Научная статья на тему 'Пути совершенствования национального законодательства, направленного на противодействие распространению "дизайнерской" наркомании'

Пути совершенствования национального законодательства, направленного на противодействие распространению "дизайнерской" наркомании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
298
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ДИЗАЙНЕРСКИЕ" НАРКОТИКИ / НАРКОПОТРЕБЛЕНИЕ / DRUG USE / НОВЫЕ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / NEW PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / СИНТЕТИЧЕСКИЕ НАРКОТИКИ / КОНТРОЛЬ ЗА НОВЫМИ НАРКОТИКАМИ / НАКАЗАНИЕ ЗА НАРКОПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЭКСПЕРТИЗА / МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ / PENALTIES FOR DRUG OFFENCES EXAMINATION MEDICAL EXAMINATION / ЗАКОН / LAW / DESIGNER''S DRUG / SYNTETIC DRUGS / CONTROL ON NEW DRUGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ленчик Максим Валентинович

В статье рассматривается вопрос появления и распространения "дизайнерских" психоактивных веществ на территории России, мировой опыт противодействия их распространению, предложения по совершенствованию национального законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ленчик Максим Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS TO IMPROVE NATIONAL LEGISLATURE TO RESIST EXPANSION OF "DESAGNER''S" DRUG ADDICTION

The article discusses appearance and distribution of designer psychoactive substances in Russia, global experience in resistance of their distribution, proposals for improvement of national legislation.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования национального законодательства, направленного на противодействие распространению "дизайнерской" наркомании»

УДК 343.9:343.575

Максим Валентинович ЛЕНЧИК,

начальник оперативной службы Управления ФСКН России по Камчатскому краю (г. Петропавловск-Камчатский)

[email protected]. ги

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАПРАВЛЕННОГО НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ "ДИЗАЙНЕРСКОЙ" НАРКОМАНИИ

METHODS TO IMPROVE NATIONAL LEGISLATURE TO RESIST EXPANSION OF "DESAGNER'S" DRUG ADDICTION

В статье рассматривается вопрос появления и распространения "дизайнерских" психоактивных веществ на территории России, мировой опыт противодействия их распространению, предложения по совершенствованию национального законодательства.

The article discusses appearance and distribution of designer psychoactive substances in Russia, global experience in resistance of their distribution, proposals for improvement of national legislation.

Ключевые слова: "дизайнерские" наркотики, наркопотребление, новые психоактивные вещества, синтетические наркотики, контроль за новыми наркотиками, наказание за наркопреступления, экспертиза, медицинское освидетельствование, закон.

Keywords: designer's drug, drug use, new psychoactive substances, syntetic drugs, control on new drugs, penalties for drug offences examination medical examination, law.

у/Ссли наркотик сохранит способ-^^^ ность воздействовать на рецепторы, он будет по-прежнему оказывать желаемое действие, но при этом не будет запрещен законом. Иначе говоря, специалист-химик может слегка изменить молекулу героина и получить новый наркотик с теми же свойствами. И преследовать распространение этого нового соединения по закону будет невозможно" [1, с. 152].

"Дизайнерские" наркотики (от англ. to design - проектировать, разрабатывать) -психоактивные вещества, разрабатываемые с целью обхода действующего законодательства, синтетические заменители какого-либо натурального вещества, полностью воспроизводящие наркотические свойства последнего либо близкие, но не идентичные по строению вещества, как

обладающие, так и не обладающие сходной фармакологической активностью [2]; как правило, представляют собой аналоги или производные уже существующих наркотиков, созданные путем изменений различного характера в их химической структуре, реже - путем создания качественно новых препаратов, обладающих свойствами уже известных наркотиков.

В истории "дизайнерских" наркотиков можно выделить несколько этапов, обусловленных и связанных с развитием научно-технического прогресса в целом и химической, медицинской отраслей в частности.

