УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.19=411.2
РАЗГОВОРНЫЙ КЛУБ КАК ОСОБЫЙ ВИД УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ РКИ БАЗОВОГО УРОВНЯ
С. Э. Надха
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности проведения внеаудиторных .занятий в формате разговорного клуба, целью которых является развитие коммуникативной компетенции у студентов, изучающих русский язык как иностранный базового уровня. Дается классификация разговорных клубов с учетом специфики материалов для обсуждения. Подробно описывается план проведения одной из встреч дискуссионного клуба, посвященной актуальной разговорной теме, и методы, позволяющие ведущему клуба эффективно руководить процессом и мотивировать студентов к активному общению на русском языке.
Ключевые слова: разговорный клуб, дискуссионный клуб, киноклуб, книжный клуб, развитие коммуникативных навыков, русский язык как иностранный.
SPEAKING CLUB AS A KIND OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE PRACTICE OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE AT A BASIC LEVEL
S. E. Nadkha
Abstract. The article considers the features of conducting extracurricular lessons in the form of speaking club aimed at the development of communication skills of students learning Russian as a foreign language at a basic level. The article presents the classification of speaking clubs taking into account the specifics of materials under discussion. The plan of the discussion club meeting devoted to relevant speaking topic and methods for the presenter to guide the process and motivate students to active communication in Russian language are described in detail.
Keywords: speaking club, discussion club, cinema club, book club, development of communication skills, Russian as a foreign language.
Главной проблемой иностранных студентов, осваивающих или уже перешагнувших базовый уровень владения русским языком, является процесс преодоления языкового барьера, перехода к свободной коммуникации на иностранном языке, в особенности во внеурочное время, к примеру, в ситуации общения со своими одногруппниками. Многим студентам, обучающимся в интернациональной аудитории, трудно отказаться от английского как языка-посредника, с помощью которого можно быстро достичь той или иной коммуникативной задачи, не боясь встретить непонимание со стороны собеседника из-за некорректно построенных фраз или фонетически неточно произнесенных слов. Таким образом, задачей каждого преподавателя РКИ должна стать серьезная внеаудиторная работа, направленная на снятие внутренних психологических преград, активизацию разговорных навыков путем развития у студента автоматизма в подборе и использовании нужных грамматических форм, а также мотивацию к использованию исключительно русского языка, причем не только на уроке, но и в свободное от занятий время. Как отмечал известный методист А. Н. Щукин, внеаудиторная работа «является значительным резервом обучения и средством достижения целей обучения», а ее значимость обуславливается как нехваткой часов, отведенных на аудиторные занятия, так и необходимостью помогать учащимся сохранять интерес к изучаемому языку [1, с. 425].
Одним из видов внеаудиторной работы являются разговорные клубы, получающие в последнее время все большее распространение во всем мире. Сегодня в нашей стране практически каждая языковая школа открывает подобного рода клубы, в которых регулярно собираются все желающие улучшить уровень владения разговорным иностранным языком. Растущая популярность встреч разговорного клуба обусловлена главным образом их высокой эффективностью по сравнению с обычными занятиями в группах.
Разговорный клуб - это организованная преподавателем-модератором встреча заинтересованных в разговорной практике студентов в свободное от основных занятий время в неформальной обстановке. Студенты, которые участвуют в разговорном клубе, получают дополнительную возможность развивать свои коммуникативные умения, навыки публичного выступления, учатся самостоятельно анализировать ситуации, объективно мыслить и творчески подходить к выполнению тех или иных заданий, обогащают словарный запас, получают новые знания о культуре страны изучаемого языка, общаясь с модератором - носителем языка не как с преподавателем, а как с другом. Согласимся с Е. А. Сергиевской, обладающей многолетним опытом ведения разговорного клуба. Исследователь отмечает: «Студенты, посещающие заседания клуба, впоследствии переносят свои сугубо позитивные клубные ощущения на свои рутинные занятия, что приводит к большей уверенности в себе, а следовательно, к повышению мотивации и результативности их учебной деятельности» [2, с. 71].
