УДК 37:51:378.6
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО МАТЕМАТИКЕ, КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АГРАРНОМ ВУЗЕ
Workbook on Mathematics as a Means of Optimization of the Educational Process for Secondary Vocational Education in the Agrarian University
Дьяченко О.В., преподаватель математики факультета среднего профессионального
образования [email protected]
Dyachenko O. V.
ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет»
243365, Брянская область, Выгоничский район, с. Кокино, ул. Советская, 2а Bryansk State Agricultural University
Реферат. Статья посвящена проблемам среднего профессионального образования, необходимости реорганизации учебного процесса и внедрения новых методик обучения. Рассматривается сравнительно новая дидактическая единица - рабочая тетрадь, направленная на оптимизацию работы студентов и преподавателя в условиях стандарта ФГОС СПО.
Summary. The article deals with the problems of secondary vocational education, the need for the reorganization of the educational process and the introduction of new teaching methods. The author considers a workbook as a relatively new didactic unit, aimed at optimizing the work of students and a teacher in the terms of the FGOS SPO standard.
Ключевые слова: рабочая тетрадь, оптимизация, математика, самостоятельная работа, среднее профессиональное образование.
Keywords: workbook, optimization, mathematics, unsupervised work, vocational education.
В настоящее время система среднего профессионального образования претерпевает кардинальные изменения, что влияет в свою очередь на весь учебный процесс. Самостоятельная работа студентов по стандарту ФГОС СПО составляет 50% от всей учебной нагрузки. Преподаватели должны в короткие сроки решать проблему успешной реорганизации образовательного процесса, внедрять перспективные методики обучения. Одним из самых эффективных дидактических средств считается применение рабочих тетрадей.
В 2015 году на базе факультета среднего профессионального образования ФГБОУ ВО Брянский ГАУ в качестве эксперимента была разработана рабочая тетрадь по математике. Главными целями внедрения методического пособия были оптимизация учебного процесса, повышение эффективности аудиторной и самостоятельной работы студентов на занятиях математики в соответствие стандарта ФГОС СПО.
Рабочая тетрадь по математике включает основные темы алгебры и начала анализа за 10-11 классы. По календарно-тематическому плану должны быть в полном объеме изучены следующие разделы: тригонометрия, производные, первообразные, определенный интеграл, показательные и логарифмические выражения. Все перечисленные темы были включены в рабочую тетрадь. Каждая тема состояла из четырех структурных элементов:
- Раздел «Запомни»;
- Раздел «Практическая работа»;
- Раздел «Самостоятельная работа»;
- Раздел «Домашняя работа».
Раздел «Запомни» дублирует основной материал из лекции, который студент должен либо выучить, либо ему необходимо будет его часто использовать при решении за-
дач. Эффективным считается на познавательном этапе использовать таблицы, формулы и даже картинки, что позволяет зрительно быстрее запомнить учебную информацию.
Раздел «Практическая работа» включает задания, которые выполняются только во время аудиторных занятий вместе с преподавателем. В этом блоке задания разбираются сначала самые легкие, в основном на отработку навыков, затем задания подобраны более сложные. Успешное выполнение полностью раздела «Практическая работа» позволяет переходить на новый раздел «Самостоятельная работа», по итогам студенты получают оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или в противном случае «неудовлетворительно».
В разделе «Самостоятельная работа» задания по сложности и способам решения аналогичны заданиям из предыдущего раздела. Студент обобщает и систематизирует знания и умения, полученные при теоретическом обучении и во время разборки примеров с преподавателем. Практически в каждой теме разработаны дифференциальные задания на оценку. Студенты, выбирают уровень сложности самостоятельно, на какую оценку они разобрались в новой теме.
Раздел «Домашняя работа» состоит из заданий, которые разбирались вместе с преподавателем и задания творческого или проблемного характера. Основную часть домашних заданий обязаны выполнить все студенты. Для получения дополнительных знаний и соответственно второй оценки, необходимо выполнить полностью домашнее задание.
