с
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
Г. ЛАЗАРЕВ, ректор, профессор Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Модернизация профессионального образования как условие перехода страны на инновационный путь развития предполагает целый рядшагов, направленных на изменение структуры подготовки специалистов. Это и введение уровневой структуры высшего образования, и формирование сети федеральных университетов, и системная реформа начального и среднего профессионального образования. Главная цель преобразований - построение системы, способной готовить выпускников, востребованных на рынке труда и полезных обществу. Среди основных приоритетов, на которые ориентируется образовательное сообщество в достижении этой цели, - непрерывность профобразования, совершенствование его качества, обеспечение инвестиционной привлекательности системы образования, повышение доступности качественного общего образования [1]. В предлагаемой статье мы попытаемся сформулировать основные проблемы, связанные с реализацией указанных идей, на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС).
Главная проблема системы профессионального образования всехуровней заключается в том, что она не отвечает требованиям времени и общества, не соответствует запросам рынка труда. По мнению работодателей, система образования не справляется с задачей подготовки необходимого количества высококвалифицированных специалистов. У большинства выпускников учебных заведений отсутствуют практические навыки и необходимые компетенции. Например, средний уровень квалификации выпускников по рабочим специальностям
Куда ведут ступени
профессионального
образования?
(это уровень НПО и СПО) сегодня составляет второй и третий разряды, а промышленность нуждается в рабочих кадрах пятого и шестого разрядов.
Ежегодно высшая школа выпускает около 1 млн. специалистов, а экономика востребует не более 500-700 тыс. специалистов с высшим образованием. Между тем более 70% выпускников школ хотят учиться в вузе. При этом студенты сегодня ориентируются скорее на получение социального статуса, а не конкретных знаний и умений их применять. Об этом говорит тот факт, что примерно две трети выпускников вузов идут работать не по полученной специальности и, как правило, устраиваются на рабочие места, где предусматривается существенно более низкая квалификация и не требуется высшего образования, где нужна просто общая культура труда. До 60% студентов педвузов изначально не собираются работать по специальности, не лучше ситуация в медицинских, аграрных, инженерных вузах. Конечно, мы можем упрекнуть таких выпускников в том, что государство напрасно тратит бюджетные средства на их подготовку. Но при этом надо бы спросить, почему они не идут работать в вышеназванные сферы. Ведь речь идет, как правило, о низкооплачиваемых рабочих местах. А задача сделать профессии учителя и врача престижными - это дело прежде всего государственное.
Мы настаиваем на том, что выработка образовательных стратегий должна основываться не только на сегодняшних реалиях рынка труда. Не менее важной является задача ориентации на будущие потребности страны, а они, как известно, напрямую
связаны с построением общества, основанного на знаниях. Приоритеты должны определяться с опережением, в расчете на ту инновационную экономику, которая будет создаваться. Если мы таких приоритетов не выстроим, если не подготовим кадры с учетом перспективных потребностей экономики, то и внедрять инновации будет некому. Нынешний спрос на специальности мало связан с такими амбициозными задачами и именно поэтому не может быть единственным и тем более главным ориентиром. Да, в сегодняшней экономике наиболее востребованы кадры рабочих профессий. (Показательный пример: по данным государственной службы занятости населения Приморского края, в 2007 г. максимальное количество вакансий приходилось на специальности «овощевод» - 1693, «каменщик» - 1931, «штукатур» - 1193, «плотник» - 926). Но экономика так и останется на прежнем уровне, если в нее не придут кадры нового поколения, для которых на современном рынке труда пока еще нет мест. Поэтому ориентация на массовую подготовку кадров по исчезающим в постиндустриальном мире специальностям вряд ли соответствует стратегическим задачам развития страны. Сиюминутная выгода может обернуться сложнейшими проблемами структурной безработицы в будущем. Инновационный спрос на кадры может быть сформирован только инновационным предложением вузов. Вот почему в ответ на высказывания о том, что сегодня стране не нужно, к примеру, столько юристов и экономистов, хочется подчеркнуть, что вузы должны думать прежде всего о «завтра» и «послезавтра». И обсуждаться при этом должно не количество выпускников, а качество их образования, включающее вопросы создания условий для его профили-зации, возможности дополнительной профессиональной подготовки и переподготовки как обучающих, так и обучаемых. Именно такой подход применяется в развитых странах, неуклонно двигающихся к всеобщему высшему образованию.
