РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ III УРОВНЯ
1 2 Шаройко Л.Ю. , Аксиненко Т.М.
1Шаройко Людмила Юрьевна - студент, направление подготовки: специальная педагогика и психология;
2Аксиненко Татьяна Михайловна - старший преподаватель, кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования, факультет педагогики и психологии, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орёл
Аннотация: статья представляет собой анализ проблем детей с общим недоразвитием речи. Описываются конкретные характеристики детей с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: особенности словаря, эмоционально-волевая сфера, коррекционная деятельность.
УДК 331.225.3
Традиционно система коррекционной помощи дошкольникам с общим недоразвитием речи осуществляется комплексно всеми специалистами ДОУ (логопед, психолог, воспитатели, музыкальный руководитель) и направлена на взаимосвязанное формирование речевой и неречевой системы.
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте [4].
Для детей этой категории характерны следующие общие особенности: недостаточность словарного запаса; аграмматичное построение фразы; недостатки в выражении эмоционально -смыслового высказывания; проявления гипомимии, проявляющиеся в трудностях выражения на лице эмоциональных состояний. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в употреблении синонимов и антонимов; конкретные слова-определения заменяют более широкими и общеупотребительными словами (веселая, добрая, ласковая - «хорошая»); могут заменять названия признаков названиями действий и наоборот (испуганная -испугалась) [5].
Авторы исследований обращают внимание на нестабильность эмоционально -волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи. В психическом облике этих детей наблюдаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1990). Отмечаются аффективные реакции: дети осознают свой дефект, вследствие чего появляется негативное отношение к речевому общению, инициативы в общении обычно такие дети не проявляют, зачастую этому мешают непонимание словесных инструкций или невозможность высказать своё пожелание. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции [1].
Дети с речевыми нарушениями пользуются в основном общеизвестными, наиболее распространенными словами и выражениями. Эмоционально-экспрессивная лексика используется ими достаточно выборочно и фрагментарно, они с трудом дифференцируют и описывают эмоциональные состояния, как свои, как и эмоциональные состояния героев литературных произведений, картин. Детям с речевыми нарушениями трудно не только мимическими средствами передать страх,
удивление, гнев, но и эмоционально адекватно выразить свое высказывание. Их речь интонационно монотонная и лексически не выразительная.
Связная речь у детей с общим недоразвитием речи также развита недостаточно. Они с трудом составляют рассказ об игрушке, предмете, из личного опыта. Их рассказы отличаются непоследовательностью, неточностью, зачастую просто перечисляя события или действия. Эмоциональное оценивание действий, поступков героев в рассказах детей минимизированы или вовсе отсутствуют. Между тем, вербализация чувственных эмоциональных состояний призвана помогать детям осуществлять межличностное общение, служить средством коммуникации [1].
Системная работа, направленная на преодоление «обесчувствования» дошкольников, способствует формированию и обогащению у них чувственной сферы, делает ребенка отзывчивым к чувствам других. Вербализация эмоций тесно связана с восприятием и пониманием эмоциональных сигналов — и собственных, и окружающих. Таким образом, расширение словаря эмоций идет как через усвоение языковых знаков эмоций, так и путем осознания собственного эмоционального опыта. В процессе коррекционно-развивающей деятельности происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Возрастает потребность сознавать и контролировать свои эмоции, что в конечном итоге ведет к становлению эмоциональной сферы, формированию эмоциональных новообразований (от комплекса оживления как зачатка основы эмоциональной регуляции до произвольной, осмысленной коррекции эмоционального поведения) и представляет собой, к началу младшего школьного возраста, процесс развития основных элементов эмоционального интеллекта [2].
Развитием эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи в образовательном учреждении занимается педагог-психолог. В комплексе работы по данному направлению нам представляется актуальным работа психолога над эмоциональным словарем детей, поскольку формирование эмоционально -экспрессивной лексики позволяет детям точнее оценить и выразить свои переживания и чувства, способствует развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка в целом.
