ИТААИй НИКОЛАЕВИЧ ДЕНИСЬЕВ КАК ТЕОРЕТИК И ПРАКТИК БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОНЦА 1920-х — НАЧАЛА 1930-х ГОДОВ
УДК 021
Н. С. Улановская
Волгоградский государственный институт искусств и культуры
В статье дан анализ образовательной деятельности конца 1920-х — начала 1930-х годов видного советского библиотековеда, библиографоведа и преподавателя В. Н. Денисьева. На основе новых архивных материалов и неизвестных публикаций обоснован его вклад в развитие библиотечного образования первой трети XX века. Рассмотрено значение концепции заочного библиотечного образования В. Н. Денисьева, реализованной в начале 1930-х годов на базе Центрального института заочного педагогического образования. Также отражена роль В. Н. Денисьева в подготовке первых учебно-методических работ по специальным дисциплинам в Институте библиотековедения Государственной библиотеки имени В. И. Ленина. На примере его учебной программы по библиографии и комплектованию библиотечных фондов для педагогических техникумов представлена идея интеграции библиотековедения, библиографоведения и книговедения как наук.
Ключевые слова: библиотечное образование, история библиотечного образования, история библиотечного дела, библиография, комплектование библиотечных фондов, В. Н. Денисьев.
N. S. Ulanovskaya
Volgograd State Institute of Arts and Culture, Tsiolkovsky srt., 4, 400001, Volgograd, Volgograd region, Russian Federation
VITALY NIKOLAEVCH DENISYEV AS A THEORIST AND THE PRACTICIAN OF LIBRARY EDUCATION OF THE LATE 1920s AND EARLY 1930s
The article gives the analysis of educational activity of the late 1920s and early 1930s of visible library scientist and teacher V. N. Denisyev. Based on new archival materials and publications unknown justified his contribution to the development of library education early XX century. Considered important of his concept in distance library education, realized in the early 1930s at the Central Institute of distance teacher education. Also shows the role of V. N. Denisyev in the training of the first educational works on special subjects at the Institute of Library State Library V. I. Lenin. On the example of his training program on bibliographies and acquisition of library collections for teacher colleges presented the idea of integration of library science, bibliography and bibliology as sciences. Keywords: library education, history of library education, history of librarianship, bibliography, acquisition of library collections, V. N. Denisyev.
В библиотечной науке накоплен богатый опыт значительный вклад в библиотечную науку и
в исследовании наследия корифеев библио- образование, но наследие которых остаётся
течного дела, библиографии, книжного дела, малоизученными.
библиотечного образования. В то же время Так, важную роль в развитии профессио-
сегодня остаются личности, которые внесли нального образования XX века сыграл видный
УЛАНОВСКАЯ НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА — кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой библиотеч-но-информационной деятельности факультета СКД Волгоградского государственного института искусств и 195
культуры
ULANOVSKAYA NATAL'YA SERGEEVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Head of Department of library and information science, Faculty of Social and Cultural activity, Volgograd State Institute of Arts and Culture
e-mail: [email protected] © Улановская Н. С., 2015
советский библиотековед, библиографовед, преподаватель Виталий Николаевич Денись-ев (1895—1968). Изучение его профессиональной деятельности связывают с периодом разработки теоретических проблем библиографии, концепции массовой работы библиотеки, комплектования библиотечных фондов и др. Остаётся неисследованным начальный период его работы.
особый интерес вызывает научно-педагогическая деятельность в. н. Денисьева конца 1920-х — начала 1930-х годов. В эти годы закладывались основы специального образования, происходило формирование системы. на страницах профессиональной печати возникали дискуссии по проблемам образования. В одной из дискуссий по вопросам заочного образования как новой формы обучения принимал участие В. Н. Денисьев. В 1930—1931 годах в журнале «Красный библиотекарь» появился цикл его статей, посвящённых заочному библиотечному образованию: «Заочные библиотечные курсы ВЦСПС», «К вопросу о реорганизации заочного библиотечного образования », «Организационно-методическое построение заочных библиотечных курсов ЦИЗПО» и др. [3—5].
Первая статья В. Н. Денисьева по вопросу заочного библиотечного образования была напечатана в июле 1930-го года в журнале «Красный библиотекарь» [3] с открытием раздела «Заочное обучение». За время существования раздела о заочном обучении (около года) всего было опубликовано приблизительно 15 статей и из них порядка 9 (60%) принадлежит В. Н. Денисьеву. На тот момент он являлся заведующим заочными курсами по подготовке профсоюзных библиотекарей во Всесоюзном Центральном Совете Профессиональных Союзов (ВЦСПС), затем консультантом Центрального института заочного педагогического образования (ЦИЗПО).