Предоставляя высшее образование все большему количеству желающих, высшая школа тем самым отвечает на запросы не только рынка труда, но и общества (в лице студентов и их родителей), которое формулирует собственные образовательные задачи. В то же время повышение доступности высшего образования имеет и оборотную сторону. Анализ итогов приемных экзаменов в вузы РФ за последние несколько лет свидетельствует, что лишь 170 человек из тысячи выпускников школ реально соответствуют тем требованиям, которые современная высшая школа предъявляет к студентам. Поступает же в высшую школу почти половина из тысячи выпускников. Здесь свою роль сыграл тот фактор, что вузы, поставленные в условия выживания и борьбы за абитуриентов, нередко вынуждены принимать на платной основе абитуриентов, явно недотягивающих до вузовского уровня. В результате - вполне обоснованные жалобы преподавателей на понижение уровня подготовки вчерашних старшеклассников и стремление к созданию и реализации различных адаптационных и корректирующих программ.
Что же касается начального и среднего профобразования, выпускников которой ждет реальная экономика, то, по точному замечанию министра образования и науки РФ А. Фурсенко, оно превратилось в «камеры хранения учащихся». Эти учебные заведения перегружены социальными функциями и параллельной задачей реализации программ полного среднего образования. Передача значительной части этих учреждений в ведение региональных властей так и не решила (а в некоторых случаях усугубила) проблем недостаточного финансирования, низкого уровня оплаты труда и стипендиального обеспечения, катастрофического отставания учебно-материальной базы. В этих условиях даже не выполнение, а просто постановка задачи подготовки инновационных кадров кажется просто неактуальной.
В ситуации же, когда ВПО переходит
на 4-летний бакалавриат, системе СПО вообще грозит вымирание: какой смысл идти на три года в колледж или лицей, если всего за четыре можно получить высшее образование?
По моему убеждению, разрешение этого противоречия возможно за счет модернизации всей системы общего и профессионального образования. Проведение таких преобразований могут взять на себя прежде всего интегрированные университетские комплексы, способные предложить не только выпускникам школ, но и не имеющим профессионального образования практикам новые, непрерывные, гибкие образовательные траектории в рамках всех уровней обучения с учетом индивидуальных способностей и потребностей в обучении. Только это даст возможность не «потерять » абитуриента и одновременно сохранить высокие требования для поступающих в вуз, обеспечить качество подготовки, высокую степень трудоустройства на рынке и, соответственно, престиж профессионального образования. Какие меры помогут решить указанные проблемы?
Переход на уровневую систему ВПО.
Этот вопрос из дискуссионного превратился наконец во вполне конкретную задачу: с 1 сентября 2009 г. набор бакалавров, который ряд высших учебных заведений осуществлял по желанию, становится обязательным для всех вузов страны. Каковы основные черты новой системы? Уровень бакалавриата обеспечивает массовое обучение по широкому спектру специальностей и призван решить как раз ту задачу, которую сегодня традиционно для России решает наше 5-6-летнее профессиональное образование. Образовательная задача бакалавриата как полноценного высшего образования состоит в формировании базовых основ профессиональной культуры и ос-новныхдеятельностных компетенций (коммуникативных, навыков поиска и анализа информации, самообразования, коллективной работы и пр.). Бакалавров в России
будут учить четыре года по укрупненным базовым направлениям без «излишней» специализации. В связи с этим Минобрнау-ки планирует сократить число специальностей, по которым учат в вузах, с 530 до 120 направлений подготовки. Такое «слияние» коснется только программ подготовки бакалавров, которым по окончании вуза будут предназначены должности рядовых исполнителей на производстве и в реальных секторах экономики (линейные менеджеры, специалисты по продажам, администраторы и т.д.). При этом квалификация, которую получает бакалавр, должна позволить ему быть успешным на рынке труда.
Однако никакое самое лучшее базовое образование в современных условиях не способно обеспечить успешную карьеру больше, чем на 5-7 лет. Человеку приходится менять профессии и получать образование на протяжении всей жизни. Теперь у студента будет возможность выбора индивидуальной образовательной траектории: после бакалавриата он сможет поступить в магистратуру или начать работать и при желании поступить в нее через несколько лет (рис. 1). При этом появляется возможность учиться в магистратуре любого университета, а значит, получать дополнительные карьерные преимущества на рынке труда.
