РАСЧЕТ ОПТИМАЛЬНОГО УРОВНЯ РЕСУРСНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОВД МВД РОССИИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
A.B. ГРАЧЕВ,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Санкт-Петербургского университета МВД России;
О.Ю. МАКСИМОВА, заместитель начальника отдела Финансово-экономического департамента МВД России, соискатель кафедры экономики и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России
E-mail: [email protected] Научная специальность: 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность)
Аннотация. Предложены пять подходов к определению оптимального результата деятельности ОВД в системе обеспечения экономической безопасности страны и соответствующие им пять стратегий управления ресурсами ОВД, направленные на достижение оптимальных результатов. На основе анализа показателей уровня преступности и обеспеченности финансовыми и кадровыми ресурсами ОВД построены регрессионные модели, позволяющие определять оптимальные уровни ресурсной обеспеченности и результативности ОВД.
Ключевые слова: ресурсы, оптимизация, ОВД, экономическая безопасность, управление, корреляционно-регрессионный анализ.
THE CALCULATION OF THE OPTIMAL LEVEL OF RESOURCE SECURITY BODIES OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE SYSTEM TO ENSURE ECONOMIC SECURITY
A.V. GRACHEV,
candidate of economic sciences, senior lecturer in accounting, analysis and audit of the Saint-Petersburg State University of Internal Affairs of Russia;
O.Y. MAKSIMOVA Deputy Head of Finance and Economics Department of the Russian Interior Ministry, the applicant department of economics and management of socio-economic processes ofthe Saint-Petersburg State University of Internal Affairs of Russia
Annotation. This article contains five approaches to determining the optimal result of internal affairs bodies in the system of economic security and five strategies for management of internal affairs, to achieve optimal results. Based on the analysis of indicators of crime and provision of financial and human resources of the Interior authors constructed regression models that allow to determine the optimal levels of resource availability and effectiveness oflaw enforcement agencies.
Key words: resources, optimization, and the bodies of internal affairs, economic security, management, correlation and regression analysis
Анализ ресурсной обеспеченности и результативности ОВД МВД России за последние 20 лет позволяет сделать вывод о росте цены правоохранительной услуги при ее неизменном качестве.
Соответственно ситуация, связанная с функционированием ОВД, свидетельствует о трансформации угроз экономической безопасности страны, вызванных факторами цены и качества правоо-
хранительной услуги, из теоретической в практическую форму.
Решение Президента РФ о реформировании системы ОВД - объективная необходимость, как для самого государства, безопасность власти и монопольное положение на рынке правоохранительных услуг которого зависят от эффективности ОВД, так и для граждан и хозяйствующих субъектов, интересы которых быть защищенными от противоправных посягательств реализуют правоохранительные органы.
Задача модернизации деятельности ОВД, поставленная Президентом РФ перед Правительством РФ и руководством МВД России, учитывая ее направления, определенные Указом Президента РФ от 24 декабря 2009 г. №1468 «О мерах совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Фекдерации», может быть обозначена термином «оптимизация». Оптимизация связана с управлением ресурсами ОВД - получением наилучшего результата за счет рационального использования финансовых, кадровых, материально-технических и иных видов ресурсов.
Однако основная проблема заключается в определении оптимального результата деятельности ОВД. Именно от того, что требуется от них, могут и должны быть определены параметры их ресурсного обеспечения.
Можно выделить пять возможных подходов к определению оптимального результата деятельности ОВД и соответствующие им стратегии управления ресурсами. Первый подход связан с пониманием оптимального результата деятельности ОВД как обеспечения минимально возможного уровня преступности для заданного уровня ресурсов правоохранительной системы. Задача управления ресурсами ОВД заключается в обеспечении максимального снижения преступности при заданном бюджете расходов на правоохранительную деятельность. Стратегию обеспечения такого оптимального результата будем называть стратегией ресурсного таргетирования.
Второй подход связан с обеспечением общего заданного уровня преступности в стране за счет минимального количества ресурсов ОВД. Задача оптимизации сводится к минимизации ресурсов, необходимых для обеспечения заданного уровня преступности в стране. Для целей экономической безопасности сначала определяется уровень преступности, который соответствует безопасным параметрам социально-экономической системы, а затем определяется необходимый для его обеспечения минимальный уровень ресурсной обеспеченности [1]. Стратегию обеспечения такого оптимального результата будем называть стратегией криминального таргетирования.
Первые два подхода к определению оптимального результата деятельности ОВД базируются на современной экономической теории преступности, постулаты которой содержатся в работах Г. Беккера, Л. Филлипса, Г. Таллока, С. Камерона и др.