В зависимости от специфики разговорные клубы условно можно разделить на три вида: дискуссионный клуб, киноклуб и книжный клуб. При классификации учитывается, на какие приемы активизации речевой деятельности студентов опирается разговорный клуб, что интересует участников (обсуждение фильмов, обмен читательским опытом или же просто общение на актуальные темы) и какие средства обучения (текстовые, аудиовизуальные) привлекаются для проведения мероприятий.
1. Дискуссионный клуб
Каждое заседание дискуссионного клуба посвящается актуальной проблеме, которая выводится в название мероприятия и становится объектом обсуждения. Она должна быть интересна широкому кругу лиц и соответствовать уровню студентов. Лучше, если проблема будет сформулиро-
вана в виде вопроса, на который у каждого участника клуба есть свое собственное мнение, отличное от мнения оппонента. Например, для студентов уровня А2 можно предложить следующие темы: «Что лучше: дарить или получать подарки?», «Как эффективно изучать иностранный язык?», «Идеальный дом. Какой он?», «Какую профессию выбрать?», «Машина или велосипед? Что выберете Вы?» и т. д. Ядром дискуссионного клуба в идеале должен быть не просто диалог, в котором люди обмениваются мнениями, делятся жизненным опытом, а именно спор, в котором каждый, представляя собственную точку зрения, доказывает ее, приводя весомые аргументы и пытаясь убедить своего собеседника.
2. Киноклуб
Основной целью встречи участников киноклуба является обсуждение учащимися полнометражного художественного фильма или небольшого эпизода, в ходе которого, по словам А. А. Люлюшина, учащиеся пытаются по-своему интерпретировать те или иные события, понять идею режиссера, сформировать собственную точку зрения на ту или иную этическую проблему. Киноклуб, по мнению исследователя, способствует всестороннему личностному развитию, воспитанию эстетического вкуса [3]. Выбор фильма для заседания киноклуба обуславливается его художественной ценностью, значимостью в культурном отношении и простотой лексико-грамматиче-ского наполнения диалогов и наличием субтитров (на иностранном языке). Последнее особенно важно для студентов, которые только начинают знакомство с таким видом учебной деятельности, как просмотр фильмов на иностранном языке, и не имеют достаточных для этого навыков. В зависимости от длины киноленты меняется формат встречи. Отрывок фильма можно посмотреть непосредственно во время заседания киноклуба, так как для этого не требуется много времени. При этом предметом обсуждения становятся не только те
лица и детали, которые студенты увидели при просмотре, но и то, что осталось за пределами изображаемого, у студентов появляется прекрасная возможность выразить предположения о том, с чего начиналась история, в каких отношениях были герои ранее, а также поразмышлять над тем, как будут развиваться события далее. Если модератор выбирает полнометражный фильм для просмотра, то студенты, планирующие участвовать в дискуссии, должны заранее подготовиться: посмотреть его дома, составить устные характеристики героев, проанализировать сюжет, жанр фильма, дать оценку работе режиссера, костюмера и т. д.
3. Книжный клуб (читательский клуб)
Идея книжного клуба родилась в рядах книголюбов, испытывающих потребность обсудить прочитанное, поделиться свежими впечатлениями, выслушать чужое мнение по тем или иным аспектам, задать интересующие вопросы. Каждая встреча клуба посвящается обсуждению одного художественного произведения (реже нескольких) и заканчивается анонсированием названия книги, выбранной для прочтения модератором клуба или общим голосованием. От объема выбранных книг зависит частота проведений литературных встреч. Исходя из опыта существующих читательских клубов, для романа большого объема необходим в среднем месяц, соответственно за год встреч любителей чтения не может быть больше двенадцати. Во время заседания книжного клуба студенты обсуждают сюжет, дают характеристики героям, анализируя их поступки во взаимодействии с другими персонажами, зачитывают любимые цитаты, комментируя их содержание. Читательский клуб - это место, где преподаватель получает возможность познакомить студентов, изучающих РКИ, с русской культурой в лице лучших писателей, внесших огромный вклад в развитие нашей литературы и нашего родного языка.