Магистратура ориентирована на подготовку специалистов, способных к решению наиболее сложных задач, к организации новых областей деятельности, к исследованиям и управлению как основополагающим сферам, обеспечивающим общественное и экономическое развитие России. Поступить на бюджетное место в магистратуру сможет только бакалавр. Для специалиста обучение в магистратуре будет считаться вторым высшим образованием, а значит, станет платным.
Переход на уровневую систему ВПО далеко не все воспринимают с энтузиазмом. Например, отдельные российские деятели образования и науки призывают чиновников, от которых зависит реализация рефор-
3-й уровень ВПО
1-й уровень ВПО 2-й уровень ВПО (рЬО в соответствии
с европейскими
птг^ / ^^тг - соглашениями)
1ОС ВПО по направлению подготовки (включает ООП разных уровней и '
типов подготовки, объединенных на базе общности фундаментальной
части)
Рис. 1. Многоуровневая система подготовки по программам ВПО
мы, не копировать слепо иностранные образцы, а создать на их основе собственную многоуровневую систему. То есть оставить систему специалитета, сохранить наши научные квалификационные степени, такие как «аспирант», «кандидат наук»,«доктор наук», дополнив их новыми званиями - «бакалавр», «магистр».
Главный аргумент, который приводится противниками двухуровневой системы: бакалавры будут хуже специалистов. Как правило, далее мы слышим рассуждения о том, как высоко ценятся наши специалисты (и, соответственно, наше высшее образование) в мире. Но ведь речь идет как раз о том, что мы должны готовить других специалистов - по новым требованиям, с новой системой оценки и т.д. Времена, когда советское высшее образование считалось (и действительно было) лучшим, закончились. Сейчас общество ставит иные задачи,
решает другие проблемы. Высокоразвитая экономика США и других стран создана мозгами и руками людей, примерно 80% которых составляют бакалавры, в то время как наши «специалисты» продолжают пополнять низкоэффективные производства. Так зачем изобретать велосипед, если в других странах его делают гораздо лучше? Особенно остро вопрос сохранения традиционной системы высшего образования поставили технические вузы. Можно ли подготовить настоящего инженера за 4 года? Вопрос, пожалуй, риторический. При тех образовательных технологиях, при той материально-технической базе, той заработной плате ППС, которые сейчас характерны для большинства российских вузов, подготовить выпускника на мировом уровне невозможно ни за 5, ни за 4, ни за 6 лет! Переход на уровневую систему должен осуществляться одновременно с внедрени-
ем новых образовательных технологий и перестройкой всех аспектов деятельности университета.
Между тем, пока сообщество отстаивает право оставить специалитет на инженерных специальностях, продолжается реализация проекта «Разработка механизма практического масштабного внедрения двухуровневой подготовки в системе инженерного образования в России », в котором принимают участие четыре технических вуза (Государственный технологический университет «Московский институт стали и сплавов», Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, Казанский государственный технологический университет и Уфимский государственный нефтяной технический университет). Обратим внимание, что в этих (да и во многих других) вузах система «бакалавриат - магистратура» существует уже много лет. Она отлично зарекомендовала себя также в экономических вузах, где процесс обучения легко разделяется на две части (общее образование и специализация), и применительно к целому ряду профессий, где специалисту нужно лишь освоить некоторые практические навыки. Кроме того, вузы смогли убедиться, что бакалавриат дает им возможность отсеять профнепригодный контингент, студенты же, которые попали в данный вуз «по недоразумению », получают шанс исправить ошибку и не потерять при этом время.
На сегодняшний день перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», не утвержден. Идет разработка концепции проекта федерального закона, интегрирующего законодательство по всем уровням образования.
Еще одним аргументом против бакалавров является то, что им нелегко трудоустроиться, поскольку работодатели не воспринимают такую квалификацию. В этой связи можно привести пример Германии, где предприниматели также не смогли сра-
зу понять предназначение бакалавров, и потому у последних возникли проблемы с устройством на работу. Чтобы выйти из сложившейся ситуации, была принята программа «Добро пожаловать, бакалавр», которая реализуется с 2003 г. В ее рамках осуществляются различные меры с целью поощрения фирм, принимающих на работу бакалавров.
