снабжения.
3. Применение частотно-регулируемого преобразователя позволяет снизить стоимость пускорегулирующей аппаратуры в комплексе управления групповым электроприводом.
Yu.N. Timonin, V.A. Sushkin
MANAGERIAL SYSTEM BY OOLING THE RANSFORMER
The group electric drive control complex for housing services pumping stations, which includes frequency regulated converter, four asynchronous motors pump drives and switching contactor devices is presented.
Key words: housing services, pumping station, electric drive, frequency regulated converter
Получено 24.12.11
УДК 378.1
В. М. Степанов, д-р техн. наук, проф. (4872) 35-54-50, eists @гатЬ ler.ru (Россия, Тула, ТулГУ),
В.С. Косырихин, канд. техн. наук, доц., (4872) 35-54-50, eists @гатЬ ler.ru (Россия, Тула, ТулГУ)
ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНЫХ И НАУЧНЫХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ
Описана разработанная структура обучающего комплекса по рациональному энергопотреблению на базе Тульского государственного университета.
Ключевые слова: энергоресурсосбережение, подготовка кадров, энергосберегающие технологии.
Наиболее энергоемким объектом сферы образования в Тульской области является Тульский государственный университет. Его энергопотребление в год составляет 7 млн кВт-ч; тепловой энергии - 40,4 тыс. Гкал. В связи с этим ТулГУ рассматривается как демонстрационная зона для образовательных учреждений не только Тульской области, но и всего Центрального региона России.
Проект "Разработка обучающего комплекса по рациональному энергопотреблению для демонстрационной зоны по энергосбережению Центрального региона России (на базе Тульского государственного уни-
Известия ТулГУ. Технические пауки. 2011. Вып. 6. Ч. 1
верситета) позволит создать комплекс учебно-методической документации и материальной базы для подготовки и переподготовки кадров и повышения квалификации по вопросам энергосбережения.
Разработана структура обучающего комплекса (рисунок) по рациональному энергопотреблению для демонстрационной зоны по энергосбережению на базе Тульского государственного университета, позволяющая вести подготовку, переподготовку кадров и повышение квалификации по проектированию и эксплуатации современных энергосберегающих технологий, систем и оборудования.
Структура обучающего комплекса
Структура обучающего комплекса включает учебные пособия и учебно-метотодическую документацию лабораторно-практических занятий, которая учитывает особенности направлений обучения по вопросам рационального энергопотребления в системе Минобразования России и базируется на трех направлениях.
Первое направление связано с подготовкой специалистов по электроэнергетике, теплоэнергетике и электротехнике, где стандартами предусмотрены учебные дисциплины и даже отдельные учебные курсы, которые
косвенно или прямо имеют отношение к энергосбережению. Поэтому в учебных курсах, которые косвенно связаны с вопросами энергосбережения, выделяется раздел по энергосбережению. В этом разделе рассматриваются вопросы энергосбережения, которые относятся непосредственно к данному учебному курсу. Учебные курсы, которые непосредственно затрагивают вопросы энергосбережения, проанализированы с позиции полноты отражения вопросов по энергоаудиту, эффективности использования энергии и энергоресурсов, современным энергосберегающим технологиям, системам и оборудованию. Для энергетических специальностей наиболее развернуто структурно представлены вопросы потерь энергии и энергоресурсов, качества и надежности распределения энергии и энергообеспечения.
Одним из важных моментов в структуре является создание учебно-методической документации по учету электрической и тепловой энергии, приборам учета расхода холодной и горячей воды, газа и электрической энергии, методам обоснованного выбора приборов учета и их монтажа и наладки на основе оптимального контроля и управления энергопотоками.
Вторым направлением является создание учебных пособий и учебно-методической документации для неэнергетических и электротехнических специальностей. Для технических специальностей отражаются специфика технологических процессов и их влияние на выбор энергоэффективных технологий и оборудования. Для нетехнических специальностей даются общие понятия и приводятся примеры энергосберегающих мероприятий в плане реализации их специальностей, даются характеристики энергосберегающих технологий и оборудования.
Для третьего направления, связанного с переподготовкой кадров по энергетическим и электротехническим специальностям, сохраняется также структура учебных пособий и учебно-методической документации по ла-бораторно-практическим занятиям по проектированию и эксплуатации энергосберегающих технологий, систем и оборудования, что и при подготовке специалистов данного профиля. Одной из особенностей данного направления является повышение квалификации по энергосбережению. Учебно-методическая документация в этом случае уделяет особое внимание энергоаудиту, разработке энергосберегающих мероприятий и обоснованному выбору энергоэффективного оборудования, техническому обслуживанию и эксплуатации, монтажу и наладке энергосберегающих систем и о б орудо в анию.
