Научная статья на тему 'Создание социально-педагогической среды через интеграцию вуза и учреждений социальной защиты и поддержки детства как одно из условий, способствующих формированию профессионально важных компетенций социального педагога и педагога-психолога'

Создание социально-педагогической среды через интеграцию вуза и учреждений социальной защиты и поддержки детства как одно из условий, способствующих формированию профессионально важных компетенций социального педагога и педагога-психолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / БАЗОВЫЕ ПЛОЩАДКИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буршит Елена Леонидовна

В статье рассматривается проблема взаимодействия социальных образовательных институтов по подготовке кадров и их включению в профессиональную деятельность, единой целью которых является создание наиболее оптимальной социально-педагогической среды, в которой студенты могут осваивать необходимые знания и применять их на практике, формируя умения и навыки как составляющие компоненты профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание социально-педагогической среды через интеграцию вуза и учреждений социальной защиты и поддержки детства как одно из условий, способствующих формированию профессионально важных компетенций социального педагога и педагога-психолога»



SCIENCE TIME

СОЗДАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ВУЗА И УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ПОДДЕРЖКИ

ДЕТСТВА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Буршит Елена Леонидовна ТИ имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУВПО «РГЭУ (РИНХ)», педагог-психолог ГКОУ РО детского дома № 5, г. Таганрог

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается проблема взаимодействия социальных образовательных институтов по подготовке кадров и их включению в профессиональную деятельность, единой целью которых является создание наиболее оптимальной социально-педагогической среды, в которой студенты могут осваивать необходимые знания и применять их на практике, формируя умения и навыки как составляющие компоненты профессиональной компетентности.

Ключевые слова: студенты, технология работы, профессиональные компетенции, базовые площадки, взаимодействие.

В Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» (273-ФЗ от 29.12.2012 г.) вступившем в силу в сентябре 2013 года определена одна из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) заключающаяся в создании условий для формирования социально-педагогической среды развития человеческого потенциала России, реализации социально-образовательных проектов, культурно-образовательных инициатив [1].

Эти приоритеты позволяют проектировать и прогнозировать социально-активные технологии, реализация которых имеет большое значение для внеклассной (внеаудиторной) работы.

Стоит отметить, что в организации и проведении внеклассных

мероприятий разной направленности и тематики активное участие принимают студенты педагогического вуза как в режиме практических семинаров, прохождения педагогической практики, так и на основе внеаудиторной деятельности, тесно связанной с волонтерским движением.

Однако не все студенты состоят в волонтерском движении, что не мешает им проявлять свою активность в студенческой и социальной жизни. Специфика направления выбранной профессии предполагает студентам не только ознакомление с её теоретическими методологическими основами, технологиями работы, но и предлагает достаточно широкую возможность участия в практикумах, выполнение творческих заданий, что способствует приобретению опыта работы и формированию компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

При выполнении творческих практических работ с использованием новых технологий, в том числе и проектных у студентов формируются профессионально важные компетенции:

- способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;

- способность к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся;

- способность участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов;

- готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи и др.

Профессиональные компетенции включают знания, умения и навыки студентов, приобретаемые ими в теории и практике. Аудиторные теоретические и практические занятия, самостоятельная работа - только одна сторона становления будущего специалиста. Апробирование своих сил, применение на практике полученных знаний и приобретение профессионального опыта происходит при поддержке квалифицированных специалистов-наставников образовательных и социальных учреждений города.

Как правило, студенты проявляют желание ближе и непосредственно ознакомиться с опытом работы учреждений - базовых площадок, о деятельности которых они были информированы на практических занятиях через демонстрацию презентаций или на лекциях-беседах со специалистами социальных учреждений в аудиториях факультета. Этот интерес студенты имеют возможность удовлетворить в ходе внеаудиторной деятельности, а также пожелания студентов учитываются при их распределении для прохождения

практики. Как правило, практика укрепляет взаимодействие образовательных, социальных учреждений города со студентами и преподавателями вуза. Погружение в профессию раскрывает широкий спектр функционала специалиста конкретной области, методы и технологии его работы, а так же перспективы профессионального роста, связанные с аттестацией на соответствующую категорию по должности.

С введением в действие с 1 января 2011 г. порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», разработаны требования аттестационной комиссии,

предъявляемые к специалисту при определении уровня его мастерства и профессионализма.

Одним из необходимых условий для присвоения высокого уровня квалификации, является умение аттестуемого применять в своей работе методы активного обучения не только с учащимися, воспитанниками, но и практикантами, стажерами; анализировать работу, определять эффективность своей деятельности, проводить рефлексию, обобщать педагогический опыт и представлять его на методических объединениях, конференциях, круглых столах, конкурсах, в печатных работах и презентациях [2].

Всё перечисленное составляет плодотворную почву для проявления социальной активности студентов в процессе их взаимодействия с социальными службами города. Это взаимодействие может быть эпизодическим или регулярным, его характер зависит не только от степени активности студентов их желания быть социально полезными, но и готовности администрации-партнера принимать в стенах своего учреждения группу студентов в определённый период и время работы.

