Научная статья на тему 'Распространение протестантизма на территории России и ее окраинах (к постановке вопроса)'

Распространение протестантизма на территории России и ее окраинах (к постановке вопроса) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1709
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народы и религии Евразии
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОТЕСТАНТИЗМ / PROTESTANTISM / МЕННОНИТЫ / MENNONITES / ЛЮТЕРАНЕ / LUTHERANS / ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / ПЕРЕСЕЛЕНИЕ / RESETTLEMENT / ЗЕМЛИ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА / LANDS OF HIS IMPERIAL MAJESTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гостюшева Е. М.

В статье рассматриваются основные пути проникновения и распространения протестантизма на территории России. Отмечается, что время появления первых протестантов в границах страны связано с появлением последователей Мартина Лютера в странах Европы. Автор выделяет пять основных источников формирования протестантских общин: торгово-экономические связи России со странами Европы, привлечение иностранных специалистов в страну, расширение границ империи, переселенческая политика Екатерины Великой, военнопленные. Появление первых представителей традиционных протестантских конфессий (лютеран и реформаторов) направления в Колывано-Воскресенском (Алтайском) горном округе связано с хозяйственным освоением региона: открытием месторождений меди, серебра, золота на Алтае. Инженерно-технические кадры формировались в основном из иностранных специалистов, преимущественно выходцев Саксонии. В начале XX в. на территории округа появились первые поселения меннонитов. Переселение крестьян-переселенцев в Сибирь носило преимущественно экономический характер, было хорошо организовано и финансировалось «материнскими» колониями центральных районов Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTRIBUTION OF PROSTANSTANISM ON THE TERRITORY OF RUSSIA AND ITS VARIETY (TO THE QUESTION OF THE QUESTION)

The article examines the main ways of penetration and spread ofProtestantism in the territory of Russia. It is noted that the time of the appearance of the first Protestants in the borders of the country is connected with the appearance of the followers of Martin Luther in the countries of Europe. The author identifies five main sources of formation of Protestant communities: trade and economic ties between Russia and European countries, attraction of specialists of necessary knowledge to the country, expansion of the borders of the empire, migration policy of Catherine the Great, prisoners of war. The emergence of the first representatives of traditional Protestant denominations (lutheran and reformers) in the Kolyvan-Voskresensky (Altai) mountainous district is connected with the economic development of the region: the discovery of copper, silver, and gold deposits in the Altai. Engineering and technical cadres were formed mainly from foreign specialists, mostly from Saxony. At the beginning of XX, the first settlements of Mennonites appeared on the territory of the district. The resettlement of migrant peasants to Siberia was mainly economic in nature, well organized and financed by the "mother" colonies of the central regions of the Russian Empire.

Текст научной работы на тему «Распространение протестантизма на территории России и ее окраинах (к постановке вопроса)»

АЬсШаИроу К., в. РоИЫскезкма еЫороШоЬфа. М., 2004. 315 8.

Кгш'5 тиГНкиГШгаНгта г ргоЫету па1$юпа1'по1 роНИИ / рос! гес1. М. В. Pogrebinskogo i А. К. То^о. М., 2013 g. 319 е.

8ага1вт ТПо. Сегтапиа: ватоИ^й^впа. М., 2012.400 е.

БПап^еу Я. ¡вШиа islamskogo $ооЬ$кске$^а Ковви. М., 2005.623 е.

БИап^еу Я. Мэут/шга ¿5£опш ¿5/ата V Ло55гг. М., 2007. 576 е.

БНагЛеу Я. Sovet тир:1еу Ло55гг: ЫогНа ойпо{р.Ыу. М., 2015. 632 е.

БПап^еу II. А. Боугетеппша geografiia islamskogo зовЬвкскев^а Дсшгг. М., 2016. 248 е.

МшиГтатИе о^агигакИ V Ш7 [Е1еИгоппу1 геыгз]. иКЬ: http://www.islamio.ru/structure/ ryazan_region/ (¿.зАа. оЬгавЬсЬеппа 20.01.2017).

