Научная статья на тему 'Рабочая тетрадь как дидактическое средство формирования профессиональной мобильности студента техникума'

Рабочая тетрадь как дидактическое средство формирования профессиональной мобильности студента техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ / СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ / ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО / ИНТЕГРАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL PROCESS / WORKBOOK / CONTENT AND STRUCTURAL COMPONENTS OF THE WORKBOOK / DIDACTIC MEANS / INTEGRATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PROFESSIONAL MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимошенко Александр Иванович, Карелина Надежда Анфиногентовна

В статье авторы представляют рабочую тетрадь по дисциплине «Особые методы обработки авиационных материалов» как дидактическое средство для формирования профессиональной мобильности студентов, рассматривают ее основные характеристики и составные части и предлагают методику работы с ней. Особое внимание уделяется системе оценки знаний студентов по дисциплине и уровня сформированности профессиональной мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимошенко Александр Иванович, Карелина Надежда Анфиногентовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKBOOK AS A DIDACTIC MEANS OF TECHNICAL SCHOOL STUDENTS'' PROFESSIONAL MOBILITY FORMATION

In this article the authors present the didactic means of professional mobility formation in the form of a workbook of discipline “Special methods of aviation materials processing”. They also define the basic characteristics and components of the workbook. Special attention is paid to the evaluation system of the students’ knowledge on the discipline and the level of professional mobility formation with the use of the workbook.

Текст научной работы на тему «Рабочая тетрадь как дидактическое средство формирования профессиональной мобильности студента техникума»

УДК/UDC 377.5 А. И. Тимошенко, Н. А. Карелина

A. Timoshenko, N. Karelina

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ТЕХНИКУМА

WORKBOOK AS A DIDACTIC MEANS OF TECHNICAL SCHOOL STUDENTS' PROFESSIONAL MOBILITY FORMATION

В статье авторы представляют рабочую тетрадь по дисциплине «Особые методы обработки авиационных материалов» как дидактическое средство для формирования профессиональной мобильности студентов, рассматривают ее основные характеристики и составные части и предлагают методику работы с ней. Особое внимание уделяется системе оценки знаний студентов по дисциплине и уровня сформированности профессиональной мобильности.

In this article the authors present the didactic means of professional mobility formation in the form of a workbook of discipline "Special methods of aviation materials processing". They also define the basic characteristics and components of the workbook. Special attention is paid to the evaluation system of the students' knowledge on the discipline and the level of professional mobility formation with the use of the workbook.

Ключевые слова: образовательный процесс, рабочая тетрадь, содержание и структурные компоненты рабочей тетради, дидактическое средство, интегративная образовательная среда, профессиональная мобильность.

Keywords: educational process, workbook, content and structural components of the workbook, didactic means, integrative educational environment, professional mobility.

В действующем Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО) прописаны требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена в виде общих и профессиональных компетенций, одной из которых является способность выпускников ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности, то есть быть профессионально мобильным [5, с. 4]. Но, как показывает практика, даже у вы-

пускников с высокой академической успеваемостью, обладающих достаточными знаниями, качества профессионально мобильной личности проявляются после нескольких лет работы. Кроме того, в современных условиях экономического кризиса выпускник может остаться невостребованным из-за изменения конъюнктуры в конкретном сегменте экономики, что заставляет профессиональную образовательную организацию (ПОО) тщательно изучать требования стратегических социальных партнеров к современным специалистам и адаптировать образовательную деятельность к их запросам.

На первый план выходит принцип опережающего обучения. Основной задачей образовательной организации становится не передача знаний, а подготовка выпускника к возможности самостоятельного оперативного овладения актуальными знаниями и технологиями, быть готовым связать свою карьеру с продолжением образования, получением дополнительных смежных квалификаций, изменением профиля деятельности в зависимости от смены стратегии развития предприятия [3, с. 24].