Несмотря на некоторую разницу в средствах обучения, все разговорные клубы обладают и рядом общих особенностей. Как вид внеаудиторной работы, любой разговорный клуб отличается от классического занятия в учебное время. Как отмечает исследователь Е. В. Косарева, «задача человека, ведущего разговорный клуб, - максимальное снижение субординации» [4, с. 93]. Ученик становится субъектом учебного процесса, а преподаватель-ведущий разговорного клуба - своеобразным советником, помощником, который вступает в коммуникацию с учеником в рамках субъек-тно-субъектного взаимодействия.
Цель ведущего разговорного клуба -создать максимально комфортные условия для общения на иностранном языке, дать студентам почувствовать свободу коммуникации и помочь им избавиться от страха перед ошибками [4, с. 93]. Поэтому, на наш взгляд, необходимо создавать небольшие по объему группы, в которых могут быть разные студенты (в пределах одного уровня обучения, разумеется): и слабые, и сильные. В таких условиях должен сработать принцип взаимовыручки, когда сильные получают возможность помогать слабым, а слабые, в свою очередь, будут получать мотивацию говорить больше и лучше, видя перед собой положительный пример. Модератору встреч нужно уметь подбирать как можно больше интерактивных заданий по типу тандема, когда учащиеся в паре решают поставленную коммуникативную задачу.
Следует также отметить, что, несмотря на неформальный характер встреч участников разговорного клуба и кажущуюся простоту организации, ведущий должен со всей серьезностью относиться к выбору нужной темы, подборке необходимых текстовых, аудио- и видеоматериалов, составлению плана встречи со списком вопросов, заданий и подготовке студентов к встрече. Необходимо рассказать учащимся о всех плюсах подобного рода занятий, предложить им удобное время для встреч и ознакомить с темами. Главное при этом
- заинтересовать их, выбрав для обсуждения актуальные проблемы, которые призваны рождать новые вопросы, споры, интересные мнения, различающиеся у студентов - представителей разных культур. Но, на наш взгляд, очень важно при этом (если мы затрагиваем потребности студентов, изучающих русский язык с целью сдать экзамен по русскому языку для получения сертификата), чтобы темы разговорного клуба соотносились с темами, присутствующими в тренировочных вариантах субтеста по говорению и не выходили за рамки освоенного студентами уровня владения языком.
Заблаговременно перед встречей в разговорном клубе учащихся можно познакомить не только с темой беседы, но и с кругом заданий и вопросов, которые будут даны для обсуждения. Это своего рода домашняя работа, но на добровольной основе, как и в целом участие в разговорном клубе. Однако приходить на встречу в клубе без знания темы беседы, без работы над словарем, без примерного набора подготовленных аргументов учащимся, которые освоили или только осваивают базовый уровень владения русским языком, на наш взгляд, нецелесообразно: возможно, они не смогут в нужный момент сориентироваться и проявить себя, высказав свое мнение по тому или иному вопросу.
Рассмотрим примерный сценарий встречи дискуссионного клуба, рассчитанной примерно на 2 академических часа и посвященной следующему вопросу: «Где лучше жить: в большом городе или в маленькой деревне?» Данная проблема выбрана в соответствии с обозначенной в Государственном стандарте по русскому языку как иностранному базового уровня тематикой, в рамках которой иностранец должен уметь осуществлять речевое общение [5].
Заблаговременно до заседания в клубе модератор анонсирует тему будущей дискуссии и дает студентам задание подобрать важную с их точки зрения лексику, которая будет отражать положительные и отрица-
тельные стороны деревни и города, и записать ее в виде таблицы.
Таблица Сравнение жизни в городе и деревне
Деревня Город
плюсы минусы плюсы минусы
Дискуссию можно начать с представления на интерактивной доске пронумерованных картинок или фотографий с изображением городской и деревенской среды. Вводя студентов в тему, для активизации словарного запаса модератор дает студентам задание описать все, что они видят на изображениях, используя следующие вопросы: «Скажите, пожалуйста, что вы здесь видите? Как вы думаете, что хотел показать фотограф?» Если нет интерактивной доски, картинки можно распечатать, чтобы использовать их как раздаточный материал. Каждому студенту нужно дать возможность высказаться, поэтому картинок (фотографий) должно быть несколько.