V Шагат Шгке$^еппо otkryli тшиГтаюки то1е1'пу{ йот [Екк^оппр гевигв]. иЯЬ: http://www.info-islam.ru/publ/novosti/rossiya/v_rjazani_torzhestvenno_otkryli_molelnyj_ с!от/1-1-0-33807 (¿¡Ла. obrashcheniial4.04.2015).

V Шагат павкИ утоупукк V озкуетепи то1е1'по1 котпа1у тшиГтап [Elektronnyi гевигв]. ИНЬ: http://umma.kiev.ua/ru/news/SNG/V_Ryazani_nashli_vinovnih_v_oskvernenii_ то1е1поу_котпаШ18384 (data оЬгазЬсЬеппа 03.12.2013).

V пагаткот Diagileve ^ггкев^еппо МкгуШа гаЬо1аш5кски роНога ¿ойа тшиГтаюки тоЫ'пу! йот [Е1ек1гоппу1 гевигв]. иЯЬ: https://www.rzn.info/news/2015/4/14^-гуагапвкот-dyagileve-torzhestvenno-otkrylsya-rabotayuschiy-poltora-goda-musul-manskiy-molel-nyy-dom.html (data оЬгавЬсЬепиа 14.04.2015).

КИшат Ра1гкИапоу: Б тесЫат1 о воутеькскепи religioznogo г svetskogo obrazovan.ua [Е1ек1гоппу1 гевигв]. 1ЖЬ: http://islam-today.ru/istoria/husain-faizhanov-s-mectami-o-sovmesenii-religioznogo-i-svetskogo-obrazovania/ (data obrashcheniia 15.03.2015).

Бакигоу В. Ыат V М., 2012. 80 е.

1а рогпаш гв1ат. Т$епШНгоуаппа1а ге^югпа1а organizatsiia БиМЕЯ еугоре1$Ш скавИ Дс^гг: ЬикЫ. Шагап», 2 пита 2013 g.

Е. М. Гостюшева

Алтайский госуларственный университет, г. Барнаул (Россия)

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ И ЕЕ ОКРАИНАХ (К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА)

В статье рассматриваются основные пути проникновения и распространения протестантизма на территории России. Отмечается, что время появления первых протестантов в границах страны связано с появлением последователей Мартина Лютера в странах Европы. Автор выделяет пять основных источников формирования протестантских общин: торгово-экономические связи России со странами Европы, привлечение иностранных специалистов в страну, расширение границ империи, переселенческая политика Екатерины Великой, военнопленные. Появление первых представи-

телей традиционных протестантских конфессий (лютеран и реформаторов) направления в Колывано-Воскресенском (Алтайском) горном округе связано с хозяйственным освоением региона: открытием месторождений меди, серебра, золота на Алтае. Инженерно-технические кадры формировались в основном из иностранных специалистов, преимущественно выходцев Саксонии. В начале XX в. на территории округа появились первые поселения меннонитов. Переселение крестьян-переселенцев в Сибирь носило преимущественно экономический характер, было хорошо организовано и финансировалось «материнскими» колониями центральных районов Российской империи.

Ключевые слова: протестантизм, меннониты, лютеране, хозяйственное освоение, переселение, земли Его Императорского Величества.

Е.М. Gostyusheva

Altai State University, Barnaul (Russia)

DISTRIBUTION OF PROSTAN STAN ISM

ON THE TERRITORY OF RUSSIA AND ITS VARIETY

(TO THE QUESTION OF THE QUESTION)

The article examines the main ways of penetration and spread of Protestantism in the territory of Russia. It is noted that the time of the appearance of the first Protestants in the borders of the country is connected with the appearance of the followers of Martin Luther in the countries of Europe. The author identifies five main sources of formation of Protestant communities: trade and economic ties between Russia and European countries, attraction of specialists of necessary knowledge to the country, expansion of the borders of the empire, migration policy of Catherine the Great, prisoners of war. The emergence of the first representatives of traditional Protestant denominations (lutheran and reformers) in the Kolyvan-Voskresensky (Altai) mountainous district is connected with the economic development of the region: the discovery of copper, silver, and gold deposits in the Altai. Engineering and technical cadres were formed mainly from foreign specialists, mostly from Saxony. At the beginning of XX, the first settlements of Mennonites appeared on the territory of the district. The resettlement of migrant peasants to Siberia was mainly economic in nature, well organized and financed by the "mother" colonies of the central regions of the Russian Empire.

