Расчетная модель упорного подшипника скольжения с повышенной несущей способностью, работающего на неньютоновских смазочных материалах с адаптированной опорной поверхностью
К.С. Ахвердиев, М.А. Мукутадзе, Е.О. Лагунова, К.С. Солоп, А.М. Мукутадзе
Умение правильно выбирать противоизносные присадки [1-6] позволяет создать смазочные материалы, которые в тонких слоях обладают иными свойствами, чем в больших объемах. Считается, что присадки функционируют лишь в зоне граничной смазки и, тем самым, не входят в область гидродинамической теории смазки. Однако, благоприятное влияние присадок как указывается во многих работах [1-5] имеет место в режиме «тонкого слоя» гидродинамической смазки.
Как известно, подшипники жидкостного трения работают на разных видах смазочных материалов, которые состоят из масляной основы и композиции присадок, обеспечивающих маслу необходимые функциональные свойства. При добавлении полимеров с высоким молекулярным весом масла приобретают вязкоупругие свойства. Анализ существующих работ [7-9], посвященных расчету подшипников скольжения, работающих на вязкоупругой смазке, показывает, что в них не учитывается зависимость вязкости и модуля сдвига от давления и температуры, а режим трения предполагается ламинарным. Как известно [10], высокоскоростные подшипники работают в турбулентном режиме трения, более высоким повышенным давлением и температуры и поэтому разработка методов расчета подшипников скольжения, работающих на вязкоупругой смазке требует учета выше указанных факторов.
В связи с выше написанным приведем сначала разработку расчетной модели упорных подшипников, работающих на микрополярной смазке с учетом вязкостных характеристик этих смазок от давления в отличие от
существующих расчетных моделей, не учитывающих этих зависимостей (задача 1).
А затем рассмотрим расчетную модель упорного подшипника повышенной несущей способности, работающего на вязкоупругой смазке с учетом зависимости ее характеристик от давления (задача 2).
1. Постановка задачи 1. Рассмотрим установившееся движение жидкости, обладающей микрополярными свойствами, в зазоре упорного подшипника (между ползуном и направляющей). Предполагается, что ползун неподвижен, а направляющая движется со скоростью и * по направлению оси Ох' (рис. 1.1). Также предполагается, что вязкостные характеристики
микрополярной жидкости зависят от давления
г арг арг ар
М = Мое ,к = к0е р ,у =/ое '
(1.1)
Здесь
и
0
характерная вязкость ньютоновской смазки;
К0
и
Го _
характерные вязкости микрополярной смазки; р - гидродинамическое
давление;
а _
экспериментальная постоянная величина.
Рис. 1.1 Схематическое изображение пары трения «ползун-направляющая» с адаптированным профилем ползуна
В декартовой системе координат х Оу направляющей и ползуна можно записать в виде:
уравнение контура
у' = 0, у' = И0 + х'tgа - а Бт со'х',
(1.2)
где а - угол наклона ползуна с линейным контуром к оси 0х'; и
а
^0 будем считать малыми величинами одного порядка; ® =®'ь - подлежит определению.
2. Основные уравнения и граничные условия задачи 1.
Учитывая зависимость вязкости от давления в качестве основных
уравнений рассмотрим систему безразмерных уравнений движения смазочного материала, обладающего микрополярными свойствами, для «тонкого слоя» с учетом (1.1) и уравнение неразрывности
д2 и о ду 1 ёр д V V 1 ди ди ду ,л
—- + N — =--— —- =— +--— + — = 0 . (1.3)
,2 Я-,, яаР Нт Я-1,2 4 7
ду2 ду еар ёх ду2 N N ду, дх ду Приведем связь размерных величин и' , у', V', р', х', у', ¡и', к' , у' с безразмерными величинами и, у, V, р, х, у, и, к, у.
и' = и * и, у' = и *£У, V ' = V*V, р' = р * р, ¡и = и0 и,
_ (2и0 + х0\Ъи * ,л
х' = ьх, у' = к0 у, к =кк, Г=Г0 Г, р* =у \ °-, (1.4)
2 ^
е = V* = —, N2 = —^-, N = 4, 12 =
I 2 ^0 2и0 + х0 ^0 4 ¡0
Здесь Ь - длина ползуна; V ' - скорость микровращения; и' , у' -компоненты вектора скорости.
