Научная статья на тему 'Метод гидродинамического расчета упорного подшипника с учетом зависимости вязкости слоистой смазочной жидкости от температуры'

Метод гидродинамического расчета упорного подшипника с учетом зависимости вязкости слоистой смазочной жидкости от температуры Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
185
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДАПТИРОВАННЫЙ ПРОФИЛЬ / СТРАТИФИЦИРОВАННОЕ ТЕЧЕНИЕ / НЕСУЩАЯ СПОСОБНОСТЬ / СИЛА ТРЕНИЯ / ТЕЧЕНИЕ КУЭТТА / ADAPTED PROFILE / STRATIFIED FLOW / LOAD-BEARING CAPACITY / THE FRICTION FORCE / THE COUETTE FLOW

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Ахвердиев К. С., Колесников И. В., Митрофанов С. В., Копотун Б. Е.

В работе дается метод гидродинамического расчета упорного подшипника скольжения работающего на двухслойной смазке, c учетом зависимости вязкости смазочной жидкости от температуры. Найдено поле скоростей и давлений в смазочных слоях и с использованием выражения для скорости диссипации энергии получены аналитические выражения для вязкостей смазочных слоев. Дана оценка влияния параметров, характеризующих адаптированный к условиям трения опорного профилем подшипника, а также температурного параметра, вязкостного отношения стратифицированных слоев и их протяженностей на рабочие характеристики рассматриваемого подшипника слоистых смазочных материалах. Установлены оптимальные значения этих параметров, обеспечивающих их устойчивый жидкостный режим смазывания и повышенную несущую способность рассматриваемого упорного подшипника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Ахвердиев К. С., Колесников И. В., Митрофанов С. В., Копотун Б. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The method of calculating of the hydrodynamic thrust bearing with the dependence of the viscosity of lubricating fluid stratified temperature

In this paper, based on the Navier-Stokes equations in the case of a "thin layer" is a method of forming an exact self-similar solution of the problem of calculating the hydrodynamic thrust bearing with the adapted profile of the supporting surface, running on a two-layer lubrication, c considering the viscosity of lubricating fluid temperature. Found the velocity and pressure in the lubricating layers and using the expression for the rate of energy dissipation analytical expressions for the viscosity of the lubricating layer. The estimation of the influence of parameters characterizing the adapted profile of the bearing surface of the bearing, and temperature parameters, viscous layers of relationships and their length on the basic performance of bearings operating on stratified lubricants. The optimal values ​​for these parameters to ensure the rational, for bearing capacity and strength of friction operation under consideration thrust bearing.

Текст научной работы на тему «Метод гидродинамического расчета упорного подшипника с учетом зависимости вязкости слоистой смазочной жидкости от температуры»

Метод гидродинамического расчета упорного подшипника с учетом зависимости вязкости слоистой смазочной жидкости от температуры

К.С. Ахвердиев, И.В. Колесников, С.В. Митрофанов, Б.Е. Копотун Ростовский государственный университет путей сообщения

Аннотация: В работе дается метод гидродинамического расчета упорного подшипника скольжения работающего на двухслойной смазке, с учетом зависимости вязкости смазочной жидкости от температуры. Найдено поле скоростей и давлений в смазочных слоях и с использованием выражения для скорости диссипации энергии получены аналитические выражения для вязкостей смазочных слоев. Дана оценка влияния параметров, характеризующих адаптированный к условиям трения опорного профилем подшипника, а также температурного параметра, вязкостного отношения стратифицированных слоев и их протяженностей на рабочие характеристики рассматриваемого подшипника слоистых смазочных материалах. Установлены оптимальные значения этих параметров, обеспечивающих их устойчивый жидкостный режим смазывания и повышенную несущую способность рассматриваемого упорного подшипника.

Ключевые слова: адаптированный профиль, стратифицированное течение, несущая способность, сила трения, течение Куэтта.

