РАСШИРЕНИЕ
СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ПОСРЕДСТВОМ ИХ СОВМЕСТНОГО УЧАСТИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ СО СТУДЕНТАМИ-ВОЛОНТЕРАМИ
Общество Науки и Творчества
J
Буршит Елена Леонидовна, ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова»
w
E-mail: [email protected]
Аннотация. Научная работа посвящена вопросам вовлечения воспитанников детского дома в общественные проекты, что создает условия для формирования познавательной активности детей и подростков во внеучебной 0 деятельности. •
Ключевые слова: воспитанники детского дома, вовлечение,
коммуникации, социальная работа, социальные проекты.
Способности человека чувствовать, думать, рефлексировать, говорить и понимать речь других людей развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательной, поисковой и исследовательской деятельности. В процессе деятельности происходит познание мира. На каждом возрастном этапе такая деятельность усложняется, углубляются знания, расширяются умения и укрепляются навыки людей, обеспечивая их успешную социальную адаптацию.
Современные образовательные учреждения - школа, учреждения дополнительного образования, центры внешкольного развития или социальнокультурного развития личности - ориентированы на всестороннее развитие и повышение качества образования подрастающего поколения. Однако
реализовать это невозможно без разработки и внедрения современных педагогических технологий, новых моделей познавательной, учебной, исследовательской деятельности. Для этого необходима целенаправленная работа по созданию интеллектуально-развивающей среды. Создавая модель такой среды, следует учитывать интересы детей и подростков, а также возможность конструктивного сотрудничества, в процессе которого происходит обмен знаниями, опытом, творческими идеями и способами их воплощения.
Развитие познавательного интереса во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в творческий исследовательский поиск. Большое значение для этого процесса играет грамотно построенная интеллектуально-досуговая
5
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
деятельность детей и подростков.
На основании имеющегося опыта организации и проведения студентами и старшими воспитанниками детского дома № 5 г. Таганрога на базе МБУК «Дворец молодежи» ряда разноплановых мероприятий для учащихся школ города при координирующей деятельности наставников (преподавателей вуза, специалистов методического отдела Дворца молодежи, старшего воспитателя детского дома и др.), была разработана проектная модель интеллектуальнопознавательного и культурно-личностного развития детей и подростков -«Культурно-исследовательская познавательная академия «Развитие, инициатива, самовыражение» («КИПАРИС»).
К участию в проекте привлечены студенты-волонтеры факультета психологии и социальной педагогики ФГОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова», старшие воспитанники ГКОУ РО детского дома № 5 г. Таганрога, представители преподавательского состава факультета психологии и социальной педагогики, педагоги детского дома № 5 и специалисты методического отдела МБУК «Дворец молодежи».
Проект рассчитан на целевую аудиторию, в которую входят учащиеся о начальной школы и среднего звена образовательных учреждений города (школы, лицеи, гимназии).
Цель проекта: разработка и внедрение новой модели познавательной, учебной и исследовательской деятельности детей и подростков; модификация интеллектуально-развивающей среды с использованием ресурсов социальных институтов и социально-культурных центров города.
Задачи проекта представлены ниже.
1. Объединение инициативы студентов-волонтеров и старших
воспитанников детского дома в организации и проведении социально-полезной деятельности, направленной на формирование и развитие интереса учащихся школ к познанию окружающего мира, его истории, культуры, природных таинств; развитию творческого потенциала и использование его в целях социального преобразования окружающих условий природы и быта.
2. Создание условий для формирования познавательной активности детей и подростков во внеучебной деятельности.
3. Стимулирование познавательный и исследовательский интерес, активизировать использование имеющегося запаса знаний.
4. Формирование навыки творческого сотрудничества.
5. Способствование самовыражению и раскрытию потенциальных способностей каждого участника мероприятия.
Апробирование новой модели работы рассчитано на 2013-2014 гг.
По результатам апробации предполагается вынесение коллегиального
6
о
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
решения творческой группы о целесообразности продолжения работы по разработанной программе в созданных модифицированных условиях.
Методы реализации проекта:
- создание творческие группы по работе в предложенных направлениях;
- определение координаторов и кураторов работы творческих групп исполнителей проекта;
- организация работы творческих групп по решению рабочих моментов: разработка сценария мероприятий, распределение обязанностей и др.
