Эномичеше науки
РАСШИРЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РЕФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ
Н.Е. Письменная
THE EXPANSION OF MARKET RELATIONS AND REFORMING THE FINANCIAL SYSTEM OF THE COUNTRY
Pismennaya N.E.
The reform of financial system at present designates elaboration and taking a manifold of measures in different spheres of financial, organization-economic and other relations, during the realization of which monetary funds are formed and effectively used and financial stabilization of market reproduction is achieved. The article suggests new approaches to the reform of the Russian Financial System.
Реформирование финансовой системы в современный период означает разработку и принятие совокупности таких мер в различных сферах финансовых, организационно-экономических и иных отношений, в процессе реализации которых образуются, эффективно используются фонды денежных средств и достигается финансовая стабилизация рыночного воспроизводства. В статье выдвинуты новые подходы к реформированию финансовой системы страны.
УДК 336
Финансовая система возникает, развивается и действует в определенной экономической среде, которая оказывает решающее влияние на ее функционирование. Формирование нового типа финансовых связей в рамках проводимых экономических реформ характеризуется сто процентным охватом всех сфер экономики. Процесс реформирования финансовой системы страны, отвечает требованиям рынка институциональной структуры экономики, из которой можно выделить и обосновать ряд особенностей российской экономической действительности. Во-первых, прошли институциональные преобразования, связанные с изменениями структуры собственности, а именно приватизацией и разгосударствлением государственной собственности. Принятый в России вариант приватизации предусматривал преобразование крупных и средних предприятий в открытые акционерные общества, акции которых частично передавались работникам, продавались на аукционах и частично оставались в собственности государства. Такой вариант приватизации привел к появлению рынка акций приватизированных предприятий и возникновению конкуренции инвесторов за контрольные пакеты многих из них. Во-вторых, институциональные преобразования были вызваны, попыткой преодолеть, наследие планово-распорядительной экономики, которая, руководствуясь принципами концентрации и специализации при размещении производительных сил, породила монополизированную и узкоспециа-
Ш Письменная Н.Е
лизированную структуру производства, которая оказалась не способной приспособиться к рыночным условиям. В-третьих, формирование рыночной экономики в России характеризуется процессом интеграции разрозненных производств в хозяйственные единые комплексы на основе формирования объединений предприятий, финансово-промышленных групп, холдингов, альянсов.
В мировой экономике роль и масштабы воздействия финансово-кредитных учреждений на воспроизводственный процесс и их влияние на стабильность банковской системы явилось поводом для серьезных дискуссий, которые закончились формированием двух моделей фондового рынка («англосаксонской» и «германской»), разницей для которых явился запрет или разрешение проводимых банками операций с акциями предприятий.
Основными представителями «англосаксонской» модели являются США и Великобритания, которые запрещали коммерческим банкам проводить инвестиции в акции предприятий (1). Среди основных аргументов они выдвигали: гарантирование банками размещения ценных бумаг (андерай-тинг) предприятий, что повышает риск нестабильности кредитной системы; возможность возникновения конфликта между интересами банка и предприятия; идет возрастающая концентрация денежных средств в финансовой сфере.
К настоящему времени почти все страны «англосаксонской» модели отказались от запрета коммерческим банкам проводить операции с акциями предприятий. В этих странах в течение 70-90-х годов банкам непосредственно или через дочерние компании было разрешено с определенными ограничениями владеть акциями предприятий и выполнять функции дилера.
«Германская» модель характеризуется отсутствием ограничений для коммерческих банков на операции с акциями предприятий. В результате чего финансовая система Германии приобрела следующие отличительные черты: банки владеют существенной частью капиталов предприятий; предприятия используют банковские кредиты как основной
источник внешнего финансирования; фондовый рынок развивается активнее, чем в странах «англосаксонской» системы; на фондовом рынке господствуют только банки и почти полностью отсутствует независимый инвестиционный бизнес. Следовательно, подавляющая роль банков на финансовом рынке ставит предприятия под их контроль и лишает производственный сектор самостоятельности в решении финансовых вопросов. Банки, владея акциями предприятий, могут осуществлять контроль за эффективным использованием своих кредитов, удовлетворять потребности предприятий в недорогих и долгосрочных заемных средствах. Поэтому «германская» модель получила серьезные преимущества на мировых рынках.