Третий подход к определению оптимального результата деятельности ОВД связан с его соответствием минимальному уровню совокупных общественных экономических издержек безотносительно к отдельно взятым показателям уровня преступности и уровня ресурсной обеспеченности ОВД. Эту стратегию будем называть стратегией экономической эффективности. Ее научной основой являются выводы Л. Филлипса и Х.Л. Воти, которые на основе разделения издержек общества от преступности на прямые (навязанные обществу самим преступным поведением) и косвенные (общество навязывает само себе для защиты от преступности и ее сдерживания) определяют оптимальный с экономической точки зрения уровень преступности.
Четвертый подход связан с пониманием обеспечения единого для каждого защищаемого объекта уровня экономического ущерба от преступности. Стратегию реализации этого подхода будем называть стратегией экономической справедливости.
С позиций экономической безопасности, четвертый подход не может ни решить проблему минимизации общего экономического ущерба, ни гарантировать безопасный уровень преступности и ресурсного обеспечения ОВД. Однако его преимущество заключается в обеспечении принципа экономического равенства всех перед угрозой преступности, что может иметь эффект для экономики более положительный, чем результаты иных подходов и стратегий.
Пятый подход связан с определением оптимального результата деятельности ОВД как единого для каждого субъекта (личности, хозяйствующего субъекта) риска (вероятности) стать жертвой правонарушения. Стратегию реализации такого оптимального результата будем называть стратегией социальной справедливости. Социальная справедливость в правоохранительной деятельности подробно рассматривается в работах известного американского экономиста Л. Туроу [3]. Несмотря на расхождения содержания этого подхода с принципами экономической эффективности, для целей экономической безопасности он также целесообразен. Экономический эффект от соблюдения принципа социальной справедливости при организации правоохранительной системы выше, чем возможные дополнительные издержки, связанные с выравниваем вероятности стать жертвой преступления для разных регионов и социальных
слоев. Как пишет Туроу: «...общество, которое не может принимать достаточно справедливых решений, едва ли сможет стать эффективным»[4].
Расчет потребностей ОВД можно произвести как для финансовых, так и для кадровых ресурсов. Две основные формы их взаимосвязи:
1) количество требуемых финансовых ресурсов - величина, зависимая от кадровых потребностей органов внутренних дел. При заданном уровне денежного довольствия, величина финансовых потребностей определяется путем умножения нормы денежного довольствия на количество сотрудников ОВД;
2) потребности в кадровых ресурсах зависят от уровня финансовых ресурсов. Нормы денежного довольствия могут влиять на качественный состав сотрудников ОВД, а также на мотивацию сотрудников, что в конечном счете влияет на количество требуемых сотрудников.
Решение поставленной задачи включало в себя следующие этапы:
• проверка наличия, силы и тесноты связи между ресурсной обеспеченностью (в части кадровых и финансовых ресурсов) и результативностью ОВД на основе корреляционного анализа и методов таксономии для обеспечения однородности выборки и исключения факторов, искажающих достоверность результата;
• построение регрессионной модели, отражающей взаимосвязь ресурсной обеспеченности и результативности ОВД (при условии получения положительного результата на первом этапе);
• расчет требуемого количества ресурсов ОВД или минимально возможного уровня преступности для достижения заданного уровня преступности или за счет заданного уровня ресурсной обеспеченности соответственно на основе построенных на втором этапе регрессионных моделей.
Все статистические расчеты и построение на их основе графиков произведены с использованием специализированной статистической компьютерной программы «81а1М1са 9,0».
Определившись с методическим инструментарием исследования, отразим его основные результаты. Исследовалась связь между ресурсной обеспеченностью ОВД и результативностью их деятельности. В качестве показателей ресурсной обеспеченности использовались:
• для финансовых ресурсов: а) величина расходов консолидированного, федерального и местного бюджетов в расчете на одного сотрудника ОВД (руб. РФ); б) величина расходов консолидированного, федераль-
ного и местного бюджетов в расчете на одного жителя (руб. РФ);
• для кадровых ресурсов — численность сотрудников ОВД в расчете на 100 тыс. человек (чел.).
В качестве показателей результативности деятельности ОВД использовались следующие показатели:
• уровень преступности на 100 тыс. человек (количество преступлений);
• раскрываемость преступлений (процент раскрытых преступлений в общей численности зарегистрированных преступлений).
Эмпирической базой для проведения расчетов составили:
• открытые данные МВД России о численности сотрудников ОВД, а также данные Минфина России о размере средств консолидированного бюджета России на ОВД;
• данные МВД России об уровне преступности в стране.
