Научная статья на тему 'Модель сетевого взаимодействия: университет - детский технопарк "Кванториум" - промышленное предприятие'

Модель сетевого взаимодействия: университет - детский технопарк "Кванториум" - промышленное предприятие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1398
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРИНЦИПЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРОЕКТНЫЕ КОМАНДЫ / NETWORKING / ACTION SPACE / THE PRINCIPLES OF NETWORK INTERACTION / PROJECT TEAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудака Марина Александровна, Лягинова Ольга Юрьевна, Смыслова Алена Леонидовна, Ламанова Лидия Анатольевна, Харзина Наталья Валентиновна

Рассматриваются вопросы организации сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями высшего и дополнительного образования и промышленным предприятием. Представлено решение по организации деятельности модели сотрудничества «Университет детский технопарк «Кванториум» промышленное предприятие». В аналитическом обобщении авторами предлагаются принципы организации сетевого взаимодействия, необходимые для проявления и усиления образовательного потенциала сетевого сотрудничества, решения актуальных задач развития образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудака Марина Александровна, Лягинова Ольга Юрьевна, Смыслова Алена Леонидовна, Ламанова Лидия Анатольевна, Харзина Наталья Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF NETWORK INTERACTION: UNIVERSITY - CHILDREN''S TECHNOPARK QUANTORIUM - INDUSTRIAL ENTERPRISE

The questions of organization of network interaction between educational institutions of the higher and additional education and the industrial enterprise are considered. The solution for the organization of the cooperation model «University Quantorium children’s technopark industrial enterprise» is presented. As the conclusion, the authors suggest the principles of organization of network interaction necessary for manifestation and strengthening of educational value of network cooperation, and the solution of current problems of education development.

Текст научной работы на тему «Модель сетевого взаимодействия: университет - детский технопарк "Кванториум" - промышленное предприятие»

DOI 10.23859/1994-0637-2018-3-84-18 УДК 37.072

© Кудака М.А., Лягинова О.Ю., Смыслова А.Л., Ламанова Л.А., Харзина Н.В., Барабанцева С.Л., 2018

Кудака Марина Александровна

Кандидат психологических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) Е-таП:ку(1акат@таП.ги

Kudaka Marina Aleksandrovna

PhD in Psychological Sciences, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail:[email protected]

Лягинова Ольга Юрьевна

Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) Е-таД:о^а2312@Ьк.ги

Lyaginova Olga Yuryevna

PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail:[email protected]

Смыслова Алена Леонидовна

Кандидат технических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) Е-таД^га&1а2 @gmail.com

Smyslova Alena Leonidovna

PhD in Technical Sciences, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail:[email protected]

Ламанова Лидия Анатольевна

Кандидат педагогических наук, Детский технопарк «Кванториум» (Череповец, Россия) Е-таД:Шок2211@таД.ги

Lamanova Lydia Anatolyevna

PhD in Pedagogical Sciences, Children's Technopark "Quantorium" (Cherepovets, Russia) E-mail:[email protected]

Харзина Наталья Валентиновна

Детский технопарк «Кванториум» (Череповец, Россия) E-mail:[email protected]

Harsina Natalia Valentinovna

Children's Technopark Quantorium (Cherepovets, Russia) E-mail: [email protected]

Барабанцева Светлана Леонидовна

Менеджер, Северсталь менеджмент (Череповец, Россия) E-mail:[email protected]

Barabantseva Svetlana Leonidovna

Manager, Severstal Management (Cherepovets, Russia) E-mail: [email protected]

МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: УНИВЕРСИТЕТ - ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК «КВАНТОРИУМ» -ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

THE MODEL OF NETWORK INTERACTION: UNIVERSITY -CHILDREN'S TECHNOPARK QUANTORIUM - INDUSTRIAL ENTERPRISE

Аннотация. Рассматриваются вопросы организации сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями высшего и дополнительного образования и промышленным предприятием. Представлено решение по организации деятельности модели сотрудничества «Университет - детский технопарк «Квантори-

Abstract. The questions of organization of network interaction between educational institutions of the higher and additional education and the industrial enterprise are considered. The solution for the organization of the cooperation model «University - Quantorium children's technopark - industrial enterprise»

ум» - промышленное предприятие». В аналитическом обобщении авторами предлагаются принципы организации сетевого взаимодействия, необходимые для проявления и усиления образовательного потенциала сетевого сотрудничества, решения актуальных задач развития образования.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, деятельностное пространство, принципы сетевого взаимодействия, проектные команды_

is presented. As the conclusion, the authors suggest the principles of organization of network interaction necessary for manifestation and strengthening of educational value of network cooperation, and the solution of current problems of education development.

