N Инженерный вестник Дона, №4 (2015) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n4y2015/3438
Расчетная модель радиального подшипника скольжения на основе нелинейного реологического уравнения Максвела, с учетом существования предельного напряжения сдвига
К. С. Ахвердиев, Е. О. Лагунова, К. С. Солоп Ростовский государственный университет путей сообщения
Аннотация: В работе дается метод гидродинамического расчета радиального подшипника скольжения, работающего на смазочном материале, обладающем одновременно вязкоупругопластичными свойствами. При разработке расчетной модели в качестве исходных уравнений используется нелинейная модель Максвелла с учетом существования предельного напряжения сдвига. Асимптотическое решение рассматриваемой задачи найдено по четным степеням параметра, обусловленного наличием предельного напряжения сдвига смазочного материала. Найдено поле скоростей и давлений в смазочном слое, получено аналитическое выражение для несущей способности подшипника. Дана оценка влияния параметров, характеризующих упругие свойства смазочного материала (число Дебора) и безразмерного параметра, характеризующего вязкопластичные свойства смазочного материала (параметр пластичности) на несущую способность радиального подшипника.
Ключевые слова: радиальный подшипник, несущая способность, предельное напряжение сдвига, параметр пластичности, деформация.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.
Рассмотрим стационарное движение смазочной жидкости с вязкоупругопластичными свойствами в зазоре радиального подшипника бесконечной длины. Подшипник считается неподвижным, а шип вращается с угловой скоростью О. В полярной системе координат (г, в) с полюсом в
центре шипа уравнение контура шипа и подшипника (рис. 1) запишется в виде:
г' = г0, г ' = г1 + е собО (1)
где г0 - радиус шипа; г1 - радиус подшипника; е - эксцентриситет.
Реологическое уравнение движения смазочной жидкости в рассматриваемом случае запишется в виде:
^^ Т +1 ^ (2)
дг' М т0 О &'
Здесь О - модуль упругости; м - динамический коэффициент вязкости; т0 - предельное напряжение сдвига; - время; у'в - компонента
М з
вектора скорости в окружном направлении; — = Л - характеризует время
О
релаксации жидкости; Т - касательное напряжение.
В случае установившегося движения жидкости (в рассматриваемом
д
случае) производная — в уравнении (2) может быть заменена производной
д
а
с
дв
Уравнение (2) примет вид:
дув т0 . Т ю дТ ...
—в = +----(3)
дг' м т0 О дв
N Инженерный вестник Дона, №4 (2015) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n4y2015/3438
При вышеуказанных допущениях рассматриваемое равновесие элемента жидкости, находящейся между поверхностями ползуна, приводит к следующему уравнению:
дт' 1 Ср'
дг' г0 dв
где р' гидродинамическое давление в смазочном слое. Интегрируя уравнение (4) будем иметь:
т=I +е (в)
г0 dв
С учетом (5) уравнение (3) приводится к виду:
(4)
(5)
1
1 dp' ,
г + с (в)
ч г0 dв
Л
+ —
Л в
дг' ^
Дифференцируя это уравнение по г', получим:
1 d2р' , Сс' -г + — свв
г0 Св
(6)
дЧ
дг'2
1 Ср'
¡иг0 С в
ск
1
1 Ср' ,
г + с (в)
К г0 св
су
+
(7)
При анализе рассматриваемой системы за исходное берется уравнение (7) и уравнение неразрывности.
д I , \ ду'в _
—(г'уг ) + —в = 0
дгЛ г' дв
(8)
Система уравнения (7) (8) решается при следующих граничных условиях:
у'в=0.г0, V;, =0 при г' =0,
у'г, = 0 при г' = 1 + ^СОБв (9)
vв= 0,
Ср'
р'(а ) = р'(а) = 0, ва ) = 0
где а1 и а2 соответственно координаты начала и конца свободной
поверхности. Кроме граничных условий (9) для гидродинамического
давления получаем дополнительные условия в предположении
существования определенного состояния жидкости в момент вхождения в подшипник.