- создание условий для подготовки и проведения запланированных мероприятий.
Этапы работы представлены ниже.
I. Организационный этап.
1. Создание творческой проектной группы, в состав которой будут входить студенты-волонтеры факультета психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВПО«ТГПИ имени А.П. Чехова», старшие воспитанники детского дома № 5 г. Таганрога.
2. Определение координаторов работы творческой группы из о представителей преподавательского состава факультета психологии и социальной педагогики ФГБУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова», педагогического коллектива детского дома № 5 г. Таганрога и специалистов методического отдела МБУК «Дворец молодежи».
3. Определение и утверждение основных направлений («факультеты Академии»)
4. Назначение ответственных за работу каждого «факультета» (студент-волонтер, воспитанник, педагог-координатор)
II. Информационно-методический этап.
1. Работа в творческих группах «факультетах» по сбору и обработке (выборке и систематизации) информационного материала, развивающих упражнений, наглядно-иллюстративной базы.
2. Разработка сценарного плана проводимых занятий для учащихся школ, определение возрастной категории и численности аудитории.
3. Разработка информационных писем для администрации образовательных учреждений города.
III. Организационно-технологический этап.
1. Определение материального и технического оснащения для проведения мероприятия (реквизит, канцелярские принадлежности, грамоты или
свидетельства участников мероприятия (дизайн, количество), компьютерную технику и пр.), подготовка информационных писем в образовательные учреждения города.
7
о
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
2. Согласование и уточнение даты и времени проведения мероприятия.
3. Распространение информационных писем.
IV. Исполнительский этап.
Проведение мероприятий по графику утвержденного плана работы.
V. Аналитический этап.
1. Анализ проведенного мероприятия
2. Оформление фото и видео отчетов.
Таблица 1
Содержание программы проекта КУЛЬТУРНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКАДЕМИИ «РАЗВИТИЕ, ИНИЦИАТИВА, САМОВЫРАЖЕНИЕ» («КИПАРИС»)
Название мероприятий и составляющих их подразделов
Темы мероприятий Название разделов Название подразделов
Раздел 1. Экологическое воспита- Окультуривание растений (происхождение культурных
ние и познание окружающего ми- растений)
ра Окультуривание лекарственных растений Легенды, стихи, загадки как признание человеком значимости и силы лекарственных растений
«Факультет» эколого-исследовательского Тематические внеклассные мероприятия
направления Выставка конкурсных работ: тематические рисунки, фотографии «Уголок природы» Конкурс литературного творчества: Стихи, Рассказы, сказки
Раздел 2. Путешествие в историю История воздушных шаров
ВОЗДУШНЫХ ШАРОВ Сказка о воздушном шарике
«Факультет» историко- Конкурсы и игры с воздушными шарами
культурного, физикоматематического исследования, «Шар моей мечты»
прикладного изобразительного творчества Выставка работ аэро-дизайнеров
Интегративное исследование в рамках истории, физики и аэродизайна. Фотоконкурс: «Шар-шоу»
8
о
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
(продолжение таблицы 1)
Раздел 3. Тайна МАСКИ «Факультет» историкокультурного исследования, психологии личности и прикладного изобразительного творчества Из истории масок Психологические маски Лаборатория изготовления масок Выставка конкурсных работ: Фотоконкурс Художественно-прикладного творчества (авторские маски, выполненные из разных материалов в разнообразных техниках)
Раздел 4. В мире игрушек История игрушки Как игрушки царей воспитывали Мастер-класс «Кукольное королевство» по изготовлению игрушек из подручного материала
«Факультет» историко-
культурного исследования, при- Выставка-коонкурс:
кладного изобразительного твор- рисунков,
чества и психологии личности фотографий, моделей игрушек Литературный конкурс: стихи, рассказы, сказки
Раздел 5. Спички - это НЕ игруш- 5.1. Из истории спичек
ка 5.2. Логические и развивающие игры со спичками 5.3. «Очумелые ручки» - изготовление поделок из спичек 5.4. Мастер-класс (Поделки из спичек)
«Факультет» - основы безопасно-
сти и жизнедеятельности, профес- Выставка конкурсных работ:
сиональной ориентации Фотографии Модели поделок из спичек.
