Научная статья на тему 'Инновационная политика и модернизация региональной экономики'

Инновационная политика и модернизация региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ECONOMIC POTENTIAL / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / PROBLEMS OF DEVELOPMENT / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INNOVATIVE SYSTEM / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / ДАГЕСТАН / DAGESTAN / ПРИОРИТЕТЫ / PRIORITIES / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулейманова Э. А.

Республика Дагестан, несмотря на наличие ресурсов научно-инновационного потенциала, на сегодняшний день не считается инновационно развитой территорией. В современных условиях формирования инновационной экономики в России важнейшей стратегической задачей Дагестана является создание региональной инновационной системы. В статье анализируется отечественный и региональный опыт формирования инновационных систем и стратегические направления государственной инновационной политики в Республике Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE POLICY AND MODERNIZATION OF REGIONAL ECONOMY

The Republic of Dagestan, despite existence of resources of scientific and innovative potential, isn't considered innovatively developed territory today. In modern conditions of formation of innovative economy in Russia the most important strategic problem of Dagestan is creation of regional innovative system. In article domestic and regional experience of formation of innovative systems and the strategic directions of the state innovative policy in the Republic of Dagestan is analyzed.

Текст научной работы на тему «Инновационная политика и модернизация региональной экономики»

Сулейманова Э.А. - преподаватель кафедры экономики Дагестанского государственного университета народного хозяйства

Suleymanova E.A. - teacher of economical department of the Dagestan state universtitet of a national economy

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

INNOVATIVE POLICY AND MODERNIZATION OF REGIONAL

ECONOMY

Республика Дагестан, несмотря на наличие ресурсов научно-инновационного потенциала, на сегодняшний день не считается инновационно развитой территорией. В современных условиях формирования инновационной экономики в России важнейшей стратегической задачей Дагестана является создание региональной инновационной системы. В статье анализируется отечественный и региональный опыт формирования инновационных систем и стратегические направления государственной инновационной политики в Республике Дагестан.

The Republic of Dagestan, in spite of the availability of scientific and innovation potential, is not considered to be an innovatively developed territory. In modern conditions of formation of innovative economy in Russia the most important strategic task of Dagestan is the creation of a regional innovation system. The article analyzes domestic and regional experience in the formation of innovative systems and strategic directions of state innovation policy in the Republic of Dagestan.

Ключевые слова: экономический потенциал, проблемы развития, инновационная система, инновационная деятельность, Дагестан, приоритеты, модернизация.

Key words: economic potential, problems of development, innovative system, innovative activity, Dagestan, priorities, modernization.

Существующие на протяжении длительного периода времени в российских регионах проблемы инновационного развития указывают на низкую эффективность мер, реализуемых федеральными и региональными органами власти в области развития и модернизации инновационной подсистемы регионов, и требуют проведения соответствующей комплексной государственной политики. Вместе с тем экономика любого региона объективна и вполне четко определяет ориентиры для создания эффективной системы регионального управления, обеспечивающего развитие хозяйственного комплекса, критерии инвестиционной и инновационной деятельности для формирования будущей экономики. [4, с.7]

В настоящее время бремя санкций, введенных рядом европейских стран и Соединенных Штатов Америки накладывают определенные ограничения для развития инновационных институтов региональной власти. На наш взгляд, эффективность инновационной политики и модернизации региональной экономики должна быть определена способностью к преодолению инерционности регионально-экономических систем. Кроме того, региональные органы власти должны обеспечивать устойчивое развитие хозяйственного комплекса территории. Кроме того, на наш взгляд, эффективная модернизация региональной экономики и сопутствующее этому улучшение инновационной политики на современном этапе возможно посредством использования принципов гармоничного встраивания и дополнения.

Как считает Газалиева Н.И., ключевой составляющей долгосрочной эффективной стратегии развития как Российской

Федерации, так и Республики Дагестан, является инновационное развитие. [3, с.2]

В настоящее время являются наиболее актуальными вопросы создания инновационной инфраструктуры в Республике Дагестан и разработка механизма финансирования инновационных проектов. При решении этих вопросов необходимо обратить внимание на четыре момента. Во-первых, важность на сегодняшний день развития инновационной экономики в республике. Во-вторых, рассмотреть имеющийся в республики для этого потенциал. Третий момент -основные проблемы в этой области. И, наконец, развитие инновационной инфраструктуры в республике.

Под инновациями (само слово в переводе с английского означает нововведение) понимается создание, использование и распространение нового продукта, средства, процесса (технического, экономического, организационного и др.).

Сегодня во всем мире именно инновации становятся одним из основных факторов социально-экономического развития. Более того, в развитых странах инновации даже оттеснили на второй план инвестиции и стали главным фактором экономического роста, будь то на уровне предприятия, региона или государства. В частности, мировой рынок наукоемкой продукции оценивается в 2 трлн. долларов США, а по мнению экспертов через 10 лет он будет составлять порядка 4 трлн. Доля России сегодня на этом рынке всего 0,3 %, хотя имеющийся научный потенциал позволяет занимать до 10 %. Сегодня это 200 млрд. долларов, через 10 лет уже 400. Для сравнения бюджет России - 60 млрд. долларов.

Основная наша проблема как на федеральном уровне, так и на региональном - отсутствие инновационной инфраструктуры и механизмов финансирования инновационных проектов. Поэтому роль органов власти заключается прежде всего в создании таких механизмов и принятии конкретных мер, обеспечивающих формирование инновационной системы и развитие инновационного предпринимательства.

