Научная статья на тему 'Пятиуровневая концепция подготовки, переподготовки и повышения квалификации по энергосбережению и энергетическому менеджменту'

Пятиуровневая концепция подготовки, переподготовки и повышения квалификации по энергосбережению и энергетическому менеджменту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов В. М.

Описана разработанная структура обучающего комплекса по рациональному энергопотреблению на базе Тульского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIVE - LEVEL CONCEPT OF TRAINING, RETRAINING AND SKILLS FOR ENERGY EFFICIENCY AND MANAGEMENT

The structure of the training complex designed for rational energy consumption on the basis of Tula State University is described.

Текст научной работы на тему «Пятиуровневая концепция подготовки, переподготовки и повышения квалификации по энергосбережению и энергетическому менеджменту»

разработок и заканчивается контролем параметров изделия. При этом использование единого базового элемента процесса - электронной 3-D модели - дает возможность значительно упростить согласование и взаимодействие различных этапов производственного цикла. Также уменьшается количество технологических операций, повышается точность и значительно снижается вероятность возникновения ошибок. В результате все это позволяет предприятию экономить значительные средства, а также выполнять заказы в кратчайшие сроки.

Естественно, что подготовка специалистов для такого производства требует иного, чем это делалось до недавнего времени, подхода. Необходимо обеспечит тесную взаимосвязь и неразрывность научных и образовательных процессов конструкторско-исследовательской и технологической напрвленностей на основе активного внедрения информационных технологий и аккумулирования результатов инновационных достижений.

E.P. Polyakov

FOR WHAT TO THE GRADUATE OF UNIVERSITY ABILITY TO DEVELOP SOLIDSTATE 3D-MODELI?

Need of ensuring close interrelation and contiguity of scientific and educational processes of design and research and technological orientations on the basis of active introduction of information technologies and accumulation of results of innovative achievements locates.

Key words: digital models, the design process, operating programs, three-dimensional model.

Получено 17.10.12

УДК 378.091.2:620.9:005.93:502.174

В.М. Степанов, д-р техн. наук, проф., (4872) 35-54-50, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

ПЯТИУРОВНЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ

Описана разработанная структура обучающего комплекса по рациональному энергопотреблению на базе Тульского государственного университета.

Ключевые слова: энергосбережение, подготовка кадров, энергосберегающие технологии.

Наиболее энергоемким объектом сферы образования в Тульской области является Тульский государственный университет. Его энергопотребление в год составляет 7 млн кВт-ч; тепловой энергии - 40,4 тыс. Гкал. В связи с этим ТулГУ рассматривается как демонстрационная зона для об-

разовательных учреждений не только Тульской области, но и всего Центрального региона России.

Проект "Разработка обучающего комплекса по рациональному энергопотреблению" для демонстрационной зоны по энергосбережению Центрального региона России (на базе Тульского государственного университета) позволит создать комплекс учебно-методической документации и материальной базы для подготовки и переподготовки кадров и повышения квалификации по вопросам энергосбережения.

Основные результаты выполнения корпоративного проекта

Разработана структура обучающего комплекса (рисунок) по рациональному энергопотреблению для демонстрационной зоны по энергосбережению на базе Тульского государственного университета, позволяющая вести подготовку, переподготовку кадров и повышение квалификации по проектированию и эксплуатации современных энергосберегающих технологий, систем и оборудования.

Структура обучающего комплекса включает учебные пособия и учебно-метотодическую документацию лабораторно-практических занятий, которая учитывает особенности направлений обучения по вопросам рационального энергопотребления в системе Минобразования России и базируется на трех направлениях.

Первое направление связано с подготовкой специалистов по электроэнергетике, теплоэнергетике и электротехнике, где стандартами предусмотрены учебные дисциплины и даже отдельные учебные курсы, которые косвенно или прямо имеют отношение к энергосбережению. Поэтому в учебных курсах, которые косвенно связаны с вопросами энергосбережения, выделяется раздел по энергосбережению. В этом разделе рассматриваются вопросы энергосбережения, которые относятся непосредственно к данному учебному курсу. Учебные курсы, которые непосредственно затрагивают вопросы энергосбережения, проанализированы с позиции полноты отражения вопросов по энергоаудиту, эффективности использования энергии и энергоресурсов, современным энергосберегающим технологиям, системам и оборудованию. Для энергетических специальностей наиболее структурно развернуто представлены вопросы потерь энергии и энергоресурсов, качества и надежности распределения энергии и энергообеспечения.

Структура обучающего комплекса

Одним из важных моментов в структуре является создание учебно -методической документации по учету электрической и тепловой энергии, приборам учета расхода холодной и горячей воды, газа и электрической энергии, методам обоснованного выбора приборов учета и их монтажа и наладки на основе оптимального контроля и управления энергопотоками.

Вторым направлением является создание учебных пособий и учебно-методической документации для неэнергетических и электротехнических специальностей. Для технических специальностей отражаются специфика технологических процессов и их влияние на выбор энергоэффективных технологий и оборудования. Для нетехнических специальностей даются общие понятия и приводятся примеры энергосберегающих мероприятий в плане реализации их специальностей, даются характеристики энергосберегающих технологий и оборудования.