Key words: Protestantism, Mennonites, Lutherans, economic development, resettlement, lands of His Imperial Majesty.

Тема протестантизма никогда не была приоритетной в российской науке. Временами интерес возрастал. Так было в XVI-XVII вв., когда протестантские учения и образ жизни стали предметом критики православных полимистов. В пореформенной России в последней трети XIX в. активизировались разнообразные христианские искания и обнаружилась потребность понять, что представляет собой протестантская среда в ее исторической эволюции на российской почве. В настоящее время

очередной социально-культурный сдвиг конца XX в. вызвал к жизни повышенную религиозную и социальную активность многих протестантских сообществ и обусловил внимание к данному конфессиональному фактору со стороны разных по мотивации представителей науки и религиозных организаций [Смирнов, 2012: 7].

Протестантизм — одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства. Возникнув в первой четверти XVI в. в процессе широкого антикатолического движения Реформации в Германии (и чуть позже — в Швейцарии), протестантизм быстро распространился по многим странам Западной Европы. В России он укоренялся различными путями и способами с XVI в. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в Российской Федерации действовало около 40 протестантских организаций [Отечество. История, люди, регионы России: Энциклопедический словарь, 1999:482].

Первые протестанты появились на Руси уже в 20-х гг. XVI столетия, почти одновременно с распространением протестантских идей в Европе. Самыми первыми были купцы, их семьи и челядь из северогерманских городов, главным образом из Гамбурга и Кенигсберга. Еще больше лютеран-купцов стало прибывать в Россию из Швеции, которые в результате мирного договора, заключенного между Россией и Швецией в 1524 г., получили право построить в Новгороде Великом торговый дом и торговать по всей России. Вслед за ними в 1565 г. этот торговый путь освоили и голландцы. В своих подворьях в Холмогорах и Архангельске английские и голландские купцы отправляли свои англиканские и реформаторские богослужения [Буткевич, 2012: 38].

Другим источником протестантизма в Московском государстве были специалисты, приглашавшиеся из западных стран на службу. Бурно развивающееся Московское государство остро нуждалось в специалистах многих отраслей знания, производства, искусства, еще не получивших развития на Руси. Уже в последние годы великого княжения Василия Ивановича в Москву прибыло немало медиков, аптекарей, торговых людей, художников, мастеров разных ремесел. Это были в основном протестанты из стран Северной Европы. Эту практику значительно расширил Иван IV Грозный. В его царствование в Москву было приглашено много «дохтуров гораздых», «барбе-ров», или цирюльников, «пушкарников», «искателей злату и серебру», «мастеров хитрых», «изуграфов, в науках наученных». Их поселили на Варварке вместе с их семействами, прислугой и подмастерьями. К этому периоду немцы-протестанты уже жили общинами и в других русских городах — Владимире, Угличе, Костроме, Нижнем Новгороде, Твери, Казани и Архангельске. Кроме купцов и мастеров здесь были расселены и пленные [Буткевич, 2012: 38-39].

В царствование Михаила Федоровича немецкие протестантские общины существовали уже в Серпухове, Ярославле, Вологде и Холмогорах. В Москве проживало более 1000 немецких семей. Алексей Михайлович, как и его предшественники, покровительствовал немецким переселенцам, приближал их ко двору, определял на гражданскую и военную службу. В это время в России проживало до 18 тыс. протестантов — лютеран, реформаторов-кальвинистов [Буткевич, 2012: 39-40].

В 1662 г. по ходатайству саксонского двора в Москве образовалась лютеранская община — саксонская, первым пастором которой был Иоганн Грегори (4, с. 27). Шведам после мира позволено было строить свои дома в Москве, Новгороде, Пскове, Переяслав-ле и Белгороде, где было дано право им править свою службу в своих жилищах, не допуская строительства храмовых зданий. К началу XVIII в. протестантов было в Москве 20 тыс., а во всей России — 30 тыс. [Барсов, 2012: 28].