Введение. Гидродинамическому расчету упорных и радиальных подшипников скольжения, работающих на слоистых смазочных материалах, посвящено большое количество работ [1-6]. Анализ работ в показывает, что практически во всех этих работах вязкость смазочного материала считается постоянной или зависящей только лишь от давления. Общеизвестно, информативность и практическая ценность гидродинамических расчетов узлов трения, работающих на слоистых смазочных материалах существенно зависит от адекватности используемой в ней физической модели смазочного материала [7-9]. Учет зависимости вязкости от температуры является одним из необходимых факторов, определяющих надежное функционирование трибосистем [10-12]. Основной целью данной работы является разработка расчетной модели подшипников скольжения, работающих на слоистых смазочных материалах, учитывающей вышеуказанный фактор. Постановка задачи. Рассматривается установившееся стратифицированное течение двухслойного вязкого несжимаемого смазочного материала в зазоре

упорного подшипника (система «ползун-направляющая») с адаптированным к условным трениям опорного профиля [5].

У'

2 3

w

Рис. 1 - Расчетная схема двухслойной стратификации упругодеформируемого подшипника: 1 - контур ползуна, прилегающий к смазочному слою; 2 - граница раздела смазочных слоев; 3 - направляющая

Предполагается, что ползун неподвижен, а направляющая движется в сторону сужения зазора со скоростью u* (рис. 1). Также предполагается, что вязкость смазочных слоев зависит от температуры. В декартовой системе координат х 'О 'y ' уравнение адаптированного контура ползуна, границы раздела, а также направляющей можно записать в виде [8] y' = h0 + x'tga' - a' sin ю 'x' = h'(x'), y' = ah'(x'), y' = 0.

(1)

Здесь ae[0,1], ho - начальный

зазор,

tga _

угловой коэффициент

линейного контура, а и ® соответственно амплитуда и частота контурных

возмущений. Предполагается, что и а одного порядка малости, ® = ® 1 в дальнейшем определяется из условия максимума несущей способности подшипника [5].

Для получения аналитических решений сделаем ряд предположений и упрощений.

1. Зависимость вязкости смазки от температуры можно представить в виде

Ц1 = Мог ехр [-а(Т '- То)], I =1,2

?

(2)

ГТ1

где Мог - характерная вязкость в смазочных слоях, 0 - характерная

Т

температура, а - экспериментальная постоянная величина, 1 - температура в смазочных слоях.

2. Количество утечки смазки пренебрежимо мало. Это соответствует отношению ширины вкладыша к его длине не более 1,5.

3. Пренебрегаем концевыми утечками.

4. Пленка смазки является адиабатической.

5. Рассматриваются только течении Куэтта.

6. Инерционные эффекты жидкости не учитываются.

Исходные уравнения и граничные условия

Исходные уравнения, описывающие движение вязкой несжимаемой жидкости в приближении «тонкого слоя», для безразмерных переменных с учетом зависимости вязкости от температуры и уравнение неразрывности.

д Ч = 1 СРг + = 0 (г = 1 2)

ду2 в~°То(Т-1) сх' ду дх ' 1 , ).

(3)

х у и и Р М Т' Размерные величины ' у' 1' 1' ^' 1 связаны с безразмерными

y, и, иг, Рг, , Т следующими соотношениями

, = Н0 * = ^ Ог11

г 1 , 1 г * и. =-иг, , * /г г

У = Кy, х = I ■ х, иг = ииг, 1 I 1 Р'= р*Рг, \ Ц. ^Ц-,

Т = То ■ Т . (4)

и' и' Р'

Где " ' - компоненты вектора скорости смазочной среды, -

коэффициент

гидродинамическое давление в смазочных слоях, динамической вязкости смазочных слоев.

Граничные условия на поверхности ползуна и направляющей записываются в виде

и,

у=0

0, и у=0 = 1, Р (0) = Рг (1) = 0, и

к( ) = 0, и2

у=к (х) ' 2

у=п(х)

0.

(5)

На границе раздела слоев граничные условия записываются в виде:

и

у=аП = и2

у=ак , и1

у=ак и2

ди1

у=ак '

ду

Ц02 ди2

у=ак

Ц 01 ду

у=ак , р1 р2,

Ц01

-— = ак'(х), к(х) = 1 + цх -гцвтюх, п= , П1 = ~, ® = ® 'I.

и К К

(6)

Граничные условия (5) означают прилипание смазки к поверхности ползуна и направляющей. Граничные условия (6) означают: равенство скоростей, касательных и нормальных напряжений на границе раздела слоев, а также условие существования слоистого течения смазки, т.е. требуется, чтобы скорость точек границы раздела слоев в каждой точке была направлена по касательной к контуру раздела слоев. Точное автомодельное решение задачи.

