Научная статья на тему 'Распределенная модель сетевого взаимодействия как механизм формирования управленческих умений руководителей школы'

Распределенная модель сетевого взаимодействия как механизм формирования управленческих умений руководителей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
645
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УМЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / РАСПРЕДЕЛЕННАЯ МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СУБЪЕКТЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / РЕСУРСЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ADMINISTRATIVE SKILLS OF A SCHOOL MANAGER / NETWORK INTERACTION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / A DISTRIBUTED MODEL OF NETWORK INTERACTION / THE SUBJECTS OF NETWORKING / RESOURCES OF NETWORKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москвин Сергей Николаевич

Поиск современных подходов к управлению школой требует нового взгляда на управленческие умения ее руководителей. В статье представлено понятие управленческих умений, сформулированное автором, их виды и структура. В качестве механизма формирования управленческих умений руководителей школы выступает сетевое взаимодействие образовательных организаций. Был проведен анализ существующих моделей сетевого взаимодействия и выбрана распределенная модель, дана ее характеристика и описаны преимущества. На примере распределенной сети образовательных организаций г. Красноярска представлено формирование управленческих умений руководителей. В статье определены задачи и принципы такого сетевого взаимодействия, структура и характеристика субъектов сети, описаны основные направления деятельности и инструменты сетевой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Москвин Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A distributed model of network interaction as a mechanism of developing school managers' administrative skills

Search of modern approaches to school management requires a new view on the managerial skills of its leaders. The article presents the concept of the office administrative skills formulated by the author, their types and structure. As the mechanism of formation of managerial skills of school leaders, serves network cooperation of educational institutions. The existing models of network interaction were analyzed and the distributed model was selected. The article gives its characteristics and presents the advantages. On the example of a distributed network of educational institutions of Krasnoyarsk the formation of administrative skills of managers are presented. The article defines the objectives and principles of such network interaction, structure and characteristics of constituent entities of the network, describes the main activities and tools of networking.

Текст научной работы на тему «Распределенная модель сетевого взаимодействия как механизм формирования управленческих умений руководителей школы»

1УДК 37.08 ББК 74.4

РАСПРЕДЕЛЕННАЯ МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ

С. Н. Москвин

Аннотация. Поиск современных подходов к управлению школой требует нового взгляда на управленческие умения ее руководителей. В статье представлено понятие управленческих умений, сформулированное автором, их виды и структура. В качестве механизма формирования управленческих умений руководителей школы выступает сетевое взаимодействие образовательных организаций. Был проведен анализ существующих моделей сетевого взаимодействия и выбрана распределенная модель, дана ее характеристика и описаны преимущества. На примере распределенной сети образовательных организаций г. Красноярска представлено формирование управленческих умений руководителей. В статье определены задачи и принципы такого сетевого взаимодействия, структура и характеристика субъектов сети, описаны основные направления деятельности и инструменты сетевой работы.

Ключевые слова: управленческие умения руководителя школы, сетевое взаимодействие образовательных организаций, распределенная модель сетевого взаимодействия, субъекты сетевого взаимодействия, ресурсы сетевого взаимодействия.

A DISTRIBUTED MODEL OF NETWORK INTERACTION AS A MECHANISM OF DEVELOPING SCHOOL MANAGERS' ADMINISTRATIVE SKILLS

S. N. Moskvin

Abstract. Search of modern approaches to school management requires a new view on the managerial skills of its leaders. The article presents the concept of the office administrative skills formulated by the author, their types and structure. As the mechanism of formation of managerial skills of school leaders, serves network cooperation of educational institutions. The existing models of network interaction were analyzed and the distributed model was selected. The article gives its characteristics and presents the advantages. On the example of a distributed network of educational institutions of Krasnoyarsk the formation of administrative skills of managers are presented. The article defines the objectives and principles of such network interaction, structure and characteristics of constituent entities of the network, describes the main activities and tools of networking.

Keywords: administrative skills of a school Manager, network interaction of educational institutions, a distributed model of network interaction, the subjects of networking, resources of networking.

