Пархоменко Т.В.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Коммерция и логистика» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)» Эл. почта: [email protected]
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ФОРСАЙТИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА
В статье рассматриваются вопросы повышения инвестиционной привлекательности электроэнергетического комплекса, охарактеризованы направления государственного регулирования электроэнергетического комплекса и формирования конкурентного рынка электроэнергии, обосновывается необходимость реализации комплекса логистического форсай-тинга в электроэнергетике региона, позволяющих повысить инвестиционную привлекательность отрасли и обеспечить стабильность бесперебойного энергоснабжения потребителей на долгосрочную перспективу.
Ключевые слова: электроэнергетический комплекс, логистический форсай-тинг, инвестиционная привлекательность, государственное регулирование.
Анализ и прогноз развития мировой и российской энергетики как инструментарий логистического форсайтинга, достижение технико-технологического баланса, совершенствование инфраструктурного обеспечения выступают определяющими факторами при принятии крупных управленческих, и в том числе инвестиционных, решений в энергетике. Поэтому формирование в настоящее время долгосрочной логистической стратегии, или форсайт-проекта успешного развития иссле-
дуемой отрасли, является главной задачей, позволяющей обеспечить ее эффективное развитие.
Отечественную электроэнергетику любого уровня формально можно принимать за прообраз логистической системы, так как в ней особенно ярко проявляются многие системные принципы, взятые на вооружение современной логистикой. Здесь, по сути, процессы снабжения электростанций топливом и рядовые покупатели электроэнергии отделены от энергоснабжающей цепочки, где из-за приоритета групповых интересов над общегосударственными на пути движения экономического потока электроэнергии от источников топливно-энергетических ресурсов до реализации электричества конечным потребителям образуются своеобразные зоны логистического торможения, и государству приходится принимать административные и поэтому неэффективные в рыночных условиях меры, чтобы как-то «примирить» между собой указанные стороны.
Осуществление намеченного с позиции форсайтинга восстановления и развития электросетевого хозяйства требует громадных инвестиций, которые нельзя изыскать только за счет повышения тарифов на электроэнергию, если они сами по себе не способны стимулировать деятельность по снижению издержек обращения и улучшению их структуры. Требуется создать новые организационно-экономические механизмы, способные адекватно реагировать на настоящие и будущие изменения в электроэнергетической отрасли.
Логистический форсайтинг сочетает комплекс научно-исследовательской аналитики развития регионального электроэнергетического рынка, моноотраслевые, структурно-функциональные особенности электроэнергетики, оказывающие непосредственное влияние на ход и скорость реализации проводимых социально-экономических реформ. Электроэнергия как основной материальный поток обеспечивает работоспособность, функционал, деятельность всех иных смежных и даже отстраненных отраслей, выступая экономическим топливом хозяйственного комплекса страны.
Электроэнергетическая отрасль России не только является самодостаточной, но и производит в избытке (9,6 % мировой первичной энергии), при этом тратит ежегодно, с целью ввода новых объектов и предотвращения износа технических фондов, около 4,5 % ВВП на собственные инвестиции. В целях обеспечения стратегического планирования национальных инвестиционных решений необходимо актуализировать целесообразность мониторинга управленческих преобразований и функционирования комплекса в целом, что подтверждает весомую приоритетность проведения тщательного и системно-аналитического исследования, разработки логистических форсайтинговых проектов развития отрасли.
Специалисты выделяют следующие основные проблемы развития российской электроэнергетики [1]:
• низкий уровень инвестиций и инвестиционной привлекательности;
• высокий уровень старения и выбытия основных фондов отрасли;
• дефицит энергоресурсов;
• недостаточный уровень и традиционная динамика тарифа на электроэнергию (теплоэнергию);
• перекрестное субсидирование тарифов;
• низкий уровень энергосбережения;
• необходимость поддержания социальной стабильности.
Так, по оценкам экспертов электроэнергетического рынка, уже к 2017 г. дефицит мощностей может составить около 800 тыс. МВт, что непосредственно связано с обеспечением бесперебойности энергообеспечения потребителей, стабильного энергопотребления.
В настоящее время инвестиции в электроэнергетику не превышают 2,5 млрд долларов в год, что значительно ниже требуемого уровня и повышает возможность возникновения дефицита ресурсов мощностей [1]. Представив широкий диапазон проблем, необходимо подчеркнуть, что задачи реформирования электроэнергетики Правительство России непосредственно связывает с инфраструктурным обеспечением, то есть акцентирует внимание на логистической составляющей технико-
экономического обеспечения отрасли. Общий комплекс реформ в электроэнергетике должен быть нацелен на:
- оптимизацию издержек в отрасли, что отражается непосредственно на конечной стоимости продаж электроэнергии;
- привлечение инвестиций, что поможет стимулировать и обернуть вспять устрашающую статистику
изношенности звеньев генерации, основных фондов;
- повышение эффективности логистического обеспечения в части организации более четких взаимосвязей в рамках реализации электроэнергии;
- стимулирование мероприятий по энергосбережению при сохранении и развитии единой инфраструктуры.
