Сведения для цитирования: Самсонова, О. В. Организация сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями в рамках реализации приоритетного ведомственного проекта «Образовательная индустрия будущего» / О. В. Самсонова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 3 (23). — С. 63-67.
УДК 37.0 ББК 74.04
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО ВЕДОМСТВЕННОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ БУДУЩЕГО»
О. В. Самсонова
Статья посвящена организации сетевого взаимодействия образовательных организаций разного уровня с целью содействия профессиональному самоопределению школьников. Предложены организационно-управленческие модели сетевого взаимодействия образовательных организаций. Освещаются цели, задачи, ход и предварительные итоги сетевого взаимодействия между ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» и общеобразовательными организациями Металлургического района г. Челябинска в рамках реализации приоритетного ведомственного проекта «Образовательная индустрия будущего».
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, сетевое взаимодействие образовательных организаций, модели сетевого взаимодействия, проект «Образовательная индустрия будущего».
Одной из приоритетных задач современного российского образования является организация всестороннего партнерства, в частности развитие сетевого взаимодействия между образовательными организациями различного уровня. Такое сотрудничество позволяет более качественно решать задачи, связанные с профессиональной ориентацией и социально-профессиональной адаптацией обучающихся, развитием у них профессиональных, социальных компетенций и компетенций будущего.
Сетевое взаимодействие в образовании — это механизм, позволяющий вовлекать несколько организаций в образовательный процесс; это сотрудничество образовательных организаций с целью использования общих ресурсов в образовательном процессе. Оно представляет собой систему горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающую вариативность, доступность, открытость качественного образования для всех категорий граждан [1].
Сетевое взаимодействие в образовании обеспечивает:
- доступность ресурсов объектов сетевого взаимодействия для выполнения образовательных задач;
- возможность прямого взаимодействия между участниками сети;
- совместное определение направления развития сетевого взаимодействия, исходя из общих интересов и целей;
- расширение перечня образовательных услуг.
Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность [2]. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки России от 30 августа 2013 г. № 1015, разрешает реализацию общеобразовательных программ посредством сетевых форм их реализации [3].
Во исполнение Поручения Правительства Российской Федерации от 25.04.2014 № ОГ-П8-2956 по вопросу выполнения Комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии
в апреле 2018 г., в Министерстве образования и науки Челябинской области началась разработка паспорта приоритетного ведомственного проекта под названием «Образовательная индустрия будущего» [4]. Цель проекта — формирование системы устойчивого взаимодействия профессиональных и общеобразовательных организаций, предполагающей использование ресурсов профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения образовательных задач общеобразовательных организаций с целью содействия профессиональному самоопределению обучающихся.
В разработке паспорта проекта принимали участие две организации среднего профессионального образования: ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» и ГБПОУ «Челябинский механико-технологический техникум», которые вошли в состав исполнителей проекта.
В результате совместной деятельности были разработаны и предложены для отработки с последующим внедрением в практику работы профессиональных образовательных организаций Челябинской области модели сетевого взаимодействия, определены целевые индикативы и их показатели, обозначены этапы и контрольные точки проекта.
Согласно паспорту, проект «Образовательная индустрия будущего» предполагает следующие модели сетевого взаимодействия.
1. Взаимодействие в рамках реализации предметной области «Технология».
2. Взаимодействие в рамках внеурочной деятельности обучающихся.
3. Организация дополнительного образования обучающихся.
В мае 2018 г. Южно-Уральский многопрофильный колледж приступил к реализации проекта «Образовательная индустрия будущего». Для отработки данных моделей были определены общеобразовательные организации — участники сети. Ими стали школы Металлургического района № 14, 24, 61, 91.
Колледжем был разработан перечень программ, включающий в себя программы различного профиля и продолжительности. Участниками сети было организовано информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о реализуемых образовательных программах, проведена диагностическая работа по выявлению образовательных предпочтений обучающихся. По результатам проделанной работы были сформированы перечни программ на учебный год для каждой школы, утверждено расписание занятий.
Исходя из запросов общеобразовательных организаций, на базе колледжа в 2018/2019 учебном году была организована отработка двух моделей сетевого взаимодействия путем реализации:
- разделов предметной области «Технология», для освоения которых в колледже имеется ресурсная база;
- программ внеурочной деятельности.
В сентябре 2018 г. ГБПОУ «ЮУМК» приступил к отработке указанных моделей сетевого взаимодействия. В начале сентября школы — сетевые партнеры колледжа провели сбор заявлений родителей (законных представителей) на обучение в сетевом взаимодействии и предоставили в колледж сведения о составах групп. С каждой школой был заключен договор, определяющий общий порядок, условия и отношения между сторонами в рамках сетевого взаимодействия; согласованы и утверждены расписания занятий [1].
Для координации взаимодействия с общеобразовательными организациями в колледже был создан Совет сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями, который возглавляет директор колледжа. В Совет сетевого взаимодействия входят руководители комплексов, координатор сетевого взаимодействия, ответственные за реализацию сетевого взаимодействия в комплексах, методисты.