1 ёр 1 ёг
/-»г 7 = е~ар еар ёх а ёх
Обозначим 7 = е , тогда .
Учитывая, что параметр Nl >>1 решение задачи (1.3)-(1.5) будем
искать в виде рядов по степеням малого параметра
1 ад 1 ад 1 ад 1
N
= Т^7Гик, у = ^ТГТук, 7 = Т^7Г7к, V = ЪTтГV . (1.6)
к=0^*1
Щ к=0 N1k к=0 N1k к=0 N1
и
Подставим (1.6) в (1.3), тогда для нулевого приближения получим систему уравнений и граничных условий к ним
д и0 _ 1 dz0 ди0_ + д^ _ 0 ^ = 0
ду2 a dx ' дx ду ; (1-7)
и0 _ 0, v0 _ 0 при у _ 1 + щ - п1 sin сох
-aPa.
P*
и0 = 1, у0 = 0, при у = 0, г(0) = z(1) = е р* . (1.8)
Для задач (1.7)-(1.8) автомодельное решение ищем в явном виде
д д и =— + и 0 ( У0 ), Vо =--^ + Г0 (xо, У0 ), и 0 (xо, У0 ) = ~0
ду ду
V (Х0, у 0 )_-~0 (%), %_ Т7~7, t (%), = ^ + (1-9)
h(х) a dx h h
h(x) _ 1 + цх - n sin ex,
tu и V Z ^
где Y 0, 0, 0, 0 являются решением следующей задачи
d3y/0 ~ d 2и0 ~ d~0 du
-з c2, .„2 c1
+ _ 0 (1.10)
dd£2 d% d%
_ 0, при % _ 0, % _ 1; u0 _ 0, ~0 _ 0 при % _ 1;
d%
1
~0 _ 1, v0 _ 0 при % _ 0; |~0 (%%)d% _ 0,
(1-11)
P*
с = 6 с г(0) = г(1) = е
где 1 ' 2 определяется из условия V у V ) .
Решение системы уравнений (1.10)-( 1.11) найдем непосредственным
интегрированием. В результате будем иметь
{~0 = ~(~о = с С-Г~+1)2+1,
2 v ' u 1 2
v 2
a а
/1 l(x2 - x)-a£L (coscx -1)+^^ (cose- 1)x + / p*, (1-12)
2 с с
1 + n + n (cose-1)
2 с
Приведем системе уравнений и граничных условий к ним для первого приближения:
дЧ + N2v _-ldz1 _0 (113)
ду2 ду a dx ' д x ду ' ду2 ду
u1 = 0, Vj = 0, v = 0 при y = 0, u1 = 0, v = 0, v = 0 при y = h( x); zj(0) = zj (1) = 0.
(1.14)
После необходимых вычислений решение задачи запишется в виде
vi =
~2 6 ^ У3 Г
- +— I -
h3 h2 J 6
С + 4] / + Г С
2h2 hJ 2
— +1| У
12h J
u1 = -N2
6 ^ y4 Г
- +- I y-
h3 h2 J 24
■ + —
4 ^ У3 Г
2h2 hJ 2
• +
2
У2 1 dz1 y2
12h
+1 К--
2 a dx 2
+
Л r2 h 1 dz1 h
+ N — +--L—
V 12 a dx 2y
y,
(1.15)
=
5N2
1_24f1 - VП V 2 a v
cos®
-1)
37 aN2
z1 =
[- 2n - r/®x - r/ax2 + 2n cos ax - 2na(cosa - 1)x]
10а
где ^ - добавочный безразмерный расход, обусловленный микрополярными свойствами смазочной жидкости.
