ПРАВО И ОБЩЕСТВО
БИБЛИОТЕЧНЫЕ КАДРЫ ТАМБОВСКОГО КРАЯ (1920-1930-е гг.)
И. В. УРАЕВА
В статье представлена характеристика персонала библиотек Тамбовского края в 1920-1930-е гг. Автор отметил, что в рассматриваемый период квалификация библиотекарей мало соответствовала требованиям, предъявляемым к специалистам. Большая часть библиотекарей работали без специального образования, все они нуждались в обучении, а некоторые требовали замены. Дано описание подготовки квалифицированных специалистов, которая осуществлялась в ходе проведения различного рода краткосрочных курсов, сочетавших специальную, общественно-политическую и общеобразовательную подготовку кадров. Охарактеризованы библиотечные объединения - общественные библиотечные организации, в состав которых входили библиотечные работники, руководители библиотечного дела в регионах, специалисты, разрабатывающие библиотечную проблематику и т. д. Показана роль методических кабинетов в оказании помощи библиотечному персоналу при организации работы с читателями.
Ключевые слова: библиотекарь, Тамбовская губерния, библиотечные кадры, Тамбовский край.
В 1920-е гг. наряду с низкой книгообеспечен-ностью и нищенским материальным положением библиотек самым болезненным вопросом являлась острая нехватка библиотечных кадров.
В первые годы после революции библиотеками нередко руководили лица с неполным начальным образованием. Анализ большинства информационных отчетов о работе библиотек показал: подбор штатных работников не всегда согласовывался с Губполитпросветом, впоследствии это привело к тому, что в библиотеки «попадали люди, чуждые библиотечного дела» [18]. Это были демобилизованные красноармейцы, активисты комитетов бедноты, которые не имели даже законченного начального образования.
В отчетах Губернского отдела народного образования за 1919-1920 гг. постоянно указывается, что «и в центре, и на местах острая нужда в библиотекарях» [10]. Положение с библиотечными кадрами в уездах иллюстрируют следующие факты: в середине 1919 г. на весь Шацкий уезд было всего лишь 7 библиотекарей; в Кирсановском уезде в это время работало 28 библиотекарей, а требовалось 60 [7; 8].
По данным библиотечного отдела Наркомпроса на 1 июля 1920 г. Тамбовская губерния насчитывала 984 библиотечных работника, и по этому показателю занимала 32 место из 44 губерний, представивших сведения. В среднем на одну губернию приходилось 268 библиотечных работников.
Обострение классовой борьбы в губернии в начале 1920-х гг. вызывало случаи саботажа со стороны некоторых служащих, в том числе, библиотечных работников, например, в Лебедянском уезде [19].
На качестве библиотечной работы отрицательно сказывалась большая текучесть кадров, особенно среди библиотекарей сельской местности. Положение усугублялось тем, что во время революции, гражданской войны и последовавших разрухи и голода резко возросла смертность, шел интенсивный процесс миграции населения, причем многие расставались не только с прежним местом жительства, но и с профессией. Важнейшими факторами, определявшими высокую текучесть, были завышенные нагрузки с небольшой оплатой труда. Дополнительные поручения, не связанные с библиотечной деятельностью, имели около 70-80 % работников.
Библиотекари проходили общую переподготовку с работниками просвещения и выступали с докладами на такие темы, как: библиотека и работа в ней, техническая работа библиотеки, работа в детской библиотеке.
Для обучения библиотекарей вопросам работы с читателями и библиотечной техники некоторые уотнаробразы (Шацкий [7, л. 16], например) выписывали пособие Л. Б. Хавкиной «Руководство для небольших библиотек».
На подготовку квалифицированных специалистов была направлена организация различного
рода краткосрочных курсов продолжительностью от двух недель до трех месяцев. Программа курсов обычно состояла из двух частей, примерно равноценных по объему: специальные предметы и общеполитическая подготовка. Курсы политпросветработников, хотя и назывались «курсами повышения квалификации», на самом деле часто оказывались курсами обучения основам специальности, так как многие из прибывших на них не имели стажа практической работы. В то же время помимо просто курсов политпросветработников, существовали и курсы переподготовки таковых.