Понятие «профессиональная мобильность» не является новым для современной педагогики, однако оно становится новой качественной характеристикой профессионального образования. В современной педагогике профессиональная мобильность определяется как процесс перемещения индивидов между группами внутри профессиональной структуры общества, участвуя в котором они полностью или частично изменяют свой профессиональный статус (А. Мартенс, А. Шелтон, Э. Ф. Зеер, Д. В. Чернилевский, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, З. А. Решетова, А. М. Столя-ренко и др.) [2, с. 94]. Многие авторы отмечают, что основой профессиональной мобильности прежде всего являются высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, владе-

ние системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять при выполнении каких-либо заданий в области своей профессии. С нашей точки зрения, профессиональная мобильность выпускника учреждения среднего профессионального образования технического профиля, работающего в условиях инновационного производства, — это способность самостоятельно осваивать новую технику и технологии при сохранении прежнего места работы, изменять профиль работы при сохранении отрасли промышленности или саму отрасль промышленности при сохранении профиля [1, с. 61].

Существует много разнообразных мнений и представлений о структуре профессиональной мобильности. Обобщая разнообразие мнений и представлений, мы выделили наиболее значимые компоненты, к которым отнесли когнитивный, интегративно-деятельностный и организационно-деятельностный.

Когнитивный компонент представляет собой совокупность базовых общепрофессиональных и фундаментальных знаний для данной отрасли профессии, которые не устаревают с течением времени, помогают ориентироваться в любой новой среде и являются универсальными по существу.

Интегративно-деятельностный компонент предполагает способность студентов интегрировать базовые знания и оперативно применять их в новых нестандартных ситуациях профессиональной деятельности, креативно подходить к решению поставленных задач, самостоятельно осуществлять поиск причинно-следственных связей, выявлять основные противоречия в изучаемой области, формулировать новые задачи и проблемы.

Организационно-деятельностный компонент включает такие качества личности, как способность к самоорганизации, саморазвитию; коммуникативность; адаптивность; готовность к переквалификации, выполнению и смене профессиональной деятельности.

Система среднего профессионального образования должна готовить профессионально мобильного специалиста с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого обучающегося через особую организацию образовательной среды, ориентированную на активную деятельность студентов. Современная образовательная среда по своей сути должна иметь интегративный и системный характер организации образовательного процесса, который заключается не только

в использовании педагогами знаний, полученных обучающимися при изучении других дисциплин, для более глубокого и полного раскрытия и понимания всего учебного процесса, но также рассматривается как определенная система, охватывающая сложное интегрированное содержание учебных планов и программ, обеспечение их преемственности, взаимосвязи форм и технологий обучения и воспитания, организационно-управленческих процессов и процессов учебной деятельности педагогических работников [4, с. 95].

Одной из задач исследования является разработка практической формы организации интегративной образовательной среды, способствующей формированию профессиональной мобильности выпускников.

В ходе исследования был определен и разработан МДК.01.03 Особые методы обработки авиационных материалов для обучения по специальности СПО 15.02.08 Технология машиностроения. Данный курс создан по запросу основных социальных партнеров ГБПОУИО «ИАТ» — Иркутского авиационного завода (ИАЗ) — филиала ПАО «Корпорация «Иркут»» за счет вариативной части ОПОП СПО и направлен на формирование специальных знаний и умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности и развития интеллектуального потенциала личности, способности всесторонней обработки поступающей информации, которыми должен обладать выпускник, чтобы быть востребованным на региональном рынке труда.

Эффективное формирование профессиональной мобильности студентов технического профиля возможно только при построении ин-тегративной образовательной среды и развитии ее структурных компонентов (деятель-ностного, когнитивного и пространственно-предметного), описанных нами в ранее опубликованных работах [1, с. 63].

Интегративная образовательная среда формируется посредством разработки и реализации междисциплинарного интегрированного курса, позволяющего не только формировать целостный взгляд на профессию и системные знания, но и развивать личностные качества выпускника, в том числе профессиональную мобильность.

Эффективное формирование профессиональной мобильности студентов посредством интегративной образовательной среды невозможно без использования разнообразных форм организации занятий и ди-

дактических средств обучения, в том числе рабочих тетрадей, получивших в последнее время признание у преподавателей и обучающихся, учебная деятельность в которых специально конструируется и отражается в определенной логике, предполагает ориентированность студентов на активные методы овладения знаниями, развивает творческие способности, учитывает потребности и возможности личности.

