Научная статья на тему 'Расчет рабочих процессов ротационных пневматических двигателей'

Расчет рабочих процессов ротационных пневматических двигателей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
306
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСЧЕТ РАБОЧИХ ПРОЦЕССОВ / ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ДВИГАТЕЛИ / ПНЕВМОИНСТРУМЕНТ / PAYMENT WORKFLOWS / PNEUMATIC MOTORS / PNEUMATIC MOINSTRUMENT

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Елагин Михаил Юрьевич, Сидоров Евгений Михайлович

Приведены результаты расчетов рабочих процессов пневматических ротационных двигателей для различного пневмоинструмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Елагин Михаил Юрьевич, Сидоров Евгений Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALCULATION OF A ROTARY AIR MOTORS

The calculation results of workflow-pneumatic rotation onnyh engines for various pneumatic tools are given.

Текст научной работы на тему «Расчет рабочих процессов ротационных пневматических двигателей»

УДК 621.541

РАСЧЕТ РАБОЧИХ ПРОЦЕССОВ РОТАЦИОННЫХ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ

М.Ю. Елагин, Е.М. Сидоров

Приведены результаты расчетов рабочих процессов пневматических ротационных двигателей для различного пневмоинструмента.

Ключевые слова: расчет рабочих процессов, пневматические двигатели, пневмоинструмент.

В данной работе приведены результаты расчетов работы двигателя РС-32 в зависимости от частоты вращения ротора и аналогичные характеристики, приведенные в работе [1]. Расчеты проводились при частоте вращения вала двигателя, равной 3000 об./мин, давлении в сети 600 кПа, температуре стенки двигателя равной 293 К.

На рис. 1- 3 показано уменьшение мощности Ы, крутящего момента М и увеличение расхода воздуха Q для машины РС-32 в зависимости от торцового зазора 8, полученные расчетным путем с помощью разработанного математического описания и алгоритма.

3500 3000

|_ 2500

Ой

_^2000

3 1000 О

НЕ 500 о

п, об ./мин Рис. 1. Мощность двигателя

В большинстве случаях величина зазора в реальных конструкциях ограничивается не требованиями обеспечения максимального КПД машины, а технологическими возможностями предприятия-изготовителя.

Из рис. 1 видно, что максимальная мощность двигателя лежит в диапазоне частот от 3000 до 6000 об/мин, что говорит о целесообразности применения ограничителя частоты вращения двигателя для предотвраще-

ния его работы «вразнос». Максимальная мощность двигателя составляет 2,8 кВт. На низких частотах двигатель работает неэффективно, КПД его использования будет низким.

Крутящий момент максимален при низких оборотах (рис. 2) и снижается с увеличением частоты вращения ротора. Таким образом, удобно его применение в пневмогайковертах, так как для соединений с большим моментом затяга будет обеспечиваться сохранность резьбы. Плавность характеристики момента позволяет регулировать крутящий момент в зависимости от частоты вращения ротора.

12

10

е

х

н"

X

ф

е

о

3 4

£ 2 а_ 2

1

ч ч N

Ч ч И

\ ►—

1000 2000 3000 4000 БООО ЄООО 7000

во;-о

п, об/мин Рис. 2. Крутящий момент двигателя

Расход воздуха максимален на высоких частотах (рис. 3). При работе при высоком крутящем моменте расход низкий (0,025...0,033 кг/с). При высокой угловой скорости ротора расход воздуха достигает 0,048 кг/с.

об/мин

Рис. 3. Расход воздуха из сети

На рис. 4 приведены результаты расчетов протечек через сопряжения двигателя.

0,003

0.0025

0.002

и

'С 0.0015

Й 0:001

т 0.0005 О

О 0

^-0;0005

О. -0.001

с

4-0.0015

О

3 ~0.002 £-0:0025

4 Л

Г ч

1 -

1 *>■ ~~ф

\ 'V 1

> » в- £ Ч Г # # ф ф^ 7 • В а ■ а ■ а > а

ч су с 1 о- о о о

N \ 1

ч 1

Время, с

Рис. 4. Текущий расход при протечке в ячейку двигателя через ограничивающие ее пластины:

Расход при протечке из ячейки —■— расход при протечке Бячейку

Отдельно представлены расходы при протечках, существенно влияющие на КПФ РПД. Расход при протечках может быть как положительный, так и отрицательный, так как перепады давления в полостях РПД за цикл значительны, и в соседних полостях может быть перепад давления 8...10 атм. Поэтому перетечки между полостями РПД имеют различные направления из полости при избыточном давлении и в полость при недостаточном.

