ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2015. № 3
СЛОВО МОЛОДОМУ УЧЕНОМУ
А.А. Родионов, асп. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*
РОЛЬ ПРОТЕСТАНТИЗМА В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
A.A. Rodionov
THE ROLE OF PROTESTANTISM IN THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN SOCIETY
В статье рассматривается влияние протестантских общин в России на социально-экономическое развитие страны. Выделены периоды развития протестантизма в России, а также приведены конкретные примеры из жизни протестантов в России.
Ключевые слова: протестантизм, межконфессиональное взаимодействие, благотворительность, социальное служение, социально-экономическое развитие.
This article examines the impact of Protestant communities in Russia on the socioeconomic development of the country. Periods of Protestantism in Russia are defined, and specific examples from the life of Protestants in Russia are given.
Key words: Protestantism, interfaith cooperation, charity, social service, social and economic development.
В научной, в том числе социологической литературе, посвященной анализу социальной функции религии в обществе, обращается внимание на значительный потенциал протестантизма, который может оказывать влияние на общественное развитие. Рассматриваемую тематику разрабатывали многие зарубежные авторы, среди них и классики социологии, такие как М. Вебер, Э. Дюркгейм и др. В данной же работе мы будем обращаться в большей степени к трудам отечественных исследователей, таких как В.И. Гараджа, Т.К. Никольская, А.П. Керзум, Ю.В. Иванов, В.Д. Бадалян, С.П. Скифигов, Н.М. Астырев, О.Ю. Гончаров и др., что обусловлено темой работы.
В процессе обращения к теме протестантизма, мы будем опираться на принципы социокультурного анализа, сформулирован-
* Родионов Александр Алексеевич, e-mail: roda.alex@mail.ru
ные Н.Н. Лапиным1. Эти принципы позволяют рассматривать протестантизм, как социальный институт, с присущими ему признаками и функциями, и как социокультурное явление, выраженное в ценностном ядре протестантизма, которое может выступать основой социального взаимодействия на личностном, групповом и институциональном уровнях.
Исторический опыт показывает, что религиозные чувства и ценности находили воплощение в обеспечении относительно устойчивых социальных связей и отношений в обществе, определенной организации социальной деятельности с помощью социальных ролей, социальных норм и санкций, выполняя роль социального института.
Протестантизм в России появился практически сразу же после Реформации. В XVI в. появляются первые общины: в 1570-х гг. в Москве была построена Лютеранская церковь2. В то время протестантами являлись в основном иностранцы, проживавшие на территории России. В конце XVII — начале XVIII в. это было связано с решением Петра I о привлечении в страну иностранных специалистов.
Екатерина Великая, привлекая к освоению новых земель крестьян-переселенцев из Польши и Пруссии, исповедующих лютеранство, содействовала укреплению положения протестантов. В соответствии с указами Екатерины II от 1787 и 1789 г. переселенцам предоставлялась земля на вновь осваиваемых территориях Малороссии, Таврической губернии, Поволжья, а также ряд существенных социально-экономических льгот и привилегий, в частности освобождение от воинской службы.
Представляет интерес динамика социального состава протестантских общин. При Петре I протестантизм в России — это в основном иностранные специалисты, при Екатерине II — крестьяне, а в XIX — начале XX вв. среди активных протестантских деятелей были уже не только земледельцы, но и выходцы из военных и светских аристократических слоев и др. Социально-экономическая деятельность протестантских общин была сосредоточена в области земледелия, ремесла и производства.
1 См.: Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н. Социокультурный подход как базисное основание современных социальных технологий // Социально-технологическая культура как феномен XXI века: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 29-31 мая 2006 г.). М., 2006. С. 34-37.
2 Алленов А.Н. Евангелическо-Лютеранская церковь на тамбовщине // Протестантизм в современной России. Вклад в развитие общества, религии, истории и культуры. Мат-лы всероссийск. науч.-практич. конф., посвященной 495-летию Реформации. Пермь, 2012. С. 37.
С течением времени протестанты стали значимым элементом социальной структуры российского общества, однако, являясь частью общества, они не сливались с ним, сохраняя свои обычаи, нормы, ценности и образ жизни. При этом важнейшим каналом взаимодействия протестантов с представителями других социальных групп как в прошлом, так и в наше время были и есть их социально-экономическая деятельность, а также социальное служение, благотворительность, на основании которой они активно взаимодействовали как с представителями различных религий и конфессий, так и со светскими организациями, и с органами государственной власти.