Модернизация современного образования, основные направления которой сформулированы в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ 2013-2020 г., определяет характер изменений образовательных учреждений, повышение их конкурентоспособности. Одним из ключевых направлений этих изменений является совершенствование модели управления школы и формирова-

ние новых компетенций их руководителей. Традиционная система развития управленческих навыков на основе послевузовского профессионального образования хотя и сохраняет свою актуальность, но не решает проблему в комплексе на уровне региона. Поиск новых моделей, позволяющих формировать управленческие навыки руководителей школ, определяет актуальность данной проблемы.

В качестве основной формируемой характеристики у руководителя школы в нашем ис-

следовании выступает управленческое умение. Данный термин близок по смысловому значению с такими понятиями, как «компетенция» и «профессиональный навык». С. Г. Воровщиков определяет умение как способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях [1, с. 86]. В. Д. Симоненко и М. В. Ретивых относят умение к освоенному субъектом способу выполнения действий, при этом этот способ обеспечивается совокупностью знаний и навыков, что позволяет его переносить в новые условия [2]. В исследовании Н. А. Кузминой делается акцент на практико-ориентированном умении, которое она определяет как интегрированное качество личности, проявляющееся в системном и самостоятельном действии при организации и проведении работы в профессиональной области, основанное на получении теоретических знаний и практических умений [3, с. 30]. Понятие «управленческое умение» вводит в научный оборот Т. И. Шамова. На основе этих и других исследований сформулируем определение управленческого умения. Управленческое умение руководителя школы - имеющая системный характер способность организовывать и осуществлять профессиональную управленческую деятельность школы, решать стратегические и оперативные задачи на основе сформированных у руководителя когнитивных, праксиологических, аксиологических и мотивационных компонентов личности. Для определения управленческих умений директора школы мы проанализировали следующие документы:

• Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации» (Проект Приказа Минтруда России).

• Должностная инструкция «Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения» ЕКСД (Приказ Минсоц-развития РФ от 26.08.10 № 761н).

• Должностная инструкция директора школы (Приказ ГУО Красноярского края).

• ФГОС ВО направления 44.04.01 «Педагогическое образование» (Приказ Минобрнауки РФ от 21.11.2014 № 1505).

Также было проведено структурированное интервью с директорами школ г. Красноярска.

Результаты исследования позволили выделить три основных управленческих умения: аналитическое умение, организационное умение и коммуникативное умение. Представим структуру данных умений.

Аналитическое умение:

• организовывать и проводить комплексный анализ и прогнозирование внешнего микро- и макроокружения, внутренней среды школы, ее системы управления;

• выявлять имеющиеся проблемы и противоречия в деятельности школы, обусловливающие их причины для решения задач стратегического и оперативного планирования;

• организовывать и управлять процессами маркетинговых исследований и анализа образовательного рынка с целью управления портфелем образовательных услуг;

• осуществлять сбор, анализ, систематизацию и распространение входящей информации для принятия управленческих решений, в том числе с использованием современных информационных технологий.

Организационное умение:

• организовывать деятельность школы на основе государственной политики в области образования, социального заказа и интересов обучающихся, их родителей; развивать образовательную среду школы, управлять образовательными программами и проектами;

• выявлять потенциал развития школы, формировать стратегические альтернативы, оценивать их, формировать ключевые факторы успеха в долгосрочной перспективе;

• проектировать, разрабатывать и оптимизировать организационную структуру школы, рационально распределять функционал и властные полномочия;

• осуществлять расстановку персонала с учетом индивидуальных и профессиональных особенностей, аттестации рабочих мест;

• утверждать нормативно-правовые документы школы регламентирующего и учебно-методического характера, контролировать их исполнение;

• совершенствовать качество образования, внедрять образовательные инновации, организовывать разработку и реализацию современных моделей, методик и технологий для повышения эффективности образовательной системы школы;

• формировать и совершенствовать кадровую политику школы; управлять процессами подбора, адаптации, оценки персонала, совершенствования организации труда, системы мотивации и стимулирования персонала, развития персонала и организационной культуры;

• разрабатывать и выполнять финансово-хозяйственный план деятельности и бюджет школы; производить расчет инвестиций и финансово-экономических показателей;

• рассчитывать потребности школы в ресурсах, разрабатывать и осуществлять планы привлечения ресурсов, в том числе из внебюджетных источников, формировать стандарты их распределения;

• управлять изменениями деятельности школы в целом, отдельных ее объектов и процессов на основе системы сбалансированных показателей;

• проводить оценку эффективности деятельности школы.

