Научная статья на тему 'Распределение рисков инвестиционных проектов между участниками государственно-частного партнерства в России'

Распределение рисков инвестиционных проектов между участниками государственно-частного партнерства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1019
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКОВ / СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ РИСК ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / RISK ALLOCATION / THE SYSTEMATIC RISK OF THE INVESTMENT PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Томашевский Евгений Юрьевич

Особенность управления рисками инвестиционных проектов государственно-частного партнерства обусловлена необходимостью распределения данных рисков между участниками партнерства. Главным принципом распределения является способность партнера наиболее эффективно закрыть данный риск. Выделяют следующие группы рисков реализации инвестиционных проектов: политические и правовые, технические, коммерческие, экономические, финансовые, валютные, инфляционные. Государственный партнер, как правило, несет ответственность за политические, правовые, валютные и инфляционные риски. Остальные риски распределяются между частными компаниями и страховыми организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTRIBUTION OF RISKS OF INVESTMENT PROJECTS BETWEEN PARTICIPANTS OF THE STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN RUSSIA

The peculiarity of the risk management of investment projects, public-private partnership driven by the need of data distribution of risk between the parties to partnership. The main principle of distribution is the ability to partner more effectively close this risk. Distinguish the following groups of risks of investment projects: the political, legal, technical, commercial, economic, financial, currency and inflation. Public partner is usually responsible for the political, legal, currency and inflation risks. The remaining risk is shared between private digging and insurance companies.

Текст научной работы на тему «Распределение рисков инвестиционных проектов между участниками государственно-частного партнерства в России»

удк330.322 Евгений Юрьевич Томашевский,

# аспирант кафедры финансов,

[email protected] СГСЭУ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКОВ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ

Особенность управления рисками инвестиционных проектов государственно-частного партнерства обусловлена необходимостью распределения данных рисков между участниками партнерства. Главным принципом распределения является способность партнера наиболее эффективно закрыть данный риск. Выделяют следующие группы рисков реализации инвестиционных проектов: политические и правовые, технические, коммерческие, экономические, финансовые, валютные, инфляционные. Государственный партнер, как правило, несет ответственность за политические, правовые, валютные и инфляционные риски. Остальные риски распределяются между частными компаниями и страховыми организациями.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, распределение рисков, систематический риск инвестиционного проекта.

Ye.Yu.Tomashevsky

DISTRIBUTION OF RISKS OF INVESTMENT PROJECTS BETWEEN PARTICIPANTS OF THE STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN RUSSIA

The peculiarity of the risk management of investment projects, public-private partnership driven by the need of data distribution of risk between the parties to partnership. The main principle of distribution is the ability to partner more effectively close this risk. Distinguish the following groups of risks of investment projects: the political, legal, technical, commercial, economic, financial, currency and inflation. Public partner is usually responsible for the political, legal, currency and inflation risks. The remaining risk is shared between private digging and insurance companies.

Keywords: public-private partnerships, risk allocation, the systematic risk of the investment project.

Риск инвестиционного проекта - это возможность наступления события, которое приведет к изменению затрат, финансирования, сроков и результатов реализации проектов. Процесс управления рисками включает такие этапы, как идентификация рисков, оценка их уровня, выбор способов защиты от рисков. Специфика управления рисками инвестиционных проектов государственно-частного партнерства обусловлена необходимостью распределения данных рисков между участниками партнерства. Выделяют следующие группы рисков реализации инвестиционных проектов: политические и правовые, технические, коммерческие, экономические, финансовые, валютные, инфляционные [1, с. 88].