Формирование точного автомодельного решения системы дифференциальных уравнений (3), соответствующих граничным условиям (5) и (6) будем искать с помощью функции тока

и + и(х,у), + ¥,(х,у), у. и(х,у) = — ©к'(х),

дх ду '

V (х, у) = и 1 ^ = ^,

у 1 сР1 = С1 с2 1 СР2 = С1 с2

__1 I __1 I

_ „2 (.3 ' 1 ~ 7 2 7 3

К м1 Сх К К ц 2 Сх К К Подставляя (7) в (3) в (5) и (6), получим

уТ = ¿2, и = ¿1, и+ВД = о, =С2, и2 = С1, и2+зд = о ДО) = о; Й1(о) = о, и 1(о) = 1, у2(1) = о, и(1) = о,

и2(1) = о, \рт 1(а) = \рт'2(а), и 1(а) = и2(а), г/1(а) = и2(а),

(7)

(8)

и, 1

и 1(а) = ^ЭД, ^(а) = ^у'2(а), р = Ь2Р2, |и+ |г^С = о.

Ь о1

Ь о

Ь о

1 о

(9)

Учитывая, что расслоение смазочного материала происходит вблизи неподвижной твердой поверхности, т.е. при значениях а, близких к единице,

-Кщ (а)

и2(а)

аК '

условие раздельного течения в принятом нами приближении

удовлетворяется. На самом деле из граничного условия

и

1

,(а) + аи 2(а) +1 и 2(£ С = о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и 2(а)

следует и2(а) + а+1

и2(а) а и2(а)

Используем теорему о среднем значении,

Щ2(а) 2(а*)

= о.

и 2(а)

■ + а+-

и 2(а) и 2(а)

(1 - а)

, а* е (а, 1).

а

0

и 2 (а*) и 2 (а)

(1 - а)

Исходя и2(а ) <и2(а^ (1 а) <<1, с точностью до членов V

а 1

|и^ « 0, |и« 0. получим 0 а

Интегрируя уравнения (8) - (9) получим:

12 12 ~ 12 ~ £2 = с2~ + ^ + С3 , и1 = с1 — + ^ + С7, ^2 = с2~ + с£ + С5 , и 2 = с1 — + с8^ + C9,

£3 . £2

^ ^2

и1 С1 3 С6 2 +С10, и2 С1 3 С8 2 + С11,

* р1 — С1 2( х) + С2 ^3( х), ~ Р2 — С1 ^ 2( х) + С2 ^3( х),

М1 М- 2

х

Л (х) = |

ёх

(1 + пх - п1 эт юх)

Нахождение постоянных С'( ' 2,3,...13) С

системе с 16 неизвестными:

(10)

приводит к

С7 = 1, С10 = 0, С3 = 0, - С113 - С8^2 + С11 = 0, ^ + С8 + С9 = 0,

С2^ + С4 + С5 = 0, С1 = —^ С2 = —К С2 =-^ТТ^ 2 Ц 01 Ц 01 -13(1)

с1а + с6

. Ц 02 (

Ц 01

(( + С8 ),

с2 а + с2 = (с2 а + с4),

Ц 01

2 2 2 2 а ~ а а ~ а

С2~ + с2а + с3 - С2 — - с4а - с5 = 0; с — + с6а + с7 - с — - с8а - с9 = 0,

а3 а2 ~ а3 а2 ~ 1 1

+ с6^ + с7а - - ^ - с9а + с17 + + с9 = 0. 6 2 6 2 6 2

(11)

Полученную систему (11) решим матричным способ

М ■ X = Ь,

(12)

X

где

= {сх;с4;С5;^8;с9}, Ь = {0;0;-6а;0;- 2}

М

12(1) 13(1) 2 2 0 0

1 0 0 2 2

ка3 - а3 +1 0 0 3ка2 - 3а1 + 3 6 - 6а

(1 к) а2 ^ ^3(1) 2а(к -1) -2 0 0

а 2(к -1) 0 0 2а(к -1) -2

В результате имеем:

с,

6 + 6ка2 - 6а2 А

С4 =

(3 - 6а2 + 3а4 + 3к2а4 - 6ка4)

мп_:

(ак - а + 1)А

С5 =

^^а(-3а2 - 3а + 3а3 + 3 + 6ка2 - 3к + 3а3к2 - 6а2к2 - 12ка3 +6ак)