Коммуникативное умение:

• обеспечивать эффективное взаимодействие с органами муниципальной и государственной власти, партнерами, организациями образовательной инфраструктуры в интересах школы, выполнение представительских функций;

• выстраивать отношения с целевыми аудиториями, формирование привлекательного имиджа школы;

• проявлять лидерскую позицию, осуществлять поиск и реализацию креативных решений с привлечением управленческой команды, эффективных способов коммуникации, демонстрировать творческий подход и инициативу;

• активно привлекать к изменениям персонал школы, используя экономические, организационные и морально-психологические методы стимулирования, среду для творчества;

• вести переговоры, использовать умения публичных выступлений и убеждения, разрешать возникающие конфликтные ситуации.

В качестве исходной предпосылки для формирования управленческих умений руководителя школы выступает взгляд на руководителя школы как саморазвивающуюся и саморегулируемую личность, способную к самопроектированию, самоорганизации в профессиональной сфере за счет активизации внутренних ре-

сурсов в процессе взаимодействия с образовательной средой.

Система дополнительного профессионального образования педагогических кадров в силу объективных причин не может решить задачу комплексного формирования управленческих умений руководителей в региональном масштабе. Однако она является одним из элементов предлагаемого нами инструмента, позволяющего решить эту задачу. В качестве такого инструмента мы предлагаем использовать сетевое взаимодействие образовательных организаций. На его актуальность обращают внимание Д. А. Гусев и О. В. Флеров, называя социальное партнерство особым видом взаимодействия образовательных, научных учреждений, производства, местного сообщества [4, с. 51]. Под сетевым взаимодействием в образовании понимается совокупность взаимосвязанных образовательных субъектов (индивид, социальная группа, организация, институт), которая направлена через совместную деятельность на решение определенной проблемы или достижение поставленной цели. Ю. Н. Фролов выделяет следующие признаки сетевого взаимодействия в образовании [5, с. 137]:

• общие цели;

• обмен ресурсов;

• многоуровневые горизонтальные и вертикальные связи;

• порождение инновационных продуктов и форм деятельности;

• нормы не задаются сверху, а выращиваются внутри сети естественным образом;

• взаимная ответственность участников сетевого взаимодействия за деятельность и результаты;

• ролевая структура участников сети;

• синергия.

Выбор модели сетевого взаимодействия сопряжен с определенными трудностями, возникшими в силу многообразия подходов к их классификации. В настоящее время наработан большой теоретический и практический опыт сетевого взаимодействия образовательных организаций. Стоит назвать исследования Е. А. Ворониной, предпринявшей попытку классифицировать модели сети [6, с. 4], В. И. Сахаровой, предложившей модель тройной спирали [7], Н. Г. Никифоровой, разработавшей многокон-

турную модель [8]. Необходимо отметить Д. Ц. Дугарову и Н. П. Пурбуева, проведших серьезный анализ моделей образовательных сетей, используемых за рубежом [9]. Анализируя все многообразие моделей сетевого взаимодействия, остановим свой выбор на распределенной модели. Поясним, в чем состоит ее особенность, и приведем аргументы в пользу выбора этой модели.

В распределенной сетевой модели нет фиксированного центра, как в концентрированной (Е. А. Воронина) или ядерной модели (С. В. Иванова) [10, с. 109]. Основной принцип образовательных организаций здесь - саморегулирование. Ценность присутствия в сети для каждого субъекта определяется целесообразностью. Такое сетевое взаимодействие напоминает модель экономической самоорганизации, а не автократию. Структура взаимодействия образовательных организаций имеет проектный, а не функциональный или процессный характер, что является важным преимуществом в условиях гибкой среды, и, поскольку в распределенной сети значительно больше горизонтальных и диагональных связей, это сокращает издержки на обмен информации, принятие решений, оптимизирует время разработки и реализации проектов. В такой сетевой модели осуществляется свободный обмен ресурсами между участниками, а значит, их использование становится более рациональным. Данная сетевая структура имеет гибкий характер, сеть может меняться под конкретные задачи, возможно появление временного иерархического центра, которым становится один из акторов сети.