Для определения гидродинамического давления имеем
1
z0 +— Zj = e
0 N
-ap
(116)
Воспользуемся асимптотическим разложением функции e Р в
принятом нами приближении выражение
Q(a3),
O
a
1
N
1 у
получим следующее
p = J^-ф p *
1 + a
f \
Ра V Р * J
a ~2
2Г Р Л
± а
v Р * j
(1.17)
ф = 3n(x2 - x) + (cos ax -1) - (cos a -1) +
a
a
+ 37N [- 2n1 - nax + r/ax2 + 2n cos ax - 2n1a(cosa - 1)x]
где 10aN1 (2.6.18)
Используя (1.17) и (1.18), для безразмерной несущей способности
будем иметь
2
ж
1 + а
а л £л
V Р * У
а ~2
2 а л2
Ра
V Р У
*
3 6БШ ю 3 Бт ю
+
ю
ю
ю
+
+
37 N2
10 юЖ
цю ~6~
с
2 -
2Б1И ю ю Бт ю
+
ю
2
- ю
(1.19)
Приведем результаты численного анализа (рис. 1.2-1.3) найденного аналитического выражения для несущей способности подшипника:
1. Несущая способность подшипника существенно зависит от параметров микрополярного смазочного материала N и а также от параметра а, обусловленного зависимостью вязкостных характеристик от давления.
2. С увеличением значений параметра N несущая способность подшипника возрастает.
3. С увеличением значений параметра N несущая способность
подшипника снижается. При ^го значение несущей способности
стремится к соответствующему значению несущей способности для случая ньютоновского смазочного материала.
4. С увеличением значений параметра а несущая способность подшипника возрастает. При значении а«0,4 в зависимости несущей способности от а наблюдается ярко выраженный максимум.
5. Наиболее рациональными по несущей способности являются значения параметров N2 « 0,95; а е [0,4;0,5].
3
6. При значении параметра ю близком к — п рассматриваемый
радиальный подшипник (по сравнению с ю = 0) обладает свойством подшипника, так называемого, «двойного действия», по несущей способности.
Рис. 1.2. Зависимость безразмерной Рис. 1.3. Зависимость безразмерной
несущей способности упорного несущей способности упорного
подшипника от параметров N и а подшипника от параметров N и N
(при учет зависимости вязкости от (при учет зависимости вязкости от
давления).
давления).
Рассмотрим теперь расчетную модель упорного подшипника повышенной несущей способности, работающего на вязкоупругой смазке с учетом зависимости ее характеристик от давления (задача 2).
1. Постановка задачи 2. Рассматривается установившееся движение смазки, обладающей вязкоупругими свойствами, между направляющей и ползуном. Предполагается, что ползун неподвижен, а направляющая движется со скоростью и * по направлению оси Ох'. Также предполагается, что зависимость вязкости и модуля сдвига давления выражаются формулами
А = Ае- , О' = ^0е- , (2.1)
А
сдвига; А - динамический коэффициент вязкости; р - гидродинамическое давление; а - экспериментальная постоянная величина.
О' = О0 еар ,
где 0 - характерная вязкость; 0 - характерное значение модуля
О0
В декартовой системе координат х Oy уравнение контуров направляющей и ползуна можно записать в виде:
у' = 0, y' = h0 + х ' tga- a sin a'x' (2 2)
¡ igq
Здесь a - угол наклона ползуна с линейным контуром к оси Ox'; h°
a
и ho - малые безразмерные величины одного порядка; h° - толщина пленки в начальном сечении; ® =®'1 - подлежит определению.
В дальнейшем для решения рассматриваемой задачи сделаем следующие общепринятые допущения:
1. В качестве смазочного материала рассмотрим неньютоновскую жидкость вместо ньютоновской смазки.
2. Давление p' постоянно по толщине пленки, заданной уравнением (2.2).
3. Характеристики применяемой максвелловской жидкости выражаются следующим уравнением [7-9]
dvX = т' 1 дт' ду' / G' dt'
(2.3)
В случае установившихся условий производную —-, фигурирующую в
д1'
уравнении (2.3), можно заменить производной и *. Следовательно,
д х'
характеристики потока приближенно выражаются уравнением
дут' и * дт' —=-+--
дУ' О' дх', (2.4)
в котором и * - скорость движения направляющей, т' - касательное напряжение.