Наибольшую готовность к сотрудничеству вне учебных планов проявляют директора и педагоги тех учреждений, в которых студенты во время практики и волонтёрских акций сопровождаются методистами факультета и кафедр. В этом случае специалисты-наставники-партнёры лучше понимают цель практики или планируемого мероприятия, могут уточнить или конкретизировать задачи, скорректировать работу, используя вариативность своей деятельности. Совместное планирование, обсуждение, организация, проведение мероприятия или серии мероприятий, акции или проекта вносят в работу диалогическую основу, которая предупреждает недопонимание участников деятельности, позволяет определить наиболее сильные стороны работы и учесть в дальнейшем обнаружившиеся недостатки.

Не перечисляя все образовательные, социальные или социокультурные

учреждения, на базе которых студенты проходят практику по двустороннему договору между администрацией вуза и городского управления образования, а также учреждений областного или федерального уровня подчинения, мы рассмотрим взаимодействие студентов факультета психологии и социальной педагогики с детским домом № 5 г. Таганрога.

Взаимодействие представителей факультета с коллективом этого детского дома имеет достаточно серьезный период времени, исчисляемый с 1983 года. В настоящее время 40% педагогов, работающих в детском доме, являются выпускниками факультета психологии и социальной педагогики разных лет, начиная с выпуска 1987 года - 2 человека. Трое из них имеют высшую квалификационную категорию и Почетную грамоту Министерства образования Российской Федерации, одни педагог является молодым специалистом, окончившим институт в 2014 году.

Детский дом имеет статус государственного казённого образовательного учреждения Ростовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальный паспорт детского дома содержит данные о контингенте воспитанников, в которых отражена причина сиротства. К сожалению, в большей части воспитанники имеют статус «социальный сирота» -- это дети, родители которых лишены родительских прав, оказались в местах лишения свободы или чьё социальное поведение привело к гибели. Одной из первостепенных по своей важности проблем, отличающейся особой сложностью, решаемых администрацией и педагогическим коллективом детского дома, является проблема социализации воспитанников.

Для успешной социализации, интеграции воспитанников и выпускников детского дома в открытом социуме необходимо организовать их жизнь с учётом возрастных, индивидуальных психофизических и соматических особенностей, сформировать позитивное отношение к себе, адекватное отношение к своему прошлому, оценке настоящего, веры в перспективу будущего и бережного отношения к ближайшему окружению и обществу в целом.

Детский дом относится к учреждениям закрытого типа, но социализация и интеграция в открытый социум не может быть вне этого социума. Именно поэтому используется ресурс среды внесение внешнего воспитательного потенциала, как в детский дом, так и за его пределы.

Студентам факультета предоставляется возможность быть полезными и значимыми в жизни детей-сирот. Организовать прогулку по осеннему парку, провести конкурс рисунков на асфальте, фотокросс, оформить тематический стенд, организовать и провести игровое занятие и многое другое, а именно всё то, что дети воспринимают с интересом в силах студентов от первого до выпускных курсов.

На начальном этапе организации взаимодействия студентов и

преподавателей вуза с воспитанниками и педагогическим коллективом детского дома, предлагаются «стартовые» мероприятия, в ходе проведения которых студенты ближе знакомятся с детьми и подростками, особенностями организации их быта и досуга в условиях детского дома. Для согласования администрации учреждения представляются на рассмотрение сценарные планы предполагаемых встреч, в которых отражаются цель, задачи, прогнозируемый результат. Учитывая план воспитательной работы, эти мероприятия являются некоторым его дополнением. Продолжительное взаимодействие учреждений в этом аспекте позволяет в настоящее время планировать перспективную работу и заранее вносить в годовой план предлагаемые мероприятия.

За период сотрудничества были реализованы следующие проекты:

- проект «Содружество» (2007-2013 год);

- проект «Субботний клуб «Здравствуй, друг!» (2011 - 2014);

- проект «Кипарис» (2013-2014) и др.

В проекте «Содружество» за период его реализации приняли участие 365 волонтеров, 36 из которых стали постоянными организаторами работы с воспитанниками не только в условиях детского дома, но и за его пределами.

Проект «Субботний клуб «Здравствуй, друг!» имел несколько направлений, каждое из которых координировал студент в паре со старшим воспитанником, при методической поддержке специалистов детского дома и педагогов вуза.

В проекте «Кипарис» обозначилась группа организаторов со стороны студентов (5 человек) и посредников - воспитанников детского дома, учащихся старших классов (12 человек). За один академический год в проекте приняло участие более 80 учащихся 4- 6 классов.

Опыт, приобретаемый в практической работе, представлялся студентами на студенческих конференциях вуза, публиковался в сборниках, презентировался на научно-методических семинарах.

Умение проанализировать свою деятельность, определить наиболее эффективные методы работы, наметить коррективы недостатков и пр. является достаточно весомым результатом в формировании и развитии профессионально важных компетенций будущих специалистов в области социальной педагогики, психолого-педагогического образования и социально-культурной деятельности.

Литература:

1. Новый закон об образовании / Закон об образовании 2013 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.