К 2010-2012 гг. доля подготовки бакалавров от общего объёма подготовки выпускников должна увеличиться до 60-80% (сегодня - 7% [2]). Для этого нужно, чтобы заработал целый ряд механизмов, необходимых для полноценной работы системы «бакалавр - магистр». Среди первоочередных - новые образовательные стандарты и новый государственный перечень направлений специальностей.
Нам предстоят радикальные изменения в проектировании и организации учебного процесса. Уровневая система - это новые курсы, новые учебные планы, новый образ мышления студентов, преподавателей, управленцев. Думаю, всем известны примеры, когда двухуровневая система создавалась очень просто, с помощью механического разделения на два этапа (4+2 года) программы подготовки специалистов. Возможно, что негативное отношение к бакалаврам в определенной степени связано именно с тем, что их зачастую готовят по принципу «бакалавр - это сокращенный специалист». При этом все понимают, что это самообман. Мы не можем просто заменить пятилетнюю подготовку специалиста на двухступенчатую (бакалавр+магистр) - необходимо, чтобы вузы предлагали в бакалаврских и магистерских программах действительно принципиально разное содержание.
Чтобы обеспечить возможность индивидуальных образовательных траекторий и конкурентоспособное качество образования, придется, по сути, сломать факультетские барьеры - студенты должны иметь возможность выбирать курсы максимально широкого профиля. С этой же целью в полную силу должна заработать кредит-
система для измерения трудоемкости основных образовательных программ и цик-ло-модульная структура образовательных программ, ориентированная на результаты обучения и имеющая четкую связь с компетенциями, которые должны быть сформированы у обучающихся. В качестве обязательной технологии при проектировании ООП вводится требование формирования устойчивого и эффективного социального диалога высшей школы и сферы труда. Подготовка выпускников должна учитывать потребности общества и конкретного человека, получающего образование.
Чрезвычайно актуальным, особенно с точки зрения конкурентоспособности наших вузов в мировом масштабе, является вопрос о финансовом обеспечении всех ступеней ВПО. Должны быть установлены нормативы финансирования для каждого уровня, и они должны соответствовать задачам качественной подготовки. Отметим, что за последние три года расходы федерального бюджета на одного студента существенно выросли и сейчас составляют 78 тыс. рублей в год.
Большинству вузов предстоит принять решение, как проводить набор на следующий год. При наборе только на программы 4-летнего бакалавриата вуз теряет финансирование на 1 год (по сравнению со специ-алитетом). Поэтому, скорее всего, будут принимать на программы бакалавриата и специалитета. Как их совместить? Здесь возможны два варианта: использовать независимые траектории обучения по подсистемам бакалавров и специалистов или совмещенные траектории обучения на первых курсах (с 1-го по 2-й или 3-й курс) с последующим разведением потоков специалистов и бакалавров на старших курсах (чему способствуют ГОС ВПО, введенные в 2000 г.). ВГУЭС поддерживает инициативы кафедр, принимающих решение о наборе на программы бакалавриата параллельно с программами специалитета. Преимуществом пользуются программы, имеющие оба уровня образования. Оставшийся до перехода на двухсту-
пенчатую систему период мы используем как подготовительный этап, когда наличие и специалитета, и бакалавриата приемлемо и для университета, и для студентов.
Внедрение многоступенчатой системы непрерывной профессиональной подготовки. Введение уровневой системы подготовки по программам ВПО является для ВГУЭС абсолютно необходимой, но далеко не единственной задачей. Главная же задача состоит в построении единой системы многоступенчатой непрерывной подготовки. Пока в России таковой нет. Государству необходимо выработать стратегию профессиональной подготовки для инновационной экономики и на этой основе определить образовательные траектории и содержание обучения на всех уровнях, начиная со среднего общего образования и заканчивая высшим. Роль учебных заведений состоит в том, чтобы на практике отрабатывать различные модели работы этой системы, оценивать их эффективность и предлагать вузовскому сообществу. Что касается нашего университета, то мы выстраиваем эту систему следующим образом.