2. Основные уравнения и граничные условия задачи 2
В рамках приведенных допущений уравнение равновесия жидкостного элемента, расположенного между поверхностями упорного подшипника, записывается в виде
дт' = ду' dx'
(2.5)
где
P ' -
гидродинамическое давление.
После интегрирования вышеуказанного уравнения, получим ' dP' ' и Л
т = у + c (х )
dx
Запишем градиент скорости для максвелловской жидкости с характеристиками потока (2.4)
dc' ^
1 , (2.6)
д V ' 1 (dP' , ./.Л u * (d2 P'
дУ' А'
г >( Л м
-у + c (х )1 + — dx I О
dx
- У +
dx'
Продифференцируем обе части уравнения (2.6) по у', тогда получим
д2 VI 1 dP' u * d2P' -=---1---
ду '2 А dx' О ' dx'2 (2 у)
В качестве исходных уравнений рассмотрим уравнение неразрывности и уравнение (2.7)
д V У ' д V '
• + ■
= 0
ду' дx'
Осуществим переход к безразмерным переменным'
(2.8)
x ' = Lx, у' = h0 у, v'x' = u * V, V У = u *еи, е=—, а = а0 а,
а0 u * l
L
U * а
T' = Т0 T, P' = p * p, p* = ^" , о' = о * о, о* =■
(2.9)
h12
h
Т И
где Ь - длина ползуна; 0 - толщина пленки в начальном сечении.
Подставляя (2.9) в (2.7) и (2.8), получим:
d2 V = 1 dp + в d2 р
dy2 а dx а dx2
ди дv
— + — = 0 ду дх ,
(2.10) (2.11)
в =
где
А0и * ОЬ
- число Дебора.
h = e ~гзе, y = аL .
Выпишем граничные условия для решения системы
дифференциальных уравнений (2.10) и (2.11), определяющие прилипание
смазочного материала к поверхности ползуна
^ ; ( \ 1 • L tgа а ,
u = 0, v = 0 при у = h^)= 1 + nx-ц1slnюx, г/=-, П =—, ю = ю L .
h0 h0
прилипание смазочного материала к направляющей поверхности
u = 0, v = 1 при у = 0 . условия, накладываемые на давление на торцах упорного подшипника
p (0) = 0 при x = 0, x = 1. (2.12)
Запишем дополнительные граничные условия, учитывающие случай поступления смазки в упорный подшипник при отсутствии в деформации упругого компонента
= 0, ££. = 0 при x = 0. (2.13)
dx dx
Введем допущение, описывающее случай, когда смазочный материал, находясь в ненапряженном состоянии, подвергается внезапному сдвигу с заданной скоростью в момент подачи смазки в подшипник
~ = 0 при x = 0 , откуда следует
с = 0, ^ = 0 при x = 0 (2.14)
dx
3. Точное автомодельное решение задачи 2.
Для системы дифференциальных уравнений (2.10) - (2.11), запишем в явном виде автомодельное решение с учетом граничных условий (2.12) -(2.14)
д¥ тт( \ Тг( \ 1 dp в d2p ~1 ~2
u = -— + U(x,y), v = + V(x, у), —= ^^ + 2
дx ду / dx / dx2 h2 (x) h3 (x)' (2 15)
у = у() V(x, у) = U у) = «()■ h' (x), £= -(-).
Подставим (2.15) в (2.10) и (2.11), получим
цТ = ~2, ~' = с1, ~ '' = 0, (2.16)
1
~ (0)= 0, ~ (0) = 1, ~ (0)= 0, ' (1)= 0, ~ (1)= 1, ~ (1)= 0, | ~ с1р = 0. (2.17)
0
Решение системы уравнений (2.16) - (2.17) находится непосредственным интегрированием. В результате после необходимых исследований имеем:
г 2 г 2
~ = ~2— + е1р + 02 , ~ = + е3р+ 04 , ~ = {Р~'
= 6, е2 = а ез = -4, е! = -где 2 .
4 Определение гидродинамического давления в смазочном слое задача 2.