В 1925 г. в рамках Международной конвенции по опиуму крупнейшие государства подписали соглашение об особом контроле за производством и распространени-

ем морфия, а в мире быстро начали набирать обороты производство и продажа ди-ацетилморфина и его альтернатив. Самыми заметными среди них стали дибензоил-морфин и ацетилпропионилморфин, которые оказывали близкие к героину эффекты воздействия на организм человека, но не попадали под запреты Конвенции. Для того чтобы контролировать оборот новых наркотиков, Комитетом по здравоохранению Лиги Наций были выпущены ряд резолюций и к 1930 г. было создано первое положение об аналогах, в котором устанавливалось правовое регулирование всех эфиров морфина, а также оксикодона и гидроморфона [3].

В качестве примера использования "дизайнерских" наркотических веществ можно привести употребление диэтилового эфира в качестве легальной альтернативы алкоголю в годы "сухого закона" в США [4, с. 21].

Очередным этапом развития "дизайнерских наркотиков" стало массовое распространение в 1960-х гг. психоделика LSD-25, разработанного в военных целях для подавления чувства страха у солдат. В этот же период - с начала 1960 г. по 1970-е гг. в мире растет количество новых синтетических галлюциногенов. Так, в Сан-Франциско в 1967 г. появляется новый сильный психоделик из класса замещенных амфетаминов DOM [5, с. 18].

Конец 1970-х гг. ознаменовался появлением на нелегальном рынке аналогов фенциклидина (PCP). Данный этап в истории дизайнерских наркотиков характеризуется отсутствием четких юридических принципов, позволяющих регулировать появление новых аналогов наркотических веществ. Несмотря на это, в некоторых случаях правоохранительным органам все же удавалось наказать производителей и распространителей "дизайнерских" наркотиков. Так, в 1973 г. Тим Скалли и Николас Санд были осуждены за создание ALD-52, химического аналога LSD-25. В суде было доказано, что для синтеза психоделика обвиняемые должны были использовать ЛСД, следовательно, они работали с неза-

конной субстанцией, хотя само вещество, реализуемое химиками, и не подпадало ни под один из запретов.

Само понятие "'дизайнерские наркотики"' появляется в 1980-х гг. для обозначения различных синтетических опиоидных препаратов, главным образом на основе молекулы фентанила или мепередина (например а -метилфентанил), появившихся на черном рынке в качестве аналогов героина. О более ярком разрушительном воздействии на организм " дизайнерских" наркотиков, нежели традиционных, произведенных из различных растений и грибов, свидетельствует установленный факт того, что один из таких препаратов - MPPP - иногда содержал примеси вещества MPTP, вызывающего повреждения головного мозга, идентичные синдрому Паркинсона [6, с. 33]. В одной из областей России погибли около 1 00 человек от случайной передозировки сильнейшего аналога героина -альфа-метилфентанила, именуемого на жаргоне "Белым китайцем" [7].

Более широкую популярность понятие "дизайнерские" наркотики обрело после массового распространения МДМА ("экстази") в середине 1980-х гг. на территории США и стран Западной Европы. К этому времени правительство США осознало свое бессилие в вопросах регулирования оборота и употребления подобных препаратов и приняло ряд законов, которые позволили американскому Управлению по контролю за распространением наркотиков (DEA) начать контроль этой сферы. В частности, МДМА стал одним из первых препаратов, занесенных в I список наркотиков. В дальнейшем в этот список попали такие аналоги, как 2C-B, AMT, BZP и другие.

