вания для распределительных электросетей: серии масляных трансформаторов напряжением 10/0,4 кВ мощностью до 1 ООО кВА и таких же трансформаторов на основе малогорючих жидких диэлектриков для внутренней установки, а на их основе — комплектных трансформаторных подстанций. Нужны технологии производства железобетонных виброопор на основе местных материалов и теплоизоляционных полуцилиндров из диатомита и пенодиато-мита. Для оптимизации режимов и снижения потерь в электросетях предстоит освоить производство компенсаторов реактивной мощности на основе статических преобразователей и фильтрокомпенси-рующих устройств на ^ВТ-транзисторах. В стадии завершения находятся разработка и освоение трех серий шкафов управления погружными электронасосами. Необходимо техническое совершенствование выпускаемого частотного привода и расширение номенклатуры изделий. Предстоит наладить выпуск устройств плавного пуска асинхронных двигателей, бесконтактной коммутирующей аппаратуры для распределительных и осветительных сетей. Предполагается освоение производства блочных контейнерных котельных, водогрейных котлов и высокоэффективных газовых горе-
лок со средствами автоматики. В области энергосберегающего светотехнического оборудования намечается освоение производства электронных пускорегулирующих аппаратов взамен электромагнитных, ламп ДРЛ 250 (8)-ПН (повышенной надежности) и ДРЛ 1000 (8) для наружного освещения, ламп общего назначения со световой отдачей 20 — 22 лм/Вт, компактных люминесцентных ламп с встроенными пуско-регулирующими аппаратами, уличных светильников с лампами ДНаТ-250 взамен существующих с лампами ДРЛ-400, ан-тивандального светильника с компактными люминесцентными лампами для мест общего пользования. Ряд производств предстоит освоить на предприятиях строй-индустрии, в частности плит «Динатем», облегченного (теплого) кирпича, трехслойных стеновых панелей, мелких блоков из ячеистого бетона. Для преодоления бессистемности формирования приборной базы учета энергоресурсов надо проанализировать технический уровень выпускаемых в стране приборов учета воды, тепла, газа и электроэнергии, определить базовую серию и целесообразность долевого участия в их производстве ОАО «Саранский приборостроительный завод» и предприятий вне республики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Батенин В. М. Проблемы российской энергетики / В. М. Батенин, В. М. Масленников // Энергия. 1999. N° 10. С. 7 - 13.
2. Клименко А. Приоритет реальной энергетике // Поиск. 1992. № 32. С. 3.
3. Ковалев В. Г. Энергосбережение в Чувашской Республике // Энергосбережение, сертификация и лицензирование —99: Материалы V Всерос. семинара. Чебоксары, 2000. С. 17 — 23.
4. Огородников Д. Д. Ресурсосбережение как фактор культуры // Энергия. 1999. №6. С. 14 -18.
Поступила 17.12.01.
ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ В РЕГИОНЕ
А. Ф. ПОЛЯКОВ, доктор экономических наук, Д. А. МАССЕРОВ, преподаватель
Для успешного проведения энергосберегающей политики в стране и ее регионах необходимо разработать организационно-
экономический механизм и создать норма-тивно-правовую, производственную и кадровую базыл
© А. Ф. Поляков, Д. А. Массеров, 2002
Энергосберегающие технологии в производстве и экономия ресурсов в непроизводственной сфере в Республике Мордовия используются далеко не в полной мере. Это объясняется тяжелым финансовым положением предприятий, неподготовленностью соответствующих служб, да и всех работников к осуществлению мер в русле энергосберегающей политики.
В числе важнейших задач в этой сфере следует выделить: разработку экономического механизма энергосбережения, т. е. системы нормативов энергопотребления, системы льгот и штрафов для потребителей и производителей энергии, энергосберегающего оборудования, приборов учета и контроля, системы контроля за использованием энергии в регионе; отработку методики обследования предприятий с целью выявления потенциала энергосбережения и выработки управленческих решений; организацию льготной торговли приборами учета, измерения и контроля за использованием энергии, специаишного энергосберегающего оборудования и материалов; создание организационной структуры управления энергосбережением, т. е. выявление основных участников процесса управления энергосберегающей деятельностью, определение их функций, прав и обязанностей.