Петр I широко приглашал в Россию специалистов высокой квалификации: ученых-физиков, химиков, корабелов, разведчиков руд, горноразведчиков, мореходов, военачальников. Петр впервые допустил смешанные браки между православными и протестантами, поскольку женщин своей веры им негде было взять. При ближайших преемниках Петра I приток иностранцев, прежде всего немцев-протестантов, продолжался, но в нем стала заметна доля дворян из германских государств и Прибалтики. Многие из числа приглашенных на службу или в качестве мастеров своего дела переходили в русское подданство, укоренялись в России: одни принимали православие, другие сохраняли свою веру, образуя костяк протестантских общин. Их потомки в разных слоях общества вполне обрусели, сохранив свои немецкие, шведские и другие фамилии, часто оставшись протестантами. Наплыв иностранцев и европейских идей при Петре I не мог пройти бесследно для распространения протестантизма на территории империи [Барсов, 2012: 30].

Третьим заметным источником появления протестантов в России были пленные. Пленных, владевших какими-либо профессиями, расселяли по российским городам, по границам, какую-то часть превращали в крепостных. Особенно много пленных-протестантов было взято во время Ливонской войны. Специальным приказом Иван Грозный запретил продавать пленных, а повелел отбирать из них тех, кто владеет ка-ким-либо мастерством или искусством, и доставлять их к самому царю. В полон забирали не только военных, но и гражданское население с женами и детьми. Полон отводился внутрь России громадными партиями, причем отбирали по преимуществу молодых, красивых и знатнейших. Переселенные пленные получили право отправлять свободно свое богослужение. В Сибири в начале XVIII в. Тобольск стал центром, куда ссылалось большинство военнопленных армии Карла XII. Указ Сената 1717 г. запрещал насильно крестить, женить пленных. В 1713 г. была построена первая протестантская кирха и создана частная школа для детей военнопленных, где обучали чтению Библии, молитвам, пению псалмов, и где ученики не могли говорить со своими наставниками ни о чем, кроме как обожественном.

Четвертым и, наверное, самым многочисленным путем пополнения протестантов в составе населения России были жители территорий, присоединенных к ней в результате войн с Ливонией и со Швецией. Сдавшимся жителям Дерпта в июле 1558 г. было объявлено: «Граждане дерптские остаются при своей религии без всяких перемен и не будут принуждены отступить от нее; церкви их со всеми принадлежностями остаются, как были, равно как и школы их» [Буткевич, 2012: 30].

Массовый приток протестантов дало также приглашение Екатериной II на постоянное жительство в Россию для освоения ее южных и поволжских земель, адресованное немецким крестьянам и ремесленникам. После манифестов Екатерины II1762 и 1783 гг., даровавших иностранным колонистам значительные льготы, в Россию хлынул поток переселенцев, преимущественно немцев. Первые колонисты расселились на Волге. После образования Таврической губернии для более эффективного использования этих плодородных земель царское правительство решило прибегнуть к иностранной колонизации. По указу Екатерины II 1787 г., предоставлявшему колонистам-переселен-цам свободу вероисповедания, освобождение от военной и гражданской службы и ряд других льгот, в Таврическую губернию переселились тысячи немцев, фризов, голландцев из северогерманских земель, Западной Пруссии, Нидерландов, Польши. В основ-

ном это были лютеране, а также меннониты, подвергшиеся гонениям за свои религиозные убеждения.

Волны немецких переселенцев XVIII-XIX вв. расселялись по территории России следующим образом: первая волна переселенцев из Гессена 1763-1175 гг., в основном протестанты и католики, основали поселения в Нижнем Поволжье, Самарской и Саратовской губерниях. Волна 1789-1809 гг., выходцы из Западной Пруссии, по конфессиональной принадлежности меннониты, заселили территории Екатеринославской и Таврической губерний. Выходцы 1802-1823 гг. из Вюртенберга, католики и протестанты, расселились в Херсонской и Таврической губерниях. Протестанты из Северной Польши в 1814 г. расселились в Бессарабии. В 1859-1965 гг. меннониты переселились из Западной Пруссии и основали поселения в Самарской губернии. В 1830-1865 гг. протестанты из Польши расселились в Волынской и Самарской губерниях [Бруль, 1995:17].

