УДК 023
РАБОТА ОБЩЕСТВЕННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ В 1920-е гг.
© Ирина Викторовна УРАЕВА
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]
Представлена характеристика деятельности общественных организаций - библиотечных объединений по повышению квалификации библиотечных работников в 1920-е гг. Установлено, что в послеоктябрьский период в нашей стране сложилась неоднозначная ситуация в развитии библиотечного дела. Она была связана с низкой книгообеспеченностью, нищенским материальным положением библиотек, но самым болезненным вопросом являлась острая нехватка библиотечных кадров. В библиотеках работали в основном две группы: первая - непрофессионалы - рабочие, крестьяне, демобилизованные из Красной армии, и вторая - библиотекари с многолетним стажем. Для решения задач, связанных с повышением квалификации библиотечных кадров, улучшения материального положения библиотекарей, пропаганды библиотек, стали создаваться библиотечные объединения - общественные библиотечные организации, в состав которых входили библиотечные работники. Доказано, что библиотечные объединения, не имея соответствующей самостоятельности и финансовых средств, находясь под постоянным давлением и контролем со стороны органов управления, не могли получить дальнейшее развитие и постепенно были превращены в центры, выполняющие методическую работу, которая включала в себя проведение практикумов, курсов, конференций, консультаций и инструктажей, выездов на места, подготовку методических материалов.
Ключевые слова: общественные библиотечные организации; библиотечные объединения; библиотечные кадры; повышение квалификации
DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-2( 166)-112-121
Советский период отечественной истории является сложным и противоречивым. Большую часть первой половины XX века страна переживала процесс модернизации всех сторон жизни общества. Наиболее интенсивно он протекал в сфере идеологии и культуры. Буквально с первых же дней советской власти в процесс модернизации были вовлечены библиотеки как наиболее распространенные и доступные учреждения культуры, способные с относительно небольшими материальными затратами донести коммунистическую идеологию до самых отдаленных населенных пунктов. Особую значимость деятельность библиотек приобрела в сельских регионах, где они являлись подчас единственным элементом культурной инфраструктуры. Именно поэтому в развитии библиотечного дела в наибольшей степени отразились как идеологические, так и организационно-управленческие аспекты культурной модернизации.
В период проведения новой экономической политики в начале 1920-х гг., когда произошло вынужденное сокращение госу-
дарственных ассигнований на библиотечное дело, стали создаваться библиотечные объединения - общественные библиотечные организации, в состав которых входили библиотечные работники, руководители библиотечного дела в регионах, специалисты, разрабатывающие библиотечную проблематику, и т. д. Библиотечные объединения создавались либо по региональному, либо по ведомственному признакам. Бибобъединения пытались решать задачи, связанные с повышением квалификации местных кадров, улучшением материального положения библиотекарей, пропагандой библиотек и др. [1].
В деятельности объединений было выделено два направления: повышение квалификации кадров и административно-организационная работа в области библиотечного дела.
В задачи объединений на местах входило объединение и согласование библиотечной работы, проведение самоподготовки по библиотечному делу и взаимное инструктирование [2, л. 78; 3].
В соответствии с Положением об объединении библиотечной работы на местах
(1922 г.) в состав объединения должны были входить все библиотечные работники города как библиотек государственной сети, так и библиотек, снятых с государственного снабжения, военных и детских [4].
При анализе работы некоторых библиотечных объединений РСФСР был выявлен ряд схожих тенденций в их деятельности. Остановимся более подробно на работе отдельных из них.
5 октября 1921 г. было основано Орловское библиотечное объединение. Сначала у данного объединения не было постоянного руководства ни со стороны Губполитпросве-та, ни со стороны Центральной библиотеки. Бибобъединение занималось лишь политпе-реподготовкой, библиотечные вопросы рассматривались редко.
1924 г. прошел уже в другом направлении - от политпереподготовки перешли к изучению читательских интересов, справочной работе, борьбе с расхищением книг, проведению различных кампаний и т. п. В этот же период происходит проведение второй губбибконференции.
Длительное время в работе данного биб-объединения не существовало единой программы деятельности. Большая часть составленных планов работы по проведению каких-либо мероприятий была слишком объемной, что во многом затрудняло их реализацию. Для примера приведем выписку из плана работы:
«10 декабря: 1) «Методы антирелигиозной пропаганды», доклад Иванова; 2) «Антирелигиозная кампания 1924 г. в библиотеке», содоклад Жердева; 3) «работа 1-й районной библиотеки», содоклад Лебедевой.
17 декабря: 1) «Библиотека и ликбез», доклад Ильинской; 2) «Работа школьной библиотеки»; 3) «Об инструктивном кабинете при губ. центр. библиотеке», информ. По-техиной».