В конце 1990-х гг. - 2000 гг. оборот "дизайнерских" наркотиков приобретает глобальные масштабы. Одним из главных факторов, способствовавших их распространению, стал Интернет. В это время появляется эвфемизм "вещества для исследований" (англ. research chemicals), введенный в оборот продавцами "дизайнерских" наркотиков (в частности, психоделиков

семейства триптаминов и фенилэтилами-нов). Концепция "веществ для исследований" заключалась в том, что реализация химических веществ, предназначенных якобы для научных исследований, а не для потребления человеком (маркированных соответственно), не попадает под действие закона США об аналогах наркотических препаратов. Несмотря на эти меры, DEA провело серию рейдов, в ходе которых были задержаны несколько компаний-поставщиков (JLF Primary Materials, RAC Research). Самой известной операцией по задержанию распространителей дизайнерских наркотиков стала операция Web Tryp, которая завершилась в 2004 г. [8, с. 103].

Многие психоактивные вещества, реализуемые в этот период под видом "веществ для исследований", имели химическое структурное сходство с такими веществами, как псилоцибин и мескалин. Обширные химические исследования и изыскания фармацевтических корпораций, университетов и независимых исследователей, проведенные на протяжении XX в., явились теоретической базой для появления новых дизайнерских наркотиков.

На современном этапе развития "дизайнерских" наркотиков (конец 2005 г. - начало 2012 г.) появились множество новых синтетических наркотиков, включающих большое разнообразие новых психостимуляторов (МДПВ, MDMC, 4-MMC), а также психоделиков, депрессантов (такие как метилметаквалон и premazepam) и энтак-тогенов. Особую популярность с середины 2000-х гг. получают синтетические канна-биноиды, входящие в состав так называемых курительных смесей. Основным действующим веществом подобных смесей чаще всего являлось соединение JWH-018. На смену каннабиноидам CP 47,497, HU-210 и JWH-018 пришли RCS-4, RCS-8, АВ-001, PP-22, AB-PINACO, AB-FUBINACO, QCBL-Bz-F, CBL-2201 и многие другие. Последние включенные в Список I вещества являются производными ABCN-2201, TNPC-18. В 2008-2009 гг. были проведены экспертизы, в ходе которых выяснилось, что своим психоактивным

эффектом миксы обязаны не растительным компонентам, как утверждали их производители, а синтетическим веществам [9]. После этого во многих странах были приняты первые законодательные акты, запрещающие синтетические каннабиноиды [10; ii; 12].

В России "дизайнерские" наркотики принято связывать в первую очередь с так называемыми курительными смесями, произведенными главным образом в Китайской Народной Республике, которые появились на российском черном рынке в 2005 г. и к 2007 г. обрели широкую популярность [13]. Распространялись главным образом через Интернет (онлайн-магазины, объявления, специализированные форумы), а также свободно продавались в табачных киосках, магазинах курительных аксессуаров и т.д. К 2007 г. оборот курительных смесей, представленных многочисленными брендами, достиг пика, смеси можно было без труда достать практически в любом уголке страны [14].

В январе 2009 г. исследователи из Университета Фрайбурга (Германия) выяснили, что активным веществом самого на тот момент популярного бренда курительных смесей Spice является синтетический каннабиноид CP 47,497 [13]. До этого времени производители заявляли, что эффект курительных смесей вызывают натуральные компоненты - пустырник, клевер, шалфей и т.д., тем самым вводя в заблуждение потребителей. До проведения экспертиз содержание в смесях синтетических компонентов скрывалось.

Классификация "дизайнерских" наркотиков, замещающих традиционные виды наркотических средств (опиаты, мескалин, каннабиноиды, амфетамин, пиперазин) представлена на рис. 1.

После того как был раскрыт главный действующий компонент смесей, по всему миру стали приниматься законодательные меры, ограничивающие оборот синтетических каннабиноидов. В апреле 2009 г. вышло постановление главного государственного санитарного врача России о запрете оборота ряда курительных смесей и аро-

Рис. 1. Классификация "дизайнерских" наркотиков

матизаторов из-за содержания в их составе ядовитых веществ [15]. В декабре 2009 г. JWH-018 и ряд других синтетических кан-набиноидов были внесены в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен. В дальнейшем Правительством Российской Федерации были запрещены и другие синтетические каннабиноиды: JWH-250, RCS-4, RCS-8, иг-144, АВ-РШАСО, АВ^иВШАСО, QCBL-Bz-F.

