Научная статья на тему 'Формирование диалогической речи у старших дошкольников с дизартрией'

Формирование диалогической речи у старших дошкольников с дизартрией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1887
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диалогическая речь / дизартрия / диалог / старшие дошкольники с дизартрией / dialogical speech / dysarthria / dialogue / senior preschool children with dysarthria

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — А А. Старцева, В А. Дубовская

В данной статье представлены материалы исследования формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATIONOFDIALOGICSPEECH OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH DYSARTHRIA

This article presents the materials of the study of the formation of dialogic speech in preschool children with general underdevelopment of speech and mild dysarthria.

Текст научной работы на тему «Формирование диалогической речи у старших дошкольников с дизартрией»

лективе и интеграции в дошкольное учреждение;

б) занятия в группах кратковременного пребывания ЦКРОиР (как вариант консультирования).

Это группа кратковременного пребывания, где дети вместе с родителями на протяжении четырех часов 2 раза в неделю получают комплексную помощь в условиях центра. Занятия в группе организованы на основании индивидуально составленных программ, четкого расписания кор-рекционно-развивающих занятий у специалистов (учителя-дефектолога, педагога-психолога, инструктора по физической реабилитации) [5].

Список литературы

1 Веретенников И. В. Содержание и методика работы по физическому развитию детей с нарушениями зрения младенческого возраста /И. В. Веретенников // Современные педагогические технологии в обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития. Региональные модели специального образования : материалы IV Республиканского конкурса (7-21 декабря 2010 г.). - Минск: АПО, 2011. - С. 192.

2 Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной. - Москва, 2005.

3 Методика коррекционно-развивающей работы при нарушениях зрения: методика коррекционно-развивающей работы в раннем возрасте : учеб.-метод. комплекс / под. ред. З. Б. Вахобжоновой. - Москва, 2014. - 217 с.

4 Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения : учеб. пособие. - Москва : РАОИКП, 1999.

5 Прокопьева Е. С. Организация психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в условиях семьи в Республике Беларусь /Е. С. Прокопьева // Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развиваю-щего обучения и реабилитации : учеб.-метод. пособие /

М. Вентланд, С. Е. Гайдукевич, Т. В. Горудко [и др.]; под ред. С. Е. Гайдукевич. - Минск: БГПУ, 2009.

References

1 Veretennikov I. V. Soderzhaniye i metodika raboty po fizicheskomu razvitiyu detey s narusheniyami zreniya mladencheskogo vozrasta /1. V. Veretennikov//Sovremennyye pedagogicheskiye tekhnologii v obuchenii i vospitanii

detey s osobennostyami psikhofizicheskogo razvitiya. Regionalnyye modeli spetsialnogo obrazovaniya : materialy IV Respublikanskogo konkursa (7-21 dekabrya 2010 g.). - Minsk: APO, 2011. - S. 192.

2 Vospitaniye i obucheniye slepogo doshkolnika /pod red. L. I. Solntsevoy, E. N. Podkolzinoy. - Moskva, 2005.

3 Metodika korrektsionno-razvivayushchey raboty pri narusheniyakh zreniya: metodika korrektsionno-razvivayushchey raboty v rannem vozraste : ucheb.-metod. kompleks /pod. red. Z. B. Vakhobzhonovoy. - Moskva, 2014. - 217 s.

4 Plaksina L. I. Psikhologo-pedagogicheskaya kharakteristika detey s narusheniyem zreniya : ucheb. posobiye. - Moskva : RAOIKP, 1999.

5 Prokopyeva E. S. Organizatsiya psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya razvitiya rebenka v usloviyakh semi v Respublike Belarus / E. S. Prokopyeva // Metodika uchebno-vospitatelnoy raboty v tsentre korrektsionno-razvivayushchego obucheniya i reabilitatsii: ucheb.-metod. posobiye /M. Ventland, S. E. Gaydukevich, T. V. Gorudko [i dr.]; pod red. S. E. Gaydukevich. - Minsk: BGPU, 2009

УДК 371.927

А.А. Старцева, В.А. Дубовская

Курганский государственный университет,

Курган

ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Аннотация. В данной статье представлены материалы исследования формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.

Ключевые слова: диалогическая речь, дизартрия, диалог, старшие дошкольники с дизартрией.