Политические и правовые риски несет государство, в случае необходимости предоставляя частному сектору соответствующие гарантии. Политические и правовые риски связаны с возникновением таких ситуаций, как введение военного положения, террористические акты, изменения в законодательстве, неспособность государственного партнера выполнить свои договорные обязательства по проекту. Правительство должно предоставлять партнеру компенсацию в случае наступления политических рисков. К числу наиболее серьезных рисков относятся риски изменения законодательства и нормативных актов, регулирующих деятельность частных компаний. Государство устанавливает или утверждает тарифы, разрабатывает правила конкуренции и нормы работы организации. Изменение этих согласованных норм и правил, действовавших на момент заключения

контракта, составляет серьезный риск для частного предпринимателя [3, с. 13].

Технические риски связаны со строительством и эксплуатацией объекта инвестиционного проекта. На стадии разработки технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации риски между государством и его потенциальными партнерами распределяются следующим образом: за недостатки в государственных документах ответственность несет государство; за ошибки в документах частного партнера отвечает предприниматель. Основным риском строительства является риск удорожания стоимости строительных работ. В контрактах ГЧП он разделяется между государством и частной компанией следующим образом: государственный партнер несет риск обеспечения условий реализации проекта, например, риск задержки выделения земельных участков под строительный объект; риски, обусловленные техническими причинами строительства, закрываются частным партнером. На страховые компании перекладываются риски наступления стихийного бедствия, а также нанесения ущерба окружающей среде.

Коммерческие риски связаны с возможностью использования объекта инвестиционного проекта. Важнейшим из этих рисков является ошибка в прогнозе объема реализации продукции или услуг построенного объекта. Например, коммерческий риск строительства платных дорог состоит в соответствии реального трафика по дороге прогнозным оценкам потока транспортных средств. Рыночный спрос на услуги платной трассы определяет-

ся готовностью потребителей оплачивать свой проезд. На спрос также будет влиять количество и качество альтернативных маршрутов, их связь с платной дорогой и остальной частью транспортной сети. Для прогнозирования спроса на данный вид услуг целесообразно проведение социологических опросов. Коммерческие риски обычно несут частные компании. Однако иногда они могут быть слишком большими, поэтому солидарную ответственность с компанией по этим рискам несет государство. Так, например, в проектах водоснабжения количество потребителей может существенно превышать уровень, предусмотренный проектом. В результате возникнут проблемы с предоставлением неучтенным потребителям услуг данной коммунальной системы. Если превышение возникло в связи с действиями государственных органов управления, допустивших ввод ранее не запланированных мощностей, то ответственность за такие действия несут эти органы. Коммерческий риск может быть ограничен путем включения в договоры ГЧП условий их пересмотра и аннулирования [4, с. 9].

Экономические риски инвестиционного проекта связаны с экономическими условиями реализации проекта, они распределяются между участниками партнерства в зависимости от причин их возникновения. Если снижение ожидаемого дохода от проекта обусловлено деятельностью государственного органа (отказ установить тарифы в соответствии с условиями договора), то данный риск покрывает государственный партнер.

Финансовые риски инвестиционного проекта обусловлены возможным ростом затрат по обслуживанию долга, если кредиты были получены на условиях «плавающей ставки», а также неспособностью заемщика погасить долг. Финансовые риски могут распределяться между государственным и частным партнером путем предоставления государственной гарантии частному предпринимателю при получении банковского кредита.

Валютный риск обусловлен колебанием курсов валют, а также возможностью конвертации валют. Валютный риск обычно покрывает государственный партнер путем предоставления гарантий частному партнеру.

Инфляционный риск связан с возможностью превышения темпов инфляции над заложенными в экономические расчеты проектами. Данный риск может быть закрыт на основе государственных гарантий.

Главная цель государства в процессе реализации проекта ГЧП состоит в передаче оптимального объема рисков частному партнеру. Оптимальное распределение рисков предполагает, что каждый из участников партнерства принимает на себя те риски, с которыми лучше всего может справиться. В итоге получаем эффект, при котором общий риск проекта окажется ниже, чем в случае, когда все риски несет одна из сторон. Государственный партнер должен взять на себя системный риск, связанный с макроэкономическими условиями реализации проекта, например, фактор инфляции, изменения нормативно-правовой базы, включая налоговое законодательство, и т.д. Причиной отнесения данных рисков на государственного партнера является отсутствие у частного партнера возможностей их контроля, управления и страхования. В зависимости от отраслевой специфики и возможностей частного бизнеса разные потенциальные партнеры обладают различной способностью брать на себя проектные риски.