Основной целью реструктуризации является формирование финансово устойчивых отраслевых компаний, способных конкурировать на рынках электроэнергии и услуг и привлекать инвестиции для своего развития, поддерживающих благоприятные условия воспроизводства рабочей силы, при надежном и бесперебойном снабжении платежеспособных потребителей электрической и тепловой энергией [2, 3]. При этом темпы и масштаб реструктуризации должны увязываться с темпами реформирования и становления конкурентного рынка электроэнергии. Трудно не согласиться с содержанием данного тезиса, однако примечательно, что в документах по ре-структруризации электроэнергетики не принималась во внимание синхронизация этапов реформы с ростом реального благосостояния народа. Это происходит, видимо, по той причине, что разработчики программы уверены в существовании прямой зависимости между ростом энергетики и социальным благополучием населения России.
Относительно реформационный этап в истории функционирования электроэнергетического комплекса увенчался «кризисом неплатежей».
Из-за сложностей перестройки, происходящей повсеместно в экономической и политической жизни России, в исследуемой отрасли отсутствовала так называемая платежная дисциплина. Предприятия электроэнергетического комплекса страны являлись информационно и финансово «непрозрачными» игроками на естественно монополизированном рыночном поле, в то время как доступ на рынок новым независимым игрокам был невозможен. В результате в конце 1990-х гг. электроэнергетика как основополагающая отрасль народного хозяйства страны нуждалась в немедленных масштабных организационно-функциональных преобразованиях, способных обеспечить обновление основных производственных мощностей и общее повышение эффективности отрасли, надежности и безопасности энергоснабжения потребителей.
В начале XXI века целый комплекс объективных причин, привел к ситуации, когда Правительством Российской Федерации был взят курс на поэтапное реформирование отрасли с целью создания либерального рынка электроэнергии и условий для привлечения масштабных инвестиций в рассматриваемый базисный для хозяйства страны комплекс. На данном этапе экономико-политических, организационно-функциональных и комплексных реформ требовалась реализация намеченного правительством плана преобразований в электроэнергетике, которые создали бы объективные стимулы для повышения уровня общей эффективности функциониро-
вания энергокомпаний. К тому же активизация рыночной реакции заключалась в значительном увеличении объемов инвестиций в отрасль, обеспечении стабильного, ориентированного на долгосрочную перспективу бесперебойного энергоснабжения потребителей.
Логистический форсайтинг, являясь рыночным гибридом научно-прикладного инструментария логистики и общеэкономической теоретико-методологической базы современного научного знания, позволяет сократить потери от несоответствия с запрограммированным стратегическим управлением процессов, увеличить запас финансовой прочности, поднять показатели уровня инвестиционной привлекательности и тем самым повысить эффективность функционирования логистической системы в конкретной области на долгосрочную перспективу.
Существующая в настоящее время в России, а также и в других государствах мира система государственного регулирования тарифов не способствует привлечению инвестиций в генерирующие мощности отрасли. С помощью логистического форсайтинга можно не только повысить уровень текущего инвестирования — появляется возможность поддержать долгосрочные проекты, выбрать перспективу более эффективного развития. Форсайт-проекты применимы не только в отношении развития определенных организаций, они доказали свою эффективность в городах, показали конкретные результаты в отраслях и целых государствах.
Надо сказать, что внедрение интеллектуальной системы учета энергопотребления в полном объеме представляется грандиозной задачей, решение которой в силу многих вышеописанных причин пока маловероятно. Как показал анализ состояния электросбытовой деятельности предприятий региона, при существующих темпах развития организации, в структуре издержек обращения для решения данных задач нет необходимых материальных, трудовых и финансовых ресурсов для того, чтобы реализовать этот проект быстро, однако для разработки и реализации форсайтинговых проектов развития электроэнергетики региона это необходимо. При частичных же капитальных вложениях в электросетевое хозяйство без системного подхода вряд ли возможно создать необходимую критическую массу, способную сдвинуть достаточно архаичную энергоснабжающую и сбытовую деятельность с точки регрессии. Не решает инвестиционной проблемы и простое повышение тарифов на электроэнергию, ибо оно само по себе при отсутствии конкуренции на рынке электроэнергии не способно стимулировать деятельность по снижению издержек обращения и улучшению их структуры. Образуется определенный замкнутый круг, разорвать который пока не способна ни одна из сторон.