Keywords: networking, action space, the principles of network interaction, project team

Введение

Создание инновационных моделей образования, которые отвечают требованиям, порожденным стремительным информационно-технологическим развитием общества, обозначено как генеральная линия государственной политики Российской Федерации в сфере высшего профессионального образования [3].

Происходящие в российском обществе процессы изменений существенно перестраивают траекторию развития и изменяют основные направления деятельности образовательных организаций различных уровней: от школ и образовательных учреждений дополнительного образования до университетов. В условиях модернизации системы образования актуальным становится организация инновационных форм сотрудничества различных субъектов образовательного процесса.

На сегодняшний момент существует разрыв между содержанием профессионального образования и потребностями рынка труда. Основные стейкхолдеры зачастую не удовлетворены профессиональной подготовкой выпускников университета - существует разрыв между практическими задачами, требующими решений на предприятиях и компетенциями, приобретенными выпускниками вузов. Отсутствие системы сетевой работы с предприятиями лишь усиливает этот разрыв.

На наш взгляд именно сетевое взаимодействие, сотрудничество университета с детским технопарком «Кванториум» и промышленным предприятием может рассматриваться как значимый фактор инновационного образования, поскольку позволяет значительно усилить ресурс любого участника взаимодействия за счет ресурсов других его членов.

Основная часть

В широком смысле сетевое взаимодействие - это деятельностное пространство, создаваемое и поддерживаемое центрами активности и каналами связи - потоками активности между ними [2]. Участие в сетевом взаимодействии обуславливает наличие ряда согласованных действий, которые способствуют осуществлению совместных действий, совместное использование ресурсов и профессиональных знаний каждого участника такого процесса.

Данная форма взаимодействия организаций позволяет уйти от строгого иерар-хичного (пирамидального) способа организации управления, осознать более эффективный характер выстраивания и сочетания структур управления, обеспечивающих динамичность развития сетевого взаимодействия.

Сеть организаций, в строгом смысле этого слова, не является системой, поскольку в ней отсутствует жесткая иерархичная связь между элементами (существование элементов сети не определяется ее наличием и может быстро и безболезненного из-

меняться). Отношения между элементами сети определяются условиями взаимодействия. Имеющиеся в наличии у каждого элемента сетевого взаимодействия материальные условия, определяющие ее инфраструктуру, задают возможности для всех элементов и определяют их функционирование. Именно наличие инфраструктур, их набор является важнейшим и определяющим степень участия в сетевом взаимодействии.

Исходя из этого, представляется возможным выделение принципов создания сетевого взаимодействия:

1. Принцип избыточности. Наличие в сетевом взаимодействии элемента, обладающего избыточностью инфраструктуры, предоставляет возможность для развития и движения в сторону обогащения инфраструктурной базы всей сети.

2. Принцип постоянства. Элементы сетевого взаимодействия как постоянные, устойчивые составляющие образовательного процесса разного уровня, формируют представление о неизменности и преемственности всей образовательной линии.

3. Принцип свободы включения в сетевое взаимодействие. Организованное сотрудничество всех элементов позволяет определяться каждому из них в тех приоритетных направлениях, которые для него являются особенно значимыми.

4. Принцип произвольного сочетания. Элементы взаимодействия мобильны и имеют постоянную возможность объединяться в различные кластеры (проектные команды) при неизменности инфраструктур.

5. Принцип открытости. Все участники сетевого взаимодействия, имеют четкое представление о целях и задачах каждого из них. Предварительное обсуждение, составление дорожной карты сетевого взаимодействия позволяет оперативно реагировать на изменения в деятельности каждого из элементов сети.

Именно такая форма взаимодействия разноуровневых и разноплановых участников, как сетевая форма позволяет проявить взаимную заинтересованность в развитии трехсторонних отношений на долгосрочной основе, способствует созданию для этого соответствующих организационных, правовых и других условий.

А.И. Адамский отмечает, что сетевое взаимодействие может осуществляться посредством организации сетевых проектов, сетевых программ и сетевых событий:

- Сетевые проекты можно определить как наиболее распространенные формы деятельности в сети. Сетевой проект разрабатывается под конкретные задачи и проблемы, которые определяют необходимость организации совместной образовательной деятельности.