Анализируемый период 2004-2010 гг.
Как видно из табл. 1, связь между показателями обеспеченности финансовыми ресурсами и результативности ОВД высокая (р > 0,9). Это касается влияния на уровень преступности и процент раскрываемости преступлений, как показателя «Расходы на ОВД МВД России на 1 жителя России», так и показателя «Расходы на ОВД МВД России на 1 сотрудника ОВД МВД России» по всем трем видам источников бюджетных средств.
Связь между численностью сотрудников ОВД и показателями результативности ОВД не выявилась для кадровых ресурсов, содержащихся за счет средств федерального и как следствие консолидированного бюджета. Это служит еще одним доказательством факта, что экстенсивное наращивание сил и средств ОВД не позволяет обеспечить требуемых результатов правоохранительной деятельности.
Однако, несмотря на полученные результаты, утверждать об отсутствии связи между численностью сотрудников и результатами деятельности ОВД нельзя.
Во-первых, численность сотрудников ОВД в условиях нормирования их денежного довольствия отражается показателем финансовых ресурсов «Расходы на ОВД МВД России на 1 жителя России», который, как показывают соответствующие коэффициенты корреляции, имеет высокую связь с уровнем преступности и раскрываемостью преступлений.
Во-вторых, произведенные расчеты показали высокую достоверную обратную связь между численностью сотрудников ОВД, со-
Таблица 1
Коэффициенты парной корреляции между показателями ресурсной обеспеченности и результативности органов внутренних дел МВД России
Показатель Уровень преступности Раскрываемость преступлений
Финансовые ресурсы Расходы на ОВД МВД России на 1 жителя консолидированный бюджет -0,993 0,95848
федеральный бюджет -0,9730 0,93051
бюджет субъекта -0,9955 0,95512
Расходы на ОВД МВД России на 1 сотрудника ОВД МВД России консолидированный бюджет -0,9915 0,96426
федеральный бюджет -0,9716 0,94245
бюджет субъекта -0,9927 0,96085
Кадровые ресурсы Численность сотрудников на 100000 чел. населения России консолидированный бюджет -0,5460 0,26743
федеральный бюджет 0,29635 -0,5479
бюджет субъекта -0,9641 0,83255
держащихся за счет средств бюджетов субъектов Федерации, и уровнем преступности (р = -0,9641). Однако связь численности этой категории сотрудников с раскрываемостью преступлений не подтвердилась. Эта категория сотрудников относилась к подразделениям милиции общественной безопасности, которые не заняты непосредственным раскрытием и расследованием преступлений. Однако эффект сдерживания преступности от патрулирования территории, возможности которого зависят, в большей степени от численности, а не от профессионализма и мотивации сотрудников, отражается на общем уровне преступности. Для сотрудников, содержащихся за счет средств федерального бюджета, среди которых были как сотрудники милиции общественной безопасности, так и криминальной милиции, этот эффект также имеет место, однако он менее значителен, учитывая меньшую долю сотрудников милиции общественной безопасности в структуре подразделений ОВД федерального финансирования. Выявить его, оперируя общей величиной численности, нельзя;
В третьих, за рассматриваемый период не происходило значительных изменений общей численности сотрудников ОВД, что, с одной стороны, доказывает второстепенное значение этого фактора для результативности ОВД, а с другой не позволяет выявить эту зависимость.
Увеличение финансирования в расчете на одного сотрудника ОВД играет большее значение для роста раскрываемости преступлений и снижения общего уровня преступности, чем расширение штатов правоохранительных органов. Это связано с тем, что показатель «Расходы на ОВД МВД России на 1 сотрудника ОВД МВД России» характеризует общую ресурсную обеспеченность сотрудника, а следовательно, определяет степень его мотивированности и обеспеченности материально-техническими ресурсами. В сравнении этого показателя с аналогичными показателями других государственных учреждений и правоохранительных органов можно определить престижность работы в ОВД - фактор, влияющий на уровень профессионализма сотрудников.
На рис. 1 построены регрессионные модели (графики и уравнения регрессии), в которых зависимыми факторами являются показатели уровня преступности и раскрываемости преступлений, а переменными - показатели обеспеченности ОВД финансовыми ресурсами. Регрессионные линии соответствуют дробно-линейным функциям зависимости уровня преступности от показателей ресурсной обеспеченности ОВД.
