Распределение интервалов времени между заявками на проведение
автотехнической экспертизы
Н.С. Захаров, А.В. Ильюхин Тюменский государственный нефтегазовый университет, Тюмень
Аннотация: Обеспечение безопасности дорожного движения - актуальная проблема для многих стран, и Россия не является исключением. Для снижения количества дорожно-транспортных происшествий необходимо качественное и всестороннее расследование, которое позволяет определить причины возникновения и виновного. В статье рассматривается возможность оценки деятельности экспертной службы как системы массового обслуживания. Приведено эмпирическое распределение интервалов времени между заявками на проведение автотехнической экспертизы.
Ключевые слова: система массового обслуживания, распределение, аварийность, эксперт, обслуживание заявок, автомобильный транспорт, дорожно-транспортное происшествие, автотехническая экспертиза, специалист, анализ.
Автомобильный транспорт имеет ряд преимуществ перед другими
видами транспорта, что обусловило его бурное развитие и широкое применение. Но, наряду с достоинствами, он имеет и существенные недостатки, к которым относятся загрязнение окружающей среды и относительно высокая аварийность [1-4]. Для снижения количества дорожно-транспортных происшествий необходимо качественное и всестороннее расследование причин произошедшего, которое позволяет определить причины возникновения и виновного.
Для выявления причин дорожно-транспортных происшествий используется автотехническая экспертиза, которая проводится в экспертных учреждениях. В рамках действующего законодательства производство экспертиз и исследований возможно как по делам об административных нарушениях, так и в рамках уголовного дела. По материалам проверки может быть проведено исследование, оформленное в виде справки эксперта (специалиста).
В данный момент из-за высокого уровня аварийности и нехватки кадров время затраченное на проведение исследования приводит к
регулярной критики со стороны органов следствия, ГИБДД, прокуратуры и суда.
При этом проведенный анализ указывает на то, что нормативные документы не содержат какой-либо научно-обоснованной системы показателей качества деятельности экспертной организации, а в данном случае - системы экспертного анализа механизма дорожно-транспортного происшествия. Имеется лишь номенклатура показателей, оценка деятельности по которым производится в сравнении с предыдущим периодом (годом)[5].
Проведение экспертных исследований при постоянном потоке заявок может рассматриваться, как система массового обслуживания (СМО) [6].
Для установления закономерностей формирования потока заявок, поступающих в экспертное учреждение, собраны исходные данные за период 2009 ... 2011 годов. Далее проводилась их обработка, которая заключалась в установлении закона распределения интервалов времени между поступлениями заявок в систему.
Данные по месяцам обрабатывались при помощи программного продукта «Регресс» [7]. Фрагмент полученных результатов представлен на рис. 1 и в табл. 1 и 2.
I Инженерный вестник Дона, №1 (2015) ВЦ ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/nly2015/2811
£ (Н1)
0.0916
0.0763
0.0611
0.0458
0.0305
0.0153
0.0000
1 7 12 18 23 29 34 40
Н1
Рис. 1. Распределение интервалов времени между поступлениями заявок в
апреле 2010 г. (ч)
Таблица 1
Параметры и статистические характеристики распределения
Объем выборки 24 значения
Закон распределения Экспоненциальный
Среднее значение 9,33
Среднее квадратичное отклонение среднего 2,30
Доверительный интервал среднего (Р=95 %) 4,80 ... 13,85
Среднее квадратичное отклонение 11,31
Дисперсия 128,00
Коэффициент вариации 1,21
Асимметрия 1,52
Эксцесс 1,07
Хтт 1,33
Хтах 40,00
Продолжение табл. 1
0,10
Статистика Пирсона 0,66
Вероятность соответствия закону распределения 0,70
Таблица 2
Эмпирические и теоретические значения плотности распределения
Номер интервала Границы интервалов N1 { экспер. fтеор.
1 1.33 ... 9.06 17 0.708 0.091 0.061
2 9.06 ... 16.79 3 0.125 0.016 0.026
3 16.79 ... 24.53 1 0.041 0.005 0.011
4 24.53 ... 32.26 1 0.041 0.005 0.005
5 32.26 ... 40,00 2 0.083 0.010 0.002
Полученные результаты позволили установить вид закона распределения: для всех месяцев - экспоненциальный, а также определить численные значения параметров. В дальнейшем эти результаты позволят построить имитационную модель для определения вероятности поступления материалов (заявок), а также их периодичность, объем, длину очереди и время ожидания заявок в системе, затраты времени для производства экспертизы [8, 9]. Кроме того, как и предполагалось на основе ранее выполненных исследований [10], что параметры закона распределения зависят от сезонных условий, что также необходимо учитывать при организации автотехнических экспертиз.
