УДК 316.272
Ермаков Вячеслав Алексеевич
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры психологии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
Корецкая Ирина Александровна
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры психологии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
РАССМОТРЕНИЕ ИНФЕРНАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ДОКТРИНЫ ФРЕЙДИЗМА В ТРУДАХ РЕЛИГИОЗНЫХ И СВЕТСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ. ЧАСТЬ I
Ermakov Vyacheslav Alekseyevich
PhD in Philosophy, Assistant Professor, Psychology Department, Plekhanov Russian University of Economics
Koretskaya Irina Aleksandrovna
PhD in History, Assistant Professor, Psychology Department, Plekhanov Russian University of Economics
REVIEW OF INFERNAL ASPECTS OF THE FREUDIANISM DOCTRINE IN THE WORKS OF RELIGIOUS AND SECULAR THINKERS. PART I
Аннотация:
В статье проведена историографическая реконструкция работ религиозных и светских мыслителей, изучавших инфернальные аспекты фрейдистского учения. Рассмотрены работы русских религиозных философов, философов-марксистов, современных представителей христианства, а также критические оценки доктрины фрейдизма некоторых западных авторов. Проанализировано влияние масонства и каббалистической мистики на формирование идеологических установок в доктринах фрейдизма и сатанизма. В работе выявлена идеологическая взаимосвязь психоаналитических идей и теорий З. Фрейда с идеями и теориями А. Кроули, А. Лавея.
Ключевые слова:
инфернальность, десакрализация, психоанализ, фрейдизм, бессознательное, сублимация, оккультизм, спиритуализм, иррациональность, масонство, каббала, кроулианство, лавеизм.
Summary:
The article carries out a historiographic reconstruction of religious and secular thinkers' works studying the infernal aspects of Freud's teachings. The authors review the works of the Russian religious philosophers, Marxist philosophers, modern representatives of Christian religious culture, and critical estimation of the Freudi-anism doctrine by some of the Eastern writers. The paper analyses the impact of Masonry and Kabbalah mysticism on the formation of the ideology of the Freudian-ism and Satanism doctrines. The authors reveal an ideological relationship of the psychoanalytic ideas and theories of Freud with ideas and theories of A. Crowley, A. LaVey.
Keywords:
infernality, desacralization, psychoanalysis, Freudian-ism, unconscious, sublimation, occultism, spiritualism, irrationality, Masonry, Kabbalah, Crowley etachings, LaVeyan Satanism.
В современных философских, религиоведческих, культурологических исследованиях религиозные оценки тех или иных культурно-исторических феноменов, учений, теорий не вызывают однозначного неприятия, отчуждения. Религия, религиозное сознание уже не рассматриваются как «заблуждения человеческого ума» или «неверное отражение действительности».
Стоит отметить, что религиозная критика философских и психологических учений позволяет глубже проникнуть в их мировоззренческую, духовную сущность. Религиозно мыслящие ученые, представители религиозных конфессий более ста лет критикуют психоаналитическое учение. Более того, светские ученые в критике психоанализа нередко используют религиозную терминологию. Отсюда представляется научно значимым посредством метода историографической реконструкции суммировать и проанализировать взгляды известных критиков З. Фрейда, рассматривавших инфернальные аспекты фрейдизма.
В методологическом плане авторы работы придерживаются точки зрения различения позитивного и негативного типов духовности, деструктивной и конструктивной направленности психологических теорий, религиозных учений. Исходя из данных методологических установок, фрейдизм в работе рассматривается как часть антихристианской идеологии западной цивилизации, а психоанализ - как методология подавления, десакрализации христианского сознания.
Методами исследования явились историографический анализ работ религиозных и светских мыслителей, выступавших с критикой психоанализа и фрейдизма, а также сравнительный анализ теории и практики психоанализа с теорией и практикой основателей доктрины сатанизма и дианетики.
Авторы выдвигают следующую гипотезу исследования: идеология и практика психоаналитической теории психического развития З. Фрейда во многих аспектах совпадают с сатанистской идеологией, с практикой дианетики, содержат общие аналоговые инфернальные теоретические и методологические характеристики.