- Сетевая программа реализуется на основе совместно определенного участниками сетевого взаимодействия заказа, методически и содержательно обеспечивает реализацию поставленной цели.

- Сетевые образовательные события - это та форма, которая предполагает проведение мероприятия усилиями членов сетевого взаимодействия и позволяет решить образовательные задачи участников взаимодействия [1].

В рамках нашей модели сетевого взаимодействия «Университет - детский технопарк «Кванториум» - промышленное предприятие» сетевые программы, проекты, события организуются следующим образом:

1. Описание решения.

Модель сетевого взаимодействия «Университет - детский технопарк - промышленное предприятие» представляет собой специально созданное образовательное

пространство. В нем разрабатываются реальные технологические кейсы через прохождение процесса полного жизненного цикла создания инженерного продукта.

Принципами функционирования такого пространства являются проектный подход и командная работа.

Для выработки жизнеспособных, достижимых, реалистичных и эффективных технологичных решений создаются проектные команды. В их состав входят школьники - обучающиеся технопарка, студенты, педагог-тьютор, эксперт промышленного предприятия, ментор (преподаватель университета).

В обучении действием проектные группы участников собираются вместе для того, чтобы:

- работать с реальными проблемами;

- работать вместе, лучше узнавать взгляды друг друга, прояснять позиции и вопросы (чтобы сделать их более доступными для решения) и искать альтернативы;

- через некоторое время вернуться к обсуждению последствий своих действий в группе для того, чтобы получить новую обратную связь;

- получать новые знания не только по обсуждаемому вопросу, но и о себе самом;

- понимать процессы, происходящие в группах, и научиться эффективно работать совместно с другими людьми;

- оказывать другим поддержку и в то же время провоцировать их на решения и действия для того, чтобы каждый член проектной группы научился лучше управлять собой и другими.

У каждой проектной группы есть фасилитаторы, которыми в нашей проектной работе выступают педагоги, эксперт предприятия и студент. Основная роль фасили-таторов - помогать отдельным членам группы и группе в целом определить и освоить необходимые им знания и навыки.

Формирование проектных команд начинается с тренинга командообразования, который проводят студенты-волонтеры. Данный тренинг позволяет выявить лидеров, определить для каждого обучающегося его командную роль.

Проектная команда прорабатывает кейс, генерируя идеи и решения. Генерации изобретательских идей способствует специально организованное пространство в детском технопарке «Кванториум» (медиатека, конференц-зал, зоны коворкинга) и материальная, научно-исследовательская база Череповецкого государственного университета (лаборатории, проектные студии, зона дизайн-проектирования).

Из всех идей путем публичной презентации эксперты промышленного предприятия (ПАО «Северсталь»), тьюторы и менторы осуществляют отбор технологий, отлаженных технических решений, которые могут внедряться в реальный технологический процесс. Кроме того, решенные проектными командами технологические задачи (реализованные проекты) могут быть представлены на различных конкурсах, конференциях и фестивалях научно-технического творчества.

При организации командной работы над проектом особенно важно понимание того, что в проектной команде участники проектной работы действует сообща с целью достижения результатов. Для организации командного взаимодействия определяющим является осознание влияния действия каждого участника на результат командной проектной работы. Результатом командообразования является осознание каждым участником целей и стремление к достижению общего командного результата. Эффективная командная проектная работа строится на сочетании двух аспек-

тов: обязательствах и доверии. Важная характеристика эффективной команды - ее устойчивость при возникновении различного рода изменений, т.е. возможность эффективного замещения любого из членов проектной команды на период его отсутствия.

Кейсы для решения проектным командам предлагаются промышленным предприятием, в нашем случае это ПАО «Северсталь»:

- Квантум «Промышленный дизайн» - кейс «Дизайн кинетических скульптур. Изготовление лучших кинетических скульптур с использованием инструментов хай-тек центра и 3Б-принтера»;

- Квантум «Hitech цех» - кейс «Ознакомление и изготовление нестандартных типов передач (на примере изготовления развивающего конструктора для обучения»;

- Квантум «Энерджиквантум» - кейс «Сборка элементарных схем, получение знаний основ электротехники», «Обучение основам электроники»;

- Квантум «VR/AR» - кейс «Разработка виртуальной инструкции по ремонту двухколесного велосипеда», кейс «Разработка плана / маршрута эвакуации из здания Кванториум с использованием дополненной реальности»;

- Квантум «Робоквантум» - кейс «Получение навыков разработки систем позиционирования».