Одновременно с запретами на курительные смеси в СМИ развернулась активная просветительская деятельность, многократно публиковались данные о составе, последствиях употребления курительных смесей и количестве летальных исходов, связанных с их употреблением [16; 17; 18].

Анализ статистики за 2010-2014 гг., связанной с противодействием и изъятием из незаконного оборота наркотических средств правоохранительными органами в России, выявил тенденцию ежегодного увеличения количества изъятых "дизайнерских" наркотиков и их увеличение в общей доле произведенных изъятий наркотических средств, как по всей стране, так и в отдельных субъектах Российской Федерации (Камчатский край), о чем свидетельствует приведенная таблица.

В России "дизайнерские" наркотики, в частности синтетические каннабиноиды, примерно с 2005 г. и до настоящего времени позиционируются как курительные смеси, курительные миксы, благовония, ароматические смеси, специи и пряности.

Таблица 1

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИЗЪЯТЫХ НАРКОТИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД 2010-2014 ГГ.

ПОКАЗАТЕЛИ (из статистической отчетности МВД России: ф.173 - 2010-2012 годы ртР-сервер ИАУ 1 Департамента ФСКН России/SPECPO/MEJVED_ STATOTCH/3-MV-NON/... 177 ртР-сервер ИАУ 1) 2010 2011 2012 2013 10 месяцев 2014 года ВСЕГО за 5 лет

Россия Количество наркотических средств, изъятых всеми правоохранительными органами, всего (кг) 41245,828 36164,043 35815,797 34761,953 28642,657 176630,278

из них только синтетических наркотических средств 506,277 716,142 1296,242 1966,542 3711,354 8196,557

Доля изъятой «синтетики» от общей массы 1,2% 2,0% 3,6% 5,7% 13,0% 4,6%

ДФО Количество наркотических средств, изъятых всеми правоохранительными органами, всего (кг) 11677,481 7742,768 7430,062 7648,662 5756,235 40255,208

из них только синтетических наркотических средств 14,504 46,960 53,885 60,547 157,114 333.010

Доля изъятой «синтетики» от общей массы 0,1% 0,6% 0,7% 0,8% 2,7% 0,8%

Камчатский край Количество наркотических средств, изъятых всеми правоохранительными органами, всего (кг) 55,575 44,218 72,459 45,846 13,097 231,195

из них только синтетических наркотических средств 0,140 3,732 3,144 19,580 5,521 32,117

Доля изъятой «синтетики» от общей массы 0,3% 8,4% 4,3% 42,7% 42,2% 13,9%

ПОКАЗАТЕЛИ (из статистической отчетности ФСКН России: форма 2 (изъятие) ^ТР-сервер ИАУ 1 Департамента ФСКН России/SPECPO/ITOGI/2-012 (с 2010 года)) 2010 2011 2012 2013 10 месяцев 2014 года ВСЕГО за 5 лет

Россия Количество наркотических средств, изъятых органами наркоконтроля, всего (кг) 28483,424 22443,641 22041,561 21241,114 18897,571 113107,311

из них только синтетических наркотических средств 208,737 454,477 871,010 1073,971 2248,039 4856,235

Доля изъятой «синтетики» от общей массы изъятых наркотиков 0,7% 2,0% 4,0% 5,1% 11,9% 4,3%

ДФО Количество наркотических средств, изъятых органами наркоконтроля, всего (кг) 9200,746 5207,677 5204,472 5060,764 4252,16 28926,475

из них только синтетических наркотических средств 8,804 40,771 38,764 48,819 70,519 207,676

Доля изъятой «синтетики» от общей массы изъятых наркотиков 0,1% 0,8% 0,7% 1,0% 1,7% 0,7%