На рис. 5, 6 представлены результаты расчета пневматического двигателя с тангенциальными лопатками. Из представленных результатов видно, что сила трения в пазу ротора при увеличении угла наклона с 0 до 30о уменьшается. При этом одновременно наблюдается увеличение мощности, крутящего момента двигателя и уменьшение мощности теряемой на преодоление трения.

Сила трения лопатки в пазу ротора от угла наклона лопатки существенно не зависит (см. рис. 5). Для всех углов наклона лопатки получаем приблизительно одинаковые результаты. Экстремумы силы трения приходятся на периоды движения лопатки в пазу, в то время как нулевые значения силы трения соответствуют моментам, когда лопатка неподвижна.

Применение тангенциальных лопаток позволяет существенно снизить момент трения в РПД вследствие уменьшения площади контакта лопатки ротора с поверхностью статора (см. рис. 6).

Сила трения лопатки в пазу ротора, Н

Рис. 5. Зависимость силы трения от угла наклона лопатки:

2,1 т

2,09 -2,08 -2,07 -

| 2,06 -

£ 2,05 -

X

О

ь 2,04 -

н

® 2,03 -

о

Ш 2,02 -2,01 -

2

1,99 -

0 10 20 30

Угол наклона лопатки, град

Рис. 6. Зависимость момента трения от угла наклона лопатки

Результаты, приведенные на рис. 1 - 6, позволяют сделать вывод о достаточной точности разработанной математической модели ротационного пневматического двигателя и возможности использования ее при исследовании и совершенствовании рабочих процессов, а значит, и двигателей в целом [2 - 4].

Список литературы

1. Зеленецкий С.Б., Рябков Е.Д., Микеров А.Г. Ротационные пневматические двигатели. Л.: Машиностроение, 1976. 240 с.

2. Елагин М.Ю. Математическая модель ротационного пневматического двигателя // Сб. статей III Международной науч.-техн. конф. / Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2011. С. 43-48.

3. Елагин М.Ю. Расчет механических потерь в ротационном пневматическом двигателе // Сб. статей III Международной науч.-техн. конф./ Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2011. С. 48-53.

4. Елагин М.Ю. Определение протечек газа в ротационных пневматических двигателях // Сб. статей III Международной науч.-техн. конф./ Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2011. С. 54-59.

Елагин Михаил Юрьевич, д-р техн. наук, проф., а1сИ@,уапёех.ги, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Сидоров Евгений Михайлович, асп., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

CALCULATION OF A ROTARY AIR MOTORS

M. Y. Elagin, E.M. Sidorov

The calculation results of workflow-pneumatic rotation onnyh engines for various pneumatic tools are given.

Key words: payment workflows, pneumatic motors, pneumatic moinstrument.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Elagin Michail Yurievich, doctor of technical sciences, professor, aich@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Sidorov Eugeniy Michailovich, postgraduate, aich@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 621.0-8

РАСЧЁТНЫЕ МОДЕЛИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА

ДИНАМИЧНОСТИ

Л.В. Савельева

Рассмотрена история возникновения расчётных моделей для определения коэффициента динамичности.

Ключевые слова: коэффициент динамичности, динамические нагрузки, динамическая модель, жёсткость зубчатого зацепления, крутильные колебания.

Зубчатые передачи представляют собой наиболее распространённый вид передач в современном машиностроении. Они имеют высокий КПД, очень надёжны в работе, обеспечивают постоянство передаточного числа, компактны, просты в эксплуатации, долговечны и могут передавать любую мощность.

В зубчатых передачах современных быстроходных машин, кроме статических нагрузок, могут действовать значительные динамические нагрузки. Такие нагрузки приводят к снижению точности, увеличению шума, возникновению вибраций и даже преждевременному разрушению зубчатой передачи. Поэтому обязательным этапом при проектировании зубчатых передач современных машин является проведение динамического анализа.

При выполнении динамического анализа сложных механических систем будем придерживаться следующего порядка: 1 - создание расчётной модели, 2 - создание математической модели.

102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.