресурсов;
• информационной поддержки программы повышения эффективности использования электроэнергии.
К мероприятиям местного уровня необходимо добавить программные действия по энергосбережению более крупного калибра — со стороны федеральных властей. Здесь действительно надо усилить роль государства, которое в последнее десятилетие в лице Министерств топливной и энергетической промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, экономики и развития, науки и промышленной политики, различных отраслевых министерств промышленности и сельского хозяйства, в том числе РАО «ЕЭС России», практически отстранилось от этой актуальной проблемы. Говорить о недостатке финансовых средств для такого важного дела не стоит. В качестве образца можно принять положительный опыт, накопленный в США в период массового внедрения солнечных систем для отопления и горя-
чего водоснабжения зданий в конце 70-х и начале 80-х гг. ХХ века, когда Запад попал в полосу энергетического кризиса.
Региональные форсайт-мероприятия в поддержку развития экономичных способов производства и потребления энергии, по нашему мнению, должны состоять из трех программных документов:
1) программы интенсивной пропаганды эффективности энергосберегающих технологий;
2) программы развития компонентов, субсистем и систем;
3) программы исследования, развития и улучшения существующих технологий и разработки новых.
Необходимо, чтобы в их разработке и реализации (как это уже отмечалось ранее, экспертные группы, участвующие в разработке крупных форсайт-проектов, достаточно велики) принимали активное участие Министерства топливной и энергетической промышленности, экономики и развития, жилищно-коммунального хозяйства, науки и промышленной политики, а также ряд ведомств и министерств промышленности, строительства и сельского хозяйства.
Мероприятия по внедрению указанных программ должны включать:
• демонстрацию новых и существующих объектов, в которых смонтированы энергосберегающие системы. В частности, необходимо организовать ряд выставок с предоставлением соответствующих проектов для разных географических и климатических районов;
• развитие стандартов на показатели энергосберегающего оборудования;
• развитие рынка для быстрого и широкого внедрения прогрессивных разработок;
• распространение информации о полученных результатах.
Целесообразна параллельная массовая поддержка развития промышленных стандартов испытаний и эксплуатации, изучение всевозможных аспектов,
препятствующих быстрому распространению энергосберегающих технологий и т. п. Но самое главное, требуется организация всевозможных фондов, которые выдавали бы дополнительные кредиты и субсидии на реализацию программных положений. Надо подчеркнуть, что величина выданных субсидий должна определяться исключительно по разнице между стоимостью альтернативных систем, которые практически всегда, как все новое, дороже, и стоимостью традиционных, после экспертного заключения, специально созданных для этой цели муниципальных комиссий и одобрения Министерства жилищно-коммунального хозяйства.
Отметим, что вопрос разработки, а тем более внедрения программ по энергосбережению в России, вкупе с реформой энергетики, может решаться бесконечно долго. И путь этот, при наличии соответствующих пространственных и ресурсных условий, в определенной мере позволяет проложить НТП в малой энергетике. Например, в последние годы в массовом масштабе появились газотурбинные (ГТУ) и парогазовые установки (ПГУ), которые не только имеют более благоприятные экологические характеристики по сравнению с крупными угольными ТЭС и АЭС, но вполне способны успешно конкурировать по совокупности технико-экономических параметров (с учетом сооружения ЛЭП) с традиционными мощными ТЭС и АЭС даже при мощности в 10 МВт. Так, в США в последние годы две трети вновь введенных на ТЭС генерирующих мощностей составили ГТУ и ПГУ со средней единичной мощностью 65 МВт. Можно сказать, что эти и другие достижения НТП в электроэнергетике сродни массовому применению ПЭВМ, почти повсеместно за короткий срок заменивших централизованные ЭВМ на предприятиях и в организациях.
В частности, в России на предприятиях «Кубаньгазпром», «Краснодар-
нефтегаз», «Туапсинский ГПЗ», «Крас-нодартеплосеть» с середины 1990-х гг. для выработки электроэнергии на собственные нужды успешно применяются ГТУ мощностью 2,5 МВт. В «Красно-дарнефтегазе» при расширении автономной электростанции до десяти модулей с целью передачи избытка электроэнергии другим потребителям в сторону г. Славянска-на-Кубани построена ЛЭП. При этом стоимость 1 кВт • ч оказывается на 15-20 % ниже существующего тарифа на местном потребительском рынке. Кроме этого в г. Сочи построены мини-ТЭЦ с использованием блочных ПГУ мощностью 50 МВт, а также на основе ГТУ разработаны варианты строительства мини-ТЭЦ в других городах.