Анализ публикаций В. Н. Денисьева позволил сформулировать его концептуальную позицию, которая состояла в обосновании необходимости развития системы заочного библиотечного образования как наиболее пер-
спективной формы обучения. Он считал, что заочное обучение имеет более широкие возможности территориального распространения и массового охвата учёбой различных социальных слоёв населения, а это позволит осуществлять подготовку и переподготовку без отрыва от производства.
Общие положение концепции В. Н. Денись-ева основывались на системном подходе к построению заочного библиотечного образования. В предложенной им системе заочного обучения предусматривалось несколько ступеней во главе с единым методическим центром. Предлагалось введение следующей системы заочного библиотечного образования: низшее — со специализацией на сельские и городские библиотеки; среднее — со специализацией на массовые, детские и военные библиотеки; высшее — со специализацией на массовые, детские, военные и научные библиотеки. При построении системы планировался постепенный переход обучающегося с одной образовательной ступени на другую, в том числе с учётом выбранного типа библиотеки.
Наряду с указанными статьями, В. Н. Де-нисьевым была написана также ещё одна — «Реорганизация заочных библиотечных курсов ВЦСПС в заочный бибтехникум». Эта публикация не была ранее отражена в биобиблиографическом указателе, подготовленном к 110-летию учёного [2]. Автор акцентировал внимание на планируемом к открытию заочном библиотечном техникуме, то есть на второй ступени в системе заочного образования. Приводилось детальное соотношение циклов дисциплин в программе заочного обучения техникума, по составу они представляли собой синтез программы педтехни-кума и заочных курсов. Все дисциплины были построены с учётом специализации на массовые библиотеки, что соответствовало системе В. Н. Денисьева.
Вместе с публикациями, принадлежавшими В. Н. Денисьеву, также был выявлен ряд статей, имевших отношение к заочным курсам ВЦСПС [12, 13]. Все они в качестве ответственного лица за предоставленную в них
информацию были подписаны как «Заочные библиотечные курсы ВЦСПС». В них давалась информация и указания по проработке уроков, по консультационной работе, о завершении работы курсов по подготовке профсоюзных библиотекарей и открытии курсов библиотечного актива и др.
Думается, что все они должны были готовиться под руководством или при участии В. Н. Денисьева как заведующего этими курсами на тот момент. По содержанию они были схожи с его работам «Заочные библиотечные курсы ВЦСПС», «К вопросу о реорганизации заочного библиотечного образования» и напечатаны в тех же номерах периодического издания. Кроме того, в них прослеживалась та же идея, что и в других его публикациях — необходимость системного подхода к заочному библиотечному образованию.
Предложения В. Н. Денисьева предполагали перестройку системы заочного образования, её обновление и улучшение. Признание и реализация его концепции заочного библиотечного образования, построенной на принципах системности, многоступенчатости, единства, преемственности, непрерывности, учёта типологических особенностей библиотек, произошли уже в 1930 году в работе вновь открытого ЦИЗПО. Об этом свидетельствуют статьи В. А. Невского «Новые пути заочного обучения», «Система заочного обучения биб-кадров на 1930/31 год» [9, 10], которые являлись откликами на публикации В. Н. Денись-ева. В них отмечалась реализация предложений В. Н. Денисьева по системе библиотечного образования. В. А. Невский сообщал об открытии ЦИЗПО и выделении в нем трёх ступеней заочного библиотечного образования. Первой ступенью являлись годичные курсы библиотечного актива для низовых работников (низшее звено), второй ступенью — трёхгодичный заочный библиотечный техникум для массовых библиотек (среднее звено), третьей ступенью — трёхгодичный библиотечный вуз для крупных массовых и научных библиотек (высшее звено).
Деятельность В. Н. Денисьева в начале
1930-х годов была связана не только с заочным библиотечным образованием, но и с подготовкой учебно-методических работ. Согласно заявлению от 20 февраля 1933 года он был принят в штат Института библиотековедения в группу по работе с читателями и книжных фондов [7]. Одним из направлений его деятельности было редактирование и составление программ по специальным дисциплинам для библиотечных техникумов.
