Научная статья на тему 'Расширение социальных коммуникаций воспитанников детского дома посредством их совместного участия в социальных проектах со студентами-волонтерами'

Расширение социальных коммуникаций воспитанников детского дома посредством их совместного участия в социальных проектах со студентами-волонтерами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАННИКИ ДЕТСКОГО ДОМА / ВОВЛЕЧЕНИЕ / КОММУНИКАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буршит Елена Леонидовна

Научная работа посвящена вопросам вовлечения воспитанников детского дома в общественные проекты, что создает условия для формирования познавательной активности детей и подростков во внеучебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буршит Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расширение социальных коммуникаций воспитанников детского дома посредством их совместного участия в социальных проектах со студентами-волонтерами»

РАСШИРЕНИЕ

СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ПОСРЕДСТВОМ ИХ СОВМЕСТНОГО УЧАСТИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ СО СТУДЕНТАМИ-ВОЛОНТЕРАМИ

Общество Науки и Творчества

J

Буршит Елена Леонидовна, ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова»

w

E-mail: [email protected]

Аннотация. Научная работа посвящена вопросам вовлечения воспитанников детского дома в общественные проекты, что создает условия для формирования познавательной активности детей и подростков во внеучебной 0 деятельности. •

Ключевые слова: воспитанники детского дома, вовлечение,

коммуникации, социальная работа, социальные проекты.

Способности человека чувствовать, думать, рефлексировать, говорить и понимать речь других людей развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательной, поисковой и исследовательской деятельности. В процессе деятельности происходит познание мира. На каждом возрастном этапе такая деятельность усложняется, углубляются знания, расширяются умения и укрепляются навыки людей, обеспечивая их успешную социальную адаптацию.

Современные образовательные учреждения - школа, учреждения дополнительного образования, центры внешкольного развития или социальнокультурного развития личности - ориентированы на всестороннее развитие и повышение качества образования подрастающего поколения. Однако

реализовать это невозможно без разработки и внедрения современных педагогических технологий, новых моделей познавательной, учебной, исследовательской деятельности. Для этого необходима целенаправленная работа по созданию интеллектуально-развивающей среды. Создавая модель такой среды, следует учитывать интересы детей и подростков, а также возможность конструктивного сотрудничества, в процессе которого происходит обмен знаниями, опытом, творческими идеями и способами их воплощения.

Развитие познавательного интереса во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в творческий исследовательский поиск. Большое значение для этого процесса играет грамотно построенная интеллектуально-досуговая

5

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

деятельность детей и подростков.

На основании имеющегося опыта организации и проведения студентами и старшими воспитанниками детского дома № 5 г. Таганрога на базе МБУК «Дворец молодежи» ряда разноплановых мероприятий для учащихся школ города при координирующей деятельности наставников (преподавателей вуза, специалистов методического отдела Дворца молодежи, старшего воспитателя детского дома и др.), была разработана проектная модель интеллектуальнопознавательного и культурно-личностного развития детей и подростков -«Культурно-исследовательская познавательная академия «Развитие, инициатива, самовыражение» («КИПАРИС»).

К участию в проекте привлечены студенты-волонтеры факультета психологии и социальной педагогики ФГОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова», старшие воспитанники ГКОУ РО детского дома № 5 г. Таганрога, представители преподавательского состава факультета психологии и социальной педагогики, педагоги детского дома № 5 и специалисты методического отдела МБУК «Дворец молодежи».

Проект рассчитан на целевую аудиторию, в которую входят учащиеся о начальной школы и среднего звена образовательных учреждений города (школы, лицеи, гимназии).

Цель проекта: разработка и внедрение новой модели познавательной, учебной и исследовательской деятельности детей и подростков; модификация интеллектуально-развивающей среды с использованием ресурсов социальных институтов и социально-культурных центров города.

Задачи проекта представлены ниже.

1. Объединение инициативы студентов-волонтеров и старших

воспитанников детского дома в организации и проведении социально-полезной деятельности, направленной на формирование и развитие интереса учащихся школ к познанию окружающего мира, его истории, культуры, природных таинств; развитию творческого потенциала и использование его в целях социального преобразования окружающих условий природы и быта.

2. Создание условий для формирования познавательной активности детей и подростков во внеучебной деятельности.

3. Стимулирование познавательный и исследовательский интерес, активизировать использование имеющегося запаса знаний.

4. Формирование навыки творческого сотрудничества.