Первые библиотечные курсы в Тамбовской губернии были открыты в середине 1919 г. Начало было положено I Губернскими курсами внешкольников, которые предусматривали и подготовку библиотекарей. Их окончило 79 человек [10, л. 10]. С 25 июня по 15 июля краткосрочные библиотечные курсы состоялись в Кирсановском уезде, на которых присутствовало 20 штатных библиотекарей и 10 вольнослушателей [22]. С 25 июня по 5 августа курсы проходили в Козлове, на которых обучалось 80 чел. [6].
В 1920 г. деятельность курсов приобретает больший размах: «На местах возникли курсы (в Борисоглебске, Козлове, Темникове), которые проходят довольно успешно, не взирая на тягчайшие условия жизни курсантов» [10]. Помимо указанных, библиотечные курсы проходили в Кирсановском, Моршанском, Лебедянском уездах [11; 12; 13].
Кроме библиотечных курсов в уездах, в 1920 г. Губоно организовал и провел II Губернские курсы для подготовки работников по внешкольному образованию. Было разработано «Положение о курсах», предусматривающее, что курсы осуществляют подготовку работников по внешкольному образованию, в особенности, библиотекарей [9].
Несомненный интерес представляет программа курсов, которая помимо специальных дисциплин, включала и занятия по общественно-политическим и общеобразовательным предметам (около 70 % учебного времени). Следует также отметить, что руководители курсов стремились дать слушателям не только теоретические знания, но и практические навыки.
Таким образом, библиотечные курсы в г. Тамбове можно поставить в один ряд с немногими существовавшими тогда в России курсами, которые сочетали специальную, общественно-политическую и общеобразовательную подготовку кадров (Вятские курсы, Московские уездные курсы) [1].
С 1 июня по 1 августа 1921 г. в г. Тамбове проходили библиотечно-инструкторские курсы,
организованные Тамбовским Уполитпросветом «для всех желающих работать по библиотечному делу. Цель курсов - дать знания по вопросам общеобразовательного характера, познакомить курсантов со взглядами и современными задачами библиотечного дела в Республике» [20].
С 20 июля по 23 августа 1928 г. проходили Тамбовские губернские курсы библиотекарей, в задачу которых входила переподготовка и повышение квалификации деревенских библиотекарей. Финансовые средства на курсы были отпущены из местного бюджета в сумме 3894 руб. Объемная программа курсов была изучена в достаточно короткий срок. Итоги курсов подводились по специально разработанным заключительным анкетам курсантов [17]. По окончании курсов составлялись характеристики на слушателей.
Ограниченность материальной базы приводила к тому, что отпускаемые на проведение курсов средства вынуждены были в основном расходовать на обеспечение питания курсантов, выплату зарплаты преподавателям. Суммы, остававшиеся на обеспечение учебного процесса, были крайне незначительны, что не могло не сказываться на его качестве.
В начале 1920-х гг. стали создаваться библиотечные объединения - общественные библиотечные организации, в состав которых входили библиотечные работники, руководители библиотечного дела в регионах, специалисты, разрабатывающие библиотечную проблематику и т. д. Библиотечные объединения пытались решать задачи, связанные с повышением квалификации местных кадров, улучшением материального положения библиотекарей, пропагандой библиотек и др. По словам Т. А. Ремизовой «библиотечные объединения были постоянно действующей школой политической учебы и давали вместе с тем знания в области библиотечного дела» [32]. В задачи объединений на местах входило: «объединить и согласовать библиотечную работу, проводить самоподготовку по библиотечному делу и взаимное инструктирование, и обсуждение профессиональных нужд» [14].
В соответствии с Положением об объединении библиотечной работы на местах (1922 г.) в состав объединений должны были входить все библиотечные работники города или уезда, как библиотек государственной сети, так и библиотек, снятых с государственного снабжения, военные и детские, что способствовало преодолению ведомственной разобщенности в деятельности библиотек [31].