В исследовательском плане авторы решают две задачи: 1) провести историографическую реконструкцию работ критиков психоанализа, которые выявляли инфернальные аспекты учения З. Фрейда, 2) сравнить идеи и теории основателей доктрины сатанизма А. Кроули, А. Лавея с идеями и теориями З. Фрейда.
Общая цель исследования заключалась в выявлении инфернальных аспектов фрейдизма и обнаружении идейной и методологической взаимосвязи некоторых положений доктрины фрейдизма и психоанализа с положениями религиозно-мистических учений кроулианства, лавеизма и хаббардизма.
Следует особо отметить что психологическая, духовная опасность фрейдистского учения обнаруживается исследователями в психоаналитической теории и практике. Теоретические построения З. Фрейда направлены на исследование «низших пластов духовного» - «хранилищ» примитивных побуждений, эмоций и болезненных воспоминаний, «бессознательного», «подсознательного», «преисподней» психики, инфернальности [1].
Термин «инфернальность» (от позднелат. infemalis) - «подземный», mfemus - «нижний, подземный», «ад».
Исторически проблему «инфернальности» фрейдизма изучали различные авторы. Рассмотрим наиболее значимые работы.
Инфернальные аспекты психоанализа и фрейдизма в трудах русских философов.
Русские мыслители отмечали, что современная им психология и психоанализ не обладают глубиной проникновения в духовную и религиозную сущность человеческого бытия. Русские философы были солидарны в том, что фрейдизм содержит духовные и психологические деструкции.
Наиболее развернутую критику психоанализа представил Б.П. Вышеславцев. В «Этике преображенного эроса» Б.П. Вышеславцев предлагает трактовку психоанализа. «Философские заблуждения» З. Фрейда, согласно Б.П. Вышеславцеву, это:
- «Игра на понижение». Все «высшее» у З. Фрейда можно вывести из «низшего» (инфернального), в то время как философские системы идеализма утверждают, что высшие формы бытия не выводимы из низшего, примитивного. В этом заключается принципиальное «заблуждение», отрицающее иерархию ступеней бытия и иерархию ценностей.
- Неправильное понимание сублимации. У Фрейда сублимация сводится к изменению направления энергии на другие объекты (любовь, нравственность, творчество, искусство, религия). Процесс сублимации Фрейд понимал как подавление сексуальных влечений культурными запретами и преобразование их в социально приемлемую форму, не обнаружив потаенных аспектов [2, с. 110].
Сфера подсознания и сублимация как процесс были известны еще мыслителям древности. Настоящая сублимация есть творчество, то есть создание совершенно новой, ранее не бывшей ступени бытия [3, с. 76].
Неоднозначную реакцию вызывали работы З. Фрейда о сексуальных причинах неврозов и бессознательном. Идее бессознательного уделено заметное внимание в труде Н.А. Бердяева «Смысл творчества». Философ отмечает форму маниакальной идеи «склонности» объяснять все неосознанной сексуальностью. Мыслитель, устремленный к трансцендентному, не разделяет натуралистический подход психоанализа [4, а 76]. Неоспоримым фактором жизнедеятельности человека, определяющим его бытие и обращение к бытию, служит присутствие духа в человеке. Человека Н.А. Бердяев видит существом, устремленным к высшим ценностям, к Божественному бытию. Психоанализ если уж открывает «бездну тьмы, противоречие и муку» в человеке, то должен открывать в нем образ и «подобие Божье», считал философ [5, а 38]. Психопатологическую интерпретацию мистических явлений как проявления подсознательного, наряду с антропософией, Н.А. Бердяев относил к оккультизму [6, с. 206]. Согласно Н.А. Бердяеву, психоанализ З. Фрейда - это «инфернальная метафизика» - поклонение низшему, «демоническому» [7, а 329].
В психоанализе русские философы обнаруживали феномен раскультуривания и «демони-зации» человека, выражающийся в психоаналитическом отрицании религиозных основ человеческого бытия. Постижение психоанализа русскими религиозными философами приводило к признанию «духовной опасности» психоаналитической методологии [8].