До апреля 1925 г. во главе объединения стоял президиум - избираемый из членов объединения на 6 месяцев, в который входили представители от губполитпросвета и от рабпроса, но в апреле 1925 г. президиум был заменен библиотечной секцией, в состав которой вошли три представителя от библиотекарей и по одному представителю от губпо-литпросвета, клубного объединения и от рабпроса. В результате была организована
межведомственная секция из восьми человек. Но впоследствии работа секции оказалась приостановлена и произошло ее упразднение. Во главе объединения стало бюро и было организовано два кружка: изучение книги и методический.
План работы кружков составлялся на 6 месяцев и включал следующую информацию:
«Д ля методического кружка.
1. Организация кружков «Друзей библиотеки»: учет работы друзей по городу; обсуждение в методическом кружке; вынесение на пленум; опытная организация «Друзей библиотеки» в масштабе города.
2. Книжные выставки и действенная пропаганда книги (уклон на октябрьскую кампанию).
3. Рационализация библиотечной техники.
4. Работа над плакатом и лозунгом (к кампании о 1905 г.).
5. Пропаганда библиотеки (связано с годовой отчетностью).
Д л я к р ужк а и з у ч е н и я к н и г и .
1. Привлечение читателя к оценке книги: учет проделанной работы по библиотекам. Обсуждение в кружке; вынесение на пленум.
2. Изучение социально-политических книг (к октябрьской кампании).
3. Комплектование библиотек: стационарных, передвижных и др.
4. Изучение художественной и мемуарной литературы (уклон на кампанию 1905 г.).
5. Работа с газетами и журналами» [5, с. 83-85].
Основным недостатком в работе Орловского библиотечного объединения являлось то, что вся его работа была сосредоточена исключительно только в городе. С уездами и сельской местностью связи не было.
Потребность в организации библиотечного объединения в Киеве появилась еще в 1921 г., когда была создана так называемая «библиотечная ассоциация», имевшая свой устав, утвержденный правлением Киевского Губотдела Профсоюза работников просвещения и искусства и существовавшая при Губсоюзе Работпрос.
Первый пункт Устава гласил, что «библиотечная ассоциация при Губсоюзе Работ-прос ставит своей задачей объединение библиотечных работников в целях научной по-
становки библиотечного дела, разработки проблем, связанных с работой с книгой, поднятия регионального и общественного уровня библиотечных работников и повышения их профессиональной квалификации». Но ассоциация просуществовала недолго.
Только в сентябре 1924 г. было организовано библиотечное объединение, в которое вошли все библиотечные работники Киева, независимо от типа библиотеки: и работники академических библиотек и профсоюзов, и районные, и военные.
Объединение включало совет, в который входило по два представителя от районных библиотек и профсоюзных библиотек, по одному представителю от академических библиотек, детских библиотек, военных библиотек, библиотек военных вузов, центральной библиотеки и Губполитпросвета.
В объединении функционировало две секции: академических библиотек и детских библиотек.
Библиотечное объединение фактически руководило всей библиотечной работой Киева. План работы составлялся каждые три месяца и после детальной его разработки в совете объединения и утверждения коллектив Губолитпросвета выносил на общегородские конференции.
В процессе своей работы объединение составляло планы организации кампаний в библиотеках, к каждой из них готовило схемы выставок, обзор литературы, составляло аннотации на издания. Были разработаны положения о библиотечных советах, инструкция о работе библиотечных кружков, формы библиотечной отчетности и т. д.
В области переподготовки библиотечных работников была проведена работа следующих кружков: по изучению читателя, по изучению марксистской и ленинской литературы, плакатной мастерской [6].
В г. Козлов Тамбовской губернии до 1922 г. проводились собрания библиотекарей, не носящие планомерного систематического характера. Объединение библиотечных работников было организовано 8 августа 1922 г. в соответствии с инструкцией Глав-политпросвета. Объединение занималось организационными вопросами, обсуждавшимися на собраниях, в ходе которых заслушивались доклады о работе отдельных библиотек; по ним выносились те или иные решения, за-
трагивающие различные аспекты деятельности, а также утверждались планы проведения массовых мероприятий, посвященных революционным событиям в истории [7, л. 58].
Основными направлениями работы библиотечного объединения являлись: проведение «Недели помощи библиотек», формирование передвижного фонда, борьба с зачитыванием, оказание помощи комиссии при изъятии книг, инструктирование волостных библиотекарей.
В 1923 г. при Тамбовской центральной губернской библиотеке было создано объединение городских библиотечных работников, в работе которого принимало участие 77 человек.
Необходимо отметить, что большинство библиотечных работников не имели специальной подготовки, и с момента организации бибобъединения началась их самоподготовка, направленная на удовлетворение потребностей в пополнении профессиональных знаний. В работе бибобъединения приняли участие сотрудники Центральной детской библиотеки и всех клубных библиотек (библиотекари красноармейских библиотек по неустановленным причинам не участвовали).