На основе полученных уравнений регрессии можно определить параметры стратегий оптимального управления ресурсами. Задачей стратегии ресурсного таргетирования является опреде-
Уравнение регрессии Уровень преступности = 4041383 * (1/Расходы консолидированного бюджета на ОВД МВД России на 1 жителя) 3200 -
Уравнение регрессии Уровень преступности=512085,0 * (1/Расходы консолидированного бюджета РФ на ОВД МВД России на 1 сотрудника ОВД МВД России) 3200 -■-■-■-■-■-■-
Расходы консолидированного бюджета РФ на ОВД МВД России на 1 жителя (РУб.)
Расходы консолидированного бюджета РФ на ОВД МВД РФ на 1 сотрудника ОВД МВД России (тыс. руб.)
Рис. Регрессионные модели зависимости уровня преступности от обеспеченности финансовыми ресурсами
ОВД МВД России
ление минимально возможного уровня преступности для заданного уровня ресурсной обеспеченности.
Приняв за заданный уровень ресурсной обеспеченности подразделений ОВД фактические показатели 2009 г., определим соответствующие им оптимальные уровни преступности. В табл. 2 представлены сводные результаты проведенных расчетов в разрезе федеральных округов России.
Полученные регрессионные модели позволили не только рассчитать минимально возможный уровень преступности исходя из заданного уровня ресурсной обеспеченности, но и решить обратную задачу — определить минимально необходимый размер ресурсной обеспеченности для заданного уровня преступности. Эта задача является необходимым условием реализации стратегии криминального таргетирования. Так, если заданным (базисным) уровнем преступности определить 1000 преступлений на 100 тыс. чел.1, то минимально необходимый для этого уровень ресурсной обеспеченности ОВД будут определять величины, представленные в табл. 3.
Рассчитаем оптимальный с экономической точки зрения уровень преступности. Математически решение данной задачи будет иметь следующий вид [5]: Пусть а — материальный ущерб от одного преступления.
Тогда прямой экономический ущерб от пре-
ступности будет определяться как (ЭУ ест): ЭУ =ах УП.
преет
(1)
Величина совокупного экономического ущерба от преступности (ОЭУирест) будет складываться из ущерба от совершенных преступлений (ЭУ ест) и расходов, связанных с функционирова-ниемОВД (ФР ):
ОЭУ =ЭУ
преет преет
ФР
(2)
Используя формулу из регрессионной модели рис., отразим ФРотчерез УП, в результате получим следующее выражение:
ОЭУпрест = о *УП +
4040138300000 УП
(3)
Обозначив УП за х, получим, что общий экономический ущерб от преступности на 100 тыс. чел. находится по формуле:
4040138300000 л ^ (х) = а----= 0
(4)
Для поиска минимального уровня'ибщего экономического ущерба от преступности необходимо найти производную от формулы (2) и найти значение х при Р'(х) = 0:
4040138300000 „ ^ (х) = а----= 0,
(5)
Решая уравнение (5), получим, что для российских условий оптимальный с экономической точки зрения уровень преступности определяется так:
4040138300000
(6)
1 Соответствует среднему уровню преступности в СССР в период 1960- 1970-х гг., считающийся одним из самых благополучных в области борьбы с преступностью.
Таблица 2
Расчет оптимального уровня преступности в России
Регион Фактический уровень преступности Финансовые ресурсы ОВД в расчете на 1 жителя России, руб. Финансовые ресурсы ОВД в расчете на 1 сотрудника ОВД МВД России, тыс. руб. Оптимальный -уровень преступности, рассчитанный через величину финансовых ресурсов ОВД в расчете на 1 Количество регионов, в которых фактический результат деятельности ОВД соответствует (не соответствует) оптимальному уровню преступности, рассчитанному через величину финансовых ресурсов ОВД в расчете на 1:
жителя России сотрудника ОВД жителя России сотрудника ОВД
РФ 2110 1869 237 2162 2163 49/33 52/30
ЦФО 1803 1996 245 2025 2089 16/2 16/2
СФЗО 1980 1993 245 2027 2094 3/7 6/4
ЮФО 1357 1614 216 2503 2366 12/1 12/1
ПФО 2117 1341 191 3014 2682 13/1 13/1
УФО 2546 2037 246 1984 2081 3/3 3/3
СФО 2641 2024 255 1996 2012 2/10 2/10
ДФО 2594 3421 321 1181 1593 0/9 0/9
Примечание: здесь и далее стоимостные показатели в ценах 2005 г. в валюте России
Таблица 3
Расчет требуемого уровня ресурсной обеспеченности ОВД для обеспечения уровня преступности 1000 преступлений на 100 тыс. человек
Показательресурсной обеспеченности ОВДМВДРоссии, используемый в расчетах Уровеньресурсной обеспеченности ОВДМВДРоссии Количество субъектов Федерации, где уровеньресурсной обеспеченности ОВД Общая величь консолидщ бюджета Рос MRU России тарасходов юванного сии на ОВД , мардрмб.