Следующим этапом в обсуждении темы должно стать сравнение деревни и города с применением грамматической модели «В городе много + Р. п. (2), а в деревне мало. В деревне много + Р. п., а в городе мало». Модель может быть записана на доске, а студентам для облегчения их задачи советуем раздать листочки с примерным набором лексики: люди, пробка, машина, автобус, библиотека, сад, лес, супермаркет, рынок, кафе, офис, парк школа, больница, клуб, концертный зал и др. Преподаватель задает студентам вопрос («Как вы думаете, чего мало в деревне и много в городе?») и следит за тем, чтобы каждый студент высказался, поощряя тех, кто креативно подходит к заданию и придумывает собственные примеры. Такой полилог позволят каждому студенту несколько раз услышать нужную конструкцию и запомнить ее.
Чтобы заинтересовать участников клуба и внести креативный элемент в дискус-
сию, предлагаем включить для них аудиозапись с интервью студентов-иностранцев, которые рассказывают о своем родном городе или деревне. Мы готовили аудиозапись, записывая голоса хорошо владеющих русским языком студентов из Испании, Финляндии и Индонезии, которые с энтузиазмом согласились помочь в подготовке материалов для разговорного клуба. Перед прослушиванием аудиоматериала ведущий делит всех присутствующих на пары и знакомит со списком вопросов к содержанию интервью, которые студенты будут задавать друг другу. Таким образом, за короткий срок успеют высказаться все студенты, потренировавшись в диалогической речи.
Также можно студентам предложить обсудить несколько высказываний, соответствующих теме встречи, как например:
• Город - лучшее место для молодежи. А старикам удобнее всего жить в деревне.
• У человека, который живет в деревне, более спокойный характер.
• Жители города болеют чаще, чем жители деревни.
• В городе больше перспектив для самореализации, чем в деревне.
• Маленьким детям лучше жить в деревне.
• В деревне жизнь более дружная, чем в городе.
Работу можно организовать по методу «круглого стола», при которым все участники являются оппонентами, выражая свое мнение относительно обсуждаемой идеи, а не критикуя мнения других студентов. Задача преподавателя - начать полилог, продемонстрировав те речевые формулы, которые можно использовать для выражения согласия или несогласия («Я согласен с данным высказыванием, потому что...»; «Я думаю, это (не)правильно, потому что.»). При этом, на наш взгляд, важно, чтобы у студентов на столах лежали не только высказывания, выведенные для обсуждения, но и клише, которыми они могли бы пользоваться.
Интерактивный метод интервью также может быть применен во время заседания
разговорного клуба. Ведущий раздает студентам вопросы (или показывает их на доске) и дает задание интервьюировать своего партнера. Если участников нечетное количество, преподаватель сам становится партнером студента, оставшегося без пары. Вопросы могут быть следующего характера:
• Где Вы родились, ходили в школу, в университет? В деревне или городе?
• Ваш родной город большой или маленький? (Ваша родная деревня большая или маленькая?)
• Сколько человек живет в Вашем родном городе (в Вашей родной деревне)?
• Какие интересные места есть в Вашем родном городе (в Вашей родной деревне)?
• Где работают люди в Вашем родном городе (в Вашей родной деревне)? Если ли там большие фабрики, заводы? Что там производят?
• Где отдыхают жители Вашего родного города (Вашей родной деревни)?
• Где сейчас живете Вы? В деревне или в городе? Почему?
• Где живет ваша семья? Ваша мама, ваш папа любят их город (их деревню)? Что им нравится/не нравится?
• Вам нравится город, в котором Вы сейчас живете? Почему?
• Какие проблемы существуют в Вашем родном городе (в Вашей родной деревне)? И др.