Тамбовское городское объединение при ЦГБ работало один раз в неделю. В состав бибобъединения входили библиотечные работники г. Тамбов и практиканты, иногда посещающие заседания члены кружка «Друзья книги» и члены бибсовета.
Для выполнения руководящих функций было создано бюро из семи человек, работа которого заключалась в проведении заседаний, в ходе которых утверждались программы, методы занятий, календарный план, обсуждались материалы занятий бибобъединения.
Заседания бюро проводились в затруднительных случаях, когда «ощущалась возможность перебоя в работе». Бибобъедине-ние работало по двум программам: одна была прислана из Главполитпросвета, другая переработанная Губполитпросветом. Обе программы были слишком объемными, что осложняло проведение занятий. В программе Главполитпросвета затрагивались вопросы развития библиотечного дела, которые были уже изучены, мало внимания уделялось вопросам политической тематики. Библиотечные работники считали необходимым более глубокое изучение политической экономики
и теории исторического материализма, так как на занятиях данные темы не затрагивались вообще.
Библиотечные работники испытывали потребность в изучении читательских интересов, читательских организаций, вопросов самообразования, передвижной работы, особенно в библиотеках сельской местности.
Бибобъединение было разделено на две секции: методическую и политическую, в которых были назначены руководитель и секретарь.
Каждая тема в секции прорабатывалась в течение двух дней. Первый день посвящался анализу и оценке вопросов, на которые следует обратить особое внимание, каким образом необходимо учитывать практический опыт; назначался работник, который должен был выступить с докладом. Каждому члену секции выдавались задания, заключающиеся в разработке плана практической работы и информационных материалов. Позже члены секции выступали либо в качестве содокладчика, либо в прениях.
Результатом работы явилась организация двух показательных уголков в Центральной городской библиотеке: уголок самообразования и передвижки. В них проводились практические занятия волостных библиотекарей. Также был разработан и разослан по уездным центральным библиотекам устав кружка «Друзей книги».
На пленарных заседаниях бибобъедине-ния заслушивались доклады о проделанной работе обеих секций.
Собрания Рассказовского библиотечного объединения проходили один раз в две недели зимой и еженедельно летом. Программа работы объединения включала следующее: обсуждение вопросов агитации и пропаганды книги и библиотеки, вопросов политической грамоты, а также библиотечной техники. Рассказовским библиотечным объединением издавалась библиотечная газета, разрабатывались «Вопросник для местной газеты», рекомендательные списки и аннотации, проводились совещания с избачами района, книжные выставки, громкие чтения, «Вечера книги», организовывались кружки «Друзей книги», были сделаны попытки организации библиотечных советов, осуществлялась переписка с библиотеками текстильных фабрик Тамбовской губернии [8, л. 73; 9].
В 1923 г. работа Армавирского библиотечного объединения снова оживилась (в 1921 г. было прекращено его существование). Перед объединением возникло большое количество задач, касающихся переподготовки библиотечных работников, объединения библиотек, связей городских и сельских библиотек, вопросов сети и т. д.
Из всей массы различных задач объединение остановилось на политической переподготовке. Учитывая слабость подготовки новых библиотекарей, за основу обучения была принята книга М.Б. Вольфсона «Очерки обществоведения», которая дополнялась рефератами библиотекарей. Конституция РСФСР и СССР была изучена по подлиннику и проработана на основе книги В.И. Ленина «Государство и Революция». При изучении ленинизма за основу была взята книга П.М. Керженцева «Ленинизм» и И.В. Сталина «О Ленине и Ленинизме» и как дополнение, необходимое для изучения основ марксизма, О.В. Трахтенберг «Беседы с учителем по историческому материализму».
Что касается профессиональной переподготовки, то данному вопросу уделялось сравнительно мало внимания - объединение ограничивалось проработкой новых статей журналов «Красный библиотекарь» и «Книгоноша». В основном обсуждался вопрос об открытом доступе к книжным полкам, несколько заседаний было посвящено работам съезда по библиотечному делу.
Среди направлений работы бибобъеди-нения можно выделить также следующие: чистка фондов библиотек (исключалась даже вся устаревшая научная литература), установление связи между городскими и сельскими библиотеками, пропаганда книги.
Но тяжелые материальные условия, в которых проходила работа библиотек, не позволяли должным образом развернуть работу библиотечного объединения. Это привело к тому, что многие поставленные задачи так и остались только на бумаге [10].
Объединение библиотечных работников в г. Иркутск было организовано в 1923 г. К работе объединения были привлечены все библиотечные работники крупных библиотек города. На заседании рассматривались вопросы, касающиеся целей и задач библиотечных объединений, событий, происходя-
щих в стране и затрагивающих развитие теории и практики библиотечного дела, и т. д.