фактический (в среднем по России) рассчитанный (оптимальный) соответствует рассчитанному не соответствует рассчитанному фактическая требуемая
Расходы консолидированного бюджета на ОВД МВД России на 1 жителя, руб. 1869 4041 8 74 265,26 573,49
Расходы консолидированного бюджета РФ на ОВД МВД России на 1 сотрудника, тыс. руб. 236,8 512 2 80 265,26 575,72
Так, в 2009 г. средний уровень материального ущерба от одного экономического преступления составил 1 087 541 руб.
Следовательно, используя формулу (6), оптимальный с экономической точки зрения уровень преступности составил 1927 преступлений на 100 тыс. чел.
Используя формулу (6), рассчитаем необходимую для достижения данного уровня преступно-
сти величину показателей ресурсной обеспеченности ОВД (табл. 4).
Проведенный анализ позволил провести классификацию или типологизацию МВД-ГУВД-УВД субъектов Федерации по соотношению их фактических показателей результативности и ресурсной обеспеченности с оптимальными. На основе подобной классификации можно выделить четыре типа МВД-ГУВД-УВД субъ-
Таблица 4
Расчет требуемого уровня ресурсной обеспеченности ОВД для обеспечения оптимального с экономической точки зрения уровня преступности
Показательресурсной обеспеченности ОВД МВДРоссии Уровеньресурсной обеспеченности ОВД МВДРоссии Количество субъектов Федерации, где уровеньресурсной обеспеченности ОВД Общая величинарасходов консолидированного бюджета Федерации на ОВДМВДРоссии, млпд. nv6.
фактический (в среднем по России),руб. рассчитанный (оптимальный), тыс.руб. соответствует рассчитанному не соответствует рассчитанному фактическая требуемая
Расходы консолидированного бюджета на ОВД МВД России на 1 жителя 1869 2097 28 54 265,26 297,61
Расходы консолидированного бюджета на ОВД МВД России на 1 сотрудника 236,8 265,7 31 51 265,26 298,76
ектов Федерации по результатам деятельности в 2009 г.:
• соответствующие оптимальному уровню ресурсной обеспеченности и результативные — 40 подразделений;
• не соответствующие оптимальному уровню ресурсной обеспеченности, но результативные — 6 подразделений,
• соответствующие оптимальному уровню ресурсной обеспеченности, но не результативные — 7 подразделений;
• не соответствующие оптимальному уровню ресурсной обеспеченности и не результативные —29 подразделений.
Анализ распределения кадровых и финансовых ресурсов ОВД на предмет их соответствия требованиям стратегий социальной и экономической справедливости показал, что фактическое распределение ресурсов ОВД соответствует требованиям стратегий социальной и экономической справедливости, однако результаты деятельности ОВД им не отвечают, что выражается в высокой степени дифференциации российских регионов как по общему уровню преступности, так и по величине экономического ущерба от преступности.
Разработанные модели предлагается использовать:
• на этапах планирования потребностей ОВД в финансовых ресурсах при разработке федеральных и региональных целевых программ по противодействию преступно-
сти, а также при разработке проектов федерального и региональных бюджетов в части определения величины расходов на содержание ОВД;
• на этапах контроля и анализа эффективности деятельности ОВД.
Литература
1. В России, как и за рубежом, нет единого мнения относительно методик определения «приемлемого» уровня правонарушений, а также субъектов, обладающих правомочиями в определении таких целевых параметров (Губанов A.B. Эволюция теории и практики института полиции в зарубежных государствах: моногр. // http://www.narcom.ru/ law/system/27 .html.).
2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь: 5-е изд., перераб. идоп. М., 2007.
3. Васильев B.C. Экономист «с человеческим лицом» (взгляды и концепции проф. Л.К. Туроу) // США: ЭПИ. 1991. № 10.
4. Thurrow L. Equity versus Efficiency in Law Enforcement // The Economics of Crime. N.Y., 1980. P. 85-92
5. Гальперин B.M., Игнатьев C.M., Моргунов В.И. Микроэкономика. СПб., 2004
6. Андриенко Ю.В. Экономика преступления: теоретическое и эмпирическое исследование определяющих факторов преступности: Автореф. ... канд. экон. наук: 08.00.13. М., 2003.