На заключительном этапе работы дискуссионного клуба участники делятся на две команды: те, кто за жизнь в деревне, и те, кто за жизнь в городе. Студентам дается время для того, чтобы они собрали необходимые аргументы (здесь им может помочь выполненное домашнее задание). По истечении времени подготовки участники групп выступают перед своими оппонентами, доказывая свою точку зрения.
Все виды описанных выше заданий носят интерактивный характер. Благодаря им студент развивается как личность, учится доказывать свои идеи перед публикой, прислушиваться к чужому мнению и общаться с другими участниками дискуссии
без преподавателя-посредника. Все задания мотивируют студента, вовлекая его в активный полилог с модератором и другими участниками клуба.
Организация разговорного клуба как вида внеаудиторной деятельности - это перспективное направление в развитии подготовительных факультетов для иностранцев, изучающих русский язык. Такой клуб дает прекрасную возможность организации досуговой деятельности тем, кто заинтересован в интенсивном изучении русского языка и готов получать максимум от своего времяпрепровождения в России.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие. - М.: Флинта, 2017. -512 с.
2. Сергиевская Е. А. Дискуссионный клуб как средство развития иноязычной компетентности студентов неязыковых специальностей // Наука как движущая антикризисная сила: инновационные преобразования, приоритетные направления и тенденции развития фундаментальных и прикладных исследований: сб. науч. ст. по итогам междунар. науч.-практ.конф., Санкт-Петербург, 15-16 янв. 2016 г. - СПб.: КультИнформПресс, 2016. - С. 71-72.
3. Люлюшин А. А. Искусство кино и межкультурная коммуникация // Проблемы и перспективы преподавания русского языка как иностранного в современном образовательном пространстве: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 40-летию междунар. фак. / отв. ред.: Е. С. Грецкая. -Липецк, 2016. - С. 76-80.
4. Косарева Е. В., Масленникова З. С., Филатова Е. М. Разговорный клуб как форма внеаудиторной работы с иностранными студентами // Русский язык за рубежом. - 2015. - № 2. -С. 92-96.
5. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый
уровень / М. М. Нахабина [и др.]. -2-е изд., испр. и доп. - М. - СПб.: Златоуст, 2001. - 32 с.
REFERENCES
1. Shchukin A. N. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo. Ucheb. posobie. Moscow: Flinta, 2017. 512 p.
2. Sergievskaya E. A. Diskussionnyy klub kak sredstvo razvitiya inoyazychnoy kompetentnosti studentov neyazykovykh spetsialnostey. In: Nauka kak dvizhush-chaya antikrizisnaya sila: innovatsionnye preobrazovaniya, prioritetnye naprav-leniya i tendentsii razvitiya fundamental-nykh i prikladnykh issledovaniy. Proceedings of International scientific-practical conference. St. Petersburg, 15-16 Jan. 2016. St. Petersburg: Kultlnform-Press, 2016. Pp. 71-72
3. Lyulyushin A. A. Iskusstvo kino i mezh-kultumaya kommunikatsiya. In: Grets-kaya E. S. (ed.) Problemy i perspektivy prepodavaniya russkogo yazyka kak in-ostrannogo v sovremennom obrazovatel-nom prostranstve. Proceedings of International scientific-practical conference, dedicated 40th anniversary of International faculty. Lipetsk, 2016. Pp. 76-80. Available at: https://elibrary.ru/down-loadMibrary_26256525_95859200.htm (accessed: 06.01.2019)
4. Kosareva E. V., Maslennikova Z. S., Filatova E. M. Razgovornyy klub kak forma vneauditornoy raboty s inostran-nymi studentami. Russkiy yazyk za ru-bezhom. 2015, No. 2, pp. 92-96.
5. Nakhabina M. M. et al. Gosudarstvennyy standart po russkomu yazyku kak in-ostrannomu. Bazovyy uroven. Moscow-St. Petersburg: Zlatoust, 2001. 32 p.
Надха Софья Эдуардовна, ассистент Кафедры довузовского преподавания русского языка как иностранного Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Nadkha Sofya E., research assistant, Pre-university teaching Russian as a foreign language department, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.01.2019 The article was received on 11.01.2019