Разработанная рабочая тетрадь является дополнительным учебно-методическим пособием и рекомендуется студентам по специальности СПО 15.02.08 Технология машиностроения при изучении междисциплинарного курса (МДК) «Особые методы обработки авиационных материалов». При разработке учебно-методического пособия учитывались требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и рекомендации социальных партнеров.

Цель рабочей тетради — помочь обучающимся изучить теоретические основы обработки металлов резанием и методы обработки авиационных материалов, активизировать познавательную деятельность студентов, обеспечить полноценную системную работу на учебных занятиях и дома.

Рабочая тетрадь относится к смешанному типу, носит информационный и контролирующий характер. Материал рабочей тетради структурирован следующим образом: предисловие, список рекомендуемой литературы, задания по теоретическому разделу курса и для текущего контроля, методические указания по выполнению практических работ.

Каждая тема в тетради представлена системой заданий для ее изучения непосредственно на учебном занятии, выполнения аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, рефлексией. Задания и вопросы построены в соответствии со структурой и логикой изучаемого материала. При изучении каждой темы используются задания разного характера (репродуктивного, продуктивного и творческого): допишите предложение, формулу; ответьте на вопросы; найдите ответ, пользуясь различными источниками информации; проанализируйте информацию, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод); решите или составьте кроссворд, составьте тест, кластер; решите проблемную задачу, имеющую несколько вариантов решения и др.

Практика показывает, что студенты часто затрудняются перенести достаточные знания при переходе к новой дисциплине либо при решении конкретных задач, или в процессе практики. Поэтому в рабочей тетради представлены задания, направленные не только на изучение и закрепление новых знаний и умений, но и на обобщение ранее полученных знаний в курсах «Физики», «Инженерной графики», «Материаловедения» и других учебных дисциплин профессионального цикла, а также применение этих знаний в новых нестандартных ситуациях профессиональной деятельности. Представленные задания помогают развивать техническое мышление, прививают умение самостоятельно получать необходимые данные с помощью дополнительной литературы и других источников информации. Исторические справки, содержащие информацию о русских ученых, которые внесли вклад в развитие теории резания, позволяют развить у обучающихся чувство гордости и патриотизма, повысить интерес и значимость к выбранной специальности. В рабочей тетради учтены особенности восприятия студентами сложной информации, для чего в тексте использованы в достаточном объеме качественный иллюстративный материал и общедоступная символика, помогающие обучающимся отвечать на поставленные вопросы. Особенностью данного пособия является введение в текст специальных мест, куда студенты могут вносить свои вопросы преподавателю, способствующие реализации принципа обратной связи.

В ходе исследования были выявлены следующие педагогические условия подготовки специалиста СПО.

1. Обеспечение рационального сочетания объема аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы. Согласно ФГОС СПО, образовательная организация должна самостоятельно планировать объем внеаудиторной самостоятельной работы по теоретическому обучению для каждой конкретной дисциплины, но существует строгое соотношение объема максимальной учебной нагрузки обучающегося и обязательных учебных занятий в пределах общеобразовательного и профессионального циклов, исходя из которого на внеаудиторную самостоятельную работу отводится около 50% учебной нагрузки. Объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу находит отражение в учебном плане и рабочих программах дисциплины.

Строгих рекомендаций по соотношению аудиторной самостоятельной работы по отношению ко времени занятия нет, так как это зависит от типа и формы проведения урока, умения преподавателя организовать самостоятельную деятельность обучающихся, материального обеспечения дисциплины и других факторов. Рабочая тетрадь позволяет организовать деятельность студентов таким образом, что самостоятельная аудиторная работа обучающихся составляет 60-70%. Не исключая объяснения преподавателем нового материала во время учебного занятия, использование рабочей тетради позволяет качественно изменить характер взаимодействия преподавателя и студентов: студент становится организатором процесса обучения, а педагог — его соавтором, обеспечивающим творческий рост и внутренний потенциал каждого обучающегося.

2. Эффективная методическая организация работы студента в аудитории и вне ее. Для организации продуктивной работы студента на учебном занятии необходимо замо-тивировать на учебную деятельность, придать ей эмоциональную и профессиональную значимость, четко сформулировать познавательные задачи, алгоритм, метод выполнения, определить формы отчетности, объем работы, сроки ее представления, критерии оценки и методы контроля. Деятельность студентов должна носить не только репродуктивный, но и преобразующий характер, а урок — гибкую структуру. Эффективно организованная учебная деятельность студентов на аудиторном занятии мотивирует самостоятельное ее расширение и углубление во внеаудиторной работе.