Понятно, что в отличие от некоторых других секторов экономики, способных работать «с колес», в электроэнергетике при переменной электрической нагрузке у потребителей данный вариант товародвижения создать практически невозможно. Здесь
решение возрастающих по своей актуальности проблем управления производственными мощностями электроэнергетического комплекса дает не минимизация, а оптимизация запасов электроэнергии, которая, в свою очередь, будет зависеть от социально-производственной структуры и уровня развития теоретических, методологических и практических основ формирования структурно-инвестиционной политики страны, конкретного региона и электроэнергетики, в частности.
Ввод в действие государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 г.», предполагающей выделение финансовых средств из федерального бюджета, целенаправленно в адрес регионов на поддержку деятельности по повышению энергоэффективности запустил еще один механизм государственного стимулирования энергосбережения, который должен частично представить необходимую платформу финансирования энергопроектов, при этом активировать инвестиционную привлекательность отрасли.
Как было указано ранее, экономический потенциал от снижения электропотерь в сетях составляет величину около 30 %. Кроме того, экономический результат от снижения электрических потерь в сетях здесь не увязан с критерием экономической эффективности капитальных вложений и соответствующих им эксплуатационных расходов. С этой точки зрения большинство запланированных логистических ме-
роприятий представляет собой обычный технологический и организационный регламент по поддержанию существующих эксплуатационных режимов электросетей, а не мероприятия по коренному изменению режимов энергопотребления и порядка полной оплаты поставленной электроэнергии всеми без исключения группами потребителей. Иными словами, за счет наведения элементарного порядка в учете потребляемой электроэнергии без привлечения дополнительных инвестиций можно добиться почти 75 % от общей суммы снижения потерь, хотя любая организация учета без совершенствования системы технического учета электроэнергии не имеет будущего.
Некоторые проблемы можно решить с помощью улучшения инвестиционного климата в коммунальной электроэнергетике, но это не должно заслонять менее политизированные, но не менее важные организационно-технические аспекты в части разработки алгоритмов поэтапного внедрения интеллектуальной системы учета электроэнергопотребления. Понятно, что при ограниченных финансовых ресурсах от расстановки приоритетов может зависеть пусть скромный, но все же успех мероприятий по внедрению интеллектуальной системы учета электроэнергопотребления. Так, проводимое сейчас поэтапное внедрение интеллектуальной системы учета электроэнергопотребления при всех сложностях и недостатках постепенно приближает к возможности мгновенных перетоков информации, а следовательно, и электроэнергии между субъектами оптового рынка
электроэнергии и мощности (ОРЭМ) и региональными электросетевыми предприятиями, способствует снижению величины потерь электроэнергии в сетях, что, в конечном итоге, может благоприятно повлиять на тарифную политику.
В результате необходимых рыночных преобразований в качестве наиболее значимых стратегических направлений развития электроэнергетики России обозначены следующие:
• техническо-технологическое перевооружение генерирующих и организационно-управленческих систем, модернизация логистики, продление срока службы и обеспечение работоспособности действующих передающих мощностей и ввод в эксплуатацию новых электростанций;
• образование и запуск в действие новых энергоблоков, образование действующих электростанций с использованием альтернативных нетрадиционных технологий, энергию возобновляемого типа (солнечные, гелио-, приливные и ветровые); усиление позиций экологически чистых технологий применения угля для производства электроэнергии (приблизительно 65 % общего объема производства приходится именно на данный вид генерации); повышение эффективности конечного использования энергии;
• системообразующее развитие Единой энергосистемы России и ее основной системообразующей логистической сети; обеспечение целостности концентрации, диверсификации поставщиков энергоресурсов, методов генерации, их интеграция с энергообъединениями в рамках внешнеэкономических операций;
• развитие сотрудничества в рамках внешнеэкономической деятельности с энергосистемами стран СНГ и Балтии, европейских и других стран евроазиатского континента;
• формирование долгосрочных планов развития электроэнергетики с целью повышения эффективности ее функционирования и развития, а также значимости привлечения инвестиций в отрасль;
• соблюдение предприятиями отрасли требований, предусматривающих сокращение атмосферных выбросов на предприятиях отрасли, решение вопросов защиты окружающей среды, в том числе и путем реконструкции и модернизации действующих электростанций.
Логистический форсайтинг сочетает комплекс научно-исследовательской аналитики развития регионального электроэнергетического рынка, моноотраслевые, структурно-функциональные особенности электроэнергетики, оказывающие непосредственное влияние на ход и скорость реализации проводимых социально-экономических реформ. Электроэнергия как основной материальный поток обеспечивает работоспособность, функционал, деятельность всех иных смежных и даже отстраненных отраслей, выступая экономическим топливом хозяйственного комплекса страны.