Отечественное реформирование финансовой системы характеризуется как запретами и ограничениями на деятельность банков с ценными корпоративными бумагами, так и осуществлением содействия с продажей государством контрольных пакетов акций крупным коммерческим банкам (2). Сложная структура регулирования фондового рынка, конкуренция ведомств за функции регулирования и отставание законодательно-нормативного обеспечения от быстрых процессов развития рынка обеспечили невыполнимость всех запретов и ограничений. Принятая нормативно-правовая база в середине 90-х годов содействовала созданию финансово-промышленных групп (ФПГ), тем самым стимулировала происходящие на рынке интеграционные процессы. В состав действующих в середине 90-х годов ФПГ вошли на добровольной основе 446 предприятий и организаций, в том числе 65 финансово-кредитных учреждений. Из 50-ти крупнейших банков в составе ФПГ были зарегистрированы: ОНЭКСИМбанк, Российский кредит, Промстройбанк, Автобанк, Менатеп, МФК. Активное создание ФПГ объяснялось надеждами участников групп на государственные капиталовложения (инвестиции). В то время на рынке можно было наблюдать две противоположные тенденции.
Первая тенденция заключалась в создании зарегистрированных ФПГ, большинство из которых были заняты получением налоговых льгот, и ради этого согласных принимать налагаемые законодательством ограничения в их деятельности и создании.
Вторая тенденция характеризовалась созданием ФПГ без официальной регистрации, без расчета на государственные дотации и с полной без ограничений экономической свободой. Это послужило толчком к принятию Федерального закона и целого ряда Указов Президента РФ (3,4).
Основная идея принятого Закона «О финансово-промышленных группах» заключалась в понимании их как рыночного аналога прежних производственных и научно-производственных объединений. В существовавших ранее промышленных структурах всегда была головная организация (НИИ, КБ, завод, объединение), которой подчинялись входящие в нее предприятия. В ФПГ эти же предприятия должны быть связаны экономически отношениями собственности. Созданные и действующие ФПГ были в основном специализированными, «универсальных» групп было довольно мало. Практически единственным по составу участников, которым удалось создать замкнутую технологическую цепь (добыча железной руды, металлургия, переработка лома, машиностроение), стала ФПГ «Магнитогорская сталь».
Многие созданные ФПГ по своей производственной направленности мало интересовали финансовые организации, так как их производство было малорентабельным, а отечественные инвестиционные ресурсы выгоднее и надежнее было вкладывать в ГКО. Поэтому в качестве финансовых учреждений, участвующих в ФПГ, выступали крупнейшие российские банки, среди которых: Промстройбанк («Магнитогорская сталь», «Приморье»), Российский кредит («Святогор», «Русхим»), Автобанк («Нижегородские моторы», «Святогор»). Федеральный закон «О финансово-промышленных группах», принятый в 1995 г., разрешил участие банков в деятельности только одной ФПГ. Поэтому ряд банков оказался на рас-
путье, а два из них - Менатеп («Роспром») и ОНЭКСИМбанк («Интеррос») - смогли создать собственные промышленные империи.
В настоящее время в Государственной Думе РФ подготовлен ряд поправок к существующему с 1995 года Закону «О финансово-промышленных группах», предусматривающих расширение возможностей участников ФПГ. Так, предполагается разрешить банкам участвовать в деятельности не одной финансово-промышленной группы, как это было до сих пор, а в нескольких. Следовательно, у крупных банков появится более широкое поле для маневра, более гибким предполагается финансовое и налоговое планирование в ФПГ, расширяются рамки горизонтальных и вертикальных способов интеграции промышленного и финансового капитала.