Таким образом, глубинное философское, психологическое и религиозное содержание бессознательных процессов, в частности процесса сублимации, оказалось искажено З. Фрейдом, который, утверждая, что «демонология» бессознательного властвует над сознательной частью психики, перевернул представления о рациональности психического мира человека, тогда как на
самом деле сознательное сдерживает бессознательное, то есть инфернальные, «демонические» пласты первобытного и языческого мира психики.
Марксистская критика иррациональных аспектов фрейдизма. Проблема инфернальных аспектов психоаналитического учения, поставленная русскими религиозными философами, не получила должного развития по причине «большевистского переворота». Первоначально фрейдизм внедрялся в советскую психологию и педагогику Л.Д. Троцким. Затем, после разгрома «сталинистами» «троцкистско-зиновьевского блока» фрейдизм и психоанализ были официально запрещены. Наступила эпоха «марксистской критики» психоанализа, которая продолжалась в период с 1930-х и до начала 1990-х гг.
Писать прямо об «инфернальных проблемах психоанализа» советские ученые не могли по причине идеологических установок. Взамен термина «инфернальный» в оценках психоанализа советскими учеными применялись такие термины, как «спиритуализм» и «иррационализм».
Психоанализ антинаучен и иррационален - таким был основной вывод марксистских критиков фрейдизма и психоанализа [9].
Русский психиатр, основатель русской психиатрической школы, профессор П.Б. Ганнушкин (1875-1933) в работе «О психоанализе и психотерапии», выявляя сущность иррациональной, инфернальной проблематики фрейдизма, изобличал «шарлатанскую методику», предложенную З. Фрейдом [10, с. 349].
Западная критика инфернальных аспектов фрейдизма. Среди европейских мыслителей одним из первых, кто раскрыл «инфернальную сущность» психоанализа с позиций традиционализма, был французский философ Рене Генон (1886-1951). В главе «Зло психоанализа» известной книги «Царство количества и знамения времени» Р. Генон обосновал ряд положений, раскрывающих методологическую направленность психоанализа на вхождение в контакт с «низшими» пластами «инфернальной» духовности. Суммируем и проанализируем данные положения.
1. Согласно Р. Генону, «материалистическая установка, доминирующая в мировоззрении психоаналитиков, не дает им возможности осознать, что методы манипуляции с психикой человека в психоанализе имеют не психологическое, а духовное значение...».
Отметим, что за каждым типом психологической методологии стоит определенный тип духовности. Обращение к сознанию человека, к его разуму естественно и религиозно оправдано. Обращение же к подсознанию человека, к сфере бессознательных психических процессов противоестественно и имеет запретительную медицинскую и религиозную санкцию. Рациональная психотерапия представляется психологически и духовно оправданной. Иррациональная, фрейдистская психотерапия имеет своим источником инфернальную духовность, так как именно в «бессознательном», с которым «работают» психоаналитики, заблокирован разумом основной пласт «инфернальных психических сил».
2. Современная психология, полагает Р. Генон, всегда рассматривает только «подсознательное», наделенное поистине инфернальным характером, и никогда «сверхсознательное». В этом положении Р. Генон обозначил, что методологически психоаналитическая психотерапия всегда нацелена на непосредственный контакт с «темной», «бессознательной» частью психики человека, а также с «демоническим миром». Причем императивы «сверхсознательного», или «божественного», в методологии психоанализа блокируются. Тем самым в ходе «психоаналитического сеанса» человек лишается «сакральной защиты» и оказывается во власти инфернальной духовности.
3. Р. Генон отмечал «странную иллюзию», что психологи более низкие состояния считают более «глубокими», в этом он усматривал тенденцию «противления духовности».
Действительно, фрейдистская и постфрейдистская психология направлены на изучение психически негативного опыта человека, отрицая высшее духовное предназначение его как существа религиозного. Дискредитация человека как существа психически неполноценного - общая тенденция современной психологии, заложенная фрейдистами.