Дисциплины, учебные программы, которые им были составлены впервые, появились в учебных планах только в 1933 году. В. Н. Де-нисьев непосредственно редактировал учебные программы «Библиография и комплектование», «Организация и планирование библиотечной работы»; был редактором и составителем программы «Политико-просветительная работа библиотеки». Он был составителем учебно-методического материала по библиотечной практике в части разделов «Организация и планирование работы массовой библиотеки», «Библиография и комплектование», «Политико-просветительная работа библиотеки». В то время как в персональном биобиблиографическом указателе содержатся сведения о том, что практически все программы были составлены им единолично [2].
Учебно-методические материалы были подготовлены им уже через 3 месяца после начала работы. Они были написаны не только в срок, но были утверждены, изданы к началу 1933/34 учебного года [14, 15]. Учитывая, что все такого рода учебные программы утверждались Наркомпросом, их можно отнести в разряд типовых.
Одной из ключевых оказалась программа «Библиография и комплектование» [14, с. 29—54]. В объяснительной записке к ней отмечалось, что задачей этого курса является знакомство учащихся с методикой изучения книги, изучение книжного состава массовой библиотеки, приобретение навыков комплектования библиотеки. Основной целью каждого раздела, связанного с комплектованием, стало рассмотрение книжного ядра литературы по отраслям в массовой библиотеке.
По соотношению часов собственно библиографии отводилось лишь 12 часов (раздел 2), что от объёма в 240 часов (включая выпускные испытания 6 часов) составляет около 5% учебного времени. При этом распределение часов в учебных программах на другие специальные дисциплины было следующим: «Политико-просветительная работа библиотеки» — 156 часов, «Организация библиотечного фонда и пользования им (Библиотечная техника)» — 112 часов, «Организация и планирование библиотечной работы» — 72 часа.
Такое количество часов, предусмотренное на обучение библиографии и комплектованию, показывало значение, которое придавалось этим вопросам при подготовке библиотечных кадров средней квалификации. Библиографию в 1930-е годы определяли как вспомогательную дисциплину, обслуживающую различные сферы и отрасли государства, и относили к системе партийно-государственного управления. Основное внимание в программе В. Н. Денисьева уделялось комплектованию библиотечных фондов, а библиографии отводилась всего лишь роль инструмента в комплектовании.
Исходя из содержания раздела «Принципы и организация советской библиографии» библиография освещалась на достаточном уровне: определение, виды, формы существования библиографической информации, принципы библиографии, особенности её системы и организации и т.д. такое включение вопросов библиографии в комплектование свидетельствует о применении к процессу регулирования состава фонда библиографической модели.
важно подчеркнуть, что учебная программа в. н. Денисьева отражала его концептуальную позицию об объединении вопросов комплектования библиотечных фондов и библиографии, а точнее тесной взаимосвязи вопросов библиотековедения, библиографове-дения и книговедения. Подготовленная им программа имела междисциплинарный характер и отражала вопросы, находящиеся на стыке наук. Одновременно в ней рассматривались вопросы библиотековедения — форми-
рование библиотечного фонда, библиографо-ведения — изучение вопросов организации и ведения библиографической работы в СССР, книговедения — типология книжных изданий и методика оценки и анализа текста книги. Исходя из этого следует, что место дисциплины «Библиография и комплектование» находится на пересечении трёх наук, поскольку она относится также ко всем их областям.
Программа в. н. Денисьева по библиографии и комплектованию имела отзыв в печати — «К вопросу о методике преподавания специальных дисциплин в библиотечных техникумах» [8]. Здесь отмечались достоинства программы — ориентация на марксистко-ле-нинское учение о печати, историю книгоиздательского дела в царской россии, включение библиографических вопросов: аннотирование книги и её изучение. недочёты в программе связывались в основном с разделом комплектования. Указывалось, что в работе не отражены вопросы об экземплярности литературы и межбиблиотечном абонементе (последний был отнесён в программу организации книжных фондов).
несмотря на ряд недостатков, признаваемых специалистами, учебные программы 1933 года были значительным достижением библиотечного образования. в условиях отсутствия учебников они зачастую были единственной учебной документацией, отражавшей содержание преподаваемых дисциплин. так, в планах Института библиотековедения значилось, что на основе учебных программ планировалось издать учебник для библиотечных отделений педтехникумов [11]. в протоколе комиссии исполнения за октябрь 1933 года о порядке выполнения производственного плана и ударных обязательств от 31 октября 1933 года содержались сведения о ходе работы над учебным изданием [16]. В завершение заседания П. И. Гуров, заместитель директора Института библиотековедения и руководитель группы работы с читателями, предложил премировать В. Н. Де-нисьева и занести его имя на красную доску за ударные темпы в составлении учебника.