В 1920-е гг. в Тамбовской губернии были созданы библиотечные объединения в г. Козлове
(8 августа 1922 г.), при Тамбовской центральной губернской библиотеке (1923 г.), Рассказовское библиотечное объединение и др. На основании докладов о работе отдельных библиотек выносились те или иные решения, затрагивающие различные аспекты деятельности, а также утверждались планы проведения массовых мероприятий, посвященных революционным событиям в стране [15; 16; 21, л. 2-об]. Необходимо отметить, что с момента организации библиотечных объединений началась самоподготовка библиотечных работников, направленная на удовлетворение потребностей в пополнении профессиональных знаний.
В соответствии с циркуляром Главполит-просвета «Повышение квалификации работников политпросветучреждений» (1925 г.) одной из ведущих форм работы объединений стала заочная переподготовка [30]. Они разрабатывали ее годовые и квартальные планы, проводили ежеквартальные тематические конференции, на которых каждый библиотекарь получал домашнее задание, отчитывался в его выполнении на следующей конференции [5].
М. Смушкова отмечала: «все же с бибобъе-динениями у нас дело обстоит еще далеко неблагополучно... реальные результаты незначительны» [33]. На это было достаточно причин: маленькие штаты библиотек, вследствие чего работники были слишком загружены, мизерная заработная плата, из-за этого работнику приходилось искать дополнительный доход и на повышение профессиональной квалификации не оставалось ни времени, ни сил и др. Под давлением политпросветов объединения должны были заниматься разработкой программ проведения различных кампаний, праздников, недель, дней и т. д. И даже инструкция Главполитпросвета «О подготовке и переподготовке библиотечных работников» (1925 г.) не регламентировала размежевание деятельности би-бобъединений с политпросветом и профсоюзами. Документ более строго определил организационную структуру объединений и программу деятельности каждой секции. Окончательное закрепление направлений деятельности объединений произошло в «Инструкции о работе библиотечных совещаний», принятой Главполитпросветом совместно с Цекпросом в 1927 г. В инструкции появилось новое название объединений - «библиотечные совещания», а также четко были определены сущность и функции бибсовещаний [26; 28].
Библиотечные объединения, не имея соответствующей самостоятельности, законодательного урегулирования и финансовых средств, находясь
под постоянным давлением и контролем со стороны органов управления, не могли получить дальнейшего развития и постепенно были превращены в методические отделы центральных библиотек, которые осуществляли проведение практикумов, курсов, конференций, консультаций и инструктажей, выездов на места, подготовку методических материалов.
В Тамбовской губернии, в связи с сокращением количества библиотек в первые годы НЭПа, значительному сокращению были подвергнуты и штаты библиотечных работников. В начале1922 г. штат Центральной губернской библиотеки составлял 8 чел., штат центральных уездных - 3 библиотекаря в каждой.
На полное государственное снабжение были взяты библиотекари губернского и уездного значения, волостные работники переведены вместе с техническим персоналом на местные средства. Извещение, присланное из Козловского Политпросвета, лучшего из уездов по политико-просветительной работе, говорило о том, что постановлением Уисполкома было решено не содержать (а значит закрыть) все волостные библиотеки.
На примере приклубных библиотек г. Тамбова можно дать характеристику библиотечному персоналу данного типа библиотек. Штат библиотек состоял всего из одного работника, со средним образованием и стажем работы от 1 года до 6 лет. Лишь работники трех библиотек имели специальную подготовку. Библиотечные работники в основном являлись беспартийными, входили в состав библиотечного объединения; некоторые работали по совместительству. Средняя заработная плата составляла 33 руб.
К концу 1920-х гг. повысились требования к библиотечным кадрам при приеме их на работу. В директиве Наркомпроса от 7 сентября 1928 г. «О требованиях, предъявляемых к работникам просвещения при приеме на работу» указывалось, что заведующие уездных, районных и городских библиотек должны иметь педагогический стаж не менее двух лет, а заведующие губернскими и окружными библиотеками - образование в объеме политпросветвуза или педагогического вуза и практический стаж в библиотеке не менее двух лет по окончании учебного заведения. Проведение процедуры аттестаций библиотечных работников стало носить партийно-идеологическую направленность. Также проходили чистки библиотекарей так называемого контрреволюционного происхождения [24, с. 17; 34].