Были разработаны и утверждены следующие локальные акты, регулирующие сетевое взаимодействие колледжа с общеобразовательными организациями:
- Положение о сетевом взаимодействии с общеобразовательными организациями;
- Положение о сетевой реализации образовательных программ;
- Положение о Совете сетевого взаимодействия;
- Правила приема на обучение по программам основного и дополнительного образования в рамках сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями.
Разработаны образовательные программы, их учебно-методическое, дидактическое обеспечение. Произведен расчет затрат на реализацию образовательных программ, подготовлена материально-техническая база. Согласованы механизмы финансового обеспечения функционирования системы взаимодействия колледжа со школами. Реализация образовательных программ в рамках сетевого взаимодействия осуществляется как за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, так и за счет денежных
средств, поступивших от общеобразовательной организации — сетевого партнера.
Учебные занятия проводят на площадках колледжа педагоги ГБПОУ «ЮУМК». Школьники приходят в колледж в сопровождении педагогических работников школы-партнера, которые присутствуют на занятиях. Оценивание учебных достижений обучающихся осуществляется преподавателями колледжа и передается в образовательную организацию, в которой обучается школьник, согласно утвержденному сторонами режиму предоставления информации о результатах обучения. По окончании освоения программы внеурочной деятельности обучающимся выдается сертификат.
Итогом годового сетевого взаимодействия школ Металлургического района г. Челябинска и ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж» в рамках ведомственного приоритетного проекта «Образовательная индустрия будущего» стал I конкурс профессионального мастерства для школьников. Конкурс проводился 7 мая 2019 г. при поддержке стратегического партнера системы среднего профессионального образования региона — Учебного центра международной компании KNAUF. В качестве почетных гостей на конкурсе присутствовали начальник Управления профессионального образования Министерства образования и науки Челябинской области, заместитель руководителя РКЦ Союза «Молодые профессионалы» Челябинской области, глава Металлургического района г. Челябинска, директор Муниципального казенного учреждения «Центр обеспечения деятельности образовательных организаций города Челябинска», а также директора школ Металлургического района.
Программа включала в себя профессиональный конкурс по направлению «Сухое строительство и штукатурные работы» и творческий конкурс, на котором школьники создавали картины на тему «Природа Южного Урала» с использованием материалов фирмы KNAUF. Для гостей конкурса был организован мастер-класс по изготовлению гипсовых изделий, который провел финалист VII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).
В результате совместной работы со школами Металлургического района в 2018/2019 учебном году на площадках ГБПОУ «ЮУМК» в рамках реализации разделов предмета «Технология» прошел обучение 131 школьник — обучающиеся 7-11 классов. В рамках реализации программ внеурочной деятельности обучение прошли 200 школьников. Программы внеурочной деятельности представляют собой краткосрочные восьмичасовые программы профессиональных проб и программы основ профессии продолжительностью до 32 часов. Таким образом, в 2018/2019 учебном году в проект «Образовательная индустрия будущего» был вовлечен 331 обучающийся, с которыми на площадках ГБПОУ «ЮУМК» работали 17 преподавателей по 19 различным программам.
Результаты опросов обучающихся и их родителей, проведенных в школах, свидетельствуют о том, что подавляющее большинство довольны организацией и содержанием обучения в колледже, считают, что сетевое взаимодействие школы и колледжа способствует успешному профессиональному самоопределению школьников.
На следующем этапе реализации проекта планируется расширение направлений сетевого взаимодействия. В 2019/2020 учебном году колледж предлагает школам-партнерам продолжить отработку моделей сетевого взаимодействия путем реализации:
- разделов предметной области «Технология», для освоения которых в колледже имеется ресурсная база;
- программ внеурочной деятельности;
- программ дополнительного образования;
- программ профессионального обучения;
- профориентационных мероприятий на базе колледжа.
Кроме того, планируется увеличение количества школ-партнеров с четырех до шести и расширение перечня реализуемых программ.
По окончании апробации моделей сетевого взаимодействия со школами будут разработаны методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия ООО и ПОО в Челябинской области с целью внедрения данных механизмов взаимодействия в практику работы.
Библиографический список
1. О методических рекомендациях : [письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05]. — URL: КонсультантПлюс (дата обращения: 27.05.2019).
2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон : [принят Гос. Думой 21.12.2012 : одобр. Советом Федерации 26.12.2012]. — URL: КонсультантПлюс (дата обращения: 30.05.2019).
3. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования : [приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 № 1015]. — URL: КонсультантПлюс (дата обращения: 28.05.2019).
4. О комплексе мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии : [поручение Правительства Российской Федерации от 25.04.2014 № ОГ-П8-2956]. — URL: КонсультантПлюс (дата обращения: 29.05.2019).
5. Сетевое взаимодействие в педагогическом образовании / С. А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1-1. — С. 945.
6. Симонова, А. А. Понятие сетевого взаимодействия образовательных организаций / А. А. Симонова, М. Ю. Дворникова // Педагогическое образование в России. — 2018. — № 5. — С. 35-40.
For citation: Samsonova, O. V. The organization of network interaction with general educational organizations within the implementation of the priority departmental project "Educational industry of the future" / O. V. Samsonova // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 2 (22). — P. 63-67.