Н.В. Варадинов пишет об активном участии протестантов-переселенцев XVIII в. в интенсивном развитии сельского хозяйства, ремесла и промышленности. Быстрыми темпами развивалось животноводство, протестанты организовали сыроваренное производство, завезли в Россию улучшенные породы мериносных овец и т.д3. Вскоре после их приезда в Россию здесь появились мастерские по изготовлению инвентаря, позже превратившиеся в заводы. Таким образом, можно утверждать, что протестанты активно участвовали в развитии сельского хозяйства и предпринимательства в Российской империи. По мере укрепления роли протестантских общин в российском обществе расширялась и их благотворительная деятельность среди населения страны. Отметим также, что в середине XIX в. государственная казна в виде податей получала с колонистов более миллиона рублей в год4.
После царского "Манифеста об укреплении начал веротерпимости" от 17 апреля 1905 г., который менял характер взаимоотношений между государством и "инакомыслящими", не принадлежавшими к Православной Церкви, многие протестантские общины активно включились в социальную работу на территории страны. В это время, взаимодействуя с органами власти, выросшие численно и укрепившие свое финансовое положение в стране адвентисты в одном из своих документов, адресованных директору Департамента духовных дел, утверждали следующее: "Русская Унион-Кон-ференция поставила себе задачей помогать в своем районе каждому нуждающемуся в помощи как телесно, так и духовно. Для этой цели учреждаются школы, лечебные заведения, приюты для престарелых и сирот. Попечение о бедных состоит, между прочим, в том, что в первую субботу каждого месяца производится сбор подаяний. В случае неурожая или голода, как на Волге в текущем году, Русская Унион-Конференция отправляет денежные суммы на места,
3 См: Варадинов Н.В. История МВД. СПб., 1863. Кн. 1. Ч. 2.
4 Немцы в России: Историко-документальное издание. СПб., 2004. С. 2-4.
которые там затем распределяются между нуждающимися"5. В октябре 1907 г. на Всероссийском съезде адвентисты постановили построить адвентистскую школу, «в которой молодые люди могли бы получать образование "для блага человечества"»6. Проектируемая школа была рассчитана на 100 воспитанников. Кроме Библии изучались гуманитарные науки, русский язык, а также основы земледелия, садоводства, элементарная медицина, ремесла и различные местные (инородческие) языки. Школа должна была находиться вдали от больших городов.
Стремясь к активному участию в нуждах людей, 14 февраля 1908 г. в Оренбурге протестанты зарегистрировали Дамское благотворительное общество евангелическо-лютеранского прихода. Оно провозглашало своей целью оказание помощи нуждающимся. С этой целью общество выдавало единовременные или ежемесячные пособия лицам, попавшим в трудные жизненные ситуации, вносило плату за обучение детей из бедных семей, причем не только лютеран, но и представителей других конфессий7. Кроме того, общество перечисляло деньги оренбургской тюрьме на нужды заключенных, поддерживало местные приюты и благотворительные организации. В основном финансы привлекались посредством членских взносов, розыгрышей благотворительных лотерей и др.8 Для оказания социальной помощи нуждающимся в 1914 г. в Саратове протестанты открыли завод по выпуску продуктов питания. Вот как об этом пишет руководитель протестантской общины того времени Г. Лебсак: «Братья решили начать дело с большой кофейной фабрики. Из учредительного фонда было взято 5000 рублей. Был основан Торговый Дом под именем фирмы "Ехекюг". Кроме того, наши беженцы и другие бедные собратья могли облегчить свое существование продажей кофе»9. Эта небольшая фабрика успешно работала до конца 1917 г. Помимо открытия фабрики в планах общины было открытие школ, санаториев, типографий, но этим планам не суждено было сбыться в связи с известными изменениями в политической жизни страны10.
5 РГИА. Ф. 821. Оп. 5. Д. 1035. Л. 56.
6 Бондарь С. Д. Адвентизм седьмого дня. СПб., 1911. С. 95.
7 Устав Дамского благотворительного общества евангелическо-лютеранского прихода в г. Оренбурге. Оренбург, 1908. С. 3.
8 Оренбургская газета. 1908. 21 ноября; Оренбургская газета. 1908. 23 ноября; Оренбургская газета. 1913. 1 июня; и др.