В XIX в. число протестантских конфессий и их общин значительно возросло, расширилась их география расселения по территории России. По переписи 1897 г. лютеране составили вторую по числу приверженцев конфессию в России. В 1914 г. в России было 194 прихода лютеранской церкви, имевших 145 церковных зданий [Бруль, 1995: 20].

Изучение истоков возникновения и распространения протестантских конфессий на территории центральных районов России в историческом аспекте в общих чертах рассмотрены исследователями. Пути возникновения и распространения протестантизма на территории Алтайского горного округа не стало объектом специального исследования.

Появление протестантизма на Алтае связано с хозяйственным освоением региона, с созданием и работой второго по значимости в России горнорудного комплекса — Колывано-Воскресенского горного округа. В конце XVIII — середине XIX в. в ведомстве Колывано-Воскресенских заводов служило большое количество немецких инженеров и чиновников лютеранского происхождения. Малочисленность российских дворян-специалистов горного дела инженеров и техников, нежелание дворян служить в Сибири стали причинами того, что в первые десятилетия существования Колыва-но-Воскресенскимх заводов инженерно-технические кадры формировались в основном из иностранных специалистов, преимущественно выходцев Саксонии. Фрейбург-ская академия являлась центром подготовки специалистов горного дела. В период становления Кабинетского хозяйства иностранные специалисты составляли основу аппарата управления. В 1747-1799 гг. функции руководителя Канцелярии горного начальства и Колывано-Воскресенских заводов выполняли семь человек, пять из которых — выходцы из Саксонии (А. В. Беэр, И. Г. Улих, И. С. Христиани, А. А. Ирман и Б. И. Мел-лер). В первое десятилетие существования Кабинетского хозяйства иностранные специалисты составляли 10,1% от общего числа горных инженеров и техников, к концу XVIII в. — 22,2% [Гербер, 2015: 44]. На рубеже XIX-XX вв. главные начальники Алтайских горных заводов и томские гражданские губернаторы В. А. Беркман, Г. Г. Лерхе придерживались веры последователей Мартина Лютера. По данным всероссийской переписи 1897 г., в Алтайском округе проживали 1618 представителей протестантизма. Самую большую группу составили лютеране — 1438 человек, представителей реформаторского направления насчитывалось в округе 166 человек и третье место заняли меннониты — в конце XIX в. в округе их насчитывалось всего 14 человек. [Перепись 1897 г. LXXIX. Томская губерния, 1905: 66].

Государственные ведомства заботились о духовном окормлении местного населения лютеранского вероисповедания, приглашенных на службу в Колывано-Воскресенские заводы. В 1751 г. в Барнауле были учреждены вакансии разъездного лютеранского пастора. Первым пастором с огромным на то время окладом 500 руб. в год был И. Лейбе [ЦХАФ АК Ф. 1. Оп. 1. Д. 125: 59]. Кабинет активно содействовал строительству в Барнауле лютеранской церкви. На протяжении ХУШ-Х1Х вв. протестантизм на территории округа был представлен представителями лютеранского направления, проживающими в городской черте.

В начале XX в. Алтай заселяется представителями нового направления протестантизма — меннонитами. Немецкие колонии Юга России и Поволжья переселялись на территорию края, образовывая огромнейшее число «дочерних колоний». Накануне 1917 г. в России насчитывалось до 80 тыс. последователей идей Менно Сименс. Это составляло приблизительно четвертую часть последователей меннонитов во всем мире [Клибанов, 1974: 93].