Отличительной особенностью вновь создаваемых ФПГ является то, что их инициаторы, не ориентируются на финансовые ресурсы своих участников и поэтому российские банки-участники выступают только посредниками, накопителями и распорядителями чужих денег. Основными источниками финансирования ФПГ являются внешние так, например, создаваемой на основе завода «Нижегороднефтеоргсинтез» ФПГ было выделено инофирмами сотни миллионов долларов под гарантии «ЭКСИМ-банка» (США). Государство предпринимает ряд попыток для привлечения в ФПГ отечественных ресурсов. Чтобы заинтересовать российских финансистов, Центральному банку РФ дано было право снижать банкам-участникам ФПГ норму обязательного резервирования, при этом законодательно фиксируется обязательность участия в группе производственных предприятий. Мера не очень эффективная, но ярко демонстрирующая наметившиеся тенденции отхода ФПГ от производства в сторону коммерческой и финансовой деятельности. С другой стороны, начиная с 1998 г. Центральный банк РФ ужесточает систему контроля над банками, осуществляя надзор на основе консолидированных балансов банков и связанных с ними промышленно-финансовых структур.
Ш Письменная Н.Е
Развитие связей между коммерческими банками и промышленностью, тем не менее, активно развиваются, по правилам, которые устраивают обе стороны, а не по тем правилам, что устанавливает государство.
Направление официального создания ФПГ уступило место интеграционным структурам, создаваемым снизу (финансово-промышленным объединениям (ФПО)), где основными структурообразующими элементами являются банки, страховые и инвестиционные компании. Процесс сращивания промышленных и банковских структур проходит в самых разных формах - заключение соглашений, приобретение банками акций предприятий, передача принадлежащих государству акций в траст ФПО, выдача залоговых инвестиционных кредитов на выгодных условиях, скупка банками долгов предприятий.
Активное участие кредитных организаций в создании ФПО, можно объяснить тем, что включение банка в ФПО при успешной его работе открывает новые возможности для развития и укрепления финансовой устойчивости банка, в котором концентрируются средства, расчеты, депозиты, ценные бумаги и другие активы предприятий, входящих в ФПО. По данным ассоциации российских банков, активно занимаются формированием финансово-промышленных объединений: ОНЭКСИМбанк, Альфа-банк, Промстройбанк России, Югорский, Российский кредит; многие региональные банки также тесно втянуты в процессы финансово-промышленной интеграции, формируя тем самым региональные структуры. В силу своей общеэкономической функции организаторов кредита и денежного обращения коммерческие банки помогают реализовать схему, которая много лет отрабатывалась за рубежом. Данная схема подразумевает сведение под одну «крышу» финансовых, производственных и коммерческих структур.
Финансовая структура включает в себя банки, инвестиционные компании, пенсионный фонд, консалтинговые фирмы,
брокерские конторы, информационно-рекламные подразделения.
К производственной структуре относят промышленные предприятия, которые инвестируются ФПО.
Коммерческая структура должна объединить внешнеторговые компании, страховые, сервисные, транспортные фирмы.
Деятельность ведущих коммерческих российских банков за последние два года показывает, что наибольший интерес вызывают предприятия экспортных и добывающих отраслей, которые исторически являются узкоспециализированными и высококонцентрированными. Это способствует образованию предпосылок замены государственного монополизма на этих рынках монополизмом функционально-групповым, при котором государственные пакеты акций предприятий будут переходить в собственность крупнейших финансовых объединений, стремящихся координировать деятельность отраслевых комплексов. Концентрация финансовых и нефинансовых предприятий может привести к созданию дискриминационных условий финансирования для конкурентов и выступать в качестве катализатора вертикально-горизонтального или конгло-меративного приобретения контроля. Следовательно, ведущие финансово-кредитные учреждения конкурируют на фондовом рынке не только контрольные пакеты акций предприятий, а также являются структурообразующими и управляющими компаниями в своих объединениях, выступают через дочерние компании конкурентами на товарном рынке.
Подобные процессы развиваются и на региональных рынках. Показательным примером может служить ФПО «Алемар-Новосибирскэнерго», где структурообразующими выступают два тесно взаимосвязанные между собой экономических центра: Альянс предприятий вокруг АОЗТ ИФК «Алемар»; и группа коммерческих структур «Новосибирскэнерго».
Рост экономической концентрации может устранить конкуренцию между субъектами рынка путем уменьшения числа конкурентов и приобретения одним из них зна-
чительной рыночной власти, так и в результате увеличения небольшого числа оставшихся после концентрации организаций открыто или тайно координировавших свои действия. Тенденция к консолидации банков к концу 90-х годов стала настолько сильной, что даже крупные независимые финансовые компании больше не могли ее игнорировать и оставаться в стороне. В последние годы ситуация заметно изменилась, и указанная тенденция возобладала.