В случае, когда смазка находится в ненапряженном состоянии и внезапно подвергается сдвигу с определенной скоростью в момент ее поступления в подшипник будем иметь:
'п йр' п '
с = 0, —— = 0 при г = а
(10)
Для случая, когда смазка поступает в подшипник при полной релаксации упругого компонента деформации, дополнительные условия запишутся в виде:
йс' 0 й2р' 0 '
— = 0, —^т- = 0 при г =а йв йв2
Перейдем к безразмерным переменным по формулам: у'г , = О8и, у'в = Ог0У, г' = г0 + 8г, у = г1 - г0
(11)
. * * МО ¿г
р = р p, р = —^г, 8
2 мОго2
с = с с, с =■
82то
Подставляя (12) в (7), (8), (9) и (10) с точностью до членов о
8
г
V 'о у
(12)
будем
иметь:
д2у йр (йр
дг2 йв
ск
йв
-Л + АС
+ в
у
й2 р йв2
* = А_ к (л йр дг Л8
Л^- + АС
V йв
у йв2 йв
(13)
(14)
ди ду — + — = 0
дг дв
Здесь Л = М2, р =
т08 О8
Граничные условия (10) запишем в виде:
и = 0, V = 1 при г = 0; и = 0, V = 0 при г = 1 + п соб в;
Ср
р (а1 ) = р (а2 ) = 0
св
0,
в=а
е
п = —
5
(15)
V = v0 + ALvx + Л\2 +
и = и0 + Л и1 + Л и2 + ,
(16)
Полагая Л ^ 1 и воспользуемся разложением скх и sкx, то асимптотическое решение системы уравнений (16), удовлетворяющее граничным условиям (15) будем иметь в виде рядов по четным степеням малого параметра А:
+ Л41 + Л41
р = р0 + Л2 л + Л4 р2 +...,
с = с0 + Л2с1 + Л4с2 +...;
Подставляя (16) в (14) и (15) с учетом асимптотического разложения функций скх и sкxдля коэффициентов разложения с точностью до членов
О (Л2) включительно, придем к следующей системе уравнений и граничных
условий к ним:
д Ч = СР° + рС 2 рр
дvn
дг
дг2 свв ' " свв1 сп ■ г „ Ссп „ с2 р0 + г ср°
+ --
5 Св свв2
5 свв
дV ди
0
дв дг и° = 0, v0 = 1 при г = 0;
и° = 0, v0 = 0 при г = 1 + псоБв;
ф,
(17)
р° (а1 ) = Р° (а2 ) = °
св
0,
в=а
с° Ц = 0
(18)
д \ Ср1 С2 р1 1 2 ср°
дг2 Св
св2
с1в'
N Инженерный вестник Дона, №4 (2015) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n4y2015/3438
ду1 = го .3 , г0 ( ФоЛ
дг О8
с0 +
О8
V йв у
+ сп
( Ф0> ^2
V йв у
- + с,
2 Фо 1 йв 2
+
й2 р1 йс1 г1 г1 йр1 +в—^ + в—1 + — с, +
йв2 йв 8 1 8 йв
до+ди1=0.