ла)1__

(ак - а + 1)А -4а3 + 4ка3 - 3ка2 + 3а2 +1

4 - 4а3 + 4ка3

с

А * А

А = -4а3 +1 + а4 - 6ка2 + 4ка3 + к2а4 + 4ка - 2ка4 - 4а + 6а2,

12(1) = 1 + — п + —(собю-1), С2 = -С 1 +1 п + П1(собю-1) /3(1) 2 ю V 2 ю

С2 кс4, С6 кС8

~ ~ 1 С = к51, С2 =-£1 1 + — п + п1(СОБ ю -1) V 2

к =

М-02 ^01

(13)

Для определения безразмерного гидродинамического давления р' в смазочных слоях, вязкость ^ заменим ее средним арифметическим

с

8

значением соответствующим начальному и конечному сечению, т.е.

М' = (м' (0) + М (1)) /2. Для этого необходимо определить безразмерную

вязкость М' как функцию от х. Воспользовавшись выражением для скорости диссипации энергии под действием сил сдвига, будем иметь:

анх = 2м ^¡Н} Г у 1 (£) + и

ёх

к

■К

00

к"

к

С

ёН2 = 2М02М2/к 1Г К22 (О + и2ДУ

ёх

к

I

V к2

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(14)

Для определения повышенной температуры получим следующее выражение:

1 2ц01М1/каг Г КВД) +

[1

ёх С Охёх СДХ к 0 0 V к

к

1 2М02М 2/к г Гу 2'+ и 2ДУ

р^ 2

к 0 Ч кх

0 а^

к

Й,

(15)

О С

где - расход смазочного материала в единицу времени; р - теплоемкость

при постоянном давлении

IX 1

<2Х = и\1у'02 = и\1у

М = е-°Т>(Т -1) Интегрируя по х

ё М' т ёТ' — = -аТ0М —

(16)

ёх

ёх

(17)

Комбинируя (15) и (17) с учетом (16) будем иметь

_ ?г Щ + ц®. й

йц = -2ц01и"стц2 { v И2 И / '

йх

И2С

"0° р

^ 11Г + ЦЩ'

йЦ 2 {V И И -

йх

И2С

п0ь р

Г (да^

Обозначим

К =

2ац01и

К 2 =

2ац02и

Г (км

(18)

И2срГ(;(ЮЪ И2срГ(2(^й А1 = ^))2 А2 = Г2(61

А3 = |(и 1(^))2 = }(Ш)2 АА2 = Г2м/22ид№ А3 = )2

0 а а а

(19)

С учетом (18) и (19) для Ц и Ц2 получим: 1 й ц

-к1

А, А2 А3 —1 +—2 +—3

И3 И2 И

ц йх V И И И /

1 й Ц 2 = ,

ц2 йх

ГА. А 2 А 3Л — +—- +—3

чИ3 И2 И ,

^(0) = Ц 2(0) = 1.

Решая уравнения (20) с граничными условиями (21) получим

1

Ц =

1 + К1 (А113( х) + А 212( х) + А 311( х))'

Ц 2 =

1 + К2 (А 113( х) + А 212( х) + А 3 <Л( х))

(20)

(21)

(22)

а

а

а

1

Используя формулы (22) для М' будем иметь

М' (0) + М1(1)

М' =

2

где

* 1 1

М* = т + т"

1

* 1 1

М2 = т + т"

2 2 1 + К (А1 /3(1) + А 2^2(1) + А3 ^1(1)) 1

2 2 1+ К2 (А /3(х) + А 2/2( х) + А 3 /х{ х))

(23)

С учетом (23) для определения безразмерного гидродинамического давления в смазочном слое, прилегающем к подвижной поверхности подшипника будем исходить из уравнения

Ф1 ёх

М1

С1 . + . С2

к (х) к (х)

(24)

С

Для определения постоянной интегрирования и константы 2 воспользуемся граничными условиями Р1(0) = Р1(1) = 0.