Камчатский край Количество наркотических средств, изъятых органами наркоконтроля, всего (кг) 36,537 40,590 66,410 30,003 11,853 185,393

из них только синтетических наркотических средств 0,072 2,402 2,981 19,095 4,735 29,285

Доля изъятой «синтетики» от общей массы изъятых наркотиков 0,2% 5,9% 4,5% 63,6% 39,9% 15,8%

Изменения и дополнения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, связанные с совершенствованием контроля за оборотом наркотических средств и отнесение новых веществ к наркотическим средствам, отражены в постановлениях Правительства РФ, но, к сожалению, не все "дизайнерские наркотики", находящиеся в обороте, внесены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации [19].

К 2010-2014 гг. основным источником информации по теме "дизайнерских" наркотиков, а также площадкой для их коммерческого распространения становятся специализированные форумы, такие как legalrc.biz, spice-forum.biz и другие.

28 июля 2012 г. был принят Федеральный закон № 139-Ф3 [20], предполагающий фильтрацию сайтов по системе черного списка и блокировку запрещенных интернет-ресурсов. В черный список попадают крупнейшие форумы и сайты, посвященные психоактивным веществам, но вместо сайтов, чья деятельность была прекращена, в интернет-пространстве появляются новые.

В различных странах данная проблема решается по-разному. Так, в Швеции полиция и таможенная служба имеют право изымать вещества, не входящие в списки наркотиков, если есть подозрения, что данные вещества имеют отношение к нелегальному обороту наркотиков. По решению прокурора изъятые вещества могут быть уничтожены.

Правительство Австралии пошло по другому пути и приняло обширный запрет веществ только на основе их химической структуры. Данный запрет делает нелегальными многие вещества еще до их создания.

В целях противодействия распространению различных "дизайнерских" порошков, смесей и солей полагаем необходимым наличие иной законодательной инициативы руководства ФСКН России, связанной с внесением изменений в список I наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации

запрещен, так как предлагаемые изменения в законодательстве Российской Федерации, связанные с противодействием распространением психоактивных веществ, не смогут обеспечивать исполнение одного из основных принципов уголовного судопроизводства, а именно неотвратимости наказания за совершенное деяние. Введение в действие ответственности за распространение психоактивных веществ в УК РФ, предусмотренной ст. 234.1, не принесет положительных результатов, так как процедура изъятия из гражданского оборота психоактивных веществ и отнесения их к наркотическим средствам либо их аналогам остается сложной и занимает большой период времени (с момента изъятия, внесения в реестр ФСКН России и исследования психоактивного вещества предусматривается срок до 2 лет).

Законодательная инициатива

№ 638953-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части противодействия обороту новых психоактивных веществ) как один из предлагаемых путей решения проблемы с широким распространением синтетических наркотиков ее не только не решает, но и ведет к их фактической легализации, так как предлагаемая к введению в УК РФ ст. 234.1 "Незаконный оборот новых потенциально опасных веществ" предусматривает ответственность только за незаконные производство, изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку, пересылку, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации в целях сбыта, а равно незаконный сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен.

В случае введения данной правовой нормы в УК РФ любое лицо может вполне легально и безнаказанно производить, изготавливать, приобретать, хранить, пересылать и ввозить на территорию Российской Федерации для личного потребления вещества, внесенные в реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ. Причем объемы личного потребле-

ния законопроектом не устанавливаются: это может быть и 0,1 грамма, и 100 граммов, и 2 кг.

Предлагаемая законопроектом уголовная ответственность в виде штрафа, предусмотренная за сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ, является несопоставимой со степенью опасности, которую представляет собой сбыт новых видов синтетических наркотиков (так называемых спайсов).