4. Согласно Р. Генону, психоаналитическая работа имеет «сатанинский характер», непосредственно связана со спиритизмом и проявляется в психоаналитической интерпретации символизма. Для Р. Генона очевидно, что использование психоанализа может быть крайне опасным. Общая же цель психоаналитической психологии, по мнению Р. Генона, «нарушение равновесия современного мира и приведение его к окончательному распаду».
5. Основной методологический принцип психоанализа Р. Генон определяет как «нисхождение в ад», где отсутствует «восхождение», есть только падение. При этом низшие способности полностью овладевают, доминируют над человеком, в этом психоанализ обнаруживает весьма ужасающее сходство с некоторыми «таинствами дьявола» [11, с. 644-651].
Негативное воздействие оккультной психотерапии, к которой, как полагают некоторые исследователи, относится психоанализ, описано в трудах православных ученых. Так, врач-священник, доктор медицинских наук, иеромонах Анатолий (Берестов) данный тип воздействия определяет как «оккультную болезнь» [12, с. 16-25].
Экспериментальное подтверждение тезиса русских православных ученых о существовании «оккультной болезни» можно обнаружить в работах всемирно известного западного психолога Ганса Айзенка (1916-1997), который раскрыл «инфернальную сущность» психоанализа [13, с. 194] и предлагал запретить юридически как «лечение», которое ведет к крайне нежелательным последствиям [14, с. 3-19].
Многие известные западные ученые считали, что психоанализ - не наука, а своеобразная форма религиозного сознания. К примеру, «К. Ясперс всячески подчеркивает религиозный характер психоаналитической мысли, религиозную суть психоаналитического движения», - отмечает профессор О.А. Власова [15, с. 47]. К. Ясперс в работе «Общая психопатология» писал о том, что фрейдизм стал своего рода «религиозным движением», принявшим облик научной школы, оценивал психоанализ как «мифотворческую фантазию» [16, с. 439-442].
Следует отметить, что именно в немецкой и русской психологической мысли (И. Павлов, Г. Айзенк, К. Ясперс, К.Г. Юнг) формировалось европейское сопротивление идеологии фрейдизма и практике психоанализа.
Современная российская критика инфернальных аспектов фрейдизма. Инфернальное значение фрейдизма Протоиерей Александр (Шаргунов) обобщает в следующих определениях. З. Фрейд:
1) «не связывает тайну пола с деторождением»,
2) «породил общество потребления чужого тела, свободное от греха и стыда»,
3) провозгласил, что «психически здоровый человек не может верить в Бога»,
4) утверждал, что любые страдания человека связаны с навязчивой идеей [17, с. 229-230].
Подчеркнем: деятели современного русского национального возрождения дают в основном отрицательные культурно-исторические оценки различных аспектов фрейдизма и психоанализа [18, с. 386; 19, с. 897; 20; 21, с. 71; 22, с. 450; 23, с. 82; 24, с. 664-665; 25, с. 76].
В целом современные русские православные ученые, священники РПЦ рассматривают психоаналитическое учение как «апологетику сатанизма», а самого З. Фрейда - как «лжепророка», значительно повлиявшего на развитие человечества в ХХ в. по антихристианскому, «сатанинскому» пути, и прослеживают взаимосвязь фрейдизма с доктриной сатанизма.
Общие инфернальные аспекты фрейдизма и доктрины сатанизма. Подчеркнем: самые известные основатели доктрины сатанизма Алистер Кроули (1875-1947) и Антон Шандор Лавей (1930-1997) считали весь каркас основных идей Зигмунда Фрейда (1856-1939) одним из источников концепции сатанизма. Они полагали, что в теоретических моделях психоанализа (теориях бисексуальности, бессознательного, либидо, совращения и др.) содержится латентная «демонология», или учение о том, как вступать в «контакт» и взаимодействовать с «инфернальными духами», а также элементы «практической магии» и оккультные технологии перекодирования психики на устойчивую связь с «демоническим миром».