5. Способствование самовыражению и раскрытию потенциальных способностей каждого участника мероприятия.

Апробирование новой модели работы рассчитано на 2013-2014 гг.

По результатам апробации предполагается вынесение коллегиального

6

о

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

решения творческой группы о целесообразности продолжения работы по разработанной программе в созданных модифицированных условиях.

Методы реализации проекта:

- создание творческие группы по работе в предложенных направлениях;

- определение координаторов и кураторов работы творческих групп исполнителей проекта;

- организация работы творческих групп по решению рабочих моментов: разработка сценария мероприятий, распределение обязанностей и др.

- создание условий для подготовки и проведения запланированных мероприятий.

Этапы работы представлены ниже.

I. Организационный этап.

1. Создание творческой проектной группы, в состав которой будут входить студенты-волонтеры факультета психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВПО«ТГПИ имени А.П. Чехова», старшие воспитанники детского дома № 5 г. Таганрога.

2. Определение координаторов работы творческой группы из о представителей преподавательского состава факультета психологии и социальной педагогики ФГБУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова», педагогического коллектива детского дома № 5 г. Таганрога и специалистов методического отдела МБУК «Дворец молодежи».

3. Определение и утверждение основных направлений («факультеты Академии»)

4. Назначение ответственных за работу каждого «факультета» (студент-волонтер, воспитанник, педагог-координатор)

II. Информационно-методический этап.

1. Работа в творческих группах «факультетах» по сбору и обработке (выборке и систематизации) информационного материала, развивающих упражнений, наглядно-иллюстративной базы.

2. Разработка сценарного плана проводимых занятий для учащихся школ, определение возрастной категории и численности аудитории.

3. Разработка информационных писем для администрации образовательных учреждений города.

III. Организационно-технологический этап.

1. Определение материального и технического оснащения для проведения мероприятия (реквизит, канцелярские принадлежности, грамоты или

свидетельства участников мероприятия (дизайн, количество), компьютерную технику и пр.), подготовка информационных писем в образовательные учреждения города.

7

о

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

2. Согласование и уточнение даты и времени проведения мероприятия.

3. Распространение информационных писем.

IV. Исполнительский этап.

Проведение мероприятий по графику утвержденного плана работы.

V. Аналитический этап.

1. Анализ проведенного мероприятия

2. Оформление фото и видео отчетов.

Таблица 1

Содержание программы проекта КУЛЬТУРНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ «РАЗВИТИЕ, ИНИЦИАТИВА, САМОВЫРАЖЕНИЕ» («КИПАРИС»)

Название мероприятий и составляющих их подразделов

Темы мероприятий Название разделов Название подразделов

Раздел 1. Экологическое воспита- Окультуривание растений (происхождение культурных

ние и познание окружающего ми- растений)

ра Окультуривание лекарственных растений Легенды, стихи, загадки как признание человеком значимости и силы лекарственных растений

«Факультет» эколого-исследовательского Тематические внеклассные мероприятия

направления Выставка конкурсных работ: тематические рисунки, фотографии «Уголок природы» Конкурс литературного творчества: Стихи, Рассказы, сказки

Раздел 2. Путешествие в историю История воздушных шаров

ВОЗДУШНЫХ ШАРОВ Сказка о воздушном шарике

«Факультет» историко- Конкурсы и игры с воздушными шарами

культурного, физикоматематического исследования, «Шар моей мечты»

прикладного изобразительного творчества Выставка работ аэро-дизайнеров

Интегративное исследование в рамках истории, физики и аэродизайна. Фотоконкурс: «Шар-шоу»

8

о

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

(продолжение таблицы 1)

Раздел 3. Тайна МАСКИ «Факультет» историкокультурного исследования, психологии личности и прикладного изобразительного творчества Из истории масок Психологические маски Лаборатория изготовления масок Выставка конкурсных работ: Фотоконкурс Художественно-прикладного творчества (авторские маски, выполненные из разных материалов в разнообразных техниках)

Раздел 4. В мире игрушек История игрушки Как игрушки царей воспитывали Мастер-класс «Кукольное королевство» по изготовлению игрушек из подручного материала

«Факультет» историко-

культурного исследования, при- Выставка-коонкурс:

кладного изобразительного твор- рисунков,

чества и психологии личности фотографий, моделей игрушек Литературный конкурс: стихи, рассказы, сказки

Раздел 5. Спички - это НЕ игруш- 5.1. Из истории спичек

ка 5.2. Логические и развивающие игры со спичками 5.3. «Очумелые ручки» - изготовление поделок из спичек 5.4. Мастер-класс (Поделки из спичек)

«Факультет» - основы безопасно-

сти и жизнедеятельности, профес- Выставка конкурсных работ:

сиональной ориентации Фотографии Модели поделок из спичек.