Основная масса меннонитов хлынула на земли Е. И. В. после принятия закона Государственной Думой и Государственным Советом от 19 сентября 1906 г. «О передаче Кабинетских земель в Алтайском округе в распоряжение Главного управления Землеустройства и Земледелия для образования переселенческих участков», а также после указа от 9 ноября 1906 года о земельной реформе в России. Правительство было заинтересовано в переселении на земли Е. И. В. меннонитов, так как они отличались завидным трудолюбием. Получение наделов стимулировало их деловую активность и желание превращать свой двор в образцовое хозяйство. Связь между религиозной регламентацией жизни и интенсивным развитием деловых способностей усматривается в набожности последователей меннонитства. Мирская деятельность подчинена спасению души, исполнению религиозных обязанностей и служению Богу [Ипатов, 1978: 113].

Колонисты заселили обширные пространства в Славгородском и Омском уездах. Всего было образовано 323 населенных пункта [Бруль, 1995:41]. Абсолютное большинство немцев расселились в степной местности Западной Сибири — Кулундинской степи, которая по рельефу и климату очень сильно схожа с местами прежнего проживания. В Славгородском уезде в 1907 г. было основано 14 немецких поселения, в 1908 г. — 16, в 1909-16, в 1911-1, в 1913-4 и в 1914-1. Основателями поселений были в основном выходцы из Поволжья и с Украины. В Славгородском уезде в канун 1914 г. насчитывалось примерно 17,5 тыс. человек, из них 45% составляли меннониты, 40% — лютеране и 14% — католики [Бруль, 1995: 42].

Крестьяне-колонисты расселялись строго обособленными группами. Сельские общины переселенцев представляли собой социальную организацию с территориально компактным, этническим и лингвистическим единством. Они были отгорожены от влияния русской православной культуры, отличались культурной автономией. Каждая этноконфессиональная группа говорила на своем диалекте, придерживалась своей религии. Меннониты в Орловской волости основали села Глядень, Орлово, Полевое, Степное, Хортица, Гришковка, Сереброполь. Лютеране и католики заселили Под-сосновскую и Ново-Романовскую волость, образовав села Константиновка, Романов-ка, Подсосново, Камыши, Забавное, Самарка [Бруль, 1995: 22]. Схожесть колонистов была весьма условной, так как они были выходцами из разных земель Германии, Австрии, Голландии. В их традициях и быту существовали большие отличия. Политика российского государства также не способствовала их интеграции, отсутствовал единый

хозяйственный и культурный национальный центр. В 1918 г. в Славгородском округе на Нижнесаксонском говорило 11840 меннонитов, или 45,2% всего населения, на южнонемецком швабском диалекте говорили 10675 лютеран, или 40% населения, выходцев из Южной Баварии [Штах, 1938: 253].

Протестантизм стал распространяться на территории России с момента появления его в Европе. Поддержка, оказываемая со стороны правительства представителям традиционных протестантских конфессий (лютеранам и реформаторам), а подчас и личная заинтересованность российских монархов в благополучии протестантских приходов способствовали процветанию протестантизма в России.

Появление протестантизма на территории Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа связано с хозяйственным освоением региона. С момента появления в округе иноконфессионального населения в лице иностранных специалистов доминирующим было лютеранское направление протестантизма. С началом XX в. отмечается рост меннонитства, носителями которого выступали крестьяне-переселенцы из Саратовской и Таврической губерний страны, заселившие малоземельные и неосвоенные в земледельческом отношении Кулундинские степи округа. Расселенческая структура говорит о том, что прибалтийские немцы-протестанты дистанцировались от немецких колонистов-протестантов, меннонитов и католиков. Если колонисты основывали свои религиозные общины только вкупе с единоверцами, то немцы-горожа-не часто основывали многоконфессиональные общины.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Смирнов М. Ю. Непротестантский взгляд на протестантизм в России // Протестантизм как фактор формирования российской государственности и культуры. Антология. СПб., 2012. С. 7-22.

Отечество. История, люди, регионы России: энциклопедический словарь. М., 1999. 639 с.

Буткевич Т. И. Протестантство в России // Протестантизм как фактор формирования российской государственности и культуры. Антология. СПб., 2012. С. 38-48.

Барсов Н. И. Протестантизм в России // Протестантизм как фактор формирования российской государственности и культуры. Антология. СПб., 2012. С. 25-37.