Для определения безразмерного гидродинамического давления в смазочном слое используем уравнение
„d2 p 1 dp ~ с9
в—т+—2+~Г dx а dx И И (2 18)
Введем обозначение
2 = е
йх . (2.19)
С учетом (2.19) с точностью до членов °(аР) уравнение (2.18) примет
вид
Л2 2 dZ (
в—- +-= -а
dx dx
С1 02
1 ■ + ■ 2
VИ2^) И3^(2.20)
Решение системы (2.9), удовлетворяющее граничным условиям (2.12) и (2.13) можно записать в виде
7 = а (х)-^2 ~ (х )-вА
ас2
(
в
в
Л
б в-1
V У
-а— -а—
+ е Р* = -а¥ (х) + е Р*,
где с2 =---с1, А =
а
~1а(~2 (1)-Jfз (1)) J3(1) + в2 -в2е^
(2.21)
Л (х) = {е в Jk(x)dx, Jk (х) = |тк7_)dx. 0 0 h \х)
„Ра
Воспользуемся аналитическими разложениями функций е ар и е Р*. С точностью до членов о(а2) включительно получим алгебраическое уравнение для нахождения безразмерного параметра Р
ар2 -2р + 2—^-а
^ Л2 р
+ 2^ (х )= 0
^ У
(2.22)
Решая уравнение (2.22), с точностью до членов получим следующее выражение
0(а2 ^2 (х ))
О
( „ \
Л
а
V Р * У
Р =
+ ^ (х)
+ Р^ а- 1-РЬ а2 ^
2 р
У
(2.23)
При вычислении интегралов, входящих в формулы (2.21),
К - • )
воспользуемся асимптотическим разложением функции / (1 + пх п *тсох)
1
1 + пх-п1 б1п ю х
= 1 + цх-ц1 б1п ю х + (п1 в1п ю х-цх)2 +...
С точностью до членов оОп ), о(п1) для % после необходимых вычислений получим следующее выражение
р
X
р
X
*
а
а
*
*
2 = е
в\ А6 Аз - А4 - А6е^ + А2е^ I - А, А4 + А3А2
в + А1-ве - А
+
+
е в -
ав(А2 + А6А3 - А6А1 -А4) ^
в + А1 -ве - А 3 А 4-А 2-вА 6 \1 - е ^
-а-
-а
(
в + А1 -ве^в-А
6пx + 12 в пx-6цx2 -
3 2 3 п®в
x + 3вnx--r|x -■
2
со2 в2 +1
Slnax -•
3П
л
со2 в2 +1
СОSaX
У
Пцсв •
со2 в +1
Slnсx -■
12П1
Л
с в +1
• СОSЮX
= е - а Ф ^)
у
(2.24)
где
3П
12П1
А1 =--^, А2 =—^, у = со в +1, А3 = 1 + 3вп—п -
3 3пвс
3 П\
7
7
2
■• Б1ПС---• СОБС
7
7
г л^п , 12 п в® • 12 п . , „„ 3пвсо2 А4 = 6 + 12вп - 6п--—— Б1ПС--'-1 • СОБС, А5 = 1 - 3вп--——
7 7 7
А 6 = 6 - 12вп-
12 п1 в®:
7
Для безразмерного гидродинамического давления в рассматриваемом случае получим выражение аналогичное (2.23)
= ^ + )
1 + ^ а-
1 г>2 Л 1 Ра а2
2 p
у
(2.25)
С учетом (2.25) для поддерживающей силы будем иметь
№ - * 0 V p *у
„ = p * II „ ^а
dx
(2.26)
Сила трения определяется выражением
Ьдд =
Аи * 1 (9"(0) , ~ ' (0)
И
■I
И2
+
И
eаpdx
(2.27)
Результаты численного анализа, приведенные при различных значениях параметра в \ показывают, что:
2
*
p
3
3
*
1. В случае вязкоупругой смазки имеет место уменьшение несущей способности подшипника, работающего в стационарном режиме трения по сравнению с этим показателем для ньютоновской смазки.
2. В случае стационарного режима с увеличением значений параметра в = 0,2 несущая способность резко уменьшается, при значении параметра в = 0,6 несущая способность стабилизируется.
