ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2009. № 1
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
В.И. Шамшурин, д-р соц. наук, профессор кафедры философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Е.В. Филипская, аспирантка кафедры философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
РАЗМЫШЛЕНИЯ О КОНСЕРВАТИЗМЕ
Статья посвящена анализу консервативной идеи, актуальной для России в плане конструктивных модернизаций, сохранения устойчивого порядка в государстве и обществе, укрепления стабильности и традиционных ценностей. В работе кратко рассматриваются общие философские основания консерватизма, его истоки и характерные принципы, освещаются проблемы организации государственной власти, большое внимание уделяется консервативному подходу в области социальной политики государства. Показывается интерпретация в консервативной и либеральной традициях основных политических категорий, таких, как свобода, власть, форма правления и т. д.
Ключевые слова: консерватизм, свобода, социальная политика, традиция, сохранение.
This article is devoted to the analysis of the conservative idea, actual for Russia in respect of constructive modernization, preservation of a steady order in the state and a society, strengthening of stability and traditional values. There are shortly considered the general philosophical bases of conservatism, its sources and characteristic principles; problems of the organization of the government are investigated. The great attention is given to the conservative approach in the field of state social policy. Interpretation of the basic political categories, such as freedom, the power, a form of government etc. is shown in conservative and liberal traditions.
Key wordV: сonservatism, freedom, social policy, tradition, preservation.
В современном обществе постоянно обсуждаются проблемы возможных конструктивных модернизаций. Не секрет, что в России сейчас назрела необходимость в анализе способов достижения устойчивости, постоянства во всех сферах человеческой жизни, в поиске таких решений, которые позволили бы достичь стабильности развития страны как во внешней, так и преимущественно во внутренней политике. Именно необходимостью обретения и последующего со* Шамшурин Виктор Иванович, тел.: 939-20-08, e-mail: shamshuriny2@mail.ru; Филипская Екатерина Викторовна, тел.: 939-20-08, e-mail: e.filipskaya@mail.ru.
хранения устойчивого порядка в государстве и обществе, тягой самых обычных людей к укреплению стабильности и традиционных ценностей обусловлена актуальность консервативной идеи в России.
Термин "консерватизм" возник позже появления консерватизма как идеологии. Родоначальником этого направления считается английский мыслитель Эдмунд Берк, который в своей книге "Размышления о революции во Франции" дал оценку эпохе, осудив современных ему мыслителей за приверженность идее революции. Он считал, что только преемственность, наследие прошлого, как индивидуального, так и коллективного, являются стабилизирующими факторами в обществе: "Нельзя строить заново здание, не имея перед глазами проверенных жизненных форм" (Берк, 1993, с. 72).
Термин появился в 1821 г., когда ученик французских консерваторов де Бональда и де Местра Шатобриан создал печатный орган под названием "Консерватор", где собственно и подытожил взгляды своих учителей и обозначил этим термином ту традицию, которая сегодня называется классическим консерватизмом.
Наиболее часто консерватизм рассматривают как следование сложившемуся укладу жизни, предпочтение прошлого будущему. Вообще консерватизм — очень неоднозначное понятие. В нашей стране консерваторов долгое время считали людьми, противящимися всему новому, прогрессивному. Но консерватор противится переменам потому, что они могут нести разрушение устоев, которые являются основой общества и его институтов. Н.А. Бердяев писал: "Консерватизм поддерживает связь времен, не допускает окончательного разрыва в этой связи, соединяет будущее с прошлым. Консерватизм имеет духовную глубину, он обращен к древним истокам жизни, он связывает себя с корнями, он верит в существование нетленной и неистребимой глубины" (Бердяев, 1991, с. 91).
Для более полного рассмотрения вопроса следует сказать несколько слов о консерватизме и либерализме. "Люди проходят как тени, но вечно общее благо". Эта мысль Э. Берка является одной из важнейших для понимания сути консерватизма и его исторического развития. В самом общем виде консерватизм характеризуется защитой устоявшихся ценностей. Например, один из крупнейших представителей русской общественно-политической мысли Б.Н. Чичерин отличительной особенностью консерваторов считал то, что в своей политике они руководствуются запросами жизни, историческими реалиями своего народа, который инстинктивно придерживается привычных ему традиций и порядка вещей. Либералов же Б.Н. Чичерин характеризует как приверженцев прогресса, которые в первую очередь ратуют за преобразования, не всегда согласуя их с возможностями общества (Чичерин, 2002).
Для консерватора и либерала важна свобода личности. При этом первый всегда спрашивает, за счет чего будет осуществлено право,
кто будет его осуществлять и какие последствия будут иметь эти осуществления для общества в целом. Второй рассматривает ценности государства, общества и каждого человека с точки зрения их настоящего состояния.