9 Лебсак Г. Великое Адвентистское движение и адвентисты седьмого дня в России // Кавказская союзная миссия Церкви христиан-адвентистов седьмого дня. М., 2006. С. 290.
10 Там же. С. 291.
После событий 1917 г. многие предприятия, принадлежащие протестантам, были разрушены, а вскоре и им самим пришлось уйти в подполье. После прихода к власти большевиков согласно Декрету Совета народных комиссаров РСФСР "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" (1918 г.) все религиозные благотворительные организации были запрещены. Однако к 1919 г. появляются некоторые послабления.
Весной 1919 г., получив разрешение представителей советской власти, Средне-Российская конференция адвентистов создает детскую трудовую колонию "Пенаты" при станции Половцево Новохоперского уезда Воронежской губернии, на что получает одобрение Совета защиты детей Комиссариата народного просвещения г. Москвы от 2 мая 1919 г. за № 1045. В колонии дети в возрасте от 7 до 15 лет получили возможность укрепить свое здоровье, питаясь на пожертвования местных протестантов11.
В период Гражданской войны протестанты активно занимались благотворительной деятельностью среди населения. В 1921 г. при содействии руководителя адвентистов Д. Исаака была создана благотворительная организация по оказанию гуманитарной помощи голодающим. Из Швеции в Москву был направлен груз с продовольствием: 600 тонн пшеницы и несколько тысяч посылок с продуктами питания. Этот груз был распределен среди адвентистских проповедников в различных городах, где проповедники совместно с органами местной власти раздавали продукты нуждающимся. Силами адвентистских общин организовывались благотворительные кухни, на которых кормили сотни детей12.
В то же время протестанты начали работу в сфере здравоохранения. В г. Марксштадте Саратовской области была открыта глазная клиника и отделение по лечению заболеваний уха, горла, носа. Местные власти были расположены к сотрудничеству и всячески поддерживали доброе начинание. В клинике был стационар на 25 коек, с больными работали специальные врачи, часть которых была приглашена из Германии. Лечение в клинике было бесплатным. В обоих отделениях за первые восемь месяцев работы прошли курс лечения 2430 больных13.
Советская власть понимала, какой потенциал заложен в русском протестантизме, а потому на XIII съезде ВКП(б) в мае 1924 г. была принята резолюция, в которой указывалось (п. 17), что "особо
11 Гончаров О.Ю. Социально-экономическая деятельность адвентистов седьмого дня в истории России // Протестантизм в современной России... С. 61.
12 Там же.
13 Зайцев Е.В. История Церкви АСД. Заокский, 2008. С. 350—351.
внимательное отношение необходимо проявлять к сектантам14, в среде которых замечается много активности. Умелым подходом надо добиться того, чтобы направить в русло советской работы имеющиеся среди сектантов значительные хозяйственно-культурные элементы. Ввиду многочисленности сектантов работа эта имеет большое значение"15.
В начале советского периода протестанты создавали коммуны, которые быстро становились крупнейшими производителями сельхозпродукции. Описывая работу одной из коммун, Д.В. Горюнов утверждает: "Коммуна продемонстрировала высокие организационные и производственные качества. Она не просила финансовой помощи у государства, напротив, жертвовала деньги на осуществление культурных проектов и заботу о бедных из соседних деревень"16. Коммуна владела большим поголовьем птицы и скота, множеством помещений и машин.
По воспоминаниям очевидцев, подобного рода сельскохозяйственные протестантские общины существовали на территории всего Советского Союза и имели немалый успех в своих делах17. Так, об успехах подобных артелей писала "Правда" (№ 108, 1924 г.). В.Д. Бонч-Бруевич называл верующих протестантов примерными передовыми работниками, которых, по его словам, было бы преступно не использовать в решении хозяйственных задач страны.
Обращая внимание на ценностные и морально-нравственные принципы построения жизни протестантами, мы можем утверждать, что рассмотренные М. Вебером в его работе "Протестантская этика и дух капитализма" принципы актуальны и для российских протестантов. Протестанты в России, сохраняя веру своих отцов, сохраняют и приверженность к качественному труду, считая его своим служением Богу. Основными качествами протестантов, которые подмечали их современники, являлись их любовь к труду, бережливость, любовь к порядку, стремление качественно и добросовестно выполнять поставленные задачи18. Отмечались также такие качества как дружелюбие, терпимость и т.п.