Несмотря на опасность снижения конкуренции, некоторые экономисты говорят о недостаточной концентрации банковской системы России (5), обосновывая это неспособностью удовлетворять потребности финансового и промышленного секторов в ресурсах, от потерь эффективного использования финансовых ресурсов, ввиду невозможности малым и средним банкам изыскать варианты относительно надежного кредитования и их предрасположенности к ценным государственным бумагам.
Ведущие коммерческие банки при выборе стратегического развития путем проникновения на новые рынки выбирают стабильные региональные структуры, с которыми ведут переговоры о совместной деятельности или слиянии. Обострение конкуренции среди крупных кредитных учреждений стимулирует процессы горизонтальной концентрации среди мелких финансовых учреждений, как единственный способ удержаться на рынке. Три сибирских банка -Сибакадембанк, Русский народный банк и Кузбасстрансбанк приняли решение об объединении. В результате реорганизации был получен крупный региональный финансовый институт, обладающий всеми видами лицензий, серьезной клиентурой и готовый к конкуренции со столичными банками.
Волна объединений и слияний распространяется не только на банковский сектор. По мнению руководства Страхнадзора России, почти треть существующих в стране страховых компаний вынуждены будут слиться или присоединиться к более крупным в качестве их дочерних фирм. Так, 27 страховых компаний из России и 16 стран ближнего и дальнего зарубежья подписали
соглашение о создании «Транснациональной страховой группы Ингосстрах». Участники соглашения в настоящее время располагают разветвленной сетью филиалов и представительств по всему миру, в которых насчитывается 131 офис. Все участники соглашения остаются полностью самостоятельными субъектами рынка своих стран, а их объединение в группу явилось добровольным шагом. Вхождение в состав группы компаний с различной страховой специализацией делает набор услуг, предоставляемых клиентам, практически универсальным. Создание «Транснациональной страховой группы Ингосстрах», охватывающей обширный географический регион от Атлантики до Тихого океана, позволил серьезно облегчить страхование всевозможных транспортных операций - от перевозок грузов до туризма.
Поэтому при совершенствовании финансовой системы страны большое значение имеет интеграция финансовых организаций с промышленностью, концентрация рынков капитала и глобализация конкурентных отношений.
В условиях изменения российского рынка значительным преимуществом пользуются финансовые структуры, которые гибко используют возможности конкуренции, имеют связи с крупными промышленными предприятиями либо с весомыми государственными деятелями, а также с руководителями регионов. Именно активность крупных банков способствует сокращению числа финансовых организаций посредством слияний и преобразований малых банков в филиалы крупных, однако эти процессы сопровождаются обострением конкурентной борьбы и приводят к тому, что степень конкуренции напрямую зависит от величины активов банка.
Региональных банков становится с каждым годом меньше, а филиалы центральных банков начинают усиливать свои позиции в регионах. При этом столичные банки заключают различные соглашения с региональными администрациями об обслуживании инвестиционных проектов, кредитовании социальных программ. Однако средние и малые банки продолжают играть
Ш Письменная Н.Е
важную роль в экономике субъектов РФ и способны оказывать существенное влияние на хозяйственную жизнь страны в целом. Наиболее весомым выглядит участие небольших банков на местных рынках частных вкладов, объем привлеченных ими средств физических лиц составляет 6,1 трлн. рублей. Проведенный анализ ориентации на обслуживание физических и юридических лиц, показал, что малые и средние банки в регионах являются гораздо более демократичными, готовыми к работе с любыми категориями клиентов, включая и мелких вкладчиков. Если взять 100 крупнейших банков России и рассчитать отношение объема среднемесячных депозитов к числу сотрудников, то оно составит 2046 млн. руб., то есть для 150 средних и малых банков этот коэффициент почти втрое ниже (754 млн. руб.). Такое соотношение показывает, что каждый сотрудник небольшого банка обслуживает большее число физических лиц, средний остаток на счетах которых меньше и относится к ним внимательнее, а главным остается следить за его финансовыми показателями, чтобы комфорт в общении с персоналом банка дополнялся еще и чувством уверенности, надежности в нем. Выживанию средних и малых банков способствуют организуемые ими формы межбанковского сотрудничества и объединения. Так, к примеру, посредством Ассоциации развития межбанковского сотрудничества, средние и малые банки получают доступ к кредитным ресурсам по выгодным ставкам и не несут финансовых потерь, связанных с небольшими объемами продаваемых или покупаемых средств. Таким образом, средние и малые банки доказывают свою конкурентоспособность на финансовых рынках регионов.