Бруль В. И. Немцы Западной Сибири. Топчиха, 1995. Ч. 1. 197 с.

Гербер О. А. Иностранные специалисты как источник формирования инеженерно-технических кадров Колывано-Воскресенских заводов (1744-1800 гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2015. №11. Ч. 3. С. 43-47.

Перепись 1897 г. LXXIX. Томская губерния. СПб., 1905.

Государственный архив Алтайского края Ф. 1. Оп. 1. Д. 125.

Клибанов А. И. Из мира религиозного сектантства. М., 1974. 225 с.

Ипатов А. Н. Меннониты (Вопросы формирования этноконфессиональной общности). М., 1978. 213 с.

Штах Я. Немцы в Сибири, Центральной Азии и Дальнем Востоке. Штутгарт, 1938. 120 с.

Бондаренко В. Устроение и жизнь Славгородского прихода // Вопросы колонизации. Периодический сборник / под ред. Г.Ф. Чиркина и H.A. Гаврилова. СПб., 1913. № 12. С. 225-241.

Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII — начало XX вв.). Барнаул, 1997.408 с.

Шеленберг И. История села Орлово. М., 1996. 144 с.

Яковенко А. В., Гаханов В. Д. Томские губернаторы: биобиблиографический указатель / науч. б-ка им. А. С. Пушкина; Гос. архив Томской обл. Томск, 2012. 224 с.

REFERENCES

Smirnov М. Iu. Neprotestantskii vzgliad na protestantizm v Rossii. Protestantizm kakfaktor formirovaniia rossiiskoigosudarstvennosti i kul'tury. Antologiia. Spb., 2012. S. 7-22. (in Russian).

Otechestvo. Istoriia, liudi, regiony Rossii: entsiklopedicheskii slovar. M., 1999. 639 s. (in Russian).

Butkevich T.I. Protestantstvo v Rossii. Protestantizm как faktorformirovaniia rossiiskoi gosudarstvennosti i kul'tury. Antologiia. Spb., 2012 S. 38-48. (in Russian)

Barsov N.I. Protestantizm v Rossii. Protestantizm как faktor formirovaniia rossiiskoi gosudarstvennosti i kul'tury. Antologiia. Spb., 2012 S. 25-37. (in Russian).

Brul» V.I. Nemtsy Zapadnoi Sibiri. Topchikha, 1995. Ch. 1.197 s. (in Russian).

Gerber O. A. Inostrannye spetsialisty kak istochnik formirovaniia inezhenerno-tekhnicheskikh kadrov Kolyvano-Voskresenskikh zavodov (1744-1800 gg.). Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov, 2015. №11. Ch. 3. S. 43-47. (in Russian).

Perepis' 1897g. LXXIX. Tomskaia guberniia. SPb., 1905. (in Russian).

TsKhAFAK F. 1. Op. 1. D. 125.

Klibanov A. I. Iz mira religioznogo sektantstva. M., 1974. 225 s. (in Russian).

Ipatov A.N. Mennonity (Voprosyformirovaniia etnokonfessional'noi obshchnosti). M., 1978. (in Russian).

Shtakh la. Nemtsy v Sibiri, Tsentral'noi Azii i Dalnem Vostoke. Shtutgart. 1938. 120 s. (in Russian).

Bondarenko V. Ustroenie i zhizn» Slavgorodskogo prikhoda. Voprosy kolonizatsii. Periodicheskii sbornikpod red. G.F. Chirkina i N.A. Gavrilova. SPb., 1913. № 12. S. 225-241. (in Russian)

Dokumenty po istorii tserkvei i veroispovedanii v Altaiskom krae (XVII — nachalo XX vv.). Barnaul, 1997.408 s. (in Russian).

Shelenberg I. Istoriia sela Orlovo. M., 1996. 144 s. (in Russian).

Iakovenko A. V., Gakhanov V. D. Tomskie gubernatory. Biobibliograficheskii ukazatel». Nauch. b-ka im. A.S. Pushkina; Gos. arkhiv Tomskoi obi. Tomsk, 2012. 224 s. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.