По сути, взаимодействие сетевых образовательных организаций является площадкой для реализации программ дополнительного профессионального образования по формированию управленческих умений, средством научно-методического обмена, реализации методов неформального профессионального образования, осуществления организационно-педагогического сопровождения. В качестве субъектов формирования управленческих умений выступают директора школы, заместители директора школы, представители кадрового резерва школьного образования.

Проблема проводимого исследования заключается в необходимости разработки инстру-

ментов по формированию управленческих умений директора школы на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций.

Гипотезой исследования является следующее утверждение: управленческие умения директора школы будут сформированы, если будут обеспечены следующие организационно-педагогические условия:

• определен состав и структура профессионально-ориентированных управленческих умений директора школы;

• определено содержание деятельности по формированию профессионально-ориентированных управленческих умений директора школы;

• раскрыт характер функционирования инструментов сетевого взаимодействия образовательных организаций по формированию профессионально-ориентированных управленческих умений директоров школы;

• разработана программа дополнительного профессионального образования по формированию управленческих умений, методика организационно-педагогического сопровождения субъектов формирования управленческих умений;

• разработана и реализована педагогическая модель формирования профессионально-ориентированных управленческих умений директоров школы на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций;

• разработана оценка форсированности управленческих умений директора школы (критерии, показатели, уровни, методика оценивания).

Сформулированная гипотеза позволила определить задачи исследования.

В основе саморегулирования предлагаемого нами сетевого взаимодействия лежат принципы автономности, субсидиарности, корпоративности (общности профессиональных интересов) и комплементарности.

Состав сети и характер ее участников представлен в таблице.

Далее представлены основные направления формирования управленческих умений директора школы на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций.

Осуществление программы дополнительного профессионального образования блочно-

Педагогический поиск Таблица

Субъекты сети и их характеристика

Субъекты сети Роль в сети Имеющиеся ресурсы

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева Системный интегратор сети — разработчик модели сетевого взаимодействия: — организация и осуществление образовательной, консультативной, исследовательской деятельности; — реализация образовательных программ, направленных на формирование управленческих умений руководителей образовательных учреждений Профессорско-преподавательский персонал. Информационные ресурсы (ЭБС, е-НЬгагу, депозитарий мультимедийных продуктов). Материально-технические ресурсы (учебные аудитории). Учебно-методические ресурсы (программы ДПО)

Муниципальный орган управления образованием: Главное управление образования г. Красноярска Орган управления и координации образовательных учреждений среднего, общего (полного) образования (ОУ): — реализация государственной политики в области образования при осуществлении сетевого взаимодействия; — (как учредитель ОУ): разработка и реализация кадровых решений по руководителям и кадровому резерву на руководящие должности в образовании Учебно-методические ресурсы (регламентирующие документы в городском образовании, методики мониторинга качества). Социальные ресурсы (партнерские связи, образовательное сообщество)

Образовательные организации среднего общего (полного) образования Основной получатель ключевого полезного продукта сетевого взаимодействия: — формирование управленческих навыков руководителей на основе участия в программах обучения, развития, консультирования и исследования, проводимых в рамках сетевого взаимодействия, участия в сетевом взаимодействии; — экспериментальная база для исследований в рамках сети; — поставщики научно-образовательного опыта и методических разработок Учебно-методические ресурсы (методики управления образованием)

Красноярский ин-формационно-мето-дический центр. Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Информационно-консультативный орган сетевого взаимодействия: — организация методического информирования субъектов сети; — проектная, методическая, оценочная, образовательная деятельность; — разработка и совершенствование моделей, технологий и инструментов образования; — организационно-педагогическое сопровождение Человеческие ресурсы (преподаватели, методисты, консультанты). Материально-технические ресурсы (учебные аудитории). Учебно-методические ресурсы (программы ДПО, методики, учебно-методические пособия)