В 1930-е гг. политико-просветительные, коммунистические, педагогические вузы и технику-
мы, совпартшколы и некоторые иные учебные заведения, имевшие библиотечные отделения или факультеты, выпускали небольшое количество библиотечных специалистов. Довольно высокой была текучесть библиотечных кадров, которая усугублялась уравниловкой в оплате их труда: библиотекарь с пяти-, шестилетним стажем тогда получал столько же, сколько и новичок [23].
Состояние библиотечного дела ухудшалось также вследствие недостаточных ассигнований на местах на библиотечную работу, особенно на сельские и детские библиотеки. Недостаточны были средства, отпускаемые на библиотеки профсоюзов и кооперации. Кадры библиотекарей были слабо подготовлены как политически, так и в области библиотековедения. Внимание местных партийных, советских, комсомольских и профсоюзных организаций не было достаточно мобилизовано вокруг библиотечной работы.
Постановлением ЦК партии от 30 октября 1929 г. «О мероприятиях по улучшению библиотечной работы» было дано указание о планомерной подготовке новых и переподготовке наличных кадров библиотекарей [4].
В 1930 г. советским правительством было принято решение о создании специальной высшей библиотечной школы и о развертывании сети библиотечных техникумов и библиотечных отделений при педагогических техникумах.
В июне 1931 г. проводился смотр библиотек Тамбовщины, одной из задач которого явилась проверка состояния кадров библиотечных работников, их социального состава, политической и культурной подготовки, квалификации и т. д. Смотр показал, что многие библиотеки, особенно сельские, имеют в малом количестве подготовленных специалистов.
После завершения смотра было решено:
1. Организовать в 1931 г. в г. Воронеже областной библиотечный техникум.
2. Поручить ОблОНО провести в 1932 г. переподготовку и подготовку не менее 200 библиотечных работников через систему краткосрочных курсов.
3. Поставить перед организуемым областным библиотечным советом задачу широкого охвата библиотечных работников системой заочного обучения.
Вскоре через краткосрочные курсы было подготовлено 60 работников. В 1932 г. в Тамбове проводились окружные курсы избачей-колхозников, на которых присутствовало 50 человек, также среди книгонош и передвижников были проведены недельные курсы по программе Политпросвета.
Но не все еще библиотеки и избы-читальни имели работников с хотя бы курсовой подготовкой. Из 52 библиотек г. Тамбова только 12 располагали такими библиотекарями. В подавляющем большинстве библиотекарями являлись люди, окончившие начальную или среднюю школу, совпартшколу, рабфак. В 10 библиотеках г. Тамбова работали библиотекари, имеющие высшее, но не библиотечное образование, а в библиотеках школ № 8, 14, Центральной библиотеке работники имели среднее и высшее духовное образование (Епархиальное училище, семинария, Духовная академия). Уровень их специальной подготовки был чрезвычайно низким.
Анализ состава кадров по партийности дает следующую картину: в сельских библиотеках -68 % членов ВКП (б) и ВЛКСМ, в районных и окружных - 31 %, в городских - 16 %. Таким образом, кадры сельских библиотек отличались значительным числом коммунистов и комсомольцев.
Что касается образовательной подготовки, то среди кадров сельских библиотек начальное образование имели 55 %, среди районных и окружных - 15 %, городских - 5 %. Специальная подготовка кадров была еще слабее: в сельских библиотеках 75 % работников не имели специальной подготовки, в районных и окружных - 53 %, в городских - 38 %.
По сведениям районных центральных библиотек и отдельных сельских большая часть библиотечных работников была беспартийной, имела низшее образование и стаж работы до одного года.
Позже данные библиотечной переписи 1934 г. показали, что большинство библиотекарей далеко не отвечали тем требованиям, которые предъявлялись к ним. В стране не имели среднего законченного образования: 36,5 % работников районных библиотек, 80,3 % работников сельских библиотек, 36,4 % работников городских библиотек, 33,3 % работников детских библиотек.
Не имели специального библиотечного образования: 52,7 % работников районных библиотек, 75,5 % работников сельских библиотек, 38,1 % работников городских библиотек, 35,8 % работников детских библиотек.