В Республике Дагестан имеется определенный потенциал для развития инновационной экономики. Функционируют свыше двадцати организаций разных форм собственности, проводящих инновационные и научные разработки. В их число входят дагестанские вузы, в частности и Дагестанский государственный технический университет, также ДНЦ РАН, объединяющий 10 научных учреждений, ряд научно-исследовательских институтов. [5, с.17]

Всего в науке и научном обслуживании трудятся более 4000 работников, в том числе около 40 академиков, 300 докторов наук, 1750 кандидатов наук. Неуклонно из года в год растет численность докторантов, аспирантов, студентов. Так, только численность студентов государственных высших учебных заведений сегодня превышает 50 тыс. человек (а в 1990 г. этот показатель составлял 28 тыс. человек). [1, с.16]

Социально-экономические проблемы Северного Кавказа не уникальны для России, но наиболее выражены именно в этом регионе. Как крупный мировой транспортный коридор, курортный и энергетический центр Кавказ является одним из ключевых экономических районов России, потенциал которого обещает блестящие перспективы развития. В СКФО в 2016 году разработано 28 передовых производственных технологий, что на 20 технологий больше по сравнению с 2014 годом. В 2015 году в СКФО использовано 2132 передовые производственные технологии, что на 280 технологий больше по сравнению с предыдущим годом. [2, с.65]

Инновационная деятельность ведется также на предприятиях республики. Среди них можно назвать ОАО Научно-производственный

комплекс «Русская электроника», АО «Завод им. Гаджиева», АО «Завод Дагдизель», Махачкалинский завод сепараторов, АО «Дагфос», АО «Сапфир», АО «Электросигнал», НПО «Питательные среды» и другие. Основными проблемами на сегодняшний день, тормозящими развитие инновационной экономики в республике являются следующие. [1, с.17]

1. В республике отсутствует целенаправленная стратегия инновационной политики государства, направленная на развитие прогрессивного технологического уклада, способная использовать инструменты и косвенного государственного регулирования для инвестирования инновационной деятельности.

2. Инновационные процессы в Республике Дагестан развиваются медленными темпами, масштабы создания, освоения в производстве и продвижения на рынок инновационных товаров, технологий и услуг совершенно недостаточны для обеспечения устойчивого экономического роста и конкурентоспособности региона.

Модернизация экономики Республики Дагестан невозможна без формирования конкурентоспособной региональной инновационной системы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных организаций, занятых генерацией, производством и коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики, общественной жизни.

Важно осуществлять поиск и более широко использовать на практике в республике венчурное финансирование инновационных замыслов. Венчурные фонды и компании - это коммерческие структуры, осуществляющие поиск, отбор и практическую реализацию технических новшеств, путем предоставления финансовых средств с целью финансовой поддержки малых и средних субъектов бизнеса, но и собственной выгоды, заключающейся в возможности получения доли в деятельности освоивших бизнес компаний, принявших условия венчурного соглашения.

Активизация инновационной деятельности связана также с созданием таких важных предпосылок, как: введение гибкой налоговой политики к организациям, занимающимся инновационными изысканиями; применение системы адресных налоговых льгот, нацеленных на постоянное наращивание объема научных расходов и привлечение малого бизнеса к инновационной деятельности; безвозмездная передача или представление на льготных условиях государственного имущества или земли для создания инновационных предприятий, а также инновационной инфраструктуры в республике.

Проведенный анализ позволил обосновать следующий ряд наиглавнейших принципов государственной инновационной политики в Республике Дагестана:

- признание социальной значимости инновационной деятельности и ее определяющего влияния на уровень и темпы развития рынка, товаров и услуг, обеспечивающих приток финансовых и материальных ресурсов в экономику региона;

- гласность выбора приоритетных направлений инновационной деятельности, механизмов формирования и реализации инновационных программ и проектов, выполняемых в интересах экономики региона;

- интеграция научно-образовательной, научно-технической, инновационной и инвестиционной деятельности с целью обеспечения их комплексного взаимодействия с производством в условиях многоукладной экономики;

- концентрация выделяемых на инновационную деятельность ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития региона;

- стимулирование научно-технической и инновационной деятельности через систему налоговых и других льгот.

В заключение проведенного исследования необходимо отметить, что для развития инновационной политики в условиях модернизации региональной экономики, например, Республики Дагестан, необходимо значительно снизить проявление пространственной дезинтеграции, а также поддержать местные инициативы региональной власти, создать необходимые условия для эффективного использования инновационного потенциала. На наш взгляд, постепенное развитие инновационной политики в условиях модернизации региональной экономики должно способствовать устойчивому росту основных макроэкономических показателей территориального развития.

Список литературы

1. Атуева Э.Б. Направления формирования инновационно-инвестиционной инфраструктуры в Республике Дагестан // Неделя науки. - 2016. с. - 536.

2. Гаджимурадова Л.А. Экономическое развитие и инновационная экономика РД // Пути повышения финансовой стабильности регионов Северного Кавказа: взгляд молодых ученых. - 2016.

3. Газалиева Н.И. Формирование инновационного потенциала в регионе // Практика использования концепции маркетинга предприятиями и предпринимательскими структурами. - 2016.

4. Далгатова Г.Р. Актуальные проблемы инновационного развития регионов СКФО (на примере Республики Дагестан) // Пути повышения финансовой стабильности регионов Северного Кавказа: взгляд молодых ученых. - 2016.

5. Магомедов Ш.Х. Значение инноваций в экономике Республики Дагестан в современных условиях // Достижения вузовской науки. - 2016. - №22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.