За программно-методическую работу в Институте он также неоднократно был премирован в течение 1933—1935 годов [1]. В общем отчёте сообщалась, что намеченное написание раздела учебника в 10 п.л. было перевыполнено и сверх плана и написан ряд учебных программ [16]. Все они составлены при участии и под редакцией В. Н. Денисьева.
Таким образом, В. Н. Денисьев участвовал в построении системы библиотечного образования как его теоретик и практик. С теоретической точки зрения он обосновал введение системы заочного библиотечного образования, построенной на ключевых образовательных принципах. Как практик реализовывал подготовку специалистов по предложенной
им системе обучения, при его участии были изданы первые типовые программы для среднего звена библиотечного образования. По содержанию учебные программы В. Н. Де-нисьева носили ярко выраженный междисциплинарный характер. В его учебных программах были разработаны вопросы, находящиеся в области пересечения библиотековедения (комплектования, впоследствии вошедшего в библиотечное фондоведение), библиогра-фоведения и книговедения. Работы В. Н. Де-нисьева полностью соответствовали образовательным требованиям того времени, и это позволяет констатировать, что он сыграл значительную роль в становлении базовых профессиональных дисциплин.
Примечания
1. денисьев В. Н. Автобиография // Арх. РГБ. Ф. 2306. Оп. 70. Д. 740. Л. 91, об.
2. Денисьев В. Н. : к 110-летию со дня рождения: биобиблиогр. указ. Орёл, 2005. 68 с.
3. Денисьев В. Заочные библиотечные курсы ВЦСПС // Красный библиотекарь. 1930. № 7/8. С. 71—73.
4. Денисьев В. К вопросу о реорганизации заочного библиотечного образования // Красный библиотекарь. 1930. № 9. С. 28—30.
5. Денисьев В. Организационно-методическое построение заочных бибкурсов (ЦИЗПО) // Красный библиотекарь. 1930. № 11. С. 51—52.
6. Денисьев В. Реорганизация заочных библиотечных курсов ВЦСПС в заочный бибтехникум // Красный библиотекарь. 1930. № 11. С. 50—51.
7. Заявление В. Н. Денисьева о приеме на работу в Институт библиотековедения // Арх. РГБ. Ф. 1. Оп. 125. Д. 176. Л. 1.
8. К вопросу о методике преподавания специальных дисциплин в библиотечных техникумах // Красный библиотекарь. 1935. № 12. С. 48—54.
9. Невский В. Новые пути заочного обучения // Красный библиотекарь. 1930. № 9. С. 30.
10. Невский В. Система заочного обучения бибкадров на 1930/31 год // Крас. библиотекарь. 1930. № 11. С. 4.
11. О выполнении плана ИБ за октябрь 1933 г. // Арх. РГБ. Ф. 1. Оп. 43. Д. 100. Л. 72.
12. О выпуске курсантов // Красный библиотекарь. 1930. № 7/8. С. 77.
13. Правила окончания заочных библиотечных курсов ВЦСПС // Красный библиотекарь. 1930. № 7/8. С. 77.
14. Программы педагогических техникумов : вып. 13 : Библиотечное отделение. Москва ; Ленинград, 1933. 32 с.
15. Программы педагогических техникумов : вып. 26 : Библиотечное отделение. Москва; Ленинград, 1933. 52 с.
16. Протокол комиссии исполнения за октябрь месяц, от 31.10.33 г. // Арх. РГБ. Ф. 1. Оп. 43. Д. 100. Л. 74.
References
1. Denisyev V. N. Autobiography. Archive RSL. F. 2306. Inv. 70. D. 740. P. 91t. (In Russian, unpublished).
2. Vitaly Nikolaevich Denisyev : k 110-letiyu so dnya rozhdeniya: biobibliogr. ukaz. [Vitaly Nikolaevich Denisyev: to the 110 anniversary since birth: biobibliogr. index]. Orel, 2005. 68 p.
3. Denisyev V. Zaochnye bibliotechnye kursy VTsSPS [Distance library courses of the All-Union Central Council of Trade Unions]. Krasnyi bibliotekar' [Red librarian]. 1930, No. 7/8, pp. 71—73.
4. Denisyev V. K voprosu o reorganizatsii zaochnogo bibliotechnogo obrazovaniya [To a question of reorganization of the distance library education]. Krasnyi bibliotekar' [Red librarian]. 1930, No. 9, pp. 28—30.