Важным направлением в работе биб-объединения явилось то, что оно установило тесную связь с уездами. Туда высылали информационные письма о деятельности биб-объединения, осуществлялась как письменная, так и устная агитация о необходимости создания объединений, проводились консультации среди библиотечных работников уездов по всем вопросам библиотечного дела [11]. На заседаниях рассматривались вопросы пропаганды литературы и обслуживания читателей, библиотечной техники, обсуждались материалы журнала «Красный библиотекарь».
В центре работы Челябинского объединения стояла подготовка его членов. Для более углубленного изучения актуальных вопросов были организованы кружки по изучению десятичной классификации, по изучению книги, кружок каталогизации, по организации библиотечного плаката.
Каждое заседание бибобъединения начиналось с общего политического обзора, составленного по материалам центральных газет.
Для того чтобы работа объединения не оставалась только среди городских библиотекарей, было принято решение о приглашении также деревенских работников. Их вызовы были приурочены к поездкам в Отдел народного образования [12].
В состав Вольского библиотечного объединения входили работники библиотек политпросвета, библиотекари профсоюзных библиотек и практиканты уездной библиотеки.
Центральными вопросами работы биб-объединения являлись профессиональная переподготовка специалистов, деятельность деревенских библиотек и изб-читален.
В области изучения и анализа вопросов теории и практики библиотечной работы объединение несколько изменило метод работы. Кроме общих собраний проводились кружковые собрания. Все члены объединения были распределены по трем кружкам: кружок изучения книги и читателя, кружок пропаганды книги и газетный кружок.
Программа кружков следующая:
1) кружок по изучению книги включал изучение общей психологии, психологии детского возраста и педагогической психоло-
гии, изучение истории и критики литературы, изучение отдельных наук по общему курсу, теория и практика составления аннотаций, рецензий и библиографических обзоров и т. д.;
2) кружок пропаганды книги - теория и практика библиотечного плаката и рекомендательных списков книг, книжных выставок, кружковой работы, абонемента, классификации книг, подготовка новых бибработников и т. д.;
3) газетный кружок - теория и практика выпуска устной, живой газеты, стенгазеты, теория и практика громкой читки газет, справочной работы, работы с газетой в тихо-читальне, газетные сводки и т. д.
Однако чрезмерная загруженность библиотекарей служебными обязанностями являлась главным отрицательным фактором успешного проведения всех мероприятий [13].
В большинстве губерний после того, как в губернском городе было организовано библиотечное объединение, подобные стали создаваться в уездных городах. Так произошло и в Самарской губернии, где, к примеру, Ме-лекесское объединение возникло на основе библиотечного кружка, собиравшегося два раза в неделю, а через год после окончания библиотечных курсов в Самаре кружок преобразовался в библиотечное объединение.
В состав Бузулукского объединения входили работники центральной библиотеки, библиотеки рабочего клуба, укома, школьных библиотек. Собрания проходили еженедельно, в ходе которых велась запись протоколов, фиксирующих тезисы докладов. Все доклады можно разделить на группы: доклады о формах и методах библиотечной работы, доклады о работе отдельных библиотек (производственного характера), по изучению беллетристики, по вопросам политграмоты.
Вопросам методического характера были посвящены доклады на темы: политпросвет-работа библиотеки, принципы комплектования, роль библиотекаря в организации работы библиотеки, значение книги, руководство чтением и т. д.
Работа с беллетристикой была связана с изучением и анализом книг, таких как П. Бляхин «Красные дьяволята», Э. Эркман «Воспоминания пролетария», А. Демидов «На шахте» и др.
Мелекесское объединение, организованное в 1924 г., включало библиотекарей города. Оно принимало участие в организации и проведении рабоче-крестьянских праздников, занималось изучением социальной беллетристики, ленинизмом [14].
Также можно выделить некоторые попытки создания библиотечных объединений в сельской местности Самарской губернии. Первый шаг к созданию объединений сельских бибработников сделал Бузулукский уезд, созвавший в мае 1924 г. конференцию внешкольных работников, на которой рассматривались вопросы об организации биб-объединений в уездном масштабе.
В чем же заключалась работа уездных объединений, как они возникли и каков был их состав?