В основе организации взаимодействия проектных команд находится такой метод обучения, как Actionlearning (обучение действием), который включает в себя:

- сосредоточенность на обучении через делание;

- групповую работу;

- адресацию целям организации;

- роли участников ориентированы на решение задач;

- принятие командных решений;

- формализацию результатов (презентации, материалы).

Конкретными технологиями, применяемыми для командной работы над проектами, выступают кейс-метод, метод мозговой атаки, деловая игра, метод фокальных объектов, технология Scrum.

2. Перечень и функции сетевых партнеров, вовлеченных в разработку и внедрение решения.

ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» выполняет координационные функции в организации взаимодействия. Осуществляет научно-методическое сопровождение реализации проектного подхода и построения командной работы. Преподаватели-менторы университета выполняют функцию фасилита-тора проектной работы.

МАОУ ДО «Детский технопарк "Кванториум"» предоставляет специально организованное пространство (медиатека, конференц-зал, зоны коворкинга) для генерации изобретательских идей участниками проектных групп. Педагоги-тьюторы детского технопарка выполняют функцию фасилитатора проектной работы.

Промышленное предприятие ПАО «Северсталь» разрабатывает и представляет для решения проектными командами технологические кейсы. Эксперт промышленного предприятия выполняет функцию фасилитатора проектной работы.

3.Условия реализации сетевого взаимодействия.

Взаимодействие партнеров организовано на основе договора о сотрудничестве между ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» и МАОУ ДО «Детский технопарк "Кванториум"».

Разработка методического сопровождения деятельности по организации взаимодействия между участниками сотрудничества организуется через систему методической работы педагогов детского технопарка «Кванториум» и профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет». В рамках этой деятельности предусматривается проведение следующих мероприятий:

- переговорные площадки по вопросам разработки модели сетевого взаимодействия «Университет - детский технопарк - промышленное предприятие»;

- переговорные площадки по выработке идей для кейсов, разработке реальных технологических кейсов экспертами промышленных предприятий;

- совместные конференции и семинары по представлению модели взаимодействия «Университет - детский технопарк - промышленное предприятие»;

- участие педагогов детского технопарка «Кванториум» и профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» в разработке дополнительных образовательных программ (программ профессиональной переподготовки) для педагогов дополнительного образования детей и взрослых;

- участие педагогов детского технопарка «Кванториум» и профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» в проведении мастер-классов, «открытых» занятий и мероприятий по направлениям деятельности в рамках организованного сетевого взаимодействия.

Одним из важных моральных и материальных способов повышения мотивации педагогов детского технопарка «Кванториум» и профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», учащихся детского технопарка «Кванториум» и обучающихся университета является возможность презентовать результаты своей деятельности, получить заслуженную оценку педагогического сообщества, быть награжденными дипломами и грамотами за участие в различных конкурсах, конференциях и фестивалях научно-технического творчества городского, регионального, всероссийского и международного уровней.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, сетевое сотрудничество партнеров выстроено и как способ взаимодействия педагогов, и как способ повышения ими собственной квалификации.

В информационное обеспечение реализации взаимодействия «Университет - детский технопарк - промышленное предприятие» включено:

- проведение мониторинга профессионально-общественного мнения среди педагогов детского технопарка «Кванториум» и профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», учащихся детского технопарка «Кванториум», обучающихся университета и родительской общественности;

- использование информационно-коммуникационных технологий для организации взаимодействия (сайт ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», группа детского технопарка «Кванториум» г. Череповца в социальной сети «Вконтакте» и др.).

Кадровое и материально-техническое обеспечение деятельности по сетевому взаимодействию «Университет - детский технопарк - промышленное предприятие»

осуществляется за счет объединения кадровых, материальных, технических ресурсов участников партнерства. Педагоги детского технопарка «Кванториум», профессорско-преподавательский состав ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», эксперты промышленного предприятия ПАО «Северсталь» проводят занятия, мастер-классы, семинары, конференции как по месту своей работы, так и на базе других учреждений, предприятия, которые предоставляют помещения, оборудование, организуют проектные команды.

Организованное таким образом сетевое взаимодействие «Университет - детский технопарк - промышленное предприятие» позволяет достичь синергетического эффекта, когда ресурс каждого партнера усиливается за счет ресурсов других участников, появляется возможность получения обратной связи от участников сотрудничества, реализуются совместные образовательные мероприятия и события, происходит организация проектной и командной работы учащихся детского технопарка «Кван-ториум» и обучающихся университета.

4. Проблемы и риски, которые могут возникнуть в процессе реализации сетевого взаимодействия приведены в таблице.

