УДК 378 ББК 74.58 Ш-54
Шехмирзова Анджела Мухарбиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Адыгейского государственного университета, е-
mail: [email protected];
Сташ Светлана Мухарбиевна, кандидат социологических наук, доцент, зав. кафедрой сервиса, туризма и связей с общественностью Майкопского государственного технологического университета, е-mail: [email protected]
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ХОДЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРОВ
(рецензирована)
В статье рассматривается в качестве одного из актуальных дидактических средств формирования профессиональных компетенций в ходе самостоятельной работы бакалавров в условиях реализации компетентностного подхода в вузе - рабочая тетрадь. Показана общая структура рабочей тетради, которая является частью учебно-методического комплекса ряда вузовских дисциплин, в том числе «Педагогики», входящей в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование».
Ключевые слова: ФГОС ВПО, рабочая тетрадь, дидактические тесты,
профессиональные компетенции, самостоятельная работа бакалавров.
Shekhmirzova Andgela Mukharbievna, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Department of General Pedagogy ofAdygh State University, e-mail: [email protected];
Stash Svetlana Mukharbievna, Candidate of Sociology, associate professor, head of the Department of Service, Tourism and PR of Maikop State Technological University, e-mail: stash [email protected].
WORKBOOK AS A DIDACTIC WAY OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION IN THE INDEPENDENT WORK
OF BACHELORS
(Reviewed)
The article considers workbook as one of the important teaching tools for creating professional competencies during independent work of bachelors in a competence-based approach implementation in the university. General structure of the workbook has been shown, which is a part of the educational complex of several university disciplines, including “Pedagogy”, that is a part (general professional) of professional disciplines in the cycle of the basic educational program for bachelors of “Teacher Education ”.
Keywords: FSES HPE, workbook, didactic tests, professional competence, independent work of bachelors.
В настоящее время в условиях внедрения компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования как концептуальной основы Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) принципиально важной и активно обсуждаемой проблемой становится учебнометодическое обеспечение дисциплины и, соответственно, формирование фондов оценочных средств. Реализация требований ФГОС ВПО к результатам освоения основных образовательных программ (ООП) бакалавриата, повлекло изменение в учебных планах соотношения объема аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся. Превышение времени на самостоятельную работу студентов, по сравнению с традиционной лекционно-семинарской формой занятий, как показывает вузовская практика
последних лет, привело к необходимости поиска путей решения новых задач.
Поскольку одним из важных требований к выпускнику высшей школы, конкурентоспособного на современном рынке труда, стала способность к дальнейшему самообучению, то самостоятельная работа студентов в этих условиях приобрела новый смысл с точки зрения содержания, затраченного времени, отношения как студентов, так и преподавателей. При этом рабочая тетрадь по профессиональным дисциплинам направления подготовки бакалавров как часть учебно-методического комплекса составляет фонд оценочных средств. В современных условиях компетентность стала рассматриваться как результат образования, который формируется и проявляется только в деятельности. Именно поэтому исследователи для разных деятельностей выделяют различные ее виды (коммуникативная, информационная, математическая и т.п.) и соответственно, определяют дидактические средства их формирования [1, 4]. Подобное проявляется и в ФГОС ВПО, в которых учебным циклам дисциплин и проектируемым результатам их освоения поставлены в соответствие формируемые посредствам них разные виды компетентностей, в числе которых общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные [2].
Именно поэтому решение данной проблемы следует начинать с определения понятий «компетентность» и «компетенция», которые, как показал анализ научно-педагогической литературы, сводятся к их множеству и отсутствию общепринятой дефиниции.
Так, С.У. Шишов определяет компетенцию как общую способность, основанную на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению [4]. Наряду с ним, Э.Ф. Зеер компетентность рассматривает в качестве результата когнитивного научения, в то время как компетенция представляет собой процесс и результат деятельностного обучения: компетентность в действии [1]. Эти два понятия четко различает А.В. Хуторской, который отмечает, что они во многих российских исследованиях рассматриваются как синонимы. По его мнению, компетенция представляет собой «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним», а компетентность предполагает «... владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [3].
ФГОС ВПО выделяет общекультурные и профессиональные (включая общепрофессиональные) компетенции. Более детальная классификация компетенций стандартами не предусмотрена, поэтому исследователи для полного их понимания представляют обобщенные их типы с помощью общих дескрипторов. На сегодняшний день активно ведутся научные исследования по проблеме формирования и оценки компетенций бакалавров и магистров. Так, в Адыгейском государственном университете (АГУ) и Майкопском государственном технологическом университете (МГТУ) учебно-методические комплексы (УМК) дисциплин по реализуемым в вузах направлениям подготовки бакалавров в соответствии с ФГОС ВПО, ориентированы на формирование у выпускников общекультурных компетенций, которые позволяют им достигать результатов в неопределенных ситуациях и решать проблемы, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств. Ориентированность УМК дисциплин на развитие общепрофессиональных компетенций позволяют формировать у бакалавров совокупность профессиональных знаний, умений и способов выполнения профессиональной деятельности по общему профилю подготовки. Готовность же выпускников к решению совокупности профессиональных задач в соответствии с направлением подготовки обеспечивается сформированностью профессиональных компетенций.
В целом, в условиях реализации компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования, качественно преобразовывается не только учебнопознавательная самостоятельная деятельность студентов, но и переосмысливается общая стратегия образовательной работы вуза.
Покажем эти изменения на примере взаимодействия структурных уровней вуза (рис. 1).