Принятие данного законопроекта разрушит передовую практику обеспечения неотвратимости наказания за незаконный оборот новых видов синтетических веществ через их отнесение к аналогам наркотиков, внесенных в перечень запрещенных, сложившуюся в ряде субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в случае признания нового синтетического вещества аналогом наркотика, внесенного в Перечень запрещенных, лицу, причастному к его незаконному обороту, даже за хранение совсем небольшого количества, не превышающего 0,05 грамма, грозит уголовная ответственность, а за хранение 1 00 граммов данного вещества оно может получить до 15 лет лишения свободы.

За сбыт 100 граммов нового синтетического вещества, признанного аналогом наркотика, виновный может быть привлечен к уголовной ответственности вплоть до пожизненного лишения свободы.

Если же в соответствии с предлагаемым законопроектом в отношении нового синтетического вещества, являющегося аналогом наркотика, будут установлены государственные меры контроля и оно будет включено в реестр новых потенциально опасных веществ, то максимальное наказание, которое может получить лицо, причастное к их сбыту, - два года ограничения свободы. На практике же это выльется в наложение административного штрафа, так как суды применяют максимальное наказание, предусмотренное какой-либо статьей УК РФ, только в исключительных случаях. Такие санкции несопоставимы с вредом, наносимым психоактивными веществами, в

виде десятков тысяч жертв и покалеченных судеб.

Применение чч. 2 и 3 предлагаемой к введению ст. 234.1 УК РФ в части привлечения к ответственности за сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ, повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда или смерти человека, на практике применить невозможно, так как если вещество, внесенное в реестр новых потенциально опасных веществ, является вновь изобретенным, то не может быть и официально разработанных методик, позволяющих определить следы потребления данных веществ в биологических средах человека и (или) тканях умерших лиц. Также не существует методик, которые бы позволяли установить взаимосвязь между потребленным новым потенциально опасным веществом и наступившим нарушением здоровья, повлекшим тяжкие последствия или смерть человека.

Синтетические наркотики уже более пяти лет стремительно заполняют криминальный рынок Российской Федерации, вытесняя другие виды наркотиков. За этот период в перечень наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен, были внесены более 100 наименований. А методики определения следов потребления некоторых из них в тканях умерших лиц появились в бюро СМЭ Российской Федерации лишь во второй половине 2014 г.

Проблема распространения синтетических наркотиков изначально была недооценена вследствие того, что мониторинг последствий их незаконного потребления для населения Российской Федерации и безопасности государства не проводился. До настоящего времени нет даже приблизительных сведений о количестве зарегистрированных наркопотребителей данных наркотиков, а также о количестве лиц, умерших вследствие их потребления.

Предлагаемые законопроектом изменения в ст. 6.9, 6.10, 20.20, 20.22 КоАП РФ, предусматривающие введение административной ответственности за потребление новых потенциально опасных психоактив-

ных веществ на практике "работать" не будут, так как основанием для привлечения лица к административной ответственности по этим статьям является заключение медицинского учреждения о виде потребленного нового психоактивного вещества. В связи с тем, что вещество является новым, ни одно учреждение здравоохранения Российской Федерации не сможет найти следы его потребления в биологических средах, потому что на момент его появления отсутствует методика, позволяющая обнаружить следы данного вещества в биологических средах человека.

По итогам 2014 г. синтетических наркотиков в Российской Федерации изъято больше чем героина, причем это более концентрированные наркотики, а официально зарегистрированных потребителей синтетики в десятки раз меньше, чем потребителей героина.

Пунктом 4 предлагаемой законопроектом к введению в Федеральный закон от января 1998 г. № 3-ФЗ ст. 2.2 определяется порядок включения нового потенциально опасного психоактивного вещества в реестр. Согласно законопроекту основанием для этого являются сведения о его потреблении, которые должны быть подтверждены результатами медицинского освидетельствования лиц, находящихся под воздействием этого вещества, проведенного в соответствии со ст. 44 указанного Федерального закона. В этом случае происходит возвращение к неразрешимой до сегодняшнего дня проблеме выявления следов потребления вновь изобретенного синтетического наркотика, в биологических средах человека. А раз нет медицинского заключения о потреблении конкретного психоактивного вещества, значит, нет и оснований для внесения его в реестр потенциально опасных психоактивных веществ.