Информатизация экономической жизни общества вносит дополнительные условия в систему регулирования рассматриваемых проблем. Так, развитие современной финансовой системы основано на электронном обмене информацией, включая отдельных конкурентов и конкурентные группы. Договоры, появляющиеся в результате такого обмена, могут ограничивать свободу действий отдельных участников - в целях под-
держания жизнеспособности системы или гарантии технической совместимости. Поэтому важно иметь средство исключения положений, которые ограничивают участников без всякой на то необходимости, незаслуженно дискриминируют по отношению к не участникам, что в итоге препятствует развитию конкурентных систем. Если ограничения необходимы для создания новой системы, должен быть оговорен срок их действия.
Движение к экономической либерализации породило растущее понимание политики конкуренции как средства поддержания эффективного рынка. Политика конкуренции и либерализации экономических отношений является взаимодополняющими, чем взаимозаменяемыми. Политика конкуренции содействует экономической либерализации, поощряя, а иногда принуждая субъектов рынка вступать в конкуренцию. Вот почему экономически развитые страны усовершенствовали свое законодательство в области конкуренции, а некоторые государства ввели новые законы, которые утверждают, что барьеры для конкуренции, уже упразднены законодательно и не появятся вновь в результате развития частного сектора.
Конкурентная политика основывается на двух различных, но соотносящихся концепциях: власти над рынком и господства рынка над властью. Большинство видов конкурентной политики предназначено либо для того, чтобы лишить участников возможности воспользоваться властью над рынком, либо для того, чтобы не позволить им, опираясь на свою мощь, злоупотреблять своим господствующим положением. Это объясняется тем, что использование власти над рынком отдельными хозяйствующими субъектами несовместимо с экономической эффективностью, а господство рынка позволяет хозяйствующим субъектам создавать в частном порядке барьеры, ограничивать конкуренцию, угрожать экономической свободе и жизнеспособности других участников рынка. Законы о конкуренции, исходящие из концепции власти над рынком, руководствуются заботой о благосостоянии потре-
бителя, в отличие от них, законы основанные на концепции господства рынка над властью, служат защитой конкурентов, чем защитой самой конкуренции.
Концепция экономической власти шире, чем концепция власти над рынком, и включает в себя способность крупных фирм определять экономическую жизнеспособность конкурентов и влиять на политические процессы в демократическом обществе. На практике концепция ограниченной экономической власти как основы конкурентной политики может сочетаться со стремлением к экономической эффективности и к развитию, вот почему принимаются меры против того, чтобы ведущие фирмы использовали власть над рынком. Однако защита экономической свободы посредством протекции над небольшими, экономически неэффективными организациями в их противостоянии большим и эффективным структурам в ряде случаев снижает степень, в которой политика конкуренции благоприятствует экономической эффективности.