Теория З. Фрейда о бессознательном и либидо оказала наиболее глубокое влияние на структуру взглядов А. Кроули, в которых соединены наука, психология и магия. Принцип, провозглашенный А. Кроули, - «делай, что ты желаешь» интегрирует теории психоанализа с магическим мировоззрением. Бессознательное, по мнению А. Кроули, «обиталище могучих демонов», которые передают магу свою силу. Под словом «маг», по мнению А. Кроули, подразумевается способность человека «вызывать духов», что означает «высвободить все силы, заключенные в бессознательном, блокируя сознание и высвобождая бессознательное» [26, с. 121]. «Самосозерцание» как метод, аналогичный психоанализу З. Фрейда, и отрицание всех навязанных законов и моральных представлений А. Кроули рекомендовал своим последователям. Он трактовал «разрушение морали» как момент в процессе «расширения сознания», которое вбирает в себя инфернальную энергию [27, с. 101]. Свою магическую философию А. Кроули связывал с теориями психоанализа [28].
Основатель Церкви Сатаны А. Лавей, рассуждая о том, что человеческая психика является творцом всех религий, а не наоборот, пришел к выводу о необходимости интернализировать своего бога и поклоняться ему. В 1950-х гг. А. Лавей основал сообщество, объединившее самых разных людей, исследующих оккультизм и практикующихся на основе методов магии и гедонистической философии [29].
Можно выделить общие принципы «работы с бессознательным» у фрейдистов и сатанистов:
1. Блокировать сознание, сознательные процессы с целью перевода психики из сознательного состояния в бессознательное. Здесь происходит насильственный слом естественной защиты психического мира человека от проникновения «инфернальных инвольтаций».
2. Активизировать бессознательное, то есть разбалансировать психику различного рода психопатическими симптомами: сновидческими фантазиями, некрофильскими темами, суицидальными представлениями, инцестуозными и бисексуальными желаниями, смещением времени и другими.
3. Раскрыть бессознательные влечения, то есть обнаружить посредством психоанализа, к какому именно патологическому влечению пациент испытывает наибольшую склонность, а в сатанизме - с каким инфернальным «духом» склонен взаимодействовать адепт.
Сегодня на «научном» фундаменте фрейдизма базируется массовая культура, представленная всевозможными фильмами ужасов, триллерами и другими «сатанинскими» новшествами. Современная массовая культура со всей очевидностью демонстрирует синтез фрейдистских и сатанинских идей.
По проблемам духовного единства сатанизма и фрейдизма высказывались различные авторы. С.Ф. Панкин в работе «Эзотерическая сущность сатанизма» приходит к выводу что все, кто подвергается психоанализу, оказываются «совершенно незащищенными» от того, что «прорывается в наше сознание» из глубин психики [30, с. 174].
Ю.Ю. Воробьевский особо отмечает существование «общих архетипов» во фрейдизме и сатанизме [31, с. 73].
Архимандрит Рафаил (Карелин) считает психоанализ порочным методом, ведущим в «черную бездну» расшифровки символов [32, с. 203].
О. Маркеев усматривает сходство фрейдизма с шаманизмом. По его мнению, методики, известные в шаманизме и фрейдизме, опасны тем, что «открывается лишь инфернальное» [33, с. 20].
Следует отметить, что в основе «психоаналитической работы» находится так называемая «терапия характера», то есть изменение устойчивой системы чувств и реакций человека, как на внешние события, так и на внутренние переживания, оценки. Психоаналитическая терапия характера представляется на первый взгляд психологически верным решением проблем человека. Однако в самом основании психоаналитической типологии характеров находится практически вся совокупность инфернальных, низменных проявлений психического мира. Все противоестественное и противобожественное, все деструктивные психические тенденции суммируются фрейдистами и представляются как сущностное выражение психики современных людей.