В настоящее время ВГУЭС реализует 335 основных образовательных программ семи уровней образования (дошкольное, основное общее и среднее (полное) общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское). Обучение по программам ведется на базе шести институтов, трех филиалов, Восточной гимназии, школы-интерната для одарённых детей, академического колледжа, колледжа сервиса и дизайна, а также 26 представительств в различных регионах страны. Общий контингент учащихся по программам всех уровней приближается к 28 тыс. человек.
Почему университет взял курс на многоступенчатое образование? Наша главная задача - предложить учащимся самый широкий выбор образовательных траекторий с учетом возможностей каждого. Активное развитие начального профессионального и
среднего специального образования позволяет нам включать в свою орбиту ребят из семей, которые не могут поступить в вуз на бюджетной основе и не в состоянии оплатить обучение в нем. Гораздо проще и выгоднее поступать в университет, уже имея начальное или среднее профессиональное образование. При этом после каждого этапа студент получает диплом государственного образца и при желании может сделать перерыв в обучении и пойти работать, а когда возникнет необходимость - продолжить обучение. Кроме того, небольшой срок обучения (2,5-3 года) делает среднее профессиональное образование весьма привлекательным для многих ребят, особенно из не слишком обеспеченных семей. Практически все студенты получают стипендию и дотацию на питание. Подчеркну, что ВГУЭС - единственный университет в Приморском крае, имеющий бюджетное (в том числе за счет региона) финансирование по всем уровням обучения.
Основная цель многоуровневой профессиональной подготовки - улучшение качества и расширение доступности образования на всех уровнях, создание механизма успешной подготовки студентов к учебе, карьере и жизни. Одним из примеров организации такой подготовки является филиал ВГУЭС в г. Артеме Приморского края, созданный 10 лет назад на базе индустриально-педагогического колледжа, в прошлом - одноименного техникума. К моменту реформирования колледж осуществлял подготовку по 9 специальностям СПО, 6 из которых не были востребованы на рынке труда. Сейчас Артемовский филиал реализует программы ВПО (по 7 специальностям), СПО (по 11 специальностям), НПО (по 4 специальностям), основного общего, среднего (полного) общего образования. Количество студентов выросло в 5,5 раза, число штатных преподавателей - в 2,5 раза. Кафедры разработали сопряженные рабочие учебные планы, программы учебных дисциплин всех уровней и учебно-методические пособия. Учебный процесс на всех
уровнях ориентирован на требования по уровню ВПО. Преподаватели кафедр ведут обучение по нескольким образовательным уровням. Это предъявляет к ним особые требования и способствует активному профессиональному росту. В результате мы получаем преподавателей новой формации, поскольку они владеют современными образовательными технологиями, применяемыми на всех уровнях - ВПО, СПО, НПО. К учебному процессу привлекается ППС головного вуза, задачей которого является усиление научно-исследовательской составляющей учебного процесса. Широкое внедрение в учебный процесс инновационных технологий позволяет одновременно решить и проблему нехватки квалифицированных кадров для системы СПО и НПО. Например, в настоящее время ВГУЭС начал использовать в учебном процессе технологию дистанционных лекций, в том числе - с участием преподавателей зарубежных университетов.
Особенностью реализации образовательных программ всех уровней на непрерывной основе является то, что ни один уровень не «поглощает» другие, но взаимно дополняет их. Каждая ступень многоуровневой подготовки специалистов имеет завершенность: для них определяются требования образовательных стандартов (целевая установка, содержание подготовки, основные методы обучения, формы организации образовательного процесса, условия и средства реализации). При этом определяющим принципом системы непрерывного профессионального образования является преемственность, предусматривающая согласование образовательных программ всех уровней. Программы НПО и СПО сопряжены с программами ВПО (рис. 2), в том числе за счет того, что в учебные планы СПО в качестве дисциплин национально-регионального компонента и дисциплин по выбору включены соответствующие дисциплины гуманитарного и естественно-научного блоков регионального и вузовского компонентов вузовской программы, что позволяет переза-
Начальное профессиональное образование Среднее профессиональное образование Высшее профессиональное образование
1.9 Оператор ЭВМ 23010551 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем 08080165 Прикладная информатика (в экономике)
3020 Автомеханик 19060451 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта 19060365 Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)
342 Повар -Кондитер 26050251 Технология продукции общественного питания
222 Мастер строительных отделочных работ 27010351 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
10010651 Организация обслуживания в общественном питании 10010365 Социально-культурный сервис и туризм
08011052 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) 08010965 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
08050152 Менеджмент (по отраслям) 08050765 Менеджмент организаций
Рис. 2. Пример сопряженных специа
честь студентам ряд дисциплин при обучении на программах ВПО. В этой связи непрерывное образование можно рассматривать как совершенствование полученной специальности в плане ее расширения или углубления. Одновременно это создает условия для приобретения учащимися новой специальности, требующей более высокого уровня образования.