5. Denisyev V. Organizatsionno-metodicheskoe postroenie zaochnykh bibkursov (TslZPO) [Organizational and methodical construction distance library courses (Central Institute of distance teacher education)]. Krasnyi bibliotekar' [Reed librarian]. 1930, No. 11, pp. 51—52.
6. Denisyev V. Reorganizatsiya zaochnykh bibliotechnykh kursov VTsSPS v zaochnyi bibtekhnikum [Reorganization of the distance library courses of the All-Union Central Council of Trade Unions in distance library college]. Krasnyi bibliotekar' [Red librarian]. 1930, No. 11, pp. 50—51.
7. v. N. Denis'ev's statement for employment in Institute of library science. Archive RSL. F. 1. Inv. 125. D. 176. 1 p. (In Russian, unpublished)
8. K voprosu o metodike prepodavaniya spetsial'nykh distsiplin v bibliotechnykh tekhnikumakh [To a question of a technique of teaching of special disciplines in library colleges]. Krasnyi bibliotekar' [red librarian]. 1935, No. 12, pp. 48—54.
9. Nevsky V. Novye puti zaochnogo obucheniya [New ways of distance education]. Krasnyi bibliotekar' [red librarian]. 1930, No. 9, p. 30.
10. Nevsky V. Sistema zaochnogo obucheniya bibkadrov na 1930/31 god [System of distance education librarians for 1930/31]. Krasnyi bibliotekar' [red librarian]. 1930, No. 11, p. 4.
11. About implementation of the plan of iL for october, 1933. Archive RSL. F. 1. Inv. 43. D. 100. P. 72. (In Russian, unpublished)
12. O vypuske kursantov [About release of students]. Krasnyi bibliotekar' [red librarian]. 1930, No. 7/8, p. 77.
13. Pravila okonchaniya zaochnykh bibliotechnykh kursov VTsSPS [Rules of the end of the distance library courses of the All-Union Central Council of Trade Unions]. Krasnyi bibliotekar' [red librarian]. 1930, No. 7/8, P. 77 p.
14. Programmy pedagogicheskikh tekhnikumov : vyp. 13 : Bibliotechnoe otdelenie [Programs of pedagogical colleges ; release 13 : library office]. Moscow, Leningrad, 1933. 32 p.
15. Programmy pedagogicheskikh tekhnikumov ; vyp. 26 : Bibliotechnoe otdelenie [Programs of pedagogical colleges : release 26: library office]. Moscow, Leningrad, 1933. 52 p.
16. The protocol of the commission of execution for october, of 31.10.33. Archive RSL. F. 1. Inv. 43. D. 100. 74 p. (In Russian, unpublished)
ЕДКАЯ И ЦЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ, ЕЁ СОХРАННОСТЬ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
УДК 021
А. З. Гаджиева
Азербайджанская Национальная Библиотека
В статье освещаются вопросы оптимального сохранения и использования ценных, уникальных и редких книг Азербайджанской Национальной Библиотеки с помощью современных компьютерных технологий. В статье говорится также о создании микрофильмов, как об одном из средств сохранности ценной и редкой литературы. В настоящее время процесс создания микрофильмов сменяется процессом создания электронных версий этих книг при использовании цифровых аппаратов. С целью широкого использования хранимой литературы создаются электронные версии редких книг. Только полные цифровые версии памятников литературы способны удовлетворить потребности специалистов в получении необходимой им информации. Сохранность и защита документального культурного наследия и в то же время полноценное его использование — вот одна из основных задач, стоящих перед библиотеками. Особенно это важно для специалистов различного профиля в их научных исследованиях. Однако создание цифровых версий уникальных изданий не снимает проблему бережного физического хранения национального научного и культурного наследия.
ключевые слова: редкие книги, памятники литературы, создание микрофильмов, цифровые аппараты.
ГАДЖИЕБА АЙГЮН ЗАХИД КЫЗЫ — заведующая научно-исследовательским отделом библиотековедения Азербайджанской Национальной Библиотеки, докторант Центральной Научной Библиотеки Академии наук 200 Азербайджанской Республики
GADZHIEVA AIGIUN ZAKHID KYZY — the Head of the Librarianship Scientific Research Department of Azerbaijan National Library, doctoral candidate of Central Scientific Library of the Azerbaijan National Academy
of Sciences, The Republic of Azerbaijan _
e-mail: [email protected]
© Гаджиева А. З., 2015