На протяжении своей жизни в составе российского общества, как его неотъемлемой части, протестанты не замыкались на себе,
14 Именно этот термин использовался в Российской Империи и Советской России для обозначения большинства протестантов.
15 Зайцев Е.В. Указ. соч. С. 64.
16 Цит. по: Гончаров О.Ю. Указ. соч. С. 65.
17 100 лет Церкви христиан адвентистов седьмого дня в Москве: Юбилейное издание // Московская миссия Западно-Российского союза Церкви АСД. М., 2005. С. 76.
18 Там же. С. 55.
а, напротив, активно взаимодействовали с представителями разных социальных групп, институтов, в том числе с представителями государственных органов, а также других религий и христианских конфессий.
Например, общины адвентистов седьмого дня, вышедшие из состава колонистов-менонитов, не уклонялись от общественной жизни и принимали участие даже в поддержке местных православных общин. Исследователь процессов развития инославных движений в России XIX в. Н.М. Астырев пишет об адвентистах в с. Каменка Воронежской губернии: "Когда Каменские жители вздумали купить новый и большой колокол для приходской церкви и сделали для этого душевой оклад, то субботники не отказались внести причитающуюся с них сумму денег; или в селе производили сбор пожертвований в пользу больных и раненых воинов — и субботники сделали посильные пожертвования"19.
Н.В. Варадинов пишет о повседневной жизни протестантов в XVIII в. следующее: "В колониях меннонитов вообще не было ни пивных, ни таверн. И праздников у них было значительно меньше, чем у православных. Отличались своей религиозностью, ценили порядок и точность"20. Нравственный образ жизни меннонитов во многом способствовал успеху их деятельности на территории России.
Сохраняя уже названные ценности благотворительности и труда, протестанты отличались приверженностью идеям мира и ненасилия. Так, в соответствии со своим учением, во время Великой Отечественной войны они (в основной своей массе) отказались брать в руки оружие, за что многие из них были репрессированы. Однако немало протестантов продолжали быть активными участниками жизни общества, служили на фронте в качестве медбратьев, шоферов, участвовали во фронтовых оркестрах или работали в тылу, в том числе и на лесоповале в Сибири21.
Стоит заметить, что не всегда протестанты в России получали возможность развиваться и на практике реализовывать свои ценностные установки. Становление социального института протестантизма в России полно противоречий, взлетов и падений. Периоды расцвета сменялись временами трудностей.
Расцвет социального служения в начале ХХ в. также оказался очень коротким. Вскоре государственно-конфессиональные отношения изменились, и власти стали представлять протестантов со-
19 Астырев Н. Субботники в России и в Сибири // Северный вестник. 1891. № 6.
20 Варадинов Н.В. Указ. соч. С. 30.
21 Горбатов А.В., Шиллер В.В. Адвентисты седьмого дня в Сибири. История и современность // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Вып. 3. Сборник статей. М., 2006. С. 335—336.
всем в ином свете22. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. "О религиозных объединениях", по сути, были отменены все свободы, которыми ознаменовалась Новая экономическая политика. Все предписания Постановления были направлены на взятие под контроль властей любых религиозных действий, на разобщение верующих и церковной жизни23. В 1930-е гг. началась мощная антирелигиозная компания, в ходе которой были арестованы многие активные религиозные деятели, а некоторые из них оказались расстрелянными. Протестантам пришлось уйти в подполье, речь шла уже не о служении, а о выживании. Деятельность многих религиозных организаций была совсем приостановлена, так, в Оренбуржье с 1930-х до конца 1980-х гг. фактически не действовала Лютеранская церковь24, нет данных о деятельности адвентистов седьмого дня с 1930-х и до конца 1950-х гг.25
В послевоенные годы общины евангельских христиан уже представляли собой небольшие разрозненные группы, постоянно подвергающиеся гонениям со стороны властей и вынужденные скрывать свою веру. Например, уполномоченный Н.Г. Музлов о русскоязычных группах евангельских христиан начала 1950-х гг. писал, что они «упорно отрицают факты проведения молений, указывают, что собираются в "гости"»26. В то время протестантизм, как часть общества, как социальный институт в структуре общества, фактически был уничтожен. Свой вклад в общественное развитие, протестанты могли внести только личным трудом и примером. Многие из них в то время были отмечены руководством, коллегами по работе или просто соседями, как добросовестные и честные работники, ответственные и заботливые руководители27, примерные колхозники, хорошие семьянины.