В процессе исследования был представлен «идеальный образ электроэнергии будущего» — обеспечение нормативов надежности, качества, приемлемости тарифов как социально-ориентированная специфика этого процесса. Электроэнергетика - стратегическая отрасль народ-
ного хозяйства - является изначально естественной монополией, но при этом в результате рыночных преобразований искусственно разделена на акционерный и муниципальный сектор. На данном этапе реформирования иногда разнонаправленные интересы представителей свободного энергетического рынка объективно регулируются государственными мерами.
Свобода на общероссийском рынке электроэнергии и мощности реализована не полностью, но это -глобальная мировая тенденция. Свободный рынок конкурентен, однако электроэнергетика является отраслью, обладающей высокой общественной значимостью. Поэтому присутствуют опасения получить в результате рынок, на котором производители и перепродавцы, распределительные звенья, сервисный комплекс как звенья на пути реализации электроэнергии искусственно завышают ее итоговую стоимость. Об этом свидетельствуют многие примеры мировой практики реализации и функционирования свободного рынка электроэнергии и мощности. Значит, данную отрасль необходимо государственно регулировать. Однако в этом случае функционирование в рамках конкуренции ограничено, так как заранее установлена цена, как в Ростовской области, которая участвует в пилотном проекте, нормирующем потребление энергии в рамках установленного диапазона. Конкуренция отсутствует. Следует отметить, что реформирование электроэнергетики не завершено, и Правительство Российской Федерации своевременно опре-
деляет курс на реализацию методологически выверенных, теоретико-прикладных этапов развития.
Расширение доступа к современным и надежным источникам энергии широко рассматривается как необходимое условие для экономического развития в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. При таком развитии эта энергия должна быть использована для поощрения продуктивного использования, создающего рабочие места и больше возможностей получения доходов для местных сообществ.
В связи с этим ЮНИДО помогает странам увеличить доступ к поставкам энергоносителей, особенно на основе возобновляемых источников энергии, для того чтобы поддержать развитие производственного потенциала в сельских и городских районах. Учитывая растущий разрыв между спросом и предложением на энергию, возобновляемые источники энергии стали играть важнейшую роль в удовлетворении растущего спроса на энергоносители, особенно в промышленности в развивающихся странах. Некоторые технологии использования возобновляемых источников энергии появились в качестве экономически обоснованных и экологически благоприятных вариантов, которые, если их внедрять надлежащим образом, могут обеспечить растущие энергетические потребности промышленности, и особенно малых и средних предприятий
(МСП). ЮНИДО способствует промышленному применению возобновляемых источников энергии в
энергетике интенсивными производственными МСП, которые имеют потребности в электротяге и технологическом тепле при низких или высоких температурах.
Характеризуя направления и тенденции развития Южного федерального округа, следует отметить, что на протяжении будущих лет, до 2030 г. и, скорее всего, и далее, будет продолжаться рост энергопотребления, в результате чего возрастет объем ресурсопотребления (в большей степени газа и природного угля) - приблизительно в 1,5 раза к среднему уровню в год (среднее значение может быть представлено за 3-5 лет). Производство также возрастет даже в большем размере -приблизительно в 2 раза. Все это направлено на увеличение уровня самообеспеченности региона собственными первичными энергоресурсами, который, согласно стратегии развития электроэнергетики до 2030 г., требуется поднять на уровень 89-97 %.
К мероприятиям местного уровня необходимо добавить программные действия по энергосбережению более крупного калибра — со стороны федеральных властей. Здесь действительно надо усилить роль государства, которое в последнее десятилетие в лице Министерств топливной и энергетической промышленности, жилищно-коммунального
хозяйства, экономики и развития, науки и промышленной политики, различных отраслевых министерств промышленности и сельского хозяйства, в том числе РАО «ЕЭС России», практически отстранилось от этой актуальной проблемы. Говорить о недостатке финансовых средств для такого важного дела не стоит. В качестве образца можно принять положительный опыт, накопленный в США в период массового внедрения солнечных систем для отопления и горячего водоснабжения зданий в конце 70-х и начале 80-х гг. ХХ века, когда Запад попал в полосу энергетического кризиса.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Акулов, А. В. Анализ концепции реформирования электроэнергетики России / А. В. Акулов // Всероссийский экономический журнал ЭКО. — 2005. — № 6.
2. Пархоменко, Т. В. Логистический инструментарий повышения инвестиционной привлекательности электроэнергетического комплекса региона / Т. В. Пархоменко // Финансовые исследования. - 2013. -№ 2 (39). - 0,8 п. л.
3. Пархоменко, Т. В. Концептуально-логистическая терминология и исторические основы электроэнергетики - финансовый аспект / Т. В. Пархоменко // Финансовые исследования. - 2012. - № 4 (37). - 0,9 п. л.