Для проведения всех перечисленных работ, безусловно, потребуются денежные ресурсы и подготовленные кадры. Наиболее простой путь получения необходимых средств — это формирование Фонда энергосбережения.
При создании Фонда энергосбережения необходимо предусмотреть, с одной стороны, разумную централизацию средств, с другой — четкое распределение перечисленных выше задач по внедрению систем управления энергосбережением между теми, кто будет иметь возможность пользоваться его финансами.
Мощным средством реализации энергосберегающего потенциала региона в условиях рынка должна явиться нормативно-правовая регламентация деятельности хозяйственных структур в направлении формирования благоприятной экономической среды, включая соответствующую налоговую политику и доступ к льготному
кредитованию. Система разработанных мер должна сделать энергосбережение экономически выгодным.
Систему управления энергосбережением должен возглавлять орган, авторитет которого позволил бы преодолевать межведомственные и другие барьеры, организовывать взаимодействие с федеральными структурами, координировать деятельность всех органов государственного управления в республике.
На рис. 1 представлена структура системы управления энергосбережением в республике. Каждый элемент предлагаемой системы будет иметь определенные функции в сфере энергосбережения. Основные из них должны заключаться в следующем.
Комиссия по энергосбережению образуется распоряжением Главы РМ. Она исполняет роль научно-технического совета по проблемам энергосбережения. Члены комиссии входят в состав коллегиального управляющего органа (наблюдательного совета) Фонда энергосбережения. Решения комиссии оформляются в форме указов и распоряжений Главы РМ, а также соответствующих протоколов.
Основные сферы деятельности комиссии:
— межведомственная, межтерриториальная координация;
— организация взаимодействия с федеральными органами, партнерами внутри страны и за рубежом;
— координация деятельности органов государственного управления в рамках республики;
— координация деятельности всех органов управления энергосбережением;
— организация энергосбережения как составной части инновационного процесса республики;
— выработка стратегии развития энергетики.
Региональная энергетическая комиссия (РЭК) при Администрации Главы Республики Мордовия реализует программу развития энергетики в регионе, регулирует местные тарифы на электро- и теплоэнер-гию, формирует региональный Фонд энергосбережения, устанавливает местные налоги и льготы, стимулирующие энергосбережение .
Министерство экономики Республи-
Министерство топлива и энергетики
Российской Федерации
Департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения
Министерство промышленности, науки и технологий РФ
«Мордовгос-энергонадзор»
Министерство экономики РМ
Ч
Министерство финансов РМ
Комиссия по энергосбережению при Правительстве РМ
Центр стандартизации и сертификации РМ
Министерство промышленности, транспорта и связи РМ
Региональная энергетическая комиссия
Г
Фонд : сбереже) жерго-ния РМ
Союз потребителей топливно-энергетических ресурсовРМ
Рис. 1. Организационная структура управления процессом энергосбережения
в Республике Мордовия
ки Мордовия разрабатывает энергоэффек- энергосберегающей деятельности по эко-
тивную стратегию экономического развития республики и экономические механизмы энергосбережения, нормативно-законодательную базу; анализирует энергоэффективность в разрезе отраслей и территорий; обеспечивает отражение проблем энергосбережения в прогнозных и бюджетных показателях; осуществляет мониторинг
номическим показателям и прогноз экономических показателей, включая энергопотребление; разрабатывает оптимальные топливно-энергетические балансы.
Министерство финансов Республики Мордовия рассматривается как инструмент для государственного финансирования повышения энергоэффективности, сниже-
ния бюджетных затрат за счет мер по энергосбережению и роста налогооблагаемой базы путем снижения производственных издержек в промышленности.
Опыт регионов выявил необходимость накопления и концентрации средств для поэтапного решения задач энергосбережения, финансирования наиболее значимых и эффективных проектов. С этой целью во многих регионах (Республика Коми, Нижегородская, Костромская, Ивановская области и др.) созданы и функционируют специализированные фонды энергосбережения. Применяются адаптированные к особенностям региона схемы и механизмы финансирования энергосберегающей деятельности .
Фонд энергосбережения РМ формируется РЭК и обеспечивает кредитование, дотации и субсидии в поддержку энергосберегающих мероприятий.
Фонд энергосбережения вводится законом (постановлением) Госсобрания или указом Главы Республики Мордовия и действует на основе соответствующего положения.