Возобновление государственно-конфессиональных отношений начинается только в 1970-е гг. В июле 1975 г. выходит Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О внесении изменений и дополнений в Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. "О религиозных объединениях"»28. Принятый Указ предоставлял
22 Путинцев Ф. Кабальное братство сектантов. М.; Л., 1931; Он же. Кулацкое светопредставление. М., 1930; Морозов И. Сектантские колхозы. М.; Л., 1931.
23 Гончаров О.Ю. Указ. соч. С. 72.
24 Конфессии и религиозные объединения в Оренбургской области: Справочник // Министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области. Оренбург, 2012. С. 105.
25 Там же. С. 99.
26 Информационный отчет <...> за IV квартал 1950 г. // Государственный архив Пермского края (далее — ГАПК). Ф. р-1204. Оп. 2. Д. 2. Л. 94.
27 Копылова Е. Честный Иоганн и его наследники // Теперь Время. 2002. № 1.
28 СУ РСФСР. 1975. № 27. Ст. 572.
религиозным организациям право приобретения транспортных средств, аренды, строительства и покупки в собственность зданий для своих нужд, производства и продажи церковной утвари и предметов религиозного культа. Кроме того был снят ряд ограничений финансового характера. Но полную свободу ведения социально-экономической деятельности религиозные организации получили только в конце XX в., во времена начавшейся перестройки. 1 октября 1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон СССР "О свободе совести и религиозных организациях". Вслед за ним 25 октября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон "О свободе вероисповеданий"29. Одновременно утратили силу Декрет 1918 г. и Постановление 1929 г. Таким образом, протестанты снова получили возможность вести социально-экономическую деятельность на законном основании.
Мощный подъем религиозных движений в России в 1990-е гг. ознаменовался также активностью протестантов в общественной жизни страны. Началось строительство реабилитационных центров для наркоманов и алкозависимых. Открывались бесплатные столовые. Только у адвентистов в центральной России в 1993 г. действовали 12 бесплатных столовых, в которых регулярно питались около 300 тыс. человек30. Во время чеченского конфликта 1995—1996 гг. около 40 000 беженцев получили гуманитарную помощь в виде одежды и продуктов питания. После трагедии в Бес-лане протестанты активно включись в работу как с прямыми, так и с косвенными жертвами трагедии, им была оказана социальная и психологическая помощь, помимо этого были приготовлены и розданы продовольственные наборы весом 14 кг для 210 семей, или приблизительно для 1050 человек. После работы в Беслане протестанты получили от администрации Правобережного района и города Беслана благодарственное письмо, подписанное главой администрации и местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия — Алания В.Х. Ходовым31.
На территории России на данный момент действуют несколько средних образовательных протестантских учреждений, которые пользуются заслуженным авторитетом у местного населения. Гимназия, действовавшая в 2000-е гг. на базе Тамбовского Храма Христа Спасителя Евангельских христиан32, принимала для обучения как
29 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 21. С. 240.
30 Гончаров О.Ю. Указ. соч. С. 83.
31 Там же. С. 85.
32 http://russia-church.com
детей из христианских семей, так и детей из семей, не разделяющих религиозные убеждения протестантов. Отдавая своих детей на обучение в протестантскую гимназию, неверующие родители ссылались на высокоморальную обстановку среди гимназистов и на высокий уровень образования, которое давала гимназия. Подобного рода средние общеобразовательные протестантские учреждения действуют в Рязани, Туле и других городах.
В современной России немало исследователей, которые подчеркивают важную роль протестантских общин в социальном служении. Д.В. Горюнов утверждает: "На данный момент на территории Перми и Пермского края наибольшую активность в плане социальной работы проявляют протестантские деноминации"33. Автор говорит о создании протестантами на территории Пермского края проекта тюремного служения, за 2008-2010 г. охватившего 40 тыс. заключенных. Протестанты в Пермском крае осуществляют специальные программы по реабилитации наркозависимых, организуют работу с их родителями. По словам автора, в отдельных общинах "представлен достаточно широкий спектр социальной деятельности: посещение и помощь детским домам, поддержка инвалидов, пожилых людей, бездомных, реабилитация наркозависимых, лиц, освободившихся из мест заключения, и т.д."34
Обращая внимание на несомненные положительные стороны социальной работы протестантских общин в России, стоит отметить и негативные моменты в их деятельности. Можно согласиться с Д.В. Горюновым, который указывает на наиболее распространенный негативный момент в социальном служении протестантов, он утверждает, что "часть данных религиозных объединений рассматривает гуманитарную деятельность как плацдарм для миссионерской работы, что несколько умаляет гуманистический потенциал подобной деятельности"35. Во многом именно неспособность современных российских протестантов разделить социальное служение и миссионерскую деятельность и становится причиной негативного отношения к ним со стороны общества.