Сферы антимонопольного контроля тесно взаимосвязаны. Используя широкий спектр инструментов финансового рынка, инвесторы прямо или косвенно могут осуществлять практически любые формы приобретения долей участия в уставном капитале финансовых организаций. Именно посредством приобретения происходят процессы слияний и поглощения, образование банковских групп, холдинговых компаний. Само по себе это нормальное явление, характеризующее институционально-функциональное структурирование рынка. Вместе с тем, если вновь сформированные кредитные образования начнут доминировать и вытеснять конкурентов, то на смену государственной банковской монополии может прийти функционально-групповая монополия. На практике взаимосвязь двух сфер антимонопольного контроля проявляется в осуществлении юридическими и физическими лицами контроля над имуществом финансовых организаций, и контролем вторых над имуществом первых
Проведенный анализ антимонопольного законодательства в стране позволяет
сделать вывод о том, что основным критерием при осуществлении сделок и действий, направленных на экономическую концентрацию, служит приобретение доминирующего влияния одной организации (гражданина, группы лиц) над другой или их группой. Контроль осуществляется при помощи прав, зафиксированных в учредительных документах, или контрактах (соглашениях), которые по отдельности или вместе дают возможность диктовать действия организации. Для приобретения контроля над организацией не обязательно получить ее в собственность достаточно получить права на использование ее активов, подписав договор, заключив соглашения или приняв соответствующую резолюцию общим собранием акционеров. При достаточно развитом рынке ценных бумаг приобретение контроля может происходить и без согласия приобретаемого хозяйствующего субъекта, такая разновидность слияния известна как поглощение. Поглощение одной организации другой обычно предполагает покупку последней всех или значительной части активов (акций, паев, долей участия в уставном капитале) первой, чтобы позволить осуществлять контроль, и этот процесс может происходить без согласия поглощаемой организации.
При этом следует иметь в виду, что Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не охватывает всей совокупности отношений, связанных с экономической концентрацией на финансовых рынках. В частности, законом установлено, что отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются иными законодательными актами Российской Федерации (6). Статья 32 Закона РФ «О банках и банковской деятельности» запрещает кредитным организациям заключать соглашения и осуществлять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конку-
Ш Письменная Н.Е
ренции в банковском деле. Соблюдение антимонопольных правил в сфере банковских услуг контролируется Государственным антимонопольным комитетом РФ совместно с Центральным банком России (7).
Важной проблемой в антимонопольном регулировании является правильное определение доминирующего положения организации на финансовом рынке. Этой проблеме не уделяется должного внимания, хотя необходимость серьезного государственного воздействия на эти отношения давно назрела. Для ее решения необходимо определить понятие и сферы функционирования инвестиционного, кредитного и депозитного рынка с точки зрения их деления по региональному, местному, продуктовому и клиентурному признакам, важно разработать основные параметры деятельности банков на этих рынках. Данные параметры должны включать в себя допустимые доли объемов кредитных, инвестиционных, депозитных операций и других видов финансовых услуг, приходящихся на определенные секторы финансового рынка. Соответствующие доли должны быть увязаны с основными нормативами деятельности коммерческих банков, и служить индикаторами предупреждения доминирующего положения банков на соответствующем финансовом рынке.
Разрешению проблем реализации конкурентной и антимонопольной политики на финансовом рынке должно способствовать принятие закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Подготовленный проект Закона предусматривает включение его составной частью в конкурентное право Российской Федерации и регулирует отношения, связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг. Расширение рыночных отношений и проводимых в стране реформ и их содержание способствуют медленному, но качественному преобразовательному процессу.
Проанализировав финансовую систему в стране с точки зрения влияния финансово-кредитных учреждений на воспроизводственный процесс, снижения конкуренции, недостаточной концентрации банковской системы, роста экономической концен-
трации, электронном обмене информацией между конкурентами, расширении рыночных отношений, проводимой государственной политики и антимонопольной политики на финансовом рынке позволяют сделать вывод о необходимости ее реформирования на современном этапе.
Дальнейшее реформирование финансовой системы страны должно предусматривать меры по следующим основным направлениям:
1. Разработка, принятие и систематизация конкурентного права на финансовом рынке. Продуманная конкурентная политика государства должна опираться на четкое и стабильное законодательство. Эту проблему возможно решить путем разработки и принятия самостоятельной правовой основы конкурентного права на финансовом рынке или расширением норм конкурентного права, регулирующего отношения на товарных рынках, с включением в него финансовых отношений.
2. Развитие разнообразия институциональных структур, форм и методов привлечения и размещения финансовых ресурсов. Формирование благоприятных условий для развития многообразия финансовых институтов (коммерческих, сберегательных и инвестиционных банков; страховых компаний; фондов взаимного кредита, инвестиционных, паевых и пенсионных фондов; трастовых компаний и брокерских контор по доверительному управлению активами; общих фондов банковского управления; лизинговых компаний; ломбардов и др.), предлагающих клиентам широкий спектр услуг и альтернативных возможностей управления своим капиталом (коммерческое, ипотечное, ломбардное и другие виды кредитования, сберегательное дело, инвестиционное посредничество, доверительное управление активами, организация займов, лизинг, подготовка и организация выпуска долевых ценных бумаг).