(25)

Решение задачи (24) - (25) с точностью до членов 0(п ) и 0(п2) запишем виде

в

Р1 = М1«^1

1

1 п , П

—Пх —пх +—^(сов юх -1) —1—(соб ю-1)

2 2 ю ю

(26)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из полученных формул (23) и (26) следует, что безразмерная вязкость

каждого смазочного слоя М и безразмерное гидродинамическое давление Р

К

существенно зависит от теплового параметра . С увеличением значения

этого параметра значение безразмерного коэффициента вязкости и безразмерного гидродинамического давления в смазочном слое, прилегающем к подвижной поверхности направляющей резко уменьшаются. С учетом (26) и (10) для несущей способности и силы трения получим:

Я

Яу = *7 = -1 Р1( х)ёх = -М*С1 Р 1 0

1 1 Пи 14 п^ П1

—П - ~п - тм^вю -1) + —^бШ ю--1

ю

ю

(27)

4рк0 = 1 Г.^(0) , и'(0)'

тр .. „.*/ [I 7-2,

=

М01и

■ + •

к (х) к(х)

=

М1

кСл

1 -п

2П1

ю

(гоб ю -1)

+ кс0

Г1 -Л-^!^ ю-1) Л

(28)

Для проведения численного анализа полученных аналитических

( ) Я ь

выражений для М'( ), у и тр с учетом формул (10), (19) найдем в принятом нами приближении выражения для А', ('' = 1 2, 3) и для /'(х), ('' = 1 2)

~2 3

. с2 а ~ 2 2 А= 2 А1 = —--+ С2С2а + С а;

2

~ ~ 3 ~ 2 ~ 2

с^л Сл а с^л с а с^с^ а

— + -и1— + -кл— + с 2с 66

. а ^ 2 2 А3 = с1 —+c1c6а +c6а;

х 2 п п п

/1(х) = х - п---L(coБюх -1); /1(1) = 1----^шбю -1);

2 ю 2 ю

2п

/2(х) = х - пх2---(coБюх -1); /2(1) = 1 -п- —1 (coБю -1);

2п1

ю

ю

/3 (х) — х пх

3 3п

(coБ юх -1); /3(1) = 1 —п--(^б ю-1).

ю 2 ю

Численный анализ проводился при следующих значениях параметров:

М02

п = п1 =0.01; 0.05; 0.08; а = 0.95; 0.96; 0.97; 0.98; м01

0.5; 0.8; 1.1; 1.5; 2;

ю = 1; 1.5; 2; 2.5; 3; 3.5; 4; 4.5; 5; К, = 0.5; 0.8; 1.5. к = 1.5

?

Результаты численного анализа приведены на рис. 2-4.

Рис. 2 - Зависимость безразмерной Рис. 3 - Зависимость безразмерной несущей способности от параметров силы трения от параметров ю и п

П1 =П- а = 0.95- к = 1.5-

ю и п

П1 = П; а = 0.95; к = 1.5; 1 - К1 = 1.5, 2 - К1 = 0.8, 3

К1 = 0.5

1 - К1 = 1.5; 2 - К1 = 0.8; 3 К1 = 0.5

■£■ Инженерный вестник Дона. №3 (2015) ВЦ ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n3y2015/3084

0.57 0.56

о.;;

0.54

0.53 0.52-

Ь—I—I—I—I—|—I—I—I—I—|—I—I—I—I—|

0.5 1 1.5 2

К1

Рис. 4 - Зависимость вязкости от температурного параметра при х = 05 и

х = 1

Полученные аналитические выражения их графики позволяют сделать ряд выводов:

1. Рабочие характеристики подшипника зависят от вязкостных отношений слоев и их протяженности, вязкостного параметра а; параметра адаптированного профиля и температурного параметра К .

3

ю =— п

2. При 2 нагрузочная способность подшипника увеличивается примерно в 2 раза по сравнению со значением ю=0.

3. С увеличением значения температурного параметра К несущая способность и сила трения снижаются.

4. С увеличением значения температурного параметра К вязкость смазочной жидкости снижается, особенно резкое снижение наблюдается при

значениях К е[0 5, 1].

Литература

1. Ахвердиев К.С., Александрова Е.Е., Кручинина Е.В., Мукутадзе М.А. Стратифицированное течение двухслойной смазки в зазоре упорного подшипника, обладающего повышенной несущей способностью // Вестник Донского государственного технического университета, 2010. - Т. 10. -№2(45) - С. 217-222.

2. Ахвердиев К. С. Александрова Е. Е., Мукутадзе М. А. Стратифицированное течение двухслойной смазки в зазоре сложнонагруженного радиального подшипника конечной длины, обладающего повышенной несущей способностью // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения, 2010. - №1(10). - С. 132137.