Экспертное сообщество Гибкий состав экспертов, оказывающих научно-методологическое, информационно-образовательное содействие работе сетевому взаимодействию: — участие в проектах, образовательных программах и исследованиях; — оценка, экспертиза документов и работ; — разработка рекомендаций по совершенствованию качества процессов и систем Человеческие ресурсы (эксперты). Учебно-методические ресурсы (концепции, методология, инструменты обучения, консультирования, экспертизы)

модульного типа, которая осуществляется во взаимодействии двух типов деятельности: обучающей и профессионально-практической. Обучающие модули представляют собой органи-зационно-деятельностную игру, посвященную определенной комплексной проблеме управления школой. Далее следует практическая деятельность, в которой обучающийся применяет полученные умения и выполняет опреде-

ленный проект. Таких циклов в программе предусмотрено двенадцать.

Неформальное образование реализуется на основе следующих методов:

• коллективные методы: участие в педагогических и управленческих конференциях, работа в проектах, комиссиях в качестве эксперта, участие в конкурсах, работа в клубе молодых директоров школы;

• групповые методы: руководство (участие) в разработке и реализации образовательных проектов, участие в круглых столах, дискуссиях, мастер-классах, обмен мнениями, методическими материалами в сети;

• индивидуальные методы: самообразование, работа с профессиональной литературой, периодикой, сетевыми ресурсами, публикации статей в научных и научно-методических изданиях, персональный бенчмаркинг.

• Организация и проведение мероприятий профессионального обмена (выставки, конференции, круглые столы, дискуссионные площадки, публичная презентация результатов проектов).

Реализация межорганизационных проектов и исследовательская деятельность.

Стажировки руководителей школ и представителей кадрового резерва в другие организации сети.

Осуществление методической и консалтинговой деятельности для развития образовательных организаций и их руководителей.

Проведение мониторинга и экспертизы различных программ, процессов, выявление показателей результативности сети, организаций и руководителей.

Организационно-педагогическое сопровождение субъектов формирования управленческих умений. Методы сопровождения:

Прямые - диагностика, контроль, инструктаж, стимулирование, убеждение, корректировка, методическое консультирование.

Опосредованные - мониторинг, рефлексия, самоконтроль, диалог, дискуссия, личный пример.

Важным инструментом саморегулирования сетевого взаимодействия является шеЬ-портал сети. Он содержит новости сети, ресурсы сети (описание всех ресурсов, месторасположения, условия использования), характеристику реализуемых проектов, календарь событий, характеристику всех образовательных программ для развития управленческих умений руководителей. В портале можно найти статьи и материалы по самообразованию руководителей образования, видеолекции, имеется личный кабинет для каждого руководителя, где содержится его портфолио, показатели экспертизы и другая информация.

В заключение отметим, что распределенная модель сетевого взаимодействия образовательных организаций является действенным механизмом, в рамках которого могут разворачиваться инструменты формирования управленческих умений руководителей школы на городском и региональном уровне.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воровщиков С. Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования // Управление школой: электрон. журн. - 2009. - №7. - URL: https://upr. 1september.ru/view_article.php?ID=200900 704 (дата обращения: 06.03.2017).

2. Симоненко В. Д., Ретивых М. В. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие. - Брянск: Изд-во Брянского гос. ун-та, 2003. - Кн. 1. - 174 с.

3. Кузьмина Н. А. Формирование персонально-ориентированных умений студентов - будущих специалистов в условиях сетевого взаимодействия: дис. ... канд. пед. наук. - Хабаровск: [б. и.], 2016. - 233 с.

4. Гусев Д. А., Флеров О. В. Дополнительное профессиональное образование в социальном пространстве современной России // Наука и школа. - 2016. - № 5. - С. 44-55.

5. Фролов Ю. Н. Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования: Стратегические вызовы и новые подходы // Научный потенциал. - 2011. - № 3 (4). - С. 134-139.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Воронина Е. А. Создание моделей межведомственного сетевого взаимодействия в сфере дополнительного образования детей с использованием ресурсов организаций науки, культуры, спорта и других: метод. рекомендации для рук. учреждений доп. образования детей. - СПб., 2015. - 22 с.