Основные научно-технические параметры разработки: создан УТЦ «Энергоэффективность», в состав которого входят: лаборатория энергоаудита; информационно-аналитическая лаборатория; лаборатория энергоэффективности, постоянно действующий демонстрационно-выставычный центр новых технологий; обучающей демонстрационно-лабораторной установки для модульного моделирования перспективных энергосберегаю-
щих технологий тепловых систем, водоснабжения и водоотведения с регулированием потоков рабочей жидкости, научно-технический уровень соответствует современному состоянию науки и техники, использующих компьютерные технологии.
Ведется подготовка компьютерной виртуальной лаборатории, выполняющей не только информационную роль, но и обучающие функции, связанные с реализацией перечисленных особенностей структуры. В лаборатории разрабатываются виртуальные тренажеры, позволяющие осваивать современные методы энергосбережения.
Внедрение в структуру обучающего комплекса действующих модулей, реализующих современные технологии энергоснабжения.
Обоснована учебно-методическая документация для проведения лабораторно-практических занятий на данной материальной базе.
Результаты исследований использованы в учебных планах всех специальностей Тульского государственного университета, в учебные курсы вузовского естественнонаучного блока введен раздел «Проблемы энергосбережения».
Разработаны рекомендации по введению разделов для электроэнергетических, теплоэнергетических, электротехнических специальностей по эффективному использованию энергии и энергоресурсов.
Целью курсового и дипломного проектирования по энергетическим и электротехническим учебным дисциплинам является энергоэффективность.
Разработанный обучающий комплекс полностью охватывается учебно-методическими пособиями по электро- и теплоснабжению и эффективному энергообеспечению и использованию энергии и энергоресурсов, снижению потерь энергии, ее качеству и надежности распределения и учебно-методической документацией для проведения лабораторно-практических занятий по проектированию и эксплуатации энергосберегающих технологий, систем и оборудования на указанной материальной базе.
Комплексный подход по созданию обучающего комплекса по рациональному энергопотреблению для демонстрационной зоны по энергосбережению Центрального региона России (на базе Тульского государственного университета) является обобщенным подходом в обучающих технологиях по энергосбережению и эффективному использованию топлива и энергии.
Данный обучающий комплекс по рациональному энергопотреблению является обобщенным и комплексным при подготовке и переподготовке кадров по энергетическим и электротехническим специальностям и повышению квалификации по энергосбережению.
Проанализированы стандарты и учебные планы подготовки бакалавров и специалистов, на основе чего разработана пятиуровневая струк-
тура обучения и структура обучающего комплекса по рациональному энергопотреблению, включающая переподготовку кадров и повышение квалификации инженерно-технических работников. Дано обоснование того, что хозяйственная структура Тульского государственного университета является комплексным энергосберегающим объектом, что позволяет на его базе создавать и развивать демонстрационную зону по энергосбережению Тульской области и Центрального региона России.
Для реализации материальной базы демонстрационной зоны по энергосбережению Тульского государственного университета, обучающих модулей и установки модульного моделирования энергоэффективных тепловых сетей и систем водоснабжения и водоотведения с регулированием потоков рабочей жидкости разработана техническая документация для монтажа энергосберегающего оборудования и обучающих модулей и стендов, а также их технического обслуживания в процессе эксплуатации.
Для реализации применения компьютерных технологий обучения по рациональному энергопотреблению разработаны структура и методические основы виртуального обучения. Причем обучающие модули и стенды установки модульного моделирования предусматривают расширение возможности диапазона обучения за счет комбинированного использования физического и цифрового моделирования. Поэтому следующим этапом реализации обучающего комплекса является развитие обучающих модулей, изготовление стендов установки модульного моделирования, развитие его учебно-методической документации и подготовка учебно-методических пособий.
Одним из главных направлений реализации пятиуровневой системы является использование материальной базы энергетических предприятий (ОАО «Тулэнерго», ПКФ «Автоматика»). Совместно с Тульским государственным университетом созданы лаборатории постоянного тока, электромагнитной совместимости, высоковольтные лаборатории, лаборатории химического анализа, для испытания кабельных линий и лаборатория релейной защиты.
V-М. Stepanov
TRAINING AND RETRAINING OF ENGINEERS AND SCIENTISTS ON ENERGY
SAVING
The structure of the training complex designed for rational energy consumption on the basis of Tula State University is described.
Key words: saving, training, energy-saving technologies.
Получено 24.12.11