Еще в начале 1920-х гг. в нашей стране появились первые уездные библиотечные объединения (УБО), возникшие «по инициативе библиотекарей-практиков для обмена опытом работы и коллективного решения наиболее насущных проблем». Главное внимание в УБО (в отличие от губернских объединений), как отметил Б.В. Борисов, «уделялось совместному изучению библиотекарями актуальных проблем общественной жизни, библиотечной теории и практики, подготовке докладов, рефератов, методических материалов для библиотек уезда, помощи уездным библиотекам в проведении практикумов, курсов и конференций, аттестации библиотечных кадров» [15, с. 65-66]
В соответствии с циркуляром Главпо-литпросвета «Повышение квалификации работников политпросветучреждений» (1925 г.) одной из ведущих форм работы объединений стала заочная переподготовка. УБО разрабатывало ее годовые и квартальные планы, проводили ежеквартальные тематические конференции, на которых каждый библиотекарь получал домашнее задание и отчитывался в его выполнении на следующей конференции.
Саратовское бибобъединение приступило к работе в феврале 1924 г. В деятельности библиотечного объединения принимали участие библиотекари школьных, профсоюзных, вузовских и специальных библиотек. В состав объединения входили кружки: политический, технический, по изучению методов политпросветработы, по изучению книги для взрослого читателя, по изучению методов
политпроветработы в детских библиотеках, по изучению детской книги, кружок библиотекарей академических и специальных библиотек.
Саратовское бибобъединение ставило перед собой следующие задачи: «1) развертывание работы в губернском масштабе;
2) уделение особого внимания разработке вопросов, касающихся деревенских библиотек и установление тесной связи с ними;
3) изжитие теоретичности в работе, придание ей большей четкости и плановости; 4) увязка работы бибобъединений с практической работой библиотек и пр.» [16, с. 81].
После I Губернского съезда политпросветработников, состоявшегося в январе 1925 г., в уездных городах стали создаваться уездные объединения.
Бибобъединение принимало участие в проведении переподготовки работников избачей Саратовского уезда и на курсах избачей из демобилизованных красноармейцев. Из-за недостатка финансовых средств осуществить переподготовку работников школьных библиотек так и не удалось.
В структуру бибобъединения входило два бюро: справочной и деревенской работы. Справочное бюро занималось разработкой методов справочной работы и выдачей справок библиографического характера. Работа деревенского бюро заключалась в осуществлении лозунга партии «лицом к деревне».
Городское библиотечное объединение было организовано в Полтаве летом 1924 г. Возникло оно на основе кружка для профессиональной квалификации библиотекарей. Почти все члены кружка принимали участие в обсуждениях докладов и собеседованиях на библиотечные и политпросветительные темы.
Библиотечное объединение начало свою работу после I Всесоюзного библиотечного съезда. По уставу в него входили все библиотечные работники города.
Во главе объединения стоял библиотечный инспектор Губполитпросвета, а затем выборный президиум из 3-5 человек. К началу 1925 г. объединение было переименовано в библиотечную секцию при кабинете Губполитпросвета.
С января 1925 г. библиотечное объединение разбилось на 4 секции: агитационно-плакатную, газетно-журнальную, техническую, клубную. Все эти секции, кроме своих непо-
средственных специальных задач, вели библиографическую работу по разным отделам.
Объединение занималось подготовкой плакатов, книжных выставок, лозунгов к различным кампаниям, проводило собеседования на темы практического характера: работа библиотеки в клубе, работа с передвижками, библиотечная стенгазета, рекомендация книг и изучение читателей [17].
Главной задачей Краснодарского библиотечного объединения являлась переподготовка библиотекарей, проводившаяся в пяти кружках: изучения ленинизма, международного положения СССР, женского движения, библиотечно-методическом и техники библиотечного дела.
Позже кружки были переформированы в два: библиотечно-методический и профпо-литсамообразования.
В конце каждого заседания объединения заслушивался доклад о работе какой-либо библиотеки или избы-читальни, выносились конкретные постановления, касающиеся работы данной библиотеки.
Кружок профполитобразования вел работу достаточно слабо. Работа библиотечного кружка протекала более интенсивно. Кружок объединил свыше 30 библиотекарей города. В основу работ кружка было положено знакомство с новыми книгами путем «живой библиографии». Были организованы вечера, посвященные определенными темам: например, «Творчество Оренбурга» («Жизнь и гибель Николая Курбова», «Хулио Хуренито»); «Творчество Л.Н. Сейфуллиной» («Перегной», «Александр Македонский», «Ноев ковчег», «Правонарушители», «Путники», «Виринея»); «Женщина в русской революции» («Мать» Б.А. Березовского, «Кумачовая сказка» К.Г. Шильдкрета, «Марья-большевичка» А.С. Неверова и др.); «Проблемы любви, брака и семьи в современной художественной и публицистической литературе» (произведения Н. Степного, А.М. Коллантай и др.); «Гражданская война в русской художественной литературе» («Ленинские юнкера» А. Юрковского, «Железный поток» А. Серафимовича, «Ветер» Б.А. Лавренева, «Рожденные бурей» К.Г. Шильдкрета, «Голубые пески» Вс. Иванова).