Средства Фонда предполагается использовать в основном на финансирование мероприятий республиканской программы энергосбережения и беспроцентное кредитование тех потребителей, которые приобретают энергосберегающую технику. При этом 50 % средств будут погашены Фондом.
Территориальное управление «Мор-довгосэнергонадзор>> осуществляет контроль за рациональным использованием энергоресурсов, соблюдением нормативно-законодательных актов Российской Федерации в части энергосбережения.
Республиканский центр стандартизации и сертификации энергосберегающего оборудования и поверки систем учета энергопотребления, работающий в системе Госстандарта РФ, проводит государственную проверку действующего и вновь разрабатываемого энергосберегающего оборудования, систем и приборов учета, а также сертификацию бытовой и производственной электротехнической продукции на предмет их энергоемкости и соответствия принятым стандартам.
Центр энергосбережения РМ координирует деятельность по реализации про-
граммы энергосбережения; выступает государственным заказчиком проектов программы; инициирует, разрабатывает и внедряет энергосберегающие технологии; помогает организовать серийное производство энергосберегающего оборудования и оснащение их на предприятиях; осуществляет информационное обеспечение и пропаганду эффективного использования энергоресурсов; организует подготовку и переподготовку кадров; разрабатывает программы энергосбережения и предложения по включению в них тех или иных мероприятий; совместно с «Мордовгосэнерго-надзором» проводит энергоаудит, сертификацию, энергетическую экспертизу; совместно с Министерством экономики Республики Мордовия осуществляет анализ энергоемкости социально-экономической сферы республики в разрезе отраслей и территорий, прогнозирование потребностей в энергоресурсах, определяет оптимальные экономические пропорции, готовит нормативно-законодательную базу; совместно с РЭК разрабатывает основы энергосберегающей тарифной политики.
В рамках Центра создается методическая, аппаратурная и кадровая база для энергоаудита, сертификации, энергетической экспертизы проектно-сметной документации.
Республиканский союз потребителей топливно-энергетических ресурсов учреждается с целью юридической защиты входящих в него предприятий и внедрения на них энергосберегающих мероприятий.
Союз определяет приоритеты для направления средств Фонда энергосбережения, его представители участвуют в составе РЭК в установлении обоснованных региональных тарифов на энергоресурсы.
В зависимости от временных этапов развития системы энергосбережения необходимо предусмотреть разные принципы формирования, задачи и функции этой системы.
На период до 2005 г. предлагается упрощенная схема управления энергосбережением, что объясняется неполной нормативной базой, неразработанностью системы льгот и санкций, отсутствием средств для организации полноценной системы
управления. Слабое развитие законодательной базы в стране и в республике требует установки в ближайшие годы довольно жесткой «принудительной» системы энергосбережения с совершенствованием финансового обеспечения политики энергосбережения — создание Фонда энергосбережения. На этот период устанавливается следующее правило его формирования: Фонд формируется за счет отчислений от цен на топливо и энергию в размере 1 %. Отчисления производятся сбытовыми энергетическими организациями и отделами сбыта предприятий ТЭК от величины
своих продаж.
Средства, перечисленные в республиканский Фонд энергосбережения, расходуются в первую очередь на финансовое и материальное обеспечение обследований предприятий и составление их энергетических паспортов, внедрение наиболее эффективных мероприятий по энергосбережению, разворачивание местных производств приборов и энергосберегающего оборудования, обеспечение льгот наиболее нуждающимся предприятиям.
С момента возникновения Центр энергосбережения РМ составляет план обследования предприятий и организаций-потребителей. В рамках этой работы должны определяться резервы экономии энергии и на их основе индивидуальные нормативы отчислений в Фонд в зависимости от степени эффективности использования энергии. Предприятия, прошедшие обследование и получившие индивидуальные нормативы отчислений, покупают топливо и энергию без указанного выше дополнительного 1% отчисления.
В случае отказа предприятия пройти плановое обследование продажа топлива и энергии ему осуществляется с 2% надбавкой, на следующий год — с 3% и т. д.
