МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х
Расскажите. А если заменить слово принакрылся, словом накрылся, что изменится? [3,24-28]
Заключение
Работа над словом на уроках русского языка и чтения составляет одно из важнейших звеньев речевой подготовки учащихся школы. Применяя на уроках различные приемы словарной работы, мы стремимся к тому, могли объяснить смысл того или иного слова в читаемом тексте и, наконец, правильно употребляли эти слова в своей речи. Пронизывая все этапы урока чтения, словарная работа вместе с тем не должна заслонять на уроке главного, анализа содержания читаемого произведения и работы по формированию навыка чтения обучающихся.
Список использованной литературы:
1. Роль деятельности в учебном процессе. Издательство. «Просвещение» Москва,1986г.- с 43
2. Обучение чтению младших школьников: / составитель И.Л.Гаркунова. -Москва.: Издательство «Просвещение» 1981г.- c 39
3. Начальная школа №11/ Москва. Издательство. «Просвещение» 1988г.- с 24-28
© Забусова Е.И., Лазарева А.Ю., Марченко С.В., 2018
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Мухаметова Л.Н. студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КУРСА ХИМИИ
Аннотация
Выделены элементы методологии и дидактики исторического сопровождения школьного курса неорганической и органической химии, способствующие повышению уровня интеллектуального и творческого потенциалов старшеклассников.
Ключевые слова
История химии в школе, выдающиеся ученые - химики.
Любая естественно-математическая, техническая или социально-гуманитарная наука имеет собственную историю возникновения, становления и развития, знание основных фрагментов которой способствует лучшему усвоению учащимися средней общеобразовательной школы соответствующего учебного предмета [1].
Учителя химии и истории, проектирующие и реализующие учебную деятельность учащихся восьмых классов средней общеобразовательной школы, на своих занятиях выделяют нижеследующие междисциплинарные связи.
Элементарные знания о химической действительности, связанные с освоением и применением огня, у древних людей появились примерно десять тысяч лет назад.
Металл, обладающий высокой прочностью и легко поддающийся обработке под воздействием огня, стал предметом первичного познания материальной действительности, преобразования естественных объектов и изготовления искусственных орудий труда, охоты и быта семи тысячелетней давности.
Развитие алхимии средневековых арабов привело в семнадцатом - девятнадцатом веках в Европе к
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х возникновению и развитию современной химии с собственной теоретической основой, специальным экспериментальным оборудованием и множеством приложений в народном хозяйстве.
В основе исторического сопровождения курса химии средней общеобразовательной школы лежат научные труды нижеследующих выдающихся ученых - химиков.
1. Англо-ирландский физик и химик Роберт Бойль (1627, Лисмор - 1691, Лондон) выделил химию в самостоятельную науку и показал, что у нее собственные проблемы, свои задачи, которые надо решать своими методами, отличными от медицины, ввёл в науку понятие химического анализа состава тел именно в том смысле, в каком настоящие и будущие исследователи природы и технологий это сегодня.
2/ Первый российский химик и физик Михаил Васильевич Ломоносов (1711, Мишанинская - 1765, Санкт-Петербург) дал определение физической химии, близкое к современному, выделил основы молекулярно-кинетической теории тепла, предвосхитившие современные представления о строении вещества и первое начало термодинамики [2].
3. Французский ученый Антуан Лоран Лавуазье (1743, Париж - 1794, Париж) основоположник современной химии впервые показал важность весовых определений при постановке и решении химических задач, установил химическую природу алмаза, развил собственную теорию окисления и горения, диаметрально противоположную теории «флогистона», первым дал классификацию тел, упростил химическую номенклатуру.
4. Гордость российской науки Дмитрий Иванович Менделеев (1834, Тобольск - 1907, Санкт-Петербург) открыл периодический закон химических элементов, являющийся фундаментом естествознания, написал с соблюдением дидактических принципов классический научный труд «Основы химии», заложил основы учения о растворах, создал точную теорию весов, разработал наилучшие конструкции коромысла и арретира, предложил точнейшие приёмы взвешивания тел [3].
5. Родившаяся и получившая гимназическое образование в Российской империи, впервые ставшая в истории человечества, будучи профессором Сорбонны, дважды лауреатом Нобелевской премии Мария Склодовская-Кюри (1867, Варшава - 1934, Сансельмоза) является одной из создателей учения о радиоактивности атомов вещества, вместе с мужем открыла новые радиоактивные химические элементы -радий и полоний, разработала методы измерения радиоактивности вещества, впервые применила радиоактивное излучение в медицинскихцелях [4].
Дидактический опыт свидетельствует о том, что старшеклассники средних общеобразовательных школ, изучавшие курс химии в историческом сопровождении, успешно сдают единые государственные экзамены по химии и физики и в дальнейшем хорошо обучаются на естественно-математических и технологических факультетах высших учебных заведений нашей страны.
Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что историческое сопровождение школьного курса химии является источником повышения уровня интеллектуального и творческого потенциалов учащихся средних общеобразовательных школ.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.
2. Каримов М.Ф. Химическая лаборатория М.В.Ломоносова и её значение для становления и развития образования и производства в России. // Башкирский химический журнал.- 2012. - Т. 19. - № 2. - С. 199 -201.
3. Каримов М.Ф. Научное и дидактическое значения «Основ химии» Д.И.Менделеева // Башкирский химический журнал. -2007. -Т.14.-№ 3.-С.119-124.
4. Каримов М.Ф. Научные труды основоположников радиохимии - А.Беккереля, П.Кюри и М.Склодовской - Кюри и их значение в дидактике // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 5. - С. 80 - 86.
© Каримов М.Ф., Мухаметова Л.Н., 2018