Дать заключение об опасности нового синтетического вещества для здоровья человека, равно как и о его психоактивных свойствах, аналогичных по своему воздействию на организм человека, со свойствами уже известного наркотика, может только государственное фармакологи-

ческое учреждение здравоохранения после проведения исследований его химической формулы и испытания на животных. Но если проведение исследования необходимо, то наиболее эффективным для улучшения наркоситуации будет исследование его именно с целью отнесения к аналогам наркотикам. Нужно только внести небольшие изменения в национальное законодательство, в соответствии с которыми вновь появившееся вещество будет исследоваться только один раз - при его первом появлении в любом субъекте Российской Федерации, а в дальнейшем достаточно будет заключения химика-эксперта об идентичности химических формул и ссылки на проведенное исследование.

Такие изменения позволят максимально сократить сроки расследования уголовных дел указанной категории, исключат смысл ведения реестра и смысл в разработке новых видов наркотиков, так как они в кратчайшие сроки будут признаваться аналогами наркотиков с наступлением уголовной ответственности с момента появления на криминальном рынке.

На основании изложенного полагаем более целесообразным дополнить ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ следующим примечанием:

"Порядок подтверждения отнесения химических веществ к аналогам наркотических средств и психотропных веществ

Подтверждение отнесения химических веществ к аналогам наркотических средств и психотропных веществ осуществляется путем проведения экспертизы (исследования) государственными фармацевтическими учреждениями здравоохранения, имеющими право производства данного вида экспертиз и исследований (далее -государственные учреждения здравоохранения), на основании постановлений о назначении экспертизы (исследования), выносимых территориальными органами правоохранительных органов Российской Федерации.

Предметом экспертизы являются соотнесение структурных формул химического вещества со структурными формулами наркотических средств, психотропных ве-

ществ, а также схожесть со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.

К аналогам не могут быть отнесены лекарственные средства, включенные в Государственный реестр лекарственных средств Российской Федерации; изделия медицинского назначения, включенные в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Российской Федерации; вещества, внесенные в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.

Экспертиза (исследование) проводится в течение десяти рабочих дней. При необходимости проведения дополнительных исследований с привлечением иных специалистов, применением продолжительных по времени методик исследования этот срок может быть продлен руководителем государственного учреждения здравоохранения до двух месяцев.

В день вынесения заключения эксперта (справки об исследовании), которое подтверждает отнесение химического вещества к аналогу наркотического средства или психотропного вещества, должностным лицом государственного учреждения здравоохранения такая информация направляется в ФСКН России для размещения на его официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.

После размещения заключения эксперта (справки об исследовании) о признании вещества аналогом наркотического средства или психотропного вещества на официальном сайте ФСКН России в глобальной компьютерной сети Интернет данные вещества признаются аналогами наркотиков на основании заключения сотрудников экспертно-криминалистических подразделений правоохранительных органов об идентичности их химических формул и ссылки на опубликованное заключение".

Также считаем целесообразным примечания анализируемого законопроекта пос-

ле позиции, касающейся смесей, дополнить позицией следующего содержания: "Производные наркотических средств и психотропных веществ, а также их аналогов, перечисленных в данном списке, за исключением производных, включенных в качестве самостоятельных позиций в Перечень".

Одновременно, в Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" необходимо ввести четкое определение понятия производного, например, в следующей редакции: "Под производными наркотических средств и психотропных веществ для целей постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 следует понимать соединения, химическая структурная формула которых образована формальным замещением одного или нескольких атомов водорода в молекуле соответствующего наркотического средства или психотропного вещества на атомы галогенов и (или) на одновалентные заместители (алкил-, алке-нил-, галогеналкил-, арил-, нафтил-, ацил-, амино-, алкил-амино-, алкилтио-, алкилок-си-группы), и (или) на мостиковые двухвалентные заместители (алкано-, алкено-, алкадиено-, алканокси- группы).