Организация российского «свободного рынка» электроэнергии существенно отличается от европейских аналогов, и об этом говорят следующие факты: на сегодняшний день в Германии 800 свободных энергосбытовых компаний, в Англии — всего 16, но при этом в России 3000 таких организаций. Проблематика исследования данных противоречий, на наш взгляд, не связана с территориальными различиями, внут-ристрановым устройством и другими факторами, определяющими особенности государств и, соответственно, их электроэнергетических рынков.
В 2013 г. в Федеральный закон «Об электроэнергетике» были внесены изменения в части осуществления технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, которые смогут более полно и правомерно регламентировать взаимоотношения потребителей электрической энергии, сетевых организаций и генерирующих компаний.
Поиск решений с позиции форсай-тинга предполагает исследование не только технологических, функционально-организационных проблем, но и особенностей инфраструктурного обеспечения предприятий отрасли (в процессе логистического анализа, так как крайне важ-
ным для рассмотрения является стартовый период). Изначально социально-политические особенности и связанные с ними риски отражают свое влияние на посткризисном развитии рыночных субъектов и отраслевых объединений.
К социально-политическим мировым особенностям посткризисного состояния рынка электроэнергии и мощности можно отнести решения по атомной энергетике в Японии и Германии, особенности электроэнергетики Ирана.
Значительные области неопределенности находятся за пределами горизонта экономического и логистического планирования контура организационно-экономического обеспечения энергоотрасли в пять-десять лет, и здесь немаловажное воздействие оказывают параметры комплексного развития электроэнергетической системы. Именно на ме-зоуровне региональных энергосистем необходимо осуществлять сдвиги в экономическом росте и потреблении энергии, учитывая особенности социально-экономического развития, региональные природно-климатические ресурсы и условия, а также ряд иных факторов.
В результате, форсайтинговые исследования способов производства электроэнергии определили, что развитие стран с низкими доходами обыкновенно сопровождается индустриализацией и повышением энергоемкости, потребления. Так, пик энергоемкости ВВП приходится обычно на период, когда доля промышленности наиболее высока, и соответственно развивающиеся страны и страны с переходными экономиками выступают как самые энергоемкие в это время.
Системно-аналитическое исследование энергетических систем мира позволило выявить особенности, тенденции их современного состояния и развития:
- доступный потенциал энергосбережения реализован в наиболее экономически развитых странах, поэтому и
энергоемкость ВВП в таких государствах наиболее низкая;
- в результате глобализации мировой экономики происходит постепенная унификация технологий, используемых в процессе производства, передачи и реализации электроэнергии;
- постепенное усиление роли государства через косвенные механизмы воздействия, такие как политика в отношении возобновляемых источников энергии (ВИЭ), альтернативных способов добычи электроэнергии.
Относительно специфики использования возобновляемых источников энергии следует отметить, что эта тема для российской действительности не может быть однозначной. Увеличивать использование ВИЭ необходимо, и в связи с этим следует довести его к 2020 г. до 4,5 % от вырабатываемой на территории страны как в части производства, так и потребления электрической энергии, вырабатываемой на основе использования технологий ВИЭ.
Федеральное законодательство в области электроэнергетики должно корректироваться далее, формируя у потенциальных инвесторов в сфере ВИЭ и международного сообщества весьма позитивные перспективы. Но конкретные меры поддержки разрабатываются очень медленно, так как все еще отсутствует нормативно-правовая база, способная сделать инвестиции в ВИЭ экономически эффективными в России.
Библиографический список
1. Пархоменко Т. В. Формирование логистической стратегии развития регионального электроэнергетического комплекса // Инженерный вестник Дона. — 2013. — № 3.
2. Энергетика России: аналит. обзор [Электронный ресурс] / Инвестиционная компания «Велес Капитал». — URL : http://www.veles-capital.ru/media/ documents/rus/ _mar11.pdf. (дата обращения: 25.03.2014).
153
Bibliograpic list
1. Parchomenko T. V. Form of logistic strategy of growth of region electric complex // Technology Herald of Don. — 2013. — № 3.
2. Energy complex of Russia : review [Electronic resource] / Invest company «Veles Capital». — URL : http://www.veles-capital.ru/media/ documents/rus/ _mar11.pdf. (дата обращения: 25.03.2014).