THE ORGANIZATION OF NETWORK INTERACTION WITH GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS WITHIN THE IMPLEMENTATION OF THE PRIORITY DEPARTMENTAL PROJECT "EDUCATIONAL INDUSTRY OF THE FUTURE"
O. V. Samsonova
The article is devoted to the organization of network interaction of educational organizations at various levels in order to promote professional self-determination of schoolkids. Organizational and managerial models of network interaction of educational organizations are proposed. The aims, objectives, progress and preliminary results of the network interaction between the South-Ural Multidisciplinary College and educational organizations of the Metallurgical District of Chelyabinsk in the framework of the priority departmental project "Educational Industry of the Future" are highlighted.
Key words: vocational guidance, professional self-determination, network interaction of educational organizations, network interaction models, the project "Educational industry of the future".
References
1. O metodicheskih rekomendacijah: [pis'mo Minobrnauki Rossii ot 28.08.2015 № AK-2563/05], available at: ConsultantPlus. (accessed: 27.05.2019). (In Russian)
2. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon: [prinjat Gos. Dumoj 21.12.2012: odobr. Sovetom Federacii 26.12.2012], available at: ConsultantPlus (accessed: 30.05.2019). (In Russian)
3. Ob utverzhdenii Porjadka organizacii i osushhestvlenija obrazovatel'noj dejatel'nosti po os-novnym obshheobrazovatel'nym programmam — obrazovatel'nym programmam nachal'nogo obsh-hego, osnovnogo obshhego i srednego obshhego obrazovanija: [prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii (Minobrnauki Rossii) ot 30.08.2013 № 1015], available at: ConsultantPlus (appeal date: accessed: 28.05.2019). (In Russian)
4. O komplekse mer, napravlennyh na sovershenstvovanie professional'noj orientacii obu-chajushhihsja v obshheobrazovatel'nyh organizacijah, na razvitie sistemy srednego professional'nogo obrazovanija, s uchetom sovmeshhenija teoreticheskoj podgotovki s prakticheskim obucheniem na predprijatii: [poruchenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 25.04.2014 № OG-P8-2956], available at: ConsultantPlus (accessed: 29.05.2019). (In Russian)
5. Osjak S. A. [et al.] Setevoe vzaimodeystvie v pedagogicheskom obrazovanii [Network interaction in teacher education], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2015, no. 1-1, p. 945. (In Russian)
6. Simonova A. A., Dvornikova M. Yu. Ponyatie setevogo vzaimodeystviya obrazovatel'nykh or-ganizatsiy [The concept of network interaction of educational organizations], Pedagogicheskoe obra-zovanie v Rossii. [Pedagogical education in Russia], 2018, no. 5, pp. 35-40. (In Russian)
Самсонова Ольга Витальевна, методист по Samsonova Olga Vitalievna, Methodologist, ВР ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный South-Ural multidisciplinary College, Chelyabinsk, колледж», г. Челябинск, e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Федосеева, З. А. Дополнительное профессиональное образование педагогов СПО в сфере инклюзивного образования: проблемы и возможности / З. А. Федосеева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 3 (23). — С. 67-73.
УДК 378:376 ББК 74.58
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ СПО В СФЕРЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ
З. А. Федосеева
В условиях инклюзии образования педагог системы среднего профессионального образования оказывается в новом психологическом и педагогическом пространстве. Это пространство требует от него целенаправленного развития профессиональной компетентности и умений гибко реагировать на особые потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, использовать альтернативные формы и методы взаимодействия с ними. Профессиональная компетентность педагога при работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья развивается в процессе специальной подготовки или при наличии созданных определенных организационно-педагогических условий. В качестве таких условий может выступать система дополнительного профессионального образования с имеющимися у нее ресурсами и возможностями. В статье описана практика развития профессиональной компетентности педагогов системы среднего профессионального образования Челябинской области, осуществляющих образовательный процесс с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, инклюзивное образование, непрерывное развитие профессиональной компетентности педагогов, показатели профессиональной готовности педагогов, осуществление образовательного процесса с инвалидами или лицами с ОВЗ, организационно-педагогические условия инклюзивного образования.
Изменения в общественном сознании вызвали поиск новой парадигмы образования, которая опирается на подходы и понятия, выработанные современной практикой. К ним может быть отнесено понятие «инклюзивное образование» и подходы непрерывного образования. Инклюзия в образовании признана более гуманной и эффективной системой образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Отношение к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья является показателем экономической и нравственной зрелости любого общества. По данным Росстата РФ, количество лиц, официально признанных инвалидами, на протяжении последних десяти лет находится на уровне около 9 % от общего количества населения, из них 5,8 % — это дети-
инвалиды; также постоянно увеличивается количество лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Эти обстоятельства влекут за собой увеличение численности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях образования и, соответственно, востребованность ими получения профессионального образования как одного из базовых условий успешной социализации и самореализации.
Данные мониторинга, проводимого ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» в 2019 году, свидетельствуют, что обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в половине профессиональных образовательных организаций Челябинской