Литература
1. Ontario Road Safety: Annual Report 2011. - URL: mto.gov.on.ca/english/safety/orsar/orsar 11/ontario-road-safety-annual-report-2011.pdf.
2. Road safety evolution in EU. - March 2014. - URL: ec.europa.eu/transport/road_safety/pdf/observatory/ historical_evol.pdf.
3. Захаров Н.С. Обоснование наиболее экономичного и быстро осуществимого пути улучшения экологических и эксплуатационных характеристик автопарка / Н.С. Захаров, Е.Р. Магарил, В.А. Тюлькин // Известия вузов. Нефть и газ. - 2005. - №4. - С. 105-110.
4. Захаров Н.С. Проблемы обеспечения работоспособности автомобилей в условиях Западной Сибири / Н.С. Захаров, Г.В. Абакумов, С.Ю. Кичигин, Е.С. Шевелев // Вестник Иркутского государственного технического университета, 2008. Т. 33. - № 1. - С. 76-77.
5. Шахов К.С., Ильюхин А.В. Экспериментальное исследование входящего потока заявок для проведения автотехнической экспертизы / Сервис автомобилей и технологических машин: материалы Всероссийской научно-практической конференции: отв. ред. Н.С. Захаров. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. С. 184-187.
6. Захаров Н.С. Теория массового обслуживания / Н.С. Захаров, Е.В. Сергиенко. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. - 90с.
7. Захаров Н.С. Программа «REGRESS». Руководство пользователя / Н.С. Захаров. - Тюмень: ТюмГНГУ, 1999. - 52 с.
8. Захаров Н.С. Информационное обеспечение системы контроля индекса клиентской лояльности / Н.С. Захаров, Л.А. Текутьев // Инженерный вестник Дона, 2014, №3 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2506.
9. Пермяков В.Н. Моделирование закономерностей распределения наработок на отказ бульдозеров при строительстве оснований для
нефтегазовых объектов / В.Н. Пермяков, О. А. Новоселов, А.Н. Макарова // Инженерный вестник Дона, 2014, №2 URL:
ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2435.
10. Новоселов О.А. Влияние сезонных условий на интенсивность эксплуатации бульдозеров при строительстве оснований для нефтегазовых объектов / О.А. Новоселов, В.Н. Пермяков, А.Н. Макарова // Научно-технический вестник Поволжья, 2014. № 3. - С. 177-180.
References
1. Ontario Road Safety: Annual Report 2011. URL: mto.gov.on.ca/english/safety/orsar/orsar11/ontario-road-safety-annual-report-2011.pdf.
2. Road safety evolution in EU. March 2014. URL: ec.europa.eu/transport/road_safety/pdf/observatory/ historical_evol.pdf.
3. Zaharov N.S. Izvestija vuzov. Neft' i gaz. 2005. №4. рр. 105-110.
4. Zaharov N.S. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2008. T. 33. № 1. рр. 76-77.
5. Shahov K.S., Il'juhin A.V. Jeksperimental'noe issledovanie vhodjashhego potoka zajavok dlja provedenija avtotehnicheskoj jekspertizy [Experimental study of incoming requests to conduct autotechnical expertise]. Servis avtomobilej i tehnologicheskih mashin: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii: otv. red.
N.S. Zaharov. Tjumen': TjumGNGU, 2011. рр. 184-187.
6. Zaharov N.S. Teorija massovogo obsluzhivanija [The queueing theory] N.S. Zaharov, E.V. Sergienko. Tjumen': TjumGNGU, 2011. 90 р.
7. Zaharov N.S. Programma «REGRESS». Rukovodstvo pol'zovatelja[The program "REGRESS". User manual]. N.S. Zaharov. Tjumen': TjumGNGU, 1999. 52 р.
8. Zaharov N.S. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2506.
9. Permjakov V.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014. №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2435.
10. Novoselov O.A. Vlijanie sezonnyh uslovij na intensivnost' jekspluatacii bul'dozerov pri stroitel'stve osnovanij dlja neftegazovyh ob#ektov Nauchno-tehnicheskij vestnik Povolzh'ja. 2014. № 3. рр. 177-180.