Раздел 6. О братьях наших мень- 6.1. История одомашнивания животных
ших 6.2. Одомашнивание кошек 6.3. Тематические внеклассные мероприятия 6.4. Мастер-класс «Оригами» Волшебный рисунок тест «Два вольера»,
«Факультет» истории, этологии и Выставка конкурсных работ:
зоопсихологии Конкурс рисунков, фотографий, презентаций, видеосюжетов, стихотворений о животных.
9
о
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
(продолжение таблицы 1)
Раздел 7. Культура слова (История речи) «Факультет» речевой культуры 7.1. Этимология - наука о происхождении слов 7.2. Тематические внеклассные мероприятия и игры 7.3. Пословицы и по говорки о словах (слове) Игры со словами, конкурсы и викторины Литературных конкурс: Стихи, Рассказы, сказки, фантастика
Раздел 8. Необычный язык рисун- 8.1. История рисунка
ка. 8.2. Арт-мастерская 8.3. Материалы для арт-мастерской (изо-студии)
Художественно-изобразительные 8.4.Акварельные шедевры новичков (опытно-
виды деятельности и творчества («арт-мастерская», «фото-студия» экспериментальная мастерская)
и др.) Выставка конкурсных работ: Фото студия. Конкурс фотографий. Изостудия:
«Факультет» историко- Портрет
культурного исследования, прикладного изобразительного твор- Пейзаж, др.
Раздел 9. Ввысь за воздушным 9.1. Историческая справка «Праздник воздушного змея»
змеем. 9.2. Анатомия «змея» 9.3. Как запустить «змея». (Практические советы).
«Факультет» историко- 9.4. Разновидности воздушных змеев (конструкция и
культурного, физикоматематического исследования, дизайн)
прикладного изобразительного Конкурс моделей воздушных змеев, фотографии, видео-
творчества Интегративное исследование в рамках истории, физики и аэро- материалы.
Ожидаемые результаты представлены ниже.
1. Участие студентов, воспитанников детского дома при координационной деятельности педагогов-наставников в социально-полезной деятельности.
2. Подборка информационно-развивающего материала, разработка сценариев мероприятий и их проведение для учащихся школ города.
3. Включение в познавательно-поисковую, творческую деятельность
о
10
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
учащихся и их родителей.
4. Создание информационных репортажей и их размещение на страницах сайтов Интернет.
5. Внедрение в воспитательную деятельность авторских программ.
Популяризация проектного метода деятельности в работе студентов и
педагогов-практиков.
Оценка качества реализации проекта:
- разработка и внедрение новой модели познавательной, учебной и исследовательской деятельности детей и подростков;
- модификация интеллектуально-развивающей среды с использованием ресурсов социальных институтов и учреждений культуры;
- объединение инициативы студентов-волонтеров и старших
воспитанников детского дома в организации и проведении социально-полезной деятельности;
- создание условия для формирования познавательной активности детей и подростков во внеучебной деятельности;
- стимулирование познавательного и исследовательского интереса, о активизация использования имеющегося запаса знаний у участников мероприятий;
- формирование навыков творческого сотрудничества;
- содействие самовыражению и раскрытию потенциальных способностей каждого участника мероприятия.
- создание средств визуальной информации.
- размещение информации на сайтах вуза, детского дома и Дворца молодежи в Интернете.
- проведение круглого стола.
Реализация проекта совместными творческими усилиями студентов-волонтеров факультета психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова», воспитанников детского дома № 5 г. Таганрога при координирующей деятельности педагогов-наставников вуза, детского дома и специалистов методического отдела Дворца молодежи позволяет:
- стимулировать социальную активность молодого гражданского поколения;
- передавать организационный, творческий и другой опыт старших наставников в процессе сотрудничества;
- приобретать молодым исполнителям и участникам проекта социально полезные навыки и компетенции.
11
о
о
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Литература:
1. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - 5-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 440 с.
2. Обществознание /Под общ. ред. М.И. Абдулаева. - СПб.: Питер, 2004. -544с.
3. Социальная работа: Учеб. Пособие / В.И. Курбатов - 5-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 480 с.
о
о
12