A.A. Startseva, V.A. Dubovskaya Kurgan state University, Kurgan

THE FORMATIONOFDIALOGICSPEECH OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH DYSARTHRIA

Abstract. This article presents the materials of the study of the formation of dialogic speech in preschool children with general underdevelopment of speech and mild dysarthria.

Key words: dialogical speech, dysarthria, dialogue, senior preschool children with dysarthria.

Диалогическая речь - это основная форма речевого общения дошкольника, состоящая из обмена высказываниями-репликами [1].

В любом своем звене система образования ориентирована на формирование гармонически развитой личности, способной общаться, приобретая и реализуя полученные знания в целях индивидуального и социального благополучия. В работах многих авторов говорится о том, что нужно формировать языковые средства, в том числе формы и функции речи. Однако, на сегодняшний день вопрос того, как это сделать, мало разработан. Поэтому овладение детьми с речевыми нарушениями диалогической речью является одной из актуальных и значимых задач логопедии [2].

С помощью анализа литературных источников Е.Н. Винарской, Е.Н. Серебряковой, Л.В. Лопатиной нами были выявлены следующие особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией: структура диалога допускает грамматическую неполноту, наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля. Характерны отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов - микротем, длительные паузы на гра-

113

ницах фраз или их частей (не несущие смысловой нагрузки) [3,5].

Мы предположили, что формирование диалогической формы речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии будет эффективнее, если:

1 опираясь на исследования, посвященные проблеме коррекции общего недоразвития речи и легкой степени дизартрии у детей дошкольного возраста (Л.В. Лопатина, Т.В. Филичева, Г.В. Чиркина) формировать коммуникативные умения и навыки в коллективных формах деятельности.

2 с учетом позиции патогенетического подхода к пониманию дизартрии (Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, М.В. Ипполитова, Л.В. Лопатина), формировать языковой компонент диалогической речи, развивая лексико-грамматические средства, способность задавать вопросы, используя игровую и предметно-развивающую деятельность;

3 основываясь на идее о возникновении и развитии речи в процессе общения (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Р.Е. Левина), формировать речевой этикет, межличностные отношения дошкольников со сверстниками и взрослыми в игровой деятельности и ситуациях неформального общения.

С целью выявления уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, нами на базе МБДОУ города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 122 "Кораблик"» был организован констатирующий этап исследования, в котором принимали участие 10 детей экспериментальной и контрольной групп.

В ходе исследования диалогической формы речи выявлялось состояние следующих компонентов диалога, выделенных В.А. Дубовской [4].

1 Языковой компонент: фонетико-фонемати-ческие средства, связное высказывание, способность задавать вопросы.

2 Коммуникативный компонент: умение взаимодействовать с партнером, определять эмоциональное состояние, регуляция и контроль речевых умений.

Для изучения каждого компонента были использованы задания из адаптированных нами методик М.А. Поваляевой, Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, В.И. Яшиной, Г.А. Цукерман, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, И.Д. Коненковой, О.В. Дыбиной, Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой.

Нами применялась балльно-уровневая система оценки. Была составлена качественная и количественная характеристика уровней сформи-рованности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Высокий уровень (49 - 60) - ребенок без затруднений справляется со всеми заданиями самостоятельно. Правильно, отчетливо произносит все звуки. Дифференцирует звуки (различа-114

ет на слух и при произношении). Ответы ребенка соответствуют ситуации, предложения связаны между собой, ребенок использует разнообразные средства связи, словарный запас на уровне нормального речевого развития. Активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета, умеет договориться. Правильно характеризует состояние человека.

Средний уровень (25 - 48) - в процессе выполнения заданий ребенок пользуется подсказками логопеда. Правильное, отчетливое произношение всех звуков. Недостаточная четкость дифференциации звуков. Ребенок достаточно контактен. Ответы ребенка соответствует ситуации, дает их предложениями, словарный запас в норме. Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, но чаще, по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, не всегда умеет договориться и вести диалог. Иногда неправильно характеризует состояние и настроение человека.