3. Информационное обеспечение всех участников рынка. Одной из ключевых задач государства в сфере развития финансовой системы является реализация принципа информационной прозрачности, который
может, быть достигнут, за счет информирования всех заинтересованных лиц о деятельности участников финансового рынка и ее результатах.
4. Развитие образовательных программ, повышение инвестиционной грамотности населения. Повышение инвестиционной культуры создаст условия не только для увеличения доходности и обеспечения альтернативных возможностей использования доходов населения, но будет содействовать развитию конкуренции между участниками рынка и развивать эффективное и мобильное перераспределение свободных финансовых ресурсов.
5. Повышение стабильности и доверия к российской финансовой системе. Формирование привлекательного инвестиционного климата в России для отечественных и зарубежных инвесторов, взвешенное и продуманное государственное регулирование.
6. Оптимальное территориальное размещение финансовых активов, что важно и для развития самого региона. Для этого необходимо объединить небольшие банки одного региона и создать на их базе крупный банк с филиалами, что сохранит устойчивость банковской системы региона и будет содействовать развитию конкуренции.
7. Содействие развитию и деятельности негосударственных саморегулируемых рыночных структур со стороны антимонопольного органа и соответствующих функциональных ведомств по вопросам совместной разработки норм делового оборота и форм добросовестной конкуренции, разработки критериев оценки конкуренции на рынке. Саморегулируемые организации представляют собой добровольные объединения участников финансового рынка, создаваемые для обеспечения условий профессиональной деятельности на финансовом рынке, соблюдения стандартов профессиональной этики, защиты интересов кредиторов, инвесторов и иных клиентов финансовых организаций, установления правил и стандартов проведения операций и оказания услуг, обеспечивающих эффективное функционирование рынка.
8. Осуществление антимонопольного
контроля, пресечение антиконкурентных соглашений и действий монопольных структур. Основное внимание стоит уделить ограничению монополизации рынка, которое ведет к необоснованной концентрации ресурсов, к ослаблению и недобросовестной конкуренции, к конфликту частных и общественных интересов, к ущемлению прав и свобод потребителей финансовых услуг.
9. Ужесточение конкурсного отбора организаций на право обслуживания инвестиционных проектов с участием бюджетных средств или получение гарантий от государства, а также выполнения функций уполномоченных лиц органов государственной власти по финансовым операциям.
10. Разработать законодательство, которое запретит предоставление государственными органами власти и управления необоснованных льгот и преимуществ отдельным субъектам рынка. Особое значение должно быть уделено недопустимости и незаконности действий государственных органов по изданию нормативных актов и подписанию соглашений предоставляющих льготы и преимущества отдельным организациям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Синки Дж. Управление финансами в коммерческих банках. - М.: «Са(а1аху», 1994. - С. 17.
2. Указ Президента РФ от 24.12.93 г. № 2284 «Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», с изменениями и дополнениями.
3. Федеральный закон «О финансово-промышленных группах», от 30.05.95 № 190-ФЗ с поправками.
4. Указы Президента РФ: от 30.09.95 № 986, от 23.07.97 № 768, от 07.12.95 № 1230, от 31.08.95 № 889, от 02.11.95 № 1067.
5. Адекенов Т. Банки и фондовый рынок: анализ, практика, эволюция. - М.: Ось-89, 1997. - С. 37.
6. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», от 22.03.91 № 948-1, в редакции Законов РФ от 24.06.1992 № 3119-1, от 15.07.1992 № 3310-1, в редакции 6 Федеральных законов.
Письменная Н.Е.
«Расширение рыночных отношений и реформирование финансовой системы страны
7. Закон РФ «О банках и банковской деятельности», от 2.12.1990 № 395-1 с изменениями Внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.02.1999 № 4 - П, Федеральным законом от 08.07.1999 № 144 - ФЗ, в редакции 15 Федеральных законов.
Об авторе
Письменная Наталья Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Северо-Кавказского государственного технического университета. Соискатель на ученую степень доктора экономических наук Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Приказ от 26 декабря 2001 года № 1078.