Стоит отметить, что наши программы выстроены таким образом, что выпускники НПО-СПО могут прийти на сокращенные программы несмежного профиля. Например, выпускники-техники по специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» поступают на сокращенную программу по направлению «Экономика и управление», где они приобретают необходимые профессиональные компетенции менеджеров (управленческие, аналитические, коммуникативные). При этом у них есть ключевые практические компетенции в области ремонта и эксплуатации автотранспорта. Это позволяет им с успехом занимать высокие управленческие должности на предприятиях автосервиса и открывать собственный автомобильный бизнес.
Такие схемы горизонтальной профессиональной мобильности получают в вузе все
остей по образовательным уровням
большее распространение, хотя и привычная вертикальная мобильность по-прежнему популярна. В 2007 г. почти 20% абитуриентов, поступивших на программы ВПО, составили выпускники структур довузовского образования (из них большая часть -наши выпускники), и почти половина из них выбрали непрофильные программы. Такая горизонтальная мобильность, когда специалист имеет разнопрофильные разноуровневые квалификации (техник-экономист-менеджер), несомненно, делает выпускника более конкурентоспособным. Подтверждение тому - высокие показатели трудоустройства выпускников и высокая оценка, которую им дают работодатели.
Реализуя многоуровневые образовательные программы, вуз по-новому строит свои взаимоотношения с работодателями, ориентируясь при проектировании образовательных программ на требования рынка труда в отношении самого широкого круга специальностей. С другой стороны, выпуская на рыноккачественно подготовленных специалистов со средним профессиональным образованием, университет отвечает на актуальные потребности рынка труда, испытывающего острую нехватку таких специалистов, и тем самым способствует социальной гармонизации.
Введение сопряженных специальностей разного уровня профессионального образования способствует более качественному набору студентов и формированию специалистов, владеющих многофункциональными практическими навыками, ориентирующихся в смежных областях деятельности и, как следствие, конкурентоспособных на рынке труда. Многоуровневая система непрерывного образования, таким образом, обеспечивает повышение качества подготовки специалистов всех уровней.
Сегодня во ВГУЭС реализуется принцип целостности педагогического процесса, глубокой интеграции всех подсистем и процессов профессионального образования. Это дает возможность вести подготовку специалистов по широкому перечню сопряженных специальностей и направлений подготовки специалистов различного уровня, позволяет выстраивать различные непрерывные образовательные цепочки от начального профессионального до высшего образования. Благодаря такой организации обучения студент может выбрать конкретную образовательную траекторию в соответствии с его жизненными установками, способностями и возможностями. При этом предполагается открытость, доступность, возможность «входа и выхода» на любом этапе профессиональной подготовки, вариативность. Важно и то, что обучение по родственным специальностям можно осуществлять в сокращенные сроки за счет перезачета учебных дисциплин, изученных в процессе предшествующего обучения. Это делает университет в целом более привлекательным для учащихся с точки зрения престижности, стоимости обучения, возможностей для трудоустройства и личной конкурентоспособности.
Многоуровневая система в университете более эффективна и с экономической точки зрения. Мы получаем существенную экономию благодаря наличию единой информационной среды, более оптимальному использованию материально-технической базы, ведению общей учебно-методи-
ческой, рекламной и другой деятельности, а также применению единой системы управления. Результативность наших подходов подтверждается другими исследователями [3], которые доказывают, что интеграция программ дает больший эффект, чем независимая реализация отдельных образовательных программ.
Несмотря на активное внедрение многими высшими учебными заведениями инновационных образовательных технологий в области НПО и СПО, для вузов до сих пор остается невозможным участие в проводимых Минобрнауки конкурсах программ НПО и СПО. Мы считаем это несправедливым в ситуации, когда конкурсы направлены как раз на поддержку самых новых и современных идей.