Низкий уровень (0 - 24) - ребенок даже с помощью подсказок логопеда не выполняет элементарные задания. Ответы ребенка соответствуют ситуации, дает их отдельными предложениями, не связанными между собой, нарушена логическая последовательность, словарный запас ограничен бытовой лексикой. Характерны дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Контакт ребенок устанавливает с трудом, ограничивается отдельными репликами, требуется побуждение. Выполнять упражнения отказывается. Невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, не умеет договориться со сверстниками. Состояние и настроение человека называет неправильно.

Критерии нормы диалога мы взяли из работ А.Г. Арушановой, Т.В. Базжиной и Н.И. Лепской. Ребенок шести лет в норме владеет правильным произношением всех звуков речи. Однако у некоторых детей еще имеются недостатки, выражающиеся в недостаточно четкой дифференциации отдельных звуков. Чаще это свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие звуки. Детям шести-семи лет доступно произношение слов сложной звукослоговой конструкции. Они умеют отвечать на вопросы, соблюдая нормы литературного произношения, изменяя, в зависимости от высказывания, просодические компоненты речи (силу, высоту, темп, тембр). Дети осваивают практически все способы словообразования русского языка (на уровне языкового чутья). Правильно понимают и употребляют в своей речи практически все предлоги, выражающие пространственные отношения. Дети хорошо владеют повседневным речевым этикетом, употребляют различные его формы в зависимости от

ситуации. К незнакомым взрослым обращаются, используя слова: «извините», «скажите, пожалуйста». Диалоги, составленные детьми по картинке, имеют сложную структуру, состоят из 4-6 и более двучленных диалогических единств [1,2].

Коротко остановимся на результатах констатирующего эксперимента. Мы выяснили, что диалогическая речь у детей экспериментальной и контрольной групп с общим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии находится на среднем уровне, и только у одного ребенка контрольной группы на низком уровне. Мы предполагаем, что это обусловлено структурой дефекта ребенка -общим недоразвитием речи III уровня, легкая степень дизартрии, что свидетельствует о наличии трудностей в выполнении заданий. Это может быть связано и со слабостью центральной нервной системы, повышенной гиперактивностью.

По результатам языкового компонента: преобладает средний уровень развития. Всем исследуемым детям с ОНР III уровня, обусловленным легкой степенью дизартрии, была необходима помощь в виде наводящих вопросов. В речи детей имеются нарушения звукопроизношения. Объем словаря снижен, в отличие от нормы, присущей данному возрасту, при этом в большей степени преобладают глаголы и существительные. В общении дети участвуют по инициативе других, умеют слушать, отвечать на вопросы, испытывают некоторые затруднения при формулировании вопросов. Низкий уровень: ответы ребенок дает отдельными предложениями, не связанными между собой, нарушена логическая последовательность, словарный запас ограничен бытовой лексикой. Даже с помощью подсказок логопеда не может выполнить элементарные задания. Нарушено произношение и дифференцирование звуков.

По результатам коммуникативного компонента диалогической речи также преобладает средний уровень развития: задания дети выполняют в замедленном темпе, иногда требуется повторное воспроизведение, помощь в виде уточняющих вопросов. Вступают в общение, но не могут самостоятельно продолжить рассказ, а только с помощью подсказок. Дети называют две-три из пяти эмоций, изображенных на картинках, не всегда правильно характеризуют состояние человека. Умение пользоваться формулами речевого этикета неустойчивое, используют только в ситуации приветствия. Низкий уровень: ребенок не всегда правильно называет эмоции, изображенные на картинках, не совсем понимает настроение людей. Требуется повторное воспроизведение, значительная помощь в виде стимулирующих вопросов и контекстной подсказки, в составленных предложениях отмечаются замены слов, нарушение порядка, искажение смысла. Речевой этикет ребенок не использует.

Мы можем сделать вывод, что для детей ведение диалога и выстраивание связной речи представляет сложность. Выстраивание диало-

га представляет сложную задачу, требующую от ребенка в первую очередь потребности в общении, умения ориентироваться в ситуации общения, но у детей с дизартрией имеются трудности в формировании коммуникативной деятельности. Самостоятельное общение для них затруднено, многие из них избегают общения с окружающими в силу структуры речевого дефекта, поэтому нами была разработана коррекционно-педагогическая работа для преодоления выявленных нарушений.