В районных библиотеках работало только 8,8 % членов и кандидатов ВКП (б) и 22,2 % членов ВЛКСМ, в городских библиотеках еще меньше -6,2 % членов ВКП (б) и 10,4 % членов ВЛКСМ [27].
Библиотечной переписью 1934 г. было зарегистрировано в г. Тамбове около 70 библиотекарей. Третью часть составляли библиотекари с высшим и незаконченным высшим образованием
(чаще всего пединститут или Петроградские Высшие женские курсы). Больше половины библиотекарей имели среднее образование и около 15 % неполное среднее и начальное образование. Приблизительно третья часть библиотекарей работали по другой специальности и занимали должность библиотекаря по совместительству.
В материалах переписи не учтено ни одного библиотекаря с высшим или средним специальным образованием. Будущие библиотекари готовились на библиотечных курсах ОблОНО, Тамбовской центральной городской библиотеки, а также на курсах ВЦСПС от районных отделов народного образования. Некоторые библиотекари учились заочно на курсах библиотечных работников при Московском педвузе. Отсутствие достаточного количества квалифицированных сотрудников, особенно в массовых библиотеках, стало следствием ряда причин, одна из основных - низкий уровень оплаты труда с завышенными должностными нагрузками.
Что касается методического руководства библиотеками в СССР известно, что еще в 1926 г. создавались кабинеты политпросветработы, в которые вошли и методические кабинеты библиотек. Однако их отрыв от баз - центральных библиотек, лишение возможности опираться на квалифицированных сотрудников областных библиотек, на богатые книжные фонды привели к снижению их роли как самостоятельных методических центров. В результате этот эксперимент был признан неудачным и в начале1930 г. методические кабинеты были возвращены в структуру областных библиотек.
В методическом кабинете Центральной библиотеки г. Тамбова находились библиотека специальной литературы, плакаты по вопросам библиотечной работы, выставки, библиографический каталог. Методический кабинет обслуживал 64 городских, 4 сельских, 20 районных библиотек. Он явился межрайонной методической базой.
С 25 по 30 апреля 1935 г. в методическом кабинете Центральной библиотеки проходили испытания библиотечные работники города Тамбова и района на сдачу библиотечного минимума, чтобы получить более высокие разряды. Эти испытания показали, что кадры библиотекарей подготовлены слабо, большинство из них плохо знают историю литературы и политграмоту [3].
В кабинете работал библиотечный семинар по повышению квалификации библиотечных работников. Всего было охвачено 45 библиотекарей города [2, с. 34-35]. Кроме того, методический кабинет руководил проведением читок, бесед,
консультацией для читателей и библиотекарей, оказывал методическую помощь сельским библиотекарям. Так, 16 октября 1936 г «при методическом кабинете проводился семинар по повышению квалификации библиотекарей. Занималось около 40 библиотекарей города и 15 человек актива читателей. В программе: история партии, история литературы и другие предметы [35].
В конце 1936 г. по решению ОблОНО методический кабинет Тамбовской городской центральной библиотеки стал межрайонным центром методико-организационного обслуживания библиотек.
В декабре в Центральной библиотеке состоялось методическое совещание библиотечных работников. Обсуждались вопросы библиотечной работы в 1937 г., планирования ее, отчеты ряда библиотек, вопросы подготовки к библиотечной конференции и пушкинскому юбилею [25].
В 1937 г. было проведено 2 межрайонных методических совещаний, 6 городских, 2 сельских бибсовещания по вопросам: соцсоревнование, культобслуживание весенне-посевной кампании, культобслуживание уборочной кампании, отчеты библиотек, инструктаж по вопросам планирования и учета и т. д. [29].
Таким образом, эффективность работы библиотек Тамбовского края в значительной степени зависела от политической и профессиональной подготовки библиотечных кадров. В рассматриваемый период их квалификация мало соответствовала требованиям, предъявляемым к политпросветработникам. Большая их часть работала без специального образования.
Литература
1. Абрамов К. И. Библиотечное строительство в первые годы Советской власти. 1917-1920. М., 1974. С. 213-217.