Эффективным способом распределения рисков инвестиционных проектов между участниками государственно-частного партнерства является предоставление государственных гарантий. Предоставление государственных гарантий погашения задолженности по займам (ссудам, кредитам) снижает кредитный риск проекта и уменьшает затраты заемщика, так как государственные гарантии, как правило, меньше по стоимости, чем гарантии займа, предоставляемые коммерческими кредиторами. Гарантии результативности предоставляются государством на покрытие государственным партнером в соответствии с договором о реализации проекта. Гарантии поставки защищают частную компанию от последствий невыполнения государственным сектором обязательств по предоставлению товаров и услуг, необходимых для функционирования (поставка топлива, электричества, воды и т.д.) или для осуществления безопасности платежей, ответственность по которым лежит на государстве в рамках договора о поставке. Гарантии по курсам иностранных валют предоставляются в случае участия в партнерстве зарубежных компаний в виде гарантии конвертируемости прибыли в иностранную валюту, обеспечения доступности любой иностранной валюты, требуемой для выполнения обязательств по обслуживанию иностранного долга и перевода конвертированных сумм за границу. При определенных условиях данные гарантии могут включать обязательства компенсации части потерь от изменения валютного курса.

Среди способов снижения риска особое место занимает прямое или опосредованное долевое участие государства в проекте, которое повышает финансовую устойчивость самого проекта. Специфическим способом снижения риска инвестиционных проектов государственно-частного партнерства является поддержка проектов субсидиями. Тарифные субсидии предоставляются в дополнение к доходам компании, реализующей проект, в случаях, когда доходы от проекта снижаются до минимального уровня. Поддержка субсидиями может предоставляться государством для покрытия разницы между полной коммерческой стоимостью и объемом фактических платежей потребителей с целью защиты интересов частного партнера [2, с. 124].

Эффективной мерой снижения рисков проектов является процедура контроля со стороны государства за ценами, которые устанавливаются частными компаниями для пользователей. При этом государство, с одной стороны, гарантирует частному партнеру получение «справедливой» нормы прибыли на вложенный капитал, с другой - обеспечивает доступный уровень оплаты услуг для населения. На основе установленной нормы доходности для концессионной компании рассчитывается цена предоставляемой услуги. Цена пересматривается в тех случаях, когда возврат вложенных в предприятие средств резко отличается от ожидаемого (рассчитанного в бизнес-плане) с учетом инфляции, доходов населения и других факторов. Это, в сущности, косвенный путь управления ценами. Кроме того, чем больше стоимость инвестированного капитала, тем больше легальные доходы и, следовательно, выше цены. Это может стимулировать излишние инвестиции или просто привести к преувеличению стоимости инвестированного капитала, когда его реальная точная

оценка затруднена. Концессионер не имеет достаточно стимулов к сокращению издержек, потому что, чем больше затраты, тем выше прибыль, по сути санкционированная государством.