3. С увеличением значений параметра а несущая способность подшипника возрастает.
4. При значении параметра со близком к 0,5 рассматриваемый радиальный подшипник (по сравнению с ю = 0) обладает свойством подшипника, так называемого, «двойного действия», по несущей способности.
0,00300,00230,00200,00130,0010-: 0,0005-
Рис. 2.1. Зависимость безразмерной несущей способности упорного подшипника от параметров ю и в- при учет зависимости вязкости от
давления.
Литература:
1. Мигун, Н.П., Гидродинамика и теплообмен градиентных течений микроструктурной жидкости / Н.П. Прохоренко // Наука и техника. - 1984. -264 с.
2. Типей, Н. Анализ смазки подшипников микрополярными жидкостями и его применение к коротким подшипникам / Н. Типей // Проблемы трения и смазки. - 1979. - № 3. - С. 122-131.
3. Allen, S. Y., Lubrication theory for micropolar fluids / S.Y. Allen, K.A. Kline// Trans. Asme, 1971. - V. E38. - No 4. - P. 646-656.
4. Вовк, А.Ю., Математическая модель прогнозирования значений безразмерных критериев микрополярной смазки, обеспечивающих рациональный режим работы упорного подшипника скольжения / А.Ю. Вовк, М.А. Савенкова// Труды РГУПС. - 2006. - № 2. - С. 29-34.
5. Ахвердиев, К.С., Математическая модель гидродинамической смазки бесконечно широких опор, работающих в турбулентном режиме на микрополярной смазке / К.С. Ахвердиев, А.Ю. Вовк, М.А. Мукутадзе, М.А. Савенкова // Трение и смазка в машинах и механизмах.- 2007.- № 9. - С. 12 -15.
6. Эркенов, А.Ч. Гидродинамический расчет радиального подшипника, близкого к круговому, работающего на микрополярной смазке / А.Ю. Вовк, И.С. Семенко, В .А. Константинов // Вестник РУПС. - 2009. - № 1. - С. 148152.
7. Ахвердиев, К.С. Установившееся движение вязкоупругой жидкости между наклонным ползуном и направляющей с учетом сил инерции смазочной композиции / К.С. Ахвердиев, И.А. Журба // Трение и износ. -2004. - Т. 25. - №6. - С. 567-576.
8. Ахвердиев, К.С., Об устойчивости движения направляющей при неустановившемся течении вязкоупругой смазки в системе «ползун -направляющая» / К.С. Ахвердиев, И.А. Журба // Вестник РГУПС. - 2005.-№1. - С. 5-11.
9. Ахвердиев, К. С., Гидродинамический расчет подшипников скольжения с учетом сил инерции смазочной жидкости, обладающей вязкоупругими свойствами / К.С. Ахвердиев, М.В. Яковлев, И. А. Журба // Трение и износ.- 2003. - Т. 24. - №2. - С. 121-125.
10. Уилкок, Д.Ф. «Расчет упорных подшипников с эффективной работой в турбулентном режиме» /Д.Ф. Уилкок // Проблемы трения и смазки: Труды Американского общества инженеров-механиков. - 1977. - № 1. -С. 118-126.
11. Дерлугян Ф.П., Щербаков И.Н. Обоснование процесса получения композиционных антифрикционных самосмазывающихся материалов с заданными техническими характеристиками методом химического наноконструирования. [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2010 г., №4 - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n4y2010/287 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.
12. Reynolds, O. On the theory of lubrication and its application to Mr. Beauchamp Tower"s experiments / O. Reynolds. - Phil. Trans. Roy. Soc. London, 1886, vol. 177, pt. 1.
13. Мукутадзе М.А., Расчетная модель гидродинамической смазки неоднородного пористого подшипника конечной длины, работающего в устойчивом нестационарном режиме трения при наличии принудительной подачи смазки [Электронный ресурс] / Флек Б.М., Задорожная Н.С., Поляков Е.В., Мукутадзе А.М.// «Инженерный вестник Дона», 2013 г., №3 - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1765 (доступ свободный) -Загл. с экрана. - Яз. рус.