Так, в книге профессора П.С. Гуревича «Клиническая психология» приведен практически полный перечень психоаналитических типов характеров. К ним относятся: оральный, анальный, мазохистский, садомазохистский, истерический, фаллически-нарциссический, пассивно-женственный, психопатический и шизоидный характеры [34]. Другие типы характеров в психоанализе не представлены. Поэтому в «психоаналитической работе» человеку приписывается тот или другой из вышеназванных инфернальных типов характера и начинается «терапия» именно садистических, мазохистских, некрофильских, истерических, шизоидных и иных психически негативных проявлений, которые якобы имманентны психике человека. Фактически в ходе психоанализа «инфернальные проявления» разблокируются и заполняют собой психику «пациента». В результате человек попадает под действие разного рода «инфернальных сил».
В ритуальной практике культа сатанистов можно обнаружить аналогичные психоаналитическим методы психологического воздействия. В сатанизме, так же как и в психоанализе, активно применяются психотехники «высвобождения низменных страстей». Например, сатанистами в результате использования галлюциногенных видений сознание человека активно направляется на максимальное осквернение устоявшихся социокультурных норм (богохульство, гнев, питие крови, поедание трупа, групповые оргиастические действия, некромантия, символическое разыгрывание садистических и мазохистских действий). Все это делается для вызова у членов объединения нехарактерных переживаний. В результате подобных культовых практик разрушаются нравственные ценности личности и наносится шоковый удар по психике [35].
Первичным принципом психологического воздействия на человека в психоанализе и сатанизме можно, по нашему мнению, назвать обнуление нравственных чувств. Человек на сеансах у психоаналитика и адепт культа сатанистов оказываются в ситуации вынужденного переживания антиморальных, нравственно запретных тем. Например, когда на сеансах у психоаналитика речь заходит об инцестуозных влечениях или об эдиповом комплексе, «анально-фекальной» проблематике, бисексуальных чувствах, патологических влечениях, то нравственное сознание человека постепенно рушится.
Таким образом, наряду с общими методологическими характеристиками психоанализа и сатанизма можно выделить базовые для них оккультно-мистические учения. К ним в первую очередь исследователи относят масонство и каббалу.
Ссылки:
1. См.: Дворкин А.Л. Сектоведение. Н. Новгород, 2006. 816 с. ; Игумен Антоний (Логинов). Психоанализ сквозь призму оккультной психологии (Опыт богословского и религиозно-философского исследования) // Обитель слова : альманах. Н. Новгород, 2003. Вып. 2. С. 86-134 ; Протоиерей Дмитрий (Предеин). Введение в философию : учеб. для православ. дух. шк. СПб., 2009. 431 с. ; Протоиерей Михаил (Дронов). Православная аскетика и психоанализ // Альфа и Омега. 1998. № 2 (16). С. 248-249.
2. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994. 368 с.
3. Там же. С. 76.
4. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. 383 с.
5. Бердяев Н.А. Русская религиозная психология и коммунистический атеизм. Париж, 1931. 48 с.
6. Бердяев Н.А. Самопознание. Париж, 1949. 378 с.
7. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. 480 с.
8. Архиепископ Иоанн (Шаховской). Ценность и личность. Минск, 2011. 544 с.
9. См.: Бассин Ф.В. Проблема «бессознательного». М., 1968. 468 с. ; Курцин И.Т. Критика фрейдизма в медицине и физиологии. М. ; Л., 1965. 296 с. ; Михайлов Ф.Т., Царегородцев Г.И. За порогом сознания. Критический очерк фрейдизма. М., 1961. 112 с. ; Попова М.А. Фрейдизм и религия. М., 1965. 200 с.
10. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М., 1964. 292 с.
11. Генон Р. Кризис современного мира. М., 2008. 784 с.
12. Иеромонах Анатолий (Берестов). Число зверя. На пороге третьего тысячелетия. Записки современного врача-священника об экстрасенсах, колдунах, влиянии телевидения, оккультных наук на наше здоровье. М., 1996. 144 с.
13. Цит. по кн.: Акимов О.Е. Правда о Фрейде и психоанализе. М., 2005. 279 с.
14. Айзенк Г. Сорок лет спустя: новый взгляд на проблемы эффективности в психотерапии // Психологический журнал. 1994. Т. 14, № 4. С. 3-19.
15. Власова О.А. К. Ясперс и психоанализ: методологическая критика // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2012. № 2 (12). С. 42-50.
16. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997. 1056 с.
17. Протоиерей Александр (Шаргунов). Последнее оружие. М., 2008. 320 с.
18. Шафаревич И.Р. Трехтысячелетняя загадка. М., 2005. 448 с.
19. Субетто А.И. Сочинения. Ноосферизм. Т. 4, кн. 2. Ноосферное или неклассическое человековедение: поиск оснований / под ред. Л.А. Зеленова. СПб. ; Кострома, 2006. 1000 с.
20. Дугин А.Г. Елевсинские топи фрейдизма [Электронный ресурс]. URL: http:my.arcto.ru/public/konsrev/freud.htm (дата обращения: 03.01.2016).
21. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2007. 864 с.
22. Платонов О.А. Терновый венец России. Тайна беззакония: иудаизм и масонство против Христианской цивилизации. М., 1998. 880 с.
23. Тростников В.Н. Россия земная и небесная. Самое длинное десятилетие. М., 2007. 296 с.
24. Острецов В.М. Масонство, культура и русская история. М., 1998. 720 с.
25. Перцев И.Н. Зигмунд Фрейд: обольщенный обольститель [Электронный ресурс]. URL: http://dusha-orthodox.ru/naprav-leniya/pertsov-i.n.-zigmund-freyd-obolschennyiy-obolstitel.html (дата обращения: 06.01.2016).
26. Алистер Кроули / ред. Н.Н. Непомнящий. М., 1999. 208 с.
27. Там же. С. 101.
28. Асперм Э. Научный Эон: Магия, наука и психология в научном иллюминизме Кроули [Электронный ресурс]. URL: http://thelema.ru/library/telema/egil-asprem-nauchnyy-eon-magiya-nauka-i-psihologiya-v-nauchnom-illyuminizme-krouli (дата обращения: 05.01.2016).
29. Сатанизм Лавея [Электронный ресурс] // Wikipedia. URL: https://ru.wikipe-dia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC_%D0%9B%D0%B0-%D0%92%D0%B5%D1 %8F (дата обращения: 04.01.2016).
30. Панкин С.Ф. Сатанизм: история, мировоззрение, культ. Пенза, 2010. 496 с.
31. Воробьевский Ю.Ю. Стук в Золотые врата. М., 2005. 576 с.
32. Архимандрит Рафаил (Карелин). Скрытый демонизм // Люди погибели. Сатанизм в России: попытка анализа. М., 2000. С. 199-241.
33. Цит. по кн.: Панкин С.Ф. Указ. соч.
34. См.: Гуревич П.С. Клиническая психология. М., 2001. 512 с.
35. См.: Сандулов Ю.А. Тайный мир сатанистов. СПб., 1997. 256 с.
References:
1. See: Dvorkin, AL 2006, Sect Studies, N. Novgorod, 816 p.; Abbot Anthony (Loginov) 2003, 'Psychoanalysis through the prism of occult psychology (experience of theological and religious-philosophical research)', Resident words almanac, N. Novgorod, vol. 2, p. 86-134; Archpriest Dmitry (Predein) 2009, Introduction to Philosophy, St. Petersburg, 431 p.; Archpriest Mikhail (Dronov) 1998, 'Orthodox asceticism and psychoanalysis', Alpha and Omega, no. 2 (16), p. 248-249.
2. Vysheslavtsev, BP 1994, Ethics of transfigured Eros, Moscow, 368 p.
3. Vysheslavtsev, BP 1994, Ethics of transfigured Eros, Moscow, p. 76.
4. Berdyaev, NA 1993, On the appointment of a person, Moscow, 383 p.
5. Berdyaev, NA 1931, Russian religious psychology and communist atheism, Paris, 48 p.
6. Berdyaev, NA 1949, Self-knowledge, Paris, 378 p.
7. Berdyaev, NA 1994, The philosophy of free spirit, Moscow, 480 p.
8. Archbishop Johann (Shakhovskiy) 2011, The value and personality, Minsk, 544 p.
9. See: Bassin, FV 1968, The problem of "unconscious", Moscow, 468 p.; Kurtsin, IT 1965, Criticism of Freudianism in medicine and physiology, Moscow, Leningrad, 296 p.; Mikhailov, FT & Tsaregorodtsev, GI 1961, Beyond the threshold of consciousness. Critical Essay Freudianism, Moscow, 112 p.; Popova, MA 1965, Freudianism and religion, Moscow, 200 p.