Вместе с тем, значительная роль протестантов в социальном развитии российского общества очевидна. На наш взгляд, большой потенциал социально-экономического и духовного служения, заложенный в протестантизме, используется далеко не полностью. И сегодня многие протестантские общины сталкиваются с труд-
33 Горюнов Д.В. Социально-гуманитарная деятельность протестантских деноминаций // Протестантизм в современной России. С. 95.
34 Там же.
35 Там же. С. 96.
ностями в реализации своей деятельности и ценностных установок. Во многом из-за деятельности некоторых представителей РПЦ и чиновников властных органов в общественном мнении недооценивается большой потенциал, заложенный в протестантских общинах. Мы считаем, что только в рамках взаимодействия представителей всех христианских конфессий и органов власти возможно конструктивное развитие и эффективное использование всех имеющихся ресурсов построения гражданского общества на территории современной России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
100 лет Церкви христиан адвентистов седьмого дня в Москве: Юбилейное издание // Московская миссия Западно-Российского союза Церкви АСД. М., 2005 (100 let Cerkvi hristian adventistov sed'mogo dnja v Moskve: Jubilejnoe izdanie // Moskovskaja missija Zapadno-Rossijskogo sojuza Cerkvi ASD. M., 2005).
Алленов А.Н. Евангелическо-Лютеранская церковь на тамбовщине // Протестантизм в современной России. Вклад в развитие общества, религии, истории и культуры. Мат-лы всероссийск. науч.-практ. конф., посвященной 495-летию Реформации. Пермь, 2012 (Allenov A.N. Evangeliches-ko-Ljuteranskaja cerkov' na tambovshhine // Protestantizm v sovremennoj Rossii. Vklad v razvitie obshhestva, religii, istorii i kul'tury. Mat-ly vserossijsk. nauch.-prakt. konf., posvjashhennoj 495-letiju Reformacii. Perm', 2012).
Астырев Н.М. Субботники в России и в Сибири // Северный вестник. 1891. № 6 (Astyrev N.M. Subbotniki v Rossii i v Sibiri // Severnyj vestnik. 1891. N 6).
Бондарь С.Д. Адвентизм седьмого дня. СПб., 1911 (Bondar' S.D. Adven-tizm sed'mogo dnja. SPb., 1911).
Варадинов Н.В. История МВД. СПб., 1863. Кн. 1. Ч. 2 (Varadinov V. Is-torija MVD. SPb., 1863. Kn. 1. Ch. 2).
Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 21 (Vedomosti S#ezda narodnyh deputatov RSFSR i Ver-hovnogo Soveta RSFSR. 1990. N 21).
Гончаров О.Ю. Социально-экономическая деятельность адвентистов седьмого дня в истории России // Протестантизм в современной России. Вклад в развитие общества, религии, истории и культуры. Мат-лы всероссийск. науч.-практ. конф., посвященной 495-летию Реформации. Пермь, 2012 (Goncharov O.Ju. Social'no-jekonomicheskaja dejatel'nost' adventistov sed'mogo dnja v istorii Rossii // Protestantizm v sovremennoj Rossii. Vklad v razvitie obshhestva, religii, istorii i kul'tury. Mat-ly vserossijsk. nauch.-prakt. konf., posvjashhennoj 495-letiju Reformacii. Perm', 2012).
Горбатов А.В., Шиллер В.В. Адвентисты седьмого дня в Сибири. История и современность // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Сборник статей. Вып. 3. М., 2006 (GorbatovA.V., Shiller V.V.
Adventisty sed'mogo dnja v Sibiri. Istorija i sovremennost' // Svoboda sovesti v Rossii: istoricheskij i sovremennyj aspekty. Sbornik statej. Vyp. 3. M., 2006).