Таблица

Возможные риски и способы их минимизации

Типовые проблемы и риски Способы минимизации рисков

1. Непонимание частью родителей (законных представителей) учащихся целей, задач и содержания совместной деятельности университета, детского технопарка и промышленного предприятия 1. Проведение открытых презентационных занятий для родителей обучающихся. 2. Презентация продуктов деятельности обучающихся на конкурсах, конференциях и фестивалях научно-технического творчества

2. Неготовность руководителей образовательных учреждений к сотрудничеству в рамках сетевого взаимодействия (сопротивление изменениям) 1. Проведение совместных межведомственных семинаров, конференций. 2. Трансляция совместного опыта реализации проектов на конференциях различного уровня (региональных, всероссийских, международных)

3. Незаинтересованность промышленных предприятий в результатах сотрудничества - снижение значимости (ценности) образовательных результатов, ранней профессионализации обучающихся 1. Представление промышленному предприятию технологий, отлаженных технических решений, которые могут внедряться в реальный технологический процесс

4. Недостаточная личностная и профессиональная готовность педагогов-тьюторов и преподавателей университета - менторов к организации проектной работы 1. Обучение педагогов-тьюторов и преподавателей университета - менторов основам проектного обучения, групповой работе

5. Отсутствие оптимального количества студентов, готовых к проектной и групповой работе 1. Обучение студентов основам проектного обучения, групповой работе

Выводы

Реализация модели сетевого взаимодействия «Университет - детский технопарк «Кванториум» - промышленное предприятие» позволило выделить ключевые эф-

фекты от реализации сетевого взаимодействия для каждого из партнеров сотрудничества.

1. Для ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет».

Формирование универсальных компетенций студентов: системное и критическое

мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, коммуникация, самоорганизация и саморазвитие.

Формирование надпредметных компетенций (soft-skills) - навыки координации и взаимодействия, социальный и эмоциональный интеллекты, клиентоориентирован-ность, умение вести переговоры и когнитивная гибкость.

2. Для обучающихся Детского технопарка «Кванториум».

Формируются надпредметные компетенции (soft-skills): умение работать в команде, способность анализировать информацию и принимать решения, что предоставит возможность в будущем стать успешными специалистами в любой области технологических разработок.

Происходит более осознанный выбор направления подготовки для прохождения дальнейшего обучения в вузе, обусловленный сформированным интересом к университету -партнеру.

3. Для промышленного предприятия (ПАО «Северсталь»).

Созданный профессиональный лифт позволяет заинтересовать обучающуюся молодежь перспективой трудоустройства в регионе.

Таким образом, представленная модель сетевого взаимодействия позволяет создать развивающую среду в рамках взаимодействия всех образовательных элементов сотрудничества, оказывающую влияние на развитие научно-познавательной деятельности обучающихся и формирование целевых установок. Обучающийся может свободно осваивать ресурсы сетевой среды за счет ее доступности и открытости.

Литература

1. Адамский А.И. Сетевое партнерство в образовании. М.: Эврика, 2004. 144 с.

2. Давыдова Н.Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. №11. С. 11-17.

3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008. №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW _82134/

References

1. Adamski A.I. Setevoe partnerstvo v obrazovanii [Network partnership in education]. Moscow, 2004. 144 p.

2. Davydova N.N. Razvitie obrazovatel'nyh uchrezhdenii v hode setevogo vzaimodeistviia [The development of educational institutions in the course of network interaction]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2013, no. 11, pp. 11-17.

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r «O Koncepcii dolgosrochnogo so-cial'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federacii na period do 2020 goda» [Order of the Government of the Russian Federation of 17.11.2008 No. 1662-p (edition of 08.08.2009) 'About the Concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till

2020"]. Cpravochno-pravovaia sistema «Konsul'tant Plyus» ["Consultant Plus"legal reference system]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/

Для цитирования: Кудака М.А., Лягинова О.Ю., Смыслова А. Л., Ламанова Л.А., Харзина Н.В., Барабанцева С.Л. Модель сетевого взаимодействия: университет - детский технопарк «Кванториум» - промышленное предприятие // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №3(84). С. 135-143. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-3-84-18.

For citation: Kudaka M.A., Lyaginova O.Y., Smyslova A.L., Lamanova L.A., Harsina N.V., Barabantseva S.L. The model of network interaction: university - children's technopark Quantorium - industrial enterprise. Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 3 (84), pp. 135-143. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-3-84-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.