Цель исследования - выявить психолого-педагогические приемы развития словаря детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
На констатирующем этапе исследования было организовано изучение особенностей развития эмоционального словаря у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучение особенностей понимания эмоциональных состояний других людей у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Изучение особенностей проявления эмоций у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Изучение особенностей интонационной выразительности речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Изучение особенностей использования детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня слов, обозначающих эмоциональные состояния.
В исследовании приняли участие 12 детей среднего дошкольного возраста, посещающих логопедическую группу МБДОУ №75 и имеющих в заключении общее недоразвитие речи III уровня.
Для обследования была использована методика Скотниковой Е.С. и Минаевой В.М. [3].
Анализ полученных результатов показал, что эмоциональная лексика у детей с общим недоразвитием речи развивается своеобразно:
- слова заменяются близкими по ситуации или назначению;
- преобладает общеоценочный тип значений (хороший человек; плохая девочка);
11
- детям доступно изображение только некоторых, самых распространенных эмоциональных состояний;
- речь детей была малоинтонирована;
- зрительное восприятие эмоций детям было более доступным, чем его выражение;
- трудности в установлении синонимических и антонимических отношений. Отмечаются лексические замены. При подборе антонимов чаще всего подбирали слова-стимулы с частицей «не» (смелый - несмелый).
Основная цель формирующего этапа состояла в разработке и апробации комплекса психолого-педагогических приемов, направленных на развитие эмоционального словаря у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
Психолого-педагогические приемы работы использовались в деятельности психолога поэтапно:
1. Подготовительный этап.
Подготовка детей к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний, доступных возрасту.
Задачи работы:
развитие умений понимать эмоциональные состояния других людей и проявлять собственные эмоции;
развитие паралингвистических средств общения;
формирование интонационной стороны речи.
Приемы работы: игры и упражнения.
2. Основной этап:
Формирование эмоционального словаря.
Задачи работы:
- формирование эмоциональной лексики, обозначающей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом;
- формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок предметов, явлений;
- формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путем морфологических преобразований.
Приемы работы: игры и упражнения с элементами театральной деятельности.
Анализ результатов контрольного среза показал, что после проведенной работы возросло количество детей с высоким уровнем развития эмоциональной лексики (17%). Увеличились показатели по среднему уровню (33%), уменьшились по низкому (до 17%).
Использование разнообразных психолого-педагогических приемов, направленных на развитие эмоциональной сферы и эмоционального словаря детей оказало благотворное влияние на развитие у них чувства эмпатии, активизацию широкого спектра вербальных средств, в частности эмоциональной лексики, которая способствовала более полной и точной характеристике своих и чужих чувств, эмоциональных состояний, а также оценке происходящих событий. Речь была более интонационной выразительной. Дети стали более адекватно использовать различные паралингвистические средства выражения: мимику, пантомимику. Дети научились правильно по смыслу употреблять эмоциональную лексику, используя синонимические и антонимические отношения, что явилось эффективным показателем уровня овладения значением слов данной лексики.
Таким образом, разработанные психолого-педагогические приемы по развитию эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня позволили не только количественно, но и качественно изменить уровень речевого общения детей данной группы.
Все вышесказанное указывает на то, что процесс развития эмоциональной лексики у детей с ОНР III уровня не может происходить спонтанно, для этого требуется не только логопедическая, но и психолого -педагогическая работа. В
12
связи с чем и разработан комплекс психо лого -педагогических приемов, направленный на развитие эмоционального словаря у детей данной категории, который по своему содержанию дополняет существующую в настоящее время систему логопедического обучения детей с общим недоразвитием речи в условиях специального дошкольного учреждения.
Список литературы
1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
2. Зигангирова Ж.В. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Ж.В. Зигангирова, О.Н. Тверская // Логопед, 2011. № 1. С. 35-48.
3. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры / В.М. Минаева. М.: Аркти, 1999. 48 с.
4. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / ред. Р.Е. Левина. Репр. воспроизведение изд.. М.: АльянС, 2013. 367 с.
5. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М.: Айрис-пресс, 2004. 224 с.