3. Наличие информационной среды и инновационного учебно-методического обеспечения. Разработанная рабочая тетрадь не является приложением или продолжением какого-либо конкретного учебника и предполагает возможность использования различных средств обучения, применяемых при изучении учебного материала: учебной и справочной литературы, раздаточного материала, электронных образовательных ресурсов (мультимедийных учебников, сетевых образовательных ресурсов), образовательных видеофильмов и др.

4. Использование традиционных и нетрадиционных форм и методов проведения учебных занятий. Согласно ФГОС СПО, образовательная организация должна предусматри-

вать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательной деятельности активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций,психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) [5, с. 42]. Методика работы с рабочей тетрадью может использоваться при любой современной технологии, в том числе модульном, разноуровневом или личностно развивающем обучении, так как дает возможность каждому студенту раскрыть свой потенциал и сформировать качества профессионально мобильной личности.

5. Контроль за ходом выполнения работы студентами, поощрение студентов за качественное выполнение работы. Каждая тема рабочей тетради оценивается преподавателем, что позволяет выяснить, достигнуты ли поставленные учебные цели занятия, получить полезную обратную связь и реорганизовать содержание курса, а студенту получить удовлетворение от учебного процесса, своевременно самоорганизоваться и скорректировать свою работу. Оригинальные формы рефлексии позволяют эффективно формировать самостоятельность и активность студентов в оценке своей деятельности на занятии и при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.

Определение форм и методов контроля учебной деятельности студентов является важным компонентом ее организации. В рамках когнитивного компонента профессиональной мобильности в рабочей тетради разработан комплекс заданий, упражнений и практических ситуаций разного уровня сложности путем текущего контроля, выполняя которые обучающийся может применить полученные базовые знания в рамках учебной дисциплины.

Интегративно-деятельностный компонент оценивался по способности обучающихся интегрировать знания, полученные на других дисциплинах, оперативно решать междисциплинарные задачи и выполнять задания с неполным содержанием.

Оценка организационно-деятельностного компонента осуществлялась посредством наблюдения за мотивацией к самообразованию студентов, стремлением самостоятельно и своевременно выполнить задание, способностью к самоорганизации и анализом рефлексивных упражнений на удовлетворенность учебной деятельностью.

Рабочая тетрадь прошла успешную апробацию и внедрение в образовательную деятельность Иркутского авиационного техникума. Практика показывает, что использование рабочей тетради вызывает интерес к осваиваемому материалу, методам обучения и образовательному процессу в целом. В ходе рефлексии проведенных уроков студенты среди положительных моментов выделяют: экономию времени, возможность проектирования своего процесса обучения, учет индивидуальных особенностей, включение в процесс собственного профессионального становления и повышение мотивации к избранной профессии.

Анализ выполненных заданий, позволяет сделать вывод, что организация интегратив-ной образовательной среды, в частности внедрение вариативного междисциплинарного курса и использование рабочей тетради, способствует повышению уровня сформирован-ности компетенций инновационной деятельности, необходимых современному специалисту для работы со сложными технологи-

ями и современными техническими устройствами.

1. Карелина Н. А. Структура и содержание профессиональной мобильности студентов техникума // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. №10-13 С. 61-64.

2. Проскура О. В., Герасимчук И. Ю. Понятие мобильности. Виды мобильности. Академическая мобильность // Вестник ЧелГУ. 2014. №13 (342) С. 94-98.

3. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : одобрено Коллегией Минобр-науки России, протокол от 18 июля 2013 г. № ПК-5вн. URL: http://Www.consultant.nu/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=EXP;n=65261 #0 (дата обращения: 20.03.2017).

4. Тимошенко А. И., Карелина Н. А. Структура и содержание интегративной образовательной среды техникума // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 3 (23). С. 93-97.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 Технология машиностроения [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 18 апр. 2014 г. № 350. URL: http://www.consultant.nu/ document/cons_doc_LAW_167700/ (дата обращения: 20.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.