дв дг ' и1 = 0, у1 = 0 при г = 0;
и1 = 0, у1 = 0 при г = 1 + ^соБв;
ф,
(19)
А (а1 ) = р1 (а2 ) = 0
йв
0,
в=а,
с, в = 0
11в=а,
(20)
Точное автомодельное решение задачи (17) - (18) будем иметь в виде:
д^о
уо = Щ + V (г ,в), ио + ио (г ,в),
дг дв
Щ = Щ (4), уо (г,в) = уо (4), ио (г,в) = йо (4)к ,
4
со = со (в), +
й 2 ро , ФО с1
• + •
(21)
1 + псоБв 0 ич ^ ' в йв к2 (в) к3 (в)
Подставляя (21) в (17) и (18) придем к следующей системе обыкновенных дифференциальных уравнений
Щ0= ^
йо + 4 = 0
у0 = ^
в
й 2 ро , ФО с1
■ +
+ ■
в йв к2 (в) к3 (в)
^ (в)
в^+с0 го+Мв-в^ - ГО фО.=^^^^ йв 0 8 к2 (в) к (в) в 8 йв 1
(22)
и
с0 \в=а, = 0
(1) = о, у (1) = О, щ (0 ) = 0, Щ (1) = 0;
1
йо (0) = 0, уо (О) = 1, |УО (4)й4 = 0;
ФО
йв
0, ро (а1 ) = РО (а2 ) =
(23)
и
Решение рассматриваемой задачи, связанной с определением поля скоростей, находим непосредственным интегрированием.
у>° (4) = | (2 -4), Vo (4) = с 4+ (-1 - Ц +1 (24)
где с1 = 6, ~2 в дальнейшем определяется из условия р° (а1) = р° (а2) = 0 Функцию Ф° (в) представим в виде ряда Тейлора
ф° (в) = ф° (а)+ф° (а )(в-а)+ф(« )(в-а )2 ■ 2+... (25)
где Ф (а1 ) =-6-- + ■ с
(1 + псоБа1 )2 (1 + псоБа1 )3
Ф' (а ) =-£-Ц. + 2/ 1
(1 + псоБа1 )3 (1 + псоБа1 )4
п, ч 12^соБа1 (1 + псоБа1) + 36п2Бт2а1
Ф (а1 )= 7. \4 +
(1 + псоБа1)
+ 3с2цсоБа1 (1 + псоБа1) +12^2 бШ2 а1
(26)
(1 + псоБа1)
С учетом (26) для определения функции р° приходим в принятом нами приближении к следующему уравнению:
рвв+Св=Ф° (а)+Ф° (а )(в-а)+ф° («1 )(в-а )■ 2 (27)
Решение уравнения (27) будем искать в виде:
р° = Р+рг (28)
где Р° - общее решение этого уравнения без правой части; Рг - частное решение с правой частью.
Р° = Д + Vв (29)
где Д1 и Д2 - постоянные интегрирования.
и
Функцию Рг будем иметь в виде:
Рг = В3 (в-а,) + В4 (в-а, )2 + В5 (в-а, )3 (30)
Подставляя (30) в уравнение (27) для определения Ц (I = 3,4,5) приходим к следующей алгебраической системе уравнений.
2вА> + Въ = Фо (а,), 6в^5 + 2 В, = Ф0 (а,), Ф0 (а,)
3В,
2
Решая систему (31), получим:
„/ ч 1 1 ч ч вФ0(а,)
В = Ф0 (а, )• 1 В4 = - Фо (а,
Въ = Фо (а, )-вФ0 (а, ) + в2Ф''(а,).
Используем граничные условия:
Ро (а, ) = 0, Р0 (а, ) = 0
для В, и В2 будем иметь:
В = -В2е
а, 1
В2 =вВ3е в
Константа ~2 определяется из условия:
Ро (а2 ) = 0
Из этого условия следует, что:
(31)
(32)
(33)
(34)
В, + В2е в + В3 (а2 - а,) + В4 (а2 - а,) + В5 (а2 - а,) = 0 С учетом (34), (33), (32), и (26) получим ~2. В виду громоздкости явный вид выражение для ~2 в статье не приводим. Для определения функции с0 имеем:
в-в + со 88 = ^ (в)
ав г
(35)
N Инженерный вестник Дона, №4 (2015) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n4y2015/3438
Здесь F1 (в) известная функция от в.
Приведем решение уравнения (35) для случая экстремального значения
F (в).