Для консерватора неприемлемо принести в жертву дееспособного проекта прошлое, настоящее или будущее поколение. Истинный консерватор предлагает гармонию трех временных промежутков. Может возникнуть вопрос: что делать, если в прошлом трудно найти примеры для подражания? Нельзя забывать о том, что во всякой культуре есть пропасти, но есть и высоты. Консерватор предлагает сохранять высоты культуры и по ним выстраивать прогноз. В этом он видит задачу дееспособной государственной власти, которая постоянно занимается мониторингом, т. е. исследованием мотиваций гражданского общества. На основе этого исследования государство выдвигает некоторые стандарты, имеющие положительное звучание, и кристаллизует их в виде социально-политических и юридических норм. Именно в этом видит консерватор задачу эффективного государства.
Но тут неизменно встает следующий вопрос: не ошибается ли государство, когда выстраивает эти социально-политические и юридические стандарты? Ведь могут возникнуть искушения, злоупотребления, соблазны для правящей верхушки выстроить эти стандарты "под себя" с учетом прежде всего собственных интересов. И здесь как консерватор, так и либерал могут поставить под сомнение стандартизирующую и нормализующую роль государства.
Консерватор говорит, что ни сила, ни экономика, т. е. богатство, ни преимущество в обладании информацией (власть — это знание, я знаю больше, поэтому я вами управляю) не определяют долгосрочной политики. Если основывать политику государства только на этих параметрах, то возникают соблазны, о которых писал, например, русский философ С.Л. Франк. Он считал, что всегда возможны ситуации, когда сильный вдруг теряет свою силу, богатый разоряется, а умный сходит с ума, и появляются самозванцы, считающие, что они в этот момент сильнее, богаче, умнее, что в свою очередь неизменно приводит к потрясениям для общества. Б.Н. Чичерин считал, что сила власти заключается в нравственном влиянии на общество. При этом сама власть также должна следовать предписаниям нравственного закона. Истинный консерватор говорит, что, пока не будет абсолютной основы власти, не будет стабильности. Б.Н. Чичерин был убежден в том, что абсолютное начало государственной власти проистекает от Бога (Чичерин, 1905, с. 37).
Что такое абсолютная основа власти сейчас? На наш взгляд, духовность и религиозность власти можно определить одним параметром — ведет ли государство развитую социальную политику, направленную на народосбережение и природосбережение. Только так госу-
дарство понятно для гражданского общества и принимается им. Если же оно не уделяет должного внимания социальной политике, то все декларации о религиозности обладают лишь декоративными свойствами.
Любое движение, в том числе и в социальной политике, есть путь от прошлого к будущему через настоящее. Задача государства в этой области в первую очередь должна заключаться в разработке законодательства, затрагивающего все социальные проблемы общества, в формировании устойчивой правовой базы1.
В.М. Гессен считал, что основная задача государства состоит в создании соответствующих социальных условий для саморазвития личности и в устранении препятствий, которые возникают на этом пути (Гессен, 1909, с. 16). По мнению Б.Н. Чичерина, государство обязано создавать условия для промышленного развития, образования, здравоохранения. "Государство не в состоянии сделать все, но оно может сделать многое, способствуя свободному движению сил, от которых окончательно зависит благосостояние человеческих обществ, и решая возникающие в этой области вопросы" (Чичерин, 2005, с. 245).
В начале XX в. В. Зомбарт рассматривал вопрос о сущности социальной политики в рамках государственной деятельности. В широком смысле он отождествлял социальную и внутреннюю политику государства (Зомбарт, 1905, с. 13—15). Действительно, важным аспектом его функционирования является поддержка собственных граждан. Либеральная модель предполагает, что социальная помощь оказывается бедным и малоимущим слоям населения, не способным самостоятельно обеспечивать свое существование, т. е. речь идет об обязанности государства предоставить определенный минимум социальных гарантий всем членам общества. С точки зрения консерваторов государство должно создавать условия для развития опережающего социального обеспечения населения в области здравоохранения, образования, жилищной сферы. Тогда человек, получивший такую государственную поддержку, будет эффективнее участвовать в развитии страны. Как считал И.А. Ильин, государство устанавливается людьми и для людей (Ильин, 1975, с. 317). Поэтому оно в полном объеме должно выполнять свои конституционные функции по обеспечению прав, свобод и обязанностей граждан в социальной сфере,
1 Уже в законодательстве Моисея мы находим практическое разрешение тех социальных проблем, которые волновали мыслителей древности и требуют разрешения в настоящее время (Лопухин, 2005, с. 184—197). Все члены государства одинаково пользовались правами, им предоставляемыми, но, требуя от подданных уважения к установлениям властей, закон требует и от тех, кто управляет народом, добросовестного выполнения возложенных на них функций для достижения общественного блага и искоренения произвола. Также известен закон Солона о содержании за счет государства солдат-инвалидов в Древних Афинах.
вырабатывать приоритеты социальной политики, организовывать их практическое воплощение в жизнь.