На каждом заседании выбиралась группа библиотекарей, состоявшая из трех человек,
на которых возлагалась обязанность по организации вечера.
Каждый член кружка, написавший рецензию на ту или иную книгу, должен был представить на эту же книгу каталожную карточку с аннотацией. Карточки группировались в редбюро и вводились в каталоги библиотек.
Опыт работы данного кружка позже использовали в своей деятельности и другие библиотеки [18].
В Ленинградском библиотечном объединении занятия проходили в секциях: по изучению литературы для комсомола, художественной литературы по Октябрьской революции, плановой секции, ленинском кружке и др. [19].
Деятельность Евпаторийского библиотечного объединения характеризовалась тем, что помимо плановой политической и культурно-общественной работы внутри него осуществлялась переподготовка и самоподготовка.
Начальной точкой в развитии политической и культурно-общественной работы библиотечного объединения являлась «Неделя Книги», основным содержанием которой было: «пропаганда книги в массах, привлечение читателя рабочего, создание актива при каждой библиотеке и пр.».
«Неделя Книги» дала положительные результаты. Так, например, в библиотеках были по определенному плану проведены лекции, доклады и вечера книги с участием широких кругов читательской массы, что дало значительное увеличение количества читателей из рабочей и комсомольской массы. Также библиотеки в процессе проведения подготовительной работы к Неделе выявили актив, который затем оформился в виде кружков друзей книги.
К числу характерных особенностей евпаторийской «Недели Книги» нужно отнести организацию постановки для детей «Живая конференция книг», написанной заведующей центральной детской библиотекой, а также устройство инсценированного суда над читателями.
Впервые в «Неделе Книги» был использован библиотечный плакат, рекомендательные списки и книжные выставки.
Работу по переподготовке и политподготовке библиотечное объединение наметило
самостоятельно. В процессе политподготовки работало до четырех кружков.
Значительную помощь объединению оказывали заезжающие на курорт из больших городов СССР библиотекари, выступающие на собраниях с докладами на самые злободневные темы.
В целом деятельность данного бибобъе-динения можно было считать достаточно благополучной, единственной и характерной для всех объединений проблемой оставалась проблема «жесткого нищенского бюджета и недооценивание большой культурной роли библиотек» [20].
Проанализировав деятельность некоторых библиотечных объединений, можно сделать вывод о том, что их организационная структура складывалась из общего собрания и президиума, который осуществлял текущее руководство работой объединения.
Как правило, в каждом объединении создавались кружки (секции) по организационным и методическим вопросам библиотечной работы и политграмоты, обучение в которых осуществлялось чаще всего еженедельно.
Можно с уверенностью утверждать, что библиотечные объединения являлись «единственным каналом пропаганды и распространения библиотечных знаний» [21, с. 60]. К сожалению, лишь немногие бибобъедине-ния принимали участие в проведении курсов по повышению квалификации деревенских библиотекарей и клубных работников, на которых курсантам разъяснялись задачи и формы работы по ликвидации неграмотности. Они знакомились с построением сети ликпунктов в волостях, постановкой учета обученных и подлежащих обучению, организацией ячеек ОДН, индивидуально-группового обучения. Курсанты составляли также списки книг для малограмотных, готовили рекомендательные беседы и т. п. [22, с. 25].
Анализируя работу некоторых объединений, можно прийти к выводу, что вопросу подготовки и повышению квалификации библиотечных кадров внимание практически не уделялось. На это было достаточно причин: маленькие штаты, вследствие чего работники были слишком загружены, мизерная заработная плата, из-за этого работнику приходилось искать дополнительный доход и на повышение профессиональной квалификации не оставалось ни времени, ни сил и др.
Под давлением политпросветов объединения должны были заниматься разработкой программ проведения различных кампаний, праздников, недель, дней и т. д. И даже инструкция Главполитпросвета «О подготовке и переподготовке библиотечных работников» (1925 г.) не регламентировала размежевание деятельности бибобъединений с политпросветом и профсоюзами, взаимоотношения с которыми были очень сложными. Документ более строго определил организационную структуру объединений и программу деятельности каждой секции.
Окончательное закрепление направлений деятельности объединений произошло в «Инструкции о работе библиотечных совещаний», принятой Главполитпросветом совместно с Цекпросом в 1927 г. В инструкции появилось новое название объединений -«библиотечные совещания», а также четко были определены сущность и функции биб-совещаний.
Список литературы
1. Глазков М.Н. Массовые библиотеки Советской России в 1925-1929 гг. М.: МГУК, 1999. 34 с.
2. ГАТО (Государственный архив Тамбовской области). Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 779.
3. Ураева И.В. Библиотечные кадры Тамбовского края (1920-1930-е гг.) // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 2. С. 158-163.