Введем обозначения: max F (в) = F*
М0,2*] в(36) в- =р~х (( = 40, в2-1 = 100, в3-1 = 200, в-1 = 500, в5-1 = 1000)
Обозначим T = F* , ,
i в-1=в-
Решение уравнения (35) с учетом (36) удовлетворяет граничным условиям c0 (а1) = 0 запишем в виде:
T -в
c0 = r°- + e r°e • C3, где C3 0 S 3 3
r-
SL e rPS
(37)
Перейдем к решению задачи для первого приближения. В системе уравнений (19) нелинейные слагаемые заменим их максимальным значением. Пусть
B = max ^
ХЕ[а,а2] de
Точное автомодельное решение этой задачи будем искать в виде
(38)
=
дь
дг
¥ = ¥fe), S =
U, = -- , 1 дв
r
т
С = С (в)
в ^ + Ф +1 в = С3
с1в2 с1в 2 И3
(39)
Подставляя (39) в (19)-(20), придем к следующему дифференциальному уравнению с граничными условиями:
= с*,~ ~1(ах) = 0, ^1(а2) = 0. (40)
Решая задачу (41) для у, будем иметь:
*
У1 = у (2 - «)
Для определения безразмерного гидродинамического давления р1 будем исходить из уравнения и граничных условий:
р^+Ф.Дв = (41)
d0- de 2 h
Pl («1 ) = Pl («2 ) = 0 dPl
=с U =0 (42)
в=а1
dd
Интегрируя уравнение (41) с граничными условиями (42) с точностью до членов ü(r\2), получим:
1 1 —
p1 =--5 (-8С 4 (1 + п) ве в - 4 Bife - 20 Btfe - 40 Btfe +
8 (1 + n)
+П (с* f—e5 - 11ве4+1 (12 + 132в2 )e3 +1 (-24 в- 2б4в )e2 +
v 5 3 2 (43)
8e + 24ев + 264ee4) - 40 ве) + n( с* -5-e5 + ee4+3 (12 - 12в2 )e3 + +1 (-24в + 24в3)e2 + 16e - 24в4е + 24в2 е) - 20ве - 4ве + 8с*е) + с5
Константа интегрирования с4 и с5 не посредственно находятся из
граничного условия (42). В виду громоздкости их выражения в статье не приводим.
Найдем безразмерную несущую способность:
а2
W =¡(P0 + АР1 )de (44)
N Инженерный вестник Дона, №4 (2015) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n4y2015/3438
Рис. 1. - Зависимость безразмерной несущей способности Ж от параметрав 1 1 - А = 1,5, в = 0 - истинно вязкопластичный смазочный материал;
2 - А = 0,1; 3 - А = 0,7; 4 - А = 0,9.
5 - А = 0, в = 0 - истинно вязкий смазочный материал;
6 - п = 0,1; 7 - п = 0,3; 8 - п = 0,5;
Выводы
1. Несущая способность, полученная на основе нелинейного уравнения Максвелла, учитывающее нелинейный фактор (т.е. одновременно случай, когда смазочный материал обладает вязкоупругими и вязкопластичными свойствами) существенно отличается от несущей способности, полученной на основе линейного уравнения Максвелла, соответствующая случаю вязкоупругого смазочного материала.
2. В случае вязкоупругого смазочного материала с увеличением параметра в-1, несущая способность увеличивается и при в-1 ^ стремится к случаю, соответствующему истинно вязкому смазочному материалу,
оставаясь при этом меньше этого значения. Наиболее резкое увеличение несущей способности наблюдается при малых значениях параметра в-1 < 10 .
3. В случае, когда смазочный материал является вязкопластичным, несущая способность на 15 % больше случая истинно вязкого смазочного материала.
4. В случае, когда смазочный материал обладает вязкоупругопластичными свойствами, с увеличением параметра в-1 несущая способность увеличивается и при в-1 ^стремится к случаю истинно вязкопластичного смазочного материала, при этом оставаясь меньше этого значения.