За рубежом применяется альтернативный метод регулирования цен, который существенно уменьшает стимулы частной компании к избыточным инвестициям и создает условия для получения дополнительной прибыли за счет сокращения издержек. Согласно этому методу компания в проекте ГЧП обосновывает верхний предел цены на производимую продукцию или услугу и представляет на утверждение соответствующего государственного органа этот показатель, который будет действовать в течение определенного периода времени. При этом учитываются показатели эффективности деятельности компании, инфляция и другие факторы. После утверждения государством верхнего предела цены частная компания не имеет права его превышать при продаже продукции или поставке услуг. Но она вправе снижать и реструктурировать издержки, повышать доходность, а государство, соответственно, не имеет права изымать полученную дополнительную прибыль. Однако наряду с отмеченными положительными особенностями указанный метод имеет и недостатки. Это обусловлено асимметричностью информации у государства и частного оператора, которая лежит в основе получения конкретного значения верхнего предела цены. Ценовое регулирование по данному методу основано на оценке внутренней эффективности компании, а эти данные чаще всего составляют коммерческую тайну и не раскрываются. Кроме того, любое снижение качества продукции или обслуживания может вести к сокращению издержек и тем самым обеспечивать частной компании более высокую прибыль при неизменном значении верхнего предела цены. В транспортной инфраструктуре ухудшение качества может отражаться на безопасности движения и состоянии окружающей среды, если государство своевременно и четко не формулирует требования к стандартам качества и не осуществляет соответствующего контроля.

В России государственное регулирование цен и тарифов осуществляется Федеральной службой по тарифам (в сфере естественных монополий топливно-энергетического комплекса, электроэнергии - Федеральной энергетической комиссией) по методу, аналогичному концепции верхнего предела цены. Использование метода верхнего предела цены ведет к тому, что частный партнер вынужден нести повышенные риски. Если, например, у него наблюдается превышение сметной стоимости строительства автомобильной дороги по причине неэффективности использования факторов производства, то он не может компенсировать рост издержек установлением цены проезда выше верхнего передела. В случае регулирования нормы дохода государством предприниматель имеет право переносить на цены повышение производительных и непроизводительных затрат.

Полный перечень рисков составить невозможно, для каждого инвестиционного проекта необходимо выбирать наиболее существенные риски и обеспечить их распределение с целью снижения общего риска проекта. Полностью устранить общий риск проекта нельзя. Можно его снизить до уровня систематического риска, который появляется под воздействием макроэкономических

событий (экономический кризис, политический переворот и т.д.), а также отражает отраслевую специфику отрасли, предприятия, на котором реализуется проект. Коэффициенты систематического риска приведены в таблице [5, с. 580].

Отраслевые коэффициенты систематического риска

Отрасль Коэффициент

Авиакомпании 0,66

Аэрокосмическая промышленность 0,54

Гостиничный бизнес 0,26

Деревообработка 0,55

Железнодорожный транспорт 0,54

Машиностроение 0,37

Мебельная промышленность 0,76

Нефтяная и газовая промышленность 0,46

Обувная промышленность 0,8

Операции с недвижимостью 0,21

Производство продуктов питания 0,26

Промышленность стройматериалов 0,68

Реклама 0,47

Телекоммуникации: производство оборудования 1,23

Телекоммуникации: обслуживание населения 0,49

Торговля компьютерами 1,42

Торговля продуктами питания 0,16

Торговля одеждой 0,83

Угольная промышленность 0,24

Упаковка 0,4

Фармацевтика, промышленность и биотехнологии 0,8

Химическая промышленность 0,46

Цветная металлургия и добыча цветных металлов 0,46

Целлюлозно-бумажная промышленность 0,62

Черная металлургия и добыча нецветных металлов 0,46

Энергетика 0,16

Коэффициенты систематического риска могут быть использованы при оценке общего риска инвестиционного проекта государственно-частного партнерства и оценке его эффективности.

1. Варнавский В.Г. и др. Государственно-частное партнерство. М.: ИМЭМО РАН, 2009.

2. Козельский В.Н. Бюджетные инвестиции: проблемы и перспективы // Вестник СГСЭУ. 2011. № 5 (39).

3. Нещадин А.А. Бизнес и общество: выгодное партнерство. М.: Вершина, 2006.

4. Романенко О.А. Финансовые аспекты интеграции хозяйствующих субъектов. Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2009.

5. Шапкин А.С., Шапкин В.А. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций. М.: Дашков и К°, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.