Для третьего направления, связанного с переподготовкой кадров по энергетическим и электротехническим специальностям, сохраняется также структура учебных пособий и учебно-методической документации по ла-бораторно-практическим занятиям по проектированию и эксплуатации энергосберегающих технологий, систем и оборудования, что и при подготовке специалистов данного профиля. Одной из особенностей данного направления является повышение квалификации по энергосбережению. Учебно-методическая документация в этом случае уделяет особое внима-

ние энергоаудиту, разработке энергосберегающих мероприятий и обоснованному выбору энергоэффективного оборудования, техническому обслуживанию и эксплуатации, монтажу и наладке энергосберегающих систем и оборудованию.

Основные научно-технические параметры разработки: создан УТЦ «Энергоэффективность», в состав которого входят: лаборатория энергоаудита; информационно-аналитическая лаборатория; лаборатория энергоэффективности; постоянно действующий демонстрационно-выставочный центр новых технологий; обучающая демонстрационно-лабораторная установка для модульного моделирования перспективных энергосберегающих технологий тепловых систем, водоснабжения и водоотведения с регулированием потоков рабочей жидкости, научно-технический уровень соответствует современному состоянию науки и техники, использующих компьютерные технологии.

Ведется подготовка компьютерной виртуальной лаборатории, выполняющей не только информационную роль, но и обучающие функции, связанные с реализацией перечисленных особенностей структуры. В лаборатории разрабатываются виртуальные тренажеры, позволяющие осваивать современные методы энергосбережения.

В структуру обучающего комплекса внедряются действующие модули, реализующие современные технологии энергоснабжения.

Обоснована учебно-методическая документация для проведения лабораторно-практических занятий на данной материальной базе.

Результаты исследований использованы в учебных планах всех специальностей Тульского государственного университета, в учебные курсы вузовского естественнонаучного блока введен раздел «Проблемы энергосбережения».

Разработаны рекомендации по введению разделов для электроэнергетических, теплоэнергетических, электротехнических специальностей по эффективному использованию энергии и энергоресурсов.

Целью курсового и дипломного проектирования по энергетическим и электротехническим учебным дисциплинам является энергоэффективность.

Разработанный обучающий комплекс полностью охватывается учебно-методическими пособиями по электро- и теплоснабжению и эффективному энергообеспечению и использованию энергии и энергоресурсов, снижению потерь энергии, ее качеству и надежности распределения и учебно-методической документацией для проведения лабораторно-практических занятий по проектированию и эксплуатации энергосберегающих технологий, систем и оборудования на указанной материальной базе.

Комплексный подход по созданию обучающего комплекса по рациональному энергопотреблению для демонстрационной зоны по энергосбережению Центрального региона России (на базе Тульского государственного университета) является обобщенным подходом в обучающих технологиях по энергосбережению и эффективному использованию топлива и энергии.

Данный обучающий комплекс по рациональному энергопотреблению является обобщенным и комплексным при подготовке и переподготовке кадров по энергетическим и электротехническим специальностям и повышению квалификации по энергосбережению.

Проанализированы стандарты и учебные планы подготовки бакалавров и специалистов, на основе чего разработана пятиуровневая структура обучения и структура обучающего комплекса по рациональному энергопотреблению, включающая переподготовку кадров и повышение квалификации инженерно-технических работников. Дано обоснование того, что хозяйственная структура Тульского государственного университета является комплексным энергосберегающим объектом, что позволяет на его базе создавать и развивать демонстрационную зону по энергосбережению Тульской области и Центрального региона России.

Для реализации материальной базы демонстрационной зоны по энергосбережению Тульского государственного университета, обучающих модулей и установки модульного моделирования энергоэффективных тепловых сетей и систем водоснабжения и водоотведения с регулированием потоков рабочей жидкости разработана техническая документация для монтажа энергосберегающего оборудования и обучающих модулей и стендов, а также их технического обслуживания в процессе эксплуатации.

Для реализации применения компьютерных технологий обучения по рациональному энергопотреблению разработаны структура и методические основы виртуального обучения. Причем обучающие модули и стенды установки модульного моделирования предусматривают расширение возможности диапазона обучения за счет комбинированного использования физического и цифрового моделирования. Поэтому следующим этапом реализации обучающего комплекса является развитие обучающих модулей, изготовление стендов установки модульного моделирования, развитие его учебно-методической документации и подготовка учебно-методических пособий.

Одним из главных направлений реализации пятиуровневой системы является использование материальной базы энергетических предприятий (ОАО «Тулэнерго», ПКФ «Автоматика»). Совместно с Тульским государственным университетом созданы лаборатории постоянного тока, электромагнитной совместимости, высоковольтные лаборатории, лаборатории хи-

мического анализа для испытания кабельных линий и лаборатория релейной защиты.

Список литературы

1. Балыхин Г.А. Энергосбережение в системе образования // Сборник научно-практических и методических материалов. М.: АМИ11РЕСС, 2000. 143 с.

V.M. Stepanov

FIVE-LEVEL CONCEPT OF TRAINING, RETRAINING AND SKILLS FOR ENERGY EFFICIENCY AND MANAGEMENT

The structure of the training complex designed for rational energy consumption on the basis of Tula State University is described.

Key words: energy efficiency, personnel training, energy-saving technologies.

Получено 17.10.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.