Уровень вуза Модель Система менеджмента Научно-методический
компетенций выпускника " качества (Положение об УМК) - совет вуза. Отдел оценивания компетенций
Ж > г
Уровень Профили Формирование фонда оценочных средств Анализ уровня сформированности компетенций
кафедры компетенций
Ж > г
Уровень преподавателя Средства и методы формирования компетенций - Разработка компетентностно-ориентированных заданий и - Рабочая тетрадь дисциплины. Портфолио достижений
оценочных средств студента
Рис. 1. Схема взаимодействия структурных уровней вуза при реализации
компетентностного подхода
Как видно на схеме компетентностно-ориентированный подход к образовательному процессу вуза неизбежно приводит к изменениям в профессиональной деятельности преподавателя. В условиях компетентностно-ориентированного обучения основной его задачей становится не передача учебной информации, а проектирование самостоятельной познавательной работы студентов, управление и мониторинг ее результатов. Безусловно, это влечет за собой поиск адекватных дидактических средств, форм и методов обучения, ориентированных на формирование и оценку компетентностей обучающихся.
На кафедре общей педагогики АГУ по циклам педагогических дисциплин разработаны новые версии учебно-методических комплексов (УМКД), включающие в себя систему дидактических средств формирования компетенций бакалавров и фонд оценочных средств. Рабочая тетрадь по «Педагогике» выступает одним из значимых дидактических средств формирования профессиональных компетенций и активизации самостоятельной работы бакалавров в условиях реализации компетентностного подхода по различным направлениям подготовки в вузе. Педагогика входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование». Так, на протяжении ряда лет поэтапно апробируются различные научные положения в рамках решения исследовательской проблемы формирования и оценки компетенций бакалавров и магистров. Опыт подобной работы имеется и на кафедре сервиса, туризма и связей с общественностью МГТУ.
Рабочая тетрадь как часть учебно-методического комплекса дисциплины «Педагогика» в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров в АГУ апробируется по направлению 050100 Педагогическое образование (профиль «География», «Биология» / профиль «Химия», «Биология» / профиль - «Музыка»), по направлению 034300 - Физическая культура (профиль - «Спортивная тренировка в избранном виде спорта»). УМК дисциплины «Психология и педагогика» реализуется по направлению подготовки 020400.62 «Биология». В МГТУ рабочие тетради используются по дисциплине «Русский язык и культура речи» по следующим направлениям подготовки: 100400 «Туризм», 031600 «Реклама и связи с общественностью», 100100 «Сервис».
Одним важных требований к выпускнику высшей школы, конкурентоспособного на современном рынке труда является способность к дальнейшему самообучению. Эта способность немыслима без наличия такого личностного качества как самостоятельность, воспитываемая только ходе самостоятельной деятельности.
Как показывает собственный опыт, рабочие тетради по дисциплинам способствуют
развитию способности бакалавров к дальнейшему самообучению и самовоспитанию, поскольку она немыслима без такого качества личности, как самостоятельность. В свою очередь, самостоятельность воспитывается только в процессе самостоятельной учебнопознавательной деятельности, а рабочие тетради в решении этой задачи являются эффективным инструментом ее развития и формирования компетенций бакалавров в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
Как показывает практика, структура рабочей тетради может варьироваться, в зависимости от поставленных задач, в целом способствуя формированию профессиональных компетенций, предусмотренных требованиями к уровню подготовки по конкретной дисциплине. Нами же апробируется рабочая тетрадь, имеющая следующую структуру: ориентировочно-инструментальный блок, организационно-процедурный, содержательнодеятельностный и оценочно-рефлексивный.
Ориентировочно-инструментальный блок раскрывает целевое назначение дисциплины, содержит ее логическую структуру и пояснения требований к освоению дисциплины, а также инструктирует по работе с тетрадью в ходе самостоятельной работы.
Организационно-процедурный блок дает представление о совокупности способов, приемов, средств и форм организации самостоятельной работы по дисциплине.
Содержательно-деятельностный блок обеспечивает освоение учебной дисциплины в объеме запланированных часов. По каждой теме и отдельным разделам предлагается комплекс компетентностно-ориентированных заданий, способствующих формированию соответствующих компетенций (ОК, ОПК и ПК).
Оценочно-рефлексивный блок помогает студенту осуществлять самоанализ процесса изучения учебного материала и самооценку результатов освоения дисциплины. Предлагаемые задания в тестировании носят рефлексивный характер. Каждый блок рабочей тетради включает в себя перечень основных и дополнительных источников информации по дисциплине.
Таким образом, рабочая тетрадь по дисциплинам в структуре ООП подготовки бакалавров позволяет решить задачи модернизации системы профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда и реальными запросами образования.
Литература:
1. Зеер Э.Ф., Павлова А.М, Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. М., 2005. С. 14.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). / Утв. пр. М-ва образования и науки РФ от 17 января 2011 г. №46 (приложение 25 с.)
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2002. №2. С. 58-64.
4. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. №2. С. 58-62.
References:
1. Zeer E.F. Modernization of vocational education: competence-based approach: textbook / E.F.Zeer, A.M.Pavlova, E.E.Symanyuk, M., 2005.P. 14.
2. Federal state educational standard of higher professional education in the direction of preparation 050100 Pedagogical education (qualification (degree) “Bachelor”); / Appr. By the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on January 17, 2011 №46 (Ann. 25 p.).
3. Khutorskoy A.V. Core competencies as a component of the personality-oriented educational paradigm // Education, 2002. №2. P. 58-64
4. Shishov S.E. The concept of competence in the context of the quality of education // Standards and monitoring in education. №2. 2002. P. 58.