Для обследованных предприятий с момента официального принятия новых нормативов начинает действовать другой механизм управления. Суть его заключается в следующем. По итогам обследования определяются реальные резервы экономии энергии и необходимое финансовое и материальное обеспечение предприятия. В соответствии с ним составляется годовой план внедрения мероприятий и рассчитывается величина необходимых финансо-
вых средств. Эта величина пересчитыва-ется в виде процента к цене на топливо и энергию. К вычисленному проценту добавляется еще 30 % от него для перечисления в республиканский Фонд энергосбережения. При этом задания по энергосбережению надо устанавливать так, чтобы общий размер начисленного процента к цене не превышал 1,5 % от цены на топливо и энергию.
Таким образом, 70 % от начисленных на предприятии средств остается на его счету, а остальные 30 % перечисляются в республиканский Фонд. Предприятие использует свой фонд на реализацию годового плана энергосбережения.
В установленные сроки «Мордовгос-энергонадзор» делает заключение о состоянии работы предприятия в области энергосбережения. В случае заключения об успешном выполнении годового плана по энергосбережению в прошедшем году оно имеет право направить все оставшиеся средства Фонда энергосбережения на любые нужды.
В случае заключения о неудовлетворительной работе по энергосбережению по вине предприятия на последнее налагается штраф в размере 1,2 стоимости дополнительно израсходованных топлива и энергии. Все эти средства изымаются в республиканский Фонд энергосбережения.
В случае, когда средств Фонда энергосбережения, имеющихся на предприятии, недостаточно для реализации какого-нибудь значимого мероприятия по энергосбережению, ему может быть предоставлен на льготных условиях кредит либо сделана отсрочка для накопления необходимой суммы.
Через несколько лет, когда у потребителя и участников энергосберегающей деятельности накопится определенный опыт в области энергосбережения, будет доработана законодательная база, «принудительная» политика энергосбережения должна быть заменена на «добровольную», полностью регулируемую экономическими рычагами (нормативами на использование оборудования, льготами и штрафами в образовании тарифов, в налогообложении и кредитовании).
На этом этапе может быть предложен другой источник формирования Фонда
энергосбережения — амортизационные отчисления.
Как известно, в существовавшей до последнего времени системе централизованного управления большая часть амортизационных отчислений на предприятии передавалась в централизованный фонд верхнего уровня управления.
В новых условиях экономического развития определенную часть амортизационных отчислений мы предлагаем направлять в Фонд энергосбережения. Эта часть должна строго контролироваться, регламентироваться законами и нормативами и направляться исключительно на цели энергосбережения : улучшение технологий, модернизацию оборудования, научные и про-ектно-конструкторские разработки в данном направлении и т. п.
Конечно, имеется определенное неудобство такого способа формирования Фонда: величина отчислений будет зависеть не от объема потребляемых ресурсов, а от величины основных фондов. В то же время фактически средства из Фонда направляются именно на преобразование технологий, организацию производства и т. п., и поэтому связаны с величиной имеющихся фондов.
Иными словами, каждым предприятием самостоятельно формируется фонд энергосбережения, величина которого определяется следующим образом:
Поступила 14.02.02.
^фэс = КАФ, (1)
где 5фэс — фонд энергосбережения, образуемый предприятием; К — коэффициент отчислений в Фонд (25 — 40 %); А — норма амортизационных отчислений на реновацию; Ф — стоимость основных фондов.
Созданный таким образом фонд распределяется между предприятием и республиканским Фондом энергосбережения следующим образом:
^фэс ~~ ^респ + ^пред> (2)
где 5респ — отчисления в республиканский Фонд (5 — 7 %); 8пред — средства, остающиеся непосредственно у предприятия на нужды энергосбережения (93 —
95 %).
Таким образом, подавляющая часть средств фактически остается у предприятия и направляется на техническое перевооружение производства с целью энергосбережения.
Для успешной реализации политики энергосбережения в Республике Мордовия необходимо активное участие государственных органов. Финансирование программ энергосбережения из республиканского бюджета на сегодняшний момент является основным фактором начала полномасштабной энергосберегающей деятельности в республике.
ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
Т. В. САФАРГАЛИЕВА, аспирант
Благополучие человека, живущего в современном индустриальном обществе, основано на большом потреблении относительно дешевой энергии. Предполагается, что потребление энергии будет расти быстрее, чем растет население Земли и по
крайней мере удвоится к 2050 г. Более 86 % от полной используемой человечеством энергии в настоящее время производится при сжигании полезных ископаемых — угля, нефти, природного газа и др. Чтобы понять роль и место возобновляемых
© Т. В. Сафаргалиева, 2002