3. К.С. Ахвердиев, М.А. Мукутадзе, Е.Е. Александрова, А.Ч. Эркенов Математическая модель стратифицированного течения двухслойной смазочной композиции в радиальном подшипнике с повышенной несущей способностью с учетом теплообмена // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения, 2011. №1(41). - С. 160-165.

4. Мукутадзе, М.А. Стратификация смазочного материала в радиальных подшипниках скольжения // Инженерный вестник Дона, 2015, №1 - Режим доступа: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2735.

5. Мукутадзе, М.А. Поведение стратифицированных смазочных материалов в упорных подшипниках скольжения // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения, 2015. №1 - С. 140-146.

6. Мукутадзе, М.А. Стратификация смазочного материала в радиальных подшипниках при его осевой подаче и зависимости вязкости от давления // Вестник Донского государственного технического университета, 2015. Т.15, №1 (80) - С. 103-113.

7. Мухортов И.В., Усольцев, Н.А., Задорожная Е.А., Леванов И.Г. Усовершенствованная модель реологических свойств граничного слоя смазки // Трение и смазка в машинах и механизмах, 2010. - №5. - С. 8-19.

8. К.С. Ахвердиев, М.А. Мукутадзе, Е.О. Лагунова, К.С. Солоп Расчетная модель упорного подшипника скольжения с повышенной несущей способностью, работающего на неньютоновских смазочных материалах с адаптированной опорной поверхностью // Инженерный вестник Дона, 2013. - №4. - Режим доступа: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2200.

9. Мукутадзе, М.А. Стратифицированные слои смазочного материала с различными физико-механическими свойствами // Инженерный вестник Дона, 2014. №4 - Режим доступа: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2014/2746.

10. Уилкок Д.Ф. Расчет упорных подшипников с эффективной работой в турбулентном режиме // Проблемы трения и смазки: Труды Американского общества инженеров-механиков. - 1977. - №1. - С. 118-126.

11. Задорожная Е.А., Караев В.Г. Расчет теплонапряженности сложнонагруженного подшипника с учетом неньютоновских свойств смазочного материала // Трибология и надежность: сб. науч. тр. XI Междунар. науч. конф. СПб. - 2011. - С. 226-240.

12. Задорожная Е.А., Караев В.Г. Оценка теплового состояния сложнонагруженного подшипника с учетом реологических свойств смазочного материала // Двигатели внутреннего сгорания. Всеукраинский научно-исследовательский журнал. Харьков: Изд-во «Харьковский Политехнический Институт». - 2012. - №2. - С. 66-73.

References

1. Akhverdiev K.S., Aleksandrova E.E., Kruchinina E.V., Mukutadze M.A. Vestnik DGTU. 2010. T.10. №2 (45). pp. 217-222.

2. Akhverdiev K.S. Aleksandrova E.E., Mukutadze M.A. Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta putey soobshcheniya. 2010. №1 (10). pp. 132-137.

3. K.S. Akhverdiev, M.A. Mukutadze, E.E. Aleksandrova, A.Ch. Erkenov. Vestnik. 2011. №1 (41). pp. 160-165.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Mukutadze, M.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015. №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2735.

5. Mukutadze, M.A. Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta putey soobshcheniya. 2015. №1. pp. 140-146.

6. Mukutadze, M.A. Vestnik Donskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2015. T.15, №1 (80). pp.103-113.

7. Mukhortov I.V., Usol'tsev, N.A., Zadorozhnaya E.A., Levanov I.G. Trenie i smazka v mashinakh i mekhanizmakh. 2010. №5. pp. 8-19.

8. Akhverdiev, K.S. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2200.

9. Mukutadze, M.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2014/2746.

10. Uilkok D.F. Problemy treniya i smazki: Trudy Amerikanskogo obshchestva inzhenerov-mekhanikov. 1977. №1. pp. 118-126.

11. Zadorozhnaya E.A., Karaev V.G. Tribologiya i nadezhnost': sb. nauch. tr. XI Mezhdunar. nauch. konf. SPb. 2011. pp. 226-240.

12. Zadorozhnaya E.A., Karaev V.G. Dvigateli vnutrennego sgoraniya. Vseukrainskiy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal. Khar'kov: Izd-vo «Khar'kovskiy Politekhnicheskiy Institut». 2012. №2. pp. 66-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.