4. Положение об объединении библиотечной работы на местах: (11 мая 1922 г.) // Коммунистическое просвещение. 1922. № 3.
5. Чижов В. Орловское библиотечное объединение // Красный библиотекарь. 1926. № 6. С. 82-86.
6. Фридьева Н. Киевское библиотечное объединение // Красный библиотекарь. 1925. № 3. С. 101-102.
7. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Ед. хр. 976.
8. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Ед. хр. 1127.
9. Ураева И.В. Роль библиотечных объединений в повышении квалификации библиотечных работников Тамбовской губернии в 1920-е гг. // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: сб. тр. 7 Меж-дунар. науч.-практ. конф. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2009. С. 8285.
10. Гуров П. Армавирское библиотечное объединение // Красный библиотекарь. 1924. № 12. С. 85-86.
11. Бочаров Т. Объединение библиотечных работников в гор. Иркутске // Красный библиотекарь. 1924. № 12. С. 84-85.
12. Покровский Б. Челябинское библиотечное объединение // Красный библиотекарь. 1924. № 10-11. С. 152-153.
13. Парфенов В.И. Вольское библиотечное объединение // Красный библиотекарь. 1924. № 10-11. С. 153-154.
14. Виноградова Е. Работа уездных бибобъеди-нений Самарской губернии // Красный библиотекарь. 1924. № 9. С. 98-100.
15. Борисов Б.В. Сельские региональные библиотечные центры 1921-1929 гг. - предшественники современных ЦРБ // Советское библиотековедение. 1983. № 6. С. 59-70.
16. Лобанов В. Саратовское бибобъединение // Красный библиотекарь. 1925. № 12. С. 80-83.
17. Осипов М. Полтавское библиотечное объединение // Красный библиотекарь. 1925. № 11. С. 93-95.
18. Г. З. Из работы Краснодарского библиотечного объединения // Красный библиотекарь. 1925. № 5. С. 95-97.
19. Пескова Л. В Ленинградском объединении // Красный библиотекарь. 1925. № 6. С. 82-86.
20. Л. К.К. Евпаторийское библиотечное объединение // Красный библиотекарь. 1925. № 6. С. 86-88.
21. Рубанова Т.Д. Библиотечные объединения 20-х гг.: уроки истории // Советское библиотековедение. 1991. № 2. С. 59-63.
22. Шапошников А.Е. Место и роль массовых библиотек в решении задач социалистического строительства // Библиотечное дело в период нэпа (1921-1929 гг.): сб. науч. тр. М., 1991. Ч. 1. С. 6-48.
References
1. Glazkov M.N. Massovye biblioteki Sovetskoy Rossii v 1925-1929 gg. [Mass Libraries in the Soviet Russia in 1925-1929]. Moscow, Moscow State University of Culture Publ., 1999, 34 p. (In Russian).
2. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund R-1404, list 1, archival unit 779. (In Russian).
3. Uraeva I.V. Bibliotechnye kadry Tambovskogo kraya (1920-1930-e gg.) [Library staff of Tambov region (1920-1930s)]. Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy - Social and Economic Phenomena and Processes, 2014, no. 2, pp. 158163. (In Russian).
4. Polozhenie ob obedinenii bibliotechnoy raboty na mestax: (11 maya 1922 g.) [Position of the association in the field of library work: (11 May 1922)]. Kommunisticheskoe prosveshhenie
[Kommunist Enlightenment], 1922, no. 3, p. 130. (In Russian).
5. Chizhov V. Orlovskoe bibliotechnoe obedinenie [Orel library association]. Krasnyy bibliotekar' [Red Librarian], 1926, no. 6, pp. 82-86. (In Russian).
6. Frideva N. Kievskoe bibliotechnoe obedinenie [Kiev library association]. Krasnyy bibliotekar' [Red Librarian], 1925, no. 3, pp. 101-102. (In Russian).
7. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund R-1404, list 1, archival unit 976. (In Russian).
8. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund R-1404, list 1, archival unit 1127. (In Russian).
9. Uraeva I.V. Rol' bibliotechnyh ob'edineniy v povyshenii kvalifikatsii bibliotechnyh rabot-nikov Tambovskoj gubernii v 1920-e gg. [The role of library associations in the professional development of librarians Tambov province in the 1920s]. Sbornik trudov 7 Mezhdu-narshchdnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya v sisteme obrazovaniya» [Proceedings of the 7th International Scientific and Applied Conference "Fundamental and Applied Investigations in the System of Education"]. Tambov, 2009, pp. 8285. (In Russian).
10. Gurov P. Armavirskoe bibliotechnoe ob'edinenie [Armavir library association]. Krasnyy bibliotekar' [Red Librarian], 1924, no. 12, pp. 85-86. (In Russian).