Раздел 6. О братьях наших мень- 6.1. История одомашнивания животных

ших 6.2. Одомашнивание кошек 6.3. Тематические внеклассные мероприятия 6.4. Мастер-класс «Оригами» Волшебный рисунок тест «Два вольера»,

«Факультет» истории, этологии и Выставка конкурсных работ:

зоопсихологии Конкурс рисунков, фотографий, презентаций, видеосюжетов, стихотворений о животных.

9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

(продолжение таблицы 1)

Раздел 7. Культура слова (История речи) «Факультет» речевой культуры 7.1. Этимология - наука о происхождении слов 7.2. Тематические внеклассные мероприятия и игры 7.3. Пословицы и по говорки о словах (слове) Игры со словами, конкурсы и викторины Литературных конкурс: Стихи, Рассказы, сказки, фантастика

Раздел 8. Необычный язык рисун- 8.1. История рисунка

ка. 8.2. Арт-мастерская 8.3. Материалы для арт-мастерской (изо-студии)

Художественно-изобразительные 8.4.Акварельные шедевры новичков (опытно-

виды деятельности и творчества («арт-мастерская», «фото-студия» экспериментальная мастерская)

и др.) Выставка конкурсных работ: Фото студия. Конкурс фотографий. Изостудия:

«Факультет» историко- Портрет

культурного исследования, прикладного изобразительного твор- Пейзаж, др.

Раздел 9. Ввысь за воздушным 9.1. Историческая справка «Праздник воздушного змея»

змеем. 9.2. Анатомия «змея» 9.3. Как запустить «змея». (Практические советы).

«Факультет» историко- 9.4. Разновидности воздушных змеев (конструкция и

культурного, физикоматематического исследования, дизайн)

прикладного изобразительного Конкурс моделей воздушных змеев, фотографии, видео-

творчества Интегративное исследование в рамках истории, физики и аэро- материалы.

Ожидаемые результаты представлены ниже.

1. Участие студентов, воспитанников детского дома при координационной деятельности педагогов-наставников в социально-полезной деятельности.

2. Подборка информационно-развивающего материала, разработка сценариев мероприятий и их проведение для учащихся школ города.

3. Включение в познавательно-поисковую, творческую деятельность

о

10

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

учащихся и их родителей.

4. Создание информационных репортажей и их размещение на страницах сайтов Интернет.

5. Внедрение в воспитательную деятельность авторских программ.

Популяризация проектного метода деятельности в работе студентов и

педагогов-практиков.

Оценка качества реализации проекта:

- разработка и внедрение новой модели познавательной, учебной и исследовательской деятельности детей и подростков;

- модификация интеллектуально-развивающей среды с использованием ресурсов социальных институтов и учреждений культуры;

- объединение инициативы студентов-волонтеров и старших

воспитанников детского дома в организации и проведении социально-полезной деятельности;

- создание условия для формирования познавательной активности детей и подростков во внеучебной деятельности;

- стимулирование познавательного и исследовательского интереса, о активизация использования имеющегося запаса знаний у участников мероприятий;

- формирование навыков творческого сотрудничества;

- содействие самовыражению и раскрытию потенциальных способностей каждого участника мероприятия.

- создание средств визуальной информации.

- размещение информации на сайтах вуза, детского дома и Дворца молодежи в Интернете.

- проведение круглого стола.

Реализация проекта совместными творческими усилиями студентов-волонтеров факультета психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова», воспитанников детского дома № 5 г. Таганрога при координирующей деятельности педагогов-наставников вуза, детского дома и специалистов методического отдела Дворца молодежи позволяет:

- стимулировать социальную активность молодого гражданского поколения;

- передавать организационный, творческий и другой опыт старших наставников в процессе сотрудничества;

- приобретать молодым исполнителям и участникам проекта социально полезные навыки и компетенции.

11

о

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Литература:

1. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - 5-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 440 с.

2. Обществознание /Под общ. ред. М.И. Абдулаева. - СПб.: Питер, 2004. -544с.

3. Социальная работа: Учеб. Пособие / В.И. Курбатов - 5-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 480 с.

о

о

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.