Эксперимент проходил в течение 7 месяцев среди студентов первого курса факультета среднего профессионального образования. Каждому студенту была выдана рабочая тетрадь. В ней студенты выполняли аудиторную и самостоятельную работу, преподаватель проверял наличие всех решений, ставил оценку по результатам выполнения разделов «Самостоятельная работа» и «Домашняя работа».
В конце эксперимента были проведены контрольные работы в группах, где обучение математики осуществлялось с использованием рабочей тетради и группах, где изучение математики проводилось традиционным способом. Результаты показали, что 85% студентов, выполнивших работу на «хорошо» и «отлично», были из первой группы. Затем был проведен опрос студентов об удовлетворенности учебным процессом с помощью рабочей тетради. По результатам опроса, можно сделать следующие выводы:
- повысился интерес у студентов к дисциплине «математика»;
- самостоятельная работа получила направленный и эффективный характер;
- знания получены в полном объеме;
- произошло преобразование обучающимися учебной информации, вовлечение их в поисковый процесс решения поставленных проблемных ситуаций и задач;
- особенно запомнились темы, разработанные в рабочей тетради в виде кроссворда, игр «Морского боя» и «Найди соответствие»;
- студенты запомнили многие определения, формулы и правила, благодаря графическому их предоставлению для восприятия.
Практическая работа распределена таким образом, что студенты могут применить знания, полученные на лекции, использовать имеющийся опыт. Самостоятельная работа рассчитана на осознанное, творческое преобразование знаний, перевод теоретической информации в практическую область. Студенты, имея на руках рабочую тетрадь, заранее могут планировать свои действия, для получения новых знаний, новых способов решения задач, следствие этого и более высокой оценки по дисциплине. Тем самым автоматически устраняется этап незнания, непонимания сложившейся ситуации. Мотив обучения меняется с отрицательного на нейтральный, и в итоге на положительный. При разработке рабочей тетради учитывались возрастные особенности (15-16 лет), интересы и возможности студентов. В каждой теме включены дополнительные задания, выполнение которых может заинтересовать студентов, которые желают углубить знания по математике.
Опыт внедрения рабочей тетради позволил организовать работу каждого студента в группе, эффективно и рационально распределить учебное время. Студенты, с хорошо
сформированными умениями, успевают выполнить больший объем заданий, тем самым могут либо продолжить изучение самостоятельно, либо выступить в качестве консультантов для менее сильных студентов.
Необходимо отметить широту дидактических функций рабочей тетради по математике: учебно-информационная, развивающая, стимулирующая и контролирующая. Считаю, что методическая разработка актуальна в процессе преподавания математики для студентов среднего профессионального образования. Основная задача любого педагога -это научить, дать новые знания студентам. Результатом деятельности считается успешное усвоение полученных знаний, умений и навыков. Таким образом, необходимость разработки, внедрения и усовершенствования новых методик преподавания, является единственным эффективным способом для продуктивной образовательной деятельности в рамках стандарта ФГОС СПО третьего поколения.
Библиографический список
1. Данилов О.Е. Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины [Текст] // Молодой ученый. 2013. №4. С. 552-555.
2. Подгрушная Т.С. Контрольно-обучающие программы, как средство педагогического контроля в образовательном процессе вуза // Сибирское медицинское обозрение. 2013. № 2. С. 97-99.
3. Виландеберк A.A., Шубина, Н.Л. Новые технологии оценки результатов обучения (уровневое образование). СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 91 с.
4. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 160 с.
5. Старикова Л.Д., Пачикова Л.П., Касьянова Ю.С. Методика профессионального обучения: организация самостоятельной работы студентов: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. 162 с.
6. Дьяченко О.В. Конспект лекций по дисциплине «Математика» для студентов специальностей 23.02.03 (Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта), 35.02.08 (Электрификация и автоматизация сельского хозяйства), 20.02.04 (Пожарная безопасность). Брянск: Изд-во Брянского ГАУ, 2015. 160 с.