Горюнов Д.В. Социально-гуманитарная деятельность протестантских деноминаций // Протестантизм в современной России. Вклад в развитие общества, религии, истории и культуры. Мат-лы всероссийск. науч.-практ. конф., посвященной 495-летию Реформации. Пермь, 2012 (Gorjunov D.V. Social'no-gumanitarnaja dejatel'nost' protestantskih denominacij // Protestant-izm v sovremennoj Rossii. Vklad v razvitie obshhestva, religii, istorii i kul'tury. Mat-ly vserossijsk. nauch.-prakt. konf., posvjashhennoj 495-letiju Reformacii. Perm', 2012).
Государственный архив Оренбургской области. Ф. 175. Оп. 1. Д. 33. Т. 2. Л. 35 (Gosudarstvennyj arhiv Orenburgskoj oblasti. F. 175. Op. 1. D. 33. T. 2. L. 35).
Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н. Социокультурный подход как базисное основание современных социальных технологий // Социально-технологическая культура как феномен XXI века: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 29—31 мая 2006 г.) (Dobrynina V.I., Kuhtevich T.N. Socio-kul'turnyj podhod kak bazisnoe osnovanie sovremennyh social'nyh tehnologij // Social'no-tehnologicheskaja kul'tura kak fenomen XXI veka: materialy Mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. (g. Belgorod, 29—31 maja 2006 g.)).
Зайцев Е.В. История Церкви АСД. Заокский, 2008 (Zajcev E.V. Istorija Cerkvi ASD. Zaokskij, 2008).
Информационный отчет <...> за IV квартал 1950 г. // Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. р-1204. Оп. 2. Д. 2. Л. 94 (Informa-cionnyj otchet <...> za IV kvartal 1950 g. // Gosudarstvennyj arhiv Permskogo kraja (GAPK). F. r-1204. Op. 2. D. 2. L. 94).
Конфессии и религиозные объединения в Оренбургской области: Справочник // Министерство культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области. Оренбург, 2012 (Konfessii i religioznye ob#edinenija v Orenburgskoj oblasti: Spravoch-nik // Ministerstvo kul'tury, obshhestvennyh i vneshnih svjazej Orenburgskoj oblasti. Orenburg, 2012).
Копылова Е. Честный Иоганн и его наследники // Теперь Время. 2002. № 1 (Kopylova E. Chestnyj Iogann i ego nasledniki // Teper' Vremja. 2002. N 1).
Лебсак Г. Великое Адвентистское движение и адвентисты седьмого дня в России // Кавказская союзная миссия Церкви христиан-адвентистов седьмого дня. М., 2006 (Lebsak G. Velikoe Adventistskoe dvizhenie i adventisty sed'mogo dnja v Rossii // Kavkazskaja sojuznaja missija Cerkvi hristian-adven-tistov sed'mogo dnja. M., 2006).
Морозов И. Сектантские колхозы. М.; Л., 1931 (Morozov I. Sektantskie kolhozy. M.; L., 1931).
Немцы в России: Историко-документальное издание. СПб., 2004 (Nemcy v Rossii: Istoriko-dokumental'noe izdanie. SPb., 2004).
Оренбургская газета. 1908. 21 ноября (Orenburgskaja gazeta. 1908. 21 no-jabrja).
Оренбургская газета. 1908. 23 ноября (Orenburgskaja gazeta. 1908. 23 no-jabrja).
Оренбургская газета. 1913. 1 июня (Orenburgskaja gazeta. 1913. 1 ijunja).
Путинцев Ф. Кулацкое светопредставление. М., 1930 (Putincev F. Ku-lackoe svetopredstavlenie. M., 1930).
Путинцев Ф. Кабальное братство сектантов. М.; Л., 1931 (Putincev F. Kabal'noe bratstvo sektantov. M.; L., 1931).
РГИА. Ф. 821. Оп. 5. Д. 1035. Л. 56 (RGIA. F 821. Op. 5. D. 1035. L. 56).
СУ РСФСР. 1975. № 27 (SU RSFSR. 1975. N 27).
Устав Дамского благотворительного общества евангелическо-лютеран-ского прихода в г. Оренбурге. Оренбург, 1908 (Ustav Damskogo blagotvori-tel'nogo obshhestva evangelichesko-ljuteranskogo prihoda v g. Orenburge. Orenburg, 1908).
russia-church.com