2. Авраменко П. Тамбовская городская центральная библиотека им. А. С. Пушкина // Красный библиотекарь. 1937. № 9. С. 29-35.
3. Библиотекари повышают свою квалификацию // Тамбовская правда. 1935. 28 апр. С. 2.
4. Библиотечное дело в СССР: сб. ст. М., 1957. С. 45.
5. Борисов Б. В. Сельские региональные библиотечные центры 1921-1929 гг. - предшественники современных ЦРБ // Сов. библиотековедение. 1983. № 6. С. 59-70.
6. ГАТО. (Государственный архив Тамбовской области). Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 119. Л. 41.
7. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 136. Л. 48.
8. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 143. Л. 4.
9. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 146. Л. 17.
10. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 278. Л. 198.
11. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 282. Л. 16.
12. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 283. Л. 13.
13. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 288. Л. 39.
14. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 779. Л. 78.
15. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 976. Л. 58.
16. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 1127. Л. 73.
17. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 1674. Л. 1, 3-5.
18. ГАТО Ф. Р-1404. Оп. 4. Д. 20. Л. 2.
19. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 14. Д. 127. С. 127.
20. ГАТО. Ф. Р-1409. Оп. 1. Д. 312. Л. 46.
21. ГАТО. Ф. Р-1409. Оп. 1. Д. 718.
22. ГАТО. Ф. Р-1413. Оп. 1. Д. 26. Л. 8.
23. Глазков М. Н. Как создавалась система (подготовка советских библиотекарей в предвоенное десятилетие) // Встреча. 2003. № 9. С. 10-13.
24. Глазков М. Н. Массовые библиотеки Советской России в 1925-1929 гг.: лекция. М., 1999.
25. Городская хроника // Тамбовская правда. 1937. 29 сент. С. 2.
26. Инструкция о работе библиотечных совещаний // Еженедельник Наркомпроса. 1927. № 31. С. 33-34.
27. Крупская Н. К. О библиотечном деле. М., 1982. С. 87.
28. О подготовке и переподготовке библиотечных работников // Программные материалы по подготовке и повышению квалификации ликвидаторов неграмотности, библиотекарей и клубных работников. М., 1925. С. 27-31.
29. Патрина Л. Н. Методическая служба ТОУНБ имени А. С. Пушкина: история и современность // Библиотека на рубеже веков: состояние, перспективы развития (к 170-летию со дня основания ТОУНБ им. А. С. Пушкина): мат-лы науч.-практ. конф. Тамбов, 2000.
30. Повышение квалификации работников полит-просветучреждений (1925 г.) // Ком. просвещение. 1925. № 2. С. 234-327.
31. Положение об объединении библиотечной работы на местах: (11 мая 1922 г.) // Ком. просвещение. 1922. № 3. С. 130.
32. Ремизова Т. А. Культурно-просветительная работа в РСФСР (1921-1925 гг.). М., 1962. С. 214.
33. Смушкова М. О работе бибобъединений // Красный библиотекарь. 1926. № 1. С. 5-12.
34. Ураева И. В. Подготовка библиотечных кадров Тамбовской губернии в 1920-е гг. // XVII Державин-ские чтения. Академия культуры и искусств: мат-лы Общерос. науч. конф. Февр. 2012. Тамбов, 2012. С. 139-145.
35. Хроника // Тамбовская правда. 1936. 14 окт. С. 4.
* * *
LIBRARY STAFF OF THE TAMBOV REGION (1920-1930s)
I. V. Urayeva
In article the characteristic of the staff of libraries of the Tambov region in the 1920-1930s is presented. The author noted that during the considered period qualification of librarians a little conformed to requirements imposed to experts. The most part of librarians worked without vocational education, all of them needed training, and some demanded replacement. The description of training of the qualified experts which was carried out during different carrying out the short-term courses combining special, political and general education training is given. Library associations are characterized - the public library organizations where as a part were library workers, heads of a library science in regions, the experts developing a library perspective etc. The role of methodical offices in assistance to the library staff at the work organization with readers is shown.
Key words: librarian, Tambov province, library staff, Tambov region.