Новым шагом в формировании единого образовательного пространства стало создание образовательного округа, учредителем которого выступил ВГУЭС. В округ входят учебные заведения среднего (полного) общего образования, учреждения НПО, СПО, а также дополнительного образования. Таким образом, ВГУЭС представляет собой многоуровневый образовательный комплекс, осуществляющий обучение на всех уровнях, начиная с детского сада и заканчивая докторантурой.
Ассоциативное объединение учебных заведений разных образовательных уровней в рамках единой системы - образовательного округа - делает возможным реализацию уни-кальныхобразовательныхпроектов.Образо-вательный округ - это не только структура, но и идеология, единство целей, задач, педа-гогическихпринципов,направленныхна благо детей. В нем нет деления на главных и подчиненных, лучшихи худших, здесь действуют партнеры, объединенные общностью интересов. В рамках округа отрабатываются различные модели интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования. При этом мы решили от жалоб на низкое качество выпускников школ перейти к конкретным действиям, направленным на устранение его причин.
Развитие программ довузовского образования, профильной и предпрофильной подготовки школьников осуществляется в рамках центра «Абитуриент ». Над содержанием программ трудится высококвалифицированный коллектив преподавателей университета, имеющих опыт работы со школьниками, при непосредственном участии школьных педагогов. Для школ города и края в рамках профилизации обучения преподавателями ВГУЭС подготовлены программы элективных курсов. Занятия со школьниками ведут не только специалисты и преподаватели университета, но и работодатели, психологи, специалисты центра тестирования, юристы, представители служб по защите прав потребителей, выпускники ВГУЭС, студенты старших курсов. Старшеклассник, включенный в систему довузовского образования при непосредственном участии вуза, становится более конкурентоспособным, мобильным, ориентированным на свободный выбор форм своей деятельности, профессии в целом. Как показал анализ абитуриентского набора последних лет, именно за счет лиц, прошедших довузовскую подготовку в рамках округа, вырос проходной балл и значительно уменьшился процент отчислений первокурсников из-за невозможности освоения программы высшего профессионального образования.
Структурная, институциональная и содержательная модернизация, происходящая сегодня в высшей школе, затрагивает интересы общего и профессионального образования в целом. Вводимая с 2009 г. система «бакалавр - магистр » вызывает закономерные вопросы о судьбе системы начального и среднего профобразования. Реформирование высшей школы неизбежно породит необходимость соответствующих реформ в общем образовании, а также в системах НПО и СПО. В условиях многообразия типов образовательных учреждений, моделей и форм организации образовательного процесса актуализируется задача удержания образовательных учебных заведений в едином образовательном про-
странстве, придания образовательному процессу непрерывности и целостности с сохранением вариативности форм организации непрерывного образования.
Качество общего образования и доступность высшего и среднего профессионального образования должны быть обеспечены за счет приближения НПО, СПО и ВПО к потребностям рынка труда, расширения участия работодателей в разработке и реализации государственной политики в этой области. Введение новых образовательных стандартов должно произойти на всех уров-няхобучения. Необходимо обеспечить преемственность общеобразовательных и профессиональных образовательных программ, осуществить их сквозную стандартизацию на основе ГОС по уровням образования и специальностям (направлениям). Выстроить четкую структуру непрерывного профессионального образования поможет и выработка профессиональных стандартов, позволяющих определить ступени, по которым будет продвигаться работник, желающий повысить свою квалификацию или вообще сменить профессию.
Внедрению механизма преемственности при реализации многоуровневой подготовки будет способствовать развитие нормативной базы интеграции учебных заведений, разработка образовательно-профессиональных программ и учебных планов сопряженных специальностей, создание организационных структур обеспечения единой методической политики в сфере профессионального образования, внедрение вариативных структур непрерывного образования.
Литература
1. Фурсенко А.А. О перспективах развития
образования. - http://www.mon.gov.ru/ гик/ т1ш8№/ ёок/1383/
2. Болонский процесс. Национальный доклад
2005-2007 // Совет ректоров. - 2007. - № 4.
3. См.: Дворецкий С.И, Мищенко С.В, Таров
В.П. Формирование системы непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование. - 2005. - № 12.