11. Bocharov T. Ob#edinenie bibliotechnyh rabot-nikov v gorode Irkutske [Association of librarians in Irkutsk]. Krasnyy bibliotekar' [Red Librarian], no. 12, pp. 84-85. (In Russian).
12. Pokrovskiy B. Chelyabinskoe bibliotechnoe ob#edinenie [Chelyabinsk library association]. Krasnyy bibliotekar' [Red Librarian], 1924, no. 10-11, pp. 152-153. (In Russian).
13. Parfenov V.I. Vol'skoe bibliotechnoe ob#edinenie [Volsk library association]. Krasnyy bibliotekar' [Red Librarian], 1924, no. 10-11, pp. 153-154. (In Russian).
14. Vinogradova E. Rabota uezdnykh bi-bob#edineniy Samarskoy gubernii [Job uezd library association of Samara province]. Krasnyy bibliotekar' [Red Librarian], 1924, no. 9, pp. 98100. (In Russian).
15. Borisov B.V. Sel'skie regional'nye bibliotechnye centry 1921-1929 gg. - predshestvenniki sovre-mennykh CRB [Rural regional library centers in 1921-1929 - predecessors of modern CDH]. Sovetskoe bibliotekovedenie [Soviet Library Science], 1983, no. 6, pp. 59-70. (In Russian).
16. Lobanov V. Saratovskoe bibob#edinenie [Saratov library association]. Krasnyy bibliote-
kar' [Red Librarian], 1925, no. 12, pp. 80-83. (In Russian).
17. Osipov M. Poltavskoe bibliotechnoe ob'edinenie [Poltava library association]. Krasnyy bibliote-kar' [Red Librarian], 1925, no. 11, pp. 93-95. (In Russian).
18. G. Z. Iz raboty Krasnodarskogo bibliotechnogo ob#edineniya [From the work of the Krasnodar library association]. Krasnyy bibliotekar' [Red Librarian], 1925, no. 5, pp. 95-97. (In Russian).
19. Peskova L. V Leningradskom ob#edinenii [In the Leningrad association]. Krasnyy bibliotekar' [Red Librarian], 1925, no. 6, pp. 82-86. (In Russian).
20. L. K.K. Evpatorijskoe bibliotechnoe ob#edinenie [Yevpatoriy library association]. Krasnyy bibliotekar' [Red Librarian], 1925, no. 6, pp. 86-88. (In Russian).
21. Rubanova T.D. Bibliotechnye ob#edineniya 20-h gg.: uroki istorii [Library Association of 1920s: the lessons of history]. Sovetskoe biblio-tekovedenie [Soviet Library Science], 1991, no. 2, pp. 59-63. (In Russian).
22. Shaposhnikov A.E. Mesto i rol' massovyh biblio-tek v reshenii zadach socialisticheskogo stroitel'stva [The place and role of public libraries in the tasks of socialist construction]. Bibliotechnoe delo v period nepa (1921-1929 gg.) [Library Science in the Period of NEP (1921— 1929)]. Moscow, 1991, part 1, pp. 6-48. (In Russian).
Поступила в редакцию 20.01.2017 г. Received 20 January 2017
UDC 023
THE WORK OF PUBLIC LIBRARY ORGANIZATIONS TO IMPROVE THE SKILLS OF LIBRARY STAFF IN THE 1920s
Irina Viktorovna URAEVA
Candidate of History, Associate Professor, Associate Professor of Library-Informational Resources Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: [email protected]
A description of public organizations' activities - library associations to improve library's staff training in the 1920s is presented. It is found that in the post-October period there was an ambiguous situation in the development of librarianship in our country. It was linked with low book supply, miserable financial situation of libraries, but the most sensitive issue was an acute shortage of library staff. Two groups basically worked in the library: the first - non-professionals - workers, peasants, demobilized from the Red Army, and the second - librarians with years of experience. To solve problems related to the further training of library staff, improving the material situation of librarians, libraries, propaganda, library associations were created - public library organization, which included librarians. It is proved that the library association, not having the appropriate independence and funding being under constant pressure and controlled by the authorities, could not be further developed and gradually been turned into centers that perform methodological work, which included workshops, courses, conferences, consultations and briefings, field visits, preparation of teaching materials.
Key words: public library organizations; library associations; library personnel; further training DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-2(166)-112-121
Информация для цитирования:
Ураева И.В. Работа общественных библиотечных организаций по повышению квалификации библиотечных кадров в 1920-е гг. // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 2 (166). С. 112-121. DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-2(166)-112-121.
Uraeva I.V. Rabota obshchestvennykh bibliotechnykh organizatsiy po povysheniyu kvalifikatsii bibliotechnykh kadrov v 1920-e gg. [The work of public library organizations to improve the skills of library staff in the 1920s]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 2 (166), pp. 112-121. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-2(166)-112-121. (In Russian).