В случае если одно и то же соединение может быть рассмотрено как производное от нескольких альтернативных наркотических средств или психотропных веществ из числа, указанных в постановлении Правительства РФ, предпочтение следует отдавать тому наркотическому средству (психотропному веществу), для соответствующей модификации химической структуры которого в его формулу необходимо ввести заместители с минимальным общим количеством атомов углерода или фтора".

Внесение данных формулировок в вышеуказанный Федеральный закон и Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, не будет препятствовать созданию (синтезу) и производству новых лекарственных средств (даже если учесть, что они будут являться производными каких-либо веществ, включенных в список I Перечня).

Библиографический список

1. Соломзес, Дж. Наркотики и общество / Дж. Соломзес, В. Чебурсон, Г. Соколовский. - OCR Палек, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Дизайнерские наркотики. - URL: http://www.narkotiki.ru/expert_6983.html.

3. Esters of Morphine // UNODC Bulletin on Narcotics (2): 36-38. 1953.

4. Brecher, Edward M. The Consumers Union Report on Licit and Illicit Drugs / Edward M. Breche // Consumer Reports Magazine. - 1972.

5. Snyder, SH. 2,5-dimethoxy-4-methyl-amphetamine (STP): a new hallucinogenic drug / SH. Snyder, L. Faillace, L. Hollister // Science. - 1967. - Nov. 3; 158 (3801): 669-70. -doi:10.1126/science.158.3801.669. PMID 4860952.

6. Fahn, Stanley. The Case of the Frozen Addicts: How the Solution of an Extraordinary Medical Mystery Spawned a Revolution in the Understanding and Treatment of Parkinson's Disease / Stanley Fahn // The New England Journal of Medicine. - 1996. - Dec. 26. - Vol. 335 (26): - P. 2002. - doi:10.1056/NEJM199612263352618.

7. Ламцов, М. Убийца по имени "Белый китаец" / М. Ламцов. - URL: http:// www.narkotiki.ru/press_6433.html.

8. A DEA news release from July 22, 2004 announcing the conclusion of the operation.

9. 12 Spice entha lt chemischen Wirkstoff (German).

10. BGBl I Nr. 3 vom January 21, 2009, 22. BtMÀ ndV vom 19. Jan 2009.

11. Arrêté du 24 février 2009 modifiant l'arrêté du 22 février 1990 fixant la liste des substances classées comme stupéfiants / / Journal Officiel De La République Française. - February 27, 2009; Retrieved June 19, 2010.

12. DEA Moves to Emergency Control Synthetic Marijuana. DEA Public Affairs. U.S. Drug Enforcement Administration. - 2010. - Nov. 24; Retrieved 2011. - February 19.

13. КМ.ру-Курительные смеси убивают россиян. - URL: http://www.km.ru/zdorove/ 2012/10/16/posledstviya-kureniya/694985-kuritelnym-smesyam-boi.

14. Школа жизни. Что такое курительные смеси и почему их запретили? - URL: http:/ /shkolazhizni.ru/archive/0/n-36644/.

15. Медпортал. Онищенко запретил оборот психоактивных курительных смесей. - URL: http://medportal.ru/mednovosti/news/2009/04/09/mix/.

16. "Спайс" - под контроль, дилеров - за решетку. - URL: http://72.ru/text/news/ 257616.html.

17. Курительные смеси - шаг к смерти: на Южном Урале кричат о трагедиях с детьми. - URL: http://www.regnum.ru/news/accidents/1570911.html#ixzz2 FghKGxWT.

18. Убийственные смеси. - URL: http://www.rg.ru/2010/01/21/reg-bashkortostan/ smesi.html.

19. Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 // СПС КонсультантПлюс.

20. О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.