7. Сахарова В. И. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений как ресурс развитие системы профессионального образования // Вестн. ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2012. - № 8 (123). - С. 38-41.

8. Никифорова Н. Г. Образовательный портал как основной ресурс повышения качества подготовки специалистов сферы сервиса // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2014. - № 1 (27). - С. 123-127.

9. Дугарова Д. Ц., Пурбуев Н. П. Модели сетевой распределённой системы повышения квалификации экспертов сферы образования (зарубежный опыт) // Уч. зап. ЗабГУ. Сер.: Педагогика. Психология. - 2013. - № 5 (52). - С.36-42.

10. Иванова С. В. Функционирование моделей сетевого взаимодействия в педагогическом образовании: нивелирование рисков // Человек и образование. - 2014. - № 3 (40). - С. 107-110.

REFERENCES

1. Vorovshchikov S. G. Razvitie uchebno-pozna-vatelnoy kompetentnosti uchashchikhsya: opyt proektirovaniya. Upravlenie shkoloy: elektron. zhurn. 2009, No. 7. Available at: https://upr.1sep tember.ru/view_article.php?ID=200900704 (ac-cesed: 06.03.2017).

2. Simonenko V. D., Retivykh M. V. Obshchaya i professionalnaya pedagogika: ucheb. posobie. Bryansk: Izd-vo Bryanskogo gos. un-ta, 2003. Vol. 1. 174 p.

3. Kuzmina N. A. Formirovanie personalno-orien-tirovannykh umeniy studentov - budushchikh spetsialistov v usloviyakh setevogo vzaimodey-stviya. PhD dissertation (Education). Khabarovsk: [b. i.], 2016. 233 p.

4. Gusev D. A., Flerov O. V. Dopolnitelnoe pro-fessionalnoe obrazovanie v sotsialnom pros-transtve sovremennoy Rossii. Nauka i shkola. 2016, No. 5, pp. 44-55.

5. Frolov Yu. N. Setevoe vzaimodeystvie uch-rezhdeniy professionalnogo obrazovaniya: Strategicheskie vyzovy i novye podkhody. Nauchnyypotentsial. 2011, No. 3 (4), pp. 134— 139.

6. Voronina E. A. Sozdanie modeley mezhvedomst-vennogo setevogo vzaimodeystviya v sfere dopolnitelnogo obrazovaniya detey s ispol-zovaniem resursov organizatsiy nauki, kultury, sporta i drugikh: metod. rekomendatsii dlya ruk. uchrezhdeniy dop. obrazovaniya detey. St. Petersburg, 2015. 22 p.

7. Sakharova V. I. Setevoe vzaimodeystvie obra-zovatelnykh uchrezhdeniy kak resurs razvitie sistemy professionalnogo obrazovaniya. Vestn. TGPU (TSPU Bulletin). 2012, No. 8 (123), pp. 38-41.

8. Nikiforova N. G. Obrazovatelnyy portal kak os-novnoy resurs povysheniya kachestva podgoto-vki spetsialistov sfery servisa. Tekhniko-tekhno-logicheskie problemy servisa. 2014, No. 1 (27), pp.123-127.

9. Dugarova D. Ts., Purbuev N. P. Modeli setevoy raspredelennoy sistemy povysheniya kvalifikat-sii ekspertov sfery obrazovaniya (zarubezhnyy opyt). Uch. zap. ZabGU. Ser.: Pedagogika. Psikhologiya. 2013, No. 5 (52), pp. 36-42.

10. Ivanova S. V. Funktsionirovanie modeley sete-vogo vzaimodeystviya v pedagogicheskom ob-razovanii: nivelirovanie riskov. Chelovek i obrazovanie. 2014, No. 3 (40), pp. 107-110.

Москвин Сергей Николаевич, доцент кафедры менеджмента организации Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева e-mail: [email protected]

Moskvin Sergey N., Associate Professor, Corporate management Department, V. P. Astafyev Krasnoyarsk State Pedagogical University

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.