Важнейшим аспектом социальной политики является образование — одна из самых консервативных областей культуры, любые необдуманные перемены в которой опасны, а продуктивные традиции вырабатываются на протяжении долгого времени. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. И здесь существуют некоторые различия в западном и российском образовании. Если попытаться в самом общем виде определить эти различия, то мы увидим, что западное образование призвано дать ответ на вопрос "как?", в свою очередь отечественная традиция, отечественная культура ставит консервативные вопросы "зачем?" и "каковы будут последствия долговременного характера?". Если попытаться глубже рассмотреть сам термин, то мы увидим, что любые западные определения в этом отношении так или иначе связаны с термином education, т. е. научение, натаскивание, штудирование, а в основе образования лежит образ, внесение образа. Поэтому связь образования с политикой в его наиболее применимом варианте можно определить так: внесение государством образа в виде стандарта совершенства в разных сферах человеческой жизнедеятельности, подтверждение и гарантия этого совершенства определенными учрежденными институтами. В этом случае государство, несмотря на все возможные и невозможные ошибки, просчеты, как показывает опыт истории, достаточно устойчиво и долговременно, а главное, понятно для гражданского общества, что очень важно для консерватора.
О консерватизме в России в целом и о консервативности русской монархии в частности говорить приходится со значительными оговорками. Так, например, Н.А. Бердяев называл Петра I "большевиком на троне". Религиозность элиты, как мы уже говорили, проявляется в том, что она занимается социальной политикой. Взаимосвязь власти и общества предполагает заботу государства о социальном обеспечении своих граждан. В этом смысле говорить о религиозности русской монархии не приходится.
Большое влияние на систему социальной политики оказывают основополагающие нормы и ценности того общества, в котором эта система функционирует. Социальная политика отражает глубоко укоренившиеся социальные ожидания населения в целом. И государство играет в этом вопросе первостепенную роль: "Цель государства есть общее благо. Благо союза заключается в полноте и согласном развитии всех его элементов" (Чичерин, 1896, с. 12).
Если государство не занимается народосбережением, оно для гражданского общества не понятно.
Считают, что консерватор обязан быть верующим человеком, в условиях России — православным. Но человек всегда обусловлен своей культурой, своими антропологическими характеристиками. В качестве примера можно привести роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?". Несмотря на революционно-демократический пафос уважаемого автора, можно сказать, что он фактически воспроизводит консервативную установку, относясь с почтением к носителям определенного нравственного совершенства. В житиях это монахи, князья, у него — революционер, но все сюжетные линии в произведении, даже литературные, — такие же, как, например, в житии Сергия Радонежского. Праведник сначала осуществляет какую-либо деятельность, затем уходит в затвор, где происходит определенная работа над собой, изменяющая в конечном итоге его внутреннее состояние и отношения с миром.
Консерватор анализирует за декларациями определенные устойчивые тренды, отношения и пытается показать, насколько они эффективны, дееспособны по своим долговременным последствиям, т. е. фактически говорит о гармоническом сосуществовании разных сословий, классов, времен. Можно говорить, что только прошлое (либо будущее, либо настоящее) имеет право на существование, но тогда это теория жертвы, а на жертве, как мы уже выяснили, ничего хорошего не построишь. Вот когда предполагается, что все существует в гармонии, а если и надо жертвовать чем-то, то отрицательной свободой в пользу свободы положительной.
Консерваторы мечтают создать правящую элиту, далее — монархию. Если говорить просто о ритуально-церемониальных формах, то они вряд ли сейчас возможны. В то же время любая современная концепция правового государства монархична, консервативна, если помнить, что монархизм в переводе на русский язык означает единодержавие.
Современный консерватизм представляет собой некую смешанную систему взглядов, которая основана на защите традиционных ценностей, устоявшихся институтов власти, сочетающихся с принципом свободы личности. Консерватизм предполагает эволюционное развитие, но только на основе позитивного использования достигнутого ранее, а не с помощью разрушения уже существующего или бездумных заимствований извне.
Все эти особенности по-прежнему обусловливают значительное влияние консерватизма в мировой политике. Сами по себе консерватизм и либерализм имеют как достоинства, так и недостатки, но их гармоничное сочетание может дать хорошую основу для различных преобразований. Ведь любая страна сталкивается с необходимостью ясного отношения к старому и новому, неизменным принципам государственной и культурной самобытности, поддержанию существующих традиций, необходимым переменам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бердяев H.A. Философия неравенства // Русское зарубежье. Власть и право. Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991. С. 7—243.
2. Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторый обществ в Лондоне, относящихся к этому событию. М., 1993.
3. Гессен В.М. Административное право. СПб., 1909.
4. Зомбарт В. Идеалы социальной политики. СПб., 1905.
5. Ильин И.А. Основы законоведения. М., 1975.
6. Лопухин А.П. Законодательство Моисея. Исследование о семейных, социально-экономических и государственный законах Моисея с приложением трактата: Суд над Иисусом Христом, рассмотренный с юридической точки зрения. М., 2005.
7. Чичерин Б.Н. Вопросы политики. М., 1905.
8. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. 1. Общее государственное право. М., 1896.
9. Чичерин Б.Н. Собственность и государство. СПб., 2005.
10. Чичерин Б.Н. Что такое охранительные начала? // Чичерин Б.Н. Несколько современных вопросов. М., 2002. С. 164—178.