7. Дьяченко О.В. Рабочая тетрадь по математике. Брянск: Изд-во Брянского ГАУ,
2015. 160 с.
8. Дьяченко О.В. Конспект лекций по дисциплине «Математика» для студентов / О.В. Дьяченко. Брянск: Изд-во Брянского ГАУ, 2015. 100 с.
9. Дьяченко О.В. Теоретический курс по математике: учебное пособие / О.В. Дьяченко. Брянск: Изд-во Брянского ГАУ, 2015. 116 с.
10. Дьяченко О.В. Рабочая тетрадь по математике для аудиторной и самостоятельной работы студентов первого курса / О.В. Дьяченко. Брянск: Изд-во Брянского ГАУ,
2016. 109 с.
11. Кожухова Н.Ю. Индивидуальный проект как интенсивный метод обучения // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. №3 (2015). С. 40-42.
12. Кожухова Н.Ю. Проектная деятельность обучающихся по программам среднего профессионального образования // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2016. №4 (56). С. 84-88.
References
1. Danilov O.E. Pechatnaya rabochaya tetrad' dlya obuchaemogo kak chast' uchebno-metodicheskogo kompleksa distsipliny [Tekst] //Molodoy uchenyy. 2013. №4. S. 552-555.
2. Podgrushnaya T.S. Kontrol'no-obuchayushchie programmy, kak sredstvo pedagog-icheskogo kontrolya v obrazovatel'nom protsesse vuza // Sibirskoe meditsinskoe obozrenie. 2013. № 2. S. 97-99.
3. Vilandeberk A.A., Shubina N.L. Novye tekhnologii otsenki rezul'tatov obucheniya (urovnevoe obrazovanie). SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2008. 91 s.
4. Erganova N. E. Metodika professional'nogo obucheniya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2007. 160 s.
5. Starikova L.D., Pachikova L.P., Kas'yanova Yu. S. Metodika professional'nogo obucheniya: organizatsiya samostoyatel'noy raboty studentov: uchebnoe posobie. Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2014. 162 s.
6. D'yachenko O.V. Konspekt lektsiy po distsipline «Matematika» dlya studentov spetsi-al'nostey 23.02.03 (Tekhnicheskoe obsluzhivanie i remont avtomobil'nogo transporta), 35.02.08 (Elektrifikatsiya i avtomatizatsiya sel'skogo khozyaystva), 20.02.04 (Pozharnaya bez-opasnost'). Bryansk.: Izdatel'stvo Bryanskogo GAU, 2015. 160 s.
7. D'yachenko O.V. Rabochaya tetrad'po matematike. Bryansk: Izdatel'stvo Bryanskiy GAU, 2015. 160 s.
8. D'yachenko O.V. Konspekt lektsiy po distsipline «Matematika» dlya studentov. Bryansk: Izdatel'stvo Bryanskogo GAU, 2015. 100 s.
9. D'yachenko O.V. Teoreticheskiy kurs po matematike: uchebnoe posobie. Bryansk: Izdatel'stvo Bryanskogo GAU, 2015. 116 s.
10. D'yachenko O.V. Rabochaya tetrad'po matematike dlya auditornoy i samostoyatel'noy raboty studentov pervogo kursa. Bryansk: Izdatel'stvo Bryanskogo GAU, 2016. 109 s.
11. Kozhukhova N.Yu. Individual'nyy proekt kak intensivnyy metod obucheniya // Vestnik Bryanskoy gosudarstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akademii. 2015. №3 (2015). S. 40-42.
12. Kozhukhova N.Yu. Proektnaya deyatel'nost' obuchayushchikhsya po programmam srednego professional'nogo obrazovaniya // Vestnik Bryanskoy gosudarstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akademii. 2016. №4 (56). S. 84-88.