10. Gannushkina, PB 1964, Selected works, Moscow, 292 p.
11. Guenon, R 2008, The crisis of the modern world, Moscow, 784 p.
12. Hieromonk Anatoly (Berestov) 1996, Number of the Beast. On the threshold of the third millennium. Notes modern doctor-priest about psychics, sorcerers, the influence of television, the occult on our health, Moscow, 144 p.
13. Cit. in the book: Akimov, OE 2005, The truth about Freud and psychoanalysis, Moscow, 279 p.
14. Eysenck, G 1994, 'Forty years later: a new look at the problem of efficiency in psychotherapy', Psychological Journal, vol. 14, no. 4, p. 3-19.
15. Vlasova, OA 2012, 'k. Jaspers and psychoanalysis: methodological critique', Bulletin of Samara Humanitarian Academy. Series Philosophy. Philology", no. 2 (12), P. 42-50.
16. Jaspers, K 1997, General Psychopathology, Moscow, 1056 p.
17. Archpriest Alexander (Shargunov) 2008, Last weapon, Moscow, 320 p.
18. Shafarevich, IR 2005, Three thousand years of mystery, Moscow, 448 p.
19. Subetto, AI 2006, Works. Noosferizm, vol. 4, bk. 2. Noospheric or non-classical humanities: the search for grounds, St. Petersburg, Kostroma, 1000 p.
20. Dugin, AG 2016, Elevsin Marsh of Freudianism, retrieved 03 January 2016, <http: my.arcto.ru/public/konsrev/freud.htm>.
21. Kara-Murza, SG 2007, Manipulation of consciousness, Moscow, 864 p.
22. Platonov, OA 1998, Crown of Thorns Russia. Mystery of Iniquity: Judaism and Freemasonry against Christian civilization, Moscow, 880 p.
23. Trostnikov, VN 2007, Russian earth and heaven. The longest decade, Moscow, 296 p.
24. Ostretsov, VM 1998, Freemasonry, culture and Russian history, Moscow, 720 p.
25. Pertsev, IN 2016, Sigmund Freud: seduced seducer, retrieved 06 January 2016, <http://dusha-orthodox.ru/naprav-leniya/pertsov-i.n.-zigmund-freyd-obolschennyiy-obolstitel.html>.
26. Nepomnyashchiy, NN (ed.) 1999, Aleister Crowley, Moscow, 208 p.
27. Nepomnyashchiy, NN (ed.) 1999, Aleister Crowley, Moscow, p. 101.
28. Asperm, E 2016, Scientific Aeon Magic, science and psychology in Crowley's scientific illuminism', retrieved 05 January 2016, <http://thelema.ru/library/telema/egil-asprem-nauchnyy-eon-magiya-nauka-i-psihologiya-v-nauchnom-illyuminizme-krouli>.
29. Lavey's Satanism 2016, retrieved 03 January 2016, <https://ru.wikipe-dia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC_%D0%9B%D0%B0-
% D0%92% D0% B5%D1 %8F>.
30. Pankin, SF 2010, Satanism: history, philosophy, religion, Penza, 496 p.
31. Vorobyevsky, YY 2005, A knock at the Golden Gate, Moscow, 576 p.
32. Archimandrite Raphael (Karelin) 2000, 'Hidden People', Demonic destruction. Satanism in Russia attempt to analyze, Moscow, p. 199-241.
33. Cit. in the book: Pankin, SF 2010, Satanism: history, philosophy, religion, Penza, 496 p.
34. See: Gurevich, PS 2001, Clinical psychology, Moscow, 512 p.
35. See: Sandulov, YA 1997, The Secret World of Satanists, St. Petersburg, 256 p.