Литература
1. Ахвердиев К.С., Яковлев М.В., Журба И.А. Гидродинамический расчет подшипников скольжения с учетом сил инерции смазочной жидкости, обладающей вязкоупругими свойствами// Трение и износ. - 2003. - Т. 24, № 2. - С. 121-125.
2. Ахвердиев К.С., Воронцов П.А., Черкасова Т.С. Гидродинамический расчет подшипников скольжения с использованием моделей слоистого течения вязкой и вязкопластичной смазки // Трение и износ. - 1998. - Т. 16, № 6. - С. 698-707.
3. Ахвердиев К.С., Колесников И.В., Мукутадзе М.А., Семенко И.С. Математическая модель микрополярной смазки подшипников скольжения с податливой опорной поверхностью // Трение и смазка в машинах и механизмах. - 2012. - № 6, - С. 22-25.
4. Ахвердиев К.С., Журба И.А. Об устойчивости движения направляющей при неустановившемся течении вязкоупругой смазки в системе «ползун-направляющая» //Вестник РГУПС. - 2005. - № 1. - С. 5-11.
5. Ахвердиев К.С., Мукутадзе М.А., Лагунова Е.О., Солоп К.С. Расчетная модель упорного подшипника скольжения с повышенной несущей способностью, работающего на неньютоновских смазочных материалах с адаптированной опорной поверхностью // Инженерный вестник Дона. - 2013.
- № 4. - URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/2201
6. Буяновский И. А., Хрущов М.М. Трибологические методы испытаний смазочных материалов // Вестник машиностроения. - 2002. - № 2. - С. 17.
7. Задорожная Е.А., Мухортов И.В., Леванов И.Г. Применение неньютоновских моделей смазочных жидкостей при расчете сложнонагруженных узлов трения поршневых и роторных машин // Трение и смазка в машинах и механизмах. - 2011. - № 7. - С. 22-30.
8. Павлик Б.Б., Фельдмане Э.Г. Об учете вязкоупругопластических свойствах смазки при расчете коэффициента трения линейного УГД контакта.- Рига: Риж. политехн. ин-т, 1988. - С. 5—14.
9. Ахвердиев К.С., Мукутадзе М.А., Лагунова Е.О., Солоп К.С. Расчетная модель радиального подшипника скольжения с повышенной несущей способностью, работающего на микрополярной смазке, с учетом ее вязкостных характеристик от давления // Инженерный вестник Дона. - 2013.
- № 4. - URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/2200
References
1. Akhverdiyev K.S., Yakovlev M.V., Zhurba I.A. Trenie i iznos. 2003. T. 24, №
2. pp. 121-125.
2. Akhverdiyev K.S., Vorontsov P.A., Cherkasova T.S. Trenie i iznos. 1998. T. 16, № 6. pp. 698-707.
3. Akhverdiyev K.S., Kolesnikov I.V., Mukutadze M.A., Semenko I.S. Trenie i smazka v mashinakh i mekhanizmakh. 2012. № 6. pp. 22-25.
4. Akhverdiyev K.S., Zhurba I.A. Vestnik RGUPS. 2005. № 1. pp. 5-11.
IBM Инженерный вестник Дона. №4 (2015) НИ ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n4y2015/3438
5. Akhverdiyev K.S., Mukutadze M.A., Lagunova E.O., Solop K.S. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, No 4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/2201
6. Buyanovsky I.A., Hrushchov M.M. Vestnik mashinostroeniya. 2002. № 2. pp. 17.
7. Zadorozhny E.A., Mukhortov I.V., Levanov I.G. Trenie i smazka v mashinakh i mekhanizmakh. 2011. № 7. pp. 22-30.
8. Pavlik B.B., Feldman E.G. Rizh. politekhn. in-t, 1988. pp. 5--14.
9. Akhverdiyev K.S., Mukutadze M.A., Lagunova E.O., Solop K.S. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013. No. 4 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/2200