В настоящее время нами реализуется программа формирующего эксперимента. Его содержание основано на идее о возникновении и развитии речи в процессе общения Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, Р.Е. Левиной, концепциях Л.В. Лопатиной, Т.В. Филичевой, Г.В. Чиркиной, посвященных проблеме коррекции общего недоразвития речи и легкой степени дизартрии у детей дошкольного возраста, а также учете позиции патогенетического подхода к пониманию дизартрии Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, М.В. Ипполитова, Л.В. Лопатина.

Методической основой предложенной нами логопедической работы явились труды О.В. Правдиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Т.А. Ткаченко, А.А. Савенкова, В.М. Минаевой и Т.А. Ладыженской. Данные методики мы адаптировали с учетом возрастных и психологических критериев.

Содержание логопедической работы реализуется в соответствии с целью, задачами и направлениями коррекционно-педагогической работы по формированию диалогической речи у дошкольников с ОНР 3 уровня, обусловленном легкой степенью дизартрии, составлен план работы, включающий подготовительный, основной и заключительный этапы.

Занятия по формированию диалогической речи проходят как в рамках коррекционно-логопе-дической работы детского сада, согласно перспективному планированию, так и во время свободной деятельности. Все проведенные упражнения дополняют логопедические занятия, чередуются групповые и индивидуальные формы работы.

На настоящий момент нами проведен первый этап работы, который был направлен на формирование коммуникативного компонента диалогической речи и включал обучение детей взаимодействовать с партнером и определять эмоциональное состояние. Несмотря на то, что эксперимент продолжается, мы может говорить о положительной динамике предложенной нами логопедической работы.

Улучшилась качественная и количественная характеристика: дети стали проявлять инициативность и активность при общении как со сверстниками, так и со взрослыми, стали более компетентны в отношении к партнеру по общению. От разговора не уходят, задают больше вопросов. Называют эмоции, изображенные на картинках, правильно характеризуют состояние человека.

Продолжается логопедическая работа на основном этапе эксперимента по формированию языкового компонента диалогической речи. Уже можно отметить, что дошкольники стали лучше дифференцировать звуки (различать на слух и при произношении). Ответы дают предложениями, соблюдается временная и логическая последовательность. Дети стали легко вступать в контакт, ответы на вопросы развернуты, задают вопросы в ходе диалога.

Таким образом, данные результаты свидетельствуют о положительной динамике у детей, а, следовательно, о правомерности нашей гипотезы.

Список литературы:

1 Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада /А. Г. Арушанова. -Москва : Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.

2 Базжина Т. В. Диалог на начальном этапе языкового развития / Т. В. Базжина //Детская речь: лингвистический аспект. - Санкт-Петербург : Образование, 1992. - С. 57-66.

3 Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка /

Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987.

4 Дубовская В. А. Формирование готовности старших дошкольников к речевому общению в игровых формах обучения: диссертация ... к. пед. наук/В. А. Дубовская. - Курган, 2000. - 175 с.

5 Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) : учеб. пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2000. - 192 с.

References:

1 Arushanova A. G. Rech i rechevoye obshcheniye detey: kniga dlya vospitateley detskogo sada /A. G. Arushanova. -Moskva : Mozaika-Sintez, 1999. - 272 s..

2 Bazzhina T. V. Dialog na nachalnom etape yazykovogo razvitiya / T. V. Bazzhina //Detskaya rech: lingvisticheskiy aspekt. -Sankt-Peterburg : Obrazovaniye, 1992. - S. 57-66.

3 Vinarskaya E. N. Ranneye rechevoye razvitiye rebenka i problemy defektologii: Periodika rannego razvitiya. Emotsionalnyye predposylki osvoyeniya yazyka /

E. N. Vinarskaya. - Moskva : Prosveshcheniye,1987.

4 Dubovskaya V. A. Formirovaniye gotovnosti starshikh doshkolnikov k rechevomu obshcheniyu v igrovykh formakh obucheniya: dissertatsiya ... k. ped. nauk/ V. A. Dubovskaya. -Kurgan, 2000. - 175 s.

5 Lopatina L. V. Preodoleniye rechevykh narusheniy u doshkolnikov (korrektsiya stertoy dizartrii) : ucheb. posobiye / L. V. Lopatina, N. V. Serebryakova - Sankt-Peterburg : SOYuZ, 2000. - 192 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.